Научная статья на тему 'СОХРАНЕНИЕ ИСТОРИИ МАЛЫХ ПОСЕЛЕНИЙ С ПОМОЩЬЮ СЕТИ ВИРТУАЛЬНЫХ МУЗЕЕВ'

СОХРАНЕНИЕ ИСТОРИИ МАЛЫХ ПОСЕЛЕНИЙ С ПОМОЩЬЮ СЕТИ ВИРТУАЛЬНЫХ МУЗЕЕВ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
историческая память / Малая Родина / краеведение / бизнес-план / виртуальный музей / Интернет-технологии / вебсайт / historical memory / Small Homeland / local history / business plan / virtual museum / Internet technologies / website

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Набиев Н.Ф., Панкова А.А.

Рассмотрен вопрос сохранения исторической памяти малых населенных пунктов посредством создания сети виртуальных музеев в интернете. Представлена концепция виртуального музея как сервиса, осуществлен анализ преимуществ и недостатков существующих краеведческих музеев. Определяются экономические и трудовые затраты для реализации проекта. Так же сформулированы задачи и мероприятия для масштабирования данного сервиса среди малых поселений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRESERVING HISTORY OF SMALL SETTLEMENTS VIA NETWORK OF VIRTUAL MUSEUMS

The issue of preserving the historical memory of small settlements through the creation of a network of virtual museums on the Internet is considered. The concept of a virtual museum as a service is presented, the advantages and disadvantages of existing local history museums are analyzed. The economic and labor costs for the implementation of the project are determined. Tasks and activities for scaling this service among small settlements are also formulated.

Текст научной работы на тему «СОХРАНЕНИЕ ИСТОРИИ МАЛЫХ ПОСЕЛЕНИЙ С ПОМОЩЬЮ СЕТИ ВИРТУАЛЬНЫХ МУЗЕЕВ»

УДК 338 Набиев Н. Ф., Панкова А.А.

Набиев Н.Ф.

студент 2 курса

Казанский национальный исследовательский технический университет

им. А.Н. Туполева (г. Казань, Россия)

Панкова А.А.

старший преподаватель Казанский национальный исследовательский технический университет

им. А.Н. Туполева (г. Казань, Россия)

СОХРАНЕНИЕ ИСТОРИИ МАЛЫХ ПОСЕЛЕНИЙ С ПОМОЩЬЮ СЕТИ ВИРТУАЛЬНЫХ МУЗЕЕВ

Аннотация: рассмотрен вопрос сохранения исторической памяти малых населенных пунктов посредством создания сети виртуальных музеев в интернете. Представлена концепция виртуального музея как сервиса, осуществлен анализ преимуществ и недостатков существующих краеведческих музеев. Определяются экономические и трудовые затраты для реализации проекта. Так же сформулированы задачи и мероприятия для масштабирования данного сервиса среди малых поселений.

Ключевые слова: историческая память, Малая Родина, краеведение, бизнес-план, виртуальный музей, Интернет-технологии, вебсайт.

Сохранение исторической памяти — это сложная и многогранная проблема, которая затрагивает основы нашего общества. Общая история и культура соединяет прошлое с настоящим, формируя наше восприятие мира,

идентичности и наследия. В современном мире задача сохранения исторической памяти становится все более актуальной.

На протяжении веков исторические события, личности и места формировали общественное сознание, воплощая в себе уроки и опыт предыдущих поколений. Существующие музеи, выставки, мероприятия и литература довольно хорошо справляются с сохранением исторической памяти касательно больших, общегосударственных событий и известных деятелей. Но на сегодняшний день до сих пор не решена проблема утери исторического наследия в малых населённых пунктах, которые и формируют культуру и историю всей страны. Данная проблема подробно рассматривалась в предыдущей статье автора [1].

Современные технологии способны решить эту проблему. Опыт пилотного виртуального музея на базе Малой Родины автора — посёлка Мариец Республики Марий Эл показал неплохие результаты при простой и дешёвой технической реализации и отсутствии серьёзного продвижения. Согласно данным сервиса «Яндекс.Метрика» с 06.09.2021 по 31.12.2023 на сайт mariecmuseum.ru зашло 1237 уникальных посетителей. Источники трафика указаны на рисунке 1. Для сервиса, который никак не продвигался с помощью рекламы или социальных. сетей, имеющий информацию лишь об одном посёлке с численностью населения в 628 человек (согласно сервису bankgorodov от 2020г.) [2], результат отличный. Он показывает, что есть спрос на информацию, люди ищут данные о своих родственниках, о местах, которые имеют важное место в их жизни. Важно упомянуть, что статистика учитывает лишь прямые переходы по адресу сайта и поисковые запросы в системе Яндекс. Зарубежные поисковые сервисы, такие как Google и Bing не учитывались.

