Научная статья на тему 'НАУКА, ДИСКУРС, ЖИЗНЬ: ПО СЛЕДАМ XV ШКОЛЫ МОЛОДОГО СОЦИОЛОГА (Г. ТАГАНРОГ)'

НАУКА, ДИСКУРС, ЖИЗНЬ: ПО СЛЕДАМ XV ШКОЛЫ МОЛОДОГО СОЦИОЛОГА (Г. ТАГАНРОГ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
51
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Колесникова Елена Юрьевна, Гринченко Елизавета Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НАУКА, ДИСКУРС, ЖИЗНЬ: ПО СЛЕДАМ XV ШКОЛЫ МОЛОДОГО СОЦИОЛОГА (Г. ТАГАНРОГ)»

ГУМАНИТАРИИ ЮГА РОССИИ HUMANITIES OF THE SOUTH OF RUSSIA

2022 Том 11 (57) № 5 2022 Vol. 11 (57) N 5

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ ЮГА РОССИИ

EDN FYXNDX

НАУКА, ДИСКУРС, ЖИЗНЬ: ПО СЛЕДАМ XV ЮБИЛЕЙНОЙ ВСЕРОССИЙСКОЙ ШКОЛЫ МОЛОДОГО СОЦИОЛОГА (г. Таганрог)

Со 2 по 8 октября в городе Таганроге состоялось главное социологическое событие года - XV юбилейная Всероссийская Школа молодого социолога «Социокультурная динамика российского общества: традиции и современность». Школа была проведена Институтом социологии и регионоведения Южного федерального университета совместно с Федеральным научно-исследовательским социологическим центром Российской академии наук.

Все школы молодого социолога проводились в местах литературоцен-тричных. Станица Вешенская - это Шолохов, край Тихого Дона. Армения -Саят-Нова, Чаренц, Сароян. Крым - серебряный век: Волошин, Цветаева, Мандельштам... И вот Таганрог - город Чехова. Это обстоятельство, вкупе с его античным прошлым, ипостасью возможной великой столицы России и первого морского порта, его средиземноморскими улочками и аскетичным морем создало для участников Школы неповторимую ауру творческого вдохновения, общения, единения, и, расставаясь, ученики говорили, что Школа запомнится им на всю жизнь.

Присутствие Антона Павловича Чехова незримо ощущалось везде, его фигура грезилась на старинных улочках города, он присутствовал в наших разговорах, а на презентационном экране в зале заседаний, где проходили школьные мероприятия, каждый день нас встречали его знаменитые слова: «Наука - самое важное, самое прекрасное и нужное в жизни человека, она всегда была и будет высшим проявлением любви, только ею одною человек победит природу и себя».

На берегу Азовского моря встретились участники из самых разных регионов страны, ученики и эксперты представляли университеты, исследовательские центры и научные школы Москвы, Санкт-Петербурга, Белгорода, Вологды, Донецка, Краснодара, Майкопа, Новочеркасска, Ростова-на-Дону, Симферополя и Таганрога. Мастер-классы, интерактивные лекции, круглые столы, деловые игры, тренинг-семинары - вот лишь малая часть мероприятий по совершенствованию социологического мастерства, в которые предстояло погрузиться участникам Школы.

Школа началась 3 октября в стенах Таганрогского кампуса Южного федерального университета с торжественного пленарного заседания Всероссийской научной конференции «Социальная справедливость и солидаристские практики в современном российском обществе». Конференция была организована и проведена при поддержке Министерства образования и науки РФ в рамках проекта «Социальная справедливость в обеспечении гармонизации межэтнических отношений и укреплении общероссийской идентичности населения на Юге России».

С приветственным словом на открытии конференции выступили заместитель полномочного представителя Президента РФ в Южном федеральном округе, профессор В. Н. Гурба, первый заместитель губернатора Ростовской области, профессор И. А. Гуськов, ректор Южного федерального университета И. К. Шевченко, президент Южного федерального университета, председатель Совета ректоров вузов Юга России, член-корреспондент Российской академии образования М. А. Боровская, первый заместитель председателя Общественной палаты Ростовской области, профессор Ю. С. Зерщиков.

Старт высокому собранию дал научный руководитель Института социологии и регионоведения ЮФУ, заслуженный деятель науки РФ, профессор Ю. Г. Волков: «Конференция открывает XV юбилейную Школу молодого со-

циолога. Первую школу мы провели 15 лет назад на родине Михаила Шолохова в станице Вешенской, это уже целая научная и человеческая история. Каждый год Школа открывает для нас новые имена, становится тиглем новых идей, драйвером интеллектуального, профессионального и личностного развития студентов, начинающих исследователей, молодых ученых».

