Научная статья на тему 'XXI ВЕК - ВЕК АРКТИКИ'

XXI ВЕК - ВЕК АРКТИКИ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
345
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРКТИКА / МОРЯ / ГЕОПОЛИТИКА И ГЕОЭКОНОМИКА / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ / НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / РЫБОЛОВСТВО / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Колончин Кирилл Викторович, Бетин Олег Иванович

Целью настоящей статьи является экскурс в историю освоения Арктики разными странами, начиная с X века по настоящее время. В основе анализа лежат геополитический и геоэкономический подходы к развитию межгосударственных отношений с точки зрения защиты национальных интересов России в области рыбохозяйственной деятельности и устойчивого развития Арктического региона в качестве стратегической ресурсной базы обеспечения социально-экономического развития страны, а также в качестве зоны мира, сотрудничества и сбережения уникальных экологических систем. Показано, что геополитический и геоэкономический подходы связаны между собой, а русское присутствие в Арктике, начавшееся с XVI столетия, всегда соответствовало национальным интересам России. Научную новизну статьи составляют предложения по формированию государственной политики в сфере научных исследований и научного обеспечения рыбохозяйственной деятельности в Арктической зоне в долгосрочной перспективе в условиях комплексного морепользования и потепления климата. Практическую значимость проведенного в статье исследования может иметь анализ нормативно-правового обеспечения хозяйственного освоения Арктики с точки зрения защиты запасов гидробионтов от истощения. В заключении сделан вывод, что внутренняя политика Арктического региона в сфере рыбохозяйственной деятельности должна быть направлена на повышение уровня жизни прибрежного населения, на строительство и реконструкцию морских портов и их терминалов, на реализацию мер по освоению континентального шельфа, а также на развитие системы образования и сохранение культурного наследия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Колончин Кирилл Викторович, Бетин Олег Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

XXI CENTURY - THE CENTURY OF THE ARCTIC

The purpose of this article is an excursion into the history of the development of the Arctic by different countries, from the X century to the present. The analysis is based on geopolitical and geo-economic approaches to the development of interstate relations from the point of view of protecting Russia’s national interests in the field of fisheries and sustainable development of the Arctic region as a strategic resource base for ensuring the socio-economic development of the country, as well as as a zone of peace and cooperation and the conservation of unique ecological systems. It is shown that the geopolitical and geo-economic approaches are interconnected, and the Russian presence in the Arctic, which began in the XVI century, has always corresponded to the national interests of Russia. The scientific novelty of the article consists of proposals for the formation of state policy in the field of scientific research and scientific support of fisheries activities in the Arctic zone in the long term in the conditions of integrated marine use and climate warming. The practical significance of the research carried out in the article may have an analysis of the regulatory and legal support for the economic development of the Arctic from the point of view of protecting the reserves of hydrobionts from depletion. In conclusion, it is concluded that the internal policy of the Arctic region in the field of fisheries should be aimed at improving the standard of living of the coastal population, the construction and reconstruction of seaports and their terminals, the implementation of measures for the development of the continental shelf, as well as the development of the education system and the preservation of cultural heritage.

Текст научной работы на тему «XXI ВЕК - ВЕК АРКТИКИ»

htpps://doi.org/10.36038/2307-3497-2022-188-5-12 УДК 910 (98)

ТРУДЫ ВНИРО. 2022 г. Т. 188. С. 5-12 TRUDY VNIRO. 2022. V. 188. P. 5-12

ШЖ2

XXI век — век Арктики

К.В. Колончин, О.И. Бетин

Всероссийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии (ФГБНУ «ВНИРО»), проезд Окружной, 19, Москва, 105187 E-mail: vniro@vniro.ru

Целью настоящей статьи является экскурс в историю освоения Арктики разными странами, начиная с X века по настоящее время.

