Научная статья на тему 'WEB-СЕРВИС ОЦЕНКИ ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ'

WEB-СЕРВИС ОЦЕНКИ ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Медицинские технологии»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
физическое развитие школьников / оценка физического развития детей / Web-сервис оценки физического здоровья. / physical development of schoolchildren / assessment of physical development of children / Web-service of physical health assessment

Аннотация научной статьи по медицинским технологиям, автор научной работы — Федорова Елена Юрьевна

В настоящее время физическое развитие детей является одним из главных критериев состояния здоровья детской популяции, отражающим влияние эндои экзогенных факторов. Организм ребенка находится в процессе непрерывного роста и развития, и нарушение его нормального хода должно расцениваться как показатель неблагополучия в состоянии здоровья, поэтому необходимо получение своевременной информации о физическом развитии подрастающего поколения. Созданный Web-сервис оценки физического здоровья может стать инструментом привлечения учащихся к физкультурно-спортивной деятельности с учетом их индивидуального уровня физического развития и физической подготовленности, оценивания достижения результатов по предмету «Физическая культура», исходя из индивидуальных физиологических и физических возможностей организма школьника, его установок и стремлений, проявленных в процессе освоения индивидуальной образовательной траектории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по медицинским технологиям , автор научной работы — Федорова Елена Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WEB-SERVICE OF PHYSICAL HEALTH ASSESSMENT AS A TOOL FOR ORGANIZATION OF DIFFERENTIATED APPROACH IN PHYSICAL EDUCATION OF SCHOOLCHILDREN

Currently, the physical development of children is one of the main criteria for the health status of the child population, reflecting the influence of endoand exogenous factors. The child's body is in the process of continuous growth and development, and violation of its normal course should be regarded as an indicator of health problems, therefore, it is necessary to obtain timely information about the physical development of the younger generation. The created Web-service for assessing physical health can become a tool for attracting students to physical education and sports activities, taking into account their individual level of physical development and physical fitness, assessing the achievement of results in the subject "Physical Culture," based on the individual physiological and physical capabilities of the student's body, his attitudes and aspirations manifested in the process of mastering an individual educational trajectory.

Текст научной работы на тему «WEB-СЕРВИС ОЦЕНКИ ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ»

УДК: 796.01:316

WEB-СЕРВИС ОЦЕНКИ ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ

ФЕДОРОВА ЕЛЕНА ЮРЬЕВНА доктор биологических наук, доцент, заведующая лабораторией Института естествознания и спортивных технологий Государственного автономного образовательного учреждения высшего образования города Москвы "Московский городской педагогический университет". Город Москва, Россия. ОИОЮ Ю 0000-0002-6992-4282 АННОТАЦИЯ

В настоящее время физическое развитие детей является одним из главных критериев состояния здоровья детской популяции, отражающим влияние эндо- и экзогенных факторов. Организм ребенка находится в процессе непрерывного роста и развития, и нарушение его нормального хода должно расцениваться как показатель неблагополучия в состоянии здоровья, поэтому необходимо получение своевременной информации о физическом развитии подрастающего поколения. Созданный Web-сервис оценки физического здоровья может стать инструментом привлечения учащихся к физкультурно-спортивной деятельности с учетом их индивидуального уровня физического развития и физической подготовленности, оценивания достижения результатов по предмету «Физическая культура», исходя из индивидуальных физиологических и физических возможностей организма школьника, его установок и стремлений, проявленных в процессе освоения индивидуальной образовательной траектории.

Ключевые слова: физическое развитие школьников, оценка физического развития детей, Web-сервис оценки физического здоровья.

WEB-SERVICE OF PHYSICAL HEALTH ASSESSMENT AS A TOOL FOR ORGANIZATION OF DIFFERENTIATED APPROACH IN PHYSICAL EDUCATION OF SCHOOLCHILDREN

FEDOROVA ELENA YURIEVNA

Doctor of Biological Sciences, Associate Professor, Head of the Laboratory of the Institute of Natural Sciences and Sports Technologies of the State Autonomous Educational Institution of Higher Education of Moscow "Moscow City Pedagogical University." City of Moscow, Russia.

