[The ordinary property right of the Kabardians (the second half of the nineteenth and early twentieth centuries)]. Nalchik, Publishing house "Elbrus", 1976, 140 p.; Dumanov Kh.M. Yakub Shardanov: Iz istorii izucheniya obychnogo prava kabardintsev [Yakub Shardanov: From the history of studying the customary law of Kabardians]. Nalchik, Publishing house "Elbrus", 1988, 84 p.; Dumanov Kh.M. Sotsial'naya struktura kabardintsev v normakh adata: pervaya polovina XIX v. [Social structure of Kabardians in the norms of adat: the first half of the XIX century]. Nalchik, Publishing house "Elbrus", 1990, 262 p.; Dumanov Kh.M., Dzamikhov K.F., Mal'bakhov B.K. Skvoz' stoletiya [Through the centuries]. Nalchik, State Committee of the Kabardino-Balkarian Republic for Nationalities, 1995, 42 p.; Dumanov Kh.M. Borov A.Kh., Kazharov V.Kh. Sovremennaya gosudarstven-nost' Kabardino-Balkarii [The modern statehood of Kabardino-Balkaria]. Nalchik, Publishing Center "El-Fa", 1999, 184 p.; Dumanov Kh.M., Ketov Yu.M. Adyge khabze i sud v Kabarde vo vtoroy polovine XVIII - XIX v. [Adyghe Khabze and the court in Kabarda in the second half of the 18th-19th century]. Nalchik, Publishing house KBSC RAS, 2000, 130 p. 2. Materialy Ya.Sh. Shardanova po obychnomu pravu kabardintsev I-y poloviny XIX v. [Materials of J.Sh. Shardanov according to the customary law of the
Kabardins of the first half of the 19th century]. Comp. by Kh.M. Dumanov. Nalchik, Publishing house "Elbrus", 1986, 320 p.; Territoriya i rasselenie kabardintsev i balkartsev v XVIII - nachale XX vv. [Territory and settlement of Kabardians and Balkars in the 18th - early of the 20th centuries]. Comp. by Kh.M. Dumanov. Nalchik, Publishing House "Nart", 1992, 272 p.
3. Vdali ot rodiny [Far from home]. Comp. by Kh.M. Dumanov, Nalchik, Publishing Center "El-Fa", 1994, 254 p.
4. Pravovye normy adygov i balkaro-karachaevtsev v XV-XIX vv. [Legal norms of the Adygs and Balkar-Karachais in the 15th-19th centuries]. Comp. by Kh.M. Dumanov, F.Kh. Dumanova. Maykop, Publishing House Meoty, 1997, 280 p.
5. Dokumenty soslovnogo stroya v gorskikh ob-shchestvakh Terskoy i Kubanskoy oblastey 1793-1896 gg. [Documents of the class system in the mountain societies of the Terek and Kuban regions 1793-1896.]. Comp. by Kh.M. Dumanov, A.I. Musukaev, A.A. Maksidov. Nalchik, Publishing Center "El-Fa", 2002.
6. Spisok uzdeney Bol'shoy i Maloy Kabardy [The list of Uzdenov Big and Small Kabarda]. In: Gosu-darstvennyy istoricheskiy arkhiv Gruzii [The State Historical Archives of Georgia]. F. 2. Op. 1. D. 1649.
16 марта 2017 г.
УДК 32.01(471.631)
XVIII СЕССИЯ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ IX СОЗЫВА - РЕШАЮЩИЙ ЭТАП В УСТАНОВЛЕНИИ ИНСТИТУТА ПРЕЗИДЕНТСТВА
Е.Н. Убушаев, Н.А. Каманджаев
DOI 10.23683/2072-0181-2017-90-2-80-84
Деятельность Верховных Советов национальных республик постсоветской России освящалась [1-5].
Изучение истории постсоветской Калмыкии как в региональной, так и в общероссийской историографиях в настоящее время не получило еще должного развития: до сих пор отсутствуют аналитические работы, полностью посвященные данной тематике.
