XV КОНГРЕСС АНТРОПОЛОГОВ И ЭТНОЛОГОВ РОССИИ
DOI 10.31250/2618-8619-2023-3(21)-199-211 УДК 39
Андрей Владимирович Головнёв
Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН
Санкт-Петербург, Российская Федерация ORCID: 0000-0002-5716-655X E-mail: [email protected]
Татьяна Сергеевна Киссер
Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН
Санкт-Петербург, Российская Федерация ORCID: 0000-0001-9246-2787 E-mail: [email protected]
XV Конгресс антропологов и этнологов России: мнения и размышления
АННОТАЦИЯ. В статье подводятся итоги XV Конгресса антропологов и этнологов России (КАЭР), который прошел 26-30 июня 2023 г. в Санкт-Петербурге. В его работе участвовали 803 исследователя из России и 11 стран. Программный комитет утвердил 54 секции, семь круглых столов и один воркшоп. Конгресс проходил в очном формате для восстановления утраченной в период пандемии коронавируса живой связи между исследователями разных районов нашей большой страны (предшествующий Конгресс 2021 г прошел в он-лайн-формате). Новые обстоятельства и вызовы предопределили изменения концептуальной и организационной стратегии КАЭР. Конгресс обошелся без формулировки главной темы, подразумевая, что она заложена в самом его названии. КАЭР предпочел не заглавную тему, а спектр наиболее актуальных тем, представляющих профессиональный интерес для сообщества антропологов и этнологов России. Новшеством стало введение электронной системы приема, отбора заявок на организацию секций и круглых столов и сбор оргвзно-сов. На пленарной сессии в Таврическом дворце были представлены самые актуальные и значимые направления и достижения антропологии и этнологии. В репертуаре конгресса прошлых лет есть темы, которые регулярно попадают в программу, и спада интереса к ним не наблюдается, есть и тренды к обновлению тематики, методов и источников антропологии и этнологии. Впечатлениями о конгрессе, его программе и новых трендах нашей науки поделились руководители секций в своих кратких обзорах, которые представлены в статье. Конгресс антропологов и этнологов России имеет большую значимость для обеспечения стабильности и согласия в многонародной России, для изучения и популяризации этнокультурного достояния всех населяющих ее народов. Академическому сообществу и общественности важно осмыслить не только российский, но и всемирный опыт этнокультурного развития, позиционирование этничности, утверждение человеческого достоинства, каналы и формы обращения академического знания (научного оборота) в коммуникативной системе «наука — общество».
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: антропология, этнология, Конгресс антропологов и этнологов России, наука
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Головнёв А. В., Киссер Т. С. XV Конгресс антропологов и этнологов России: мнения и размышления. Кунсткамера. 2023. 3(21): 199-211. doi 10.31250/2618-8619-2023-3(21)-199-211
15th CONGRESS OF ANTHROPOLOGISTS AND ETHNOLOGISTS OF RUSSIA
Andrei Golovnev
Peter the Great Museum of Anthropology and Ethnography (Kunstkamera) of the Russian Academy of Sciences
St. Petersburg, Russian Federation ORCID: 0000-0002-5716-655X Email: [email protected]
Tatiana Kisser
Peter the Great Museum of Anthropology and Ethnography (Kunstkamera) of the Russian Academy of Sciences
St. Petersburg, Russian Federation ORCID: 0000-0001-9246-2787 Email: [email protected]
The 15th Congress of Anthropologists and Ethnologists of Russia:
Opinions and Reflections
ABSTRACT. The article summarizes the results of the 15th Congress of Anthropologists and Ethnologists (CAER) of Russia, which was held on June 26-30, 2023 in St. Petersburg. 803 researchers from Russia and 11 from other countries took part in the work of the Congress. The program committee approved 54 panels, 7 round tables and 1 workshop. The Congress was held in person to restore the live connection lost during the coronavirus pandemic between researchers from different regions of the large country of Russia (the previous Congress in 2021 was held online). New circumstances and challenges predetermined changes in the conceptual and organizational strategy of the CAER. The Congress did not formulate the main topic, implying that it was embedded in the very name of the Congress. The CAER opted not for a title topic, but for a range of the most relevant topics of professional interest to the community of anthropologists and ethnologists in Russia. An innovation was the introduction of an electronic system for receiving, selecting applications for organizing panels and round tables, and collecting registration fees. The most significant trends and achievements of anthropology and ethnology were presented at the plenary session in the Tauride Palace. In the repertoire of the Congress of past years there are topics of regular agenda, and there has been no decline in interest in them. There are also trends towards updating the topics, methods and sources of anthropology and ethnology. The conveners of panels shared their impressions concerning the Congress, its program and new trends in our science in their brief reviews, which are presented in the article. The Congress of Anthropologists and Ethnologists of Russia is of great importance for ensuring stability and harmony in multinational Russia, for studying and popularizing the ethnocultural heritage of all peoples inhabiting it. It is important for the academic community and the public to understand not only Russian, but also global experience of ethnocultural development, positioning of ethnicity, affirmation of human dignity, channels and forms of circulation of academic knowledge in the science-society communication network.
KEYWORDS: anthropology, ethnology, Congress of Anthropologists and Ethnologists of Russia, science
FOR CITATION: Golovnev A., Kisser T. The 15th Congress of Anthropologists and Ethnologists of Russia: Opinions and Reflections. Kunstkamera. 2023. 3(21): 199-211. (In Russian). doi 10.31250/2618-8619-2023-3(21)-199-211
Минувшим летом, 26-30 июня 2023 г., в Санкт-Петербурге состоялся XV Конгресс антропологов и этнологов России (КАЭР), принимающей стороной которого выступили Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН и Санкт-Петербургский государственный университет, соорганизаторами — Ассоциация антропологов и этнологов России (ААЭР) и Институт этнологии и антропологии РАН им. Н. Н. Миклухо-Маклая. Конгресс проходил в очном формате с учетом выраженного членами президиума Ассоциации предпочтения этой организационной формы для восстановления утраченной в период пандемии коронавируса живой связи между исследователями разных районов большой страны России (предшествующий конгресс 2021 г., прошедший онлайн, условно в Томске, показал ущербность заочного формата).
