Научная статья на тему 'X Международная Конференция «Развитие оценочной деятельности в Российской Федерации»'

X Международная Конференция «Развитие оценочной деятельности в Российской Федерации» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
87
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «X Международная Конференция «Развитие оценочной деятельности в Российской Федерации»»

X Международная Конференция «Развитие оценочной деятельности в Российской Федерации»

г. Москва 24 июня 2002 года

Российское общество оценщиков провело Десятую Юбилейную Международную Конференцию «Развитие оценочной деятельности в Российской Федерации». Конференция проходила 24 июня 2002 года в Москве в Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации.

Активное участие в подготовке и проведении Конференции приняли представители Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Министерства имущественных отношений Российской Федерации, а также другие заинтересованные министерства и ведомства, международные и национальные организации экспертов-оценщиков и другие профессиональные организации, ведущие российские и зарубежные фирмы, а также российские и зарубежные теоретики и эксперты-практики в области оценки недвижимости, бизнеса, земли, государственной и интеллектуальной собственности и других видов имущества.

Участники Конференции обсуждали вопросы современного состояния рынка оценочных услуг в России, странах СНГ, Балтии, Европы и Америки, обменивались опытом составления экспертизы отчетов. Прошел конструктивный обмен мнениями по актуальным вопросам специфики оценочной деятельности на фоне меняющегося законодательства, в том числе по вопросам оборота земель, ипотеки, несостоятельности (банкротства), а также относительно принятого накануне Конференции нового Положения о лицензировании оценочной деятельности в Российской Федерации, разработанного Департаментом экономики и ре-

гулирования оценочной деятельности Министерства имущественных отношений Российской Федерации.

О развитии законодательства в области оценочной деятельности говорил И.Д. Грачев, председатель подкомитета Государственной Думы по недвижимости, ипотеке и оценочной деятельности. Большой интерес у присутствующих вызвал доклад С.Б. Косарева1, заместителя Министра имущественных отношений Российской Федерации о государственном регулировании оценочной деятельности в России.

Участники Конференции подчеркнули, что на сегодняшний день в России сформирован рынок оценочных услуг, на котором работают более 4000 оценочных организаций, накоплен определенный опыт, российские оценочные организации уже имеют свою историю. Докладчики особо подчеркнули, что традиционные Конференции, проводимые с 1993 года Российским обществом оценщиков, - ведущим профессиональным отраслевым объединением - вносят значительный вклад в создание и развитие независимой оценки всех видов собственности, позволяют обмениваться мнениями, получать новую информацию, повышать профессиональный уровень оказания соответствующих услуг.

По итогам работы Конференции были выработаны новые методические рекомендации и намечены ключевые направления дальнейшего развития оценочной деятельности в новом тысячелетии, а также намечена программа проведения праздничных мероприятий, приуроченных к 10-летию оценочной деятельности в России.

1 Учитывая актуальность проблем, затронутых С.Б. Косаревым в своем докладе, предлагаем Вашему вниманию наиболее интересные моменты его выступления.

С.Б. Косарев

заместитель Министра имущественных отношений Российской Федерации

Государственное регулирование оценочной деятельности в Российской Федерации

7 июня 2002 года вышло Постановление Правительства Российской Федерации № 395 «О лицензировании оценочной деятельности», которое легло в основу Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности». Оценочная деятельность фактически стала единой, т. е. консолидированным видом деятельности. Таким образом, окончательно оформилась процедура выдачи лицензий и соблюдения лицензионных требований.

Кроме того, появился важный фактор, связанный с лицензированием и повышением квалификации оценщиков, поскольку при применении прежнего положения о лицензировании возникали вопросы о времени действия аттестата, дающего основания для получения лицензии. С выходом Постановления стало понятно, что оценщик должен подтверждать свою квалификацию каждые три года. Безусловно, будет обогащаться и практика. Сейчас мы можем говорить о том, что основные формальные факторы обеспечения рынка оценочных услуг действуют. Это не означает, что мы можем успокоиться. В настоящее время должны быть предприняты значительные усилия для того, чтобы стандарты оценочной деятельности получили дальнейшее развитие и обогатились практикой международных оценочных организаций и международного оценочного сообщества.

