Специальное образование. 2023. № 1 (69). Special Education. 2023. No 1 (69).
УДК 612.821:376.37
ББК Ч457.0+Е706.991.7 ГСНТИ 14.29.01;
Елизавета Иосифовна Гальперина1'2^
X ВСЕРОССИЙСКАЯ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ЦЕНТРАЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ РЕЧИ»
ИМЕНИ ПРОФ. Н. Н. ТРАУГОТТ
1 Институт эволюционной физиологии и биохимии имени И. М. Сеченова РАН, Санкт-Петербург, Россия, galperina-e@ yandex.ru, https://orcid.org/0000-0003-2494-0761
2 Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет Минздрава России, Санкт-Петербург, Россия
Аннотация. В материале подводятся итоги проходившей 24-26 октября 2022 г. в Санкт-Петербурге X Всероссийской (с международным участием) научной конференции «Центральные механизмы речи» имени проф. Н. Н. Трауготт. В этом мероприятии приняло участие более 1000 человек, из них около 500 очно. Было организовано 15 симпозиумов по различным тематикам, выступило 179 докладчиков с устными и стендовыми докладами, прочитано 12 пленарных лекций. Обсуждались проблемы раннего речевого развития, письменной речи, билингвизма, асси-стивных технологий при нарушениях коммуникации, проблемы онлайн© Гальперина Е. И., 2023
DOI 10.26170/1999-6993_2023_01_12 14.01.13 Код ВАК5.8.3; 5.8.1
Elizaveta I. Gal'perina 12н
TENTH ALL-RUSSIAN SCIENTIFIC-PRACTICAL CONFERENCE WITH INTERNATIONAL PARTICIPATION "CENTRAL
SPEECH MECHANISMS" DEDICATED TO PROFESSOR N.N. TRAUGOTT
1 Sechenov Institute of Evolutionary Physiology and Biochemistry of the Russian Academy of Sciences, Saint Petersburg, Russia, [email protected], https://orcid.org/ 0000-0003-2494-0761
2 St. Petersburg State Pediatric Medical University of the Ministry of Health of Russia, Saint Petersburg, Russia
Abstract. The article summarizes the results of the X All-Russian (with international participation) scientific conference "Central Speech Mechanisms" dedicated to Prof. N. N. Traugott, held on October 24-26, 2022 in St. Petersburg. More than 1,000 people took part in this event; about 500 of them were full-time participants. 15 symposiums on various topics were organized, 179 speakers made oral and poster presentations, and 12 plenary lectures were delivered. The problems of early speech development, writing, bilingualism, assistive technologies for students with communication disorders, problems of online learning, speech disorders in comorbid pathology, and focal brain lesions were
обучения, нарушений речи при ко-морбидной патологии, очаговых поражениях мозга. Был проведен круглый стол по проблеме дифференциальной диагностики речевых нарушений в детском возрасте. Тезисы докладов опубликованы в сборнике материалов конференции, часть тем подробнее раскрыта в статьях данного номера, а также в ряде статей журнала «Физиология человека». Приводятся предложения участников конференции: содействовать организации совместных фундаментальных мультидисциплинарных исследований в области становления устной речи у детей, а также механизмов формирования навыков чтения и понимания текстов; включить в образовательный стандарт формирование навыков работы не только с бумажными, но и с электронными текстами; инициировать проекты комплексных мультидисциплинарных исследований основных клинических форм недоразвития речи у детей с участием неврологов, психиатров и клинических психологов, а также другие.
Ключевые слова: механизмы речи, центральная нервная система, билингвизм, расстройства аутистиче-ского спектра, ассистивные технологии, дифференциальная диагностика, логопедия, нарушения речи, дети с нарушениями речи, речевые нарушеня, научно-практические конференции.
