Научная статья на тему 'WELLBEING - КРАСИВОЕ СЛОВО ИЛИ КОРПОРАТИВНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ?'

WELLBEING - КРАСИВОЕ СЛОВО ИЛИ КОРПОРАТИВНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ? Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
96
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЛАГОПОЛУЧИЕ ПЕРСОНАЛА / WELLBEING / ПРОГРАММЫ WELLBEING

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Волковицкая Галина Андреевна

Статья посвящена проблеме управления корпоративным благополучием персонала на современном этапе развития общества. Автор анализирует причины появления данного феномена, его содержательную направленность, а также влияние на эффективность бизнеса. В заключении делается вывод о том, что управление корпоративным благополучием должно носить комплексный характер, учитывать ресурсные возможности компании и быть актуально встроенным в стратегические бизнес-процессы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Волковицкая Галина Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WELLBEING - A BEAUTIFUL WORD OR A CORPORATE NECESSITY?

The article is devoted to the problem of managing the corporate wellbeing of personnel at the present stage of the development of society. The author analyzes the causes of this phenomenon, its content orientation, as well as the impact on business efficiency. In conclusion, it is concluded that corporate wellbeing management should be comprehensive, take into account the resource capabilities of the company and be actually integrated into strategic business processes.

Текст научной работы на тему «WELLBEING - КРАСИВОЕ СЛОВО ИЛИ КОРПОРАТИВНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ?»

УДК 331.1

Г. А. Волковицкая

WELLBEING - КРАСИВОЕ СЛОВО ИЛИ КОРПОРАТИВНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ?1

Актуальность. Современный быстро меняющийся мир постоянно создает новые стандарты, диктует новые требования жизни, которым человек вынужден соответствовать. Именно это желание чаще всего приводит к появлению синдрома корпоративного выгорания, делает данную проблему системным явлением. Сотрудники просто устали: устали работать больше положенного, в режиме высоких скоростей и тотальной многозадачности. Ярким примером является компания Honeywell, которая, проводя тренинги и различные team-building по принципу: «бери больше, бросай дальше», столкнулась с общим снижением уровня вовлеченности персонала:

1 Статья публикуется по решению оргкомитета Всероссийской научно-практической конференция с международным участием «Общественное здоровье и качество жизни: междисциплинарный подход», которая состоится 21—22 октября 2022 года в Санкт-Петербурге. Организаторы конференции: Российский государственный педагогический университета им. А. И. Герцена; Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт педагогики и психологии высшего образования (примеч. ред.).

некогда эффективные и талантливые сотрудники стали демонстрировать явное снижение показателей, вплоть до увольнения. Причиной этого, как выяснилось, стали банальная усталость, информационные перегрузки и завышенный порог требований сверху, что в итоге привело к тотальному коллапсу фирмы в 2022 году.

В этой связи актуальным стал поиск путей разрешения данной ситуации, недопущения выхода её из-под контроля, когда уже невозможно что-либо конструктивно изменить. Одним из таких путей стала концепция wellbeing, то есть благополучия и счастья персонала.

Общая характеристика. Концепция wellbeing означает сохранение сотрудников в ресурсном состоянии при условии соблюдения оптимального баланса между физической, эмоциональной, умственной и духовной энергией. XXI век называют эпохой перфекциони-стов, людей, которым нужно постоянно чего-то достигать. Эти люди поколения У представляют сейчас существенную долю трудовых ресурсов рынка труда, постепенно прирастая теми, кто родился после 2001 года (поколение 7). Именно поколение 7 уже во мно-

гом отличается от «восьмидесятников» (рожденных в 1980-х годах). В их картине мира произошли коренные перемены, а именно произошло смещение жизненного вектора, для которого теперь работа — не есть вся жизнь. И если поиск баланса между карьерой и личной жизнью раньше не был основной задачей, то сейчас приобретает массовое явление. Edgar H. Schein1 предпринял робкую попытку выделить данный «якорь» карьеры, но в череде более актуальных якорей он просто потерялся. Сейчас же видим явную когнитивную трансформацию, которая выражается в желании и стремлении молодежи работать с удовольствием, быть счастливым в процессе труда, жить гармоничной жизнью, не стремясь выполнить «пятилетку за три года». Эта трансформация выражается ещё и в том, что более старшее поколение тоже захотело жить так же, перестало воспринимать это желание баланса как не что иное, как лень и нежелание трудиться на благо обществу.

Понятие «благополучия» стало популярным после выхода книги Tom Rath2

1 Эдгар Шейн (англ. Edgar H. Schein; 5 марта 1928, Цюрих, Швейцария) — американский психолог швейцарского происхождения, теоретик и практик менеджмента, основатель научного направления «Организационная психология», автор работ по организационной культуре [1].

