Мир Науки
Интернет-журнал «Мир науки» ISSN 2309-4265 http://mir-nauki.com/ 2016, Том 4, номер 5 (сентябрь - октябрь) http ://mir-nauki .com/vol4-5. html URL статьи: http://mir-nauki.com/PDF/53PDMN516.pdf Статья опубликована 05.12.2016 Ссылка для цитирования этой статьи:
Коданева Л.Н., Шулятьев В.М., Размахова С.Ю., Рут да Силва Тавариш Мониторинг физического здоровья обучающихся - важный ресурс управления здоровьесбережением // Интернет-журнал «Мир науки» 2016, Том 4, номер 5 http://mir-nauki.com/PDF/53PDMN516.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
УДК 37.371.7
Коданева Любовь Николаевна
ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов», Россия, Москва Старший преподаватель кафедры «Физического воспитания и спорта»
Кандидат педагогических наук E-mail: [email protected]
Шулятьев Владимир Михайлович
ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов», Россия, Москва Заведующий кафедрой «Физического воспитания и спорта» Доктор педагогических наук, профессор E-mail: [email protected]
Размахова Светлана Юрьевна
ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов», Россия, Москва Доцент кафедры «Физического воспитания и спорта» Кандидат биологических наук E-mail: [email protected]
Рут да Силва Тавариш
ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов», Россия, Москва Аспирант кафедры «Физического воспитания и спорта» E-mail: ruthtavares66@hotmail.сom
Мониторинг физического здоровья обучающихся -важный ресурс управления здоровьесбережением
Аннотация. В статье приведены результаты мониторинга физического здоровья обучающихся с помощью комплекса морфологических и физиологических показателей. Мониторинг уровня здоровья с использованием комплекса морфологических и физиологических показателей способствует улучшению здоровья обучающихся, мотивации их к двигательной активности, гармоничному физическому развитию (особенно в условиях повышенных учебных нагрузок и интенсивного процесса обучения).
Данные комплексного мониторинга позволяют обосновать индивидуальные рекомендации по повышению функциональных резервов основных систем организма и укреплению соматического здоровья обучающихся. Комплексный мониторинг наглядно демонстрирует, когда показатели здоровья начинают ухудшаться и какими темпами это происходит.
На основании исходных данных, обучающимся экспериментальных групп были даны рекомендации по повышению функциональных резервов основных систем организма и укреплению соматического здоровья. Установлено, что резервы здоровья и
работоспособности у обучающихся экспериментальных групп к концу учебного года увеличились более значимо, чем у обучающихся контрольных групп.
В целом, результаты исследования свидетельствуют о низком уровне физического и функционального развития обучающихся младших классов, сниженной способности их организма к мышечной деятельности, что может привести к возникновению и развитию патологии. Полученные данные указывают на необходимость оптимизации образовательного процесса в начальной школе.
Ключевые слова: здоровье обучающихся; физическое развитие; функциональные возможности организма; физическая культура
Для обоснования профилактических мероприятий и укрепления здоровья детей и подростков средствами физического воспитания важным является изучение состояния их здоровья. В соответствии с состоянием здоровья, определяется оптимальная физическая нагрузка, являющаяся основным условием достижения оздоровительного эффекта. Изучение состояния здоровья имеет большое значение и при динамических наблюдениях, так как позволяет выявить положительные и отрицательные изменения в состоянии здоровья, происходящие под влиянием занятий физическими упражнениями.
Понятие «здоровье» не имеет четкого определения, количественно измерить его сложно. С.М. Громбах в 1973 году для оценки здоровья детей и подростков предложил использовать четыре критерия: наличие или отсутствие в момент обследования хронических заболеваний, уровень функционирования основных систем организма, степень сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям, уровень достигнутого физического развития и степень его гармоничности [3].
А.Г. Сухарев в 1991 году, конкретизировав эти критерии, для оценки здоровья предложил использовать три критерия: наличие хронических заболеваний и физических дефектов, степень резистентности организма; соответствие процесса роста и развития биологическим законам и социальным потребностям общества; достигнутый уровень физической работоспособности, отражающий функциональные возможности организма [7].
