Научная статья на тему 'Взгляды Всеволода и Владимира Соловьевых на парафилософское и литературное наследие Елены блаватской'

Взгляды Всеволода и Владимира Соловьевых на парафилософское и литературное наследие Елены блаватской Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
487
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕОСОФИЯ / КРИТИКА СПИРИТИЗМА / ПРАВОСЛАВИЕ / АПОЛОГИЯ ВЕРЫ / РУССКАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ФИЛОСОФИЯ / THEOSOPHY / THE CRITICISM OF SPIRITUALISM / ORTHODOXY / AN APOLOGY OF FAITH / THE RUSSIAN RELIGIOUS PHILOSOPHY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Никольский Евгений Владимирович

Автор статьи показывает, что взгляды исторического романиста Всеволода Соловьева на теософию Елены Блаватской незначительно отличались от воззрений его брата Владимира Соловьева по отношению к этому направлению парафилософской мысли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Views of Vsevolod and Vladimir Soloviyov on Helen Blavatsky's paraphilosophical and literary heritage

Author of the article shows that glances of the history novelist Vsevolod Soloviyov on Helen Blavatsky's theosophy small differed from outlooks of his brother Vladimir Soloviyov to this direction й to philosophical thoughts.

Текст научной работы на тему «Взгляды Всеволода и Владимира Соловьевых на парафилософское и литературное наследие Елены блаватской»

3.3. ВЗГЛЯДЫ ВСЕВОЛОДА И ВЛАДИМИРА СОЛОВЬЕВЫХ НА ПАРАФИЛОСОФСКОЕ И ЛИТЕРАТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ ЕЛЕНЫ БЛАВАТСКОЙ

Никольский Евгений Владимирович, кандидат филологических наук, доцент кафедры отечественной истории и культуры. Московский государственный университет геодезии и картографии

Аннотация: Автор статьи показывает, что взгляды исторического романиста Всеволода Соловьева на теософию Елены Блаватской незначительно отличались от воззрений его брата Владимира Соловьева по отношению к этому направлению парафилософской мысли.

Ключевые слова: теософия, критика спиритизма, Православие, апология веры, Русская религиозная философия.

VIEWS OF VSEVOLOD AND VLADIMIR SOLOVIYOV ON HELEN BLAVATSKY'S PARAPHILOSOPHICAL AND LITERARY HERITAGE

Nikolskiy Eugenie Vladimirovich, candidate of philology, associate professor of chair of history and culture at Moscow State University of Geodesy and Cartography

Annotation: Author of the article shows that glances of the history novelist Vsevolod Soloviyov on Helen Blavatsky's theosophy small differed from outlooks of his brother Vladimir Soloviyov to this direction й to philosophical thoughts.

Keywords: theosophy, the criticism of spiritualism, Orthodoxy,

Для Русской религиозной философии традиционно характерно отрицание и(или) неприятие теософских доктрин. Как отмечает популярный современный религиовед, православный богослов Андрей Кураев: «Русские философы первой величины - о. Сергий Булгаков, С. Франк, Н. Лосский, Н. Бердяев, Л. Карсавин, о. Василий Зеньковский, А. Лосев и другие весьма критически отзывались о теософии и антропософии»1 (их отзывы приведены в главе «Невежды о теософии» в двухтомнике «Сатанизм для интеллигенции»)2.

Одним из первых защитников Православия от теософии стал русский романист, сын известного историка, Всеволод Сергеевич Соловьев, лично знавший Елену Петровну Блаватскую и написавший о своих встречах с нею документальную книгу «Современная жрица Изиды».

Напомним, что встреча Всеволода Сергеевича Соловьева с Еленой Петровной Блаватской произошла в Париже в 1884 г., когда писателю исполнилось 35 лет. Он находился в депрессии, порожденной одиночеством и потерей вкуса к жизни. Чтобы преодолеть тягостное состояние хандры, Вс.Соловьев углубился в изучение модных тогда (как, впрочем, и сейчас) оккультных наук и мистических практик, проводя многие часы в Bibliotegue Nathionale de la France. Там он и встретил основательницу мирового теософского общества, которая предложила Вс.Соловьеву поверить в то, во что она якобы верила, - в существование махатмы. Однако он упорствовал. Эти события он описывает в первой части своей книги «Современная жрица Изиды», последующие главы которой посвящены критике зарождающейся тогда теософии3.