В основе анализа лежат геополитический и геоэкономический подходы к развитию межгосударственных отношений с точки зрения защиты национальных интересов России в области рыбохозяйственной деятельности и устойчивого развития Арктического региона в качестве стратегической ресурсной базы обеспечения социально-экономического развития страны, а также в качестве зоны мира, сотрудничества и сбережения уникальных экологических систем. Показано, что геополитический и геоэкономический подходы связаны между собой, а русское присутствие в Арктике, начавшееся с XVI столетия, всегда соответствовало национальным интересам России.

Научную новизну статьи составляют предложения по формированию государственной политики в сфере научных исследований и научного обеспечения рыбохозяйственной деятельности в Арктической зоне в долгосрочной перспективе в условиях комплексного морепользования и потепления климата. Практическую значимость проведенного в статье исследования может иметь анализ нормативно-правового обеспечения хозяйственного освоения Арктики с точки зрения защиты запасов гидробионтов от истощения. В заключении сделан вывод, что внутренняя политика Арктического региона в сфере рыбохозяйственной деятельности должна быть направлена на повышение уровня жизни прибрежного населения, на строительство и реконструкцию морских портов и их терминалов, на реализацию мер по освоению континентального шельфа, а также на развитие системы образования и сохранение культурного наследия.

Ключевые слова: Арктика, моря, геополитика и геоэкономика, национальные интересы, нормативно-правовое обеспечение, рыболовство, стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации.

XXI century - the century of the Arctic

Kirill V. Kolonchin, Oleg I. Betin

Russian Federal Research Institute of Fisheries and Oceanography («VNIRO»), 19, Okruzhnoy proezd, Moscow, 105187, Russia

The purpose of this article is an excursion into the history of the development of the Arctic by different countries, from the X century to the present.

The analysis is based on geopolitical and geo-economic approaches to the development of interstate relations from the point of view of protecting Russia's national interests in the field of fisheries and sustainable development of the Arctic region as a strategic resource base for ensuring the socio-economic development of the country, as well as as a zone of peace and cooperation and the conservation of unique ecological systems. It is shown that the geopolitical and geo-economic approaches are interconnected, and the Russian presence in the Arctic, which began in the XVI century, has always corresponded to the national interests of Russia. The scientific novelty of the article consists of proposals for the formation of state policy in the field of scientific research and scientific support of fisheries activities in the Arctic zone in the long term in the conditions of integrated marine use and climate warming.

The practical significance of the research carried out in the article may have an analysis of the regulatory and legal support for the economic development of the Arctic from the point of view of protecting the reserves of hydrobionts from depletion.

In conclusion, it is concluded that the internal policy of the Arctic region in the field of fisheries should be aimed at improving the standard of living of the coastal population, the construction and reconstruction of seaports and their terminals, the implementation of measures for the development of the continental shelf, as well as the development of the education system and the preservation of cultural heritage.

Keywords: Arctic, seas, geopolitics and geo-economics, national interests, regulatory support, fishery, development strategy of the Arctic zone of the Russian Federation.

ВВЕДЕНИЕ

Арктика издавна привлекала внимание человека. Об этом свидетельствует обстоятельный экскурс в историю её освоения [Войтоловский и др., 2001].

В X веке норманны открыли Гренландию, русские Поморы в XII веке впервые достигли островов Колгуев, Вайгач, Новая Земля. Они ловили рыбу, охотились на тюленей, моржей не только в Белом и Баренцевом морях, но ходили морем и в «златокипящую Манга-зею» - так называли восточное побережье Карского моря, а затем и на архипелаг Северного Ледовитого океана Шпицберген, который в те времена носил русское название Грумант.

С XVI до половины XIX века поморы на плоскодонных судах с мощным противоледным укреплением активно развивали морские промыслы моржа.

В первой половине XIX века путешественники писали о больших стадах моржей у южных берегов Шпицбергена. Наряду с Сибирью и Новой Землёй Шпицберген стал основным поставщиком моржового клыка, которого в XVIII веке поступало на российский рынок до тридцати тысяч пудов. Шпицбергенские промыслы славились также добычей белухи, нерпы и тюленей, объектом русских охотников были киты, добыча которых в больших количествах осуществлялась до XVII века.

