Научная статья на тему 'XVIII научно-практическая конференция «Актуальные проблемы менеджмента в РФ: качественное совершенствование управления экономикой»'

XVIII научно-практическая конференция «Актуальные проблемы менеджмента в РФ: качественное совершенствование управления экономикой» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
204
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Маленков Юрий Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «XVIII научно-практическая конференция «Актуальные проблемы менеджмента в РФ: качественное совершенствование управления экономикой»»

2015

ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Сер. 5

Вып. 4

ХРОНИКА НАУЧНОЙ ЖИЗНИ

Ю. А. Маленков

XVIII НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА В РФ: КАЧЕСТВЕННОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКОЙ»

14 ноября 2014 г. кафедра управления и планирования социально-экономических процессов экономического факультета СПбГУ организовала и провела очередную ежегодную научно-практическую конференцию, посвященную актуальным проблемам менеджмента в РФ.

На конференцию поступило более 250 тезисов из 15 регионов РФ и 6 стран, в том числе от преподавателей, представителей академической науки, бизнеса и органов управления различных регионов РФ. В её работе приняли участие свыше 60 человек: специалисты в области экономики и управления, работники систем управления производственной и непроизводственной сфер, преподаватели вузов, научные работники, докторанты, аспиранты и магистранты различных вузов страны. С основными докладами выступили 15 человек, в том числе 5 докторов и 4 кандидата экономических наук. В центре внимания участников конференции находились актуальные проблемы теории и практики качественного совершенствования управления экономикой на федеральном и региональном уровнях, а также организаций различных форм собственности.

Тема конференции была определена в связи с выполняемой на кафедре управления и планирования социально-экономических процессов актуальной бюджетной научно-исследовательской работой «Теоретико-методологические основы формирования эффективной системы государственного стратегического управления в Российской Федерации на федеральном и региональном уровнях».

Качественное совершенствование управления экономикой является одной из наиболее актуальных и при этом одной из острых и недостаточно изученных проблем развития страны. Недостаточное качество управления сегодня проявляется во многих сферах экономики и на различных уровнях. Несмотря на накопленный опыт, просчеты различного рода стали характерны для многих ведомств и организаций. Особенно важное значение эта проблема имеет в условиях перехода к импортозамещению многих продуктов и необходимости опоры на внутренние ресурсы развития.

Из докладов и дискуссий участников стало очевидным, что в целом указанная проблема все еще не является объектом исследования в научной сфере и в практике управления, что отрицательно влияет на качество развития экономики в целом.

Д-р экон. наук, профессор кафедры управления и планирования социально-экономических процессов экономического факультета СПбГУ Ю. А. Маленков в докладе «Качественное управление экономикой: новые задачи и подходы» акцентировал внимание на том, что целесообразно создание нового направления в российском менеджменте — теории качественного

менеджмента, а в более широком смысле — теории качественного управления, которое дополняет и расширяет классические школы менеджмента. В докладе был предложен новый подход к пониманию сущности качественного управления. Новая концепция управления основывается на изменении понимания его качества. Традиционно на уровне стран оно определяется главным образом через достижение целей развития любым путем и оценку достигаемых результатов в пределах 1-3 лет (например, прогнозы Всемирного банка темпов экономического роста стран). Новая концепция управления исходит из иного понимания этой категории. Вместо набора различных показателей в ней концентрируются внимание и усилия управленческих органов и работников на стратегических компонентах. Основу качественного управления развитием образуют стратегические структурные компоненты: 1) качество концептуальной модели развития экономики страны, зависящее от ее научной обоснованности, реальности целей (учета возможностей их достижения ); 2) качество стратегии управления экономическим развитием, стратегические направления и цели, эффективность и устойчивость развития; 3) качество процесса внедрения стратегии (управление реализацией стратегии). Эти составляющие определяют основу качественного управления. Докладчиком предложены критерии качественного управления: оптимизация распределения ресурсов в долгосрочном и среднесрочном периодах (сегодня это в первую очередь ФНБ и резервные фонды) с учетом отдачи инвестиций, рассчитанной по полным экономическим результатам (не по частичным эффектам), опережающий рост производительности труда по отношению к росту доходов с учетом реальной инфляции, рост инновационной отдачи человеческого капитала, минимизация бюрократии в системах управления, достижение осязаемых, опорных стратегических результатов, окупающих затраты. В докладе приведены количественные оценки качества последних управленческих мер в РФ и дан ряд конкретных рекомендаций по переходу к новой концепции качественного управления.

