Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ТОВАРОВ ДЛЯ ЛИЧНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ'

АНАЛИЗ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ТОВАРОВ ДЛЯ ЛИЧНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
117
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
физические лица / товары для личного пользования / беспошлинный ввоз / зеленый коридор / таможенные органы / ЕАЭС / individuals / goods for personal use / duty-free import / green corridor / customs authorities / EAEU

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — М.А. Глазков, И.В. Гомон

Плательщиками таможенных платежей являются не только юридические лица, перемещающие товары и грузы через таможенную границу Союза, но и физические лица, перемещающие свои товары для личного пользования. В статье рассмотрена характеристика товаров для личного пользования, а также проведен анализ перемещения товаров физических лиц и поступления от таких категорий товаров в федеральный бюджет. В заключении приводятся выводы по исследованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE MOVEMENT OF GOODS FOR PERSONAL USE

The payers of customs duties are not only legal entities moving goods and cargoes across the customs border of the Union, but also individuals moving their goods for personal use. The article examines the characteristics of goods for personal use, as well as analyzes the movement of goods of individuals and receipts from such categories of goods to the federal budget. In conclusion, the conclusions of the study are presented.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ТОВАРОВ ДЛЯ ЛИЧНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ»

АНАЛИЗ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ТОВАРОВ ДЛЯ ЛИЧНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ М.А. Глазков, студент

Научный руководитель: И.В. Гомон, канд. экон. наук, доцент Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского (Россия, г. Калуга)

DOL10.24412ШП-0450-2023-П-1-158-Ш

Аннотация. Плательщиками таможенных платежей являются не только юридические лица, перемещающие товары и грузы через таможенную границу Союза, но и физические лица, перемещающие свои товары для личного пользования. В статье рассмотрена характеристика товаров для личного пользования, а также проведен анализ перемещения товаров физических лиц и поступления от таких категорий товаров в федеральный бюджет. В заключении приводятся выводы по исследованию.

Ключевые слова: физические лица, товары для личного пользования, беспошлинный ввоз, зеленый коридор, таможенные органы, ЕАЭС.

В настоящее время отмечается увеличение численности физических лиц, пересекающих границу, что влечет за собой увеличение объема перемещаемого багажа физических лиц любым способом.

Физические лица, в соответствии с ТК ЕАЭС, могут перемещать свои личные вещи любым способом, включая:

1. Сопровождаемый багаж;

2. Несопровождаемый багаж;

3. Перемещение перевозчиком;

4. МПО [1].

В связи с нестабильной обстановкой и трудностями в геополитической и социальной сфере, идет активный процесс переселения в нашу страну бывших соотечественников, а также бывших граждан Постсоветского пространства, переезжающих в Россию на постоянное место жительства. В таких ситуациях, люди, зачастую пересекают границу автомобильным транспортом, провозя свои личные вещи в сопровождаемом багаже, либо в несопровождаемом багаже или с помощью МПО.

Также нередки случаи, когда физические лица перемещают свои личные вещи, при пересечении таможенной границы с целью выезда за пределы таможенной территории Союза с целью отпуска, рабочей или учебной командировки, а также туризма. В таких случаях физическое лицо также вправе воспользоваться любым способом перемещения своего багажа в соот-

ветствии с таможенным законодательством.

Поскольку физическое лицо перемещает свои личные вещи, т.е. товары для личного пользования, которые предназначены для личных, бытовых или домашних нужд, а не для осуществления коммерческой или предпринимательской деятельности, то такие перемещения осуществляются беспошлинно, то есть без уплаты в отношении товаров для личного пользования таможенных платежей. Стоит отметить, что существует установленный таможенным законодательством лимит в стоимостном или физическом выражении, и в случае провоза товаров сверх установленной нормы, возникнет обязанность по уплате таможенных пошлин.

Например, физическое лицо, достигшее совершеннолетнего возраста, в праве, провозить алкоголь, алкогольные напитки и пиво в количестве до 3 литров без уплаты таможенных пошлин, от 3 до 5 литров необходимо будет уплатить 10 евро за литр, свыше 5 литров на 1 физическое лицо ввозить запрещено. Также важно отметить, что при ввозе товаров для личного пользования в объеме или по стоимости превышающих установленные нормы, необходимо заполнять Пассажирскую таможенную декларацию (далее - ПТД).