При Иване Грозном активно развивалось арктическое мореплавание с целью разведки новых промыслов и поиска земель. В первой половине XVII века Северный морской путь был пройден русскими поморами поэтапно - по сибирским рекам от устья к устью, обогнув при этом Таймырский полуостров.

В 1648-1649 гг. якутский казак С. Дежнёв основал зимовье в верхнем течении реки Анадырь. Он совершил плавание из Колымы вокруг Чукотского полуострова в Берингово море и открыл Берингов пролив. В XVIII веке русскими исследователями осуществлена Великая Северная экспедиция (Х.П. и Д.Я. Лаптевы, С.Г. Малыгин, С.И. Челюскин и др.), была описана и составлена карта почти всего северного побережья Азии. На многих островах архипелага Шпицберген от крайнего юга до СевероВосточной Земли в XVIII веке основаны промысловые поселения поморов.

В 1764-1766 гг. в направлении Северного полюса состоялась первая русская морская экспедиция под руководством капитана первого ранга В.Я. Чичагова.

Идея организации этой экспедиции принадлежала М.В. Ломоносову, который пытался отыскать кратчайший путь в Тихий океан. Суда В.Я. Чичагова должны были пройти между Гренландией и Шпицбергеном и, минуя Северный полюс, выйти к американскому

континенту, при этом архипелаг Шпицберген был базовой территорией [Перевалов, 1949].

При правлении императора Александра II были изданы указы, законодательно упорядочивающие рыболовство, в 1860 году утверждены правила рыболовства для районов Беломорско-Ледовитого бассейна [Рыбное хозяйство России, 2005].

В конце XIX и начале XX века в Арктику стремились полярные исследователи со всего света. Важные открытия сделали русские: М. Геденштром, Ф.П. Литке, П.Ф. Анжу, Ф.П. Врангель, П.К. Пахтусов, Э.В. Толль, В.А. Русанов, Г.Я. Седов. А также в открытиях участвовали шведы - Н. Норденшёльд, норвежцы - Ф. Нансен, О. Свердруп, англичане - Джон Росс, Джеймс Росс, американцы - Ф. Кук, Р. Пири и др. Русская экспедиция Б. Вилькицкого на «Таймыре» и «Вайгаче» в 1913 г. открыла Северную Землю [Войтоловский и др., 2001].

С началом XXI века Арктический регион становится центром экономических интересов разных стран.

Огромный минерально-ресурсный и топливно-энергетический потенциал, разнообразные биологические ресурсы, удобные транспортные пути, связывающие материки, широкое распространение малоиз-менённых природных ландшафтов Арктики являются важными для устойчивого развития не только государств, побережья которых выходят к морям Арктики, но и других стран.

Однако климатические изменения последних лет и растущая динамика технического прогресса быстро меняют представления о возможностях этого региона. Сочетание глобальных экономических и стратегических интересов привлекает к Северу повышенное внимание как арктических, так и удалённых от него стран. И если геополитика стремится к изучению взаимосвязей между регионами и социально-политическими организациями (нациями, государствами, цивилизациями) в определённые временные интервалы, то уникальность Арктики в том, что от неё такие организации в значительной степени удалены. Хотя в регионе присутствует малочисленное местное население, суровый климат, нехватка ресурсов и огромные расстояния существенно ограничивают их слияние в центры политической власти. Арктическая политика давно проводится в удалённых от полюса столицах стран, имеющих выход к арктическим морям.

Проблемы Арктики все чаще обсуждаются на страницах научных журналов и становятся важным предметом дискуссий на самых высоких международных переговорах. Этому во многом способствует потепление климата, вносящее коррективы в экономическую деятельность в арктическом регионе.

ГЕОЭКОНОМИКА И ГЕОПОЛИТИКА АРКТИКИ

В начале XXI века Арктика стала территорией взаимодействия политических, экономических и геополитических интересов многих стран. Это послужило дополнительным стимулом для развития этого региона и ускорило включение Арктики в мировой процесс глобального развития. Арктический регион становится центром будущего геостратегического противоборства из-за того, что в морской зоне Арктики появились юридически нерешённые проблемы освоения ресурсов. Исходя из национальных интересов Россия должна быть в курсе происходящих в Арктике процессов как эколого-экономических, так и геополитических.

