Научная статья на тему 'XV Летняя экологическая экспедиция школьников «Строим Экодом» 2022'

XV Летняя экологическая экспедиция школьников «Строим Экодом» 2022 Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
16
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экоэкспедиции / экодом / пилотный проект / экологическое поселение / проектирование / еco-expeditions / eco-house / pilot project / ecological settlement / design

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Веремеева Ольга Николаевна, Берестнева Александра Юрьевна, Буланов Арсений Сергеевич, Подставкина Полина Игоревна

Статья посвящена экоэкспедиции «Строим Экодом» — ключевому мероприятию молодежного движения «Экопоколение» имени Галины Павловны Сапожниковой, которой принадлежит идея проведения этого мероприятия и биография которой содержится в приложении к материалу. Экодом, который проектируют участники выезда — это дом с низким уровнем воздействия на окружающую среду, спроектированный и построенный с использованием экологически чистых материалов и технологий. Особенностью юбилейной экоэкспедиции, подробная программа которой представлена в статье, стало апробирование пилотного проекта создания экологического поселения — поселка из участков с экодомами, жизнью в содружестве с природой, органическим земледелием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Веремеева Ольга Николаевна, Берестнева Александра Юрьевна, Буланов Арсений Сергеевич, Подставкина Полина Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

XV Summer Ecological Expedition of Schoolchildren “Building an Eco-House” 2022

The following article is devoted to the “Building an Ecohouse” expedition, which was a key event of the Youth Movement “Eco-generation” named after Galina Pavlovna Sapozhnikova, who was the one who came up with the idea of the mentioned event. You can find her biography in the application to this material. Ecohouse, created by the expedition participants, is a house with the law level of influence on the environment, designed and built using environmentally friendly materials and technology. A special feature of the anniversary eco-expedition, the detailed program of which is presented in the article, was the testing of the pilot project of creating an ecological settlement — a village of plots with eco-houses, organic farming and life in harmony with nature.

Текст научной работы на тему «XV Летняя экологическая экспедиция школьников «Строим Экодом» 2022»

Веремеева

Ольга Николаевна,

учитель географии, МБОУ гимназия «Пущино», г. Пущино, Московская область e-mail:

[email protected]

Берестнева

Александра Юрьевна,

педагог-психолог, МАОУ СОШ № 1 имени Н. Д. Щукина, г. Пущино, Московская область e-mail:

[email protected]

XV Летняя экологическая экспедиция школьников «Строим Экодом» 20221

XV Summer Ecological Expedition of Schoolchildren "Building an Eco-House" 20222

Аннотация. Статья посвящена экоэкспедиции «Строим Экодом» — ключевому мероприятию молодежного движения «Экопоколение» имени Галины Павловны Сапожниковой, которой принадлежит идея проведения этого мероприятия и биография которой содержится в приложении к материалу. Экодом, который проектируют участники выезда — это дом с низким уровнем воздействия на окружающую среду, спроектированный и построенный с использованием экологически чистых материалов и технологий. Особенностью юбилейной экоэкспедиции, подробная программа которой представлена в статье, стало апробирование пилотного проекта создания экологического поселения — поселка из участков с экодомами, жизнью в содружестве с природой, органическим земледелием. Ключевые слова: экоэкспедиции, экодом, пилотный проект, экологическое поселение, проектирование

Abstract. The following article is devoted to the "Building an Eco-house" expedition, which was a key event of the Youth Movement "Eco-generation" named after Galina Pavlovna Sapozhnikova, who was the one who came up with the idea of the mentioned event. You can find her biography in the application to this material. Eco-house, created by the expedition participants, is a house with the law level of influence on the environment, designed and built using environmentally friendly materials and technology. A special feature of the anniversary eco-expedition, the detailed program of which is presented in the article, was the testing of the pilot project of creating an ecological settlement — a village of plots with eco-houses, organic farming and life in harmony with nature.

Keywords: ега-expeditions, eco-house, pilot project, ecological settlement, design

Работа была представлена на Всероссийской школе-конференции «Хранители Земли», посвященной 160-летию В. И. Вернадского 14-15 февраля 2023 г. Проведение школы-конференции «Хранители Земли» поддержано Фондом президентских грантов.

2

This material was presented at the All-Russian School-Conference "Earth Guardians", dedicated to the 160th anniversary of V. I. Vernadsky in February 14-15, 2023. The "Earth Guardians" School-Conference was held with the support of the Presidential Grants Fund.

I Берестнева А. Ю., Буланов А. С., Веремеева О. Н., Подставкина П. И.

Введение

Экологичный образ жизни — современный тренд. Но насколько глубоко люди понимают, что это такое? Для многих «экологичность» заканчивается на употреблении органических продуктов и раздельном сборе бытовых отходов. К сожалению, это капля в море, ведь действительно экологичный образ жизни включает в себя не только снижение потребления: определенный образ мысли, совокупность знаний и умений, природоохранная деятельность и многое другое содержит в себе это понятие. Летняя экологическая экспедиция школьников «Строим Экодом» проходит с 2007 года и является уникальным проектом дополнительного образования, направленным на углубленное просвещение в сфере экологии, формирование экологического сознания детей и подростков. В основе проекта лежит авторская педагогическая методика к. б. н. Г. П. Сапожниковой. Особенность методики в создании нестандартной образовательной среды, позволяющей участникам экспедиции на время оторваться от повседневности, погрузиться в экологический образ жизни и самостоятельно спроектировать экологически чистый дом и даже целое экопоселение!

Жизнедеятельность человека многоаспектна и наносит вред окружающей среде не точечно, а глобально. Проект «Строим Экодом» помогает школьникам увидеть разные стороны воздействия на природу и показывает, как изменять это воздействие с разрушающего на созидающее.

Экодом — это дом с низким уровнем воздействия на окружающую среду, спроектированный и построенный с использованием экологически чистых материалов и технологий, которые сокращают его углеродный след и снижают потребности в энергии.

Экоэкспедиция «Строим Экодом» — ключевое мероприятие молодежного движения «Экопоколение» имени Галины Павловны Сапожниковой.

И экоэкспедиции, и молодежное движение берут свое начало в далеком 2007 году, когда неутомимая общественница-эколог, учитель химии по образованию, по профессии — ученый-биолог, Галина Павловна Сапожникова, наряду со многими своими добрыми делами, организовала и провела первую Экоэкспедицию. К огромному сожалению, Галины Павловны нет с нами более 11 лет, но мы продолжаем ее доброе дело. Подробная информация о ее жизненном пути и проектах, вдохновленных и организованных ею, содержится в Приложении 1.

«На строительстве виртуального экодома, но на конкретной реальной территории, можно комплексно соединить все проблемы комфортного проживания и экологического содружества с природой», — так говорила Галина Павловна.

