Научная статья на тему 'XVI ВСЕРОССИЙСКАЯ ШКОЛА МОЛОДОГО СОЦИОЛОГА "ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ЭФФЕКТЫ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ СОЦИОЛОГИИ"'

XVI ВСЕРОССИЙСКАЯ ШКОЛА МОЛОДОГО СОЦИОЛОГА "ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ЭФФЕКТЫ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ СОЦИОЛОГИИ" Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
32
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Гринченко Елизавета Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «XVI ВСЕРОССИЙСКАЯ ШКОЛА МОЛОДОГО СОЦИОЛОГА "ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ЭФФЕКТЫ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ СОЦИОЛОГИИ"»

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ ЮГА РОССИИ

I I) N КУКХ1М ¡111

XVI ВСЕРОССИЙСКАЯ ШКОЛА МОЛОДОГО СОЦИОЛОГА «ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ЭФФЕКТЫ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ СОЦИОЛОГИИ»

С 13 по 18 марта в городе Майкопе в Адыгейском государственном институте состоялось социологическое событие - XVI Всероссийская школа молодого социолога «Теоретико-методологические эффекты междисциплинар-ности в современной социологии». Организаторами симпозиума совместно с Адыгейским государственным университетом выступили Федеральный научно-исследовательский социологический центр Российской академии наук, Институт социологии и регионоведения Южного федерального университета, а также Совет ректоров Юга России. Мероприятие собрало около 150 ученых социологов из университетов и научных центров России и Адыгеи. В солнечном Майкопе встретились участники из самых разных регионов страны, ученики и эксперты представляли университеты, исследовательские центры и научные школы Москвы, Санкт-Петербурга, Белгорода, Ханты-Мансийска, Донецка, Краснодара, Нальчика, Новочеркасска, Ростова-на-Дону и Симферополя. Мастер-классы, интерактивные лекции, круглые столы, деловые игры, тренинг-семинары - вот лишь малая часть мероприятий по совершенствованию социологического мастерства, в которые предстояло погрузиться участникам Школы.

Школа началась 13 марта с торжественного пленарного заседания XVI Всероссийской конференции «Консолидирующий потенциал российского общества в условиях современных вызовов» в стенах Адыгейского государственного университета.

В программе конференции затрагивались многообразные проблемы, связанные с формированием личностных и групповых идентичностей разного уровня, анализировалась необходимость активизации творческого потенциала личности и масс для успешной консолидации; особое место отводилось вопросам ценностей, мировоззренческой системы социума в процессе гражданского единства. Знаменательно то, что Школа молодого социолога формирует корпус профессиональных специалистов, способных аккумулировать научно-практические знания. В научном дискурсе, начиная со второго десятилетия XXI века, мы все видим поворот к осмыслению значения культуры:

она представляется как катализатор социальной динамики. Для южных регионов России, населенных многочисленными народами, имеющими столь разные культурные и исторические корни.

Не впервые в российской истории, в российской науке поднимается вопрос о социальной консолидации, о консолидирующем потенциале российского народа. Так было всегда, когда страна оказывалась лицом к лицу с различного рода вызовами и выживала благодаря тому, что независимо от характера угроз могла сплотиться вокруг самого важного, самого ценного. Что сегодня составляет основу консолидации и единения российского общества? Что сегодня заставляет всех забыть о том, что может разъединить, поссорить, не дать понять друг друга? Идентификационные процессы, выступающие базисом консолидационных процессов, в условиях российской региональной, этноконфессиональной и полиэтничной реальности имеют свою специфику. И эта специфика не всегда позитивно сказывается на процессах консолидации общества. А это означает, что без учета этого идентификационного фактора сложно объединить полиэтничный и поликультурный социум.

С приветственным словом на открытии конференции выступили директор НИИ комплексных проблем АГУ, доктор социологических наук, профессор Р. Д. Хунагов; ректор ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет» Д. К. Мамий; заместитель полномочного представителя Президента РФ в ЮФО, профессор В. Н. Гурба; заместитель генерального директора Российского общества «Знание», руководитель Центра знаний «Машук», кандидат социологических наук, доцент А. В. Сериков; президент Южного федерального университета, председатель Совета ректоров вузов Юга России, член-корреспондент РАО М. А. Боровская.