ИСТОЧНИКИ ТРАФИКА

Ш Переходы из поисковых систем (838) !!! Переходы из социальных сетей (86)

□ Прямые заходы (806)

□ Переходы по ссылкам на сайтах (53) ■ Внутренние переходы (44)

Рис. 1. Число посетителей сайта mariecmuseum.ru

Учитывая спрос на сохранение исторической информации, автору пришла идея о масштабировании проекта. Планируется создание и поддержание технической «базы» для функционирования сети виртуальных музеев на территории России. Сохранение истории важно как для народа, так и для государства. Главным и самым влиятельным субъектом формирования и поддержания памяти служит государство, в руках которого находятся и интересам которого служат мощные рычаги как её конструирования, так и контроля над ней.

Глобально данный проект можно разделить на несколько итераций, каждая из которых включает в себя 5 фаз жизни проекта:

1. Инициализация.

2. Планирование.

3. Выполнение.

4. Контроль и мониторинг.

5. Завершение.

Опираясь на предыдущий опыт и полученные данные, начинается работа над второй итерацией проекта. Основное внимание уделяется экономическому обоснованию и доработке улучшенного концепта

виртуального музея, что позволит дать старт масштабированию данного сервиса.

Цель работы — создание первых двух этапов жизненного цикла проекта, которые позволят приступить к реализации идеи.

Задачи, которые необходимо выполнить для реализации цели:

1. Проанализировать существующие виртуальные и обычные краеведческие музеи.

2. Описать структуру сервиса, его функционал и преимущества в сравнении с существующими краеведческими музеями.

3. Создать бизнес-план, включить в него финансовые затраты, сроки реализации и окупаемости.

4. Определить возможные риски и мероприятия по их устранению.

5. Представить бизнес-план потенциальным инвесторам и муниципалитетам различных поселений в республике Марий Эл и республике Татарстан.

Проанализировав множество других ИТ-стартапов, была создана структура бизнес плана:

1. Резюме.

1.1. Краткое описание сути проекта.

Проект предлагает создание онлайн-платформы, на которой будут размещены виртуальные музеи, посвящённые истории малых населенных пунктов России. Один музей - один вебсайт, созданный и оптимизированный под сохранение исторических данных.

Платформа будет доступна бесплатно для всех пользователей.

Доход будет генерироваться за счёт оплаты из муниципалитетов, которые заинтересованы в решении вопроса утраты исторического наследия. Проект будет использовать уникальную технологию для создания виртуальных музеев, которая позволит сделать их максимально интерактивными и интересными для пользователей.

С течением времени проект «обрастёт» широкой базой данных об истории малых населенных пунктов со всей России

1.2. Почему? (Мечта, видение, причина, вера, главная цель бизнеса)

Мечта: Создать доступный и эффективный инструмент для сохранения

исторической памяти малых населенных пунктов.

Видение: Мир, где каждый человек, независимо от места проживания, имеет доступ к истории своей малой родины. Это поможет людям сохранить и передать будущим поколениям историю своих родных мест.

Причина: Утрата исторического наследия малых населенных пунктов является серьёзной проблемой, которая требует решения.

Вера: Интернет-технологии могут стать мощным инструментом для сохранения исторической памяти.

Главная цель: Создание сети виртуальных музеев, посвящённых истории малых населенных пунктов России.

1.3. Решаемые проектом проблемы

1. Утрата исторического наследия малых населенных пунктов.

2. Ограниченный доступ к информации о истории малых населенных пунктов.

Низкая осведомлённость о ценности исторического наследия малых населённых пунктов.

1.4. Долгосрочные цели проекта

• Создание сети виртуальных музеев, охватывающих все малые населенные пункты России.

• Повышение осведомлённости о ценности исторического наследия малых населенных пунктов.

• Воспитание чувства патриотизма и любви к своей малой родине у подрастающего поколения.

2. Функционал

2.1. Технологическое решение проекта

С технической точки зрения виртуальный музей — это вебсайт, имеющий определённые паттерны и шаблоны для размещения контента который будет использоваться для быстрого «развёртывания» нового музея и добавления контента. Подобно социальным сетям, где есть инструментарий для добавления и просмотра контента, виртуальный музей будет иметь шаблоны контента под разные типы информации, а также систему управления данными: добавление, редактирование и удаление медиафайлов и текста с сайта. Никаких навыков программирования для управления музеем не требуется. Поиск информации будет осуществляться волонтёрами, которые заинтересованы в сохранении исторической памяти своей Малой Родины. Также на сайте будет форма для отправки данных, чтобы любой человек из любой точки мира мог отправить материал для добавления в музей. Например, в пилотном проекте это были ученики местной школы и взрослые люди, которые делились своими данными из своих семейных архивов.