И. А. Гуськов в приветственном слове подчеркнул, что на площадке Школы всегда обсуждаются самые актуальные проблемы российского социума. «Сегодня в рамках научной конференции поднимается проблема социальной справедливости. Опираясь на данные социологических опросов, можно констатировать, что справедливость занимает сейчас ключевое место в системе ценностей граждан России. Обсуждение феномена справедливости находится на фронтире научных дискуссий в академическом сообществе, обращение к этому концепту особенно важно в условиях вызовов, с которыми столкнулось общество и общественное сознание в последний год», - отметил Игорь Александрович.

«Каждый раз, находясь здесь, я понимаю, насколько широк формат и поле для исследований. Задача школы - диагностировать происходящие в обществе процессы, выявить их возможные социальные «эффекты» и последствия, чтобы государственная система управления была к ним готова», - обозначил в своем выступлении В. Н. Гурба.

Знаменателен и тот факт, что прекрасный, солнечный Таганрог, который принимал в этот раз Школу и конференцию - малая родина и ректора,

и президента Южного федерального университета, и в неформальном общении после конференции М. А. Боровская отмечала, как для нее радостно и ценно, что Школа в этом году проводится в ее родном городе.

«Школа проходит в Таганроге не случайно. Это город с богатой историей и культурой, город невероятно талантливых людей, в том числе и деятелей науки. В этом году мы празднуем 100-летний юбилей академика РАН, ректора ТРТИ Анатолия Васильевича Каляева, который внес существенный вклад в развитие науки. Из этих стен вышло шесть академиков и членов-корреспондентов - такими результатами может похвастать не каждый столичный вуз. Это огромная школа, которая из поколения в поколение передает свой научный, культурный и образовательный код», - отмечает в приветственном выступлении ректор Южного федерального университета И. К. Шевченко.

Широкий спектр волнующих социологов вопросов, открывающих инновационные исследовательские поля, содержали доклады президента ЮФУ, профессора М. А. Боровской («Социальное программирование экосистем: настоящее и будущее»); директора Научно-исследовательского института комплексных проблем Адыгейского государственного университета, профессора Р. Д. Хунагова («Влияние многоуровневой идентичности на практики социальной справедливости: опыт государственности Адыгеи»); директора Крымского филиала Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН В. В. Узунова («Социальная консолидация и социальная справедливость в социологических исследованиях в южных регионах России»); научного руководителя Института социологии и регионоведения ЮФУ, профессора Ю. Г. Волкова («Социальная справедливость как принцип регуляции межэтнических отношений»); директора Института социологии и

регионоведения ЮФУ А. В. Бедрика («Диаспорный дискурс в социологии: тематический профиль и пространство междисциплинарности»); руководителя Центра исследования межнациональных отношений Института социологии ФНИСЦ РАН, профессора В. И. Мукомеля («Государственно-гражданская, региональная и локальная идентичность в структуре идентичностей россиян»); заместителя генерального директора российского общества «Знание», директора Центра Знаний «Машук» А. В. Серикова («Роль педагога и наставника в формировании солидаристских практик в современном российском обществе»).

Значительное внимание в докладах на пленарном и секционных заседаниях было уделено социальной справедливости как принципу регуляции межэтнических отношений в полиэтничных регионах России, вопросам восприятия социальной справедливости региональным сообществом, механизмам регуляции межэтнических отношений, миграционным процессам, проблемам адаптации мигрантов, в частности, в приграничных областях РФ. Ряд вопросов, которые освещались на конференции, носили методологический характер, касались концептуальной платформы изучения социальной справедливости, определения социологических индикаторов ее оценки и измерения в условиях динамично меняющейся реальности.

Первый день закончился увлекательным познавательным путешествием по историческим и культурным достопримечательностям Таганрога. В неурочный час (был понедельник) специально для участников Школы открыли музей А. П. Чехова - маленький саманный дом, в котором родился писатель. Далее «школяры» и наставники прошлись по укромным улочкам Таганрога, восхитились дворцом Алфераки - памятником архитектуры, построенном в

стиле пышного южного необарокко, полюбовались фасадом драматического театра имени А. П. Чехова, где всегда можно посмотреть «Вишневый сад» и «Чайку», посетили дом, где родилась Фаина Раневская, вышли к обращенному к заливу величественному памятнику Петру I скульптора М. Антокольского, побродили по уютной набережной города, увидели порт и знаменитый таганрогский яхт-клуб, надышались морским воздухом.