Старт высокому собранию дал директор Научно-исследовательского института комплексных проблем Адыгейского государственного университета, профессор Р. Д. Хунагов. «В условиях современных геополитических и социокультурных вызовов наблюдается активизация региональной политики идентичности, что является, с одной стороны, ответом на те стратегические цели и ориентиры, которые определяются федеральной властью, а с другой - стремлением сохранить этническое, культурное, религиозное разнообразие в условиях нестабильности и глубокой неопределенности. Сегодня Россия находится в состоянии самоопределения своего пути и места в мировом сообществе. В этой связи выстраивается новое ценностно-нормативное, коммуникационное пространство, которое выходит за пределы отдельных видов идентичностей и предполагает их комбинацию с целью консолидации российского социума. Значимую роль в этом процессе играют регионы, активно формирующие политику идентичности с учетом социокультурных особенностей и в соответствии с общегосударственными задачами», - подчеркнул Рашид Думаличевич.

В. Н. Гурба в приветственном слове отметил, что на площадке Школы всегда обсуждаются самые актуальные проблемы развития российского социума. «Конференция, посвященная консолидационному потенциалу российского общества в условиях современных вызовов, прежде всего, обращает наше внимание на макроуровень происходящих в обществе процессов, способствующих объединению российского народа. И в этом плане, конечно же, нельзя не затронуть тему, связанную с идентификационными процессами, особенно, если речь идет о полиэтничном пространстве российских регионов, к которым, в первую очередь, относится Юг России. Вопросы формирования гражданской консолидации как необходимого условия единения российского полиэтничного социума, должны решаться с высокой степенью деликатности, без ущемления прав этнических культур, национального самосознания населяющих Россию народов», - резюмирует в приветственном выступлении Владимир Николаевич.

Заместитель генерального директора Российского общества «Знание», директор Центра знаний «Машук» А. В. Сериков значительное внимание в приветственном послании уделил гражданскому патриотизму, базисному фактору консолидирующего потенциала российского общества в условиях современных вызовов. «Не зря упомянут гражданский патриотизм. Запрос именно на такой патриотизм сегодня актуален в России. Именно он способен сплотить молодежь и старшие поколения. Перспективы преодоления процессов дезинтеграции в России, в том числе проявляющихся и по региональной линии, связываются многими исследователями с гражданским патриотизмом. В его основе - готовность к действиям на благо общества и государства в контексте адекватного восприятия реальности», - отмечает Антон Владимирович.

Широкий спектр волнующих социологов вопросов, открывающих инновационные исследовательские поля, содержали доклады директора Института социологии ФНИСЦ РАН, академика М. К. Горшкова («Консолидация российского общества в условиях современных вызовов: историко-социо-логический и ценностно-мировоззренческий контекст»); президента ЮФУ, профессора М. А. Боровской («Социальное программирование экосистем: инструменты и механизмы развития»); директора Научно-исследовательского института комплексных проблем Адыгейского государственного университета, профессора Р. Д. Хунагова («Региональная политика идентичности в предметном поле социологии»); научного руководителя Института социологии и регионоведения Южного федерального университета, профессора Ю. Г. Волкова («Социальная креативность личности - главный ресурс консолидации общества»); доктора социологических наук, профессора, декана факультета социологии СПбГУ Н. Г. Скворцова и доктора социологических наук, профессора, зав. кафедрой экономической социологии факультета со-

циологии СПбГУ Ю. В. Веселова («Доверие как ресурс и основа консолидации общества»); директора Института социологии и регионоведения ЮФУ А. В. Бедрика («Диаспорные институты в интеграции и дезинтеграции поликультурного общества Юга России»); руководителя лаборатории социологической диагностики, профессора С. А. Ляушевой («Многоуровневая идентичность поликультурного региона: социологическое измерение»); доцента кафедры прикладной конфликтологии и медиации ИСиР ЮФУ И. В. Ковту-ненко («Речевая агрессия в научном дискурсе и в интернет-текстах»).

