Ф. Ю. Ахмадуллина, О. В. Газизова, Р. К. Закиров
ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ПРОЕКТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ
ДЕЛОВОЙ ИГРЫ «ЭКОДОМ» В ДОВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКЕ ШКОЛЬНИКОВ
Ключевые слова: экологическое строительство, эколого-экономическое мировоззрение, довузовская подготовка щкольников, проектно-деятельностная деловая игра, компетентностные качества личности.
Рассматривается практический опыт проведения инновационной проектно-деятельностной деловой игры «Экодом» в довузовской подготовке школьников в рамках системы непрерывного экологического образования.
Keywords: ecology building, ecology-economical world view, in pre-university preparative of school childes, project-pragmatist business game, competence-based characteristics of person.
In the article there are practical experience of realization innovative project-pragmatist business game ‘‘Ecohouse” in pre-university preparative of school childes for system of continuous ecology education.
В современном мире сложилась напряженная экологическая ситуация, связанная с нерациональным использованием природных ресурсов и загрязнением окружающей среды отходами производства и потребления. Поэтому проблема создания инновационных технологий третьего тысячелетия будет неразрывно связана с решением этих задач. Новые технологии должны соответствовать критериям устойчивого развития, т. е. обеспечивать достойный уровень качества жизни нынешнего поколения без ущерба будущим поколениям, не нарушать экологическое равновесие в системе окружающая среда-человек и быть доступными с экономической точки зрения. Следует отметить, что особенно важно обеспечить рациональное сочетание показателей экологической и экономической эффективности. Долгое время считалось, что улучшение экологической ситуации всегда связано с большими экономическими затратами. Использование современных ресурсо- и энергосберегающих технологий позволяет в корне изменить эту ситуацию. Будущее за такими инновационными технологиями, которые не только способствуют сохранению чистоты окружающей среды и здоровья населения, но и позволяют добиться значительного снижения затрат и улучшить экономические показатели работы предприятия.
Это обусловливает настоятельную необходимость формирования эколого-экономического мировоззрения у подрастающего поколения еще на этапе довузовской подготовки. Грамотный специалист должен не только знать основы современных технологических процессов, но и предвидеть масштабы их отрицательного воздействия на окружающую среду на всех этапах жизненного цикла разработки и внедрения технологии, а также оценивать свои решения с позиции экономической целесообразности. В связи с этим эколого-экономическая компонента должна стать необходимой составляющей непрерывного экологического образования в системе школа-вуз. Это позволит еще на этапе довузовской подготовки сформировать инициативную, экологически грамотную, технологически ориентированную личность, в будущем - специалиста высокой квалификации призванного решать сложные инженерные задачи.
Примером такой довузовской структуры КНИТУ является эколого-экономический колледж, функционирующий на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 86 с углубленным изучением отдельных предметов» и МОУДОД «Центр детского творчества микрорайона Танкодром Советского района г. Казани.
Важной особенностью процесса обучения в эколого-экономическом колледже является сочетание традиционных и инновационных форм обучения с целью обеспечения качественной экологотехнологической подготовки учащихся. Наибольший интерес у колледжистов вызывают активные методы обучения, а именно деловые игры, направленные на решение актуальных проблем родного города.
На сегодняшний день одной из таких важных проблем для г. Казани является внедрение экологических критериев и принципов в строительство жилых домов. Green Building - главный тренд на строительном рынке развитых стран. С отставанием на 40 лет мода на экологическое строительство докатилась и до России. Green Building - это инновационное строительство с акцентом на энергоэффективность и экологичность. В современном экологическом строительстве можно выделить три основных принципа: рациональное использование природных ресурсов, создание в здание микроклимата комфортного для человеческого организма и минимизация вреда окружающей среде [1]. С целью оценки уровня подготовленности современной молодежи к решению этой важной социальнозначимой проблемы была использована инновационная проектно-деятельностная деловая игра «Экодом», разработка которой явилась результатом плодотворного творческого сотрудничества преподавателей КНИТУ Ахмадуллиной Ф.Ю., Газизовой О.В., Закирова Р.К. и педагогического коллектива базовой школы под руководством директора Галеевой Г. Р.