В будущем планируется предоставлять музеям «фотоловушки» для оцифровки небольших экспонатов в 3D модели, которые можно будет рассмотреть со всех сторон прямо на сайте. Технология протестирована, но пока не реализована для удобного распространения.

2.2. Примерная карта сайта:

1. Главная страница музея

1.1. Виртуальные залы с 3D объектами

1.2. Статьи

- Категория 1 (например, этнографические статьи)

- Категория 2 (например, археологические статьи)

- Категория N (другие тематические статьи, разбитые на различные темы, например, природа, промышленность, традиции, ремесла и другие аспекты жизни региона)

1.3. Фотогалерея

- Фотографии, которые нельзя привязать к определённой категории

- Альбомы по тематикам

- Карточка фотографии с описанием

1.4. Аллея славы участников ВОВ и СВО

- Карточка личности с описанием, наградами и пр. информацией

1.5. Форма добавления материала пользователем

1.6. Интерактивная карта России с другими доступными виртуальными музеями

2. Админ панель

a) Управление существующими статьями

b) Добавление новой статьи

c) Добавление нового 3D элемента

ё) Заявки добавления материала от пользователей

3. Контактная информация

4. Новости проекта, о проекте

3. Для кого (Рынок, пользователи, клиенты проекта).

3.1. Государство играет ключевую роль в формировании и сохранении памяти общества. Его интересы и стратегии оказывают сильное воздействие на множество аспектов культурной и исторической информации, поэтому виртуальные музеи станут отличным инструментом сохранения исторической памяти наравне с выставками, библиотеками, историческими реконструкциями и пр.

Пользователями сервиса являются разнообразные группы людей, которые хотят познакомиться с историей родного края. Это подтвержает сводка данных из сервиса «Яндекс.Метрика», представленная на рисунке 2.

Возраст посетителей сайта

□ младше 18 лет

□ 18-24 года В 25-34 года Н 35-44 года Ш 45-54 года ■ Остальные

Рис. 2. Возрастная категория посетителей сайта mariecmuseum.ru

3.2. Стейкхолдерами проекта являются: Местные жители, уроженцы, администрация поселения, педагоги и ученики. Благодаря музею героическая и трудовая деятельность выдающихся людей не будет забыта, школы смогут использовать материал местного виртуального музея как интерактивный материал для обучения, а администрация сможет легко и эффективно сохранять историю своего края и делать вклад в общее развитие исторической памяти страны.

4. Структура расходов (временные, постоянные)

Таблица 1. Список временных затрат на создание сервиса.

Роль Описание Примерная оплата труда (по данным сервиса hh.ru)

Web-дизайнер Разработка дизайна интерфейса, логотипа, баннеров и других графических элементов 30-50 тыс. руб. в мес.

Системный администратор Настройка серверов, обеспечение безопасности, поддержка инфраструктуры 30-45 тыс. руб. в мес.

SEO-специалист Оптимизация сайта для поисковых систем, продвижение, анализ трафика 35-60 тыс. руб. в мес.

Web-разработчик Создание и поддержка вебсайта, фронтенд и бэкенд разработка 50 тыс. руб. в мес.

Итого 145-205 тыс. руб. в мес.

Таблица 2. Список постоянных затрат на содержание сети сервисов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Наименование затрат Описание Стоимость

Хостинг Плата за аренду сервера, где размещен сайт 2028 рублей в год (169 рублей в месяц)

Доменное имя, SSL-сертификат Регистрация и продление доменного имени (например, mysite.com) 1148 рублей в год (95,6 рублей в месяц)

Итого 3176 рублей в год

Срок создания платформы — 3 месяца. Этого вполне достаточно для создания всех запланированных решений. Планируется взять на пилотный запуск пять поселений для запуска новой итерации проекта. Если учесть все расходы, на окупаемость проекта уйдёт от 435 до 620 тысяч рублей. Если пять поселений будут оплачивать сервис за 10 тысяч рублей в месяц, проект начнёт получать прибыль на тринадцатый месяц существования. При увеличении заинтересованных регионов время на окупаемость значительно уменьшится. Ниже представлена таблица сроков окупаемости проекта. В превом случае взяты данные при минимальных затратах на оплату работников, во втором — при максимальных затратах.

Таблица 3. Сроки окупаемости проекта.

Месяц Затраты, руб. Денежный поток с 5 музеев за месяц, руб.

1 145265 50000

2 145265 50000

3 145265 50000

4 265 50000

5 265 50000

6 265 50000

7 265 50000

8 265 50000

9 265 50000

Итог 435795 450000

Месяц Затраты, руб. Денежный поток с 5 музеев за месяц, руб.

