242
НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
УДК 2 + 2 - 9
С. Г. Карасёва, Т. А. Фолиева
XXI Конгресс Международной ассоциации истории религии (23-29 августа 2015, Эрфурт, Германия)
Статья посвящена XXI Конгрессу Международной ассоциации истории религии. Конгресс - крупный мировой форум религиоведов. В его программе значилось около 400 секций, 17 ключевых докладов, заседания континентальных и национальных ассоциаций. На Конгрессе был избран новый состав Исполнительного комитета IAHR, определены основные тенденции развития религиоведения на ближайшие пять лет.
The article is devoted to the 21st Congress of the International Association for History of Religions, a world-wide religious scholars’ forum. It’s program listed about 400 sections, 17 key reports, meetings of continental and national associations. The Congress elected a new IAHR Executive Committee and set major tendencies of the field’s development for the next five years.
Ключевые слова: религиоведение, XXI конгресс Международной ассоциации истории религий.
Key words: religious studies, 21st Congress of the International Association for history of religions.
С 23 по 29 августа 2015 г. в Эрфурте (центр земли Тюрингия) проходил XXI Конгресс Международной ассоциации истории религий / International Association for the History of Religions (IAHR). Эта организация является крупнейшей и главной профессиональной ассоциацией исследователей религии. Она была основана в сентябре 1950 г. и официально зарегистрирована в Гааге (Нидерланды). IAHR - некоммерческая международная организация, цель которой - продвижение научного исследования религий посредством международного взаимодействия всех ученых, чьи исследования касаются этого пред-
© Карасева С. Г., Фолиева Т. А., 2015
243
мета [1]. В соответствии с Конституцией организации международные конгрессы проводятся каждые пять лет. Они являются крупными международными форумами и значимыми событиями в научной религиоведческой жизни.
По официальным данным, XXI Конгресс собрал около 1400 участников, чьи работы прошли рецензирование и строгий отбор (по устным сообщениям организаторов, было подано порядка 4000 заявок на участие). Из специалистов, оказавших в разное время заметное влияние на развитие тех или иных проблемных областей религиоведения, в Конгрессе участвовали Петер Антес (Peter Antes), Айлин Баркер (Eileen Barker), Грегори Аллес (Gregory Alles), Джеймс Кокс (James L. Cox), Петер Бейер (Peter Beyer). Россию представляли 14 делегатов, среди них С.В. Рязанова, Е.Н. Медведева, Е.А. Степанова, Г.Е. Боков, Т.В. Малевич, Е.В. Орел, М.М. Шахнович, Т.А. Фолиева, А.В. Токранов. Беларусь представляла С.Г. Карасева.
В программе Конгресса было заявлено около 400 секций, 17 ключевых докладов, неформальная часть (культурно-исторические туры и конгресс-барбекю), заседания исполнительных комитетов и генеральных ассамблей как самой Международной ассоциации, так и континентальных и национальных ассоциаций исследователей религии (например, Европейской). Секции работали четыре дня (24-25, 2728 августа) с перерывом на традиционный для Конгрессов IAHR день культурно-исторических туров (26 августа). 23 и 29 августа были днями открытия и закрытия Конгресса [2].
Администрация земли Тюрингия оказала организационную и финансовую поддержку Конгрессу. Все дни работы Конгресса его участники имели возможность бесплатного проезда в общественном транспорте Эрфурта. К организационным достоинствам можно отнести полноту информационного обеспечения и своевременность обновления его сайта, а также разработку специального мобильного приложения к программе Конгресса, оперативно извещавшего о текущих событиях в дни его работы. К организационным неудобствам можно отнести его «зеленый» стиль. Участники не обеспечивались печатными версиями расписания (Session Guide) и сборника аннотаций (Book of Abstracts). Это затрудняло ориентирование в мероприятиях Конгресса, что не компенсировались даже мобильным приложением к программе Конгресса: все же ноутбуки и телефоны оказались слишком малогабаритны для панорамного отображения масштаба происходящего.
Тема XXI Конгресса звучала так: «Динамика религии: прошлое и настоящее» («Dynamics of Religion: Past and Present»). Естественно, в
244
названиях многих секций присутствовали термины, отражающие идею подвижности религии - ее пульсации, трансформации, диверсификации как в ретроспективе или перспективе исторического времени, так в границах разных социально-культурных пространств. Можно выделить несколько крупных трендов: ислам, религия на Дальнем и Ближнем Востоке, буддология, когнитивное религиоведение, трансформация религии, мигранты и религия, античные религии, новые религиозные движения, методы и методология исследований религии. Постепенно исчезает интерес к проблемам секуляриза-ции/десекуляризации, феноменологии и повседневности. Еще до конца не сформировался интерес к изучению так называемых nonbelievers. В целом научные настроения можно охарактеризовать как «сомнение», именно оно прозвучало в открывающем Конгресс докладе, именно в пользу него свидетельствует разнообразие теорий, подходов и проблем.
