Психология. Журнал Высшей школы экономики, 2011. Т. 8, №3. С. 147-150.
Научная жизнь
XXVI МЕРЛИНСКИЕ ЧТЕНИЯ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ
А.А. ВОЛОЧКОВ
20-22 сентября 2011 г. в Перми прошла Всероссийская научно-практическая конференция с участием зарубежных ученых, организованная Институтом психологии Пермского государственного педагогического университета и Пермским региональным отделением РПО при финансовой поддержке РГНФ (проект № 11-06-14032г). Цель конференции, приуроченной к 90-летию ПГПУ, — обсуждение задач российской психологии в условиях социальных перемен и реализации новых образовательных стандартов.
К началу конференции вышел сборник материалов с тезисами докладов 168 авторов. 107 из них (в том числе 24 доктора и 35 кандидатов наук) приняли очное участие в работе конференции. Вместе с психологами Прикамья проблемы психологического сопровождения образовательных инноваций обсуждали ученые и практики Москвы, Абака-
на, Армавира, Ярославля, Рязани, Ростова-на-Дону, Таганрога, Ижевска, Пятигорска, Краснодара, Самары, Смоленска, Уфы, Челябинска, Екатеринбурга, Томска, Новосибирска, Омска и других городов России, а также ученые Нидерландов (Утрехт), ФРГ (Дрезден) и ближнего зарубежья (Минск).
Открыл пленарное заседание ректор ПГПУ проф. А.К. Колесников. Он отметил особую роль пермской научной школы В.С. Мерлина в 90-летней истории Педагогического университета.
Председатель оргкомитета чл.-корр. РАО, д.пс.н. директор Института психологии ПГПУ проф. Б.А. Вят-кин во вступительном слове обосновал выбор тематики и места проведения конференции. Новые образовательные стандарты в школе, переход вузов на двухуровневую систему — все это требует инновационных, психологически обоснованных и
педагогически проработанных моделей обучения и воспитания. В Пермском крае такой опыт имеется. Б.А. Вяткин выразил уверенность в том, что конференция внесет свой вклад в научную разработку соответствующей проблематики и обогатит педагогическую практику новыми психологическими технологиями.
Пленарный доклад академика РАО, д.пс.н., проф. С.К. Бондыревой (Москва) «Проблемы высшего профессионального образования» акцентировал проблему подготовки специалистов высшей квалификации по психологии и педагогике. В рамках программы конференции была организована встреча С.К. Бон-дыревой с аспирантами, докторантами и научными руководителями, где обсуждались пути повышения качества диссертационных исследований.
Академик РАО, д.пс.н., проф. И.В. Дубровина (Москва) в докладе «Задачи психологической службы на инновационном этапе развития образования» поставила задачу привнесения в систему образования гуманитарного потенциала психологической культуры, без приоритета которой эта система не может быть эффективной.
В докладе «Психологические основы инноваций» д.пс.н., проф. Н.С. Глу-ханюк (Екатеринбург) поставила вопрос о роли психолога в производстве нововведений как самостоятельной сфере деятельности. Университетские психологи откликнулись на качественные социальные изменения новыми специальностями высшего профессионального образования, программами повышения квалификации, но эта активность пока не соответствует масштабу перемен.
Д.пс.н., проф. ЛЯ. Дорфман (Пермь) подверг анализу соотношение нетождественных, дополнительных по отношению друг к другу понятий «креативность» и «инновация». Содержанию этих понятий соответствуют и две группы людей — «креа-тивщиков» и «инноваторов», каждая из которых в инновационном процессе решает свои задачи.
В докладе «Психологическое сопровождение профессионального становления педагога нового типа в системе инновационного образования» д.пс.н., проф. А.В. Морозов (Москва) подчеркнул, что творчество и грамотный инновационный менеджмент в образовании могут реализовать свой потенциал лишь при доминанте общечеловеческих ценностей.
Д.пс.н., проф. В.Ю. Хотинец (Ижевск) в докладе «Билингвальные образовательные программы в поликультурном образовании (на примере Урала и Поволжья)» сопоставила международные подходы с опытом внедрения результатов авторских исследований в этом направлении.
Завершил пленарное заседание докладом «Диагностика универсальных учебных действий: новый подход» д.пс.н., проф. А.А. Волочков (Пермь), в котором на примере собственных разработок предложил ин-тегративный подход к диагностике учебной результативности, резко снижающий финансовые и временные затраты мониторинга качества реализации новых образовательных стандартов.
В работе секции «Общепсихологические аспекты образовательных инноваций» (руководители — проф. В.Ю. Хотинец из Ижевска и проф.