Понятие «количество здоровья», определяющее резервные возможности организма, ввел Н.М. Амосов. По его мнению, здоровье - это максимальная производительность органов при сохранении качественных пределов их функций [1].
Концепция первичной профилактики заболеваний, основанная на количественной характеристике уровня соматического здоровья человека, предложена Г.Л. Апанасенко. В основе этой концепции лежит биологическая закономерность, которая заключается в том, что существует порог энергопотенциала (резерва) организма выше которого у людей практически не регистрируются соматические заболевания. Ниже этого порога (когда исчерпаны резервные возможности организма) вначале действуют эндогенные факторы риска, а затем развиваются хронические заболевания [2].
Физическое развитие, уровень функциональных возможностей организма и состояние здоровья находятся в прямой зависимости. Систематически занимаясь физкультурой, повышая функциональные возможности, обучающиеся повышают потенциал своего здоровья. При снижении двигательной активности снижаются функциональные возможности сердечнососудистой, дыхательной и других систем организма, что негативно отражается на здоровье.
Адаптационный потенциал является показателем взаимосвязи двух понятий: «здоровье» и «болезнь». Мнение о том, что адаптационные возможности организма определяют уровень индивидуального здоровья, является общепризнанным.
Проблема оценки состояния здоровья детей и подростков требует постоянного совершенствования методических приемов. Для массовых исследований необходимо внедрять доступные и эффективные диагностические методы, повышать их надежность и информативность [4].
Традиционно для оценки эффективности занятий физическими упражнениями применяются следующие показатели: тестирование двигательных качеств, измерение антропометрических показателей, функциональные пробы отдельных физиологических реакций [5, 6].
Мы считаем, что необходим комплексный подход в определении адаптационных резервов организма обучающихся и предлагаем проводить мониторинг уровня здоровья и физической подготовленности, используя комплекс морфологических и физиологических показателей:
• индекс Кетле - характеризует степень гармоничности физического развития и телосложения;
• окружность грудной клетки (ОГК) - важный показатель физического развития;
• жизненная емкость легких (ЖЕЛ) - показатель функциональных возможностей органов дыхания;
• частота сердечных сокращений (ЧСС) в покое - характеризует напряженность работы сердца и сердечно-сосудистой системы (ССС) в целом;
• систолическое и диастолическое давление - характеризует функциональное состояние сердечно-сосудистой системы;
• тест Руфье - характеризует уровень адаптационных резервов кардио-респираторной системы;
• проба Штанге - отражает функциональное состояние дыхательной системы;
• проба Ромберга - оценивает координационно-двигательную функцию нервной системы;
• зрительно-двигательная реакция - позволяет определить время простой двигательной реакции и длительность проведения нервного возбуждения через нервные центры;
• наклон вперед - упражнение, позволяющее оценить гибкость позвоночника (ухудшение подвижности позвоночника может привести к нарушению эффективности нервно-регуляторных процессов, работы органов и жизненно важных систем организма);
• сгибание и разгибание рук в упоре лежа, прыжок в длину с места, поднимание туловища из положения лежа на спине в положение сидя - упражнения, позволяющие оценить функциональную работоспособность мышц плечевого пояса, ног и брюшного пресса.
Цель исследования: оценить резервы здоровья и работоспособности обучающихся с помощью комплекса морфологических и физиологических показателей и оценить его эффективность.
Материалы и методы. Исследование было проведено на базе школы №360 города Москвы в динамике учебного года. Объектом исследования явились 182 обучающихся 6-10 лет, в том числе 96 мальчиков и 86 девочек. К экспериментальным группам (ЭГ) было
53РБМ№16
Мир Науки
отнесено 96 обучающихся: 51 мальчик и 45 девочек из «А» классов, 86 обучающихся были отнесены к контрольным группам (КГ): 45 мальчиков и 41 девочка из «Б» классов. Полученные в результате исследования данные сравнивались с возрастно-половыми нормативными значениями и оценивались по 5 балльной системе: низкие - 1 балл; ниже средних - 2 балла; средние - 3 балла; выше средних - 4 балла; высокие - 5 баллов.
