Научная статья на тему 'XVIII съезд коммунистической партии Китая об обеспечении экономической безопасности КНР в условиях глобализации'

XVIII съезд коммунистической партии Китая об обеспечении экономической безопасности КНР в условиях глобализации Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
135
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИТАЙ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ECONOMIC SECURITY / УРОВЕНЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / THE LEVEL OF ECONOMIC SECURITY / ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА / ECONOMIC SECURITY OF THE STATE / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / GLOBALIZATION / СHINA

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Гордиенко Д. В.

Статья посвящена итогам работы XVIII съезда Коммунистической партии Китая. Проанализирован подход к обеспечению экономической безопасности Китая в условиях глобализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Гордиенко Д. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

XVIII congress of the communist party of China on maintenance of economic security of China in the context of globalization

The article is devoted to the results of the XVIII Congress of the Communist Party of China. Analyzed approach to China’s economic security in a globalized world.

Текст научной работы на тему «XVIII съезд коммунистической партии Китая об обеспечении экономической безопасности КНР в условиях глобализации»

УДК 339.98

xviii съезд коммунистической партии китая об обеспечении экономической безопасности кнр в условиях глобализации

Д.В. Гордиенко,

доктор военных наук, профессор,

действительный член (академик) Академии военных наук E-mail: [email protected]

Аннотация. Статья посвящена итогам работы XVIII съезда Коммунистической партии Китая. Проанализирован подход к обеспечению экономической безопасности Китая в условиях глобализации.

Ключевые слова: Китай, экономическая безопасность, уровень экономической безопасности, обеспечение экономической безопасности государства, глобализация.

Abstract. The article is devoted to the results of the XVIII congress of the communist Party of china. Analyzed approach to china's economic security in a globalized world.

Keywords: ^ina, economic security, the level of economic security, economic security of the state, globalization.

В 2012 г. в Пекине состоялся XVIII съезд Коммунистической партии Китая (КПК), на котором в Устав КПК впервые было записано положение о том, что в Китае «установлен социалистический строй с китайской спецификой».

На XVIII съезде КПК значительное место было уделено обсуждению вопросов обеспечения экономической безопасности Китайской Народной Республики. В частности, в выступлениях участников съезда отмечалось, что перемены в мире, связанные с глобализацией, обусловили необходимость принятия высшим политическим руководством Китая оперативных и адекватных решений по нейтрализации, локализации и/или устранению вызовов и угроз экономической безопасности КНР, которые возникают и непрерывно трансформируются в процессе эволюции всей системы современных международных отношений.

<£г>

МФЮА МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

В этой связи представляет интерес рассмотрение мер обеспечения экономической безопасности, принятых в Китайской Народной Республике.

Анализ современного состояния обеспечения экономической безопасности ряда ведущих государств мира позволил выявить ряд тенденций обеспечения экономической безопасности государства. Рассмотрение перечисленных тенденций развития форм и способов обеспечения экономической безопасности через механизм действия основных законов и закономерностей развития сложных нелинейных открытых экономических систем позволило выявить ряд закономерностей обеспечения экономической безопасности. Эти закономерности позволили определить в качестве основных форм обеспечения экономической безопасности государства: во-первых, экономический патронат, который обеспечивает безопасность систем экономического назначения страны, если совокупность этих систем рассматривать как единое целое; во-вторых, экономическую кооперацию, которая обеспечивает экономическую безопасность государства при взаимодействии экономики страны с различными экономическими системами, несвязанными с этим сектором национального хозяйства отношениями подчиненности; и, в-третьих, экономическое противоборство, которое является основной формой обеспечения экономической безопасности государства в конкурентной борьбе противостоящих сторон [1-6].

Экономический патронат Правительства и народного Банка китая в условиях глобализации

Экономический патронат в условиях глобализации определяет, прежде всего, реализацию (соблюдение) различных норм, касающихся функционирования национального хозяйства на экономической территории государства при наличии различных внешних и внутренних угроз.