Убушаев Евгений Николаевич - кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России, докумен-товедения и архивоведения Калмыцкого им. Б.Б. Городо-викова, 358000, Калмыкия, г. Элиста, ул. Пушкина, 11, e-mail: [email protected], т. 8(84722)34622;
Каманджаев Нарма Арслангович - лаборант отдела истории, археологии и этнологии Калмыцкого научного центра Российской академии наук, 358000, Калмыкия, г. Элиста, ул. Илишкина, 8, e-mail: [email protected], т. 8(84722)35506.
В определенной мере существующий вакуум заполняет глава 2.2. пятого раздела второго тома коллективной монографии "История Калмыкии с древнейших времен до наших дней" Однако в ней деятельности рассматриваемой сессии уделяется незначительное внимание. Куда подробнее вней рассматриваются ход выборов Президента Калмыкии 1991 г. и 1993 г. и конституционная реформа первого Президента Калмыкии, предпринятая в 1993-1994 гг. [6].
Evgeniy Ubushaev - Kalmyk State University named by B.B. Gorodovikov, 11, Pushkin street, Republic of Kalmykia, Elista, 358000, e-mail: [email protected], tel. +7(84722)34622;
Narma Kamandzhaev - Kalmyk Scientific Center of the Russian Academy of Sciences, 8 Ilishkina Street, Republic of Kalmykia, Elista, 358000, e-mail: narmakam@ gmail.com, tel. +7(84722)35506.
Работы К.Н. Максимова "Калмыкия -субъект Российской Федерации" и "История национальной государственности Калмыкии", а также работа Е.А. Гунаева "Конституционный строй Калмыкии в 90-е гг. XX - начале XXI в." более объемно анализируют деятельность XVIII сессии ВС РК-ХТ IX созыва. Однако в них в первую очередь рассматриваются принятые на ней нормативно-правовые акты в контексте развития государственного строя и конституционного законодательства Калмыкии. Следует отметить, что в названной монографии Е.А. Гунаева впервые в историографии дается правовая оценка решения XVIII сессии ВС РК-ХТ по вопросу назначения референдума "Нужен ли Республике Калмыкия - Хальмг Тангч Президент?" [7-9].
Однако такие важные с точки зрения исторической науки вопросы, как причины и мотивация принятия народными депутатами тех или иных решений, а также их значение для дальнейшего развития Калмыкии не получили в данных работах должного освещения. Именно эти вопросы и стали предметом исследования в данной статье.
К началу 1993 г. в сфере государственного управления Калмыкии сохранялось такое своеобразное положение, при котором не был избран Президент республики. С одной стороны, это было следствием неудачных президентских выборов конца 1991 г., с другой -следствием моратория Съезда народных депутатов РСФСР на проведение выборов государственных органов всех уровней на срок с 1 ноября 1991 г. по 1 декабря 1992 г. К слову, из восьми национальных республик РСФСР (не считая Чечни), в 1991 г., утвердивших в своих конституциях должность Президента, подобное положение, помимо Калмыкии, сложилось только в Чувашии.
В связи с этим обстоятельством высшие органы государственной власти Калмыкии -Совет министров и Верховный Совет - продолжали сохранять статус-кво: главой исполнительной власти все еще оставался Председатель Совета министров, назначавшийся Верховным Советом, последний де-факто сохранял за собой распорядительные полномочия. В ситуации отсутствия руководящих партийных органов в сочетании с традиционной для калмыков склонностью к клановости и трайбализму, а также в условиях общего экономического и политического положения в стране не было дезорганизации работы республиканских органов власти [8, с. 254].
Назревала необходимость в решении данной проблемы, одним из аспектов которого было скорейшее проведение выборов Президента республики.