Информация об авторах: Гальперина Елизавета Иосифона, кандидат биологических наук, ФГБУН «ИЭФБ РАН»; адрес: 194223, Россия, г. Санкт-Петербург, пр-т Тореза, д. 44; старший научный сотрудник, ФГБОУ ВО «СПбГПМУ» Минздрава России; адрес: 194100, Россия, Санкт-Петербург, ул. Литовская, д. 2.
discussed. A round table discussion was held on the problem of differential diagnostics of speech disorders in childhood. The abstracts of the reports are published in the conference proceedings, some of the topics are layed out in more detail in the articles of this issue, as well as in a number of articles of the journal "Human Physiology". The conference participants have expressed the following suggestions: to promote the organization of joint fundamental multidisci-plinary research in the field of oral speech formation in children, as well as mechanisms of the formation of reading and comprehension skills; to include in the educational standard the formation of skills not only with printed, but also with electronic texts; to initiate projects of complex multidisciplinary studies of the main clinical forms of speech under-development in children with the participation of neurologists, psychiatrists and clinical psychologists, as well as to take other urgent measures.
Keywords: speech mechanisms, central nervous system, bilingualism, autism spectrum disorders, assistive technologies, differential diagnostics, logo-pedics, speech disorders, children with speech disorders, disorders of speech, scientific-practical conferences.
Author's information: Gal'perina Elizaveta Iosifona, Sechenov Institute of Evolutionary Physiology and Biochemistry of the Russian Academy of Sciences, Saint Petersburg, Russia; Chief Researcher, St. Petersburg State Pedi-atric Medical University of the Ministry of Health of Russia, Saint Petersburg, Russia.
Для цитирования: Гальперина, Е. И. X Всероссийская с международным участием научно-практическая конференция «Центральные механизмы речи» имени проф. Н. Н. Трауготт / Е. И. Гальперина. — Текст : непосредственный // Специальное образование. — 2023. — № 1 (69). — С. 137-147. — Э01 10.26170/1999-6993_ 2023_01_12.
24-26 октября 2022 г. в Санкт-Петербурге прошла юбилейная X Всероссийская (с международным участием) научная конференция «Центральные механизмы речи» имени проф. Н. Н. Трауготт. Конференция была организована Институтом эволюционной физиологии и биохимии им. И. М. Сеченова Российской академии наук, ЧОУ ДПО «Логопед-Профи» и Российским государственным педагогическим университетом им. А. И. Герцена. Конференция имеет долгую историю, ей уже 30 лет, и она была изначально задумана и организована профессором Наталией Николаевной Трауготт как площадка для междисциплинарного обсуждения проблем организации речи. Работы проф. Н. Н. Трауготт в области исследования сенсорной и моторной алалии, алексии, теоретического обоснования терапии этих заболеваний по праву относятся к золотому стандарту исследований в данной области. Будучи одновременно и практиком, и одним из ведущих в стране ученых, Наталья Николаевна понимала, как важно, чтобы фунда-
For citation: Gal'perina, E. I. (2023). Tenth All-Russian Scientific-practical Conference with International Participation "Central Speech Mechanisms" Dedicated to Professor N.N. Traugott. Special Education, 1(69), pp. 137-147. (In Russ.). DOI: 10.26170/19996993 2023 01 12.
ментальные научные задачи шли от практики, а новейшие научные открытия эффективно бы внедрялись в практическую работу логопеда, педагога, врача. Тесное взаимодействие с логопедами при решении клинических задач и критический анализ результатов лечения вели к поиску новых приемов и методов восстановления нарушенных речевых функций.
2022 г. был не случайно выбран для проведения X конференции, он был «урожайным» на юбилеи. В этом году праздновалось 140-летие академика Л. А. Орбели, основателя Института эволюционной физиологии и биохимии им. И. М. Сеченова, где Н. Н. Трауготт заведовала лабораторией патологии высшей нервной деятельности. Также в 2022-м праздновался 110-летний юбилей А. Р. Лурия, классика нейропсихологии, с которым Н. Н. Трауготт также сотрудничала и считала себя его ученицей. В этом же году должен был праздноваться еще один юбилей — 90-летие проф. Александра Николаевича Шеповаль-никова, врача, исследователя, ведущего в стране специалиста
по физиологии ребенка, он стоял у истоков данной конференции и, после смерти Натальи Николаевны, бессменно возглавлял Оргкомитет конференции. К сожалению, А. Н. Шеповальников покинул нас в 2021 г., его памяти была посвящена секция психофизиологии речи на прошедшей конференции.