Буланов

Арсений Сергеевич,

специалист по работе с детьми, мастерская робототехники и программирования «Booster» пгт Дрожжино Ленинского района Московской области, г. Пущино, Московская область e-mail:

[email protected]

Подставкина

Полина Игоревна,

студентка 4-го курса факультета клинической и консультативной психологии МГППУ, г. Москва e-mail:

[email protected]

Olga

Veremeeva,

Geography Teacher, Municipal budgetary educational institution "Pushchino", Pushchino, Moscow Oblast

Alexandra

Beresteneva,

Educational Psychologist, Municipal autonomous educational institution General secondary school № 1 named after N. D. Schukin, Pushchino, Moscow Oblast

Arseniy

Bulanov,

Specialist in work with children, Robotics and programming workshop "Booster", Urban-type settlement Drozhzhino, Leninsky district of Moscow Oblast, Pushchino, Moscow Oblast

Polina

Podstavkina,

4th year student of Moscow State University of Psychology & Education Faculty of Counseling and Clinical Psychology, Moscow

За эти годы по объективным причинам менялись места проведения Экоэкспедиций:

2007-2008 гг. — Тульская область, Заокский район, деревня Болотово, территория биодинамической фермы немецкого предпринимателя Маркуса Шумахера.

2009-2011 гг. — Московская область, Серпуховский район, Роговская база охотников и рыболовов (окрестности д. Большая Городня).

2021 г. — Тульская область, поселение родовых поместий «Славное».

2012-2019 гг., 2022 г. — Ярославская область, Переславский район, с. Гагаринская Новоселка, Центр «Школа Жизни» — «Дом Мастеров» — «Шоколад на меду» ООО «Гагаринские мануфактуры» (Рисунок 1). Это три названия одного и того же дома показывают изменение направления его деятельности. До 2013 г. в доме располагался Международный центр экологического воспитания детей и взрослых «Школа Жизни». С 2013 года — открылся цех по производству шоколада на меду и поменялось название дома-центра «Школа Жизни» на «Дом мастеров», который принимал и трудоустраивал людей с ограниченными возможностями. В настоящее время в доме продолжается производство шоколада на меду и все производство называется ООО «Гагаринские мануфактуры».

Цель проведения экоэкспедиции: организация отдыха, направленного на комплексное экологическое воспитание школьников 4-11-х классов.

Цель проекта: проектирование виртуального экологического поселения.

Задачи экоэкспедиции:

• изучение природных условий территорий проведения экоэкспедиций: растительного и животного мира, экологического состояния реки Кубрь и котлована бывшего пруда;

• изучение литературы по особенностям экологического домостроения в России и за рубежом;

• изучение особенностей образа жизни в экодоме и экопоселении;

• проектирование экопоселения с элементами энерго- и ресурсосбережения, с учетом природных особенностей территории;

• приобретение жизненных навыков, способствующих сохранению и устойчивому развитию социо-природной среды;

• повышение качества жизни, развитие и раскрытие творческих способностей школьников.

Уважение к прошлому. Этнографические исследования в системе Всероссийского конкурса экологических проектов «Человек на Земле»_

Берестнева А. Ю., Буланов А. С., Веремеева О. Н., Подставкина П. И.

Отличительные особенности организации и проведения Экоэкспедиций «Строим Экодом»

Научными консультантами, руководителями занятий до 2012 года были научные сотрудники Пущинского научного центра: д.б.н., профессор, заведующий лабораторией ландшафтной экологии ИФБП РАН, член президиума Российской экологической академии Валерий Викторович Снакин; д. б. н., профессор ИФПБ РАН, многолетний руководитель лаборатории функциональной экологии Лауреат премии Правительства РФ в области экологии А. С. Керженцев и его помощник, и нынешний руководитель лаборатории функциональной экологии к. б. н. С. М. Севостьянов, сотрудники отдела ландшафтной экологии ИФБП РАН и других институтов Центра биологических исследований РАН, Эколого-краеведческого музея г. Пущино.

С 2012 года, оказавшись в селе Гагаринская Новоселка, в доме, который назывался дом-центр «Школа Жизни»3, нашими преподавателями стали бывшие участники экоэкспеди-ций — теперь студенты и специалисты: Ольга Куричева — к. б. н. Института проблем экологии и эволюции им. А. Н. Северцова; Буланов Арсений — преподаватель робототехники и руководитель-организатор вечерних игровых мероприятий; Берестнева Александра — учитель начальных классов и немецкого языка, педагог-психолог — разработчик основной образовательной программы экоэкспедиции; Самодурова Камила — студентка 2-го курса факультета химической и биотехнологии Санкт-Петербургского государственного технологического университета; Щепанская Анастасия — студентка 4-го курса медицинского института Национального исследовательского Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева, Подставкина Полина — студентка 4-го курса факультета консультативной и клинической психологии Московского психолого-педагогического университета; Корнилов Михаил — студент 5-го курса факультета информатики и вычислительной техники Национального исследовательского университета «Московский энергетический институт», а также школьники старших классов, выбравшие заранее свою тему из предложенных и подготовившие образовательное занятие.

В работе экоэкспедиций использован опыт проведения Экологических сборов ДЭО «Зеленый мир» Республики Мордовия, «Зимних Пущинских школ» г. Пущино, работы экологического кружка «Живая река» МБОУ гимназии «Пущино».

Отличительной чертой проведения наших экоэкспеди-ций является доверительная, дружелюбная, семейная, творческая атмосфера, разновозрастной состав детей, присутствие

Рисунок 1. Костер на территории Гагаринских мануфактур: Гостевой Дом

3 Дом-центр «Школа Жизни» — международный центр экологического воспитания детей и взрослых «Школа Жизни», село Гагаринская Новоселка Переславского района Ярославской области. — Прим. авт..

в детской команде многие годы «особых» детей — инвалидов детства, которая позволяет «особым» детям комфортно себя чувствовать и развиваться, а остальных детей учит быть терпимыми, внимательными и чуткими. Такая атмосфера позволяет детям участникам экоэкспедиций не только получить ценные, полезные для последующей их жизни знания и практические умения, не только сдружиться и сплотиться, но и стать полноправными помощниками взрослых, принимая участие в подготовке традиционных вечерних игровых мероприятий, в планировании последующей деятельности.

Все дети разделяются на семьи — небольшие отряды, возглавляют которые вожатые-школьники или студенты — «журавли». «Журавли» отвечают за своих детей, за посещение ими занятий и мероприятий, за атмосферу дружбы, доверия, взаимопомощи, поддержки друг друга. Каждый год семьи называются по-разному, в зависимости от задания руководителей: русскими или латинскими названиями деревьев, животных. Семьи по очереди дежурят на кухне, вместе участвуют в трудовом десанте и уборке дома, проводят свои полевые исследования на участках и речке, сравнивая затем полученные результаты. Каждая семья проектирует свой экодом и защищает затем проект на итоговой конференции — защите проектов.