12 ноября 1992 г., еще до того, как закончил свое действие вышеуказанный мораторий Съезда народных депутатов РСФСР, группа депутатов из 54 человек подала заявление с требованием созыва внеочередной сессии ВС РК-ХТ для решения вопроса о назначении даты выборов Президента РК-ХТ и внесения некоторых дополнений в законы, связанные с институтом президентства (Законы Калмыцкой ССР - Хальмг Тангч "О Президенте Калмыцкой ССР - Хальмг Тангч", "О выборах Президента Калмыцкой ССР - Хальмг Тангч", "О вступлении в должность Президента Калмыцкой ССР - Хальмг Тангч") [10].
Проходившая тогда XVI сессия ВС РК-ХТ удовлетворила требование группы депутатов и своим постановлением № 447-К поручила Президиуму ВС РК-ХТ созвать внеочередную сессию в январе 1993 г.
Однако вскоре после этого группа депутатов из 46 человек дважды (28 ноября и 7 декабря 1992 г.) обращалась к Президиуму ВС РК-ХТ с ходатайством о более раннем созыве внеочередной сессии ВС РК-ХТ с такой же, как в назначенной ранее сессии, повесткой. И если первое их ходатайство было отклонено "вследствие запоздалости представления ходатайства и практической невозможности созвать сессию в предлагаемое время (ноябрь)", то второе получило положительный отклик [11].
Как результат, 14 декабря 1992 г. состоялась XVII сессия ВС РК-ХТ. Однако вопрос о назначении даты президентских выборов не был решен: депутаты большинством голосов не утвердили предлагавшуюся Президиумом повестку, и на этом работа сессии была завершена [12].
Таким образом, решение вопроса о назначении даты выборов Президента и внесении дополнений в законы, относящиеся к институту президентства, было в очередной раз перенесено на январь 1993 г.
11 января 1993 г. в Президиум ВС РК-ХТ поступили документы инициативной группы граждан, собравших 2 724 подписи в поддержку проведения референдума по вопросу "Нужен ли Республике Калмыкия -Хальмг Тангч Президент?". Созданная Президиумом ВС РК-ХТ рабочая группа не нашла
нарушений в действиях инициативной группы [13]. На основании этого Президиум ВС РК-ХТ своим постановлением № 519П-К от 25 января 1993 г. внес предложение о включении в повестку дня XVIII очередной сессии Верховного Совета IX созыва назначение референдума Республики Калмыкия - Хальмг Тангч по вопросу "Нужен ли Республике Калмыкия - Хальмг Тангч Президент?".
Позже своим постановлением № 523П-К Президиум ВС РК-ХТ предложил внести в повестку дня XVIII сессии вопрос «О проекте Закона Республики Калмыкия - Хальмг Тангч "О внесении изменений и дополнений в Закон Калмыцкой ССР - Хальмг Тангч "О референдуме в Калмыцкой ССР - Хальмг Тангч"».
Одобренная депутатами 27 января 1993 г. повестка дня содержала 32 вопроса [14]. Главными из них в силу их прямого влияния на исход президентских выборов являлись только четыре: первый касался вышеуказанных поправок к законам КССР-ХТ, связанным с институтом президентства; второй - назначения даты повторных выборов Президента РК-ХТ; третий - назначения референдума по вопросу "Нужен ли Республике Калмыкия - Хальмг Тангч Президент?"; четвертый - поправок к закону РК-ХТ "О референдуме в Калмыцкой ССР - Хальмг Тангч". Эти вопросы были рассмотрены депутатами в первые три дня работы сессии - 27-29 января 1993 г. Всего сессия проработала пять дней с двумя перерывами: 27-29 января, 5 и 16 февраля.
28 января 1993 г., на второй день своей работы, сессия приняла поправки к законам, касавшимся института президентства: значительная их часть касалась незначительных изменений текстов законов, в которых сохранялись устаревшие название республики: Калмыцкая ССР и Калмыцкая ССР - Хальмг Тангч - и страны: РСФСР.