2 Том Рат (англ. Tom Rath) — амери-

канский писатель, исследователь и лектор; получил известность как ис-

и James K. Harter3 «Все отлично. Пять элементов благополучия», которая была создана на основе 50-летнего исследования в 150 странах [4]. Авторы начали свою книгу, задав простой вопрос о том, нравится ли нам то, чем приходится заниматься каждый день, и выяснили, что только 20% из всех могут ответить на него утвердительно. В ходе изучения было установлено, что благополучие складывается из пяти взаимосвязанных элементов: 1) здоровье; 2) профессия; 3) финансы; 4) социальные связи; 5) общественная вовлеченность.

Институт Gallup, который проводил исследование, определил благополучие как внутреннее ощущение человека, которое проявляется в сочетании любви к тому, что мы делаем каждый день, хороших отношений с окружающими, стабильного материального положения, крепкого здоровья и гордости своим вкладом в жизнь общества.

Существует также модель оценки благополучия — PERMA Martin

следователь сильных сторон личности; является старшим научным сотрудником и советником в Институте Гэллапа. Он возглавляет подразделение компании, занимающееся исследованиями и консалтингом в области вовлеченности сотрудников, сильных сторон и благополучия [2].

3 Джеймс Хартер является главным научным консультантом Института Гэллапа с 1985 г. по международным практикам управления персоналом. Он автор и соавтор более 100 исследований коммерческих и некоммерческих организаций [3].

E. P. Seligman1, состоящая из пяти основных элементов, которые расшифровываются следующим образом [6]:

1. Positive Emotion — положительные эмоции;

2. Engagement — вовлеченность;

3. Relationships — взаимоотношения;

4. Meaning — смысл;

5. Accomplishments — достижения.

Явление благополучия нельзя отождествлять только со счастьем или просто положительными ощущениями, как и нельзя ставить знак равенства между wellbeing и wellness, поскольку последнее включает только комплекс физической активности, питания или ухода за собой. Понятие благополучия шире и включает в себя пять категорий, которые значимы для большинства людей: 1) профессиональное благополучие; 2) социальное благополучие; 3) материальное благополучие; 4) физическое благополучие; 5) благополучие в среде проживания.

Эмпирическим путем было установлено, что не смотря на то, что 66% людей по крайней мере преуспевают хотя бы в одной их пяти сфер, лишь только 7% успешны в каждой из пяти. Получается

1 Мартин Селигман (англ. Martin E. P. Seligman; 12 августа 1942, Олбани, Нью-Йорк, США) — американский психолог, основоположник позитивной психологии; директор Центра позитивной психологии в Университете Пенсильвании [5].

то, что благополучию нужно учиться. И здесь активную позицию занимают те компании, которые предлагают комплексное решения проблем сферы wellbeing.

Создание системы ^>еИЬе^. Разработка программы корпоративного благополучия — ресурсоемкий процесс, который касается как временных, так и финансовых ресурсов. Готовность компании брать на себя ответственность за глобальное жизненное благополучие своего персонала — это позиция зрелого HR-менеджмента. Процесс формирования культуры благополучия и разработки прикладных программ управления благополучие включает следующие основные этапы:

1) постановка цели (желательно выделение одной глобальной стратегической цели и среднесрочных целей для облегчения оценки достигнутых результатов);

2) честная оценка специфики деятельности компании, ее ресурсных возможностей;

3) формулирование четких показателей, которые можно измерить и которые будут использоваться при оценке результатов реализации программы управления благополучием, например:

а) коэффициент текучести кадров;

б) базовый (пороговый) уровень удовлетворенности трудом;

в) динамика изменения базового уровня удовлетворенности трудом;

г) преобладающие типы мотивации целевых групп сотрудников;

д) уровень эффективности мо-тивационного климата.

Впоследствии оценка данных показателей позволит сделать выводы о результативности внедрения программы управления благополучием персонала с целью построения корреляционных зависимостей между уровнем благополучия и бизнес-результатом. Стоит отметить, что ещё исследования Martin E. P. Seligman, проведенное в 2011 году, доказало, что позитивный настрой и оптимизм менеджеров по продажам повышают уровень продаж на 37%. Для того чтобы стать привлекательными для высокопотенциальных работников, компаниям жизненно необходимо создавать продуманные wellbeing-программы, которые будут включать следующие основные структурные элементы:

1) комфортные условия в офисе (эргономика рабочего пространства, условия труда);

2) комфортные условия вне офиса (гибкий график, дистанционная работа);

3) стимулирование здорового образа жизни (программы ДМС, оплата абонементов в фитнес-клуб, корпоративный спорт-туризм);

4) личностное развитие и развитие профессиональных компетенций (оплата обучения, актуальные тренинги);

5) поддержание здоровой коммуникативной среду внутри компании (избегания авторитаризма, коллективное принятие решений).

Стоит отметить, что только работа по всем пяти направлениям

даёт реально осязаемый и видимый результат для компании, который находит отражение в виде:

а) стабильного кадрового состава;

б) высокого уровня профессионализма персонала;

в) роста прибыли;

г) формирования позитивного имиджа компании в лице потребителей и стейкхолдеров;

д) оперативного и качественного закрытия вакансий.