Научное сообщество в лице мэтров социологии и молодых ученых пришло к выводу, что сегодня, как никогда, необходим научный поиск идеи консолидации российского общества, той идеи, вокруг которой возможно единение, интеграция ключевых ценностей, традиций населяющих российские регионы народов. И потому сложно переоценить научное мероприятие, состоявшееся в Адыгейском государственном университете, который славится своей научной школой в области изучения вопросов идентичности, межэтнических отношений и региональной консолидации. Консолидация общества -это весьма подвижное, динамичное явление, в котором поиск согласия между разными субъектами социума детерминируется уровнем и характером остро стоящих социальных проблем как локального, так и глобального порядка. И сегодня на повестке дня в России стоит очень важный вопрос - вопрос обеспечения безопасности общества и государства. Его решение невозможно без консолидированного большинства, без единения вокруг социальных проблем и регионального, и всероссийского масштаба. Кто, как не система образования, не академическое сообщество должны стать у «руля» осмысления и духовно-нравственных традиций, и идейно-смыслового обоснования, и актуальных проблем социальной консолидации российского общества.

Открытие Школы прошло в торжественной обстановке, с приветственными словами к участникам Школы обратились заместитель директора по научной работе Института социологии ФНИСЦ РАН, руководитель Центра социологии молодежи Института социально-политических исследований ФНИСЦ РАН, доктор социологических наук, профессор Зубок Юлия Альбертовна и директор Института социологии и регионоведения, кандидат социологических наук, доцент Бедрик Андрей Владимирович. Напутствие мэтров, чьи идеи активно участвуют в определении образа и магистральных направлений современной социологии, сразу создали необходимую мотивацию, установку на интенсивную познавательную работу и смелость пробовать свои силы на научно-образовательных и творческих площадках Школы.

Фундаментальную значимость для молодых социологов приобрел мастер-класс «Принцип создания академического текста», модераторами которого выступили Ю. А. Зубок и О. В. Аксенова. Экспертами была обозначена специфика новых критериев, которые предъявляются сегодня к диссертаци-

ям по социологии Высшей аттестационной комиссией РФ, что было важно услышать молодым социологам, готовящим свои диссертационные проекты. План концепции диссертационного исследования был представлен и детально разобран по следующим квалификационным разделам научной работы: обоснование темы диссертационного исследования; соответствие темы исследования паспорту научной специальности; актуальность темы диссертационного исследования; степень научной разработанности темы; научно-исследовательские лакуны; научная проблема; вопрос, ответ на который предполагает получение нового научного знания; цель диссертационного исследования; задачи диссертационного исследования; системно-семантический анализ предметной области исследования; объект и предмет диссертационного исследования; методологические основания исследования; модель научного исследования; парадигмы решения научно-исследовательских задач; методы научного исследования; источники эмпирической информации; нормативные правовые акты; эмпирические результаты социологических исследований.

Инновационное звучание для аудитории обрел доклад М. А. Боровской на тему «Социальное программирование экосистем: инструменты и механизмы развития». Отмечено, что цифровая экономика постепенно становится важной и неотъемлемой частью развития нашего научно-исследовательского и образовательного пространства, и этот феномен цифровой трансформации дает нам шанс и возможность по-новому посмотреть на наш научный инструментарий и механизмы, изучая которые мы развиваем новые методы и механизмы исследования тех научных задач, которые еще некоторое время назад в силу их масштабности и многомерности решать было сложно. В рамках цифровой трансформации научно-образовательная среда тоже переживает процессы активной трансформации методов мониторинга, диагностики, оценки и в целом механизмов разработки комплексных целевых социальных программ, диагностических и мониторинговых процедур в экономике и социологии, и во всех сферах формирования и развития гуманитарного знания и наук об обществе. Формирование научно-исследовательской, образовательной и технологической среды в условиях развития высокотехнологичных 1Т-рынков, особенно в сфере изучения гуманитарных наук, наук об обществе и всего спектра социогуманитарного знания, становится востребованным и растущим запросом.

О транспрофессиональной идентичности в условиях консолидации российского общества предметно в своей интерактивной лекции «Роль академического лидерства в становлении и развитии транспрофессиональной идентичности молодых специалистов» рассказал К. В. Воденко. В докладе речь шла о вызовах, брошенных классическому университету цифровизацией, которая радикально трансформирует содержание, формы, технологии, организацию образовательного процесса, его целеполагание и приоритеты. Были

идентифицированы ключевые социокультурные риски цифровизации образовательной сферы и обозначены контуры возможности сохранения социальной миссии университета.