На следующий день, 4 октября, состоялось открытие Школы молодого социолога. С приветственным словом к участникам обратились основатель и вдохновитель всех Школ, профессор Ю. Г. Волков; декан факультета социологии Санкт-Петербургского государственного университета, д.с.н., профессор Н. Г. Скворцов - старинный друг ростовского социологического сообщества, бессменный эксперт Школы; а также научный директор Школы, профессор А. В. Верещагина - не только интеллектуальный наставник научной молодежи, но и один из главных «творцов» человеческого измерения Школы, ее особой атмосферы, пространства доброжелательности, дружбы, взаимного интереса и уважения.

Напутствие мэтров, чьи идеи активно участвуют в определении образа и магистральных направлений современной социологии, сразу создали необходимую мотивацию, установку на интенсивную познавательную работу и смелость пробовать свои силы на научно-образовательных и творческих площадках Школы.

Работу Школы продолжила руководитель Центра изучения регионов России ФНИСЦ РАН О. В. Аксенова с докладом «Социокультурные трансформации в российских регионах: проблемы исследования». Ольга Владимировна рассказала о своем многолетнем опыте работы в регионах, об эмпирических исследованиях, целью которых было выявление процессов социокультурных изменений в российских локальностях, обозначила ключевые проблемы, среди которых - снижение социального активизма в регионах.

Пленарное заседание «озарилось» выступлением молодых исследователей и начинающих преподавателей Института социологии и регионоведения, в буквальном смысле «выросших» на Школах - ассистента кафедры конфликтологии и национальной безопасности Г. И. Чикаровой с докладом «"Справедливо-несправедливо": молодежь Ростовской

области о повседневности», магистранта Е. А. Гринченко с докладом «Социальная справедливость как фактор оптимизации системы новых социальных лифтов в межэтническом пространстве», преподавателя кафедры прикладной конфликтологии и медиации, руководителя Центра студенческих инициатив и проектной деятельности А. Э. Пилипенко с докладом «Проблемы социальной активности студенческой молодежи (на примере Ростовской области)», аспиранта В. О. Вагиной с докладом «Патриотические практики южнороссийской молодежи».

Все последующие дни работы Школы были насыщены мастер-классами, интерактивными лекциями, дискуссиями, деловыми играми, тренингами. Продолжались и доклады мэтров - так, онлайн-подключение обеспечило возможность услышать руководителя Центра социологии молодежи Института социально-политических исследований ФНИСЦ РАН, профессора Ю. А. Зубок с докладом «Конструирование смыслового пространства изменяющейся реальности в молодежной среде».

Большой резонанс вызвала лекция - философский разговор с заведующим сектором социокультурных и медиакоммуникаций Института социологии ФНИСЦ РАН, профессором С. Н. Комиссаровым «Культура на пороге инобытия...». «Культура всегда на грани инобытия, внутри нее всегда борются энергия распада и энергия созидания, - объясняет провокационность названия лектор, - цивилизация есть великая неудача культуры, так как "расчеловечила" человека, раздробив его целостность на бесконечность социальных диспозиций. Культура является генотипом любой цивилизации, а подмена его масскультом грозит цивилизации распадом. Потому что "мас-скульт" противоречит самой сущности культуры как единственного способа созидательного проявления всего богатства человеческой природы». В конце выступления Сергей Николаевич процитировал Лосского: «У нас корневая традиция - ценностное отношение к людям».

Заведующий кафедрой социальных и гуманитарных наук Южно-Российского государственного политехнического университета (НПИ) имени М. И. Платова, профессор К. В. Воденко выступил с докладом на одну из самых «животрепещущих» тем для всего образовательного сообщества: «Российское высшее образование в условиях Индустрии 4.0: вызовы и отве-

ты». В докладе речь шла о вызовах, брошенным классическому университету цифровизацией, которая радикально трансформирует содержание, формы, технологии, организацию образовательного процесса, его целеполагание и приоритеты. Были идентифицированы ключевые социокультурные риски цифровизации образовательной сферы и обозначены контуры возможности сохранения социальной миссии университета.