В прошедшей конференции «Центральные механизмы речи» приняло участие более 1000 человек, из них около 500 очно. Было организовано 15 симпозиумов по различным тематикам, выступило 179 докладчиков с устными и стендовыми докладами, проведено 12 пленарных лекций. На конференции обсуждались проблемы раннего речевого развития, письменной речи, билингвизма, ассистивных технологий при нарушениях коммуникации, проблемы онлайн-обучения, нарушений речи при коморбид-ной патологии, очаговых поражениях мозга. В рамках конференции был проведен круглый стол по проблеме дифференциальной диагностики речевых нарушений в детском возрасте.
Глубокие вопросы, затрагивающие широкий спектр проблем и нашедшие отклик у специалистов разных профилей, были затронуты в пленарных лекциях. В лекции член-корр. РАО, проф. Т. В. Черниговской «Язык и мозг: смыслы или схемы?» были по-
ставлены кардинальные философские вопросы, связанные не только с изучением мозгового обеспечения языка, но и с обсуждением подходов к изучению когнитивных функций и их «обслуживанию» мозгом. Сложностям формирования навыка чтения и понимания прочитанного, явлению функциональной безграмотности и ее истокам, нарушениям чтения и их биологическим предпосылкам были посвящены лекции акад. РАО, проф. М. М. Безруких, проф. Е. Л. Гри-горенко и проф. А. Н. Корнева. Проф. МГУ В. А. Дубынин рассказал о новейших исследованиях в области генетики речевых расстройств, а роль проводящих путей мозга для обеспечения языковых функций в норме и их особенностях при патологии раскрыла д-р филол. наук О. В. Драгой. Особенное внимание на конференции было уделено развитию речевых функций в онтогенезе. Проф. А. Б. Пальчик рассказывал об энцефалопатии недоношенных детей — это заболевание может быть источником последующих нарушений ребенка, в том числе и речевых; член-корр. РАО, проф. Р. И. Мачинская рассказала о формировании управляющих функций мозга у дошкольников и младших школьников; проф. Ю. Ю. Штыров осветил вопросы вербального научения у детей с точки зрения нейрофизиологии и нейромоду-
ляционного воздействия. Отдельная лекция была посвящена памяти проф. Н. Н. Трауготт — ее подготовила ученица Трауготт, бессменный организатор конференции М. Г. Храковская.
Темы некоторых пленарных докладов получили развитие на секциях. Так, лекция проф. О. С. Орловой была посвящена стратегическим направлениям междисциплинарного развития логопедии. Эти вопросы также рассматривались и на секции под председательством проф. Т. Б. Филичевой и Т. В. Тумановой, организованной Союзом дефектологов России. В докладе д-ра филол. наук Ю. В. Норманской и на секции, посвященной проблемам билингвизма, рассматривались особенности речи билингвов и их обучение с помощью современных компьютерных технологий. Вопросы, затронутые в лекциях проф. М. М. Безруких, Е. Л. Григо-ренко и А. Н. Корнева, подробно обсуждались в секции «Письменная речь в норме и патологии».
На секционных заседаниях также рассматривались вопросы механизмов коммуникации с помощью ассистивных технологий, коморбидной патологии при речевых расстройствах, подходы при онлайн-обучении, особенности речи при психопатологиях и при РАС, нарушения раннего речевого развития и развития дошкольников, вопросы психо-
физиологии мозговых основ вербального творчества. На заседании круглого стола обсуждались проблемы дифференциальной диагностики речевых нарушений у детей. С докладами и предложениями выступили д-р пед. наук Ю. О. Филатова, д-р пед. наук Л. В. Лопатина, д-р психол. наук А. Н. Корнев, д-р мед. наук С. В. Гре-чаный.