Очень важной является работа по дальнейшей разработке методических рекомендаций, которая отнесена к компетенции Министерства имущественных отношений Российской Федерации (Минимущество России). Эта работа представляет собой не творение чиновников, а обобщение всего разнообразия практики оценочной деятельности. В 2002 году выпущены методические рекомендации о порядке инвентаризации стои-

мостной оценки прав научно-технической деятельности, которые уже положены в основу процесса акционирования федеральных государственных унитарных предприятий (ГУП), поскольку законодательством предусмотрено, что в процессе их приватизации, в процессе акционирования федеральных ГУПов как материальные, так и нематериальные активы должны подлежать инвентаризации. Кроме того, должен быть проведен аудит промежуточного баланса. Уже в текущем году в программу приватизации включаются 600 государственных унитарных предприятий, и процесс их акционирования уже начался. В настоящее время на рассмотрение Правительства Российской Федерации вносится программа приватизации на 2003 год, идет работа по слиянию, ликвидации федеральных ГУПов. Мы думаем, что в 2002-2003 годах около 2 000 федеральных государственных унитарных предприятий будут так или иначе преобразованы.

Огромный объем работ по оценочной деятельности связан с переходом нашей страны на сдачу в аренду объектов недвижимости на основе Федерального закона «Об оценочной деятельности». Уже сейчас в Москве ведутся подготовительные работы, и с 1 октября 2002 года все объекты недвижимости в Москве будут сдаваться в соответствии с этим законом. Таким образом, арендная плата будет рассчитываться не по методикам, разработанным для расчета какой-либо оценочной стоимости, а на основе отчетов оценщиков, которые будут определять, в том числе и ставки арендной платы.

С 1 января 2003 года все федеральные объекты недвижимости будут сдаваться в аренду в соответствии с указанным Законом, Минимущество России будет также рекомендовать, чтобы и вся федеральная собственность, т. е. объекты государственного имущества, которые принадлежат различным субъектам, также сдавались в аренду согласно этому Закону.

На рассмотрение Правительства Российской Федерации уже внесен проект постановления об определении арендной платы на земельные участки. В этом постановлении ставку арендной платы предлагается рассчитывать, исходя из рыночной стоимости объекта. В связи с этим Минимуществом России были подготовлены и утверждены методические рекомендации по рыночной оценке зе-

мельных участков. И если в ближайшее время Правительство Российской Федерации примет это постановление, а есть все основания полагать, что так и будет, то все арендные договоры на земельные участки будут заключаться на основе рыночной оценки земельных участков. В России только федеральных участков насчитывается около 10 миллионов, поэтому можно представить, какой объем работ нам предстоит выполнить.

В настоящее время крупные корпорации и компании создают комитеты советов директоров по оценочной деятельности. Это говорит о том, что мы вступаем в полосу реформирования естественных монополий. Оценочные услуги, безусловно, являются базовыми в процессе реформирования естественных монополий. Поскольку процессы реструктуризации, разделения, последующего объединения, а также обмена акций тесно связаны с оценочной деятельностью, все это является производными от оценки имущества. И цена ошибки, которая может произойти в результате этой оценки, чрезвычайно высока. Поэтому крупные корпорации, входя в процедуру реорганизации, реформирования, чрезвычайно болезненно и осторожно относятся к вопросам оценки. Наиболее активно в этом направлении продвигается РАО ЕЭС, которое сочло необходимым наряду с созданием комитета совета директоров по реформе создать комитет совета директоров по оценочной деятельности. Несомненно, начавшийся в РАО ЕЭС процесс будет проходить и в сфере железнодорожного транспорта. В 2002-2003 годах около 350 государственных унитарных предприятий железнодорожного транспорта будут участвовать в образовании РАО железных дорог. В перспективе такое же реформирование будет проходить и в сфере газовой промышленности, и в сфере связи. Поэтому мы стремимся к тому, чтобы на рынке недвижимости работали высококвалифицированные профессионалы оценки, что является необходимым в условиях реструктуризации и реформирования рынка.

Мы довольны тем, как строятся отношения между Минимуществом России и само-регулируемыми организациями. Сейчас мы проводим совместную работу в части администрирования рынка, в части экспертизы проводимых отчетов и в части учебной, научно-методической работы. В настоящее

время Министерством практически подготовлены методические рекомендации по оценке интеллектуальной собственности, определению рыночной стоимости прав на земельные участки, оценке рыночной и ликвидационной стоимости прав требований дебиторской задолженности, экспертизе отчетов по оценке. В ближайшее время ожидается выход этих документов в свет.