При подготовке конгресса были поданы 104 заявки на проведение секций, из которых Программный комитет утвердил 54 секции, 7 круглых столов и 1 воркшоп. На участие в конгрессе было подано 1617 заявок; из них 1308 утверждены модераторами секций, в том числе 106 из зарубежья (Абхазия, Армения, Беларусь, Италия, Казахстан, Китай, Кыргызстан, Молдова, Нигерия, Польша, Сербия, США, Таджикистан, Танзания, Туркменистан, Узбекистан, Швейцария, Южная Осетия). Очно в конгрессе участвовали 803 исследователя из России и 11 стран.
Особенность подготовки санкт-петербургского конгресса состояла в том, что времени на его организацию было вдвое меньше обычного в связи с вынужденной заменой ранее намеченной принимающей стороны — университета Ростова-на-Дону, — ввиду развернувшейся вблизи от города специальной военной операции. По той же причине готовившийся в Санкт-Петербурге Всемирный конгресс антропологов и этнологов был перенесен с мая 2022 г. на неопределенное время, и президиум Ассоциации счел целесообразным провести российский конгресс в Петербурге, используя организационную платформу, в том числе веб-ресурсы, подготовленную МАЭ РАН для международного форума. Благодаря этому, с одной стороны, сроки подготовки сократились, с другой — открылась возможность обновить оргресурсы российского конгресса.
Оргкомитету конгресса и рабочей группе МАЭ РАН удалось оперативно а) адаптировать англоязычные электронные ресурсы к нуждам российского КАЭР; б) разработать и запустить программы реальной и виртуальной подготовки XV КАЭР; в) найти средства на подготовку и проведение конгресса, включая гранты Министерства науки и высшего образования, Федерального агентства по делам национальностей, Фонда истории отечества, внебюджетные средства МАЭ РАН, спонсорскую поддержку со стороны Всемирного абхазо-абазинского конгресса.
Новые обстоятельства и вызовы предопределили изменения концептуальной и организационной стратегии КАЭР. Во-первых, согласно решению президиума Ассоциации, конгресс обошелся без формулировки главной темы, подразумевая, что она заложена в его названии — тематике «антропологии и этнографии России». Более того, прежний опыт ограничения повестки конгрессов главными темами показал, что это сужает возможность выявления и поддержки перспективных направлений и трендов развития нашей науки. Во-вторых, мы перенаправили основное русло подготовки конгресса в электронный формат на созданном нами официальном сайте КАЭР1.
Новшеством стало введение электронной системы приема и отбора заявок на организацию секций и круглых столов (с экспертным участием программного комитета КАЭР), а также последующего приема и отбора заявок на доклады. Эту практику мы заимствовали из опыта мировых конгрессов. Программный комитет, состоявший из ведущих ученых страны, онлайн оценивал присланные на сайт заявки на организацию секций. Каждый эксперт получал набор заявок, по которым должен был вынести обоснованное решение. Таким образом, каждая заявка получила не менее трех оценок, из которых складывался итоговый рейтинг. Заявка на секцию утверждалась, если поддерживалась двумя и более экспертными голосами, и отклонялась в случае отрицательного голосования. Для организаторов автоматизированная система сбора и оценки всех видов заявок оказалась удобной технически и обоснованной экспертно.
1 XV Конгресс антропологов и этнологов России. Официальный сайт. URL: https://caer.ru (дата обращения: 01.08.2023).
Впрочем, новый онлайн-формат не всем и не сразу пришелся по вкусу, нередко технические сложности возникали у тех, кто не имел опыта работы с электронными системами. Не обошлось и без случайных, иногда забавных, сбоев. Например, одна из заявок содержала отчество автора, набранное прописными буквами: Уляшев Олег ИВАНОВИЧ. Позднее «сакральный» смысл этой записи разъяснил сам заявитель: «Рад, что мой доклад включен в список докладов... При наборе моего отчества поучаствовал не в меру жизнерадостный котенок, набив дополнительные буквы. Прошу, по возможности, исправить до распечатки списков. Р. S. Котенок будет наказан» (цит. по электронной почте КАЭР).
Другим нововведением петербургского конгресса был сбор организационных взносов — это было сделано также в соответствии с опытом организации мировых конгрессов и по настоянию президиума ААЭР, давно отлаживавшего механизм сбора оргвзносов. Разработка регламента и упорядочение сборов взносов, по общему мнению, необходимы как для обеспечения части организационных расходов, так и для отсева участников, которые подают заявки не для реального участия, а для формальных отчетов. Тем самым нам удалось на предварительном этапе избавиться от случайных соискателей места в программе конгресса, но и в существенно сокращенном варианте число участников превысило наши ожидания.
Критическое превышение (почти вдвое) первоначально ожидаемого числа участников побудило организаторов экстренно отыскать достойное место для открытия пленарного заседания XV КАЭР. Им оказался Таврический дворец. Вынужденный ход в кризисной ситуации придал форуму с первого дня дополнительный «этнографический» петербургский колорит, что отметили организаторы и давние участники конгресса: «Пленарное заседание состоялось в Думском зале Таврического дворца, а более намоленное место в нашей стране трудно себе представить» (В. А. Тишков).
На этом драматургия последних приготовлений конгресса не иссякла. В турбулентности последней декады июня (на фоне событий, связанных с передислокацией группировки «Вагнер») «поезд» КАЭР едва не сошел с рельсов: среди участников нашлось немало встревоженных голосов, призывавших организаторов незамедлительно отменить конгресс и/или перевести его в виртуальный формат2. Нам стоило немалых усилий сдержать этот натиск эмоций и удержать равновесие. Впрочем, и здесь не обошлось без потерь: зарубежные пленарные докладчики из Казахстана и США срочно сдали авиабилеты, и лишь представительница академического сообщества Китая профессор Дин Хун невозмутимо продолжила полет и явилась в Таврический дворец со свойственной ей улыбкой на лице. В рядах российских участников особенных потерь не обнаружилось, и в Петербург прибыли даже те, кого накануне не на шутку будоражили военно-политические известия.