Обсуждаемые на конференции проблемы рассматривались не только с точки зрения фундаментальной науки, но и под углом трансляции результатов этих исследований в практику. Специальное внимание было уделено медицинским аспектам заболеваний, сопутствующих речевым нарушениям, а именно очаговым поражениям мозга у взрослых, психопатологии, нарушениям слуха, дисфагиям и др. Были также подняты вопросы юридических обоснований обучения детей с ОВЗ, с дислексией, с РАС и др., а также пути устранения барьеров в сотрудничестве исследователей и практиков. Тезисы докладов опубликованы в сборнике материалов конференции, часть тем подробнее раскрыта в статьях данного номера, а также в ряде статей журнала «Физиология человека».
По итогам дискуссий, прошедших во время работы конференции, участники конференции предложили:
1. Провести следующую XI Всероссийскую с международным участием научно-практическую конференции «Центральные механизмы речи» имени проф. Н. Н. Трауготт в 2024 г.
2. Оказывать содействие членам профессионального сообщества в организации совместных фундаментальных мультидисципли-нарных исследований в области становления устной речи у детей, а также механизмов формирования навыков чтения и понимания текстов. Практическим результатом таких фундаментальных исследований должны стать разработки современных методик работы педагогов различных специальностей.
3. Разработать мероприятия по обмену опытом в области внедрения доказательных практик коррек-ционно-восстановительного обучения, поскольку такие практики являются необходимым условием развития системы реабилитации и абилитации лиц с речевыми нарушениями. Это необходимо как для формирования в России культуры психодиагностики, так и для накопления новых данных о патогенезе расстройств речи, для создания масштабируемых коррекционных практик.
4. Регулярно проводить курсы повышения квалификации по актуальным вопросам речевой патологии у детей для неврологов и психологов педиатрической сети.
5. Следует констатировать разрыв между методологией обучения чтению и литературе в школах РФ и современными научными моделями понимания текста. Встает острая необходимость реформирования, а затем регулярной актуализации методологической основы образовательных программ по чтению, литературе, окружающему миру и иностранным языкам с опорой на научно обоснованные психологические, психолингвистические и психофизиологические закономерности развития детей и подростков. В связи с этим предлагается:
• в методологии обучения навыкам понимания текстов при чтении перенести акцент на формирование у детей оптимальных стратегий обработки текстов разной жанровой и типологической принадлежности (художественные, научные, описательные и повествовательные и т. п.);
• включить в образовательный стандарт формирование навыков работы не только с бумажными, но и с электронными текстами;
• разработать и ввести в оценку школьных образовательных программ РФ критерии читабельности текста, основанные на лингвистических параметрах; с этой целью необходимо
создать и внедрить общедоступные инструменты рубрикации учебных и художественных текстов по степени их читабельности, с использованием существующих лингвистических индексов; в планировании образовательного процесса необходимо использовать ранжирование текстов с учетом возраста и достижений ребенка; • внедрить текстологическую экспертизу учебников как обязательную при грифо-вании учебных пособий.
6. С учетом распространенности би- и мультилингвизма в РФ необходимо актуализировать методические рекомендации и критерии оценки образовательных программ, а также системы оценивания усвоения образовательных программ детьми-билингвами. Ресурсом для объединения данных корпусов по разным языкам, на основе которых можно разрабатывать обучающие стратегии и методический материал для работы по развитию языка и речи у детей-билингвов, в том числе с ОВЗ, нарушениями зрения, слуха и другими, можно рассматривать платформу «ЛингвоДок».
7. Необходимо разработать стандартизированные методики для исследования речи у детей с РАС, а также рекомендации по проведению диагностических процедур
с детьми, предназначенных для широкого круга специалистов.
8. Инициировать проекты комплексных мультидисциплинар-ных исследований основных клинических форм недоразвития речи у детей с участием неврологов, психиатров и клинических психологов под руководством ведущих научно-исследовательских учреждений РФ.
9. С целью оптимизации и унификации диагностического процесса целесообразно регулярно проводить диагностические семинары (региональные и всероссийские) на базе ведущих университетов и НИИ.
10. Предложить Минобрнауки учредить гранты для финансирования переводных изданий мировой профессиональной литературы (руководств, монографий) по актуальным вопросам речевой патологии и методов оказания помощи детям.
11. Обсудить ход реализации пунктов намеченной программы на конференции 2024 года.