Очевидно, что эффективность реализации (соблюдения) соответствующих действующих норм функционирования национальных хозяйств по предупреждению, нейтрализации, локализации различных внешних и внутренних угроз и/или устранению их негативных последствий в условиях глобализации может быть рассмотрена на примере мирового финансово-экономического кризиса.

Мировой финансово-экономический кризис не подорвал китайскую экономику - она продолжила свое развитие. Реакцией государственного и политического руководства КНР на мировой финансово-

экономический кризис стало принятие антикризисной стратегии и ускоренное развертывание антикризисной программы действий.

В качестве первостепенной задачи выхода из кризиса китайским руководством было названо обеспечение устойчивого и сравнительно быстрого развития экономики страны (бао цзэнчжан) и определена «схема» («технология») решения этой задачи: главное условие - рас -ширение внутреннего спроса (ко нэйцю); главное направление - уско-рение перехода к новой модели роста и урегулирование структуры (тяо цзегоу), проведение реформ по «ключевым звеньям» (туй гай-гэ); главная движущая сила - повышение уровня открытости; стартовая точка и опора - улучшение жизни населения (бао миншэн). Так же были выделены основные направления антикризисной экономической стратегии: усиление и совершенствование государственного макрорегулирования экономики; развитие сельского хозяйства и устойчивый рост доходов крестьян; ускорение перехода на новую модель экономического роста и оптимизация структуры национального хозяйства; углубление реформ и политики открытости; активное решение острых социальных проблем, сохранение социальной стабильности [14; 15].

Предложенная антикризисная стратегия по сути совмещала в себе как «пожарные» меры сегодняшнего дня, призванные в ближайшие сроки предотвратить тенденцию спада экономического роста, так и цели долгосрочного характера - перехода на инновационный путь развития экономики путем урегулирования структуры экономики и смены модели экономического роста. О таком подходе китайского руководства, в частности, говорилось и на 3-м пленуме ЦК КПК 17-го созыва (октябрь 2008 г.) и в отчетном докладе премьера Госсовета КНР Вэнь Цзябао на 2-й сессии ВСНП 11 созыва в марте 2009 г.: «Расширение внутреннего спроса считать долгосрочным стратегическим курсом и главной точкой приложения сил в стимулировании роста экономики».

Важное место в планах преодоления Китаем глобального финансово-экономического кризиса заняли меры правительства, на реализацию которых в 2009-2011 гг. предусматривалось выделение 4 трлн юаней (586 млрд долл.) - так называемый «стимулирующий пакет» (кит. -Л ¡апя guihua) «ровного и относительно быстрого развития экономики».

Своевременная переориентация производства на внутреннего потребителя позволила: во-первых, сохранить платежную систему страны (правительством КНР были разработаны и успешно реализуют-

<£г>

МФЮА МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ся «30 мер усиленной поддержки финансового сектора»; во-вторых, смягчить существующие социальные проблемы (финансовая помощь регионам и большинству населения страны, стимулирование внутреннего спроса на отечественные товары и услуги при одновременном расширении и совершенствовании их предложения); и, в-третьих, создать условия для последующего экономического роста страны (в числе приоритетных задач китайским руководством была названа организация более эффективной работы по совершенствованию экономической структуры, изменению модели и «способов экономического развития»).

В итоге важные показатели китайской экономики в совокупности продемонстрировали устойчивую тенденцию к ее «выздоровлению». При этом правительство КНР, прибегая к быстрому, мощному и всеохватывающему государственному воздействию на национальное хозяйство и стремясь ко всемерному оживлению внутреннего инвестиционного и потребительского спроса уже сегодня пытается заложить основы для существенного укрепления позиций Китая в посткризисном мире, предпринимая соответствующие практические шаги.

Таким образом, финансово-экономический кризис внес свои коррективы в перспективы экономического развития КНР, а также в изменение уровня экономической безопасности Китая в ближайшее десятилетие. Кризис понизил общий уровень экономической безопасности этого государства, но по отдельным показателям экономическая безопасность КНР не только не уменьшилась, но и возросла.