В связи с увеличенным перемещением физических лиц через таможенную границу, а также увеличением перемещения то-

варов для личного пользования, следует уделить особое внимание проведению таможенного контроля при таких перемещениях, поскольку физические лица проходят зеленый коридор (в случае отсутствия товаров для декларирования), недобросовестные граждане могут использовать это для перемещения запрещенных товаров или контрабанды, а также для иных нарушений таможенных правил [2].

Как было сказано ранее, не смотря на установленные рамки беспошлинного ввоза товаров для личного пользования, физические лица в отдельных случаях обязаны уплатить таможенные платежи, вклю-

чая таможенные пошлины. Этот платеж осуществляет фискальную и, одновременно, регулирующую функции, соответственно, является главным элементом таможенных платежей. Таким образом, таможенные пошлины обеспечивают доходную часть государственного бюджета и играют роль меры регулирования внешней экономической деятельности на таможенной территории Союза [3]. Данные о суммах взимания платежей, администрируе-мых таможенными органами, в отношении товаров для личного пользования представлены на рисунке 1.

90

70 60

50 40

20 10

43,7

23,9

2020r. 2021r. 2022г.

Рис. 1. Динамика взимания таможенных платежей в отношении товаров для личного пользования в 2020-2022 гг., млрд. руб. [4]

По данным из рисунка выше, можно увидеть положительную динамику реализации фискальной функции, посредством взимания таможенных платежей в отношении товаров для личного пользования. Так, в 2022 году таможенные органы перечислили в федеральный бюджет 77,2 млрд. рублей, что на 33,5 млрд. рублей больше по сравнению с аналогичным показателем 2021 года. По сравнению с 2020 годом суммы от перемещения товаров для личного пользования возросли практически в 2,5 раза - с 28,9 до 77,2 млрд. рублей.

На такую динамику в первую очередь повлияло увеличение перемещения физических лиц, в частности с целью туризма. Также в 2022 году Решением Совета ЕЭК от 15.04.2022 № 59 были внесены изменения в Порядок перемещения товаров для

личного пользования, утвержденный решением Совета ЕЭК от 20 декабря 2017 г. № 107, с целью повышения порога беспошлинного ввоза товаров для личного пользования. Так, согласно изменениям, для Беларуси, Казахстана, Кыргызстана и России норма ввоза составила по стоимости -не превышающей суммы, эквивалентной 1 000 евро, и (или) вес не превышает 31 кг [5], что в свою очередь могло оказать влияние на суммы таможенных платежей.

Поскольку физические лица имеют право перемещать сои личные вещи пользования любым способом, целесообразно разобрать структуру перемещаемых товаров для личного пользования в зависимости от способа перемещения. Данные за 3 года представлены в таблице 1.

Таблица 1. Структура таможенных платежей в отношении товаров для личного пользо-

вания, уплаченных в 2020-2022гг., в %

Показатель 2020 г. 2021 г. 2022 г. Изменения 2022 г. по отношению к

2020г. 2021г.

Легковые автомобили 87,9 87,2 96,60 109,9 110,7

Другие транспортные средства 3,9 3,21 1,74 44,6 54,2

Доставляемые товары 5,2 6,67 0,82 15,8 12,3

МПО 1,9 1,8 0,43 22,6 23,9

Сопровождаемый багаж 0,3 0,18 0,21 71 116,7

Несопровождаемый багаж 0,8 0,94 0,2 25 21,3

Как видно из таблицы выше, наиболее часто используемым способом перемещения товаров для личного пользования выступает перемещение на легковом автомобиле. Так, в 2022 году 96,6% всех перемещений товаров для личного пользования были осуществлены с помощью использования легковых автомобилей, на втором месте - перемещение товаров для личного пользования другими транспортными средствами, на третьем месте - доставляемые товары перевозчиком, хотя и имеют тенденцию к снижению.

Актуальной проблемой остается перемещение небольших партий товаров физическими лицами, которые в дальнейшем используются в коммерческой и предпринимательской деятельности, то есть обращаются в серый импорт. Такие перемещения товаров несут урон как для осуществления фискальной функции, посредством недополучения таможенных платежей, а также может быть нанесён ущерб жителям государства, куда ввозится такой серый импорт.

