Научная статья на тему 'ВЗИМАНИЕ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ ПРИ ПЕРЕМЕЩЕНИИ ТОВАРОВ ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ'

ВЗИМАНИЕ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ ПРИ ПЕРЕМЕЩЕНИИ ТОВАРОВ ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
92
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
физические лица / фискальная функция / сопровождаемый багаж / личное пользование / пассажирская таможенная декларация / individuals / fiscal function / accompanied baggage / personal use / passenger customs declaration

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — А.Д. Джураев, П.С. Янковский, И.В. Гомон

Таможенные органы наделены полномочиями в проведении таможенного контроля, в том числе в отношении товаров для личного пользования, поскольку такие товары перемещаются в небольшом количестве и зачастую не декларируются в пассажирской таможенной декларации и в отношении них не уплачиваются таможенные пошлины, в случаях, установленных ТК ЕАЭС. Статья посвящена анализу взимания таможенных платежей с физических лиц при перемещении товаров для личного пользования любым способом, установленным таможенным законодательством Союза. В заключении приводятся выводы по проделанному исследования, а также названы нововведения, касающиеся уплаты таможенных платежей физическими лицами при ввозе личных вещей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COLLECTION OF CUSTOMS DUTIES WHEN MOVING GOODS BY INDIVIDUALS

The customs authorities are empowered to carry out customs control, including with respect to goods for personal use, since such goods are moved in small quantities and are often not declared in the passenger customs declaration and customs duties are not paid in respect of them, in cases established by the Customs Code of the EAEU. The article is devoted to the analysis of the collection of customs duties from individuals when moving goods for personal use in any way established by the customs legislation of the Union. In conclusion, the conclusions of the research are presented, as well as innovations related to the payment of customs duties by individuals when importing personal belongings.

Текст научной работы на тему «ВЗИМАНИЕ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ ПРИ ПЕРЕМЕЩЕНИИ ТОВАРОВ ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ»

ВЗИМАНИЕ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ ПРИ ПЕРЕМЕЩЕНИИ ТОВАРОВ

ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ

А.Д. Джураев, студент П.С. Янковский, студент

Научный руководитель: И.В. Гомон, канд. экон. наук, доцент Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского (Россия, г. Калуга)

DOI:10.24412/2411-0450-2024-1-1-96-100

Аннотация. Таможенные органы наделены полномочиями в проведении таможенного контроля, в том числе в отношении товаров для личного пользования, поскольку такие товары перемещаются в небольшом количестве и зачастую не декларируются в пассажирской таможенной декларации и в отношении них не уплачиваются таможенные пошлины, в случаях, установленных ТК ЕАЭС. Статья посвящена анализу взимания таможенных платежей с физических лиц при перемещении товаров для личного пользования любым способом, установленным таможенным законодательством Союза. В заключении приводятся выводы по проделанному исследования, а также названы нововведения, касающиеся уплаты таможенных платежей физическими лицами при ввозе личных вещей.

Ключевые слова: физические лица, фискальная функция, сопровождаемый багаж, личное пользование, пассажирская таможенная декларация.

В ЕАЭС товары могут быть ввезены с оплатой таможенных платежей, а также без оплаты, в зависимости от условий и назначения ввозимых товаров.

Если физическое лицо перевозит товары, не связанные с предпринимательской деятельностью, оно может ввезти товары без уплаты таможенных платежей, при соблюдении определенных условий и ограничений. Однако, если физическое лицо превышает разрешенные нормы по количеству товаров, их стоимости или весу, то оно должно задекларировать товары при пересечении таможенной границы [1].

В таком случае, физическому лицу необходимо заполнить пассажирскую таможенную декларацию и уплатить соот-

ветствующие таможенные пошлины, налоги и таможенный сбор за совершение таможенных операций. Это обеспечит правильное и законное оформление ввозимых товаров и позволит избежать нарушений таможенных правил.

Важно отметить, что конкретные правила и условия ввоза товаров могут различаться в разных странах и регионах. При планировании ввоза товаров следует ознакомиться с местными таможенными правилами и требованиями, чтобы действовать в соответствии с ними [2].

Данные о суммах взимания платежей, администрируемых таможенными органами, в отношении товаров для личного пользования представлены на рисунке 1.

43.7

28.9

2020г. 2021г. 2022г.

■ млрд. руб.

Рис. 1. Динамика взимания таможенных платежей в отношении товаров для личного пользования в 2020-2022 гг., млрд руб. [3]

По представленным данным можно сделать вывод о положительной динамике реализации фискальной функции через взимание таможенных платежей за товары для личного пользования. В 2022 году таможенные органы перечислили в федеральный бюджет 77,2 млрд. рублей, что на 33,5 млрд. рублей больше, чем в 2021 году. Кроме того, в сравнении с 2020 годом суммы от ввоза товаров для личного пользования выросли почти в 2,5 раза - с 28,9 до 77,2 млрд. рублей.