Пространственная локализация типов экономической деятельности в глобальном контексте и связанная с этим феноменом новая формула мирового разделения труда и мирового дохода (глобальной природной ренты), а также слияние политики и экономики в сфере международных отношений и формирование на этой основе системы стратегических (глобальных) взаимодействий называется геоэкономикой, в соответствии с которой национальные интересы проявляются в экономических границах. Для выработки концепции национальной безопасности геополитический подход является центральным составным элементом новой парадигмы во внешнеэкономической деятельности. В современных условиях борьба за ресурсы Арктики проходит в условиях геоэкономической конкуренции, в которой выявляются перспективы экономического развития арктических территорий и позиционирование ведущих компаний. Конкурентные преимущества можно объединить в три группы. В первую группу входят природные ресурсы, освоение которых возможно в ближайшие 20-30 лет с учётом интенсивного развития инновационных технологий. Вторую группу конкурентных преимуществ представляют транспортные системы, связанные, в первую очередь, с транспортировкой сырьевых ресурсов, с учётом возможных климатических изменений. Третья группа представляет территорию Арктики как пространственный ресурс [Неклесса, 2009; Селин, Башмакова, 2010].

Современная геоэкономика связана с геополитикой, которая формируется под воздействием факторов глобализации [Дергачев, 2002; Кочетов, 20171].

Геополитика, как направление, занимающееся исследованием пространственных, географических, ресурсных и человеческих факторов, влияющих на международные отношения и практику вовлеченности государств в договорные отношения, показывает уро-

1 https://www.rapn.ru/in.php?d=5839&gr=1607

вень межгосударственных отношений. В современных условиях международных отношений в области освоения ресурсного потенциала Арктики ключевым вопросом геополитики является контроль над морским пространством и ресурсами в Арктике.

Генетическое и смысловое родство геоэкономики и геополитики состоит в исследовании международной конкуренции, в которой главными являются не промышленные корпорации или банки, а государства, которые могут использовать геоэкономические инструменты в борьбе за достижение успеха на мировых рынках [Жан, Савон, 1997].

Таким образом, геоэкономика и геополитика связаны между собой и предполагают разграничение интересов по контролю за пространственными территориями и трансформацией его в контроль над ресурсами. Формирование международно-правового статуса Арктики и прежде всего её континентального шельфа представляет собой проблему, которая оказывает значительное влияние на геополитическую ситуацию. Многие страны мира подали заявки в Комиссию ООН по границам континентального шельфа для его освоения. Арктический регион, к которому проявляют интерес разные государства, может стать предметом возможных территориальных споров, и в геополитике следует обратить внимание на разрешение конфликтов за обладание морским пространством.

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ РОССИИ В АРКТИКЕ

В современном морском праве закреплено разделение Арктики на 5 секторов по северным границам России, США, Канады, Дании (Гренландии) и Норвегии, боковыми гранями являются меридианы, вершиной -Северный Полюс. Все земли и острова в пределах , в первую очередь, каждого сектора входят в состав территории прилежащих государств. Площадь Русского сектора около 9 млн кв. км (6,8 млн кв. км составляет водное пространство).

России принадлежит почти половина территории и акватории в Арктике, ограниченная Северным полярным кругом. Это более чем вдвое превышает крупнейший зарубежный Канадский сектор. Российские моря занимают не менее 80% площади шельфа, опоясывающего Арктический сектор. К российскому арктическому побережью прилегает самая обширная в Мировом океане шельфовая зона, обладающая уникальными ресурсами [Аристов, 20102]. Высокий геополитический статус России предполагает российское

2 Аристов И. Курс на Арктику. Морская коллегия обсудила поход за

30 триллионами долларов // Российская газета, 04.10. 2010.

участие и поддержку в решении проблем современной Арктики.