1 205265 50000

2 205265 50000

3 205265 50000

4 265 50000

5 265 50000

6 265 50000

7 265 50000

8 265 50000

9 265 50000

10 265 50000

11 265 50000

12 265 50000

13 265 50000

Итог 618445 650000

Продукт будет создаваться полностью единолично, как и его первая итерация. Поэтому, расходы на команду ИТ-специалистов имеют условное значение. С общественной точки зрения проект будет успешен даже если каждое поселение будет отчислять на поддержание проекта от 265 рублей в месяц. Точные суммы на содержание проекта будут обсуждаться вместе с муниципалитетами поселений, чтобы найти оптимальный вариант для обеих сторон.

5. Конкуренция. Преимущества.

На сегодняшний день нет никакого рынка интернет музеев, существуют лишь единичные проекты, созданные на основе существующих классических музеев, например: «Виртуальный Русский музей»[7], «Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина»[8], «Археологический музей»[9] и пр. Подход данного проекта иной — предоставить качественную, но дешёвую альтернативу реальному музею, который позволит любому поселению сохранить историю Малой Родины.

Проект будет конкурировать с существующими краеведческими музеями, поскольку целью является создание сервиса для сохранения истории малых поселений, которые не в состоянии обеспечивать классический музей из-

за высоких затрат. Интеграция множества музеев в единый готовый продукт позволит достичь нового уровня сохранения исторической памяти в России.

Виртуальный музей имеет несколько преимуществ:

1. Не требуется отдельное помещение.

2. Нет необходимости поддерживать определённую температуру для отдельных экспонатов.

3. Не требуются затраты для установки экспонатов.

4. Бесплатный доступ к информации из любой точки мира в любое

время.

Единственный недостаток на данный момент — невозможность подробно рассмотреть экспонат. Решением этой проблемы может стать технология просмотра 3D объектов прямо в браузере. Пользователь сможет разглядеть предмет со всех сторон, но для этого нужно создать специальное устройство для оцифровки экспонатов. Эта проблема будет решена после успешного запуска первых пяти музеев, когда проект покажет свою жизнеспособность.

6. Мероприятия по снижению рисков.

6.1. Отказ от сотрудничества со стороны общественности.

Пути преодоления: информирование муниципалитетов о низкой стоимости услуг, презентация проекта, агитация необходимости сохранения исторической памяти Малой Родины.

6.2. Временные затраты.

Пути преодоления: разбиение большой задачи на более мелкие подзадачи, которые решаются легче. Использование существующих паттернов кода из пилотного проекта.

Интернет-технологии - это ключ к сохранению и распространению исторической информации. Благодаря постоянному развитию этой сферы, создание сети виртуальных музеев станет надёжным гарантом сохранения

доступа к информации для будущих поколений и за счёт малых экономических затрат сможет распространиться по всей России.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Козлова О. В., Набиев Н. Ф. Интернет-технологии в сохранении исторической памяти. URL: https://https://elibrary.ru/item.asp?id=50526651 (дата обращения: 24.02.2024);

2. Банк городов: посёлок Мариец URL: https://bankgorodov.ru/place/mariec (дата обращения: 24.02.2024);

3. Бизнес-план музея URL: https://https://www.beboss.ru/bplans/biznes-plan-museum (дата обращения: 05.03.2024);

4. Русский музей: Виртуальная выставка URL: https://https://rusmuseumvrm.ru/ (дата обращения: 05.03.2024);

5. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина: Виртуальный тур URL: https://pushkinmuseum.art/media/virtual/index.php (дата обращения: 28.02.2024);

6. Археологический музей: Официальный сайт URL: https://arhmuzey.ru/ru (дата обращения: 05.03.2024);

7. Сафронова Ю. А. Историческая память: введение: учебное пособие. СПб: Издательство Европейского университета, 2020. 223 с;

8. Тишкова В. А., Пивнева Е. А. Историческая память и российская идентичность Москва: РАН, 2018. 508 с;

9. Ростовцев Е.А., Сидорчук И.В. Музей и историческая память в современной России. Вопросы музеологии. 2014. №2 (10). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/muzey-i-istoricheskaya-pamyat-v-sovremennoy-rossii (дата обращения: 24.02.2024)

Nabiev N.F., Pankova A.A.

Nabiev N.F.

Kazan National Research Technical University named after A.N. Tupolev (Kazan, Russia)

Pankova A.A.

Kazan National Research Technical University named after A.N. Tupolev (Kazan, Russia)

PRESERVING HISTORY OF SMALL SETTLEMENTS

VIA NETWORK OF VIRTUAL MUSEUMS

Abstract: the issue of preserving the historical memory of small settlements through the creation of a network of virtual museums on the Internet is considered. The concept of a virtual museum as a service is presented, the advantages and disadvantages of existing local history museums are analyzed. The economic and labor costs for the implementation of the project are determined. Tasks and activities for scaling this service among small settlements are also formulated.

Keywords: historical memory, Small Homeland, local history, business plan, virtual museum, Internet technologies, website.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.