Круглый стол «Академическое

Дискурс по поводу идеи, миссии, сущности университетского образования не отпускал, и теперь к рефлексии вокруг этих смыслов активно подключились «школьники» в рамках деловой игры «Модель «идеального университета»: опыт совместного конструирования» (модератор: Е. Ю. Колесникова; эксперты: Н. Г. Скворцов, А. В. Верещагина). В преамбуле игры участники рассуждали о сущностных основаниях и миссии университета в разные эпохи, ведь идея университета прошла большой исторический путь: от идеи разума - у Канта, через идею культуры - у немецких идеалистов и до нынешней идеи «корпоратизации» университетов (корпоратизация - перенос рыночных механизмов и принципов бизнес-менеджмента на управление наукой и образованием). Таким образом, в современном университете существует противоречие между прагматическими стремлениями и идеальным смыслом, поэтому можно говорить о фундаментальном кризисе университетской идеи. Задача студентов была - в процессе командной работы представить и обосновать собственную концепцию современного университета, опираясь на предоставленную модератором матрицу самых разнообразных индикаторов. Поразительно, что практически все команды, не сговариваясь, сконструировали гумбольдтовскую, классическую модель университета. В концептуальной основе «идеальной модели» университета оказались следующие ключевые принципы: отрицание утилитарного взгляда на образование, приоритет фундаментального знания в стратегиях построения образовательного процесса,

лидерство в условиях институциональной трансформации системы высшего образования» (руководитель: К. В. Воденко, эксперты: Н. Г. Скворцов, А. В. Верещагина, О. С. Иванченко, Е. Ю. Колесникова) органично продолжил доклад о цифровизации образования дискуссией о возможности воспроизводства потенциала молодых ученых России в турбулентных условиях современности.

признание важности гуманитарного знания, без которого не может быть образованной личности, воспроизводство культуры, мировых и национальных духовных ценностей, академическая свобода университета, прежде всего, свобода от политической конъюнктуры и ангажированности. Подводя итоги деловой игры, эксперты со всей ответственностью заявили, что теперь они спокойны за будущее Alma Mater.

Захватывающее социологическое приключение ждало «школьников» на деловой игре «Неформальный межэтнический контракт в общественном мнении молодежи: методика социологического исследования» (модератор: доцент кафедры экономической социологии и регионального управления Института социологии и регионоведения ЮФУ Н. И. Чернобровкина). Наталья Игоревна предложила студентам для анализа самый что ни на есть «живой материал» - расшифровки глубинных интервью, проведенных в Республике Карачаево-Черкесии. Задача стояла непростая, но тем более интересная: на основе анализа текстов интервью идентифицировать наличие неформального межэтнического консенсуса в различных сферах жизнедеятельности региона. Для студентов это была возможность и прикоснуться к серьезной социальной проблеме, и познакомиться с возможностями тонкого инструментария глубинного качественного анализа.

Еще один круглый стол «Изменение в системе подготовки и аттестации научно-педагогических кадров» (руководитель: Ю. А. Зубок, эксперты: А. В. Дятлов, А. В. Верещагина, К. В. Воденко, С. И. Самыгин) был посвящен обсуждению изменений и новаций в системе квалификационных требований, предъявляемых к диссертациям. Экспертами была обозначена специфика новых Крите- ■ риев, которые предъявляются сегодня к диссертациям по социологии Высшей аттестационной комиссией РФ, что было крайне важно услышать молодым социологам, готовящим свои диссертационные проекты.

Обогатила профессиональный тезаурус и инструментальный арсенал начинающих исследователей лекция заведующего кафедрой экономической социологии и регионального управления, профессора А. В. Дятлова «Проблемы выборочного метода: ошибки и объем выборки». В процессе интерактивного занятия уточнялись термины, связанные с понятиями выборки и репрезента-

тивности, описывалась классификация выборок в социологии, были обозначены самые распространенные ошибки. Лекция оказалась чрезвычайно полезной для будущих социологов, ведь выборка, пожалуй, это самое сложное в проведении количественного исследования.

Увлекательную интерактивную лекцию «Экологичная коммуникация в отражении социальных реалий: от живого общения к интернет-языку» провела доцент кафедры прикладной конфликтологии и медиации Института социологии и регионоведения ЮФУ И. В. Ковтуненко, доказав в очередной раз, сколько эвристических идей заложено в поле междисциплинарности, и как плодотворно могут взаимодействовать когнитивные инструменты социологии и филологии.

Традиционно запомнилось «школьникам» и экспертам выступление профессора кафедры финансового и ИЯ-менеджмента РГЭУ (РИНХ), профессора С. И. Самыгина с докладом «Влияние финансовой политики на социокультурную динамику современного общества». Мастер интеллектуального эпатажа, Сергей Иванович вовлекает в процесс рождения идеи или концепта всю аудиторию. Каким бы ни был предмет обсуждения, его мысль всегда нетривиальна, неожиданна, часто парадоксальна, поэтому возможность послушать «провокатора мысли» участники всегда ждут с нетерпением.