Понижение уровня экономической безопасности Китая в годы обострения кризиса было обусловлено, в частности, снижением объема ВВП, инвестиций в основной капитал, увеличением внешнего долга, а также уменьшением объема золотовалютных резервов. Кроме того, мировой финансово-экономический кризис также несущественно повлиял на возможности этой страны по повышению уровня своей экономической безопасности в ближайшей перспективе (табл. 1).

На ХУШ съезде КПК было отмечено, что «глобальный финансово-экономический кризис создал благоприятные условия, которыми необходимо умело воспользоваться». В этой связи увеличение внутреннего спроса, гарантирующее успешное развитие экономики страны, будет оставаться в числе самых главных приоритетов в планах китайского правительства по обеспечению экономической безопасности государства в ближайшее время (рис. 1) [7-13].

Рис. 1. Сравнительная оценка динамики изменения значений показателей экономической безопасности государств мира, характеризующих патронат их правительств и центральных банков, без учета (б) и с учетом (а) влияния мирового финансово-экономического кризиса

Значения показателей экономической безопасности Китая, характеризующих экономический патронат

со стороны Правительства и Народного Банка КНР

Частные показатели экономической безопасности (фактические значения и прогноз 2007 г./ фактические значения и прогноз 2011 г.) 2007 2008 2009 2010 2011 Прогноз

2015 2020

Обьем ВВП (/; ) 2,44 2,61 2,79 3,45 3,60 5,74 8,79

2,61 2,79 3,01 3,28 5,50 8,75

Валовой сбор зерновых (/?, 0) 0,88 0,88 0,89 0,98 1,00 1,12 1,28

0,88 0,89 0,90 0,91 0,95 1,00

Инвестиции в основной капитал ([>, ) 6,56 6,32 6,75 6,84 6,93 7,20 7,40

6,32 4,75 2,36 2,38 2,40 2,44

Уровень безработицы (/¡1п) 0,30 0,30 0,30 0,30 0,30 0,32 0,40

0,30 0,29 0,27 0,26 0,26 0,27

Уровень монетизации (р. 0) 4,80 4,79 4,75 4,68 4,60 4,40 4,00

4,79 4,75 4,52 4,20 4,08 3,60

Внешний долг ('/;,,,) 33,33 40,00 40,00 40,00 40,00 44,44 50,00

14,81 7,27 6,67 7,00 8,00 10,00

Расходы на оборону (/? ) 1,82 2,36 2,27 2,18 2,18 2,18 2,18

2,36 2,27 1,82 2,18 2,18 2,18

Расходы на «гражданскую» науку (/'¡нп) 1,00 1,00 1,07 1,20 1,40 1,53 1,87

1,00 1,07 1,13 1,20 1,33 1,47

Инновационная продукция (/?90) 1,49 1,64 1,87 2,40 3,20 3,60 4,80

1,64 1,87 2,10 2,80 3,60 4,80

Уровень инфляции ([¡1п 0) 3,79 4,24 4,31 3,73 3,80 3,91 4,10

4,24 4,31 3,79 3,82 3,97 4,17

Объем золотовалютных резервов (/? ) 92,31 93,00 95,00 100,00 100,00 100,00 100,00

73,08 80,77 84,62 90,00 100,00 100,00

©

5 >

о

о ^

о го

о

о о го

0

1

5

13

-С ГП

О

го

о

Частные показатели экономической безопасности (фактические значения и прогноз 2007 г./ фактические значения и прогноз 2011 г.) 2007 2008 2009 2010 2011 Прогноз

2015 2020

Выплаты по внешнему долгу ((¡г ) 4,72 4,81 4,90 5,00 5,20 5,56 7,14

4,81 4,90 5,00 5,20 5,56 7,14

Внутренний долг ('Д , 0) 1,83 1,85 1,88 1,50 1,40 1,25 1,20

1,85 1,88 1,76 1,70 1,50 1,25

Расходы на обслуживание государственного долга (/?140) 1,08 1,14 1,16 1,18 1,23 1,32 1,48

1,14 1,16 1,18 1,23 1,32 1,48

Дефицит бюджета центрального правительства 1,03 1,15 1,43 1,03 1,05 1,50 2,00

1,15 1,43 2,00 2,30 3,00 3,00

Машиностроение и металлообработка в промышленном производстве (/?16 0) 1,08 1,10 1,11 1,12 1,14 1,20 1,28