Морской доктриной Российской Федерации, утверждённой 31 июля 2022 г. В.В. Путиным, определены национальные интересы нашей страны, среди прочих (гл. 2, п. 9) - «развитие арктической зоны как стратегической ресурсной базы и её рациональное использование, включая полномасштабное освоение континентального шельфа за пределами 200-мильной исключительной экономической зоны Российской Федерации после закрепления его внешней границы в соответствии со статьёй 76 Конвенции ООН по морскому праву от 10 декабря 1982 года»3.

В целях обеспечения и защиты своих национальных интересов Доктриной названы три приоритетные зоны в Мировом океане. По значимости к жизненно важным зонам обеспечения национальных интересов отнесён арктический бассейн, прилегающий к побережью России, включая акваторию Северного морского пути (рис. 1).

Арктики обусловливают развитие международной кооперации в области исследований и вовлечения в хозяйственный оборот ресурсов региона для получения выгод и повышения конкурентоспособности.

В решении проблем с освоением ресурсов Арктики участвуют не только приарктические государства, но и страны, стремящиеся получить доступ к этому региону.

Установлено, что в среднем потепление климата в Арктике происходит в 2-3 раза быстрее по сравнению с другими районами Земли. За последние 50 лет температура в регионе повысилась на 3 градуса по Цельсию, а толщина арктического льда уменьшилась на 15-20%.4

Глобальные климатические изменения привели к активизации стран по осуществлению экономической деятельности. Благодаря потеплению климата, которое привело к таянию арктических льдов, снизились издержки на разведку полезных ископаемых, их добычу и транспортировку, а также открытие новых ранее недоступных морских маршрутов.

Рис. 1. Арктическая зона Российской Федерации Fig. 1. The Arctic zone of the Russian Federation

В настоящее время не только Россия, приарктические государства, но и многие страны мира проявляют интерес к Арктике. Рост технических и технологических возможностей для освоения ресурсного потенциала

3 http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202207310001

Климатические изменения в Арктике приводят к росту потребности в международных морских перевозках, а Северный Ледовитый океан становится важной транспортной артерией, обеспечивающей

4 Арктический совет. 1998. Программа устойчивого развития. Ика-лаут, Канада. 9 с.

существенное сокращение транспортных издержек в перевозках между Европой и Азией.

Стратегия развития Северного морского пути (СМП) и план развития инфраструктуры Северного морского пути до 2035 года,5 утверждённый Президентом РФ В.В. Путиным от 01.08.2022 № 2115-р, активизируют государственную политику в Арктическом регионе и превращают СМП в постоянно действующую национальную транспортную систему, обеспечивающую круглогодичное обслуживание крупнейших центров эксплуатации природно-ресурсной базы и населения крайнего Севера.

Для Арктического региона СМП является одним из важнейших элементов экономической системы России, который играет ключевую роль в мировой экономике и политике.

Освоение ресурсного потенциала Арктики имеет важное значение в экономике России.

Реки России, впадающие в арктические моря (табл. 1), имеют особенность меридиального направления. Большинство рек впадают в Северный Ледовитый океан (64%).

горбуши, арктического гольца и морского зверя. В Чукотском море развит промысел гольца, полярной трески, минтая, серых китов, морских тюленей и нерпы (табл. 2).

Особую значимость имеет промышленное рыболовство в Арктике для обеспечения продовольствием, защиты экосистем и поддержки малочисленных коренных народов Севера.

В табл. 2 показано, что при стабильном общем вылове, он снижается в основных Арктических зонах промысла, таких как Ненецкий АО, Республика Коми, и Архангельская область, в других зонах вылов в последние 20 лет находится на одном и том же уровне.

В настоящее время Арктика является менее загрязнённым районом планеты и, наряду с пространствами Европейского Севера, Сибири и Дальнего Востока, важнейшим фактором глобальной экологической стабильности. Следует иметь в виду, что арктические экосистемы весьма чувствительны к локальным антропогенным воздействиям и дальним переносам загрязнений. Это обязывает наше общество к необходимости принятия мер по сохранению природной среды Арктики для будущих поколений [Порфирьев, 2008].