ПЛЕНАРНАЯ СЕССИЯ
Организационный и программный комитеты КАЭР стремились к тому, чтобы на пленарной сессии были представлены самые актуальные и значимые направления и достижения антропологии и этнологии. О глубоких традициях отечественной науки о народах и стоящих перед ней важных задачах шла речь в приветствиях, поступивших в адрес конгресса от Администрации Президента Российской Федерации, вице-премьера Д. Н. Чернышенко, министра науки и высшего образования Российской Федерации В. Н. Фалькова, Федерального агентства по делам национальностей, губернатора Санкт-Петербурга А. Д. Беглова, Общественной палаты Российской Федерации. На научной сессии пленарного заседания прозвучали следующие доклады:
2 Вот лишь некоторые выдержки из тревожных посланий в оргкомитет: «Конгресс отменяется? Вы видели новости? Говорят, что нужно сдавать билеты»; «Я внимательно слежу за текущей ситуацией и, к сожалению, пришел к выводу, что для меня сейчас слишком рискованно приезжать в Санкт-Петербург»; «Было бы правильно, если бы оргкомитет конгресса. выступил с обращением в адрес участников, <из которых> кто-то сдает билеты, кто-то решает вопрос о том, как провести свои секции в дис-танте, кто-то. обрывает телефон звонками».
А. В. Головнёв (чл.-корр. РАН, д. и. н., директор МАЭ РАН) — «Проекции североведения». По словам автора, северность — фундаментальная идентичность России, выраженная географически, исторически и геополитически. Однако за своей очевидностью эта позиция обходится вниманием, зато избыточно часто дискутируются иные ориентации, особенно тупиковая дихотомия «Запад или Восток». На самом деле Россия — Север, где она дома, «в своей тарелке» и в своей самобытности.
Н. М. Кропачев (чл.-корр. РАН, д. ю. н., ректор СПбГУ) — «Этнография и антропология в Санкт-Петербургском государственном университете. История и современность». В докладе представлен обстоятельный обзор звучных имен, идей и достижений этнологии и антропологии университета Санкт-Петербурга за три столетия. Важным аспектом стало обсуждение сегодняшней подготовки молодых ученых — этнографов и антропологов.
Т. Б. Смирнова (д. и. н., профессор Омского госуниверситета им. Ф. М. Достоевского) — «Современное состояние антропологического и этнологического образования в России». Один из ключевых тезисов доклада: современное университетское образование в области антропологии и этнографии нуждается в повышенном внимании и реформировании. Особенно важно это сейчас, когда формируется национальная система образования. В 1990-е — начале 2000-х годов был всплеск этнологического образования: приняты новые стандарты, прошло лицензирование направления подготовки антропологов и этнологов. Сейчас заметен спад: из 15 университетов, которые лицензировали антропологию и этнологию как направление подготовки студентов, оно реализуется только в 10 вузах3.
Н. Н. Крадин (акад. РАН, д. и. н., директор Института истории, археологии и этнографии ДВО РАН) — «Третья научная революция в археологии и перспективы изучения тунгусо-маньчжурской проблемы». Недавние открытия в палеогенетике существенно обогащают науку о прошлом человечества, в том числе знаниями о крупных региональных очагах антропогенеза, одним из которых является Алтай. С ним связаны открытия в Денисовой пещере, удостоенные высших научных премий. Перспективы развития палеогенетики в междисциплинарной коллаборации с археологией, этнологией, биологической антропологией и лингвистикой открывают новые горизонты изучения происхождения тунгусо-маньчжурских народов и освоения человеком ойкумены в целом4.
Дин Хун (проф. Центрального университета национальностей, вице-президент Китайской ассоциации этнологии) — «Академические связи между Китаем и Россией в развитии этнологии». Крупнейший специалист по народностям Китая сделала в своем докладе обзор этапов влияния российской-советской этнографии на китайскую науку о народах, отметив спад этого влияния в последние годы и ряд особенностей позиционирования антропологии и этнологии в Китае сегодня. «Китай — многонародная страна, так же как Россия, поэтому нам важно учиться друг у друга в вопросах этнологии».
По завершении конгресса президент ААЭР академик В. А. Тишков в интервью порталу «Научная Россия» отметил: «На пленарном [заседании], я считаю, был блестящий доклад Андрея Владимировича Головнёва, директора Кунсткамеры. Тема — "Северность России". Он впервые представил, что Россия — это по своей глубинной идентичности прежде всего северная страна, а не Запад или Восток»5. Многие отмечали высокий академический уровень пленарных докладов, их разнообразие и информативность, равно как и общую атмосферу пленарной сессии: «Отлично
3 Доктор исторических наук Т. Б. Смирнова: антропологическое и этнологическое образование нуждаются в реформировании. URL: https://scientificrussia.ru/articles/doktor-istoriceskih-nauk-tb-smimova-antropologiceskoe-i-etnologiceskoe-obrazovanie-nuzdautsa-v-reformirovanii (дата обращения: 01.08.2023).
4 Академик Николай Крадин: палеогенетика дает перспективы исследований этнических процессов глубокой древности. URL: https://scientificrussia.ru/articles/akademik-nikolaj-kradin-paleogenetika-daet-perspektivy-issledovanij-etniceskih-processov-glubokoj-drevnosti (дата обращения: 01.08.2023).
5 Академик Валерий Тишков: одинаковость означает смерть человечества. URL: https://scientificrussia.ru/articles/akademik-valerij-tiskov-odinakovost-oznacaet-smert-celovecestva (дата обращения: 01.08.2023).
было организовано пленарное заседание, и не только в связи с тем, что открытие проходило в историческом здании — Таврическом дворце, но и в связи с очень интересным составом пленарных докладов» (С. Н. Корусенко). (См. фото, сделанные во время пленарного заседания и в другие дни работы КАЭР, во вклейке).