Особенностью юбилейной экоэкспедиции стало апробирование пилотного проекта создания экологического поселения (стандартный проект — проектирование экологически чистого дома на конкретной реальной территории). Изменение цели привнесло кардинальные изменения в структуру лекций и проекта в целом. Структура проекта содержала в себе четыре так называемых раздела: «Туризм», «Энергетика», «Водоснабжение», «Продовольствие». Основной упор был сделан на взаимодействие участников между собой для достижения общей цели — создания виртуального экопоселения на реальной территории. Уровень сложности проектной работы значительно возрос в связи с тем, что ребятам нужно было не просто спроектировать экологически чистый дом, но и предусмотреть возможность снабжения достаточно большой группы людей (30 семей) продовольствием, продуктивной деятельностью, приносящей прибыль, а также создать инженерные коммуникации не для одного строения, а для целого поселения. Был затронут не только аспект экологичного проживания, но и экология общения.

Экоэкспедиция включает в себя занятия по экологии, психологии, бардовской песне и другим направлениям, творческие мастер-классы, исследовательскую работу и проектную деятельность, разноплановые культурно-досуговые мероприятия и песни под гитару у костра.

XV Летняя экологическая экспедиция школьников «Строим Экодом» 2022

Берестнева А. Ю., Буланов А. С., Веремеева О. Н., Подставкина П. И.

Режим дня XV ЛЭЭШ «Строим Экодом» 2022

7:45-8:05 — подъем, утренние гигиенические процедуры;

8:10-8:30 — утренняя зарядка (дыхательная гимнастика Стрельниковой);

8:30-9:00 — завтрак;

9:10-9:30 — утренний сбор (подведение итогов предыдущего дня, планы на текущий день, «чудеса»)

9:30-11:00 — трудовой десант: уборка дома;

11:15-12:45 — общая лекция или занятия (презентации, доклады, сообщения, беседы), проводимые взрослыми, вожатыми — «Журавлями» или старшими школьниками по желанию: на разнообразных занятиях участники экоэкспедиции получают знания или навыки, необходимые для написания проекта, для расширения своего кругозора, для развития своих способностей, для общения;

13:00-13:30 — обед;

13:30-15:30 — отдых (свободное время — сон, чтение, тихое общение или тихие игры);

15:45-полдник;

16:00-19:00 — работа над проектом по семьям;

19:00-19:30 — ужин;

19:30-19:40 — вечерний сбор, инструктаж перед проведением игры;

19:40-21:00 — вечерние игры экологической направленности;

21:00-22:30 — песни у костра, просмотр познавательных фильмов, общение;

22:30-23:00 — подготовка ко сну;

23:00-7:45 — сон.

Программа XV ЛЭЭШ «Строим Экодом» 2022

Тема экоэкспедиции: «Вместе по велению сердца!»

15 июля — день заезда

Приезд на место — после полудня, затем обед и обустройство в доме. Проведение О. Н. Веремеевой традиционного входного тестирования участников для оценки настроя и определения ожиданий от предстоящей экоэспедиции. После полдника «журавли» показали приветственную сказку, отражающую тему сбора и разделили ребят на семьи. Семьи познакомились друг с другом, придумали название и сказку, отражающую название их семьи — так называемую «Визитку семьи».

16 июля — день открытия

На открытии экоэкспедиции подняли флаг (Рисунок 2), новеньких ребят посвятили в ряды молодежного движения

Рисунок 2. Открытие XV ЛЭЭШ «Строим Экодом 2022»

Рисунок 3. Игра «Слепая тропа»

Рисунок 4. Поход. Село Новое. Привал у Святодуховской церкви

«Экопоколение». После обеда прошла традиционная игра на сплочение «Слепая тропа» (Рисунок 3). Вечером ребята показали «визитки» своих семей.

17 июля — первый учебный день

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Утром — традиционное мероприятие «Утренний круг», на котором ребят информируют о предстоящем дне и традиционно награждают за игровое мероприятие прошедшего дня. После круга — также ежедневный трудовой десант. Ребята убираются в своих комнатах и в доме в целом, помогают на кухне повару. В этот день начались лекционные занятия: К. Самодурова — «Вводная. Законы Б. Коммонера»; О. Веремеева — «Бардовская песня». После полдника — работа над проектом. Ребята отправились исследовать территорию и определять участки. После ужина все участвовали в игре «РВС (Разведай, выясни, сообщи)», в которой им нужно было узнать различные подробности из истории экоэкспедиций.

18 июля — второй учебный день

Занятия: К. Самодурова — «Что такое Экодом? Основные принципы»; О. Веремеева — «Бардовская песня». Работа по проекту — исследование состояния водных объектов с О. Веремеевой, а вечером — игра «Экоквест».

19 июля — день похода

В этот день ребята отправились в поход по местным окрестностям. В этом году ходили на озеро Савельево, а промежуточной точкой был храм (Рисунок 4). На озере ребята купались и отдыхали.

20 июля — третий учебный день

Занятия: Е. Говердовский — «Энергетика. Энергетические системы дома», О. Веремеева — «Бардовская песня».

Мастер-классы провели: А. Щепанская — по оказанию первой медицинской помощи при ожогах; старшие ребята Н. Ботвинников (11-й класс) и А. Талыков (9-й класс) — по очистке воды (Рисунок 5).

После ужина состоялся «Совет всех существ», где ребята примерили на себя роль вымирающих или страдающих от человека видов.

21 июля — день экскурсии в Переславль-Залесский

В этот день ребята посетили достопримечательности города, побывали на Плещеевом озере, а также посетили два музея (Рисунок 6).

Рисунок 5. Мастер-класс по очищению воды

Берестнева А. Ю., Буланов А. С., Веремеева О. Н., Подставкина П. И.

22 июля — четвертый учебный день

Вэтот день прошлилекции:А. Берестнева, П. Подставкина— «Инфраструктура экопоселения», также П. Подставкина провела с ребятами геоботаническое описание местности, а О. Веремеева — рекогносцировочное обследование экологического состояния реки Кубрь.

Вечером состоялся турнир по шашкам (Рисунок 7), после которого ребята пошли на костер.

23 июля — пятый учебный день

Занятия: Е. Луцкевич — «Основы пермакультуры. Ландшафтный дизайн», О. Веремеева — «Бардовская песня»; А. Щепанская провела мастер-класс о перевязках.

Продолжилась работа по проекту. Вечером состоялся «Лирический вечер» — концерт, который «журавли» готовят для детей. Задача мероприятия — помочь детям поразмышлять над важными в жизни вещами — любовью, дружбой, верностью, добротой и т. д.

24 июля — день спортивного ориентирования.

В этот день ребята работали над проектом, а после обеда состоялся традиционный марш-бросок. Ребятам нужно было отыскать конверты с заданиями при помощи компасов и карт с пометками. Вечером прошла «свечка», где ребята поделились своими впечатлениями за прошедшие дни.

25 июля — день тайного друга

Занятия: Е. Луцкевич — «Основы пермакультуры. Ландшафтный дизайн», О. Веремеева — «Бардовская песня»; А. Щепанская провела мастер-класс о перевязках.