ORCID ID 0000-0002-6992-4282 ABSTRACT

Currently, the physical development of children is one of the main criteria for the health status of the child population, reflecting the influence of endo- and exogenous factors. The child's body is in the process of continuous growth and development, and violation of its normal course should be regarded as an indicator of health problems, therefore, it is necessary to obtain timely information about the physical development of the younger generation. The created Web-service for assessing physical health can become a tool for attracting students to physical education and sports activities, taking into account their individual level of physical development and physical fitness, assessing the achievement of results in the subject "Physical Culture," based on the individual physiological and physical capabilities of the student's body, his attitudes and aspirations manifested in the process of mastering an individual educational trajectory.

Key words: physical development of schoolchildren, assessment of physical development of children, Web-service of physical health assessment.

JISMONIY SOG'LIKNI BAHOLASH WEB-XIZMATI MAKTAB O'QUVCHILARI JISMONIY TARBIYASIDA DIFFERENSIYALANGAN YONDASHUVNI TASHKIL ETISH VOSITASI SIFATIDA

FEDOROVA YELENA YUREVNA

biologiya fanlari doktori, dotsent, Moskvadagi "Moskva shahar pedagogika universiteti" davlat avtonom oliy ta'lim muassasasi Tabiiy fanlar va sport texnologiyalari instituti laboratoriyasi mudiri. Moskva shahri, Rossiya. ORCID ID 0000-0002-6992-4282 ANNOTATSIYA

Hozirgi vaqtda bolalarning jismoniy rivojlanishi endo- va ekzogen omillar ta'sirini aks ettiruvchi bolalar salomatligi holatining asosiy mezonlaridan biridir. Bolaning tanasi uzluksiz o'sish va rivojlanish jarayonida bo'lib, uning normal rivojlanishining buzilishi sog'lig'ining yomonligining belgisi sifatida qaralishi kerak, shuning uchun yosh avlodning jismoniy rivojlanishi haqida o'z vaqtida ma'lumot olish kerak. Yaratilgan jismoniy salomatlikni baholash veb-xizmati talabalarni jismoniy rivojlanish va jismoniy tayyorgarligining individual darajasini hisobga olgan holda o'quvchi tanasining individual fiziologik va jismoniy imkoniyatlari, uning individual ta'lim traektoriyasini o'zlashtirish jarayonida namoyon bo'ladigan munosabatlari va intilishlaridan kelib chiqib jismoniy tarbiya va sport mashg'ulotlariga jalb qilish, "Jismoniy tarbiya" fanidan natijalarga erishishni baholash vositasi bo'lishi mumkin.

Kalit so'zlar: maktab o'quvchilarining jismoniy rivojlanishi, bolalarning jismoniy rivojlanishini baholash, jismoniy salomatlikni baholash veb-xizmati.

Актуальность исследования. Невозможно переоценить согласованное мнение ученых о важной роли периода обучения в школе для формирования и укрепления здоровья школьников, формирования всесторонне развитой личности, создания базовых положений дальнейшего гармоничного развития ребенка, формирования ценностного отношения к собственному здоровью, стимулирования двигательной активности.

Обучение в начальной школе детей - важный период приобретения социального опыта, который сопровождается сложным периодом адаптации. Снижение возраста начала систематических занятий в школе до шести лет сопровождается проявлением дезадаптации, физической неготовности организма, возникновением осложнений в освоении учебного материала и налаживании социальных отношений в детском коллективе, что создает угрозу повышения уровня заболеваемости детей младшего школьного возраста. Широкий спектр исследований в направлении организационно-методического обеспечения процесса физического воспитания в начальной школе подтверждает общую тенденцию ухудшения состояния здоровья младшеклассников в России и мире.

В настоящее время физическое развитие детей является одним из главных критериев состояния здоровья детской популяции, отражающим влияние эндо- и экзогенных факторов. Организм ребенка находится в процессе непрерывного роста и развития, и нарушение его нормального хода должно расцениваться как показатель неблагополучия в состоянии здоровья, поэтому необходимо получение своевременной информации о физическом развитии подрастающего поколения.

Методы исследования. Оценка физического развития младших школьников в нашем исследовании проходила по критериям, рекомендованным специалистами в данной области. Исследовались:

длина тела, масса тела, обхват грудной клетки в состоянии относительного мышечного покоя, обхват грудной клетки на вдохе, обхват грудной клетки на выдохе.