ОБНОВЛЕНИЕ РЕПЕРТУАРА
XV КАЭР предпочел не заглавную тему, а спектр наиболее актуальных тем, представляющих профессиональный интерес для сообщества антропологов и этнологов России: обсуждение ключевых проблем этничности, этнокультурного наследия и межнациональных отношений, сохранения языкового многообразия в России и мире. Приоритетным направлением конгресса стал поиск отечественной антропологией и этнологией ответов на глобальные вызовы современности, а также эффективных моделей решения актуальных задач в области сохранения культурного наследия народов России, формирования общероссийской и региональных идентичностей, гражданской ответственности, человеческого потенциала, гармонизации межэтнических отношений. В репертуаре конгрессов прошлых лет есть темы, которые регулярно попадают в программу, и спада интереса к ним не наблюдается. Есть и тренды к обновлению тематики, методов и источников антропологии и этнологии.
В. А. Тишков отметил, что «центральное место в нашей программе занимает этнология, то есть изучение этничности, включая этнополитику, проблему языковой политики, сохранение и формирование идентичности. Помимо этнологии есть еще социально-культурная антропология: это и городская антропология, и медицинская, и юридическая антропология — словом, все, что связано с культурными аспектами этих огромных сфер науки, где мы выходим на другие дисциплины. Кроме того, у нас есть еще физическая, биологическая антропология»6.
Программы предыдущих конгрессов показывают, что устойчивыми темами, регулярно собирающими наибольшее количество докладов, являются «миграции», «гендер», «город», «региональная этнография» (Бабенкова 2018: 55-57). На этот раз мы установили лимит максимального и минимального числа докладов на секции (не менее семи и не более 20), но были вынуждены скорректировать количественные параметры для некоторых секций, которые набрали свыше 30 заявок, согласовав возможность добавить треть от превышения лимита (в среднем «прирост» в самых многочисленных секциях составил 5-7 докладов). Наиболее популярными, как и в прежние годы, оказались секции по тематике исторической памяти, истории науки, празднично-обрядовой культуре, гендерных отношений, миграций, биологической антропологии, медицинской антропологии, а также по региональной этнографии. Вместе с тем обозначились новые темы, связанные с появлением новых данных, например с публикацией результатов переписи населения России 2021 г. Этой теме были посвящены секция «Закон и цифра для национальности» (рук. В. В. Степанов, Л. В. Андриченко) и круглый стол «Уроки переписи населения» (рук. В. В. Тишков).
После завершения конгресса мы обратились к руководителям секций с просьбой представить лаконичный обзор их работы и поделиться впечатлениями о прошедшем конгрессе, включая обновление тематики. Около половины модераторов нашли время изложить свои наблюдения, и ниже мы приводим фрагменты их высказываний. Некоторые эссе оказались настолько обстоятельными, что мы предложили им отдельную публикацию (см. следующую статью Е. Ф. Фурсовой и М. В. Васехи).
6 От этнополитики до биологической антропологии. Академик В. А. Тишков — о программе XV конгресса антропологов и этнологов. URL: https://scientificrussia.ru/articles/ot-etnopolitiki-do-biologiceskoj-antropologii-akademik-va-tiskov-o-programme-xv-kongressa-antropologov-i-etnologov (дата обращения: 01.08.2023).
У меня нет ощущения, что тематика конгресса за последние десять лет сильно изменилась, хотя я не проводил специальных наблюдений на этот счет. Традиционно присутствует большое количество региональных секций, тематические секции по этничности, традиционной культуре и некоторым антропологическим субдисциплинам достаточно привычны. Перспективными мне представляются не столько новые темы, сколько новые подходы и прежде всего привлечение молодых исследователей к более активному участию в организации секций. Как специалист в области истории антропологии я хотел бы видеть больше секций и докладов, посвященных как истории дисциплины, так и рефлексии относительно ее теорий и методов, этических и политических аспектов ее развития (С. С. Алымов).
Сложно говорить, как изменилась тематика конгресса. Она меняется частично каждый раз. Это хорошо и плохо. Часто новые секции появляются на один конгресс, а затем исчезают, что говорит об их неактуальности, часто они маленькие по численности и организуются аспирантами и начинающими учеными. Как нам кажется, нужно предоставить право организации секции только реальным членам Ассоциации, ученым с солидным научным багажом, составив списки реальных членов Ассоциации. Темы будут традиционные и всегда что-то будет новое (М. М. Керимова, А. И. Терюков, Н. В. Шалыгина).
Тематика конгресса за последние десять лет значительно расширилась, прежде всего за счет расширения исследовательских полей антропологов и этнологов в контексте междисциплинарных исследований и современных вызовов развития общества, особенно связанных с цифровизацией (С. Н. Корусенко).
Тематика конгресса меняется вслед за научной и политической повесткой. Сегодня в области исламоведения приоритетными становятся исследования, связанные с «поворотом на Восток», которые распространяются на изучение ислама как в России, так и в ближнем и дальнем зарубежье (Е. А. Резван).
Конгресс значительно изменил свой облик за последние десять лет. Темы стали актуальнее, ведущие секций и круглых столов ментально «моложе». В целом рубрики оставляют впечатление более живых, жизненных и дискуссионных пространств. Темы стали не менее академичными по своему наименованию и содержанию, но более вписанными в окружающую реальность и настоящее время (И. А. и Е. В. Головнёвы).
Считаю, что тематика конгресса за последние десять лет значительно расширила перечень обсуждаемых проблем. Начиная с X КАЭР неизменно большой список тем секций и круглых столов по антропологии города. Все более актуальным является обсуждение проблем народов Арктики. Неизменный интерес вызывают проблемы идентичностей. В условиях новой реальности перспективным направлением является изучение этничности в киберпространстве (И. Р. Атнагулов).
Тематика секций конгресса медленно, но меняется. В Санкт-Петербурге наряду с традиционными секциями было представлено значительное количество новых интересных направлений. Наиболее перспективными темами в будущем, на наш взгляд, станут темы, посвященные этническим и религиозным меньшинствам России, проблемам трансформации идентичностей в условиях цифровой реальности, лидерству в современных этноконфессиональных сообществах, антропологии/ этнографии катастроф (З. Р. Хабибуллина).