Продолжалась работа над проектом. Утром ребята получили бумажки с именами своих секретных подопечных и весь день тайно делали им подарки и сюрпризы. Вечером состоялась игра «Остров сокровищ», а после нее — «свечка», на которой ребята угадывали, кто был их тайным другом.

26 июля — заключительный учебный день

Занятия: Е. Говердовский: «Ресурсосбережение. Раздельный сбор», О. Веремеева «Бардовская песня».

Ребята начали усиленную подготовку к конференции. Вечером состоялась игра «Экоград», и затем ребята отправились на костер.

27 июля — день защиты проектов

В этот день все утро ребята были заняты финальной подготовкой к итоговой конференции (Рисунок 8).

После обеда состоялась конференция и ребята подробно рассказали и показали свой общий проект (Рисунок 9).

Рисунок 6. Поездка в Переславль-Залесский

Рисунок 7. Турнир по шашкам

Рисунок 8. Работа над проектом

В конце дня прошел конкурс актерского мастерства, где ребята показали сказки о прошедшей экспедиции и о том, как они любят это мероприятие. Вечером состоялся праздничный ужин, ребята получили памятные подарки и затем отправились на прощальный костер.

28 июля — день отъезда

Рисунок 9. На защите проектов

История с. Гагаринская Новоселка и Гагаринских мануфактур «Шоколад на меду» — места проведения экоэкспедиций 2012-2022 гг

Гагаринская Новоселка — село в Переславском районе на реке Кубрь. В писцовых книгах 1628-1629 годов с. Новоселка на речке Кубри записана за ротмистром Андреем Семеновым Фомендиным и за немчином Андреем Романовым Крыднером. Во второй половине XVII столетия с. Новоселка перешла во владение вотчинников Голохвастовых, а после них к князьям Голицыным.

Церковь в Новоселке построена в середине XVII столетия и освящена была в честь Рождества Христова. В 1707 году Рождественская церковь была перестроена, и новая была освящена также в честь Рождества Христова. Около того же времени здесь построена была другая теплая церковь в честь святого Алексия — человека Божия. В 1730 году эта церковь сгорела и в том же году на погорелом месте построена новая деревянная церковь в честь того же святого.

В 1790 году вместо двух деревянных церквей помещицей княгиней Анной Фадеев-ной Голицыной устроен существующий ныне каменный храм. Первоначально был устроен главный храм, а в 1814 году той же храмоздательницей1 к нему пристроена трапезная. Престолов в храме три: в холодном в честь Рождества Христова, в приделах теплых во имя святого апостола и Евангелиста Иоанна Богослова и в честь Успения святой Анны.

В Новоселке была церковно-приходская школа. В селе Гагаринская Новоселка сохранился усадебный парк [Экономико-географическая характеристика..., 2012].

1 Храмоздательница — женщина, на средства которой строится храм. — Прим. авт.

Гагаринские мануфактуры «Шоколад на меду» — продолжение проектов «Школа Жизни» и «Дом Мастеров»

Данные проекты возникли в 2010 году как логическое продолжение первой российской интеграционной школы № 1321 «Ковчег». Их деятельность была направлена на профподготовку и трудоустройство молодых людей с ограниченными возможностями. Инициаторами идеи стали основательница школы «Ковчег» А. М. Ленартович и В. А. Кем.

Берестнева А. Ю., Буланов А. С., Веремеева О. Н., Подставкина П. И.

Многолетним руководителем проектов «Школа Жизни», «Дом Мастеров» и ныне ООО «Гага-ринские мануфактуры» является Вадим Кем.

На данный момент дом разделен на 2 части: одна часть — арендуемая площадь для проведения мероприятий, вторая — отдел производства Гагаринской мануфактуры, производящей уникальный и полезный продукт — шоколад на меду. Шоколад на меду — это вкусная и полезная альтернатива обычному шоколаду. Созданный из натуральных высококачественных ингредиентов, он не содержит сахар — его полностью заменяет мед [О нас, 2024].

Мы благодарны Вадиму Кему за многолетнее сотрудничество и дружбу, за возможность проведения наших экоэкспедиций, за поддержку и помощь в решении разных проблем.

Условия, материалы и методы Природные условия окрестностей Дома Мастеров

Ярославская область расположена на севере европейской части России, в центре Восточно-Европейской равнины. Территория области расположена в пределах Русской платформы. Современный рельеф имеет равнинный характер. Место, предназначенное для строительства домов относительно ровное.

Климат региона умеренно-континентальный с продолжительными и холодными зимами и коротким, но весьма теплым летом. Средняя температура января составляет -11°С, а июля +18°С. В среднем за год на территории области выпадает около 500-600 мм осадков, из них в зимний период — 30 %. Вследствие того, что величина испаряемости на треть меньше количества осадков (400 мм), климат в области влажный.

В целом климатические условия благоприятствуют развитию процессов заболачивания и образованию болот с отложением торфа.

Вся территория области относится к бассейну одной из крупнейших рек России — Волги. Река Кубрь (Кубра, Кубря) — река в Ярославской и Владимирской областях России. Длина 87 км. Площадь бассейна — 1010 км . Исток реки расположен в Ляховском болоте, впадает в реку Нерль (приток Волги). Крупнейшие притоки: Сабля, Дубец, Мечка. На реке расположены населенные пункты: д. Мостищево, с. Кубринск, д. Григорово и другие. Берег реки — крутой. На реке несколько плотин, межколхозная ГЭС (1972 г.). В районе устья — заповедник [Экономико-географическая характеристика..., 2012].

Почвы дерново-подзолистые, суглинистые. По характеру растительности Переславский район Ярославской области расположен в северной части подзоны смешанных лесов, состоящих из сочетания хвойных пород (ель, сосна) с осиной, березой, ольхой, некоторого количества широколиственных пород (липа, клен, дуб, орешник).

Животный мир Ярославской области довольно разнообразен. Он насчитывает около 350 видов позвоночных животных. Из них рыб и круглоротых немного более 40 видов, земноводных — 9, пресмыкающихся — 5, птиц — 327 и млекопитающих — более 50 видов (включая попавших случайно и выпущенных в специальных хозяйствах). Количество крупных животных сильно сократилось, но в лесах все еще встречаются медведи, волки, лисы, лоси и кабаны. В области живут и гнездятся многие виды птиц. В городах обычные птицы — это голуби, галки, серые вороны, грачи, домовые воробьи и большие синицы.

Методы исследования

• Определение экологического состояния реки Кубрь методами рекогносцировочного обследования, классификации проб макрозообентоса и по сапробности гидро-бионтов (разработаны Тульским эколого-биологическим центром учащихся);

• ботаническое описание территории;

• визуальный;

• маршрутный;

• проектирование экопоселения.