Работа секций Конгресса была устроена таким образом, чтобы докладчики имели максимально комфортный режим выступлений и обсуждений (4 чел. за 2 ч, по полчаса на выступающего), некоторые секции имели продолжающийся характер. Однако для участника или гостя мероприятия такое расписание делало практически невозможным охват всего происходящего, поскольку огромное количество площадок работало одновременно. Тем не менее участники Конгресса из России, Украины и Беларуси присутствовали на заседаниях разных секций, помимо тех, на которых выступали они сами.
Отметим некоторые из выступлений, на которых нам удалось побывать и которые, по нашему мнению, будут интересны читателю.
Секция 24-218 | 121 | From Jupiter to Christ
На средства Общества [изучения] древних средиземноморских религий (Society for Ancient Mediterranean Religions / SAMR) была организована секция «От Юпитера до Христа» (From Jupiter to Christ), руководителем которой был Джеффри Бродд (Jeffrey Brodd). Она была посвящена обсуждению недавно вышедшей одноименной монографии Йорга Рупке / (Jorg Rupke) «From Jupiter to Christ: On the History of Religion in the Roman Imperial Period» (Oxford UP, 2014; translated from: Von Jupiter zu Christus: Religionsgeschichte in romischer Zeit [WBG, 2011]). Книга предлагает новый подход к изучению исторического материала - кросс-дисциплинарный, основанный на анализе разного рода фактических данных (литературных, хронографических, священнослужебных и т. д.), в отличие от традиционного сопоставления различных религиозных групп. Участники
245
обсуждения давали рецензии на книгу с точки зрения своих исследовательских полей. Фредрик Бренк (Frederick Brenk) анализировал эффективность изучения литературных источников, Целиа Шульц (Celia Schultz) - свидетельства культов. Такой опыт обсуждения одной книги очень примечателен и как явление, и как форма научной коммуникации.
Секция 25-212 | 124 | Religious places in urban space
В секции «Религиозные места в городском пространстве» / «Religious places in urban space» испанский исследователь Франсиско де Веласко (Francisco D. DeVelasco) рассказал о процессе визуализации в послефранкистской Испании религиозных меньшинств и групп, ранее невидимых в глубокой тени доминирующего католицизма, а также о факторах, способствующих усилению видимости их присутствия в социально-культурном пространстве страны, особенно в границах Мадрида как мультирелигиозного мегаполиса. Основными формами проявления этих групп становятся символические указатели их местоположения в городской среде, появляющиеся у них здания, которые имеют сообразную вероучению архитектуру и обозначаются на картах, а также другие все шире используемые видимые символы. Проблемы религиозных меньшинств и их распространения в Европе были затронуты в докладах Матильды Кассани (Matilde Cassani), Ави Астор (Avi Astor) и коллег.
Секция 27-121 | 135 | Contemporary Paganism: Leadership, Legitimation and New Forms
В секции «Современное язычество: лидерство, легитимация и новые формы» / «Contemporary Paganism: Leadership, Legitimation and New Forms», организованной Милдой Алишаускене / Milda Alisauskiene, обсуждались механизмы становления и самоопределения современных языческих направлений и групп. Секция формировалась через интернет-сети специалистов, изучающих этот предмет. Ключевой для организации стала сетевая группа по изучению современного язычества и альтернативной духовности в Европе (Contemporary Paganisms and Alternative Spiritualities in Europe / CPASE). Об участии в секции заявили специалисты из разных областей: психологии, социологии, антропологии. Голландский исследователь Леон ван Гулик / Leon Van Gulik (доклад «Контексты открытий как контексты обоснований: Рассуждения об исторических, психологических и биографических преданиях викканства / Contexts of discovery as contexts of justification: Negotiating historical, psychological and biographical narratives in Wicca») проанализировал процесс становления предания
246
викканства, которое апеллирует к неподтвержденному паневропей-скому дохристианскому культу плодородия, а также мифологизирует биографию основателя. Антрополог Майкл Йорк / Michael York (доклад «Языческие элементы в современных паломничествах к надгробиям / Pagan Elements of Contemporary Tomb Pilgrimage») продемонстрировал фотосвидетельства множества внешне сходных форм приношений на местах погребений разного типа традиций -языческих, монотеистических, атеистических.
Секция 25-220\ 214\ Cultural Changes in Islam
Эта секция примечательна и темой (ислам), и заявленной проблемой культурных изменений. Доклад Кейко Обас (Kieko Obuse) был посвящен мусульманской организации в Японии - «Японский исламский конгресс», - которая активно действовала в послевоенное время и до 80-хх гг. прошлого столетия, но сейчас практически неизвестна, хотя в свое время включала до 50 тысяч членов. Докладчик показал историю развития этой организации, объяснил ее бурный рост и внезапную «смерть», которая во многом связана с «нетрадиционностью» ислама для этой страны. Масаши Нара (Masashi Nara) посвятил свой доклад хуэйцзу - китайским мусульманам, чья численность в последние годы растет и позволяет говорить о неком «мусульманском возрождении» и постепенном «открытии» данной этнической группы обществу. Заключительный доклад Муртала Ибрахима (Murtala Ibrahim) был посвящен мусульманам Нигерии. На материалах антропологического исследования автор прослеживает механизмы перехода нигерийской молодежи от пятидесятников в мусульманское движение НАСФАТ (Nasrul-Lahi-L-Fatih Society). Через миссионерскую работу ислам в Нигерии становится приватизированной религией (privatized religion), что отвечает требованиям современного мира.