1,10 1,11 1,12 1,14 1,20 1,28

Численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума(/?17 ) 0,38 0,46 0,50 0,53 0,80 0,92 1,40

0,46 0,50 0,53 0,80 0,92 1,40

Децильный коэффициент дифференциации доходов населения^ 0) 0,43 0,43 0,43 0,43 0,43 0,44 0,46

0,43 0,43 0,43 0,43 0,44 0,46

Доля продовольствия, поступившего по импорту О8190) 1,36 1,38 1,39 1,39 1,41 1,45 1,52

1,38 1,39 1,39 1,41 1,45 1,52

Значения интегрального показателя экономической безопасности, характеризующего экономический патронат ]~[Д„(фактические значения и прогноз 2007 г./ факшческие значения и прогноз 2011 г.) 1,5хЮ6 4,5хЮ6 9,0 xlO6 8,6xl06 2,4xl07 1,3x10s I,7xl09

4,4 xlO5 3,0xl05 5,2xl05 l,8xl06 8,3xl06 4,8xl07

Источники: Составлено и рассчитано автором по данным: Чжунго тунцзи нянъцзянъ 2011. Пекин 2011; Чжунго цзинцзи чжайяо 2012; International Financial Statistics Yearbook (за соответствующие годы). Wash., 2008 - 2012; Statistical Yearbook (за соответствующие годы). U.N., N.Y., 2008 - 2012; Handbook ofUNCTAD Statistics (за соответствующие годы). N.Y, Geneva, 2008 - 2012; World Development Indicators (за соответствующие годы). WB. Wash., 2008 - 2012.

о

о ^

о го

о

о о го

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0

1

5

13

-С m

О

го

О

©

<£г>

МФЮА МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

экономическая кооперация китая со странами АЗИАТСко-ТИхоокЕАнСкого региона в условиях глобализации

Экономическая кооперация как форма обеспечения экономической безопасности государства в условиях глобализации определяет, прежде всего, реализацию различных мер экономического сотрудничества (экономической интеграции) государства с другими странами при наличии различных внешних и внутренних угроз.

Показателями взаимовлияния экономики Китая на национальные хозяйства стран Азиатско-Тихоокеанского региона могут стать: внешнеторговый товарооборот; объем иностранных инвестиций, структура золотовалютных резервов, взаимное использование сырьевых, трудовых, энергетических, продовольственных, валютных ресурсов и пр. При этом значения объемов внешнеторгового товарооборота и др. показателей экономической кооперации могут стать основой для определения ак - весов экономической интеграции Китая с государствами АТР и с другими странами мира и взаимозависимости их экономик в условиях глобализации.

Экономическая кооперация между китаем и Россией на современном этапе была теснейшим образом связана с качественными сдвигами как в развитии двух стран, так и с изменениями международной ситуации и вызовами времени.

Экономическая кооперация между китаем и США, двустороннее взаимодействие в торгово-экономической, инвестиционной, финансовой и туристической областях набирает силу и приносит этим двум странам реальную выгоду.

Экономическая кооперация между китаем и японией принимает все более необратимый характер. Япония сыграла, в течение последних 25 лет, и до сих пор играет важную роль в модернизации Китая, благодаря огромным инвестициям в китайскую экономику и участию в развитии китайских экономических зон.

Экономическая кооперация между китаем и Южной кореей продолжает динамично развиваться, несмотря на такой осложняющий фактор, как стратегическое партнерство Южной Кореи и США. Также Китай занимает первое место в структуре импорта Южной Кореи - 16,9%. Южная Корея также является одним из крупнейших торговых партнеров Китая (5 место).

Таким образом, экономическая кооперация КНР со странами Азиатско-Тихоокеанского региона может быть представлена в виде частных показателей, каждый из которых является коэффициентом эластичности для результатов взаимодействия экономики Китая с экономиками стран АТР (табл. 2).

Анализ таблицы позволяет предположить, что значение экономической интеграции Китая со странами мира для обеспечения его экономической безопасности будет возрастать [1-2].