К важнейшим нововведениям по содержанию, а не форме следует отнести то, что, во-первых, вице-президент РК-ХТ отныне избирался одновременно с Президентом РК-ХТ; во-вторых, требование о постоянном проживании не менее 10 лет на территории РК-ХТ отныне не распространялось на кандидатов, избранных и назначенных для работы в органах государственной власти и управления Российской Федерации на постоянной основе, состоявших на дипломатической и военной службе Российской Федерации; в-третьих, снижение минимального количества подписей,
необходимых для решения собраний о выдвижении кандидатов в Президенты, с 10 до 5 тыс.; в-четвертых, разъяснение смысла языкового ценза для кандидатов в Президенты: одним из государственных языков РК-ХТ (русским или калмыцким) кандидат был обязан владеть свободно, другим -в пределах, необходимых для общения [9, с. 75-76].
В тот же день ВС РК-ХТ своим постановлением № 576-К назначил дату повторных выборов Президента РК-ХТ (11 апреля 1993 г.). Данный день был выбран не случайно: тогда же было запланировано проведение общероссийского референдума, затраты на который производились из федерального бюджета. Тем самым, по предварительным подсчетам, стоимость выборов могла быть снижена с 20 до 6 млн руб.
В целом решение о назначении даты повторных президентских выборов было принято 102 голосами из 127. Это можно объяснить, во-первых, тем, что, в широких слоях населения республики со времени первых неудачных президентских выборов конца 1991 г. укрепилась вера в возможность решения накопившихся политических и социально-экономических проблем республики только посредством президентского правления; во-вторых, необычайной активностью и организованностью пропрезидентски настроенной части депутатского корпуса.
Острая и достаточно содержательная дискуссия развернулась вокруг вопроса о назначении референдума "Нужен ли Республике Калмыкия - Хальмг Тангч Президент?". С одной стороны, статья 8 Закона Калмыцкой ССР - Хальмг Тангч "О референдуме Камыц-кой ССР - Хальмг Тангч" гласила, что Верховный Совет был обязан назначить референдум по требованию не менее 2 тыс. граждан Калмыцкой ССР - Хальмг Тангч, имевших право на участие в референдуме. При этом в указанном выше законе никак не ограничивался круг вопросов, которые могли бы быть вынесены на референдум. С другой стороны, должность Президента РК-ХТ уже была зафиксирована в Конституции РК-ХТ. В силу этого референдум по данному вопросу был не нужен.
В процессе дискуссий вышеуказанные нормы применялись сторонниками и противниками проведения референдума в качестве аргументов в пользу того или иного решения [16].
По мнению авторов, сложность решения XVIII сессии ВС РК-ХТ по данному вопросу определялась тем, что депутатам предстояло нарушить либо Конституцию, либо закон о референдуме. В итоге был выбран второй вариант, в котором инициативную группу просили более четко выразить суть выдвигаемого на референдум вопроса; отменялись принятые этой же сессией на следующий день поправки к закону о референдуме, вводившие еще большее (5 тыс. вместо 2 тыс.) минимальное количество необходимых для требования референдума подписей и очерчивающие круг вопросов, вынесение которых на референдум запрещалось. Среди них были и вопросы, связанные с конституционными органами власти РК-ХТ, в том числе и Президента.
Таким образом, по мнению Е.А. Гунае-ва, проведение референдума по вопросу "Нужен ли Республике Калмыкия - Хальмг Тангч Президент?" было заблокировано [9, с. 77].
При этом, по нашему мнению, XVIII сессия гипотетически могла и назначить референдум в силу отсутствия по-настоящему серьезных внешних условий, ограничивавших Верховный Совет в этом вопросе. Все зависело от воли и действий местной политической элиты. В качестве аргумента, подтверждающего данный тезис, следует упомянуть события, развернувшиеся в апреле 1993 г. в Мордовии, когда республиканский Верховный Совет смог ликвидировать созданный им же в 1991 г. институт президентства из-за нежелательности для старой местной номенклатурной элиты пребывания на данном посту В. Д. Гуслянникова [17].