Происходящая на наших глазах киберреволюция, особенно радикальный сдвиг коммуникации от реальности к виртуальности в условиях пандемии коронавируса, не могли не вызвать реакции со стороны нашего профессионального сообщества, прежде всего его молодого поколения. На XV КАЭР эта тематика была представлена в секциях «Трансформации идентичности в виртуальном пространстве» (рук. С. Ю. Белоруссова, Н. Е. Хохолькова); «Киберислам: трансформация традиции в условиях цифровизации» (рук. З. Р. Хабибуллина, С. А. Рагозина). В общем-то вирту-
альная реальность уже не новость, и впору относиться к ней как к устойчивому явлению, направляя усилия на изучение кибертрадиций. И все же в сфере киберэтнографии, несмотря на высокие скорости происходящих в ней событий и перемен (Головнёв 2020), далеко не все соотношения и тренды можно считать установленными и подтвержденными, в связи с чем эта область знаний сохраняет новизну, граничит с непознанным и с непроисшедшим. Примечательно, что новое направление киберэтнографии опережающими темпами развивается в старейшем научном учреждении России — Кунсткамере (Головнёв, Белоруссова, Киссер 2021). «Это исследования нового состояния sapiens — сетевого человека, особенно ярко выраженного среди молодого поколения, представители которого ложатся спать и просыпаются с гаджетом под подушкой, спят и видят себя в киберпространстве. В этом новом состоянии по-новому проявляет себя этничность. Если прежде диаспорам или изолированным по какой-то причине сообществам не хватало общей территории, то сейчас она образовалась: появилась новая территория — это кибертерритория, ки-бертвердь. Поэтому киберсфера сегодня — актуальное, если не самое актуальное направление нашей науки»7. Одна из ветвей изучения киберпространства отмечена в программе конгресса секцией, посвященной кибержизни мусульманских сообществ. Цель ее организации состояла в рассмотрении социально-религиозного феномена киберпространства ислама, в том, чтобы разобраться в вопросах, связанных с присутствием мусульман в интернете, функционированием исламских институтов и практик онлайн, деятельностью исламских движений и организаций, состоянием религиозности и других проблем кибержизни мусульман. Современные технологические инновации значительно трансформировали жизнь людей и их отношения с религией. «Мусульмане активно пользуются этими инновациями и осваивают киберпространство, результатом чего стало появление виртуального ислама — новой цифровой реальности, в которой мусульмане взаимодействуют между собой и с последователями других религий. Появление виртуального ислама отображает эволюцию мусульманской идентичности в киберпространстве и является одним из проявлений современного глобализированного мира» (З. Р. Хабибуллина).
УСТОЙЧИВЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ
Развитие науки состоит не только в появлении новых направлений, но и в последовательном наращении базы данных и концептуальных обобщений в традиционных областях знания. Одной из таких быстро растущих областей становится медицинская антропология, представленная на XV КАЭР секцией «Здоровьесбережение и здравоохранение в фокусе медицинской антропологии» (рук. В. И. Харитонова, Д. В. Михель, Ю. В. Жернов). Тематический диапазон секции — все, что касается социокультурных аспектов представлений о здоровье, его сохранении, отношении к телу, к болезни и здоровью. «Одно дело — институциональная официальная медицина, а другое — связанная с народными медицинскими знаниями (например, фармакогнозия — наука о лекарственных растениях, которая фактически стала частью официальной медицины). Все, что связано с традиционными методами лечения, начиная от экзотического шаманизма, шаманских терапевтических практик и заканчивая использованием разных трав, металлов, камней, — чем только не лечат в народе, и это очень интересно»8.
В 2023 г. в рамках конгресса впервые работала секция «Культурные традиции российского казачества: история и современность». Тема казачества и его культурных традиций, конечно, не нова, но ее представление на конгрессе свидетельствует о неослабевающей актуальности. Как отмечает руководитель секции М. А. Рыблова, «итогом работы стало знакомство и объединение специалистов, изучающих культуру российского казачества. Главным открытием для меня лично
7 А. В. Головнёв: «Мы развиваем новое научное направление — киберэтнографию». URL: https://scientificrussia.ru/articles/direktor-kunstkamery-cl-korr-ran-av-golovnev-my-razvivaem-novoe-naucnoe-napravlenie-kiberetnografiu (дата обращения: 01.08.2023).
8 Академик Валерий Тишков: одинаковость означает смерть человечества. URL: https://scientificrussia.ru/articles/akademik-valerij-tiskov-odinakovost-oznacaet-smert-celovecestva (дата обращения: 01.08.2023).
как руководителя секции было то, что этнограф был представлен в единственном числе — моей персоной. Это вполне соотносится с общими тенденциями современного казаковедения: и традиционную культуру казаков, и их современные проблемы изучают преимущественно не этнографы. В первом случае (при изучении традиционной культуры) результат бывает двоякий: с одной стороны, мы обнаруживаем некие удивительные неочевидности, когда на традиционную казачью культуру бросает взгляд, например, филолог; с другой стороны, наблюдаем перекосы и явные искажения сути традиционной казачьей культуры, когда она исследуется, например, с точки зрения культуры повседневности постомодерна».
Секция «Институт наставничества в культурах Севера России: научные рефлексии и общественные практики» (рук. Е. А. Пивнева, И. А. Разумова) была организована в связи с объявленным Года педагога и наставника. Актуальность темы, как отмечает Е. А. Пивнева, определяется современной ролью института наставничества. Он начал активно возрождаться на постсоветском пространстве не только в официально закрепленных формах, но и на уровне спонтанных общественных инициатив. Социальные практики наставничества обладают этнокультурной спецификой, что во многом продемонстрировали прозвучавшие на секции доклады. Они подтвердили, что «движение наставничества» наблюдается сегодня в регионах Севера России в самых разных формах и проявлениях. В настоящее время функции наставников во многом переходят к «хранителям» и «носителям» культуры, благодаря которым осуществляется преемственность народного опыта, знаний, этических норм и ценностей, укорененных в этнокультурах.