XXVI Мерлинские чтения: Психологические инновации в образовании
149
М.Р. Щукин из Перми) приняли участие 46 психологов из Москвы, Екатеринбурга, Перми, Ижевска, Кирова, Ярославля, Березников и Стерлита-мака. Оживленную дискуссию вызвали доклады: «Онтологическая уверенность в связи со здоровым чувством безопасности» (доц. Н.В. Коптева, Пермь), «Выгорание учителей средних школ Москвы и Ташкента в период внедрения инновационных перестроек» (доц. А.С. Кузнецова, Москва), «Распределение внимания в пространстве воспринимаемого объекта при разных условиях предъявления стимульного материала» (доц. Ю.Н. Слепко, Ярославль) и «Анализ наиболее типичных заблуждений в представлениях о детской одаренности» (проф. Т.М. Хру-сталева, Пермь).
На секции «Новые методы и технологии в психологии образования» (руководители — проф. А.В. Морозов из Москвы и проф. А.А. Волочков из Перми) обсуждались передовые разработки ученых и педагогов-психологов. В исследовательской линии особый интерес вызвали доклады «Личностные ресурсы профилактики выгорания учителей средних школ» (доц. М.М. Абдуллаева, Москва), «Психологическая теория и практика в процессе медиаобразова-ния» (доц. Д.О. Смирнов, Пермь) и «Интонационный (спектрографический) анализ характеристик речи как компонент психодиагностики совла-дающего поведения в условиях стресса» (В.В. Попова и Д.Н. Сосни-на, Пермь), а в практической — «Использование методов творческого самовыражения в воспитательно-образовательном процессе» (Т.Л. Тиу-нова, Пермь).
На секции «Психологическое сопровождение инновационных процессов в образовательных учреждениях» (руководители — проф. Н.С. Глуха-нюк из Екатеринбурга и проф. Т.М. Хрусталева из Перми) с докладами выступили проф. С.Ю. Жданова (Пермь), доценты А.С. Марков (Рязань) и О.Б. Беляев (Пермь), а также преподаватели Л.Н. Филатова (Рязань) и Т.В. Михеева (Березники). Участники обсудили проблему возможности и границ синтеза результатов научных исследований и непосредственного опыта психологического сопровождения инноваций в образовании.
Из десяти докладов, заслушанных на секции «Индивидуальность как объект психологических инноваций в образовательной среде» (руководители — проф. Л.Я. Дорфман и доц. Д.С. Корниенко из Перми), выделим три. В докладе В.Л. Светличной (Москва) «Развитие музыкальных способностей школьников» приведены новые данные о соотношении развития музыкальных и познавательных способностей. Дискуссию о ме-таиндивидуальных эффектах стилей деятельности учителя начальных классов вызвал доклад доц. И.В. Дол-гополовой (Березники). Предложенные в докладе Ю.А. Шевченко (Пермь) «Отражение некоторых особенностей проявления технической одаренности в процессе ее идентификации и развития» инновационные модели имеют практическую значимость.
Особенностью конференции стала выездная секция «Проблемы и перспективы психологической службы образования» (руководители — академик РАО И.В. Дубровина из Москвы,
проф. А.А. Волочков из Перми, Н.В. Шишкина из Чусового). В психологическом центре г. Чусового собрались свыше 100 руководителей и сотрудников психологических центров Прикамья. Итогом работы секции стало обращение в законодательные и исполнительные органы всех уровней с предложениями относительно статуса педагога-психолога и психологических центров системы образования, координации деятельности психологических служб России, а также повышения квалификации школьных психологов.
Актуальные проблемы инновационной деятельности психологов образования обсуждались также при проведении трех круглых столов: «Формирование и развитие креативности как основа профессионального становления педагога нового типа в системе инновационного образования» (ведущий — проф. А. В. Морозов из Москвы), «Проблема деятельности психологических служб в контексте прав ребенка» (ведущие — уполномоченный по правам человека в Пермском крае проф. Т.И. Мар-голина и уполномоченный по правам
ребенка П.В. Миков) и «Психолого-педагогические аспекты профессиональной подготовки и переподготовки учителей: Европа и Россия» (ведущие — проф. К. ван дер Вульф из Утрехта (Нидерланды) и ректор ПГПУ проф. А.К. Колесников из Перми).
Завершили конференцию выступления участников на итоговом пленарном заседании и презентация книги: Психология интегральной индивидуальности: Пермская школа / Сост. Б.А. Вяткин, Л.Я. Дорфман, М.Р. Щукин. М.: Смысл, 2011.
Организаторы конференции создали условия для продуктивной работы ученых и практиков Российской Федерации, дальнего и ближнего зарубежья, участники конференции смогли обсудить психологические инновации в образовании и установить контакты с коллегами. В целом конференция была эффективной и показала необходимость продолжения подобных встреч.
Сборник материалов конференции можно найти в Интернете: http://pspu.ru/files/0000/1202/mer-linsk.pdf.
Волочков Андрей Александрович — заместитель директора и заведующий кафедрой Института психологии Пермского государственного педагогического университета, доктор психологических наук, профессор
Контакты: [email protected]