Главный научный сотрудник Института проблем региональной экономики Российской Академии наук, д-р экон. наук, профессор А. А. Румянцев в докладе «Управление инновационным развитием периферийных районов» рассмотрел проблему теории «центр-периферия». Концентрируя промышленный, научный, образовательный потенциалы, центр генерирует инновации, которые медленно достигают периферийных районов, где они адаптируются к местным условиям. Докладчик считает, что эта теория сегодня утрачивает прикладное и теоретическое значение. Развитие инновационной деятельности не только в ее центрах, но и в периферийных по отношению к ним районов расширяет управленческий ареал инновационной деятельности в регионе. Управление инновационным развитием региона приобретает новый масштаб с элементами нового качества. Областные центры становятся инновационными ядрами, концентрируя научно-инновационную деятельность в области. При этом высока неоднородность развития науки в областных центрах. Центральные города, получая инновационные импульсы от мегаполиса Санкт-Петербурга, тем не менее имеют уже собственные базы инновационного развития. Диффузия инноваций из центров субъектов Федерации вглубь регионов осуществляется в форме создания конкретных объектов, разработки технологий, новых методов организации производства и др., отвечая на запросы социально-экономического развития территорий. В Вологде с населением 300 тыс. человек 13 НИИ, профиль их деятельности — проектирование, радиоэлектроника, экономические исследования, 4 высших учебных заведения и 6 филиалов московских и петербургских вузов. В Новгороде на 220 тыс. населения 12 НИИ (проектирование, гидрология, телевидение, программное обеспечение), 1 вуз и 9 филиалов московских и петербургских высших учебных заведений. Наука в областях ориентирована на социально-экономический подъем территорий: проектирование производственных, инфраструктурных и социальных объектов, эффективное использование ресурсов (сельское, озерное и речное хозяйство), экономические исследования, а также на разработки межрегиональной значимости: радиоэлектроники, телевидения. На региональном уровне управления инновационной деятельностью, основным методом которого являются научно-инновационные программы, необходимым становится включение в них направлений развития инноваци-

онной деятельности не только в крупных городах, но и в периферийных районах. В настоящее время уже нельзя считать периферию отсталой, наоборот, исследования показывают, что в ней самостоятельно генерируются инновации, что необходимо учитывать при финансировании развития регионов.