Секция 27-331 \125\ Individualization
Эта двухчастная секция связана с индивидуализацией и приватизацией религии. Докладчики анализировали то, как проблема индивидуализации религиозного опыта и религиозной практики решается в той или иной общине. Герман Кроесберген (Hermen Kroesbergen) рассматривает проблему личной ответственности в лютеранстве через призму слов М. Лютера «На том стою и не могу иначе»: здесь ответственность идет из собственных убеждений, а не конкретной ситуации, как часто бывает. Анна Хаапалайнен (Anna Haapalainen) указывает, что понятия «индивидуальность», «духовность» и «религиозный опыт» имеют амбивалентный характер. С одной стороны,
247
индивидуальный религиозный опыт - это источник живой веры, с другой, - потенциальная опасность учению. Однако, как указывали выступающие, индивидуализация - это не явление последнего времени, отдельные ее примеры можно встретить и в античную эпоху, и в Средневековье, и в Новое время.
Ключевые доклады на Конгрессе были предложены несколькими блоками (в один и тот же временной промежуток, 11.30-13.30, в каждый из четырех рабочих дней). Внутри каждого блока - предлагалось четыре доклада. Кроме того, два отдельных ключевых доклада были прочитаны на открытии и закрытии Конгресса: на открытии Хуберт Зайверт (Hubert Seiwert) рассказал о динамике религии в условиях эволюции культуры («Dynamics of Religion and Cultural Evolution»), на закрытии Ингвилд Гилхас (Ingvild Gilhus) сделала доклад «Тела, тексты и отличия - религиозные изменения в античности и сегодня» («Bodies, Texts and Otherness - Religious Change in Antiquity and Today»).
В одном из параллельных ключевых докладов («Эзотерический вымысел и изобретение традиции» / «Esoteric Fictionality and the Invention of Tradition») Вутер Ханеграаф (Wouter Hanegraaff) сравнил соотношение вымысла и исторической критики в литературных, религиозных и научных текстах, очерчивающих эзотерические традиции. В европейских описаниях этих традиций больше изобретенного (вымышленного), чем открытого в ходе исследований. Тем не менее становиться на позицию жесткого исторического критицизма было бы непродуктивным для изучения эзотеризма. Г ораздо полезнее исследовать причины обращения основателей и исследователей эзотеризма к способностям воображения. Более того, допущение в критический анализ активности воображения может способствовать пониманию механизмов конструирования (изобретения) истории эзотеризма.
В другом ключевом докладе - «Наизнанку? (Не)видимость религиозных сообществ в современных обществах» /» Inside out? The (in)visibility of religious communities in contemporary societies» - докладчик Ким Нотт (Kim Knott) проанализировала внешние и внутренние факторы (не)видимости разных религиозных сообществ в пространстве современного глобального города. Внешними факторами являются: исследования (и исследователи) религии; преимущественно секулярная среда современных обществ; европейская политика и идеология поддержки разнообразия. Внутренними факторам служат соображения самих религиозных сообществ относительно пользы или вреда для них их видимости в социально-культурном пространстве. Основным механизмом, реализующим ситуацию
248
(не)видимости, является внимание, которое можно привлекать или не привлекать.
По итогам организационных мероприятий IAHR был избран новый состав Исполнительного комитета, новый президент организации - Тим Йенсен (Tim Jensen) и новый генеральный секретарь - Афе Адогейм (Afe Adogame).
Значение Конгресса, конечно, нельзя умалить - это действительно важное событие в жизни мирового религиоведческого сообщества. С одной стороны, это «выставка достижений народного хозяйства» -на Конгрессе сразу видны основные тенденции, доминирующие теории, лидеры науки. С другой стороны, форум такого уровня - это площадка для коммуникации, где живое общение с коллегами позволяет расширить географию научных связей.
Отдельный вопрос, что значит этот Конгресс для отечественного религиоведения? Несомненно, делегация России была представительной, что не может не радовать. Однако само мероприятие практически не получило широкой огласки в отечественных научных кругах. Если украинские коллеги, к примеру, дали несколько интервью о конгрессе, то представители и руководители российской ассоциации, которая входит в IAHR, не упомянули о нем ни слова. Российские «профильные» информационные ресурсы пока ограничились лишь общей информацией о Конгрессе [3]. Пока это мероприятия еще, к сожалению, является больше исключением для отечественных религиоведов, чем обязательным и важным форумом. Возможно, к следующему конгрессу, который состоится через пять лет, ситуация изменится.
Список литературы
1. Constitution IAHR // [Электронный ресурс]. -URL: http ://www.iahr. dk/constitution.php
2. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.iahr2015.org/iahr/988.html
3. [Электронный ресурс]. -
URL: http://www.bogoslov.ru/text/4697716/index.html