Средние исходные показатели здоровья и работоспособности у обучающихся контрольных и экспериментальных групп не имели достоверных различий (р>0,05).
На основании исходных данных, обучающимся ЭГ были даны рекомендации по повышению функциональных резервов основных систем организма и укреплению соматического здоровья: в рацион питания включить больше овощей и фруктов; отказаться от вредных привычек; соблюдать режим учебы и отдыха; больше находиться на свежем воздухе; спать не менее 8 часов в сутки; ежедневно выполнять утреннюю гимнастику; выполнять упражнения общей физической подготовки для развития функций всех систем организма.
Если у обучающегося невысокие показатели ССС, то главной целью занятий физическими упражнениями должно быть повышение уровня функционального состояния именно этой системы. Низкий уровень резервов ССС в дальнейшем может стать причиной развития серьезных заболеваний сердца, сосудов и других органов и систем. На ССС положительное влияние оказывают физические упражнения невысокой интенсивности (в аэробном режиме), выполняемые в равномерном темпе.
Результаты исследования. Установлено, что показатели здоровья и работоспособности у обучающихся в ЭГ к концу учебного года увеличились более значимо, чем у обучающихся в КГ (рисунок 1).
5 4,5 4
3,5 3
2,5 2 1,5 1
0,5 0
КГ в конце исследования ■ ЭГ в конце исследования ■Исходные данные
1 классы
2 классы
3 классы
4 классы
Рисунок 1. Динамика показателей здоровья в процессе исследования (разработано авторами)
Показатели здоровья у обучающихся экспериментальных и контрольных групп имеют статистически значимые различия. Показатели в ЭГ достоверно выше (р<0,05).
Анализ результатов исследования показал, что у девочек 1 -го класса в ЭГ показатели здоровья увеличились на 4%, у мальчиков остались на прежнем уровне. В КГ и у мальчиков, и у девочек показатели здоровья снизились на 8%. Снижение показателей здоровья можно объяснить процессом адаптации организма обучающихся 1-х классов к условиям образовательной организации. Показатели здоровья у обучающихся 1 -х классов в контрольной и экспериментальной группах соответствуют значениям ниже средних.
У девочек 2-го класса в ЭГ показатели здоровья увеличились на 7%, у мальчиков - на 26%. В КГ и у мальчиков, и у девочек показатели здоровья остались на прежнем уровне. Показатели здоровья во 2-х классах у мальчиков в ЭГ соответствуют средним значениям, у
девочек в экспериментальной и контрольной группах, а так же у мальчиков в КГ соответствуют значениям ниже средних.
У девочек 3-го класса в экспериментальной и контрольной группах показатели здоровья увеличились на 10%, у мальчиков - на 18% и 7% соответственно. Показатели здоровья в 3-х классах и у мальчиков, и у девочек в экспериментальной и контрольной группах соответствуют средним значениям.
У девочек 4-го класса в ЭГ показатели здоровья снизились на 7%, у мальчиков увеличились на 18%. В КГ и у мальчиков, и у девочек показатели здоровья снизились на 14% и 11% соответственно. Показатели здоровья в 4-х классах у мальчиков в ЭГ соответствуют средним значениям, у девочек в экспериментальной и контрольной группах, а так же у мальчиков в КГ соответствуют значениям ниже средних.
Снижение показателей здоровья в 4-х классах объясняется интенсификацией процесса обучения. В течение учебного года Московским центром качества образования (МЦКО) в этих классах проводились независимые диагностические работы практически по всем предметам.
Анализ результатов мониторинга физического и функционального состояния младших школьников в конце исследования показал, что отличный уровень резервов здоровья и работоспособности не зафиксирован ни у одного обучающегося начальной школы. Оценка уровня здоровья обучающихся экспериментальных и контрольных групп представлена в таблице (таблица 1).