Д-р экон. наук, профессор кафедры туризма и социально-культурного сервиса Санкт-Петербургского государственного института культуры А. А. Клейман в докладе «Оптимизация и реструктуризация турбизнеса в условиях падения спроса на российском туристском рынке» сообщил, что, хотя в этом году ряд турфирм потерпел крах, по ряду направлений спрос вырос, а по внутреннему туризму РФ уступила только КНР. По мнению докладчика, туризм, как это ни парадоксально, менее подвержен действию кризиса, чем другие отрасли экономики. Развитие туристского рынка должно идти через реструктуризацию и оптимизацию. Рост конкуренции в отрасли сопровождался демпингом, поэтому объемы туризма росли, но реальные доходы падали. В целом были крупные просчеты многих руководителей турфирм, что говорит о плохом качестве управления, отсутствии качественного управления в отрасли. Большая проблема существует в сфере организации туризма. Отрасль перенасыщена туроператорами, их почти 1,5 тыс. ед., а турагентов намного больше. Российская Федерация может занять прочное положение на рынке въездного туризма. В 2012 г. наша страна вошла в десятку стран-лидеров по количеству зарубежных туристских прибытий. На нее в 2012 г. приходилось 4,8% всего туристского потока в мире. Как показывает опыт предприятий туриндустрии, внутреннего кризиса можно избежать, если в сложной экономической ситуации реально оценивать конъюнктуру туристского рынка и своевременно принимать меры по оптимизации бизнеса. Внешние факторы, вызывающие кризис, представляют значительно большую опасность для отдельной турфирмы, чем внутренние. Внутренние факторы менеджмент компании может прогнозировать и своевременно реагировать на них. Внешние факторы возникают, как правило, внезапно, и прогнозы их крайне ненадежны. На уровне министерства можно разрабатывать прогнозы ситуации в отрасли, но на уровне отдельной организации это намного сложнее, так как нет специалистов в сфере макроэкономического прогнозирования, необходимо проведение специальных исследований, требующих крупных финансовых затрат, которые отдельная фирма не может позволить себе в условиях острой конкуренции. Оптимизация бизнес-процесса — это изменения с целью повышения его эффективности, т. е. ускорения, упрощения, удешевления процесса создания и реализации турпродукта, устранения сбоев и т. п. Немедленной оптимизации подлежат, прежде всего, проблемные процессы, в которых получение результата нестабильно. Докладчик предложил ряд рекомендаций. Главными направлениями повышения устойчивости бизнеса в условиях рецессии экономики и снижения объемов турпотоков являются оперативное изменение линейки туристских продуктов, применение новых методов стимулирования и мотивации изменения предпочтений клиентов (например, переключение турпотоков из Турции в другие страны и на внутренний туризм, применение выгодных для клиентов схем оплаты турпродуктов и т. д.). Необходимо накапливать и распространять в отрасли опыт преодоления кризисов. Особенно острые кризисы возникают, как показывает практика, в сфере взаимодействия партнеров, в первую очередь, туристских фирм, гостиниц, транспортных компаний. В последнее время ряд кризисов в этой сфере вызвал деформации отрасли в целом. К сожалению, не все партнеры достаточно хорошо понимают сущность кризисных ситуаций. Но чаще всего решения принимаются не оперативно, а утверждаемые планы не устраивают партнеров. В результате экономические потери несут все участники данных процессов. Так, сокращение программ туркомпании ТШ на 30% позволило ей оптимизировать объемы в соответствии с реальным спросом. В частности, зимой 2014/15 года туркомпания отказалась от дальнемагистральных направлений. В докладе также был выделен ряд новых тенденций развития рынка туризма.

Д-р экон. наук, профессор Н. А. Шапиро (Санкт-Петербургский научно-исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики) в докладе на тему «Маркетинг территорий и качественное совершенствование управления экономикой» отметила, что

качество менеджмента — это рациональность действий. Необходимы ответы на вопросы: чем мы управляем, каковы результаты? Взаимосвязь понятий «менеджмент» и «качество» неоднозначна. Можно вести речь о «менеджменте качества», а можно о «качестве менеджмента». Если в первом случае логично предположить, что имеется в виду конечный результат, полученный на основе изменения его качественных параметров или характеристик, то второй случай более связан с самим процессом управления, с адекватностью целей и применяемых средств, рациональностью предпринятых действий или их цепочки, направленной на желаемый результат. Докладчик предложила определение маркетинга территорий как инструмента управления: территориальный маркетинг — это инструмент управления развитием пространства в условиях рынка. Это понимание маркетинга позволяет выстраивать стратегию развития места таким образом, чтобы территория становилась конкурентоспособным сегментом рынка. Необходимо в первую очередь учитывать такие компоненты, как самобытность территории, отлаженная среда территории, территория — поставщик качественных социальных услуг, территория — зона отдыха. Состояние каждого из компонентов территории свидетельствует о её способности эффективно развиваться в условиях рынка, отражает качество маркетинговых стратегий развития территорий и в конечном счете качество управления ею. Новые модели управления территориями всё чаще воспроизводят концепции «умного города» или «умного региона». Если территория предполагает быть привлекательной для жизни современного человека, ей необходимо предоставлять ряд базовых социальных услуг такого качества, которое соответствует потребностям современного бизнеса. Не следует давать абстрактные рекомендации или модели, оправданно вести речь лишь о маркетинге конкретных территорий, регионов.