На такую динамику в первую очередь повлияло увеличение перемещения физических лиц, особенно с целью туризма. Согласно изменениям в 2022 году, порог беспошлинного ввоза товаров для личного пользования был увеличен для стран Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Россия до стоимости, не превышающей 1000 евро или весом не более 31 кг [4].

Эти изменения могли стать одной из причин роста сумм таможенных платежей. В результате увеличения количества перемещений товаров для личного пользования и повышения порога беспошлинного ввоза, граждане получили больше возможностей для приобретения товаров за границей и их ввоза в страну без дополнительных таможенных сборов. Это в свою оче-

редь привело к увеличению доходов от взимания таможенных платежей и положительной динамике выполнения фискальной функции данного сектора.

Такие меры способствуют развитию туризма и международных торговых связей, а также повышению привлекательности страны для иностранных посетителей и инвесторов. Однако следует учитывать, что рост объемов перемещения товаров для личного пользования также может вызывать определенные проблемы, такие как контрабанда и подделка товаров. Поэтому важно обеспечивать эффективный контроль и надзор за таможенными процедурами, чтобы гарантировать соблюдение законодательства и защиту интересов государства и потребителей.

Согласно действующему законодательству, физические лица имеют право перемещать свои личные вещи для личного пользования любым способом, в том числе перемещать свои вещи сопровождаемым, несопровождаемым багажом, любым видом транспорта и МПО. Данные о структуре взимаемых таможенных платежей в отношении товаров для личного пользования в зависимости от способа перемещения представлены на рисунке 1.

100% 98% 96% 94% 92% 90% 88% 86% 84% 82% 80%

Щ— 1,9 m 1,8 —Щ—

1,74

5,2

6,67

3,9

3,21 96,6

87,9

87,2

2020г.

■ Легковые автомобили

■ Доставляемые товары

■ Сопровождаемый багаж

2021г. 2022г.

■ Другие транспортные средства МПО

■ Несопровождаемый багаж

Рис. 1. Структура таможенных платежей в отношении товаров для личного пользования,

уплаченных в 2020-2022 гг., в % [4]

По представленным на рисунке 1 данным, можно сделать вывод об увеличении доли случаев перемещения товаров для личного пользования легковыми транспортными средствами. Так, в 2022 году доля перемещения личных вещей легковыми автомобилями составила 96,6%, увеличившись на 8,8% по сравнению с 2021 годом и на 8,7% по сравнению с 2020 годом.

Наименьший удельный вес принадлежит перевозкам в сопровождаемом багаже, которые составили в 2022 году лишь 0,2% от общей структуры. В 2021 году перемещение сопровождаемым багажом составило 0,18%, в 2020 - 0,3%.

В соответствии с Решением Совета Евразийской экономической комиссии (Совет ЕЭК) от 27.09.2023 № 94, был уточнен срок действия предела в 1000 евро для беспошлинного ввоза товаров физическими лицами. Ранее этот предел был установлен в Решении Совета ЕЭК от 20.12.2007 № 107.

Таким образом, действие стоимостных, весовых и количественных норм для беспошлинного ввоза товаров физическими лицами продлено до 1 апреля 2024 года. Это означает, что товары для личного пользования могут быть ввезены на таможенную территорию Евразийского экономического союза (ЕАЭС) без уплаты та-

моженных пошлин и налогов в пределах указанных нормативов.

Указанное Решение Совета ЕЭК вступило в силу 10 октября 2023 года и будет действовать до указанной даты - до 1 апреля 2024 года. Было запланировано возвращение нормы в €200 с 1 октября 2022 года. Однако, 23 сентября 2022 года действие нормы в €1000 было продлено до 1 апреля 2023 года, а 30 марта 2023 года - до 1 октября 2023 года [5].

Таким образом, перемещение товаров для личного пользования необходимо для ввоза или вывоза физическими лицами своих вещей в личных или бытовых нуждах. При осуществлении такого перемещения физические лица в праве воспользоваться любым видом транспорта (автомобильным, железнодорожным, воздушным или водным), а также использовать сопровождаемый, несопровождаемый багаж, перемещение перевозчиком или МПО [6].

Утилизационный сбор, согласно таможенном законодательству, представляет собой одноразовый платеж, который уплачивается с целью обеспечения утилизации транспортных средств, вышедших из эксплуатации. Такой платеж предназначен для соответствия экологическим нормам при утилизации автомобилей и отличается в зависимости от даты изготовления авто-

мобиля (новые автомобили до года, от трех до пяти лет и свыше 5 лет).

Согласно изменениям, вступившим в силу с августа 2023 года, в правилах исчисления и взимания утилизационного сбора были внесены изменения в соответствии с Постановлением Правительства РФ №1291. В соответствии с этими изменениями, возможность оплаты утилизационного сбора по льготным ставкам (от 3,4 тыс. рублей до 5,2 тыс. рублей) была оставлена для физических лиц, которые самостоятельно ввозят из-за границы автомобиль с объемом двигателя до 3 литров исключительно для личного использования [7].

Эти изменения в правилах утилизационного сбора призваны облегчить процедуру импорта автомобилей для граждан, которые приобретают их для личных нужд. Важно отметить, что данный льготный тариф применяется только к автомобилям объемом двигателя до 3 литров.