Интерес, который Е.П. Блаватская испытывала к Вс. Соловьеву, сам он объяснял ее удивительным практицизмом, намерением использовать его писательский авторитет для распространения теософии в русском обществе. Будучи человеком

1 Кураев А. Кто послал Блаватскую? - М., 1997. - С.12.

2 Кураев А. Сатанизм для интеллигенции. В 2-х т. Т.2 . - М., 1997. - С.295-323.

3 Соловьев Вс.С. Современная жрица Изиды. - М., 1994. - С.16.

an apology of faith, the Russian religious philosophy.

тактичным, избегающим резких оценок, в данном случае, он, однако, дает волю своему негодованию: «это ужасная и опасная воровка душ! И она, очевидно, хочет всеми мерами постараться раскинуть свою паутину дальше, она мечтает распространить ее и на Россию. Для этого... она так ухватилась за меня, -конечно, в подобном деле ей нужен человек, который

4

много пишет, и которого читают» .

Оценивая, собственно, художественное творчество Е.П. Блаватской, Вс. Соловьев в одном из финальных разделов своей книги пишет: «более оригинальны и блестяще сочинения Е.П. Блаватской, где в полной мере развертывается ее талантливость и ее

богатейшая фантазия. Я говорю про "Пещеры и дебри Индостана" и "Голубые горы", подписанные

псевдонимом Радда-Бай". Эти вещи. имеют право занять достойное место в русской литературе»5.

Вс. Соловьев отличался пытливым и

проницательным умом. Поэтому он не мог не обратить внимания на специфику произведений Елены

Блаватской: «читая интересные повествования

"Радда-Бая", следует относиться к ним, главным образом, как к роману, как к фантазии - и ни под каким видом не принимать на веру факты и сведения, сообщаемые автором. Иначе самые горькие разочарования ожидают доверчивого читателя»6.

Анализируя же парафилософскую мистику Елены Блаватской, он часто использует эпитет «антихристианский», но при этом не приводит сопоставления фундаментальных положений христианства и теософии. Этой же линии придерживался и его младший брат - Владимир Сергеевич Соловьев (да и последующие русские мыслители). В частности, современный исследователь А.Сенкевич в предисловии к изданию работы Вс. Соловьева отмечает: «Блаватская не признавала в Христе воплощение Бога, видя в Нем исключительно величайшего реформатора в истории

4 Соловьев Вс.С. Современная жрица Изиды. - С.60.

5 Там же. - С.295.

6 Там же.

Социально-политические науки

12011

человечества и создателя одного из наиболее возвышенных этических кодексов»7.

Философ Владимир Сергеевич Соловьев отрицал за доктриной Е.П. Блаватской, прежде всего, право именоваться «теософией», так как в переводе на русский язык это слова означает «богомудрие», которого не может быть в буддийской философии, отрицающей само понятие о Творце мира и Божественном Откровении. Согласно его замечаниям: «теософией называют мистическое знание о Боге и от Бога. Ясно таким образом, что одно и то же учение не может быть и буддизмом и теософией»8. Вл. Соловьев признавал определенное позитивное значение теософии в том, что она отрицает вульгарный материализм. По его мнению, «в этих теориях скрывается истинная тенденция, которая и оправдывает в значительной степени их успех. Важно и полезно было напомнить о сложности и глубине человеческой души и жизни в виду односторонних и узких воззрений материализма и отвлеченного спиритуализма, из которых одно превращает наше "я" - в физиологическую функцию нервов, а другое ограничивает его поверхностною областью отчетливого сознания»9.

Современный исследователь теософского неоиндуизма Б.З. Фаликов связывает перелом в воззрениях Вс. Соловьева на теософию

непосредственно с его знакомством с миром оккультизма: «Как известно, апокалипсические

настроения Соловьева во многом вызваны именно тем, что он видел стремительное распространение идей человекобожия, и теософия было для него лишь подтверждением более общих процессов»10.

Приобщение к миру нехристианской мистики, вероятно, помогает раскрытию глубины человеческой души, но придет ли от такого опыта человек к Богу -Творцу с покаянием? Однозначного ответа нет.