Перед учащимися одиннадцатого класса была поставлена задача разработать проект «Экодома» для проживания одной семьи в климатических условиях Республики Татарстан, который бы отвечал требованиям экологичности, экономичности, эстетичности. Причем, было желательно обеспечить
автономность проектируемого объекта по водо-, энерго- и теплоснабжению.
Учащимся на выбор были предложены следующие направления разработок:
- использование экологичных строительных материалов;
- использование альтернативных энергосберегающих технологий;
- решение проблем обезвреживания и утилизации отходов жизнедеятельности.
В деловой игре приняли участие четыре команды, состав которых формировался на произвольной основе, исходя из личностных интересов учащихся, что позволило в целом оценить насколько подготовлено подрастающее поколение к совместной работе в составе творческого коллектива.
В своих работах каждая команда должна была обязательно отразить актуальность проблемы экологического строительства, представить эскиз «Экодома» с подробным описанием и экологоэкономическим обоснованием предложенных технических решений по выбранным направлениям. Обязательным требованием для всех команд была разработка свода правил для проживающих в «Экодоме» на основе обобщения материалов проекта.
Чтобы облегчить и конкретизировать поставленную перед школьниками серьезную комплексную задачу, в ноябре 2011года специалистами отдела маркетинга технополиса «Химград» Моисеевой Э.А. и Гибадуллиной Ф.Ф. была организована экскурсия в технополис «Химград». Учащиеся посетили экспериментальный энергоэффективный дом, который был построен с помощью современных инновационных энергосберегающих технологий. В ходе экскурсии ребята получили возможность задать интересующие их вопросы руководителю фирмы, которая занимается экологическим строительством Шамуратову Р.Р.
Работа над проектами продолжалась в течение двух месяцев, а 2 февраля 2012 года в конференц-зале технополиса «Химград» состоялась защита проектов, и компетентное жюри оценило работы участников. К защите каждая команда подготовила презентацию своего проекта. Основными критериями оценки были: обоснованность предложенных
технических решений с позиций экологоэкономической значимости, оригинальность и новизна проектных предложений, а также форма их представления.
Обязательным условием для участников проектно-деятельностной деловой игры «Экодом» было проведение ориентировочной экономической оценки капитальных затрат на строительство разработанного Экодома и расчет затрат на текущее потребление его обитателями основных видов природных ресурсов: газа, электроэнергии и воды. Такой подход в наибольшей степени соответствует новой парадигме экологического строительства, которая заключается в том, что резервы экономии средств следует искать именно в сокращении эксплуатационных издержек. Если рассмотреть затраты за весь срок эксплуатации здания (жизненный цикл), то капитальные затраты на строительство составят все-
го лишь 20% от общих затрат, остальные 80% издержек - это затраты на эксплуатацию [1]. При выполнении этих расчетов учащиеся впервые всерьез задумались, где комфортнее и выгоднее жить: в городской квартире, которую обслуживают коммунальные службы города или в автономном Экодоме.
Следует отметить, что школьники уделили в своих проектах большое внимание использованию энергосберегающей бытовой техники и вопросам сортировки и утилизации отходов жизнедеятельности. Причем, у каждой команды сложилось свое собственное видение будущего Экодома.
Команда Марии Гореловой основной акцент сделала на дизайне и обустройстве приусадебного участка так, как они решили, что настоящий Экодом должен обязательно обеспечивать себя экологически чистыми продуктами питания и гармонично вписываться в окружающий ландшафт. По их уставу, люди, проживающие в Экодоме не должны использовать химические средства защиты растений и средства бытовой химии, наносящие вред окружающей природной среде.
Сильной стороной проекта команды Андрея Исакова было использование в Экодоме «умных» технологий, позволяющих значительно снизить расход электроэнергии и воды. С этой целью они предложили использовать датчики движения и инфракрасные краны. Оригинальным, было предложение этой команды использовать в летнее время мини ГЭС для выработки электроэнергии для нужд Экодома.
Но самый реалистичный и обоснованный проект был представлен командой Андрея Быкиева, которая и стала победителем конкурса. Эта команда лучше других участников продумала систему отопления, вентиляции, очистки фекальных стоков для Экодома, а также превзошла своих соперников по форме представления материалов проекта: замечательная презентация, макет и видеоролик.