К сожалению, многие российские компании всё ещё идут по пути наращивания исключительно материального аспекта, то есть увеличения набора материальных благ, который они предлагают сотруднику. Этот путь ошибочен, а в ряде случаев может стать фатальным. Дело в том, что существует так называемый феномен гедонической адаптации. Иными словами, мы очень быстро привыкаем к хорошему, к высокому уровню комфорта и начинаем воспринимать его как должное. Доказано, что лаг1 в шесть месяцев — это максимум, в течение которого человек радуется повышению зарплаты,

1 От англ. lag — запаздывание, экономический показатель, характеризующий временной интервал между двумя взаимосвязанными экономическими явлениями, одно из которых является причиной, а второе — следствием (например, существует лаг между началом производственного выпуска товаров и их массовой продажей, когда учитывается наличие разных промежутков времени между разными частями явления-следствия и явления-причины — лагами) [7].

далее он просто перестаёт это замечать. В этом случае остается два варианта: повышать зарплату снова или предлагать что-то ещё. Первый вариант финансово обременительный, да и всегда есть риск, что какая-то другая компания на стороне предложит больше, тем самым переманив ценного сотрудника. Остаётся второй вариант — предложить сотруднику нечто большее, чем просто рабочее место. Здесь как раз на помощь приходят программы управления корпоративным благополучием.

Выводы. Условием для успешной реализации программы корпоративного благополучия является включение этой инициативы в стратегическую цель HR-менеджмента на самом высоком уровне. Примером этого может стать опыт компании SAP, где существует индекс здоровой экосистемы бизнеса. Это показатель наличия условий, необходимых для развития здоровья и баланса со-

трудников, который является самым значимым нефинансовым ХРР.

Показательным примером в данном направлении является пример Сбербанка РФ, который поставил и реализовал амбициозную задачу стать организацией, где формируются кадры будущего, запустив программу развития компетенции «управление собой». Сбербанку удалось постепенно сместить фокус с патерналистской заботы о сотрудниках к партнерским отношениям, когда сотрудники разделяют ответственность за своё развитие и благополучие, что является показателям зрелой корпоративной культуры.

1 Ключевые показатели эффективности (англ. key performance indicators) — это числовые показатели деятельности, которые помогают измерить степень достижения целей или оптимальности процесса, а именно: результативность и эффективность [8].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Шейн, Эдгар // https:// ru.wikipedia.org/wiki/Шейн,_Эдгар (дата обращения: 03.09.2022).

2. Рат, Том // https://ru.wikipedia. org/wiЫ/Рат,_Том (дата обращения: 03.09.2022).

3. Джеймс Хартер // https:// alpinabook.ru/authors/kharter-dzheyms/ (дата обращения: 03.09.2022).

4. Rath T., Harter J. K. Wellbeing: The Five Essential Elements StrengthsFinder 2.0 // Simon and Schuster, 2010. 229 p.

5. Селигман, Мартин // https:// ra.wikipedia.org/wiki/Селигман,_Мар-тин (дата обращения: 03.09.2022).

6. Seligman M. Flourish: A Visionary New Understanding of Happiness and Well-being // Atria Books, 2012. 368 p.

7. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь / 3-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2002. 478 с. // Лаг // https://dic.academic.ru/ dic.nsf/econ_dict/8410 (дата обращения: 03.09.2022).

8. Ключевые показатели эффектив- Ключевые_показатели_эффективно-ности // https://ru.wikipedia.org/wiki/ сти (дата обращения: 03.09.2022).

REFERENCES

1. Edgar H. Schein // https:// ru.wikipedia.org/wiki/fflенн,_Эflгaр (date of the application: 03.09.2022).

2. Rath, Tom // https://ru.wikipedia. org/wiki/PaT,_ToM (date of the application: 03.09.2022).

3. Harter James K. // https:// alpinabook.ru/ authors/kharter-dzheyms/ (date of the application: 03.09.2022).

4. Rath T., Harter J. K. Wellbeing: The Five Essential Elements StrengthsFinder 2.0 // Simon and Schuster, 2010. 229 p.

5. Seligman M. // https://ru.wikipedia. org/wiki/Ce^HrMaH,_MapTHH (date of the application: 03.09.2022).

6. Seligman M. Flourish: A Visionary New Understanding of Happiness and Well-being // Atria Books, 2012. 368 p.

7. Raizberg B. A., Lozovsky L. Sh., Starodubtseva E. B. Modern economic dictionary // 3nd edition, corrected. M.: INFRA-M. 479 p. // Lag // https://dic. academic.ru/dic.nsf/econ_dict/8410 (date of the application: 03.09.2022).

8. Key performance indicators // https://ru.wikipedia.org/wiki/Key_ performance_indicators (date of the application: 03.09.2022).

Поступила в редакцию: 12.09.2022 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.