Научная статья на тему 'Willard Sunderland. Taming the wild field: colonization and Empire on the Russian steppe. Ithaca; London: Cornell University Press, 2004. XVII + 239 p'

Willard Sunderland. Taming the wild field: colonization and Empire on the Russian steppe. Ithaca; London: Cornell University Press, 2004. XVII + 239 p Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
250
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Антропологический форум
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ РОССИИ / POLITICAL HISTORY OF RUSSIA / КОЛОНИИ / COLONY / СТЕПНЫЕ РЕГИОНЫ / STEPPE REGIONS / КОЛОНИАЛИЗМ / COLONIALISM / ИМПЕРИАЛИЗМ / IMPERIALISM

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Грачев Игорь Александрович, Рыкин Павел Олегович

Рецензируемая книга посвящена русской имперской политике по колонизации степных регионов. В рецензии Игоря Грачева и Павла Рыкина монография критикуется за использование в качестве теоретической основы понятий «империализм» и «колониализм», что рецензенты считают мифами и заблуждениями западного менталитета. В рецензии Александра Моррисона, напротив, дана высокая оценка работы. Рецензент полемически выступает против расхожего представления о неколониальном характере Российской империи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The reviewed book is devoted to the Russian imperial politics in the colonization of the steppe regions. In Igor Grachevs and Pavel Rykin's review the author is criticized for his use of concepts "imperialism" and "colonialism"as a theoretical basis, that reviewers consider myths and errors of western mentality. Alexander Morrison, on the contrary, praised the work. The reviewer opposes to the current idea of the noncolonial nature of the Russian Empire.

Текст научной работы на тему «Willard Sunderland. Taming the wild field: colonization and Empire on the Russian steppe. Ithaca; London: Cornell University Press, 2004. XVII + 239 p»

Willard Sunderland. Taming the Wild Field: Colonization and Empire on the Russian Steppe. Ithaca; London: Cornell University Press, 2004. XVII + 239 pp.

Монография американского исследователя У. Сандерленда, посвященная процессам включения в состав Русского государства зоны европейских степей в XVI—XIX вв., выражает наметившийся в западной историографии за последние десятилетия интерес к изучению формирования государственной территории России. В центре внимания автора находится обширный регион от Центральной Украины до Урала, включая Северное Причерноморье, Поволжье и Северный Кавказ, в XVI в. заселенный различными кочевыми народами (ногайцами, татарами, башкирами, позднее калмыками) и служивший источником военной угрозы для Московского государства, а к концу XIX в. превратившийся в зону преимущественно аграрного хозяйства, прочно освоенную русскими и даже включавшуюся в состав «собственно российских» территорий. Эта трансформация, а также ее отражение в официальном политическом дискурсе и литературе (научной и публицистической) служит главным предметом рецензируемого исследования. В монографии использован довольно значительный корпус разнообразных материалов по истории взаимоотношений России с ее степными соседями, включая архивные (автор работал в ряде центральных и провинциальных архивов России и Украины). Она снабжена впечатляющим справочным аппаратом и учитывает большое многообразие разного рода концепций и взглядов на рассматриваемые события.

TAMING MVII.D FIELD

1 Структурное деление монографии осуществлено в соответствии

2 с хронологией русского освоения степных территорий. Во «Вве-5 дении» (Р. 1—8) излагаются общие принципы и подходы ктрак-5 товке темы, объясняются основные термины. Первая глава .| «Пограничная колонизация» (Р. 11—53) затрагивает предысто-£ рию взаимоотношений русских с народами исследуемого реги-= она, а также начальные шаги по его политической инкорпора-| ции и земледельческой колонизации (до середины XVIII в.). Во Л второй главе «Просвещенная колонизация» (Р. 55—95) рассмат-1 риваются изменения, которые произошли в официальной по-5 литике по отношению к региону в царствование Екатерины II и £ были вызваны тенденцией интенсифицировать и рационализи-£ ровать его освоение. Третья глава «Бюрократическая колониза-* ция» (Р. 97—134) охватывает первую треть XIX в., когда распро-5 странение романтизма усилило интерес к кочевым народам ре-| гиона и одновременно привело к разработке планов по их седен-^.таризации и регулированию крестьянской колонизации степей Ц с помощью мер бюрократического «попечительства». В четвер-^ той главе «Реформистская колонизация» (Р. 137—174) речь идет » о периоде после образования Министерства государственных ^ имуществ (1837), которое взялось реформировать крестьянскую | колонизацию с целью ее перевода на более регулярную основу, ^ повышения материального обеспечения переселенцев и контроля над освоением территорий, максимально пригодных для земледелия. В главе также освещаются результаты изменения правительственных взглядов на широкомасштабные переселения в 1860-70-х гг. в сторону их более негативной оценки. Наконец, пятая глава «Правильная колонизация» (Р. 177—220) посвящена изучению заключительного периода в истории закрепления региона в составе России, сопровождавшегося выработкой новых моделей его освоения на научной базе. По мнению автора, с которым трудно не согласиться, к концу XIX в. основную роль в формировании переселенческой политики правительства стала играть Сибирь, тогда как территории европейского степного пояса, все больше осмыслявшиеся как часть «ядра империи», постепенно утратили свою привлекательность для крупных аграрных миграций. В «Заключении» (Р. 223—228) подытоживаются результаты исследования, даются сопоставления изучаемых процессов с европейским колониализмом Нового времени и — что довольно традиционно для западной историографии — делаются выводы о заведомой русской неискренности в официальной трактовке этих процессов. Завершает монографию краткое описание архивных источников, на которых автор строил свое изложение.