Второй проблемой можно выделить отсутствие методики корректировки таможенной стоимости товаров и транспортных средств, бывших в употребления с учётом года выпуска, степени износа, технического состояния. Как было сказано ранее, зачастую жители других стран, в частности постсоветского пространства и стран СНГ, выбирают Россию как страну переселения и перевозят большие объемы вещей, в том числе бывших в употреблении, а также тех, чью таможенную сложность определить сложно по прошествии времени использования товара.

Также трудностями является корректное исчисление таможенных платежей в отношении товаров для личного пользова-

ния, а также правильное определение предназначения товаров [6].

В качестве мер по предотвращению последствий от серого импорта и повышению эффективности таможенного контроля в отношении товаров для личного пользования, рекомендуется следующее:

1. Введение в обиход искусственного интеллекта на различных стадиях таможенного контроля и таможенных операций;

2. Использование QR-кодов при перемещении физическими лицами товаров через таможенную границу ЕАЭС;

3. Разработка и внедрение «интеллектуальных пунктов пропуска»;

4. Цифровизация и автоматизация системы уплаты таможенных пошлин и налогов при перемещении товаров физическими лицами [7].

В настоящее время, механизмами, способствующими легальному перемещению товаров для личного пользования, выступают личный кабинет участника ВЭД, информационный сервис «Таможенная проверка», применение определенных цифровых инструментов, в частности, электронной цифровой подписи (ЭЦП) [8].

Все эти мероприятия и меры направлены на защиту экономических интересов государства, реализации фискальной функции, а также способствованию открытым границам для перемещения физических лиц и их товаров для личного пользования. Важно еще раз отметить, что перемещение товаров для личного пользования не является приоритетным направлением для реализации фискальной функции, но, тем не менее, корректное исчисление таможенных пошлин при перемещении личных вещей сверх установленной нормы, несет в себе ряд функций, важных для экономической безопасности страны.

Библиографический список

1. «Таможенный кодекс Евразийского экономического союза» (ред. от 29.05.2019, с изм. от 18.03.2023) (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) // СПС «Консультант Плюс». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215315/ (дата обращения: 09.10.2023).

2. Бодак, В.Р. Таможенный контроль в отношении товаров для личного пользования / В.Р. Бодак, Д.Д. Шкуропатов // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2022. - № 11-4 (74). - С. 297-300. - DOI 10.24412/2500-1000-2022-11-4-297-300. -EDN UEICXI.

3. Гомон, И.В. Особенности таможенного контроля транспортных средств, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу ЕАЭС / И.В. Гомон, В.И. Осипов, И.И. Молотков // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2021. -№ 12-1 (63). - С. 171-175. - DOI 10.24412/2500-1000-2021-12-1-171-175. - EDN BHEXKQ.

4. Официальный сайт Федеральной Таможенной службы. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://customs.gov.ru/(дата обращения: 10.10.2023).

5. Информационно-правовой портал «Альта-Софт». - [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.alta.ru/laws_news/89267/ (дата обращения: 16.10.2023).

6. Баранова Ю.С., Япрынцева В.А. Анализ перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу ЕАЭС // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2023. - №5-1 (99). - С. 38-40.

7. Гомон И.В. Оценка перемещения физическими лицами товаров для личного пользования различными видами транспортных средств / И.В. Гомон, К.И. Мустафина, А.А. Плахова // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2021. -№ 11-3 (62). - С. 167-171.

8. Информационно-правовой портал «Гарант.РУ». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.garant.ru/news/1617324/ (дата обращения: 12.10.2023).

ANALYSIS OF THE MOVEMENT OF GOODS FOR PERSONAL USE M.A. Glazkov, Student

Supervisor: I.V. Gomon, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky (Russia, Kaluga)

Abstract. The payers of customs duties are not only legal entities moving goods and cargoes across the customs border of the Union, but also individuals moving their goods for personal use. The article examines the characteristics of goods for personal use, as well as analyzes the movement of goods of individuals and receipts from such categories of goods to the federal budget. In conclusion, the conclusions of the study are presented.

Keywords: individuals, goods for personal use, duty-free import, green corridor, customs authorities, EAEU.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.