Политическая элита Калмыкии условно подразделялась на левых, правых и неопределившихся [15, л. 143; 18]. Левыми условно называли противников учреждения в республике института президентства, бывших преимущественно активистами Коммунистической партии Калмыкии. Именно они стояли за организацией кампании по проведению референдума по вопросу "Нужен ли Республике Калмыкия - Хальмг Тангч Президент?" На XVIII сессии ВС РК-ХТ IX созыва они были представлены лишь несколькими депутатами. Правыми условно называли твердых сторонников президентской формы правления. При этом многие из них уже к началу работы сессии работали с двумя будущими кандидатами в Президенты.
Судя по всему, именно колеблющихся депутатов было больше всего. Однако про-
президентски настроенные группы депутатов благодаря своей высокой организованности, а также значительным (в масштабах республики) административным и финансовым ресурсам сумели добиться принятия соответствующих постановлений и поправок.
Таким образом, XVIII сессия ВС РК-ХТ IX созыва ознаменовалась полным возобладанием пропрезидентской линии, потерпевшей поражение на XVII сессии. При этом главное значение ее работы состоит в том, что она обозначила дальнейшее движение республики по взятому в сентябре 1991 г. курсу на президентство. По сути данная сессия является одним из важнейших звеньев цепочки событий, приведшей в апреле 1993 г. к избранию Президентом РК-ХТ К.Н. Илюмжинова, занимавшего этот пост без малого 17 лет, и обозначившей важность института президентства для постсоветской истории Калмыкии.
ЛИТЕРАТУРА
1. Вавулинская Л.И., Макуров В.Г., Савицкий А.А., Шумилов М.И. Представительная власть Карелии: история и современность. Петрозаводск: Петро-Пресс, 2006. 207 с.
2. Морозова Ю.М. Верховный Совет Мордовии (1938-1994 гг.). Саранск: НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия, 2014. 164 с. + 16 с. илл.
3. Титова И.В. Верховный Совет Чувашии (19381994 гг.): формирование, состав, основные направления деятельности. Дис. ... канд. ист. наук. Чебоксары, 2007. 304 с.
4. Омаров М.О. Основные итоги деятельности Верховного Совета Республики Дагестан последнего созыва (1990-1995 гг.) // Вестник Дагестанского государственного университета. Серия 2: гуманитарные науки. 2009. № 4. С. 63-70.
5. Шабаев Ю.П. Институт парламентаризма в Республике Коми: опыт политических трансформаций // Гуманитарные исследования. Humanis. 2007. № 1. С. 35-45.
6. История Калмыкии с древнейших времен до наших дней: В 3 т. Т. 2. Элиста: Герел, 2009. 840 с.
7. Максимов К.Н. Калмыкия - субъект Российской Федерации. М.: Республика, 1995. 320 с.
8. Максимов К.Н. История национальной государственности Калмыкии. М.: Профиздат, 2000. 312 с.
9. Гунаев Е.А. Конституционный строй Калмыкии в 90-е гг. XX - начале XXI в. Элиста: КИГИ РАН, 2010. 2243 с.
10. Национальный архив Республики Калмыкия (далее - НА РК). Ф. Р-1. Оп. 4. Д. 3103. Л. 79-80.
11. НА РК. Ф. Р-1. Оп. 4. Д. 3110. Л. 95-96, 102.
12. НА РК. Ф. Р-1. Оп. 4. Д. 3104. Л. 35.
13. НА РК. Ф. Р-1. Оп. 4. Д. 3111. Л. 97-98.
14. НА РК. Ф. Р-1. Оп. 4. Д. 3129. Л. 5-7.
15. НА РК. Ф. Р-1. Оп. 4. Д. 3126. Л. 124.
16. НА РК. Ф. Р-1. Оп. 4. Д. 3124. Л. 16-17, 19.
17. Лезина Е.П. Президентская республика в Мордовии (конец 1991 - первая половина 1993 г.) // Социально-политические науки. 2014. № 4. С. 22-26.