Канд. экон. наук, доцент кафедры управления и планирования социально-экономических процессов экономического факультета СПбГУ В. П. Кайсарова в докладе на тему «Оценка эффективности и качества обслуживания населения в отраслях общественного сектора сферы услуг крупного города: инновационные подходы и возможности» подчеркнула, что уровень качества предоставления услуг и удовлетворение граждан неразрывно связаны между собой. Существующие по этой проблеме подходы описывают удовлетворение как процесс, а их авторы определяют его ключевые переменные и механизмы формирования. Они утверждают, что удовлетворение является заключительным этапом психологической составляющей со стороны потребителя и воспринимается как конечный результат в потреблении и приобретении продукта или услуги. Обобщение исследований различных авторов показывает, что удовлетворение общественных услуг предполагает существование объективной позиции по вопросу о том, что потребитель хочет достичь, ожидаемый уровень удовлетворения потребностей через достижение стандартов качества продукта (услуги), наличие соотношения двух факторов: результата и эталона (стандарта) сравнения в процессе оценки удовлетворенности потребителей. Создание архитектуры оценивания общественных услуг в исполнительных структурах управления в крупных городах должно базироваться на совокупности методов. Докладчик осветила систему оценивания услуг в общественном секторе и рекомендовала дополнить её адаптированными маркетинговыми методиками, включая метод сопоставления потребителями ожиданий и восприятия качества оказываемых услуг. Предложено оценивать три ключевых элемента удовлетворенности граждан услугами: 1) эталонная общественная услуга; 2) оказываемая общественная услуга; 3) реализованная общественная услуга, параметры которой влияют на общее восприятие и ожидаемое качество. Эти элементы коррелируют с показателями благосостояния горожан и могут быть определены на основе оценок располагаемых возможностей людей. Предлагается использовать концептуальный подход Доклада ООН «Измерение экономических результатов и социального прогресса», который основан на идее оценки располагаемых возможностей (capabilities) индивида, когда его уровень жизни оценивается через свободу личности сделать выбор между различными комбинациями этих функциональных состояний (возможностей), а также на представлении развития человека как прогрессивного процесса, расширяющего свободу выбора и возможности отдельной личности или группы людей.

Канд. экон. наук, доцент кафедры управления и планирования социально-экономических процессов экономического факультета СПбГУ В. Г Родионов в докладе «Глобальный кризис и экономическая стратегия России» отметил, что кризис предполагает корректировку существующего стратегического вектора экономического развития. Возникает принципиально новая социальная ситуация в определении соотношения меры труда и меры потребления, требующая своего разрешения. Параметр занятости становится ключевым индикатором экономической стабильности. В связи с этим широко развернулись исследования по загруженности современных работников, анализу использования их рабочего времени, прогнозированию динамики частично занятых работников в общей численности занятых и т. д. Так, исследование под руководством Д. Гребера структуры занятости в современной системе разделения труда привело к эмпирически подтверждаемым выводам о том, что значительная часть работников в современной экономике занята выполнением не только непроизводительных, но даже бесполезных функций. Современная экономика, по мере становления нового технологического уклада, объективно формирует опережение скорости роста качества (потребительной стоимости) товаров и услуг над их стоимостью. Генерируемый современной технологической революцией резкий, качественный скачок потребительной стоимости товаров и услуг сопровождается фактическим снижением затрат на их изготовление. К сожалению, в нашей стране наглядно прослеживается обратная тенденция роста цен и тарифов. И даже при объективных предпосылках их снижения этого не происходит. Наглядный пример — снижение мировых цен на нефть и при этом рост внутренних цен на бензин. Такая стратегия ведет к углублению кризисных явлений в России и росту экономических потерь. При переходе же к новой стратегии у России проявляются огромные резервы. Так, только разрыв между ценами производителя и потребителя составляет около 300%, что является беспрецедентным для развитых экономик. Автор предположил, что принятие и реализация стратегии снижения цен и тарифов обеспечат ускорение экономического развития России, выведение экономики кризиса на траекторию интенсивного, устойчивого развития.