Секция «Старообрядцы как субъекты/объекты общественных и академических дискуссий» была посвящена 300-летию написания «Поморских ответов». Подобная тематика традиционна для КАЭР с 2003 г. На этот раз был выбран новый ракурс — этноконфессиональность как конструкт общества и науки. В этом, как отмечают руководители секции Д. С. Ермолин и А. А. Пригарин, «проявилась определенная солидарность с предметом нашего внимания: традиционной по сути, но новаторской по форме. Необходимо отметить, что интерес к исследованию истории и культуры старообрядчества не угасает: наблюдается расширение тематики и исследовательских рамок — классические темы и сюжеты (археография, история общин и согласий, искусствоведение) дополняются новой проблематикой (функционирование современных общин, вопросы старообрядческого образования, общественная деятельность, историческая память о старообрядчестве, киберэтнография и др.). Эта тенденция вселяет уверенность в то, что дисциплина "старообрядо-ведение" (как в шутку называют ее в сообществе исследователей) будет интересна молодому поколению ученых и востребована в будущем».
Секция «Народная религия» (рук. В. В. Напольских, Т. К. Салбиев) вызвала живой интерес у исследователей. Как отмечает Т. К. Салбиев, «основным результатом следует считать признание того, что феномен народной религии, активно представленный в современном культурном поле, с необходимостью требует теоретического осмысления, без которого он приобретает антиобщественные черты и тенденцию к переходу в сектантство. Широкая география сделанных докладов ясно свидетельствует о том, что это явление носит общероссийский характер, когда на местах становятся видны специфические для каждого региона особенности, обусловленные его природно-географической средой, а также историко-культурным и историческим наследием. Доклад сору-ководителя В. В. Напольских, который был представлен на секции, может считаться программным и стать методологической основой для изучения народной религии на современном этапе».
В предыдущие годы на КАЭР постоянно работала секция по визуальной антропологии. Опыт ее проведения показывает, что поле и проблематика визуальной антропологии расширились настолько, что в рамках одной секции им явно тесно. В этом году проблемы визуальной антропологии обсуждались на секции «Этнографические и антропологические фотодокументы и изобразительные материалы в контексте освоения культурного пространства. Развитие визуальных исследований в России начала XXI в.» (рук. Н. А. Станулевич и Е. Б. Толмачева) и круглом столе «Киноатлас СССР: опыт позиционирования многонародного государства» (рук. И. А. и Е. В. Головнёвы).
Они различались по источникам и «жанрам» визуальной антропологии: если на первой секции фигурировали фотографии, иллюстрации, картины, репродукции, то круглый стол был посвящен кино. Тема «Киноатлас СССР» уже несколько лет в поле исследований научного коллектива из МАЭ РАН в рамках гранта Российского научного фонда под руководством И. А. Головнёва: «В ходе круглого стола ярко проявился междисциплинарный характер в исследовании советского кино. Обсуждение вопросов этнографического содержания фильмов, политического контекста, социального и экономического характера предмета/объекта изучения дают большие возможности для анализа и интерпретации не только раннесоветского кино, но и всей визуальной истории СССР и постсоветского пространства. Диапазон тем и подходов настолько широк, что не может не впечатлять полифонией ракурсов, методологий, исследовательских инструментов. Благодаря кинематографу и, шире, визуальным медиа сегодня отчетливо видно, в какой тесной связи между собой существуют этнокультурные феномены и исследователь» (И. А. Головнёв).
Нельзя назвать новым явлением в антропологии и этнологии участие в исследованиях и выступления на научных форумах представителей коренных малочисленных народов, среди них уже немало лингвистов, фольклористов и этнографов с научными степенями (Лукина 2002). Однако сегодня, во многом благодаря росту общего образовательного уровня и информационной революции, не только остепененные специалисты, но и широкие круги общественности вовлечены в содержательное обсуждение этнокультурных сюжетов. При этом не только старшее поколение, но и молодежь участвует в этих дискурсах, благодаря чему на место прежней «бабушкологии» приходит наука, ориентированная на молодежь, обращенная не в прошлое, а в будущее (Головнёв 2021). Эта «новая этнография» ярко прозвучала на конгрессе прежде всего в докладах и дискуссии на круглом столе «Народ абаза: опыт хранения и развития традиций» (рук. А. В. Головнёв и М. Х. Экзеков), где абазины, представители коренного малочисленного народа, сами экспертно обсуждали действующие проекты и перспективы этнокультурной стратегии своего народа. Руководители ряда других секций также отмечали содержательные выступления представителей коренных малочисленных народов России:
Участие в работе секции таких людей, поделившихся личным опытом наставничества, стало одной из важных и интересных особенностей секции. Например, большой интерес вызвал доклад Т. А. Молданова (хант, г. Ханты-Мансийск), рассказавшего о своем опыте передачи молодому поколению традиционных народных знаний и выведению на сцену Медвежьих игрищ — одного из древних ритуалов обских угров (Е. А. Пивнева).
Персонально для меня открытием было участие в нашей секции говорящего на родном языке молодого селькупа А. С. Кулиша, занимающегося культурой своего народа (А. А. Ким).
Приятно было отметить, что в аудитории на нашей секции оказались люди, знающие оленеводство изнутри и хорошо понимающие друг друга, когда речь заходила о его проблемах. Были участники из числа представителей коренных народов. В результате сложилась достаточно полная картина, отразившая разнообразие традиционного оленеводства, рельефно выявились региональные особенности его современного положения как там, где оно относительно устойчиво, так и там, где имеются риски его деградации и исчезновения (В. Н. Давыдов. К. Б. Клоков, В. Н. Давыдов, К. В. Истомин).
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И ОТЗЫВЫ
Некоторые изобретения организаторов приятно поразили участников. Всем пришелся по душе «Книжный потлач» (бесплатная ярмарка-раздача книг), сопровождаемый презентациями книг и журналов. Каждый желающий мог взять интересующие его книги и журналы в неограниченном объеме «для личного пользования или в библиотеки научных учреждений» (М. С.-Г. Албогачиева). «Книжный потлач, презентации книг и журналов, встреча с молодыми учеными — разные грани
конгресса, позволившие выйти за обычные рамки выступления с докладом на "своей" секции и посещением еще ряда секций» (С. Н. Корусенко).