На ХУШ съезде КПК, в частности, была отмечена необходимость дальнейшего экономического сотрудничества с Россией и другими странами Азиатско-Тихоокеанского региона.

экономическое противоборство китая со странами азиатско-тихоокеанского региона в условиях глобализации

Экономическое противоборство как форма обеспечения экономической безопасности государства в условиях глобализации определяет, прежде всего, реализацию различных мер экономического противостояния (экономической борьбы) государства с другими странами при наличии различных внешних и внутренних угроз.

Показателями экономического противоборства национальных хозяйств в Азиатско-Тихоокеанском регионе могут стать: нереализованный внешнеторговый товарооборот; объем причиненного экономического ущерба и др. Значения объемов нереализованного внешнеторгового товарооборота и др. показателей экономического противоборства могут стать основой для определения а1 - весов экономического противоборства государств АТР с другими странами мира и экономического ущерба от негативного влияния со стороны других государств в условиях глобализации.

Экономическое противоборство между Китаем и Россией обусловливается ростом глобального влияния Китая, сокращением его зависимости от экспорта вооружений из России и увеличением числа альтернативных поставщиков энергии, что вносит проблемы в стратегическое партнерство Российской Федерации и КНР, делает непрочными отношения стран в сфере безопасности и энергетики.

В 2010 г., импорт из России составил лишь 6% от общего объема нефтяного импорта Китая. Крупнейшими поставщиками нефти в Китай

Значения показателей экономической безопасности Китая, характеризующих его экономическую кооперацию со странами Азиатско-Тихоокеанского региона

Частные показатели экономической безопасности (фактические значения и прогноз 2011 г.) 2007 2008 2009 2010 2011 Прогноз

2015 2020

Кооперация Китая с Россией (ПД0* ПД j)"1-™ 1,0224 1,0186 1,0180 1,0234 1,0392 1,5849 2,5119

Кооперация Китая с США (ПД „х ИД,)"2'™ 1,1951 1,1429 1,1482 1,1722 1,2023 2,5118 6,3096

Кооперация Китая с Японией (ПД 0* ПД ])а,-кот- 1,1163 1,1220 1,1371 1,1487 1,1588 1,5848 2,5119

Кооперация Китая с Южной Кореей (ПД 0* ПД 4)a4 ltD011 1,0627 1,0814 1,0919 1,1194 1,1482 1,2589 1,5849

Кооперация Китая с Индией (ПД 0* ПД J"5-«0011- 1,0139 1,0186 1,0200 1,0238 1,0304 1,0617 1,1220

Значения интегрального показателя экономической безопасности, характеризующего экономическую кооперацию со странами АТР П[ПА.'ПА-») (фактические значения и прогноз 2011 г.) 1,44 1,48 1,58 1,71 1,44 8,43 70,79

Источники: Составлено и рассчитано автором по данным: Чжунго тунцзи нянъцзянъ 2011. Пекин 2011; Чжунго цзинцзи чжайяо 2012; International Financial Statistics Yearbook (за соответствующие годы). Wash., 200-2012; Statistical Yearbook (за соответствующие годы). U.N., N.Y., 2008-2012; Handbook of UNCTAD Statistics (за соответствующие годы). N.Y, Geneva, 2008-2012; World Development Indicators (за соответствующие годы). WB. Wash., 2008-2012.

©

5 >

о

о ^

о го

о

е

IE >

IE О О ГО

0

1

5

13

-С m

О <

X

го m "О

о

в 2010 г. стали Саудовская Аравия, Ангола, Иран и Оман, «отодвинувшие» Россию лишь на пятое место. В 2011 г. во время визита в Россию председателя КНР Ху Цзиньтао стороны, вопреки ожиданиям, так и не подписали тридцатилетний контракт на поставку газа.