Таблица 1. Реки России, впадающие в Северный Ледовитый океан Table 1. Russian rivers flowing into the Arctic Ocean

В том числе:

Моря и о-ва Северного Ледовитого океана

Всего

е о л е

ш

t чэ

а

аг во они

Щ! 0(3|°

Количество рек

1629121

109534

61348

475187

421786

483672 41830

35764

Протяжённость, км 5715476 373898 240103 2278219 16411381 997980 84215

99680

Богатая ихтиофауна и экосистемы морей и рек Северного Ледовитого океана определяют развитие промышленного рыболовства. Баренцево море и впадающая в него река Печора богаты основными промысловыми видами рыб: треска, пикша, сельдь атлантическая и камбалы. Внутриматериковое Белое море с реками Северная Двина, Онега, Мезень располагает к развитию промысла сельди, сиговых, наваги и добычи тюленя. Карское море с реками Обь и Енисей богаты рыбой сиг, муксун, чир, пелядь, голец, камбала и др. В море Лаптевых, с впадающими реками Хатанга, Лена, Яна, обитают сиг, чир, хариус, нельма, а также морж, морской заяц, нерпа. В Восточно-Сибирском море с реками Индигирка, Алазея, Колыма большие запасы сига, хариуса, нельмы,

5 http://static.government.ru/media/files/StA6ySKbBceANLRA6V2sF6 wbOKSyxNzw.pdf

Российские территории Севера и Арктики имеют значительный человеческий потенциал, адаптированный к жизни и работе в экстремальных условиях. Наличие квалифицированных трудовых ресурсов, высокообразованных инженерно-технических, научных и преподавательских кадров вместе с уникальным природно-ресурсным потенциалом, развитым индустриальным комплексом и значительным культурным потенциалом, обогащённым этнокультурным достоянием коренных народов Севера, создают необходимые предпосылки для устойчивого развития северных и арктических территорий страны. При этом организационно-экономический механизм активной промышленной политики должен базироваться на интеграции интересов и ресурсов бизнеса, региональ-

Таблица 2. Российский вылов рыбы и млекопитающих в арктических морях и впадающих в них реках, тонн Table 2. Russian catch of fish and mammals in the Arctic seas and rivers flowing into them, tons

Районы промысла / годы* 2000 2005 2010 2015 2020 2021

Итого 450540 340695 491108 453228 426934 435059

в том числе:

Баренцево море, река Печора 427581 314132 459055 416646 387485 391279

Белое море, реки Сев. Двина, Онега, Мезень 5144 4690 4548 3272 2217 2613

Карское море, реки Обь, Енисей, Пясина 14135 16352 17459 20909 25785 32131

Море Лаптевых, реки Хатанга, Лена, Яна, Чондон, Омолой, Оленек, Анабар 2456 2337 2014 2408 2776 2748

Восточно-Сибирское море, реки Индигирка, Ала-зея, Колыма 876 1444 1215 1135 1540 1176

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Чукотское море, реки Амгуэма, Ноатак 348 1740 6817 8858 7131 5112

Примечание: * - включён вылов в Баренцевом море вокруг земель и островов, указанных в Постановлении Президиума ЦИК от 15 апреля 1926 г. «Об объявлении территорией Союза ССР земель и островов, расположенных в Северном Ледовитом океане»6.

ных и муниципальных органов государственной власти и общественных институтов.

Подводя итог сказанному, следует ещё раз подчеркнуть, что Россия обладает колоссальными производительными ресурсами в Арктике, которые способны обеспечить как непосредственно энергетическую безопасность государства, так и его устойчивое социально-экономическое развитие.

Рост масштабов хозяйственной деятельности вызовет рост экологических угроз для здоровья уязвимых экосистем полярных морей. Противодействием на пути роста угроз должно стать активное взаимодействие всех заинтересованных в освоении ресурсов Арктики сторон.

