Научная статья на тему 'Web 3. 0 в сфере электронной коммерции'

Web 3. 0 в сфере электронной коммерции Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY-NC-ND
885
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
WEB 3.0 / УМНАЯ КОММЕРЦИЯ / ЭЛЕКТРОННАЯ КОММЕРЦИЯ / SMART COMMERCE / E-COMMERCE

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Комаров М. М., Тестова А. Ю.

В данной статье рассматривается понятие концепции Web 3.0, приводится описание основных предлагаемых определений. Проанализирована взаимосвязь и специфика Web 3.0 относительно применения в электронной коммерции. Проведен обзор решений применяемых в бизнесе на сегодняшний день, а так же даются прогнозы по использованию Web 3.0 в бизнесе в будущем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WEB 3.0 IN E-COMMERCE

In this work different definitions of the Web 3.0 concept are presented. The main principles of the Web 3.0 are explained. There is also presented analysis and specific issues of the Web 3.0 and it’s implementation for e-commerce. There are proposed some case-studies and short overview of implemented solutions and also future prognoses are proposed at the end of the paper.

Текст научной работы на тему «Web 3. 0 в сфере электронной коммерции»

ДОЕВ 3.0 В СФЕРЕ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ

М.М. Комаров,

кандидат технических наук, преподаватель кафедры инноваций бизнеса в сфере информационных технологий Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»

А.Ю. Тестова,

студентка магистратуры Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» E-mail: mkomarov@hse.ru, altestova@gmail.com Адрес: г. Москва, ул. Кирпичная, д. 33/5

В данной статье рассматривается понятие концепции Web 3.0, приводится описание основных предлагаемых определений. Проанализирована взаимосвязь и специфика Web 3.0 относительно применения в электронной коммерции. Проведен обзор решений применяемых в бизнесе на сегодняшний день, а так же даются прогнозы по использованию Web 3.0 в бизнесе в будущем.

Ключевые слова: WEB 3.0, умная коммерция, электронная коммерция.

1. Введение

Понятие Web 3.0 появилось несколько лет назад как определение нового поколения Web, следующего за эпохой социальных сетей. Идеи, формирующие данную концепцию, на первый взгляд кажутся фантастическими, однако в настоящее время уже происходит их активная практическая реализация, как в сфере развития сети Интернет в целом, так и в области электронной коммерции в частности.

2. Состав концепции Web 3.0

На сегодняшний день существует достаточно много концепций, объясняющих природу понятия Web 3.0. Подобные концепции было бы корректно разделить на три большие группы: технические (описывающие аппаратно-программную среду и стандарты Web 3.0), технологические (описывающие использующиеся в Web 3.0 технологии) и философские (дающие общую схему функционирования бизнес-моделей в среде Web 3.0 безотносительно

Рис. 1. Основные концепции Web 3.0

конкретной технологии или же с минимальным ее описанием). Примеры подобных концепций приведены на рис. 1. Стоит отметить, что все названия на рис. 1, как и само разделение в целом, условны.

Как показано на рис. 1, одно из технических описаний Web 3.0 дается исследователем проекта WPI Марчело Диас де Аморимом: «Мы предлагаем надежный, гибкий, оптимизированный и более чем дружественный пользователю набор стандартов. Это означает, что каждый пользователь, вне зависимости от его локации, может сформировать сеть с ближайшими устройствами без какой-либо предварительной технической экспертизы и тому подобного» [1]. Понятию технологической концепции отвечает теория директора консорциума W3C Тима Бернерса-Ли, определившего Web 1.0 как «Web только для чтения» (поиск информации и ее потребление), Web 2.0 как «Web для чтения и письма» (способность пользователей делиться контентом и взаимодействовать друг с другом) и, наконец, Web 3.0 как «Web для чтения, письма и практического исполнения» (под исполнением понимается в данном случае семантическая разметка текста на основе понятия семантического Web и Web-сервисы на базе программных интерфейсов приложения — API ) [2].

К «переходным» описаниям стоит отнести концепцию Сраманы Митры, технологического предпринимателя и стратегического консультанта из Кремниевой Долины. По ее словам, Web 3.0 это совокупность контента, коммерции, сообществ, контекста, персонализации (философская составляющая) и вертикального поиска (технологическая составляющая) [3]. Наконец, полностью философской можно назвать концепцию Теда Хоу, старшего вице-президента United Health Group (в прошлом старшего вице-президента проекта Digital River)[2].