На сегодняшний день выдано 3 826 лицензий на осуществление оценочной деятельности. Однако из-за нарушения выполнения лицензионных условий лицензирующим органом отозвано 3 лицензии, действие 11 лицензий приостановлено с предложением устранить выявленные нарушения, вынесено 12 предупреждений с предложением устранить выявленные нарушения. Процесс подачи заявлений о выдаче лицензий идет достаточно активно: в Минимущество России уже подано более четырех с половиной тысяч заявлений, и я думаю, что в ближайшие год-полтора количество квалифицированных оценщиков будет неуклонно возрастать. Безусловно, будет расти и конкуренция в этом сегменте финансовых услуг.

В настоящее время Минимущество России, как лицензирующий орган, завершает процедуру оформления основных регуляторов рынка. Я не имею в виду саморегулиру-емые организации, которые уже оформились и активно воздействуют на формирование рынка. В ближайшее время при Министерстве планируется создание совета потребителей оценочных услуг с тем, чтобы мы могли ориентироваться в потребностях рынка оценочных услуг и получать отзывы относительно оказываемых услуг.

В связи с тем, что 60 учебных заведений уже аккредитованы для профессиональной подготовки оценщиков, мы полагаем, что необходимо совершенствовать работу наших учебно-методических и научных советов. Нужно будет разрабатывать учебные планы профессиональной переподготовки и формировать соответствующие программы. Нашим учебно-методическим объединениям предстоит подумать, как организовать повышение квалификации профессиональных оценщиков в аккредитованных учебных заведениях не реже одного раза в три года согласно новому Положению о лицензировании оценочной деятельности, а также определить, какие знания должны получать оценщи-

ки в процессе профессиональной переподготовки. Уже сейчас мы должны иметь перспективный план научных разработок, т. е. формировать определенные методологические направления развития оценочных услуг с тем, чтобы планировать создание крупных научных учебных пособий, фундаментальных монографий и разработку методических рекомендаций. Безусловно, для этого нам потребуются финансовые ресурсы.

Минимущество России планирует ежегодное проведение крупного форума оценщиков, если наша инициатива будет поддержана оценочной общественностью (позднее мы решим как он будет называться). На этом форуме будут подводиться годовые и

промежуточные итоги развития рынка оценочных услуг, выступать руководители экономического и финансового блоков Правительства Российской Федерации с тем,что-бы оценщики могли ориентироваться в части изменения законодательства и иметь информацию о крупных проектах, которые будут осуществляться. На секциях форума можно будет делиться накопленным опытом, получать отзывы оценщиков на разработанные нами методические рекомендации. Мы планируем проводить такого рода мероприятия в конце каждого года.

Таковы на сегодняшний день проблемы, задач и состояние рынка оценочной деятельности.

О распоряжении земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю1

Распоряжение землями, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю, в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», осуществляется органами местного самоуправления, если законодательством не предусмотрено иное. Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.08.2002 № 576 утверждены Правила распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю.

Указанные земельные участки предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, предусмотренном Земельным кодексом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом от граждан и юридических лиц требуется представить помимо документов, предусмотренных Земельным кодексом, документы, удостоверяющие личность гражданина или подтверждающие государственную регистрацию юридического лица, а также документы, подтверждающие размер площади здания, строения и сооружения, расположенных на этих участках, и государственную регистрацию прав на них.

В случае, если органам государственной власти, государственным учреждениям или государственным унитарным предприятиям понадобится земельный участок для размещения своих объектов, они должны обращаться в орган местного самоуправления с заявлением о выборе земельного участка.

Орган местного самоуправления в течение 3 месяцев обеспечивает выбор земельного участка и направляет заявителю и в Министерство имущественных отношений Российской Федерации (его территориальные органы) или в уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации перечень свободных от прав третьих лиц земельных участков, на которых возможно размещение объекта.

Принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта возложено Правилами на Министерство имущественных отношений Российской Федерации или уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации. Такое решение является основанием для принятия органами местного самоуправления решения о предоставлении земельного участка для размещения объекта.

В случае отсутствия свободных от прав третьих лиц земельных участков орган местного самоуправления представляет в Министерство имущественных отношений Российской Федерации или в уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации перечень земельных участков, предлагаемых для изъятия в установленном порядке для государственных нужд. В случае прекращения прав органа государственной власти, органа местного самоуправления, граждан и юридических лиц на незастроенные земельные участки, а также в случае их отказа от права постоянного (бессрочного) пользования такими земельными участками уполномоченные на распоряжение земельными участками органы уведомляют о таких случаях Министерство имущественных отношений Российской Федерации или уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, которые вправе принять решение о предоставлении незастроенных земельных участков.

1 Использованы материалы, размещенные на сайте «КонсультантПлюс».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.