Книги, журналы, в целом публикации — неотъемлемая часть нашей научной жизни. Однако и в ней происходят перемены, влекущие за собой «поправки на ветер». В этом году мы отказались от публикации сборника тезисов, отчасти из-за дефицита времени и сил (напомним, что на подготовку конгресса у нас был всего год), отчасти при виде преображающейся на наших глазах системы научной коммуникации и информации. Четверть века назад тезисы докладов еще могли сойти за научную публикацию, сегодня таковой считается если не книга или статья в академическом журнале, то хотя бы обстоятельная публикация в сборнике с надлежащими библиографическими реквизитами. Функцию информационной матрицы, демонстрирующей научное (тематическое, методическое, профильное) содержание представленных на КАЭР докладов, выполняет программа, включающая указания на тему, авторство, аффилиацию и даже гранты. Мы слышали о «технологиях», которые позволяют некоторым деятелям науки использовать тезисы в 200 слов для отчетов по грантам и госзаданиям, выкладывать их в РИНЦ и накручивать ци-тируемость таких «публикаций», но мы решили не поощрять этого рода «технологии». Электронная публикация тезисов на сайте конгресса, на наш взгляд, возможна и по-своему полезна, однако мы физические не успели ее выполнить (включая редакторскую работу, обратную связь с авторами и др.) из-за недостатка времени. При этом можно отметить положительный эффект отсутствия такой публикации: многие руководители секций взялись сами организовывать тематические подборки и публикацию статей-докладов в профильных журналах (кстати, приглашаем присылать такие подборки и отдельные статьи в наши журналы «Этнография» и «Кунсткамера»).
Среди основных итогов работы секции можно назвать подготовку заявки на публикацию подборки статей в журнале «Этнографическое обозрение», в которую войдут пять статей представленных на секции авторов (С. С. Алымов).
До начала следующего конгресса в 2025 г. мы с соруководителем секции С. Рагозиной планируем осуществить издание специального выпуска в одном из журналов, который включит в себя лучшие статьи участников секции (З. Р. Хабибуллина).
Было принято решение опубликовать совместным блоком статей доклады участников секции. Общий обзор предложено сделать руководителям в «Этнографии», а прочие — в журнале «ABYSS (вопросы философии, политологии и социальной антропологии» (Д. С. Ермолин, А. А. Пригарин).
Общие впечатления о конгрессе положительные, хотя не обошлось без справедливых замечаний относительно частных сбоев и неполадок. Ниже приведены отзывы о прошедшем конгрессе руководителей секций, которых мы сердечно благодарим за профессиональную работу и поздравляем с совместным успехом.
XV Конгресс антропологов и этнологов России организован на высшем уровне с применением новых инструментов: отдельный сайт с системой подачи заявок и их отбора со стороны руководителей секций, оргвзнос. Благодаря этому повысился уровень информированности по сравнению с другими конгрессами. Только очный формат участия в конгрессе способствовал тому, что большинство докладчиков выступили с докладами (на нашей секции из 29 докладов заслушано 26). Спасибо большое организаторам за то, как была выстроена работа секций и круглых столов (в количестве 62!!!) (С. Н. Корусенко).
Общие впечатления о конгрессе у меня самые замечательные, он дает возможность живого общения, переводя научный поиск в человеческое измерение, ощущение причастности к общему исследовательскому полю в качестве одного из его полноправных участников. Уровень докладов по-прежнему высок, в том числе у молодых исследователей (Т. К. Салбиев).
В частных отзывах в соцсетях я уже отмечала отличную организационную работу по подготовке и проведению конгресса, некоторые формы работы были новы и интересны (система регистрации, отбора заявок и т. д.), опыт подготовки этого конгресса стоит использовать и при проведении последующих. В целом я положительно оцениваю работу конгресса и благодарю вас и в вашем лице оргкомитет за отличную работу (Е. А. Ягафова).
Конгресс 2023 года стал одним из наиболее интересных в научном и коммуникационном плане. Информационное обеспечение можно признать наиболее подготовленным из конгрессов последнего периода. Мне удалось побывать, кроме своей, еще на двух секциях и одном круглом столе, и доклады на этих секциях и круглом столе, а также дискуссии показывают, что уровень докладов стал выше и доклады стали более интересные. Кроме того, докладчики широко используют не только фото- и графический материал, но аудио- и видеоматериалы, и такие доклады интереснее слушать и смотреть. И хотелось отметить еще приятный бонус — это футболка с эмблемой КАЭР, которая была в раздаточном пакете участников конгресса. Первый раз такой сюрприз ожидал участников конгресса в Екатеринбурге в 2015 г. Приятно, что эту традицию подхватил Санкт-Петербург (С. И. Аккиева).
В целом у меня хорошие впечатления о конгрессе. Хотелось бы, чтобы в будущем организаторы учли общие правила для всех секций. Это касается как количества докладов на одной секции, так и технических вопросов (наличие технического персонала для всех секций, забота о выступающих во всех секциях, к примеру наличие питьевой воды и т. д.) (Т. С. Каландаров).
Общее впечатление довольно благоприятное, хотя и заметно отсутствие участия зарубежных ученых. Мы считаем, что исключение онлайн-выступлений из работы КАЭР негативно сказалось на его уровне. Хотелось бы пожелать организаторам в дальнейшем включать в программу следующих КАЭР и онлайн-доклады (Е. Э. Носенко-Штейн).
Мы, в свою очередь, благодарим наших соорганизаторов, прежде всего коллег из СПбГУ, которые приняли на своих площадках более 800 антропологов и этнографов со всей России и из стран зарубежья, а также ААЭР, ИЭА РАН за всестороннюю поддержку и деятельное участие. Отдельной признательности заслуживает коллектив МАЭ РАН, который взвалил на себя огромную ответственность и невероятный объем работы по подготовке и проведению КАЭР Организация таких мероприятий сплачивает коллектив, учит работать в команде и проверяет каждого на прочность и надежность.
Конгресс общероссийского уровня — не только ключевое академическое мероприятие, представляющее научной общественности последние достижения и направления исследований в области отечественной и мировой антропологии и этнологии. По существу, КАЭР служит лабораторией-форумом для решения важных задач современности, к числу которых относятся сохранение межнационального согласия, популяризация историко-культурного наследия народов России и мира, презентация опыта ученых в части мониторинга и изучения межкультурного и межэтнического взаимодействия. Конгресс антропологов и этнологов России имеет большую значимость для обеспечения стабильности и согласия в многонародной России, для изучения и популяризации этнокультурного достояния всех населяющих ее народов. Академическому сообществу и общественности важно осмысление не только российского, но и всемирного опыта этнокультурного развития, позиционирования этничности, утверждения человеческого достоинства, каналов и форм обращения академического знания (научного оборота) в коммуникативной системе «наука — общество».