Прицельное внимание теоретико-методологическим аспектам социологической науки было уделено в рамках интерактивной лекции Ю. А. Зубок «Социальная регуляция и саморегуляция жизнедеятельности: социологический подход к исследованию». Была интерпретирована и операционализи-рована категория «социальная регуляция». Рассмотрены институциональные, социально-стратификационные механизмы социальной регуляции в рамках функционирования социальных институтов, а также дисфункции социальных институтов как источника неопределенности. Вербализованы последствия трансформаций социальной регуляции в стратификационных, социокультурных и социально-организационных механизмах социальных институтов.

Долгожданным для аудитории стал мастер-класс «Общественное мнение: научно обоснованное и ошибочное в изучении и интерпретации» академика М.К. Горшкова. В ходе проведения мастер-класса был проведен анализ позиций по вопросам, касающимся движения России в будущее. Гражданская идентичность современной российской нации центрирована вокруг советского наследия. Российская реальность полна советскими реминисценциями и маркерами исторической памяти, многие из которых выступают «скрепами» нынешнего, уже в значительной степени дифференцированного, российского общества. В результате круглого стола аудитория пришла к выводу о том, что вышеупомянутые детерминанты приводят к актуализации в разнообразных этнокультурных группах собственной идентичности, в том числе через поддержку соответствующих политических проектов.

Обогатила профессиональный тезаурус и инструментальный арсенал начинающих исследователей интерактивная лекция «Социокультурные основания регионального развития в России» О. В. Аксеновой. Ольга Владимировна рассказала о своем многолетнем опыте работы в регионах, об эмпирических исследованиях, целью которых было выявление процессов социокультурных изменений в российских локальностях, обозначила ключевые проблемы, среди которых - снижение социального активизма в регионах.

Эмпирически осмыслить социальную реальность посредством изучения выборочного метода удалось на круглом столе А. В. Дятлова «Выборочный метод в эмпирических исследованиях: проблемы репрезентативности». В процессе интерактивного занятия уточнялись термины, связанные с понятиями выборки и репрезентативности, описывалась классификация выборок в социологии, были обозначены самые распространенные ошибки. Были рассмотрены виды эмпирических исследований (сплошное, локальное, выборочное), определено значение выборочного метода в социологи-

ческом исследовании. Лекция оказалась чрезвычайно полезной для будущих социологов, ведь выборка, пожалуй, это самое сложное в проведении количественного исследования.

Традиционно запомнилось «школьникам» и экспертам выступление профессора кафедры финансового и НК-менеджмента РГЭУ (РИНХ), профессора С. И. Самыгина с докладом «Цифровизация высшей школы (опыт преподавания)». Сергеем Ивановичем были классифицированы особенности организации обучения с применением дистанционных технологий, обобщен опыт реализации дистанционного образовательного формата в условиях цифровизации посредством широкого применения информационно-коммуникационных технологий и онлайн-платформ, а также риски и возможности дистанционного обучения, выявленные в современный период пандемии. В процессе оживленной дискуссии целевая аудитория пришла к консенсусу, определив, что активное усложнение технологической системы обучения требует регулярного повышения квалификации педагогов, реализующих образовательные программы в дистанционном формате, требуется и специализированная подготовка и самообразование. На качественно новый уровень требуется вывести методическое обеспечение организации оценки качества дистанционного обучения в образовательной организации, разработать параметры, критерии и уровни оценки элементов дистанционного обучения, что представляется не простым делом. Требуются новые технологии измерения и качественной оценки структуры обучающихся на дистанционном формате с тем, чтобы правильно готовить новый образовательный контент.

Особый интерес студентов вызвала деловая игра «Идеальный мужчина и идеальная женщина в современном обществе: гендерная специфика», модераторами которой выступили А. В. Верещагина (профессор кафедры теоретической социологии и методологии региональных исследований ИСиР ЮФУ, доктор социологических наук, доцент) и Е. Ю. Колесникова (доцент кафедры теоретической социологии и методологии региональных исследований ИСиР ЮФУ, кандидат социологических наук).