Вс. Соловьев, на наш взгляд, отходя от, собственно, философских размышлений, воспринимал эти явления с позиции человека рационального, проницательного и осмотрительного: «в борьбе с материализмом

спиритизм оказывает большие услуги и, с этой точки зрения, его можно признать как бы мостом, перекинутым через бездну, отделяющую неверие от веры». Однако, «на этом мосту есть одна гнилая доска и ступившему на нее грозит неминуемая погибель»11.

Часть своей книги «Современная жрица Изиды» Вс. Солоьев посвятил критическому осмыслению мистических явлений с психологической, медицинской и, отчасти, юридической точек зрения. В других местах книги он повествует о судебных тяжбах, издательских

7 Цит. по: Соловьев Вс.С. Современная жрица Изиды. - С.7. На наш взгляд, этим Е.П.Блаватская выразила свое отношение к основному догмату христианства - соединению в Иисусе Христе Божественной и человеческой природы, включающей в себя как душу, так и тело: «неслиянно и нераздельно». Е.П.Блаватская брала также под сомнение телесную смерть и воскресение Христа, считая, что Его тело было предано земле, а то, что увидели Его ученики и последователи, представляло другое тело, сотканное из эфира, - астральную душу. Этим Блаватская отвергает сразу два догмата христианской веры: а) основное учение Нового Завета об искуплении Христом всего рода человеческого, б) учение о Воскресении Иисуса, наполняющие души христиан Пасхальной радостью, ибо «если бы Иисус не воскрес,, вера наша тщетна» (апостол Павел; Первое Послание к Коринфянам гл.15, ст.17).

8 Соловьев Вл.С. Блаватская //Критико-библиографический словарь С.А.Венгерова. Т.3. - СПб., 1892. - С.315.

9 Там же. - С.319.

10 Фаликов Б.З. Неоиндуизм и западная культура. - М., 1995. - С.68.

11 Соловьев Вс.С. Спиритизм //СПб. - Север. - 1889. - №9. - С.174.

10 0

делах и светских похождениях «madame»

(Е.П. Блаватской). С изрядной долей (вполне

правомерной, в данном случае) иронии писатель резюмировал их тем, что «профессиональные фокусники производят всякие чудеса, перед которыми все чудеса, все феномены "madame" - ничто», однако «все это не дает им право заявлять о своих "высоких Посвящениях" и "необычных" психических способностях»12.

Он попытался развенчать образ Е.П. Блаватскую как мыслителя и ученого. В частности: «удивляться количеству познаний и разнообразию предметов, заключающихся в "Исиде" я мог и неизбежно должен был, как и многие другие, летом 1884 года, когда еще был мало знаком с литературой, послужившей материалом для Блаватской. Затем я познакомился с сочинениями разных каббалистов и оккультистов и ясно увидел, как может увидеть всякий, что "ученые" сочинения Елены Петровны - компиляция, сделанная без всякой системы, главным образом, по французским источникам»13.

Как и Всеволод, Владимир Соловьев считал, что Е.П. Блаватская страдала «поверхностью суждений и явным недостатком образования», отсюда в ее произведениях «систематичность и последовательность мышления отсутствуют вполне». В ее книгах «нет отчетливой постановки вопросов и добросовестного их разрешения»14. «Изыскания» Е.П.Блаватской

представляют собою «шарлатанскую попытку

приспособить азиатский буддизм к мистическим и метафизическим потребностям полуобразованного европейского общества, неудовлетворенного по тем или иным причинам собственными религиозными учреждениями и учениями»15. Они представляет собой не только антифилософскую доктрину, но и являются «антирелигиозным и антинаучным учением»,

«несовместимым с традиционным христианством»16.

В то же время осмысление теософии и нехристианского эзотерического мистицизма Е.П. Блаватской позволило ему взыскательно взглянуть на общество того времени. Выводы, к которым он пришел, имели пессимистический характер: «успех такого дела мог созреть только на почве, пропитанной болезнетворными испарениями, в среде, именно "вырождающейся" и в то же время бессознательно томящейся глубоким, мучительным неверием. Когда в человеческом обществе исчезает вера, а на ее место являются всякого рода суеверия. Томление влечет к фанатизму суеверия, к фанатизму самому жестокому, безумному и мрачному, ибо он знаменует собою существование в обществе серьезной, быстро укореняющейся заразы»17.