12. Поручить Оргкомитету конференции направить в Министерство науки и высшего образования, Министерство просвещения данную Резолюцию как отчет о работе научно-практической конференции и консолидированное мнение специалистов, специализирующихся в области речи — психофизиологов, нейробиологов, нейролингвистов, педиатров, ло-
гопедов, нейропсихологов, социальных работников, неврологов, психиатров, педагогов, фониат-ров и др.
Литература
1. X Всероссийская (с международным участием) научно-практическая конференция «Центральные механизмы речи» им. проф. Н. Н. Трауготт : сборник материалов / под общ. ред. Е. И. Гальпериной. — Санкт-Петербург : Изд-во ВВМ, 2022. — 164 с. — ISBN 978-5-9651-1435-1.
2. Белякова, Л. И. Речевые расстройства при органическом поражении мозга у детей / Л. И. Белякова, Ю. О. Филатова, Н. Н. Волоскова. — Текст : непосредственный // X Всероссийская (с международным участием) научно-практическая конференция «Центральные механизмы речи» им. проф. Н. Н. Трауготт. — Санкт-Петербург : Изд-во ВВМ, 2022. — С. 16.
3. Белякова, Л. И. Роль дыхания в структуре речевого расстройства у детей с заиканием / Л. И. Белякова, Ю. О. Филатова. — Текст : непосредственный // X Всероссийская (с международным участием) научно-практическая конференция «Центральные механизмы речи» им. проф. Н. Н. Трауготт. — Санкт-Петербург : Изд-во ВВМ, 2022. — С. 15.
4. Вишонкина, А. А. Сформированность персонального и вымышленного наррати-ва у детей 4-6 лет с первичным тотальным недоразвитием речи: лонгитюдное исследование / А. А. Вишонкина, А. Н. Кор-нев, И. Балчюниене. — Текст : непосредственный // X Всероссийская (с международным участием) научно-практическая конференция «Центральные механизмы речи» им. проф. Н. Н. Трауготт. — Санкт-Петербург : Изд-во ВВМ, 2022. — С. 25.
5. Гальперина, Е. И. ЭЭГ-корреляты формирования оперативных единиц чтения у детей 8-10 лет: ранние компоненты ССП / Е. И. Гальперина, О. В. Кручинина, А. Н. Кор-нев. — Текст : непосредственный // X Всероссийская (с международным участием) научно-практическая конференция «Цен-
тральные механизмы речи» им. проф. Н. Н. Трауготт : сборник материалов / под общ. ред. Е. И. Гальпериной. — Санкт-Петербург : Изд-во ВВМ, 2022. — С. 29.
6. Гнедых, Д. С. Роль правополушарно-го гомолога зоны Брока в усвоении абстрактной и конкретной семантики: данные транскраниальной электрической стимуляции / Д. С. Гнедых, Д. М. Цветова, Н. А. Мкртычян, Е. Д. Благовещенский, С. Н. Костромина, Ю. Ю. Штыров. — Текст : непосредственный // X Всероссийская (с международным участием) научно-практическая конференция «Центральные механизмы речи» им. проф. Н. Н. Трау-готт. — Санкт-Петербург : Изд-во ВВМ, 2022. — С. 32.
7. Гречаный, С. В. Расстройство речевого развития: клинико-психопатологиче-ские аспекты / С. В. Гречаный. — Текст : непосредственный // X Всероссийская (с международным участием) научно-практическая конференция «Центральные механизмы речи» им. проф. Н. Н. Трау-готт. — Санкт-Петербург : Изд-во ВВМ, 2022. — С. 33.
8. Дубынин, В. А. Нейрофизиология речи: фМРТ и гены / В. А. Дубынин. — Текст : непосредственный // X Всероссийская (с международным участием) научно-практическая конференция «Центральные механизмы речи» им. проф. Н. Н. Трау-готт. — Санкт-Петербург : Изд-во ВВМ, 2022. — С. 41.
9. Корнев, А. Н. Дифференциальная диагностика моторной алалии: история и современность / А. Н. Корнев. — Текст : непосредственный // X Всероссийская (с международным участием) научно-практическая конференция «Центральные механизмы речи» им. проф. Н. Н. Трау-готт. — Санкт-Петербург : Изд-во ВВМ, 2022. — С. 70.