Результаты

Результаты полевых исследований Определение экологического состояния реки Кубрь

По результатам рекогносцировочного обследования воды реки Кубрь находятся в удовлетворительном состоянии, наличие следов нефтепродуктов не наблюдается, есть небольшое количество бытового мусора. По методу классификации проб макрозообентоса качество воды реки Кубрь — 4, индекс сапробности — 2,3, что позволяет отнести воду реки Кубрь к бета-мезо-сапробной зоне, по разряду качества — к слабо загрязненным. Таким образом воду можно использовать для технических целей, но она является непригодной для питья и приготовления пищи в сыром виде.

За годы наших исследований, с 2012 года, экологическое состояние реки Кубрь остается стабильным.

Экологическое состояние котлована бывшего пруда

В прежние годы пруд был полноценным водоемом, и мы проводили исследование его экологического состояния. В 2020 году пруд спустили с целью его очистки, но предприниматель, взявшийся за это нужное дело, умер от последствий коронави-руса. Теперь на месте пруда осталось высохшее блюдце с остатками сухих растений. Дачники вырыли котлован для забора воды. Поэтому экосистема оставшегося пруда-котлована еще

Берестнева А. Ю., Буланов А. С., Веремеева О. Н., Подставкина П. И.

формируется (Рисунок 10). Мы увидели песчаную гору и берега с формирующейся растительностью. Вода коричнево-зеленого цвета. Запах гнилостный. Индикаторных организмов не обнаружили, а из беспозвоночных нашли только личинку водяного скорпиона (Nepa Cinerea). Мы предполагаем, что в воде не хватает кислорода, об этом говорит угнетенное состояние элодеи канадской.

Результаты исследования растительного мира

На территории, прилежащей к экодому, были заложены каждой семьей площадки 10 на 10 м, с помощью атласов-определителей растений, определены виды растений [Атлас-определитель, 2016]. Найдено 40 видов растений. Определена злаково-разнотравная растительность с преобладанием мятлика лугового. В ходе полевых работ не были обнаружены краснокнижные виды.

Рисунок 10. Исследование вод котлована бывшего пруда

Результаты исследования животного мира

При помощи литературы и по сведениям местных жителей нам удалось выяснить, что на территории ООО «Гагаринские мануфактуры» и прилежащей к ней территории, краснокнижных животных не обитает.

Найденные бабочки были классифицированы: Камила (Limentis Camilla) — семейство нимфалид (Nymphalidae).

Крапивница (Aglains urticae) — семейство нимфалид (Nymphalidae).

Углокрыльница с-белое (Polygonia c-album) — семейство нимфалид (Nymphalidae).

Капустница (Pieris brassicae) — семейство белянок (Pieridae).

Лимонница (Gonepterax rhamni) — семейство белянок (Pieridae).

Воловий глаз (Manióla jurtina) — семейство бархатниц (Satyridae).

Памфил (Coenonympha pamphilus) — семейство бархатниц (Satyridae).

Павлиний глаз (Inachis io) — семейство бархатниц

(Satyridae).

Редких видов также обнаружено не было.

Результаты исследования почв

Результаты исследования почв в этом году проведены не были. Использованы результаты исследования почв предыдущих лет

Исследованная почва пригодна для постройки дома и установки фундамента, т. к. состоит, в основном, из глинистых пород. Однако во избежание вымывания, мы устанавливаем

Рисунок 11. Схема экопоселения

дом на относительно ровной площадке и делаем водоотводные каналы.

Для того, чтобы на участке росли плодоносные растения, рекомендуется удобрить землю такими способами, как компостирование, добавление органических удобрений, перевоз гумуса, навоз. Также можно использовать для удобрения почв растения (например, бобовые). При необходимости, следует добавить минеральные удобрения, зависящие от растений, выбранных для посадки.

Результаты проектирования виртуального экопоселения

Далее будут представлены результаты работы четырех семей.

Общая территория

Поселение, размером 260 х 260 м (Рисунок 11), находится к юго-востоку от деревни Яропольцы. Мы решили расположить его там, исходя из доступности коммуникаций. В нем будет 28 домов. Рядом с поселением, на северо-востоке, есть несколько зданий. Это помещения для овец, коров, коз и кур. Также здесь будет сыроварня, которая помимо сыра будет производить и другую молочную продукцию. Для хранения овощей, посадки которых находятся севернее и занимают один гектар (Рисунок 11), будет склад размером 10х15 м.

Для выгула животных, юго-восточнее, будет находиться пастбище 5 га, оно будет огорожено забором. Юго-западнее будет находиться сад, размером 3 га. Там же будет поле злаков, тоже 3 га.

Для складирования фруктов и злаков есть амбар между полем и садом.

Мы решили выкопать искусственный пруд диаметром 60 м и глубиной 10 м. Дно мы решили выстелить гидроизоляционной пленкой и засыпать камнями, а по краям — песком. В пруд мы планируем подселить рыбок кои, которые будут очищать пруд от водорослей. По мере необходимости планируется чистить и пополнять пруд.

Растениеводство

Продукты растениеводства — это 1/4 рациона человека в день и это означает, что весь комплекс должен выдавать минимум 20 тонн продукции в год.

На злаки у нас будет отведено поле размером 3 га, на котором мы будем чередовать культуры: рожь, ячмень, овес. Всего будет производиться 15 тонн злаков ежегодно. Часть пойдет на хлеб, часть на квас, примерно треть готового продукта пойдет на продажу.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Берестнева А. Ю., Буланов А. С., Веремеева О. Н., Подставкина П. И.

Сад у нас будет 3 га, в нем будут расти яблони, груши и сливы. Такой сад будет приносить около 30 тонн продукции в год. Треть пойдет на продажу, часть на сухофрукты и напитки.

На овощи у нас отходит 1 га. Там будут расти бобовые (горох, фасоль), корнеплоды (картошка, свекла, морковь) и пасленовые (помидоры, огурцы, баклажаны, кабачки и тыква). Для пасленовых нужны теплицы. Урожай овощей будет составлять около 15 тонн ежегодно.

Пасленовые культуры будут произрастать в теплицах, сделанных из поликарбоната. Он является самым долговечным, дешевым и наиболее оптимальным. У нас будет три теплицы, размерами 12 х 60 м. Они будут занимать 2100 м2.

Итого получается, что комплекс будет выдавать 60 тонн еды, из которой более половины пойдет на продажу. Это позволит полностью удовлетворить потребность поселения в продуктах растениеводства.

Животноводство

По плану животноводство должно обеспечивать примерно 1/5 рациона человека в день. Получается, что весь комплекс должен выдавать минимум 16 тонн продукции в год.

Исходя из этого, мы решили, что самым оптимальным будет иметь 5 коров и одного быка Ярославской породы. Коровы будут давать примерно 30 тысяч литров молока в год. Больше половины молока и молочной продукции пойдет на продажу. Коровник будет 8 х 5 м, и каждая корова будет иметь стойло 1,5 х 3,5 м.

Козы, 7 голов, будут давать примерно 5 тысяч литров молока в год, из которого около половины пойдет на продажу. Все молочные продукты будут обрабатываться в сыроварне, находящейся возле коровника и козлятника. У коз помещение будет 8 х 5 м. Они не будут иметь отдельных стойл.