Согласно октябрьскому Постановлению Правительства РФ №1722, изменения в правилах импорта автомобилей сохраняют возможность оплаты утильсбора по льготной ставке для граждан, которые самостоятельно ввозят в Россию иномарку для личных нужд в соответствии с налоговым и таможенным законодательством. Размер утильсбора для физических лиц остается прежним: 3,4 тыс. рублей для новых автомобилей, не старше 3 лет, и 5,2 тыс. рублей для автомобилей с пробегом, которые старше 3 лет [8].

Льготный утильсбор применяется, если выполняются следующие условия:

1. Автомобиль должен быть растаможен по ПТД (пассажирской таможенной декларации). Это означает, что автомобиль был ввезен на территорию Российской Федерации из-за рубежа и прошел соответствующие таможенные процедуры.

2. Ввоз автомобиля должен осуществляться физическим лицом для личного пользования. Это означает, что автомобиль приобретается и будет использоваться исключительно в личных целях, а не для коммерческой деятельности.

3. Каждое физическое лицо имеет право на льготный утильсбор только для одного автомобиля в течение года. Если физическое лицо уже воспользовалось льготой в отношении одного автомобиля, то для следующего приобретения автомобиля утиль-сбор будет взиматься в полном объеме.

4. После постановки автомобиля на учет в ГИБДД необходимо соблюдать условие его безотзывности в течение 12 месяцев [9].

Также при ввозе товаров для личного пользования в рамках беспошлинного ввоза, физические лица не уплачивают таможенные пошлины и сборы, а также декларируют товары по собственному желанию. В случае перемещения товаров сверх установленной нормы, таможенные органы вправе обязать физическое лицо уплатить необходимую сумму таможенных платежей, а также проверить наличие заполненной ПТД.

Библиографический список

1. Баранова Ю.С., Япрынцева В.А. Анализ перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу ЕАЭС // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2023. - №5-1 (99).

2. Гомон И.В., Волкова К.А. Анализ применения таможенных платежей в отношении легковых автомобилей, ввозимых физическими лицами на таможенную территорию ЕАЭС // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2021. - №12-1.

3. Официальный сайт Федеральной Таможенной службы. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://customs.gov.ru/(дата обращения: 07.12.2023).

4. Информационно-правовой портал «Альта-Софт». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.alta.ru/laws_news/89267/(дата обращения: 07.12.2023).

5. «Совет ЕЭК продлил повышенный лимит беспошлинных онлайн-покупок». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.rbc.ru/economics/27/09/2023/65140f2b9a7947eaf5e87739?ysclid=lpvjhszmq77653 82091&from=copy (дата обращения: 07.12.2023).

6. Петрушина О.М., Черникова Т.В. Администрирование таможенных пошлин в России // Вестник Академии знаний. - 2021. - №2 (43).

7. Постановление Правительства РФ от 26.12.2013 N 1291 (ред. от 17.10.2023) «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (вместе с «Правилами взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора»). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://vk.com/im?peers=206170036_146964345.

8. Постановление Правительства РФ от 09.10.2021 N 1722 «О Федеральной государственной информационной системе прослеживаемости зерна и продуктов переработки зерна» (вместе с «Правилами создания Федеральной государственной информационной системы прослеживаемости зерна и продуктов переработки зерна, ее развития и эксплуатации, включая правила регистрации и представления сведений и информации в Федеральную государственную информационную систему прослеживаемости зерна и продуктов переработки зерна, сроки, формы и форматы представления сведений и информации, требования к обеспечению доступа к информации, содержащейся в такой системе, а также формы и порядок направления запросов о представлении информации, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, включая сеть «Интернет» и единый портал государственных и муниципальных услуг»). -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_397906/?ysclid=lqjht9ity9497683586.

9. Гомон И.В., Осипов В.И., Молотков И.И. Особенности таможенного контроля транспортных средств, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу ЕАЭС // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2021. - № 12-1 (63). -С. 171-175.

10. Гомон И.В., Мустафина К.И., Плахова А.А. Оценка перемещения физическими лицами товаров для личного пользования различными видами транспортных средств // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2021. - № 11-3 (62). -С. 167-171.

COLLECTION OF CUSTOMS DUTIES WHEN MOVING GOODS BY INDIVIDUALS

A.D. Juraev, Student P.S. Yankovsky, Student

Supervisor: I.V. Gomon, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky (Russia, Kaluga)

Abstract. The customs authorities are empowered to carry out customs control, including with respect to goods for personal use, since such goods are moved in small quantities and are often not declared in the passenger customs declaration and customs duties are not paid in respect of them, in cases established by the Customs Code of the EAEU. The article is devoted to the analysis of the collection of customs duties from individuals when moving goods for personal use in any way established by the customs legislation of the Union. In conclusion, the conclusions of the research are presented, as well as innovations related to the payment of customs duties by individuals when importing personal belongings.

Keywords: individuals, fiscal function, accompanied baggage, personal use, passenger customs declaration.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.