10. Корнев, А. Н. Нейропсихологическое исследование слухоречевой памяти у детей 6-9 лет / А. А. Корнеев, Т. В. Аху-тина, Е. Ю. Матвеева. — Текст : непосредственный // X Всероссийская (с международным участием) научно-практическая конференция «Центральные меха-
низмы речи» им. проф. Н. Н. Трауготт. — Санкт-Петербург : Изд-во ВВМ, 2022. — С. 72.
11. Ляксо, Е. Е. Использование междисциплинарного кросс-культурного подхода для оценки речевого и эмоционального развития детей с РАС / Е. Е. Ляксо, О. В. Фролова, А. С. Григорьев, С. В. Гречаный, А. Ю. Матвеев, Ю. О. Филатова , N. Ruban, A. M. Me-kala, K. V. Arulalan. — Текст : непосредственный // X Всероссийская (с международным участием) научно-практическая конференция «Центральные механизмы речи» им. проф. Н. Н. Трауготт. — Санкт-Петербург : Изд-во ВВМ, 2022. — С. 89.
12. Никитина, Е. Ю. Место ассистивных технологий в речеязыковом развитии детей с нарушенным слухом / Е. Ю. Никитина. — Текст : непосредственный // X Всероссийская (с международным участием) научно-практическая конференция «Центральные механизмы речи» им. проф. Н. Н. Трауготт. — Санкт-Петербург : Изд-во ВВМ, 2022. — С. 105.
13. Пальчик, А. Б. Энцефалопатия недоношенных детей: новый взгляд на истоки поведенческих и когнитивных расстройств / А. Б. Пальчик. — Текст : непосредственный // X Всероссийская (с международным участием) научно-практическая конференция «Центральные механизмы речи» им. проф. Н. Н. Трауготт. — Санкт-Петербург : Изд-во ВВМ, 2022. — С. 118.
14. Туманова, Т. В. Развитие мышления и речевой коммуникации детей в процессе инновационного конструирования «Учим логике легко!»: в помощь педагогу, логопеду, родителям / Т. В. Туманова, К. И. Туманов. — Текст : непосредственный // X Всероссийская (с международным участием) научно-практическая конференция «Центральные механизмы речи» им. проф. Н. Н. Трауготт. — Санкт-Петербург : Изд-во ВВМ, 2022. — С. 149.
15. Филичева, Т. Б. Персонализированный подход в логопедической работе при общем недоразвитии речи / Т. Б. Филиче-ва. — Текст : непосредственный // X Всероссийская (с международным участием)
научно-практическая конференция «Центральные механизмы речи» им. проф. Н. Н. Трауготт. — Санкт-Петербург : Изд-во ВВМ, 2022. — С. 150.
References
1. Gal'perina, E. I. (2022). X Vserossiy-skaya (s mezhdunarodnym uchastiem) nauchno-prakticheskaya konferentsiya «Tsen-tral'nye mekhanizmy rechi» im. prof. N. N. Traugott [X All-Russian (with international participation) scientific and practical conference "Central mechanisms of speech" named after. prof. N. N. Traugott] [collection of materials]. St. Petersburg: Izd-vo VVM, 164 p. ISBN 978-5-9651-1435-1. (In Russ.)
2. Belyakova, L. I., Filatova, Yu. O., & Voloskova, N. N. (2022). Rechevye ras-stroystva pri organicheskom porazhenii mozga u detey [Speech disorders in organic brain damage in children]. In E. I. Gal'perina (Ed.), X Vserossiyskaya (s mezhdunarodnym uchastiem) nauchno-prakticheskaya konfe-rentsiya «Tsentral'nye mekhanizmy rechi» im. prof. N. N. Traugott (Collection of materials, p. 16). St. Petersburg: Izd-vo VVM. (In Russ.)