Важность темы, к которой обращается У. Сандерленд, для русской истории, несомненно, огромна. Множество вопросов

ждет своего исследования. И каждая новая книга становится большим событием.

Однако автору, на наш взгляд, как и большинству обращавшихся к этой теме исследователей, не вполне удалось освободиться от разного рода культурных стереотипов, что повлияло в итоге на декларируемые в заключительной части книги выводы.

Пожалуй, важнейший из этих стереотипов — использование в качестве теоретической основы книги понятий империализм и колониализм. Идея автора заключается в том, что освоение русскими территорий степной зоны было продиктовано империалистической политикой властей, характер и направленность которой ничем не отличались от принципов, использовавшихся западными державами при создании колониальных империй в Америке, Африке и Азии. Автор считает всецело оправданным говорить об империализме применительно к степной политике России, хотя и отмечает, что в данном случае он осуществлялся в масштабах одного, а не нескольких континентов и затрагивал хорошо известные народы, а не туземцев с некой terra incognita. Он выступает против интерпретации освоения степей как переселения, расселения или внутренней колонизации русских, которую он считает традиционной для российской и западной историографии, тогда как «империалистическую» трактовку русской колонизации — напротив, необычной (P. 4). При этом, словно бы осознавая спорность своих утверждений, он определяет империализм как «процесс <...> создания или укрепления империи», а под империей понимает «эффективный контроль (формальный или неформальный) имперского общества над подчиненным» (P. 3). Оба определения заимствованы им из книги М. Дойла «Империи» [Doyle 1986: 45, 30]. Нетрудно заметить, что такие определения применимы к процессу строительства государства в любом обществе и в любую эпоху. Разумеется, под них подпадают как европейские колониальные империи, так и Российское государство, но что дает нам столь расплывчатая аналогия? Где здесь действительно релевантные признаки, которые бы позволили продемонстрировать принципиальную общность политических структур в России и признанных колониальных державах? Их нет в этом определении; не найдет их читатель ни в основном тексте работы, ни в заключении, пусть даже автор неоднократно (и голословно) пытается уверить нас в их существовании.

Примечательно, что в своих выводах автор постоянно вынужден прибегать к разного рода оговоркам. С одной стороны, он утверждает, что в его книге делается акцент на «империализме

и в колонизации», с другой — признает, что россииские власти

2 никогда не рассматривали степные регионы своей страны как

5 явную колонию и, более того, относились к их жителям,

S «инородцам», с тем же патернализмом, что и к собственно

.| русскому населению (P. 4). В результате он не может не ого-

£ вориться, что «колонизация степи <...> отражала и воспроизво-

= дила особо сложный вид империализма, при котором строитель-

| ство империи, государства, общества и нации <...> постоянно

Л переплетались друг с другом» (P. 5). Однако это очень далеко от

1 того империализма, который в XVIII—XIX вв. практиковался

g европейскими державами в их колониях, чье население было

if> как раз полностью исключено из процессов «строительства

i империи, государства, общества и нации» и отнесено к катего-

* рии «людей второго сорта». Отсюда встает вопрос о полезности 5 таких понятий, как колониализм и империализм для описания | процесса освоения русскими степных регионов, коль скоро в ^.реальной политической и социальной практике им не соответ-