Аспирант СПбГУ Кейта Секу (Республика Мали) выступил с докладом на английском языке на тему «Управление человеческим капиталом с целью экономического роста и устойчивого развития (на примере Республики Мали)». Он подчеркнул важность заявленной темы и поставил проблему несоответствия качества управления человеческими ресурсами во многих компаниях современным требованиям. Потребности компаний и качество управления людьми в них стали серьезной проблемой. Докладчиком предложено следующее решение данной проблемы: компании должны провести преобразования в управлении и вместо трансакционных стать трансформационными в сфере управления людьми, им следует постоянно думать о своей структуре, управлять знаниями, накапливать опыт, повышать квалификацию сотрудников подразделений по управлению человеческими ресурсами. Подразделения по управлению персоналом (HR departments) должны стать проактивными. В докладе автор детализировал свои рекомендации, которые влияют на стратегию развития компаний. При этом он выделил необходимость преодоления в управлении непотизма и коррупции при найме работников, соблюдения трудового законодательства, которое часто нарушается, развития аналитического и холистического мышления одновременно. Продвижение в этих направлениях сделает африканские страны более конкурентоспособными на мировых рынках.

Канд. экон. наук, доцент А. О. Лукичева (Санкт-Петербургский государственный торгово-экономический университет) в докладе на тему «Управление профессорско-преподавательским составом вузов как составляющая концепции предпринимательского университета в России» сконцентрировала внимание на проблемах повышения качества управления в современных вузах. Несмотря на определяющее значение кадров, на практике зачастую вопросам управления ими уделяется недопустимо мало внимания. Более того, если говорить о современной российской действительности, включая систему высшего образования, многим процессам и действиям в отношении персонала присуща управленческая безграмотность. Особенно удручающее впечатление это производит в вузах, где обучение осуществляется по направлению «Экономи-

ка». Докладчик подробно рассмотрела систему оценки кадров в одном из крупных вузов Санкт-Петербурга. Сотрудники были поставлены в известность, что их работа будет оцениваться в баллах, post factum, а как известно, это полностью противоречит правилам управления. Оценочные формы не обсуждались должным образом с преподавателями, изменения вносились сверху. Все предложенные формы содержали существенные недоработки. В частности, в баллах не оценивалась нагрузка по руководству дипломными проектами и ВКР, курсовыми работами, преддипломной практикой, нагрузка по работе в ГАК. Следует отметить, что руководство дипломными проектами и ВКР, а также работа в ГАК — это виды работ, требующие очень высокого уровня подготовки от преподавателей. Была занижена значимость внутривузовских мероприятий, в результате уже сегодня это привело к тому, что преподаватели ориентированы на международные конференции и семинары и не уделяют внимания тому, что происходит по месту их работы. Ставятся низкие оценки за внутривузовские пособия, которые пишут и издают потому, что прочие пособия могут не отвечать необходимым требованиям. Заполненные формы не обсуждались, замечания по совершенствованию форм должным образом не рассматривались. Составление плана карьерного роста также не включалось в повестку дня, заполнение форм оценки так называемой эффективности работы преподавателей не имело каких-либо далеко идущих планов и было всецело ориентировано на прошлое.