В завершение плодотворной работы Школы молодого социолога была проведена деловая игра «Многоступенчатая выборка: от реализации к визуализации», модератором которой выступила научный сотрудник ФНИСЦ РАН, кандидат социологических наук А. А. Зайцева.

На Школе молодого социолога не только магистрантам и аспирантам, но и студентам предоставляется эвристическая площадка для испытания и апробации своих идей. Предоставить совсем еще юным исследователям возможность полноценного участия в серьезном социологическом дискурсе, стать для них местом «боевого крещения», настоящей инициации, сыграть роль профессионального «трамплина» в социологическую науку - одна из главных миссий Школы.

В процессе интерактивного взаимодействия участникам и экспертам Школы удалось обстоятельно представить и обсудить концепции исследовательских работ магистрантов и аспирантов. Так, для обсуждения с участниками Школы и экспертным сообществом были представлены концепция докторской диссертации кандидата социологических наук, доцента ЮРГПУ (НПИ) О. С. Иванченко «Воспроизводство молодых российских ученых в условиях Четвертой промышленной революции: институциональные условия и модели профессиональной социализации», концепция кандидатской диссертации аспиранта ИСиР ЮФУ А. И. Черевковой «Туристские практики старшего поколения Ростовской области: типы, факторы дифференциации и барьеры реализации», концепция магистерской диссертации магистранта ИСиР ЮФУ, младшего научного сотрудника Южно-российского филиала ФНИСЦ РАН Е. А. Гринченко «Функционирование новых социальных лифтов населения Южно-Российского региона в условиях кризиса социальной справедливости». Представив свои концепции, молодые ученые смогли получить обратную связь посредством научной экспертизы со стороны профессионального сообщества Школы молодого социолога. Такое взаимодействие непременно поспособствует последующему выстраиванию «точек роста» в оптимизации научно-исследовательских работ ученых.

Нельзя оставить без внимания и экскурсионную программу, которую участники XVI Школы молодого социолога встретили на плато Лаго-Наки, расположенном на территории Западного Кавказского горного хребта, подарившем массу интересных впечатлений. По дороге к плато Лаго-Наки участники Школы молодого социолога остановились на живописных панорамных точках, лицезрели открывающиеся виды и делали памятные фотографии. Еще одним незабываемым местом нашего путешествия стали пещеры «Нежная» и «Большая Азишская», известные своими величественными залами с многовековыми сталактитами и сталагмитами, подземной рекой и удивительными историями их многовековой жизни и открытия.

В заключение недельного обучения слушатели, которые активно занимались и показали наилучшие достижения в научной работе, получили сертификаты, подтверждающие прохождение обучения в XVI Школе молодого социолога. Таким образом, работа Школы молодого социолога получилась насыщенной, плодотворной и интересной. Практика показывает, насколько значительным и полезным может быть опыт, полученный в Школе молодого социолога. За годы работы данной Школы многие слушатели успешно защитили докторские и кандидатские диссертации.

Школа молодого социолога - традиционно уникальное место, где участникам предоставляется не только возможность приобщиться к социологическим идеям и новациям, но еще это пространство, где царит настоящее творчество, где каждый может продемонстрировать свои таланты, а ими наши

студенты щедро наделены. По обычаю пели и караоке, и здесь впечатляли не только потрясающие голоса, но и широта репертуара - от народного фольклора и песен из советских кинофильмов.

Всё на нашей Школе неординарно, вот и гимн выбран нетривиальный -это песня Басты «Сансара». И одним из самых трогательных моментов вечера стало исполнение гимна. Встали все, и студенты, и наставники, и в одном порыве, взявшись за руки, пели хорошо известные строчки «учитель продолжается в своем ученике» и «нас всех меняют местами, таков закон сансары». В песне звучали печальные нотки разлуки, и тем острее ощущалось, что такие дни, такие встречи, такое единение, которые становятся возможными на Школе молодого социолога, - это и есть жизнь.

Материал подготовила Гринченко Елизавета Александровна,

младший научный сотрудник, Южно-Российский филиал Федерального научно-исследовательского социологического центра

Российской академии наук; магистрант, Институт социологии и регионоведения Южного федерального университета

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.