Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право; гражданский процесс; арбитражный процесс
УДК 347.214 ББК 67.400.3
DOI 10.24411/2073-3313-2018-10099
ВЗЫСКАНИЕ КОММУНАЛЬНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ ЗА ФАКТИЧЕСКИ НЕ ОКАЗАННЫЕ УСЛУГИ
Антон Александрович ШИРКИН, старший научный сотрудник НИЦ-1 ФКУ НИИ ФСИН России, кандидат юридических наук E-mail: seadas@yandex.ru
Научная специальность по публикуемому материалу: 12.00.03 — гражданское право;
предпринимательское право; семейное право; международное частное право
Аннотация. Актуальность темы исследования обусловлена проблемами в регулировании правоотношений в области жилищно-коммунального хозяйства, являющихся одной из причин социальных конфликтов в обществе.
В статье рассмотрен вопрос о необходимости оплаты коммунальных услуг даже в случаях их неполучения собственником жилых помещений. Рассмотрены противоречия действующего законодательстве.
Сделаны выводы об отсутствии правового инструментария для реализации интересов и защиты прав собственников в представленной ситуации.
Ключевые слова: водоснабжение, ЖКХ, право владения, судопроизводство, собственник.
Annotation. The relevance of the research topic due to problems in the regulation of legal relations in the field of housing and communal services, which are one of the causes of social conflicts in society.
In the article the question on necessity of payment of utility services even in cases of non-submission of the owner of the residential premises. Considered existing law controversy.
Conclusions about the absence of legal instruments for the realization of the interests and protection of the rights of the owners in the present situation.
Keywords: water supply, housing and communal services, ownership, legal proceedings, owner.
В статье рассматривается ситуация, когда управляющая компания (далее — ТСЖ) предъявляет исковые требования к жильцу многоквартирного дома, являющегося собственником жилого помещения (квартиры), с иском о взыскании суммы задолженности по оплате тепловой энергии (горячего водоснабжения на общедомовые нужды). Собственниками помещений (квартир) избран способ управления многоквартирным домом — управление товариществом собственников жилья.
В многоквартирном доме имеется общедомовой прибор учета тепловой энергии, в квартирах данного дома — индивидуальные приборы учета тепловой энергии, за исключением шести квартир. Общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии не имеется.
В рассматриваемом нами случае индивидуальный прибор учета тепловой энергии (горячего водоснабжения) не установлен, а кран горячей воды опломбирован 14 августа 2014 г., что подтверждается соответствующим актом от
ЗАКОН И ПРАВО • 08-2018
14 августа 2014 г. Данное обстоятельство не помешало ТСЖ заявить требования к собственнику вышеуказанной квартиры о взыскании суммы задолженности по оплате тепловой энергии (горячее водоснабжение на общедомовые нужды) за период с 1 января 2013 г. по 30 июня 2016 г. в размере 4125 руб. 68 коп.
Возражая на заявленные требования, собственник квартиры ссылается на то, что он услугами ТСЖ по горячему водоснабжению не пользуется, и в этом многоквартирном доме отсутствуют водосливные краны горячей воды в местах общего пользования, а также отсутствуют несанкционированные врезки по горячей воде, т.е. фактически горячая вода на общедомовые нужды не используется. В связи с этим собственник полагает, что он не должен оплачивать тепловую энергию (горячее водоснабжение на общедомовые нужды). Кроме того, необходимо учитывать индивидуальные особенности многоквартирного жилого дома, то, что дом не оборудован кранами в помещениях общего пользования (подвал, подъезд, чердак) и, как следствие, отсутствует использование горячего водоснабжения на общедомовые нужды. Для уборки подъезда жильцы используют воду, которую берут у себя в квартире.
Однако однозначная с точки зрения трактовки Гражданского кодекса Российской Федерации ситуация, в которой отсутствует обязанность оплачивать не оказанные услуги, вступает в противоречие с нормами жилищного законодательства.
Согласно ч. 4.1 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ) собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены ЖК РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно ч. 4.1 ст. 37 ЖК РФ доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.
В соответствии с ч. 1 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. При этом обязанность по
внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение с учетом правила, установленного ч. 3 ст. 169 ЖК РФ (п. 5 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ ).
Согласно ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний приборов учета, а при их отсутствии — исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
На основании ч. 4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее — ПП-354) утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее — Правила).
Согласно п. 40 указанных Правил потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
Потребитель коммунальной услуги по отоплению вносит плату за эту услугу совокупно, без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом (нежилом) помещении и плату за ее потребление на общедомовые нужды.
Потребитель коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, произведенной и предоставленной исполнителем потребителю при отсутствии централизованных систем теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, вносит общую плату за такую коммунальную услугу, рассчитанную в соответствии с п. 54 настоящих Правил и включающую как плату за коммунальную услугу, предоставленную
ЗАКОН И ПРАВО • 08-2018
потребителю в жилом или в нежилом помещении, так и плату за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды.
Расчет размера платы за общедомовые нужды сопряжен с появлением так называемых небалансов (сверхнормативное потребление, потери в сетях и др.), которые также подлежат оплате.
Пунктом 13 Приложения № 2 вышеуказанных Правил установлена формула расчета объема (количества) горячей воды, газа, сточных бытовых вод и электрической энергии, предоставленного за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета соответствующего вида коммунального ресурса.
Согласно указанной формуле собственники жилых помещений в многоквартирном доме оплачивают объем коммунальных ресурсов (горячее водоснабжение), предоставляемых на общедомовые нужды пропорционально площади принадлежащих им помещений от общей площади многоквартирного дома.
Таким образом, можно предположить, что собственник квартиры, расположенной в многоквартирном доме, в силу указания закона обязан нести расходы по содержанию общего имущества и расходов на коммунальные услуги независимо от наличия у него расходов на содержание помещения, находящегося у него в индивидуальной собственности. Для возложения обязанности по оплате расходов по содержанию общего имущества и по оплате коммунальных услуг, потребленных в местах общего пользования, обстоятельством, имеющим правовое значение, является сам факт расположения квартиры ответчика в многоквартирном доме.
В то же время п. 45 ПП-354 регламентирует, что если объем коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, составит ноль, то плата за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за такой расчетный период потребителям не начисляется.
Рассматривая складывающуюся судебную практику по данной тематике, мы приходим к выводу, что задолженности по коммунальным платежам, образующиеся в случаях, схожих с выше представленным, подлежат взысканию с собственников жилых помещений.
Таким образом, можно констатировать, что в законодательстве присутствует коллизия, позволяющая взыскивать с владельцев квартир коммунальные услуги на общедомовые нужды, которые фактически не тратятся на общедомовые нужды, а тратятся собственниками квартир, не имеющими счетчиков.
Библиографический список
1. Жилищный кодекс РФ // СПС «Консультант Плюс»
2. Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» // СПС «Консультант Плюс»
3. Решение и.о. мирового судьи судебного участка № 2 в Борисоглебском судебном районе Воронежской области от 02.09.2016 г. № 2-538/ 2016 // http://borisogl2.vrn.msudrf.ru/modules. рИр?п ame=sud_delo&op=sd&number= 36437531 &delo_id=1540005 (Дата обращения: 22.06.2018)
ЗАКОН И ПРАВО • 08-2018