Согласно его теории, Web 3.0 базируется на множественных широковещательных сетях и в качестве основного преимущества будет предоставлять существенную эксплуатационную полезность. Для достижения этой цели, согласно автору концепции, Web 3.0 придется придерживаться парадигмы муль-типлатформенности технологий [2].

3. «Умная коммерция»

Концепция Web 3.0 в сфере электронной коммерции в настоящее время связана также с понятием «smart commerce» — умной коммерции. Под ней обычно понимается так называемая социальная коммерция и интернет вещей. Социальная коммерция — явление в настоящее время более распространенное в силу того, что моделирование социальных практик (Social Experience Design, SXD) является сейчас одним из передовых направлений развития информационных технологий [4]. Основными характеристиками социальной коммерции является высокое вовлечение пользователей в процесс формирования пользовательского предложения.

Социальная коммерция базируется на следующих основных принципах: люди склонны больше доверять потребительскому предложению, сформированному под воздействием мнений реальных людей, имеющих практический опыт потребления продукта/услуги. При этом вероятность потребления усиливается, если мнение принадлежит близкому или просто знакомому человеку (в случае релевантности отношений условиям потребительского предложения), что тем самым стимулирует экспоненциальный рост скорости продаж [5]. Таким образом, социальная коммерция активно использует генерируемый пользователями контент.

Однако будущее электронной коммерции лежит в сфере генерации контента не пользователями, но самими товарами/услугами, что является центральной идеей концепции интернета вещей. Согласно данной теории образы предметов в сети и их физические представления не связываются посредством контента, генерируемого людьми, но способны сами создавать требуемый контент [5]. Технологически указанная идея может быть реализуема с использованием семантического Web, что не противоречит концепции Web 3.0.

4. Примеры компаний

В настоящее время не существует примеров Интернет-ресурсов в области электронной коммерции, полностью отвечающих вышеуказанным требованиям. Однако, существует ряд ресурсов, имеющих высокий потенциал «дорасти» до Web 3.0 в недалеком будущем. К ним относятся компании, широко использующие сочетание контекстноориентированного предложения и вертикального поиска, такие как, например, онлайновый ювелирный магазин В1ие№1е, музыкальный ресурс БИее^ Миз1сР1из или торговая площадка еБтаЛБИор [3].

5. Использующиеся технологии

По мнению аналитиков Gatrner [6], тремя основными технологиями, приближающими компании в сфере электронной коммерции к процветанию в эпоху Web 3.0, являются:

■ф’ программируемые пользователем микроконтроллеры;

■ф- рЯ-коды;

•ф микроблоги.

Все эти элементы относятся к разным областям ИТ, однако именно они должны быть в той или иной степени включены в сферу внимания современных компаний для получения конкурентного преимущества в эпоху Web 3.0 [6]. Так, программируемые пользователем микроконтроллеры, примером которых служит микроконтроллер Агёшпо, могут использоваться не только для инноваций в сфере наращивания функционала аппаратного обеспечения, но и для повышения технологической оснащенности процессов ведения электронного бизнеса [6]. Поскольку программируемый пользователем микроконтроллер содержит системы сбора информации из внешней среды (видео- и

аудиорегистраторы, сенсоры чувствительности) и систему передачи данных по каналам связи, регулирующиеся контрольной программой на относительно простом языке программирования, схожим с JavaScript, подобные микроконтроллеры могут быть использованы для оперативного контроля ситуации в точках выдачи товаров и при их доставке (например, для оценки общей загрузки сотрудников, не снабженных корпоративными компьютерами или мобильными устройствами). Это может существенным образом и с минимальными затратами улучшить работу тех участков в цепи электронной коммерции, которые в силу особенностей бизнеса, ведутся оффлайн.

Использование макроблогов также способствует популяризации бизнеса в сфере Web 3.0 [6]. При этом, в данной концепции речь идет не о блогах, создаваемых пользователями, но о микроблогах, генерируемых вещами. Идея сообщений фиксированной длины в сочетании с использованием технологии программируемых пользователем микроконтроллеров рождает для покупателя в сфере электронной коммерции возможность в реальном времени получать информацию от «товара». Это особенно актуально в вопросе доставки товаров оффлайн на большие расстояния — используя подобную технологию (в формате оснащения транспортного перевозки товаров микроконтроллерами), компания-продавец сможет предоставить покупателю возможность отследить процесс доставки выбранного продукта в реальном времени в формате коротких твитов или смс-сообщений. Данная технология может помочь увеличить зону покрытия компании и привлечь клиентов из удаленных географических пунктов, снизив их степень недоверия электронной коммерции.