Научный сотрудник И. А. Мачула (филиал ООО Газпром ВНИИГАЗ, Ухта) в докладе «Моделирование прогноза цен на топливные ресурсы» предложила модель прогнозных расчетов, направленную на повышение эффективности планирования. Газовая отрасль сегодня стоит перед целым рядом крупных проблем, включая истощение крупнейших базовых месторождений, снижение эффективности транспортировки газа из-за изменения природно-климатических условий эксплуатации месторождений и роста удаленности крупных центров добычи газа от сложившихся центров развития газовой промышленности. Более 80% российского природного газа добывается в Надым-Пур-Тазовском регионе, у которого в настоящее время есть проблемы, связанные с процессами добычи (снижение продуктивности пластов, водо-и пескопроявления, увеличение числа самозадавливающихся скважин), промыслового сбора и подготовки (накопление жидкости в трубопроводах ГСС, износ и недозагруженность оборудования), а также с состоянием дожимного комплекса (снижение давления и объема перекачиваемого газа, высокий износ газоперекачивающего оборудования). В процессе проведенного маркетингового анализа было выявлено, что в качестве наиболее удачного использования природного газа месторождений Западной Сибири можно выделить получение синтетических жидких топлив и сжиженного природного газа с их последующей подачей на внутрироссий-ский и мировой рынок, в частности в страны АТР, трубопроводным и морским транспортом. Докладчик использовала следующий подход к прогнозированию: этап 1 — отбор факторов для моделирования (при этом в отличие от существующих подходов был учтен ряд указанных выше факторов, несмотря на сложность их оценки); этап 2 — установление математической формы связи между ценой на топливные ресурсы и влияющими на нее факторами; этап 3 — проверка адекватности модели; этап 4 — осуществление прогноза цены путем подстановки прогнозных значений факторов, учтенных в модели, в рассчитанное уравнение регрессии. Проведенные расчеты позволили получить оценки прогнозных значений цен с учетом факторов, на них влияющих.

Магистрант Волгоградского государственного технического ун-та (ВолгГТУ) С. Б. Тита-ренко выступила с сообщением на тему «Увеличение стоимости компании в условиях использования аутсорсинга». Сегодня всё большее количество компаний осуществляет свою деятельность на основе концепции управления их стоимостью. Смысл данной концепции состоит в том, что управление предприятием сфокусировано на увеличении рыночной стоимости и акций компании. По своей сути стоимость предприятия — это многофакторная модель. Именно такая модель способна изменить стоимость компании благодаря тому, что факторы стоимости оказывают прямое влияние на деятельность предприятия. В сочетании данные факторы формируют показатель EVA. Докладчик предложила считать показатель EVA индикатором ка-

чества принятия управленческих решений, постоянная положительная величина данного показателя свидетельствует об увеличении стоимости компании, отрицательная — о снижении. В докладе приведены области аутсорсинга, которые ведут к повышению стоимости компании. Аутсорсинг способствует высвобождению средств, а также сокращению срока оборачиваемости активов, что максимально положительно сказывается на показателе рыночной стоимости компании.

Ассистент ВолгГТУ Е. А. Полянская выступила с сообщением на тему «Методика создания эндаумент-фондов в высших учебных заведениях». Она отметила, что эндаумент-фонды создают новые условия для повышения качества управления в вузах, становятся механизмом поощрения наиболее эффективных и конкурентоспособных вузов, позволяющим им развивать стратегические направления научной и образовательной деятельности. В докладе кратко проанализированы этапы создания эндаумент-фонда высшего учебного заведения, поставлена проблема выработать методический инструментарий управления целевым капиталом как долговременным инвестиционным ресурсом.

Доклады и тезисы участников конференции позволяют сделать следующие выводы:

1. Проблемы управления являются сегодня одними из наиболее важных для подъема экономики РФ, особенно в условиях сужения внешних источников развития для РФ (изменение мировой конъюнктуры цен на энергоресурсы, санкции зарубежных стран) и опоры на собственные ресурсы, в том числе ресурсы управления. Создание теории качественного управления представляет собой формирование новой школы менеджмента. Ее основой целесообразно считать стратегические компоненты: 1) качество концептуальной модели развития экономики страны, зависящее от ее научной обоснованности, реальности целей (возможность их достижения); 2) качество стратегии управления экономическим развитием (научная обоснованность стратегических направлений и целей, соответствие стратегических целей и ресурсов, инновационные решения стратегических проблем, высокие, значительно превышающие пороговые уровни, эффективность и устойчивость развития; 3) качество процесса внедрения стратегии (управление реализацией стратегии и достижение поставленных целей).