На основе полученных показателей для получения дополнительной информации рассчитывались следующие показатели: индекс Кетле/или индекс массы тела (ИМТ, кг/м2), информирующий о наличии дефицита массы тела/наличия ожирения; экскурсия грудной клетки (ЭГ), указывающий на размах грудной клетки - низкий, средний, высокий; индекс Эрисмана, (ИЭр), указывающий на пропорциональность развития грудной клетки; показатель гармоничности телосложения (ПГТ), указывающий на конституциональные особенности ребенка - астеник, нормостеник, гиперстеник.

Изучаемые показатели в комплексе дадут полную оценку физического развития ребенка. Принимая во внимание, что уровень здоровья лучше всего коррелирует уровнем физической подготовленности, особенно с аэробными возможностями организма, у младших школьников была проведена оценка уровня развития пяти основных физических качеств - силы, ловкости, скоростно-силовых качеств, гибкости, общей выносливости.

Дополнительно были измерены показатели динамометрии -измерение мышечной силы правой кисти (СКпр), и мышечной силы левой кисти (СКлев), расчета и оценки показателя процентного отношения мышечной силы (сильнейшей руки) к массе тела и показателя процентного отношения мышечной силы (суммы обоих рук) к массе тела.

Для оценки уровня физической подготовленности было выполнено тестирование следующих физических качеств: ловкости (челночный бег 3х10 м), гибкости (наклон вперед из и.п. стоя), общей выносливости (бег 1000 м), силы (подтягивание на низкой перекла-

дине), скоростно-силовых (прыжок в длину с места, поднимание туловища).

Результаты исследования. Оценка физического состояния 350 обучающихся 7-10 лет московских школ в рамках нашего исследования показала, что уровень физических кондиций детей находится на оценке «средний». Зафиксировано снижение функциональных возможностей и способностей системы внешнего дыхания согласно полученных результатов в тестах на оценку экскурсии грудной клетки, индекса Эрисмана. На фоне значительного снижения аэробного потенциала организма (время в тесте на оценку общей выносливости ниже нормированных величин на 15-20%), данная динамика информирует о крайне негативной тенденции.

Негативная тенденция связана с тем, что аэробный потенциал организма является основой общей физической подготовленности человека, условием и залогом высокого уровня здоровья, способности сопротивляться внешним стресс-факторам, в том числе, и инфекционным агентам. Кроме того, от дыхательной системы, ее потенциала зависит здоровье и эффективное функционирование сердечно-сосудистой системы.

Выявленные дисфункции в состоянии здоровья обучающихся требуют коррекции образовательной траектории по предмету «Физическая культура» в сторону увеличения физической нагрузки в целом и увеличения нагрузок аэробной направленности, в частности.

Так как центральная нервная система у младших школьников находится в стадии формирования с выраженными тормозными процессами, очень важно уроки по физической культуре проводить эмоционально насыщенными, то есть физические нагрузки для развития общей выносливости давать не в монотонном режиме (длительный бег), а в игровой форме, в форме квеста, где дети долго двигаются, но часто меняют деятельность.

Особое внимание следует обратить на увеличение двигательной активности детей младшего школьного возраста, для чего также требуется привлекать детей в секционные занятия в системе дополнительного образования, вводить новые физкультурно-оздоровительные направления, включающие использование дыхательных практик и методик с гипоксическими пробами, эффективно влияющих не только на повышение функционального потенциала организма в целом, но и способствующие росту функциональных возможностей респираторной системы.

На основе тестов для оценки физического развития и физической подготовленности обучающихся начального общего образования общеобразовательных организаций г. Москвы был разработан компьютерный продукт - Web-платформа с возможностью интеграции в МЭШ (на основе стандартизированного языка гипертекстовой разметки HTML (HyperText Markup Language), стандартного обобщённого языка разметки по стандарту ISO 8879), способной оценить физическое развитие и уровень физической подготовленности обучающегося согласно возрастных нормативных требований с последующими рекомендациями коррекции проблемных моментов в физическом состоянии средствами физической культуры и создать базу данных, информирующую об уровне физического здоровья обучающихся общего образования московских школ («Программная система для интегральной оценки физического здоровья школьников» Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2021680080 Российская Федерация. № 2021665862: заявл. 11.10.2021: опубл. 07.12.2021) (рис.1).