Для тех предприятий, которые в настоящее время еще не готовы внедрять в свои бизнс-процессы технологии управляемых пользователем микроконтроллеров и микроблогов, анатилики Gartner предлагают более широко использовать технологию QR-кодов, которая логически также не прти-воречит концепции Web 3.0 и поможет облегчить переход компаний в новую Интернет-эру [6]. Сама идея распознаваия товара по QR-коду и его широкое использование в электронной коммерции не являются нововведением, однако данная технология «активно готовит компании к эре, когда методики распознавания изображения без помощи QR-кода будут внедряться во все смартфоны и мобильные устройства» [6]. Этот переходный этап

помнению аналитиков должен быть особенно интересен предстваителям электронного бизнеса, так как, с одной стороны, поможет сформировать и/ или перестроить базовые бизнес-процессы компании применительно к будущим технологическим нововведениям, а с другой стороны имеет сравнительно небольшие издержки, поскольку снабдить товар соответствующим рЯ-кодом можно практически бесплатно.

6. Преимущества Web 3.0 для бизнеса

Благодаря применению принципов Web 3.0 в сфере электронной коммерции компания может достичь выдающихся результатов в ряде ключевых бизнес-направлений:

♦ закупки и поставки;

♦ продажи и продвижение;

♦ сервис;

♦ рыночная позиция.

В отношении закупок применение приципов Web 3.0 связано в основном с использованием вышеописанных технологий (микроконтроллеры, микроблоги, рЯ-коды) для контроля трекинга доставляемых товаров, их количества и состояния, отслеживания текущей ситуации в режиме реального времени в масштабе предприятия. Например, благодаря подобным технологиям, данные со складов компании (степень загрузки скалада, количество товара) могут поступать в информационную систему предприятия автоматически. Точно так же без участия человека может производиться и последующий анализ текущего состояния с принятием проактивных решений по формированию новых заказов.

Данные процессы релевантны не только тем компаниям в сфере электронного бизнеса, которые имеют собственные складские помещения, но и предпрятиям, осуществляющим доставку товара покупателю (самостоятельно или через посредника), так как все вышеуказанное справедливо и для трекинга поставок. При этом компания 1ВМ, проана-лизироваавшая более 650 цепей закупок и поставок компаний в сфере электронной коммерции, отмечает, что для руководства компаний приоритетными в данных вопросах являются высокая прозрачность, возможность отслеживать процесс в режиме реального времени и итеграция с контрагентами [7]. Все эти вопросы могут быть решены с применением принципов Web 3.0, что, по мнению аналитиков, по-

может в свою очередь повысить уровень удовлетворенности конечных покупателей до 100% [7].

Сами продажи, в свою очередь, могут возрасти не только благодаря повышению удовлетворенности покупателя процессами доставки товара, но и с помощью улучшенных схем продвижения продукта, так как в эпоху Web 3.0 и умной коммерции «бизнес следует за потребителем» [7]. В данном случае это означает возможность формирования точки продаж из любого выбранного пользователем ресурса (вне зависимости от того, имеет ли сам этот ресурс коммерческую направленность). Данная возможность может быть реализована в том числе за счет описанного выше принципа генерации контента между вещами и образами вещей в Интернет. Так, изображение продукта в Интернет в эпоху Web 3.0 будет сопровождаться достаточным количеством информации и перекрестных ссылок для того, чтобы пользователь, заинтересовавшийся им в соцсети, блоге, на информационном портале, мог получить исчерпывающую информацию о характеристиках товара и возможности его приобретения, не прибегая к самостоятельному поиску.

Постпродажное обслуживание и сервис в эпоху Web 3.0 также будет в качестве исходных данных опираться на контент, генерируемый самими товарами, и последующую расширенную аналитику. Такие данные позволят получать информацию о постпродажной эксплуатации товара и необходимой поддержке без активного участия пользователя. Данные, в настоящее время собираемые компаниями посредством добровольного анкетирования, телефонной поддержки и опросов, будут генерироваться автоматически и обеспечат большую репрезентативность, более высокую точность и, как следствие, более качественый постпродажный сервис [7].