Рядом будет три курятника, в которых будет 50 кур. Куры будут давать около 40 яиц в день. Типичный курятник будет примерно 4 х 4 м. Еще в нашем поселении будут овцы, 20 голов. Они будут приносить нам шерсть два раза в год, которую почти всю мы будем отправлять на продажу. Для них помещение будет 6 х 6 м (1,5 м2 на овцу).

Таким образом на всех животных есть пастбище, площадью 5 га, в итоге на одно животное получается более тысячи квадратных метров. Это позволит менять места для кормежки животных. Из этих расчетов получается, что животноводческий сектор может не только удовлетворить потребности населения, но и обеспечит доход с продаж.

За овощным гектаром будет небольшая пасека, из 20 ульев, которая будет выдавать в районе 1200 кг меда в год, часть которого пойдет на продажу. Дефицита в пространстве у пчел не

Рисунок 12. Один из проектов экодомов

будет, так как доступно огромное поле размером 5 га. На обработку такой пасеки понадобится минимум два пасечника.

Итого, животноводство будет давать поселению в районе 45 тонн еды в год, тем самым мы оставляем на продажу примерно половину, то есть 20 тонн молочной продукции и яиц.

Проект экодома

Стройматериалы

Четыре семьи спроектировали свои модели экодомов из разных материалов (Рисунок 12).

Например, использовались материалы: для стен — пе-ноблоки, брус, бревна, вулканический туф. Для внутренней отделки — вагонка; в качестве утеплителя мы используем тор-фоблоки или соломенные блоки; для крыши — красную кирпичную керамическую черепицу, металлочерепицу. Для окон используем тройной стеклопакет, фундамент — ленточный.

Водоснабжение и канализация

В качестве источника водоснабжения мы используем воду из скважины на территории участка.

Для нагревания холодной воды мы решили использовать геотермальную систему закрытого типа глубиной 7 м. В качестве хладагента мы используем фреон, так как он более экологичен для закрытой системы.

Мы приняли решение построить закрытый септик, который будет очищать воду и канализационные стоки. Также на участке будет накопительный пруд с активным илом, где вода будет проходить дополнительную очистку.

Аэробные септики

Аэробные септики — это система глубокой очистки стоков с эффективностью 97-98 %.

Плюсы:

• высокая степень очистки;

• экобезопасность и отсутствие неприятных запахов;

• простота в обслуживании и монтаже.

Минусы:

• высокая цена;

• большая энергозависимость.

Система очистки состоит из нескольких отсеков.

Первая камера — приемная камера, которая является отстойником. В следующих камерах органические включения перерабатываются аэробными бактериями и проходят дополнительную очистку. Известно, что аэробные бактерии для септика развиваются только в кислородной среде, поэтому одна или несколько камер обязательно оборудуются аэраторами, через которые нагнетается воздух компрессором.

Берестнева А. Ю., Буланов А. С., Веремеева О. Н., Подставкина П. И.

Аэратор — устройство с большим количеством мелких отверстий. Эта система обеспечивает принудительную подачу воздушных масс внутри камеры со сточными водами, они равномерно распределяют кислород внутри камеры септика, а отработанный воздух выводится через систему вентиляции. Если не пользоваться канализацией, то через 3-4 дня бактерии погибнут.

Электричество

На нашем участке было решено использовать такой вид электроснабжения, как электрическая сеть, поскольку в нашем случае это лучший источник электропитания с точки зрения экономии и экологии. В качестве альтернативного источника энергии мы используем солнечные батареи, расположенные на каждом из домов экопоселения. Они будут использоваться для мелких бытовых нужд. Все провода будут проложены за внутренней облицовкой домов и под землей, поэтому в жилых помещениях не возникнут пожароопасные ситуации, а также общий вид домов нарушен не будет.

Расходы электричества будут в основном, на освещение, но для экономии воды и электроэнергии в наших домах будут использоваться посудомоечная и стиральная машины.

Для отопления мы решили подключиться к общему газопроводу. В качестве вспомогательных источников отопления будут использованы солнечные коллекторы.

Утилизация отходов

Мы решили поставить мусорные баки для раздельного сбора мусора. Также органические отходы будут выноситься в компост и использоваться в качестве удобрений. Такие отходы, как батарейки, аккумуляторы и пластик будут утилизироваться вместе с отходами из дома.

Туризм

Для получения прибыли внутри экопоселения будут использованы следующие методы:

1) Организация туристических маршрутов по экопоселению.

2) Мастер-классы по изготовлению изделий из природных

материалов.

3) Проведение семинаров по экологичному образу жизни.

4) Конные прогулки.

5) Аренда гостевых домиков на летнее время.

Итоги Экоэкспедиции «Строим Экодом» 2022 Выводы

1)

2)

3)

7)

Мы продолжили изучение природных условий территории окрестностей с. Гагаринская Новоселка: особенностей рельефа, климата, почвы, экологического состояния реки Кубрь и котлована бывшего пруда, растительного и животного мира.

Познакомились с основами эко-проживания, активно участвовали в жизни Дома: дежурили по кухне, убирались в комнатах и помещениях.

Получили полезную и важную экологическую информацию на каждодневных занятиях, проводимых организаторами, «журавлями» и старшеклассниками, необходимую для подготовки проекта.

Спроектировали экопоселение в окрестностях с. Гагаринская Новоселка.

Защитили проекты на итоговой конференции. Укрепили свое здоровье: зарядка — дыхательная гимнастика Стрельниковой, различные состязания и игры, поход по окрестностям.

Получили бесценные жизненные навыки.

Программа действий

Наши ряды пополняются. В молодежном движении «Экопоколение», в Экоэкспедициях принимают участие ребята не только из г. Пущино, но и из других городов Московской области и России: Серпухова, Лобни, Москвы, Краснодара, из детской экологической организации «Зеленый мир» Республики Мордовия. Наше многолетнее сотрудничество с ДЭО «Зеленый Мир» дает нам возможность обмена опытом, идеями, реализации своих планов.

Большинство детей — неоднократные участники Экоэкспедиций: улучшается качество докладов, презентаций, мастер-классов, проводимых ребятами по различным экологическим вопросам и проблемам. Ребята очень хорошо разбираются в особенностях строительства экодомов, год от года повышается качество проектов, что позволяет их усложнять и дополнять. Результатом этой работы является наш пилотный проект 2022 года по проектированию экопоселения. ИА

Литература:

Атлас-определитель, 2016 — Атлас-определитель индикаторных таксонов макрозообентоса в малых водотоках: Пособие для определения классов качества речных вод / Сост. Н. Е. Шиширина, Т. П. Ихер, О. А. Курчакова. Тула: ТОЭБЦу, 2016. 43 с.

Классификация водоемов, 2003 — Классификация водоемов и биоценозов по сапробно-сти: [электронный ресурс] // Экостат, 2003 URL: http://www.ievbras.ru/ecostat/Kiril/Library/ Book1/Content244/Content244.htm (дата обращения: 01.02.2024).