Главными проблемами в российско-китайских экономических взаимоотношениях являются:

1. Дисбаланс между политическими и торгово-экономическими связями наших двух стран. Например, у Китая в отношениях с Японией, по их выражению, - «холодная политика, но горячая экономика». У России же в отношениях с КНР - «горячая политика, но холодная экономика». Торговля между Китаем и нашей страной к 2008 г. приблизилась к 50 млрд долл., в 2012 г. она поднялась до 82 млрд Но пока это - в три с лишним раза меньше сегодняшнего товарооборота Китая с Республикой Корея! К тому же во второй половине 2007 г. российское положительное сальдо в торговле с Китаем свелось к нулю - экспорт КНР в РФ вырос на 80%, а отечественный в Китай только на 12%. По итогам года импорт товаров из КНР впервые превысил наш экспорт в Китай. В области внешней торговли Китай для РФ второй партнер (после Германии), а Россия для Китая - девятый по объему товарооборота (всего 2% во внешней торговле КНР). К тому же существует очень острая проблема криминализации наших экономических связей (особенно на Дальнем Востоке). Часть китайского экспорта в Россию фактически оказывается контрабандой (так называемая «серая растаможка», по некоторым оценкам, достигает 2 млрд долл. ежегодно). Пока главными статьями экспорта РФ в КНР остаются нефть, химические удобрения, лес-кругляк. Понятно, что такая структура торговли не отвечает стратегическим интересам России. Объем китайских инвестиций в России составляет порядка 1 млрд долл. Их доля в приграничных районах РФ - всего 3% от всех иностранных инвестиций в этом регионе России. К 2020 г. китайская сторона обещает увеличить размер инвестиций в РФ до 12 млрд долл.

2. Противоречия в российско-китайском научно-техническом сотрудничестве. Сейчас экономическая и научно-техническая составляющая российско-китайского сотрудничества составляет, при всей ее важности, лишь 1/7 объемов китайско-американского сотрудничества. Создание совместных технопарков, совместных НИОКР продвигается крайне медленно. В России в сознании определенных кругов сохраняется предвзятость в отношении Китая, недооценка значения сотрудничества с КНР; в Китае, в свою очередь, недооценка интеллектуального потенциа-

<£г>

МФЮА

ла России, ориентация на взаимодействие с РФ прежде всего в тех областях, где США и Запад в целом не желает сотрудничать с Китаем.

3. Обострение экономического противостояния. Пока экономики России и Китая практически не соприкасаются на мировом рынке. В конце 1990-х гг. - начале ХХ века стратегическое партнерство России и Китая в основном сформировалось как вызов глобальной американской гегемонии. Это было отчасти вынужденное сближение двух более слабых государств для противодействия более сильному. Однако по мере роста их совокупной мощи и достижения декларируемой обеими странами многополярности роли РФ и КНР в мире вполне могут приобрести конкурентный и даже соперничающий окрас. Гипотетически нельзя исключить в краткосрочной перспективе появления в российско-китайских отношениях отдельных конфронтационных элементов. Необходимо учитывать, что определенная часть китайской элиты традиционно настроена по отношению к России достаточно сдержанно, а иногда и недружелюбно. В случае отсутствия глубокого понимания и доверия между руководством и значительной частью населения обеих стран внезапное обострение противоречий по какому-либо нерешенному или не до конца решенному вопросу может оказаться чреватым всплеском необоснованных антироссийских настроений в Китае и антикитайских - в России. Например, на саммите ШОС в августе 2007 г. в Бишкеке выяснилось, что стороны не вполне симметрично смотрят на основные задачи организации: Председатель КНР Ху Цзиньтао делал упор на экономическое сотрудничество, а В.В.Путин ключевой задачей организации назвал укрепление безопасности. Нельзя также исключить, что определенные круги российской политико-экономической элиты весьма сдержанно относятся к экономической активности китайских кругов в Центрально-Азиатском регионе (то есть в бывших советских республиках). В свою очередь неожиданное для китайской стороны решение российского руководства изменить трассу нефтепровода из Западной и Восточной Сибири и довести его до побережья Тихого океана (до Находки), правда, с ответвлением в Северо-Восточный Китай (на Дацин) (первоначальный вариант нацеливал трубу только на северо-восток КНР) вызвало определенное недоумение в Пекине (точнее - как менее соответствующее интересам Китая). Некоторые круги в КНР (кстати, болезненно воспринявшие арест главы «ЮКОСа» Ходорковского, который был активным сторонником дацин-ского направления нашего нефтепровода) даже рассматривали это решение Москвы как «движение в фарватере Вашингтона и Токио»).