Анализ различных образовательных онлайн-платформ показал преимущества «Мобильной Электронной Школы» («МЭШ»), которая объединяет в себе не только очень интересный современный контент, включающий большое количество интерактивных заданий,

но и все необходимые инструменты для построения индивидуального образовательного маршрута с использованием технологий мобильного и смешанного обучения, в том числе для одарённых детей и детей с ОВЗ, в очном и дистанционном форматах.

Рисунок 1. Свидетельство о государственной регистрации

программы для ЭВМ Все школы г. Москвы активно используют потенциал «МЭШ» в обучении школьников всех ступеней образования, постепенно приобретая опыт работы с разными возрастными категориями, а также вовлекая родителей в совместную образовательную деятельность. Среда «МЭШ» очень позитивно воспринимается педагогами благодаря, прежде всего, дружественному интерфейсу, легкости в освоении, обширному современному содержанию и инструментам персонализации образования для каждого ученика.

Учителю физической культуры использование компьютерных продуктов оценки физического развития и физической подготовленности обучающихся позволяет выстраивать индивидуальную образовательную траекторию учащегося, своевременно оценивать, анализировать физическое состояние и корректировать образовательный процесс по предмету «Физическая культура».

Алгоритм работы с Web-платФормой■ Доступ к работе с базой данных ограниченный. Прежде чем приступить к работе с сервисом оценки учитель физической культуры должен подключиться к Web-платформе, где в зависимости от уровня полномочий учетной записи, пользователю будет предоставлен различный функционал.

Подключившись к системе, пользователь получает возможность взаимодействия с сервисом оценки физического здоровья учащихся через Web-оболочку, которая в свою очередь представляет собой технологию обратной связи с базой данных (рисунок 2).

Рисунок 2. Внешний вид системы взаимодействия пользователя с базой данных через Web-оболочку

Каждый вариант ответа на вопрос имеет определенный вес, представленный в виде баллов. В зависимости от выбора варианта ответа, система автоматически начисляет различное количество баллов в непосредственной зависимости от выбранных из перечня и/или внесенных вариантов ответов, суммирует начисленные баллы.

Анализ индексов физического развития, физической готовности, функциональной подготовленности, адаптационной готовности школьников рассчитывается автоматически на основе измеряемых показателей (рисунок 3).

Рисунок 3. Внешний вид программы дистанционного тестирования

На основании суммы баллов система оценивает состояние физического здоровья учащихся и формирует сводный документ (рисунок 4).

Рисунок 4. Внешний вид сводного документа

Заключение. Таким образом, созданный Web-сервис оценки физического здоровья станет инструментом привлечения учащихся к физкультурно-спортивной деятельности с учетом их индивидуального уровня физического развития и физической подготовленности, оценивания достижения результатов по предмету «Физическая культура», исходя из индивидуальных физиологических и физических возможностей организма школьника, его установок и стремлений, проявленных в процессе освоения индивидуальной образовательной траектории.

Список литературы:

1. Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Рапопорт И.К., Шубочкина Е.И., Скоблина Н.А., Милушкина О.Ю Популяционное здоровье детского населения, риски здоровью и санитарно-эпидемиологическое благополучие обучающихся: проблемы, пути решения, технологии деятельности // Гигиена и санитария. 2017. - №96(10). - С. 990-995.

2. Сухарева Л.М., Намазова-Баранова Л.С., Рапопорт И.К. Заболеваемость московских школьников в динамике обучения с первого по девятый класс // Российский педиатрический журнал. -2013. -№4. - С. 48-53.

3. Сухарева Л.М., Рапопорт И.К., Поленова М.А. Состояние здоровья московских школьников и факторы, влияющие на его

формирование (лонгитюдное исследование) // Здоровье населения и среда обитания. - 2014. - №3. - С. 28-30.

4. Федорова Е.Ю., Пушкина В.Н., Гернет И.Н., Сизов А.Е. Типовой портрет физической активности обучающихся общеобразовательных организаций Москвы // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2019. - №9 (175). - С.304-309.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.