18. НА РК. Ф. Р-1. Оп. 4. Д. 3125. Л. 23.
REFERENCES:
1. Vavulinskaya L.I., Makurov V. G., Savitskiy A.A., Shumilov M. I. Predstavitel 'naya vlast' Karelii: istoriya i sovremennost' [Legislative branch of Karelia: history and modernity]. Petrozavodsk, PetroPress, 2006, 207 p.
2. Morozova Yu.M. Verkhovnyy Sovet Mordovii (1938-1994 gg) [Supreme Soviet of Mordovia (19381994)]. Saransk, Research Institute for the Humanities under the Government of the Republic of Mordovia, 2014, 164 p. + 16 ill. p.
3. Titova I.V. Verkhovnyy Sovet Chuvashii (1938-1994 gg.): formirovanie, sostav, osnovnye napravleniya deyatel'nosti. [Supreme Soviet of Chuvashia (1938 -1994): formation, membership, directions of activities. Dissertation for the degree of Doctor of History]. Cheboksary, 2007, 303 p.
4. Omarov M.O. Vestnik Dagestanskogo gosudarst-vennogo universiteta. Seriya 2: gumanitarnye nauki, 2009, no. 4, pp. 63—70.
5. Shabaev Yu.P. Gumanitarnye issledovaniya. Humanis, 2007, no. 1, pp. 35-45.
6. Istoriya Kalmykii s drevneyshikh vremen do nashikh dney. [History of Kalmykia since ancient times to modernity]: In 3 vol. vol. 2. Elista, Gerel, 2009, 840 p.
7. Maksimov K. N. Kalmykiya - sub "ekt Rossiyskoy Federatsii. [Kalmykia - territorial subject of the Russian Federation]. Moscow, Respublika, 1995, 320 p.
8. Maksimov K.N. Istoriya natsional'noy gosudarst-vennosti Kalmykii. [History of Kalmykia's nationhood]. Moscow, Profizdat, 2000, 312 p.
9. Gunaev E. A. Konstitutsionnyy stroy Kalmykii v 90-e gg. XX - nachale XXI v. [Constitutional system of Kalmykia in 90th years of the 20th century - beginning of the 21th century]. Elista, Kalmyk Institute for Humanities of the Russian Academy of Sciences, 2010, 224 p.
10. Natsional'nyy arkhiv Respubliki Kalmykiya [National archive of the Republic of Kalmykia]. F.R-1. Op. 4. Op. 3103. L. 79-80.
11. Natsional'nyy arkhiv Respubliki Kalmykiya [National archive of the Republic of Kalmykia]. F. R-1. Op. 4. D. 3110. L. 95-96, 102.
12. Natsional'nyy arkhiv Respubliki Kalmykiya [National archive of the Republic of Kalmykia]. F. R-1. Op. 4. D. 3104. L. 35.
13. Natsional'nyy arkhiv Respubliki Kalmykiya [National archive of the Republic of Kalmykia]. F. R-1. Op. 4. D. 3111. L. 97-98.
14. Natsional'nyy arkhiv Respubliki Kalmykiya [National archive of the Republic of Kalmykia]. F. R-1. Op. 4. D. 3129. L. 5-7.
15. Natsional'nyy arkhiv Respubliki Kalmykiya [National archive of the Republic of Kalmykia]. F. R-1. Op. 4. D. 3126. L. 124.
16. Natsional'nyy arkhiv Respubliki Kalmykiya [National archive of the Republic of Kalmykia]. F. R-1. Op. 4. D. 3124. L. 16-17, 19.
17. Lezina E.P. Sotsial'no-politicheskie nauki, 2014, no. 4, pp. 22-26.
18. Natsional'nyy arkhiv Respubliki Kalmykiya [National archive of the Republic of Kalmykia]. F. R-1. Op. 4. D. 3125. L. 23.
26 мая 2017 г.