Социологи Вологодского научного центра Российской академии наук -уже несколько лет большие друзья и долгожданные гости на Школе молодого социолога. Проделавшая со своими коллегами большой путь из Вологды до Таганрога (ведь прямого сообщения между городами нет), заведующая лабораторией исследований социальных процессов ВолНЦ РАН Ю. В. Уханова представила эмпирически насыщенный и актуальный по своему содержанию доклад «Гражданское участие как нематериальный ресурс развития регионов в условиях неопределенности», вызвавший живую дискуссию в аудитории.

Тренинг-семинар «Обсуждение тем, планов, концепций научных работ (выпускных квалификационных работ, кандидатских и докторских диссертаций)» - значимая традиция Школы молодого социолога. Работа каждой Школы знаменуется обсуждением концепций кандидатской или докторской диссертации, многие из которых были успешно защищены и открыли авторам новые перспективы и возможности в науке.

На этот раз свою концепцию докторской диссертации представила доцент ЮРГПУ (НПИ) О. С. Иванченко «Молодые российские ученые в условиях сложной реальности: институциональные условия воспроизводства и стратегии профессиональной социализации». Экспертами выступили А. В. Верещагина, О. А. Аксенова, Н. Г. Скворцов, С. И. Самыгин, Е. Ю. Колесникова. В ходе защиты концепции диссертанту было задано множество вопросов, на которые она обстоятельно ответила, а также даны содержательные заключения и рекомендации экспертами, принимавшими участие в обсуждении.

На Школе молодого социолога не только магистрантам и аспирантам, но и студентам предоставляется эвристическая площадка для испытания и апробации своих идей. Предоставить совсем еще юным исследователям возможность полноценного участия в серьезном социологическом дискурсе, стать для них местом «боевого крещения», инициации, сыграть роль «трамплина» в социологическую науку - одна из главных миссий Школы. Среди таких «ини-циантов» можно отметить студентов Института социологии и регионоведения ЮФУ - студентку 3 курса направления социологии Е. А. Полякову с докладом «Межпоколенческие отношения эпохи цифрового общества: разобщенность или взаимопонимание», магистранта Федорович С. В. с докладом «Социальная активность студентов организаций среднего профессионального образования г. Ростова-на-Дону: мотивы и формы проявления». Доклады увлеченно слушали и студенты, и наставники. Надо сказать, что все «школьники» без исключения ярко проявляли себя на научных мероприятиях, задавали вопросы, высказывали собственные оценки и суждения, демонстрируя креативный потенциал и активно формирующийся социологический взгляд на мир.

Школа молодого социолога традиционно - это не только уникальное место, где участникам предоставляется возможность приобщиться к социологическим идеям и новациям, но и пространство, где царит настоящее творчество, где каждый может продемонстрировать свои таланты, а ими наши студенты щедро наделены. Каждый вечер звучали гитара, клавиши и живой голос, которым были подвластны и фольклор, и авторская песня, и рок, и рэп, и рок-н-ролл.

Разнообразие жанров продемонстрировала и танцевальная часть творческой программы Школы, особенно произвели впечатление национальные танцы студентов из Адыгейского госуниверситета. По обычаю пели и караоке, и здесь впечатляли не только потрясающие голоса, но и широта репертуара - от песен из советских кинофильмов до хитов «Дорз» и «Пинк Флойд». Звание «Золотого голоса Школы» по праву получил аспирант ИСиР ЮФУ Павел Гаврилов - за красивый тембр, артистизм и музыкально-эстетический вкус.

Не отставали и преподаватели - всем участникам Школы запомнится душевное исполнение профессором Воденко песни «Есть только миг» из фильма «Земля Санникова» и дуэт профессоров Верещагиной и Скворцова, кото-

рые исполнили песню из фильма «Большое космическое путешествие» на музыку гениального А. Рыбникова.

Захватила всех и интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?», вопросы которой по содержанию и сложности были достойны мэтров знаменитого телевизионного Клуба Знатоков. В «мозговом штурме» с удовольствием приняли участие и преподаватели, причем, надо сказать, далеко не всегда они находили правильный ответ на тот или иной коварный вопрос. Но никто не расстраивался, ведь Школа молодого социолога дает понимание того, что вопрос бывает важнее ответа, потому что ответы могут меняться, а вопросы учат самому главному - думать.