* ствовало никаких более или менее адекватных идеологических

л

^ коррелятов. Да и о каком «империализме» может идти речь,

§ если в конце XVII в. калмыцкий Аюка-хан сам решал, когда

^ послать калмыков на помощь царским войскам в борьбе с

| крымскими татарами, а когда нет (P. 27); если население

а

^ Оренбурга — «восточного форпоста русского колониализма» в

S XVIII в. — изначально составляли представители чуть ли не

всех народов России, включая местных башкир и казахов (P. 47); если кочевников в самый разгар политики седентари-зации поощряли «взяться за плуг» различными стимулами, такими как финансовые субсидии, бесплатные семена и орудия, причем наиболее отличившиеся из новоявленных земледельцев получали за свои заслуги императорские медали (P. 103); если даже конфликт с калмыками, который привел к их исходу в Джунгарию в 1771 г., — самый серьезный «колониальный конфликт» в царской России — был вызван вмешательством в их дела, поскольку они рассматривались как «русские подданные, чьей главной обязанностью было подчинение воле суверена», а вовсе не как опасные туземцы, подлежащие беспощадной эксплуатации или уничтожению, наподобие американских индейцев в английских колониях того же времени (P. 57).

Автор отмечает, что он «рассматривает колонизацию степей по преимуществу с точки зрения сознания и опыта колонизаторов, а не колонизуемых, поскольку в основной истории, которая здесь рассказывается, истории присвоения (appropriation), явно превалировали термины колонизаторов» (P. 2). Посмотрим, что это были за термины. Судя по всему, они должны были отображать империалистическую и колониалистскую направленность

политики российских властей, которую призвана раскрыть рецензируемая монография. Однако, к своему удивлению, мы обнаруживаем, что «ничего в официальном языке колонизации не выражало более серьезных политических или экономических актов инкорпорации или доминирования метрополии над подвластной территорией, хотя эти понятия явно содержались в европейской колонизационной терминологии» (Р. 88—89). Для европейцев «колония <...> была захваченной областью, которая затем заселялась колонистами извне». Напротив, в России конца XVIII в. термин колония обозначал «просто национальный анклав или поселение, в особенности поселение иностранцев» (Р. 89). На стадии «бюрократической колонизации» (с начала XIX в.) степь также никогда не рассматривалась в официальном дискурсе как колония. Напротив, ее относили к «существенной части» российской территории, поскольку в древности она входила в состав Русского государства (Р. 110—111). Сами термины колонизация и колонисты стали широко употребляться только начиная с 1860-х гг., причем в тех смыслах, в которых прежде употреблялись термины переселение и переселенцы, преимущественно по отношению к крестьянскому заселению приграничных регионов (Р. 156—158). Тем не менее, хотя «европейская степь в целом никогда не описывалась как колония <...> намек на колониальный статус кажется очевидным» (Р. 89). Странная логика!

К чему же привел злополучный «русский империализм», столь долгое время определявший статус степных регионов в составе России? По словам автора, он обусловил явный упадок номадизма «как образа жизни в европейских степях» к концу XIX в., однако «это не было вызвано каким-либо связным представлением об ассимиляции со стороны Санкт-Петербурга или его представителей на местах». Более того, «этот упадок нельзя приписать также и бесспорным достижениям носителей русской культуры более плебейского происхождения», т.е. простых крестьян (Р. 215). Получается, что упадок произошел, но «империализм» в лице его творцов и основных проводников оказался к этому парадоксальным образом непричастен. Вообще, какое бы явление из тех, которые упомянуты в книге, мы ни взяли, его связь с мифическим «империализмом» оказывается более чем сомнительной, что в конечном итоге и вынуждает автора подозревать всю русскую историографию, а вместе с ней и весь корпус русских документальных источников, от самых начал и до нашего времени, в умышленной предвзятости оценок и фальсификации истории. Как утверждается в монографии, «склонность рассматривать колонизацию степей как общенародный, естественный и в основном мирный процесс, который протекал в пределах империи, но сам по себе не был