XV Летняя экологическая экспедиция школьников «Строим Экодом» 2022

Берестнева А. Ю., Буланов А. С., Веремеева О. Н., Подставкина П. И.

Колесникова, 2008 — Колесникова С. Экология как природа ее бытия. Газета «Пущинская среда» от 27 августа 2008 года.

Кристиан Диана, 2003 — Кристиан Д. Творим совместную жизнь или как создать экопоселе-ние или общину своей мечты. Перевод с английского Ольховой Д. 2003. 227 с.

О нас, 2024 — О нас [электронный ресурс] // Namedu. URL: http://namedu.me/index.php/ company (дата обращения: 01.02.2024).

Сапожникова, 2004 — Сапожникова Г. П., Снакин В. В., Соколова В. В. Мусор — на части, и нет напасти! Метод. рекомендации по организации экологического информ.-просветит. проекта. Москва; Пущино: НИА-Природа, 2004. 87 с.

Сапожникова, 2010 — Сапожникова Г. П. Конец «мусорной цивилизации»: пути решения проблемы отходов. Издание подготовлено при поддержке Представительства общества «Оксфам» в РФ, 2010. 108 с.

Суглинок!..., 2010 — Суглинок! И что с ним делать? [электронный ресурс] // НашаДача, 2010. URL: https://www.dacha.wcb.ru/index.php?showtopic=25956 (дата обращения: 01.02.2024).

Хольцер, 2020 — Хольцер З. Пермакультура Зеппа Хольцера. Практическое руководство для владельцев сада, огорода или собственной фермы. Диалектика-Вильямс, 2020. 163 с.

Чайнери, 2001 — Чайнери М. Насекомые. Пер. с англ. Д. С. Щигель. М.: Издательский дом Астрель, 2001. 256 с.

Чайнери М, 2002 — Чайнери М. Бабочки. Пер. с англ. Д .С. Щигель. М.: Издательский дом Астрель, 2002. 255 с.

Шанцер, 2004 — Шанцер И. А. Растения средней полосы Европейской России. Полевой атлас. М.: Товарищество научных изданий КМК, 2004. 470 с.

Экологически чистые..., 2010 — Экологически чистые стройматериалы: [электронный ресурс] // Allbest, 2010. URL: https://otherreferats.allbest.ru/construction/00050552_0.html (дата обращения: 04.02.2024).

Экономико-географическая характеристика., 2012 — Экономико-географическая характеристика Ярославской области: [электронный ресурс] // Allbest, 07.05.2012. URL: https:// knowledge.allbest.ru/geography/2c0b65635b2ac68a4d43b89521216d26_0.html (дата обращения: 01.02.2024).

Bioindication // Шуйский Владимир Феликсович. Персональная страница URL: http:// www.shuisky-vf.narod.ru/Publications/Bioindication.pdf (дата обращения: 01.02.2024).

Приложение 1

Галина Павловна Сапожникова

«Каждый приходит в эту жизнь с определенной целью... Но, так или иначе, каждый стремиться стать лучше, чего-то достичь в жизни, а не просто прийти и уйти...»

Сапожникова Галина Павловна

(30.08.1939 - 14.07.2012)

Инициатор Экоэкспедиций, организатор и руководитель экоэкспедиций 2007-2012 годов — наша любимая и незабвенная Сапожникова Галина Павловна — учитель химии по образованию, по профессии — ученый-биолог, по душе — трепетный борец-эколог.

Родилась Галина Павловна в 1939 году, 30 августа. Детство и юность Галины Павловны прошли на юге Рязанской области, близ поселка Александр Невский.

С мамой Пелагеей Николаевной,1978 год

С

Галина (справа) с подругами после окончания 9-го класса (1955 год)

«Отец, Павел Макарович Сапожников, окончил 4 класса церковноприходской школы, и барин хотел за свой счет отправить его за границу учиться, но его отец, мой дед, Макар Ионыч, не отпустил: «А землю кто будет пахать?», — вспоминала Галина Павловна в интервью журналистке Светлане Колесниковой, написавшей в 2008 году прекрасную статью о жизни Галины Павловны «Экология как природа ее бытия» [Колесникова, 2008].

Мама Галины Павловны никогда не училась в школе, но «все понимала в сельском хозяйстве, умела месить глину, шить, вязать носки, прекрасно готовить...Родители научили любить природу, трудиться для блага людей, правильно обращаться с использованными материалами: относить в компостную яму навоз, сорняки, сдавать старьевщику поломанные лопаты, вилы, кости, старые телогрейки, ежедневно заметать дорожки вдоль дома. чинить вместе с отцом булыжное шоссе, что проходило вдоль деревенской улицы. А были еще работы в огороде — поливать, копать, бороться с сорняками и по хозяйству — кормить кур, ягнят, убирать за ними.» [Колесникова, 2008].

Девочка росла смышленой и активной: к школе знала весь алфавит и умела читать — научилась у брата. Ей нравилось учиться, и, хотя росла ребенком слабым, никогда не пропускала школу: «Вдруг что-то интересное мимо меня пройдет!».

Родители, понимавшие ценность образования (мама могла только читать по слогам и расписываться), сумели дать трем младшим (из пяти) детям среднее образование.

Навсегда девочка усвоила слова директора школы Ираиды Иосифовны Комиссаровой, женщины, пострадавшей от репрессий, строгой, но справедливой: «Запомни на всю жизнь, девочка! Никто, никогда не будет тебе ничего делать! Надо все самой проверять, контролировать, добиваться!» [Колесникова, 2008].

Знаний, полученных в обычной поселковой школе, хватило, чтобы поступить в лучший педагогический ВУЗ страны — МГПИ им. В. И. Ленина, на химико-биологический факультет и окончить его с отличием.

Затем — три года работы по спецраспределению в прекрасно оснащенной школе рабочей молодежи в военном городке на Урале. «Было стыдно взрослым дядям и тетям рассказывать то, что в учебнике», — так молодой специалист шлифовала свой опыт преподавания химии [Колесникова, 2008]. Эта практика очень пригодится и в дальнейшей жизни: с начала пребывания в г. Пущино, с 1966 года, Галина Павловна занимается репетиторством для химфака и биофака МГУ, химических, медицинских и сельскохозяйственных вузов. Подготовлено Галиной Павловной более 300 человек! Многие из них всю жизнь свою связали с наукой.

Галина Павловна вспоминала: «Мне повезло! Никогда не служила от звонка до звонка, равнодушно просиживая

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

I Берестнева А. Ю., Буланов А. С., Веремеева О. Н., Подставкина П. И.

время — всегда работала! Вместе с городом взрослела, здесь реализовывала свои мечты, защитила диссертацию» [Колесникова, 2008].