3. Belyakova, L. I., & Filatova, Yu. O. (2022). Rol' dykhaniya v strukture rechevogo rasstroystva u detey s zaikaniem [The role of breathing in the structure of speech disorders in children with stuttering]. In E. I. Gal'pe-rina (Ed.), X Vserossiyskaya (s mezhduna-rodnym uchastiem) nauchno-prakticheskaya konferentsiya «Tsentral'nye mekhanizmy rechi» im. prof. N. N. Traugott (Collection of materials, p. 15). St. Petersburg: Izd-vo VVM. (In Russ.)
4. Vishonkina, A. A., Kornev, A. N., & Balchyuniene, I. (2022). Sformirovannost' personal'nogo i vymyshlennogo narrativa u detey 4-6 let s pervichnym total'nym nedo-razvitiem rechi: longityudnoe issledovanie [Formation of personal and fictitious narrative in children aged 4-6 years with primary total speech underdevelopment: a longitudinal study]. In E. I. Gal'perina (Ed.), X Vse-rossiyskaya (s mezhdunarodnym uchastiem) nauchno-prakticheskaya konferentsiya «Tsen-tral'nye mekhanizmy rechi» im. prof. N. N. Traugott (Collection of materials,
p. 25). St. Petersburg: Izd-vo VVM. (In Russ.).
5. Gal'perina, E. I., Kruchinina, O. V., & Kor-nev, A. N. (2022). EEG-korrelyaty formiro-vaniya operativnykh edinits chteniya u detey 8-10 let: rannie komponenty SSP [EEG-correlates of the formation of operational reading units in children aged 8-10 years: early components of the SRP]. In E. I. Gal'perina (Ed.), X Vserossiyskaya (s mezhduna-rodnym uchastiem) nauchno-prakticheskaya konferentsiya «Tsentral'nye mekhanizmy rechi» im. prof. N. N. Traugott (Collection of materials, p. 29). St. Petersburg: Izd-vo VVM. (In Russ.).
6. Gnedykh, D. S., Tsvetova, D. M., Mkrtychyan, N. A., Blagoveshchenskiy, E. D., Kostromina, S. N., & Shtyrov, Yu. Yu. (2022). Rol' pravopolusharnogo gomologa zony Broka v usvoenii abstraktnoy i konkretnoy semantiki: dannye transkranial'noy elektri-cheskoy stimulyatsii [The role of the right-hemispheric homologue of Broca's area in the assimilation of abstract and concrete semantics: data from transcranial electrical stimulation]. In E. I. Gal'perina (Ed.), X Vserossiyskaya (s mezhdunarodnym uchastiem) nauchno-prakticheskaya konferentsiya «Tsentral'nye mekhanizmy rechi» im. prof. N. N. Traugott (Collection of materials, p. 32). St. Petersburg: Izd-vo VVM. (In Russ.).
7. Grechanyy, S. V. (2022). Rasstroystvo rechevogo razvitiya: kliniko-psikhopatologi-cheskie aspekty [Disorder of speech development: clinical and psychopathological aspects]. In E. I. Gal'perina (Ed.), X Vseros-siyskaya (s mezhdunarodnym uchastiem) nauchno-prakticheskaya konferentsiya «Tsen-tral'nye mekhanizmy rechi» im. prof. N. N. Traugott (Collection of materials, p. 33). St. Petersburg: Izd-vo VVM. (In Russ.).
8. Dubynin, V. A. (2022). Neyrofiziologiya rechi: fMRT i geny [Neurophysiology of speech: fMRI and genes]. In E. I. Gal'perina (Ed.), X Vserossiyskaya (s mezhdunarodnym uchastiem) nauchno-prakticheskaya konfe-rentsiya «Tsentral'nye mekhanizmy rechi» im. prof. N. N. Traugott (Collection of materials, p. 41). St. Petersburg: Izd-vo VVM. (In Russ.).
9. Kornev, A. N. (2022). Differentsial'naya diagnostika motornoy alalii: istoriya i sovre-mennost' [Differential diagnosis of motor alalia: history and modernity]. In E. I. Gal'perina (Ed.), X Vserossiyskaya (s mezhdunarodnym uchastiem) nauchno-prakticheskaya konferentsiya «Tsentral'nye mekhanizmy rechi» im. prof. N. N. Traugott (Collection of materials, p. 70). St. Petersburg: Izd-vo VVM. (In Russ.).