Разработанная нами деловая игра «Экодом» относится к инновационному проектнодеятельностному виду игр [4]. Этот вид игр является наиболее эффективным методом активного обучения так, как позволяет оптимально сочетать теорию и практику и развивать навыки работы учащихся с разнообразными источниками информации в процессе решения сложных комплексных задач. Причем, основной эффект такой игры не только в вырабатываемых решениях, но и в получении возможностей для саморазвития личности и овладении навыками группового взаимодействия участников друг с другом. Поэтому в процессе игры анализу подвергалось не только содержание проектов, но и технология взаимодействия участников в процессе их совместной работы. Проведение проектнодеятельностной игры позволяет решить следующие задачи:
- закрепление теоретических знаний, полученных в процессе обучения;
- отработка навыков группового анализа проблем и принятия решений;
- получение навыков устной коммуникации и аргументирования своей позиции;
- исследование способностей школьников к самоорганизации и кооперированию;
- формирование у учащихся умения работы с информацией и проводить ее систематизацию;
- формирование навыков рационального поведения при решении многопрофильной комплексной проблемы;
- выработка лидерских качеств, осознание личной ответственности за последствия принятых решений;
- развитие стратегического мышления, которое позволяет двигаться к поставленной цели, гибко меняя тактику ее достижения.
Основное отличие проектно-
деятельностных деловых игр от обычных в том, что они построены как гибкая и мобильная открытая система развивающего типа [3]. Такие игры ориентирует участников на выработку решений в нестандартных ситуациях, заставляют их действовать не по шаблону и проявлять личную творческую инициативу. Возможность наиболее полно раскрыть и проявить свои таланты появляется в результате совместной работы в паре преподаватель - ученик. Роль первого заключается в профессиональной консультации без подавления творческой инициативы учащихся, которая ориентирует участников на выбор оптимального решения из нескольких альтернативных вариантов в соответствии с поставленной задачей. Как показал опыт, лучшие результаты достигаются при использовании междисциплинарного подхода. В игре «Экодом» такой подход был реализован при совместном участии в консультациях преподавателей экологических и экономических дисциплин. Важнейшим аспектом игры является необходимость индивидуального подхода при работе с каждой творческой бригадой, что гарантирует оригинальность и неповторимость предложенных проектов. Поэтому мы проводили индивидуальные консультации, где каждая группа имела возможность
доложить результаты своей работы, получить ответы на вопросы, выслушать рекомендации и замечания преподавателей.
Проведенная деловая игра показала, что современные старшеклассники готовы решать поставленные перед ними серьезные комплексные задачи. В ходе работы над проектом многие ребята смогли наиболее ярко проявить свои лидерские качества, умение работать в команде, научились грамотно задавать вопросы, участвовать в дискуссии и аргументировать свою точку зрения. Опыт проведения деловой проектно-деятельностной игры Экодом доказывает, что использование в учебном процессе активных методов обучения способствует выработке и развитию таких востребованных современными работодателями компетентностных качеств лично -сти, как аналитические умения, практические умения, творческие умения, коммуникативные умения, социальные умения [2]. Следовательно, использование таких инновационных деловых игр в довузовской подготовке щкольников надо обязательно внедрять в систему непрерывного эколого-
экономического образования.
Литература
1. Щукин А., Жизнь по зеленому коду, Эксперт, 13, (2012)
2. Гатина, Л.И. Компетентностный подход в игровых методах обучения по социальным дисциплинам для специальностей направления «технология полимерных материалов» /Л.И. Гатина. // Вестн. Казан. технол. ун-та -2011. - № 9,. - С. 326-331
3. Литвак, Б.Г. Практические занятия по менеджменту / Б.Г. Литвак. - М.: Дело, 2005. - 220 с.
4. Пугачев, В.П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом / В.П. Пугачев - М.: Аспект Пресс, 2000 - 285с.
© Ф. Ю. Ахмадуллина - ст. препод. каф. промышленной биотехнологии КНИТУ; О. В. Газизова - к.т.н., доц. каф. экономики КНИТУ; Р. К. Закиров - к.т .н., доц. каф. промышленной биотехнологии КНИТУ, zakrus@mail.ru.