И вот наступил торжественный вечер, посвященный закрытию Школы (забегая вперед, скажу, что вечеру предстоит закончиться на берегу Азовского моря встречей рассвета фантастической красоты).

Вечер открыла Анна Владимировна Верещагина, впечатлившая всех рассказом-экскурсом в историю Школы, мы видели на экране дорогие лица наших коллег, профессоров, наставников, участников всех Школ. Профессор А. В. Лубский, профессор Г. И. Герасимов словно снова были с нами, настолько живы были снимки и воспоминания. За каждой фотографией вставали и разворачивались целые сюжеты, память о днях радости общения и познания, проведенных в красивейших уголках России и Большого Кавказа.

И, конечно, сюжеты «генезиса Школы» в который раз напомнили, как не хватает бессменного демиурга ШМС, директора Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН, академика Михаила Константиновича Горшкова, профессиональный и личностный вклад которого в нашу «школьную ойкумену» бесценен. Каждый школьный съезд неизменно проходит в ожидании мастер-класса «от академика Горшкова», поскольку это всегда соприкосновение с инновационным социологическим знанием, «горячими» эмпирическими данными о российской социальной реальности, самой высокопрофессиональной социологической диагностикой и экспертизой. Весь большой дружный коллектив Школы пожелал Михаилу Константиновичу скорейшего возвращения в «боевой строй» и выразил надежду на обязательную встречу в рамках следующей, XVI Школы молодого социолога.

О следующей школе, судя по разговорам, уже вовсю мечтали, в связи с чем вспомнились знаменитые слова А. С. Макаренко «у человека обязательно должна быть завтрашняя радость». Но пока наслаждались радостью сегодняшней, которую уже невозможно было представить без творческих «подношений». И такой подарок преподнес коллективу Школы директор Института социологии и регионоведения Андрей Владимирович Бедрик - в его исполнении прозвучала «Грузинская песня» Булата Окуджавы, настоящее прославление дружбы, любви и жизни. Эта песня «настроила сердца»

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

тгалпвыдш ОБЪЕДИНЕННЫЙ СОВЫ

__ВСЕХ УЧАСТНИКОВ И ЭКСПЕРТОВ_

ШКОЛЫ МОЛОДОГО СОЦИОЛОГА щтыддч/ 1)8.10.2022 |. и I к. \ I I; ;м "15-2022

пмщшшдгись

волков

ЮРИЙ

ГРИГОРЬЕВИЧ

2007 год

станица Вешенская

на лирическим лад, зазвучали проникновенные речи, но не обошлось и без юмористических сюрпризов, обыгрывающих тему юбилея Школы.

Так, Юрию Григорьевичу Волкову был вручен паспорт, свидетельствующий, что он достиг совершеннолетнего возраста. В графе «дата рождения» стоял 2007 год, в графе «прописка» были перечислены все топонимы, в которых в течение всех этих лет проводились Школы. Конечно, не преминули пошутить, что 15 лет - это трудный, подростковый возраст, но ребенок, с которым труднее всего управиться, именно тот, кем мы впоследствии будем более всего гордиться. В связи с этим, эксперты и наставники выразили надежду что «подростковый возраст» Школы даст прекрасные плоды, что самые интересные идеи и методики, рожденные в эти несколько таких насыщенных дней, претворятся в статьи и монографии, учебные курсы и программы, исследовательские проекты и защищенные диссертации.

Все на нашей Школе неординарно, вот и гимн выбран нетривиальный -это песня Басты «Сансара». И одним из самых трогательных моментов вечера стало исполнение гимна. Встали все, и студенты, и наставники, и в одном порыве, взявшись за руки, пели хорошо известные строчки «учитель продолжается в своем ученике» и «нас всех меняют местами, таков закон сансары». В песне звучали печальные нотки разлуки, и тем острее ощущалось, что такие дни, такие встречи, такое единение, которые становятся возможными на Школе молодого социолога, - это и есть жизнь.

РОСТОВСКОЙ ОбЛ.

PNRUSVOLKOV<<YURIY<<GRIGORYEVICH««««««« 63549675234546SHWS<<TAGANROG2Q22<ANNIVERSARYXV

Авторский текст: Е. Ю. Колесникова

к.с.н., доцент

Институт социологии и регионоведения Южного федерального университета

Фотоматериалы: Е. А. Гринченко

м.н.с. Южно-Российского филиала Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.