Приоритетными критериями качественного управления экономикой РФ на современном этапе развития предлагается считать: оптимизацию распределения ресурсов страны в долгосрочном и среднесрочном периодах, в первую очередь ФНБ и резервные фонды (при этом необходимо определять отдачу инвестиций по полным экономическим результатам, а не по частным эффектам, как это делается сейчас); опережающий рост производительности труда по отношению к росту доходов с учетом реальной инфляции; рост инновационной отдачи человеческого капитала вместо механистических оценок финансовой отдачи, например доходов, объемов продаж и др.; минимизацию бюрократии в системах управления; достижение осязаемых, опорных стратегических результатов, окупающих затраты. Развитие новой области научных исследований позволит избежать крупных стратегических просчетом в развитии экономики РФ.

2. В управлении развитием инноваций в РФ следует учитывать новые условия — областные центры становятся инновационными ядрами, концентрируя научно-инновационную деятельность в области, диффузия инноваций вглубь территорий идет из них, а не из федерального центра. Необходима финансовая поддержка регионов, стратегически наиболее важных для экономики РФ. В первую очередь и в больших объемах финансирования следует поддерживать регионы, которые развивают инновационные направления с высокой отдачей инвестиций в краткосрочном (1-2 года) и среднесрочном периодах (до 3-4 лет) в отличие от широко распространенного уравнительного подхода. Также необходимо отказаться от финансирования крупных проектов с неопределенными результатами, которых сегодня очень много в стратегических планах регионов. Это будет стимулировать рост эффективных инноваций в том числе и на отсталых территориях.

3. В туриндустрии отсутствие качественного управления, неэффективная организационная структура стали одной из причин демпинга, краха многих компаний. Немедленной опти-

мизации полежат, прежде всего, проблемные процессы, в которых получение результата нестабильно. В период экономического спада главными направлениями оптимизации бизнеса можно назвать оперативность менеджмента туркомпании в корректировании продуктовой линейки, объемов продаж и перевозки, а также функционирование гибкой системы мотивации рынка сбыта как частных клиентов, так и турагентов.

4. Эффективным инструментом управления развитием регионов является территориальный маркетинг, методы которого недостаточно используются в управлении ими. Необходимо в первую очередь учитывать такие компоненты, как самобытность территории; отлаженная среда территории; территория как поставщик качественных социальных услуг; территория как зона отдыха.

5. Принятие и реализация стратегии снижения цен и тарифов в экономике РФ с учетом сложившегося разрыва между потребительной стоимостью товаров и услуг и фактическим снижением затрат на их изготовление обеспечат ускорение экономического развития России, выведение экономики кризиса на траекторию интенсивного, устойчивого развития.

6. Развитие систем управления человеческими ресурсами в компаниях повысит их международную конкурентоспособность. Необходимо, чтобы вместо трансакционных они стали трансформационными, опирались на управление знаниями, преодолевали непотизм и коррупцию при найме работников, тщательно соблюдали трудовое законодательство, были про-активными.

7. В управлении развитием вузов следует опираться на способности кадров преподавателей, сокращать бюрократию и устанавливать в вузах объективные критерии оценки качества, способствующие развитию системы кадров. Необходимы серьезное повышение качества управления в этой сфере и переход к качественному управлению.

8. Целесообразно развивать новые подходы к прогнозированию развития отраслей, учитывать не только сложившиеся тренды развития (что упрощает процесс прогнозирования, однако увеличивает его ошибки), но и новые факторы, которые могут вызвать в перспективе существенные изменения сложившихся трендов. Это требует разработки новых научных подходов к построению моделей прогнозирования процессов развития сложных систем.

После докладов состоялась дискуссия по рассмотренным проблемам.

Проведение научно-практической конференции позволило более глубоко изучить проблемы развития экономики РФ, определить важную роль качественного управления в подъеме экономики РФ, обозначить ряд новых научных направлений и способствовало обмену опытом научных исследований, повышению качества научной работы и эффективности управления.

Статья поступила в редакцию 8 октября 2015 г.

Контактная информация

Юрий Алексеевич Маленков — д-р экон. наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный университет; y.malenkov@spbu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.