10. Kornev, A. N., Akhutina, T. V., & Mat-veeva, E. Yu. (2022). Neyropsikhologiche-skoe issledovanie slukhorechevoy pamyati u detey 6-9 let [Neuropsychological study of auditory-speech memory in children aged 69 years]. In E. I. Gal'perina (Ed.), X Vseros-siyskaya (s mezhdunarodnym uchastiem) nauchno-prakticheskaya konferentsiya «Tsen-tral'nye mekhanizmy rechi» im. prof. N. N. Traugott (Collection of materials, p. 72). St. Petersburg: Izd-vo VVM. (In Russ.).
11. Lyakso, E. E., Frolova, O. V., Grigor'ev, A. S., Grechanyy, S. V., Matveev, A. Yu., Filatova, Yu. O., Ruban, N., Mekala, A. M., & Arulalan, K. V. (2022). Ispol'zovanie mezhdistsiplinarnogo kross-kul'turnogo podkhoda dlya otsenki rechevogo i emotsional'nogo razvitiya detey s RAS [Using an interdisciplinary cross-cultural approach to assess the speech and emotional development of children with ASD]. In E. I. Gal'perina (Ed.), X Vserossiy-skaya (s mezhdunarodnym uchastiem) nauch-no-prakticheskaya konferentsiya «Tsentral'-nye mekhanizmy rechi» im. prof. N. N. Traugott (Collection of materials, p. 89). St. Petersburg: Izd-vo VVM. (In Russ.).
12. Nikitina, E. Yu. (2022). Mesto assistiv-nykh tekhnologiy v recheyazykovom razvitii detey s narushennym slukhom [The place of assistive technologies in the speech and language development of children with impaired hearing]. In E. I. Gal'perina (Ed.), X Vserossiyskaya (s mezhdunarodnym uchas-tiem) nauchno-prakticheskaya konferentsiya «Tsentral'nye mekhanizmy rechi» im. prof. N. N. Traugott (Collection of materials, p. 105). St. Petersburg: Izd-vo VVM. (In Russ.).
13. Pal'chik, A. B. (2022). Entsefalopatiya nedonoshennykh detey: novyy vzglyad na
146
СпецнапLное 06pa30BaHHe. 2023. № 1
istoki povedencheskikh i kognitivnykh ras-stroystv [Encephalopathy of premature babies: a new look at the origins of behavioral and cognitive disorders]. In E. I. Gal'perina (Ed.), X Vserossiyskaya (s mezhdunarodnym uchastiem) nauchno-prakticheskaya konfe-rentsiya «Tsentral'nye mekhanizmy rechi» im. prof. N. N. Traugott (Collection of materials, p. 118). St. Petersburg: Izd-vo VVM. (In Russ.).
14. Tumanova, T. V., & Tumanov, K. I. (2022). Razvitie myshleniya i rechevoy kom-munikatsii detey v protsesse innovatsionnogo konstruirovaniya «Uchim logike legko!»: v pomoshch' pedagogu, logopedu, roditelyam [The development of thinking and speech communication of children in the process of innovative design "We teach logic easily!":
To help the teacher, speech therapist, parents]. In E. I. Gal'perina (Ed.), X Vseros-siyskaya (s mezhdunarodnym uchastiem) nauchno-prakticheskaya konferentsiya «Tsentral'nye mekhanizmy rechi» im. prof. N. N. Traugott (Collection of materials, p. 149). St. Petersburg: Izd-vo VVM. (In Russ.).
15. Filicheva, T. B. (2022). Personaliziro-vannyy podkhod v logopedicheskoy rabote pri obshchem nedorazvitii rechi [Personalized approach in logopedic work with general underdevelopment of speech]. In E. I. Gal'-perina (Ed.), X Vserossiyskaya (s mezhdu-narodnym uchastiem) nauchno-praktiches-kaya konferentsiya «Tsentral'nye mekhaniz-my rechi» im. prof. N. N. Traugott (Collection of materials, p. 150). St. Petersburg: Izd-vo VVM. (In Russ.).