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОСВОЕНИЯ АРКТИКИ

Реализация национальных интересов России в Арктическом регионе опирается на Указ Президента России В.В. Путина от 05 марта 2020 г. № 164 «Об основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года»7.

Указ Президента Российской Федерации В.В. Путина № 645 от 26 октября 2020 г. «О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года»8, в котором представлены особенно-

6 https://docs.cntd.ru/document/901761796

7 Указ Президента РФ от 05 марта 2020 г. № 164 «Об Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года» http://www.kremlin.ru/acts/bank/45255

8 Указ Президента РФ от 26 октября 2020 г. № 645 «О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года. garant.ru/products/ipo/prime/doc/74710556/

сти Арктической зоны и специальные подходы к её социально-экономическому развитию и обеспечению национальной безопасности в Арктике представлен в таблице 3.

С точки зрения национальных интересов России в акватории Европейской Арктики в условиях глобализации эффективное морепользование может быть реализовано на принципах интеграции с учётом особенностей экономического и социального развития всех субъектов регионального хозяйствования. В отношении рыбохозяйственного комплекса при организации промышленного рыболовства в Арктике следует принимать во внимание:

-экстремальные природно-климатические условия, включая постоянный ледовый покров или дрейфующие льды в арктических морях;

- низкую устойчивость экологических систем, определяющую биологическое равновесие и климат Земли, и их зависимость даже от незначительных антропогенных воздействий;

-необходимость создания новых научно-исследовательских судов и рыболовного флота.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ нормативных документов стратегического планирования до 2035 года, принятых в 20192022 гг., закладывающих основу развития российской Арктики, позволил определить основные национальные политические и экономические интересы в этом регионе.

Одними из главных обозначенных задач в этих документах,являются «обеспечение суверенитета и территориальной целостности», «сохранение Арктики как территории мира, стабильного и взаимовыгодного сотрудничества», необходимость повыше-

Таблица 3. Основные направления реализации Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации в отдельных субъектах и муниципальных образованиях Российской Федерации

Table 3. The main directions of the implementation of the Arctic Zone Development Strategy оf the Russian Federation in individual subjects and municipalities of the Russian Federation

Комплексное развитие морских портов и их терминалов Мурманск, Певек, Сабетта, Зеленый Мыс, Диксон и Дудинка, Архангельск, Провидения, Нарьян-Мар, в бассейнах рек Колыма, Печора, Анабар, Лена, Яна, Индигирка, Беломорско-Балтийского канала; развитие проекта строительства глубоководного морского порта Индига.

Мурманская обл. Архангельская обл. Чукотский АО Ямало-Ненецкий АО Ненецкий АО Респ. Карелия Респ. Саха (Якутия) Красноярский край

Создание и развитие предприятий морехозяйственного сервисного комплекса, осуществля- Мурманская обл. ющих ремонт, снабжение и бункеровку судов, развитие береговых баз в целях оказания на и Архангельская обл. конкурентной основе услуг компаниям, осуществляющим судоходство в акватории Северного морского пути и реализующим проекты в Арктической зоне [Указ Президента РФ от 26 октября 2020 г. № 645, п. 20-...].

Развитие рыбохозяйственного комплекса (с учётом необходимости сохранения и развития ре- Мурманская обл. сурсного потенциала рыбного хозяйства), техническое перевооружение предприятий, включая Архангельская обл. строительство судов, ввод новых мощностей по глубокой переработке водных биологических Респ. Карелия ресурсов на современной технологической и организационной основе, а также развитие ак-вакультуры [Указ Президента РФ от 26 октября 2020 г. № 645, п. 20-..].

Развитие туристско-рекреационных кластеров, в том числе инфраструктуры культурно- Мурманская обл.

религиозного, культурно-познавательного, этнографического, экологического, туристического и этнического туризма г. Кировска, с. Териберка, Ковдорского, Печенгского и Терского муниципальных районов, Соловецких островов, Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, г. Норильска и г. Дудинки, г. Салехард, г. Лабытнанги и пос. Харп.