В сущности, принципы Web 3.0 непосредственно влияют на три из четырех элементов широко применяющейся в маркетинге теории планирования 4Р (продукт, каналы распространения, продвижение). На цену (четвертый элемент) принципы Web 3.0 могут повлиять только опосредованно, как следствие сочетания расширенной аналитики, снижения рисков за счет технологических улучшений в системах закупок и поставок, повышения лояльности пользователей в результате качественного послепродажного сервиса, увеличения точек продаж и растущей конкурентной борьбы в сегменте электронной коммерции. Стоит, однако, отметить, что в целом стоимость ряда существующих технологий,

в большей или меньшей степени позволяющих реализовать указаные возможности, будет неуклонно снижаться, что демонстрирует табл. 1 [8]. Данный тренд также сможет опосредованно уменьшить возможные совокупные затраты компаний на перестройку инфраструктуры в эпоху 3.0.

Таблица 1.

Снижение средней рыночной стоимости ряда технологических компонентов, ускоряющих возможность реализации Web 3.0

Технология Средняя цена в 2010 г., долл. Средняя прогнозируемая цена в 2015 г., долл.

Базовый 8-битный микроконтроллер с флеш-памятью 1.00 0.85

Сенсор (датчик перегрузки) 1.50 1.00

Камера (1,8 МП) 1.80 1.20

Микрофон 1.20 1.00

СО о_ О 1.25 0 .7 0.

Источник: Gartner G00219514 ‘Falling cost of components will help drive the pervasiveness of the internet of things’oT 03.11.2011.

7. Заключение

^ЬЬ 3.0 — грядущая Интернет-эра, идущая за эпохой «социального» 2.0. ^ЬЬ 3.0 характеризуется

широким использованием семантической разметки текста в сети и активной генерацией контента товарами/услугами и их образами в сети Интернет.

Комапнии в сфере электронного бизнеса, имеющие высокий потенциал остаться конкурентоспособными в эпоху Web 3.0, характеризуются вертикальным поиском и контекстноориентированным предложением. В качестве первого шага по перестройке корпоративных бизнес-процессов в направлении соответствия принципам Web 3.0 аналитики советуют компаниям активнее использовать технологии рЯ-кодов, которые могут быть поддержаны впоследствии программируемыми пользователем микроконтроллерами и микроблогами. Стоимость данных решений невысока как сама по себе, так и в сочетании с другими существующими технологиями и продолжит снижаться вплоть до 2015 г. Электронная коммерция в эпоху Web 3.0 претерпит качественные изменения по всем направлениям маркетинговой теории планирования 4Р. ■

Литература

1. CORDIS.europa.eu. [Электронный ресурс] // CORDIS.europa.eu: официальный сайт европейской инициативы Community Research and Development Information Service URL: http://cordis.europa.eu/ ictresults/index.cfm?section=news&tpl=article&BrowsingType=Features&ID=89453&highlights=Web+3;0 (дата обращения:

2. Getting B. Basic Definitions: Web 1.0, Web 2.0, Web 3.0. [Электронный ресурс]// Practical Ecommerce: электрон. журн., 18.04.2007 URL: http://www.practicalecommerce.com/articles/464-Basic-Definitions-Web-1-0-Web-2-0-Web-3-0 (дата обращения: 05.05.2012).

3. Mitra S. Retailers: Embrace Web 3.0.[Электронный ресурс] // Forbes.com: электрон. журн., 12.04.2009 URL: http://www.forbes.com/2009/12/03/Web3-blue-nile-intelligent-technology-retail.html (дата обращения: 05.05.2012).

4. Aldes R. Social experience design is becoming a new imperative // Gartner top trends 2012, 27.07.2011, G00214094.

5. Marsden P. The future of social commerce as smart commerce or recreational commerce? [Электронный ресурс] // Social Commerce Today: электрон. журн., 03.03.2011 URL: http://socialcommercetoday.com/the-future-of-social-commerce-as-smart-commerce-or-recreational-commerce/ (дата обращения: 28.05.2012).

6. Raskino M., LeHong H. Exploit the democratization of the internet of things // Gartner top trends 2012, 09.12.2011, G00219510.

7. IBM.com [Электронный ресурс] // IBM.com: официальный сайт компании IBM URL: http://www.ibm. com/smarterplanet/us/en/smarter_commerce/overview/ (дата обращения: 05.05.2012)

8. Ully J., LeHong H. Falling cost of components will help drive the pervasiveness of the internet of things // Gartner top trends 2012, 03.11.2011, G00219514.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.