4. Понижение места России в стратегических приоритетах Китая и места КНР в российских приоритетах, вплоть до появления в краткосрочной перспективе конфронтационных элементов в их отношениях. Тем не менее, наиболее вероятной и оптимальной представляется перспектива экстраполяции в будущем нынешнего уровня российско-китайского партнерства, его развитие и углубление, более того - переход к модели реального соразвития двух стран.

В целом, сдерживающими факторами развития российско-китайского торгово-экономического сотрудничества являются:

■ незнание китайскими и российскими предпринимателями законодательства и условий деловой деятельности в наших странах, что проявляется в чрезмерной осторожности китайских предпринимателей;

■ сложный инвестиционный климат в Китае для реализации проектов с российским капиталом;

■ негибкость российского законодательства, которое ущемляет интересы иностранного капитала, не гарантирует его сохранность и безопасность;

■ высокие ставки налогообложения в РФ по сравнению с более низкими ставками в КНР не стимулируют иностранное предпринимательство в России;

■ несовершенство, сложность решения административных проблем, чрезмерная забюрократизированность процедур создания совместных предприятий;

■ недостаточная защищенность китайского бизнеса в России;

■ социально-психологические моменты, связанные с давлением в прессе на население по поводу так называемой китайской угрозы.

Экономическое противоборство между Китаем и США, по мнению многих экспертов во всем мире, будет главной «геополитической драмой» столетия. Современные американо-китайские отношения имеют сложный, многоплановый характер. Они развиваются в диапазоне взаимозависимости, в первую очередь, экономической, и конфронтации по политическим и военно-стратегическим и экономическим вопросам.

Экономическое противоборство между Китаем и японией обуславливается, прежде всего, спором по поводу гряды островов Сэнка-ку (Дяоюйдао), права на которую одновременно предъявляют Китай и Япония, перерастает в экономическое противостояние двух стран.

Экономическое противоборство между Китаем и Южной Кореей на современном этапе обусловливается наличием ряда взаимных по-

Значения показателей экономической безопасности Китая, характеризующих его экономическое противоборство со странами Азиатско-Тихоокеанского региона

в

5 >

Частные показатели экономической безопасности (фактические значения и прогноз 2011 г.) 2007 2008 2009 2010 2011 Прогноз

2015 2020

Противоборство Китая с Россией (ПД 0/ПД1)а1прот 1,0009 1,0010 1,0012 1,0013 1,0014 1,0018 1,0023

Противоборство Китая с США ('I l/IVI I/I J'2 "1'"1 1,0025 1,0027 1,0028 1,0030 1,0032 1,0037 1,0051

Противоборство Китая с Японией (ПД 0/ПД3)а3 прот 1,0017 1,0018 1,0019 1,0021 1,0023 1,0032 1,0044

Противоборство Китая с Южной Кореей ('I l/l ./I l/l |j"l l|i),:" 1,0019 1,0020 1,0021 1,0022 1,0023 1,0025 1,0029

Противоборство Китая с Индией (ПД 0/ПД j"* "1"" 1,0017 1,0018 1,0018 1,0020 1,0020 1,0023 1,0027

Значения интегрального показателя экономической безопасности, характеризующего экономическое противоборство со странами АТР п(пАо'Ш») (фактические значения и прогноз ¿511 г.) 1,0088 1,0093 1,0098 1,0106 1,0113 1,0137 1,0175

Источники: Составлено и рассчитано автором по данным: Чжунго тунцзи нянъцзянъ 2011. Пекин 2011; Чжунго цзинцзи чжайяо 2012; International Financial Statistics Yearbook (за соответствующие годы). Wash., 2008-2012; Statistical Yearbook (за соответствующие годы). U.N., N.Y., 2008-2012; Handbook of UNCT4D Statistics (за соответствующие годы). N.Y, Geneva, 2008-2012; World Development Indicators (за соответствующие годы). WB. Wash., 2008-2012.