* * *
Конгресс антропологов и этнологов — настолько же итог, насколько и пролог: через два года в Перми он возобновится под порядковым номером XVI, поэтому в конце нашего обзора правильнее ставить многоточие, а не подводить черту. Так и получается: наш рассказ продолжает статья
наших коллег Е. Ф. Фурсовой и М. В. Васехи, а за ней последуют в этом же журнале или иных изданиях размышления других специалистов. В этом смысле конгресс работает как мотор или как сердце, задавая импульсы жизнедеятельности отечественной антропологии и этнологии. Хотелось бы пожелать нашей Ассоциации настроить свою работу так, чтобы между конгрессами-акциями продолжался конгресс-процесс. У слова congressus два значения — собрание и общение, и оба, особенно в условиях киберреволюции, вполне приемлемы как ритмы повседневности для нашего профессионального сообщества.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Бабенкова Н. А. Конгресс антропологов и этнологов России в цифрах (по материалам сборников) // Сибирские исторические исследования. 2018. № 1. С. 42-62.
Головнёв А. В. Киберскорость // Этнография. 2020. № 3 (9). С. 6-32.
Головнёв А. В. Новая этнография Севера // Этнография. 2021. № 1 (11). С. 6-24.
Головнёв А. В., Белоруссова С. Ю., Киссер Т. С. Виртуальная этничность и киберэтнография. СПб.: МАЭ РАН, 2021.
Лукина Н. В. Наука как форма общественного развития северных этносов. Томск: ТГУ, 2002.
REFERENCES
Babenkova N. A. Kongress antropologov i etnologov Rossii v cifrax (po materialam sbornikov) [Congress of Anthropologists and Ethnologists of Russia]. Siberian Historical Research, 2018, no. 1, pp. 42-62. (In Russian)
Golovnev A. V. Kiberskorost' [Kiberspeed]. Etnografiia, 2020, no. 3 (9), pp. 6-32. (In Russian)
Golovnev A. V. Novaia Etnografiia Severa [New Ethnography of the North]. Etnografiia, 2021, no. 1 (11), pp. 6-24. (In Russian)
Golovnev A. V., Belorussova S. Yu., Kisser T. S. Virtual'naia etnichnost' i kiberetnografiia [Virtual Ethnicity and Ethnography]. St. Petersburg: MAE RAS Publ., 2021. (In Russian)
Lukina N. V. Nauka kak forma obshhestvennogo razvitiia severnykh etnosov [Science as a Form of Social Development of Northern Ethnic Groups]. Tomsk: TGU, 2002. (In Russian)
Submitted: Accepted: Published:
18.09.2023 22.09.2023 10.10.2023
Конгресс
Рис. 1. В. А. Тишков, Д. Хун, А. В. Головнёв, Н. Н. Крадин, Т. Б. Смирнова (слева направо) на пленарном заседании. XV Конгресс антропологов и этнологов России. Думский зал, Таврический дворец.
Фото А. Н. Копанева
Fig. 1. V. A. Tishkov, D. Hun, A. V. Golovnev, N. A. Kradin, T. B. Smirnova (from left to right) at the plenary session. 15th Congress of Anthropologists and Ethnologists of Russia. Duma Hall. Tauride Palace.
Photo by A. N. Kopanev
Рис. 2. Открытие XV Конгресса антропологов и этнологов России. Думский зал, Таврический дворец.
Фото А. Н. Копанева
Fig. 2. Opening of the 15th Congress of Anthropologists and Ethnologists of Russia. Duma Hall. Tauride Palace.
Photo by A. N. Kopanev
Рис. 3. А. В. Головнёв на пленарном заседании. XV Конгресс антропологов и этнологов России.
Думский зал, Таврический дворец. Фото А. Н. Копанева Fig. 3. A. V. Golovnev in plenary session. 15th Congress of Anthropologists and Ethnologists of Russia. Duma Hall. Tavrichesky Palace. Photo by A. N. Kopanev
Рис. 4. Абазинская диаспора на пленарном заседании. Фото А. Н. Копанева Fig. 4. Abazinian diaspora in plenary session. Photo by A. N. Kopanev
Рис. 5. На заседании секции «Антропология питания как мегадисциплина: поле, язык и архив» (руководители О. Д. Фаис-Леутская, А. А. Новик). Фото А. Н. Копанева Fig. 5. At the meeting of section "Anthropology of Nutrition as a Mega-Discipline: Field, Language, and Archive".
Photo by A. N. Kopanev
Рис. 6. На заседании секции «Междисциплинарность в этнологии: достижения и перспективы. К 100-летию профессора Г. Е. Маркова» (руководители О. Е. Казьмина, Н. В. Аникин, Т. Д. Соловей).
Фото А. Н. Копанева
Fig. 6. At the meeting of section "Interdisciplinarity in Ethnology: Achievements and Prospects. To the 100th Anniversary of Professor G. E. Markov". Photo by A. N. Kopanev
Рис. 7. Д. С. Ермолин на презентации книг и журналов. Фото С. Б. Шапиро Fig. 7. D. S. Ermolin at the presentation of journals and books. Photo by S. B. Shapiro
Рис. 8. «Книжный потлач». XV Конгресс антропологов и этнологов России. Думский зал, Таврический дворец. Фото А. Н. Копанева Fig. 8. "Book potlach". 15th Congress of Anthropologists and Ethnologists of Russia.
Photo by A. N. Kopanev
Рис. 9. Выступление А. В. Головнёва. Съезд Ассоциации антропологов и этнологов России.
Фото С. Б. Шапиро
Fig. 9. A. V. Golovnev's speech. Photo by S. B. Shapiro
Рис. 10. Съезд Ассоциации антропологов и этнологов России. Фото А. Н. Копанева Fig. 10. The meeting of the Association of Anthropologists and Ethnologists of Russia. Photo by A. N. Kopanev