Вл. Соловьев в рецензии на книгу Е.П. Блаватской «The key to the theosophy» выявил еще одну немаловажную особенность теософии. Он писал, что в данном случае мы имеем дело с «религией активного прозолетизма... искажающей подлинный буддизм, который малоизвестен в Европе»18. В статье о творчестве Е.П. Блаватской для «Критико-библиографического словаря» он отмечал, что «идея буддизма еще не пережита человечеством, она может завладеть западными умами, которые ей дадут

12 Соловьев Вс.С. Современная жрица Изиды. - С.260.

13 Там же. - С.293.

14 Соловьев Вл.С. Блаватская //Критико-библиографический словарь. - С.317.

15 -

Там же.

16 Там же. - С.318.

17 Соловьев Вл.С. Собр. соч. - Т.6. - Брюссель. 1966. - С.292-293.

18Там же. - С.294.

новые формы. Мы уверены, что движение, представляемое мнимыми теософами, есть лишь преддверие более важных явлений»1 .

С учетом выше изложенного становятся понятной и наиболее вероятная причина, по которым Всеволод Сергеевич Соловьев предварил свою книгу «Последняя жрица Изида» подзаголовком «episode fine de siecle» («эпизод конца света»). В свою очередь, Владимир Сергеевич Соловьев также считал, что учение Е.П Блаватской приближает время Апокалипсиса.

Список литературы:

1. Измайлов А.И. Всеволод Сергеевич Соловьев: очерк жизни и творчества //Соловьев Вс.С. Собр. соч. Т.40. -СПб., 1904.

2. Кураев А. Кто послал Блаватскую? - М., 1997.

3. Кураев А. Сатанизм для интеллигенции. В 2-х т. Т.2 . - М., 1997.

4. Мень А. Радостная весть. - М., 1991.

5. Соловьев Вс.С. Современная жрица Изиды. - М., 1994.

6. Соловьев Вс.С. Спиритизм //СПб. - Север. - 1889. - №9.

7. Соловьев Вл.С. Блаватская //Критико-библиографический словарь С.А.Венгерова. Т.3. - СПб., 1892.

8. Соловьев Вл.С. Собр. соч. - Т.6. - Брюссель. 1966.

9. Фаликов Б.З. Неоиндуизм и западная культура. - М., 1995.

РЕЦЕНЗИЯ

В современной философской, научной литературе творчество Е.П. Блаватской имеет далеко неоднозначные оценки исследователей, начиная от «откровений сакрального характера», до умелого «манипулирования общественным сознанием» и формирования имиджа «нового Мессии». В связи с этим тема статьи Е.В. Никольского вызывает особый интерес постольку , поскольку позволяет взглянуть на личность и жизнедеятельность Е.П. Блаватской глазами ее современников - известных русских литератора и философа братьев Всеволода и Владимира Соловьевых.

С другой стороны, проблематика статьи созвучна с процессами и явлениями, характерными для современного российского общества, и позволяет понять, в чем их причины. Как известно, в мае с.г. Минздравсоцразвития России сообщило о том, что, по меньшей мере, каждый десятый гражданин Российской Федерации психически болен, а по числу суицидов на десять тысяч человек населения Россию опережают только Латвия и Литва. Это и не удивительно. Негативное влияние на психологическую безопасность личности и общества оказывают различные социальные катаклизмы, способствующие активизации различных оккультных наук, мистических практик и сект, в которые в России уже вовлечены миллионы человек, из них более половины - молодежь. Все это стало возможным, в том числе благодаря повсеместному размещению наружной рекламы и рекламы в СМИ типа: «Завтра - конец Света», «Наведу порчу», «Сниму сглаз» и т.п. Отмечается рост иностранной религиозной экспансии. Инициированная из-за рубежа миссионерская деятельность привела к значительному росту новых псевдорелигиозных движений, часть которых занимается распространением материалов откровенно экстремистского содержания в виде печатной продукции и через Интернет.

Достоинством работы является ее фактологическая и теоретическая база. Импонирует авторский стиль изложения материала, логичный и свободный от пристрастных оценок. В целом рецензируемая статья носит научно-исследовательский, познавательный характер. Выводы автора аргументированы. Работа может быть рекомендована для опубликования в ведущих научных журналах нашей страны.

кандидат философских наук, доцент

Хмелевский С. В.

19Соловьев Вл.С. Блаватская //Критико-библиографический словарь. - С.318.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.