о

о ^

о го

о

е

IE >

IE О О ГО

0

1

5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13

-С m

О <

X

го m "О

О

литических требований и территориальных споров (прежде всего, за право обладания рифом Иодо, в китайской версии «скалы Суян»).

Таким образом, экономическое противоборство Китая со странами Азиатско-Тихоокеанского региона может быть представлено в виде частных показателей, каждый из которых является коэффициентом эластичности для результатов противостояния экономики КНР и национальных хозяйств соответствующих стран (табл. 3).

Анализ таблицы позволяет предположить, что значение экономического противоборства Китая с отдельными странами мира для обеспечения его экономической безопасности будет нарастать.

В частности, на ХУШ съезде КПК была отмечена необходимость скорейшего разрешения территориальных споров с рядом стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

Результаты анализа представленных в табл. 1-3 значений позволяют предположить, что представленный подход к оценке уровня экономической безопасности Китая дает возможность, с одной стороны, оценить динамику обеспечения его экономической безопасности в рамках экономического патроната, экономической кооперации и экономического противоборства, а с другой - сравнить уровни безопасности экономики КНР и национальных хозяйств разных стран в докризисный и посткризисный периоды, а также провести сравнительную оценку эффективности реализованных (реализуемых) антикризисных мер [1-2].

В этой связи, становится очевидным влияние мирового финансово-экономического кризиса на уровень защищенности национального хозяйства Китая, а также относительное повышение уровня его экономической безопасности в перспективе до 2020 г. в случае реализации планов экономического роста и социально-экономического развития, а также экономической интеграции со странами Азиатско-Тихоокеанского региона и другими государствами мира, принятых на XVIII съезде КПК [16].

ЛИТЕРАТУРА

1. Гордиенко Д.В., ЯковлеваН.Г. Мировой финансово-экономический кризис и обеспечение экономической безопасности государства. Монография. - М., 2013.

2. Гордиенко Д.В. Обеспечение экономической безопасности государства в условиях кризиса. Учебное пособие. - М., 2012.

<£г>

МФЮА МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

3. Гордиенко Д.В. Основы экономической безопасности государства. Курс лекций. Учебно-методическое пособие. - М., 2009.

4. Гордиенко Д.В. Обеспечение экономической безопасности государства. Монография. - М., 2009.

5. Гордиенко Д.В., Баскаков В.В. Основы экономической безопасности государства. Монография. - М., 2007.

6. Гордиенко Д.В., Хохлов А.С. Военно-экономическая безопасность государства. Монография. - М., 2008.

7. Гордиенко Д.В. Перспективы повышения уровня экономической безопасности России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность, 2010, № 15 (72).

8. Гордиенко Д.В. Влияние мирового финансово-экономического кризиса на изменение уровня экономической безопасности государств мира // Национальные интересы: приоритеты и безопасность, 2010, № 18 (75).

9. Гордиенко Д.В. Влияние мирового финансово-экономического кризиса на изменение уровня экономической безопасности России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность, 2010, № 35 (92).

10. Гордиенко Д.В. Влияние мирового финансово-экономического кризиса на изменение уровня экономической безопасности Китая // Национальные интересы: приоритеты и безопасность, 2010, № 34 (91).

11. Гордиенко Д.В. Влияние мирового финансово-экономического кризиса на изменение уровня экономической безопасности Японии // Национальные интересы: приоритеты и безопасность, 2011, № 45 (138).

12. Гордиенко Д.В. Влияние мирового финансово-экономического кризиса на изменение уровня экономической безопасности Соединенных Штатов Америки // Национальные интересы: приоритеты и безопасность, 2011, № 33 (126).

13. Гордиенко Д.В. Мировой финансово-экономический кризис и уровень экономической безопасности Южной Кореи // Национальные интересы: приоритеты и безопасность, 2012, № 13 (154).

14. Материалы 1 сессии ВСНП 12 созыва // Жэньминь жибао, 18 марта 2013 г.

15. Цзинцзи жибао. 11.12.2008.

16. Wong Edward Ending Congress, China Presents New Leadership Headed by Xi Jinping. // The New York Times. Retrieved November 15, 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.