1 империалистическим, была продуктом мифа, подмены действи-

2 тельного желаемым и сложной имперско-националъной идентич-5 ностирусской элиты» (P. 227). Признавая, что кочевое населе-S ние степей не было уничтожено или загнано в резервации; что .| основная масса переселенцев — крестьяне — не пользовались а особыми привилегиями и по своим правам мало чем отлича-= лись от «колонизуемых» ими номадов; что «русская колониза-| ция» не была ни чисто русской, ни даже сугубо православной; Л что сама «колонизация» рассматривалась преимущественно 1 как аграрный, т.е. экономический, а не политический вопрос; g что управление исследуемым регионом строилось в соответ-£ ствии с принципами, действовавшими на всей территории i империи, а не только в предполагаемых «колониях», автор, тем * не менее, заявляет, что все это «лишь еще больше затемняло 5 империалистический аспект колонизационного процесса» и под-| черкивало присущую российской правящей элите «тенденцию

игнорировать империалистический аспект своих действий» Ц (P. 227—228). Настойчивые попытки автора обнаружить «рус-

^ ский империализм», не считаясь с фактами (которые он, надо

» отдать ему должное, добросовестно излагает), напоминают

^ поиски черной кошки в темной комнате, где кошки нет. В

| результате оказывается, что приводимые в книге факты стоят

^ совершенно отдельно от теории и, более того, очевидно ей

£ противоречат, чего, насколько можно судить, автор не замеча-

ет или упорно не хочет замечать. Конкретная, фактологическая часть книги имеет бесспорную ценность и читается с большим интересом, но, когда автор переходит к обобщениям и выводам, их трудно не назвать необоснованными и натянутыми. Перифразируя автора, мы можем сказать, что его собственная трактовка описываемых событий является продуктом мифа, подмены действительного желаемым и — почему бы и нет? — сложной историко-политической идентичности американской академической элиты.

К недостаткам работы относится и сознательное стремление автора излагать события «с точки зрения сознания и опыта колонизаторов, а не колонизуемых». Конечно, его стремление можно понять, учитывая, что «империализм» — характеристика именно колонизаторов, а не тех, кого они колонизуют. Однако это приводит к односторонней интерпретации исследуемых процессов, исходящей из социального, политического и экономического неравенства сторон, одна из которых предстает как активная, доминирующая (русские власти и переселенцы), а другая — как пассивная (кочевники). Между тем более адекватной нам представляется не модель «присвоения» (appropriation), а модель взаимодействия (interaction), которая позволяет учитывать «точку зрения туземца» и описывать любой

социальный процесс как столкновение разнообразных символических стратегий, ориентированных на поиск компромисса, или «общего языка», устраивающего обоих участников взаимодействия. В рамках этой модели можно было бы исследовать восприятие рассматриваемых событий местным кочевым населением, его отношение к крестьянским переселенцам, проблемы, возникающие в ходе взаимодействия, и, наконец, формирование некоего социального порядка, который давал возможность и тем, и другим с большей или меньшей эффективностью преследовать свои частные интересы.

В дополнение к сказанному нужно добавить, что практически не затронутым в монографии остается геополитический контекст проблемы. Игнорирование этого аспекта не способствует проникновению в суть исследуемого явления и лишает его рассмотрение надлежащей исторической перспективы. В XVI—

XVII вв. на постмонгольском пространстве в результате распада огромной империи образуется своеобразный вакуум власти. Этот вакуум начинает втягивать европейские и азиатские державы в борьбу за раздел монгольского наследства. В XVII—

XVIII вв. на просторах азиатских степей сталкиваются интересы многих государств, бывших соседей ордынских ханов. Россия, Китай, Иран, Турция, Польша и другие государства конкурируют за контроль над разрозненными группами степняков, пытаясь владеть ими как орудиями своих внешнеполитических интересов. В этом контексте и следует интерпретировать политику Российского государства по отношению к степным народам, параллели к которой скорее могут быть обнаружены не в колониальной экспансии западных держав, а в отношениях Цинской империи с джунгарами и халха-монго-лами, Турции с крымскими татарами, Ирана с пуштунами и белуджами. Думается, такие параллели имеют больше прав на существование, чем теоретические фантомы вроде «русского империализма» и ему подобных.

Рецензируемая монография, на наш взгляд, представляет интерес как своеобразный эталон прочтения русской истории с точки зрения западного менталитета со всеми присущими ему мифами и заблуждениями. Но нельзя не отдать должное автору. Его искренние сомнения в собственных выводах, открытые для читателя, вызывают такое же искреннее чувство симпатии. Взгляд европейца на азиатскую историю любопытен, местами забавен, но заставляет о многом задуматься.

Библиография

Doyle M.W. Empires. Ithaca; New York, 1986.

Игорь Грачев, Павел Рыкин

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.