Архангельская обл. Ненецкий АО Ямало-Ненецкий АО Респ. Карелия Респ. Коми Респ. Саха (Якутия) Красноярский край

Развитие транспортной инфраструктуры и железнодорожной магистрали Сосногорск - Индига. Архангельская обл.

Ненецкий АО Респ. Коми

ния приоритетности вопросов экологии и сохранение уникальных экологических систем Арктики.

Внутренняя политика Арктического региона предполагает повышение уровня жизни, строительство и реконструкцию морских портов и их терминалов, реализацию мер освоения континентального шельфа, развитие системы образования, сохранение культурного наследия, что приведёт к реализации национальных интересов России.

Экономическое развитие Арктики должно обеспечить прекращение оттока населения и создание рабочих мест в промышленном рыболовстве.

Конфликт интересов

Авторы заявляют об отсутствии у них конфликта интересов.

Соблюдение этических норм

Все применимые этические нормы соблюдены.

Финансирование

Работа выполнена в рамках бюджетного финансирования ФГБНУ «ВНИРО».

ЛИТЕРАТУРА

Войтоловский Г.К., Андреев Ю. Н., Барабанов И. П., Беляев А.В., Корзун В. А., Косолапов Н. А., Ларионов П. А., Местеч-кин В. М, Московенко М.В., Писарев В.Д., Плаксий В. Я., Серебряников В.Б., Сергеев П.А., Широв А.А. 2001. Российская Арктика: Справочник для гос. служащих. М.: Дрофа. 337 с.

Дергачев В.А. 2002. Геоэкономика (Современная геополитика). Учебник для вузов. Киев: ВИРА-Р. 512 с.

Жан К., Савон П. 1997. Геоэкономика (господство экономического пространства). М.: ad Marginem. 207 с.

Неклесса А.И. 2009. Геоэкономическая формула мироустройства. Траектории России в новом универсуме // Материалы научного семинара. Вып. № 1. М.: Научный эксперт. С. 9-56.

Перевалов В. А. 1949. Ломоносов и Арктика. М.-Л.: Изд-во Главсевморпути. 503 с.

Порфирьев Б.Н. 2008. Экономика климатических изменений. М.: Анкил. 168 с.

Селин В.С., Башмакова Е.П. 2010. Значение северных и арктических территорий в новых геоэкономических условиях развития России // Регион: экономика и социология. № 3. С. 23-39.

Рыбное хозяйство России. 2005. Альманах. М.: Федеральное агентство по рыболовству, Изд. Дом «АСМО-пресс», ООО «Издательство Дарин», 400 с.

REFERENCES

Voitolovsky G. K. Andreev Yu.N., Barabanov I. P., Belyaev A. V., Korzun V.A., Kosolapov N. A., Larionov P.A., Mestechkin V. M., Moskovenko M. V., Pisarev V. D., Plaksiy V. Ya., Serebrya-

nikov V. B., Sergeev P. A., Shirov A. A. 2001. Russian Arctic: Handbook for civil servants. M.: Drofa. 337 p.

Dergachev V. A. 2002. Geoeconomics (Modern Geopolitics). Textbook for universities. Kiev: VIRA-R. 512 p.

Jean K., Savona P. 1997. Geoeconomics (the dominance of economic space). M: ad Marginem. 207 p.

Nekless A.I. 2009. Geo-economic formula of the world order. Trajectories of Russia in the new universe // Materials of the scientific seminar. No. 1. M.: Scientific expert. Pp. 9-56.

Perevalov V. A. Lomonosov and the Arctic. Glavsevmorput publishing House, 1949— 503 p.

Porfiriev B. N. 2008. Economics of climate change. M.: Ankil. 168 p.

Selin V.S., Bashmakova E. P. 2010. The importance of the northern and Arctic territories in the new geo-economic conditions of Russia's development // Region: Economics and Sociology. No. 3. Pp. 23-39.

Russian Fisheries. 2005. Almanac. M.: Federal Agency for Fisheries, Ed. ASMO-Press House. 400 p.

Поступила в редакцию 25.07.2022 г. Принята после рецензии 05.09.2022 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.