Таблица 1
Оценка уровня здоровья обучающихся ЭГ и КГ в конце исследования
(разработано авторами)
классы
Оценка уровня здоровья 1 А 1 Б 2 А 2 Б 3 А 3 Б 4 А 4 Б
п=29 п=18 п=22 п=22 п=22 п=24 п=23 п=22
% % % % % % % %
отличный уровень резервов здоровья и работоспособности - - - - - - - -
хорошее функциональное состояние,
высокий уровень резервов здоровья и работоспособности 6,9 - 9,1 - 13,7 8,3 8,7 -
удовлетворительный уровень резервов здоровья и работоспособности 34,5 27,8 50,0 27,3 45,4 41,7 34,8 13,6
Неудовлетворительный уровень
резервов здоровья, наличие нескольких слабых систем 51,7 55,5 40,9 68,2 40,9 41,7 52,2 63,6
жизнеобеспечения ограничивают работоспособность
низкий уровень резервов здоровья и работоспособности 6,9 16,7 - 4,5 - 8,3 4,3 22,8
Таким образом, результаты исследования свидетельствуют о низком уровне физического и функционального развития обучающихся младших классов, сниженной способности их организма к мышечной деятельности, что может привести к возникновению и развитию патологии.
53РВМ№16
Полученные данные указывают на необходимость оптимизации образовательного процесса в начальной школе.
Выводы. Мониторинг уровня здоровья с использованием комплекса морфологических и физиологических показателей способствует улучшению здоровья обучающихся, мотивации их к двигательной активности, гармоничному физическому развитию (особенно в условиях повышенных учебных нагрузок и интенсивного процесса обучения).
Данные комплексного мониторинга позволяют обосновать индивидуальные рекомендации по повышению функциональных резервов основных систем организма и укреплению соматического здоровья обучающихся.
Комплексный мониторинг наглядно демонстрирует, когда показатели здоровья начинают ухудшаться и какими темпами это происходит.
ЛИТЕРАТУРА
1. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. - М.: Физкультура и спорт, 1987. - 102 с.
2. Апанасенко Г.Л. Эволюция биоэнергетики и здоровье человека. - СПб.: МГП «Петрополис», 1992. - 68 с.
3. Громбах С.М. Оценка здоровья детей и подростков при массовых осмотрах // Вопросы охраны материнства. - 1973. - т. 18. №7. - С. 3-7.
4. Коданева Л.Н. Повышение эффективности физического воспитания учащихся общеобразовательных учреждений // Здоровьесберегающее образование. 2011. -№5 (17). - С. 106-110.
5. Ланда Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности: учебное пособие. - М.: Советский спорт, 2006. - 208 с.
6. Макеева В.С., Осипенко Е.В., Пушкина В.Н. Мониторинг физического состояния школьников и студентов: учебное пособие. М.: РадиоСофт. - 2016. -320.
7. Сухарев А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. - М.: Медицина, 1991. - 272 с.
Kodaneva Lubov Nikolaevna
Peoples' friendship university of Russia, Russia, Moscow
E-mail: [email protected]
Shulyatev Vladimir Mikhaylovich
Peoples' friendship university of Russia, Russia, Moscow E-mail: [email protected]
Razmahova Svetlana Yur'evna
Peoples' friendship university of Russia, Russia, Moscow E-mail: [email protected]
Ruth de Silva Tawares
Peoples' friendship university of Russia, Russia, Moscow E-mail: [email protected]
Monitoring the physical health of students is an important resource management health care
Abstract. The article presents the results of monitoring the physical health of students by using a range of morphological and physiological parameters. Monitoring of level of health using a range of morphological and physiological parameters contributes to better health of students, their motivation to physical activity, harmonious physical development (especially in conditions of high training loads and intensive learning process).
The data integrated monitoring allows to prove the individual recommendations for increasing the functional reserves of the major systems of the body and strengthening of somatic health of students. Comprehensive monitoring demonstrates that the level of health begin to deteriorate and at what rate this occurs.
On the basis of the initial data of experimental groups students were given guidelines for improving functional reserves of the major body systems and strengthening of somatic health. It is established that the reserves of health and performance among students of experimental groups at the end of the school year increased more significantly than schoolchild in the control groups.
Overall, the results of the study indicate a low level of physical and functional development of pupils of elementary grades, a decreased ability of their body to muscular activity, which can lead to the emergence and development of pathology. The data obtained indicate the need of optimization of educational process in primary school.
Keywords: health of students; physical development; functional capabilities of the body; physical culture