Поработала Галина Павловна и в п. Оболенск, но главное место работы — в Институте биохимии и физиологии микроорганизмов РАН: «Хочется сказать спасибо руководителю нашего отдела биоэнергетики — Александру Борисовичу Лозинову за его понимание моих мечтаний, альпинистских отлучек в горы...» [Колесникова, 2008] (одна из любимых песен Галины Павловны — «Домбайский вальс» Юрия Визбора: «Лыжи у печки стоят, гаснет закат за горой.»).

Страсть к путешествиям, походы, командировки, экспедиции. Старшая сестра Клава так и звала Галину «лягушкой — путешественницей»: «Я не люблю туристических поездок. Для меня посетить страну, это побывать в домах, побродить по городу, самой — куда хочу, прочувствовать город. не люблю фаст-фуд, а также ресторанов и кафе» [Колесникова, 2008].

В 70-е годы впервые попала в Прибалтику, затем в Болгарию и Югославию и «ахала от увиденной чистоты и красоты»: «А что ж наши чиновники ничего не делают, чтоб у нас было так же, ведь всюду бывают и все видят» [Колесникова, 2008].

С 1986 по 1991 гг. с агитпоездами ЦК ВЛКСМ Галина Павловна много ездила по стране с лекциями по экологическим проблемам и насмотрелась всякого: ржавеющие в бухтах катера и корабли, грязь и мусорные кучи на улицах городов и поселков. Позже Галина Павловна стала участвовать в различных социальных конференциях: в Париже и Лондоне, Афинах, во Всемирном Форуме городов в Ванкувере, на международной конференции в Словакии в 2006 году по обобщению опыта создания материнских центров. Журналист Ольга Шалатова вспоминает: «Практически не владея языками, Галина Павловна притягивала людей и умела найти подход к каждому» [Колесникова, 2008].

В агитпоездке Галина Павловна встретилась и со своим мужем, Щеголевым Вячеславом Ивановичем, двукратным чемпионом мира по стоклеточным шашкам и много лет устраивала его поездки на игры в разные страны мира: Индию, Болгарию, Голландию, Францию, Великобританию, Китай. Выйдя на пенсию, Галина Павловна реализовала свою давнюю мечту — проехать США с востока на запад: ночлег — у друзей или бывших учеников, минимум затраченных средств на передвижение, еду.

И везде, где бы она ни находилась, с гордостью рассказывала о своем неповторимом городе, показывала слайды. Но и в г. Пущино пришла экологическая беда с исчерпанием срока свалки в конце 90-х годов и предложением мэра города в 1996 году построить электростанцию. Общественность и Галина Павловна, в частности, не осталась в стороне и смогла уберечь свой город.

Эк<

юлис -

город будущего

Галина Павловна предложила Управлению жилищно-коммунального хозяйства города начать эксперимент по раздельному сбору бытовых отходов, сказала себе: «Если не я, то кто? Если не сейчас, то когда?» [Колесникова, 2008].

С 1996 года Галина Павловна была членом экологической комиссии. С 1996 года на территории России реали-зовывался проект в области охраны окружающей среды — РОЛЛ («Распространение опыта и результатов»). В 2002 году с коллегами и единомышленниками Галина Павловна смогла получить грант РОЛЛ на проект «Бытовые отходы — источник вторсырья». «И мы доказали городской администрации и службе коммунального хозяйства, что раздельный сбор бытовых отходов во всем городе может быть самоокупаемым, что наши жители не хуже европейских принимали участие в годовом эксперименте.» [Сапожникова, 2010]. В 2010 году при финансовой поддержке США по международному развитию, была издана первая книга Галины Павловны «Конец «мусорной цивилизации»: пути решения проблемы отходов». К огромной боли Галины Павловны, город не поддержал этот уникальный проект, «не счел нужным платить 30 тысяч рублей в месяц за обслуживание контейнеров из средств, сдаваемых населением за вывоз и захоронение бытовых отходов» [Колесникова, 2008].

Однажды Галину Павловну попросили обновить материал, рассказать о плюсах и минусах работы, и появилась, при поддержке Представительства общества «Оксфам» в РФ, обновленная книга «Конец «мусорной цивилизации»: пути решения проблемы отходов». Галина Павловна — организатор операции «4Б» по сбору в школах бумаги, банок, батареек и бутылок, автор и соавтор учебных пособий для педагогов и учеников: «Отбой мусору» (в соавторстве с В. А. Самковой, учебное пособие для учащихся 6-9-х классов, 2004 г.), «Мусор на части, и нет напасти!» (в соавторстве с В. В. Снакиным, В. В. Соколовой, методические рекомендации по организации экологического информационно-просветительского проекта [Сапожникова, 2004].

Галина Павловна, вместе с доктором биологических наук, профессором, заведующим лабораторией ландшафтной экологии ИФБП РАН, членом президиума Российской экологической академии Валерием Викторовичем Снакиным — инициаторы проведения ежегодных научно-практических конференций для школьников южного Подмосковья «Экополис-город будущего», которые до сих пор, с 1998 года, успешно проходят. В 2023 году была XXV конференция!

Галина Павловна вместе с Елизаветой Алексеевной Божковой, директором ИЦ «Независимый женский форум» была организатором многих замечательных семинаров для

Берестнева А. Ю., Буланов А. С., Веремеева О. Н., Подставкина П. И.

увеличения общественной активности жителей города: «Участие молодежи в безопасном и устойчивом развитии городов. Гендерный аспект» (7-10 октября 2004 г.), «Формирование гражданской ответственности молодежи за устойчивое развитие города. Образовательные стратегии» (8-10 апреля 2005 г.), установочного семинара-презентации комплекса проектов «Экополис — город будущего» (25 августа 2005 г.), семинаров «От кого зависит устойчивое развитие нашего города? Образовательные стратегии» (10-12 января 2006 г.) и «Во что играют наши дети?» (25-27 января 2008 г.).

Галина Павловна была многолетним экспертом и членом жюри Всероссийского конкурса учебно-исследовательских проектов «Человек на Земле», организуемых Ротиной Еленой Сергеевной, директором НП «Содействие химическому и экологическому образованию». В 2023 году конкурс проводился уже в 13-й раз!

Галина Павловна создала на пустыре между детскими садами «Солнышко» и «Сказка», на брошенной городом и садами территории, детский экопарк «Изумрудный остров», вложив в него много души и сил.

Галина Павловна никогда не делала скидки на свой возраст, всегда стремилась вперед, была активным, жадным до жизни, удивительно щедрым человеком. Все свои знания, впечатления от путешествий, конференций, встреч, новые знакомства она хотела передать людям. Сколько людей ей благодарны за удивительные поездки в дальние страны, за появление новых увлечений, за реализацию планов и даже мечты. У нее был еще один лозунг по жизни — «Подружить людей! или Задружить» и надо было только «взять» от Галины Павловны это ее предложение и воспользоваться им: куда-то поехать, с кем-то познакомиться, что-то сделать.

Галина Павловна Сапожникова третья справа с учениками на экскурсии. 1988 год.

Марафон Здоровья. Москва. ВДНХ. 2010 г. Галина Павловна третья справа в первом ряду.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.