ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ
Ценности и смыслы. 2024. № 6 (94). С. 131-139. Values and Meanings. 2024. No.6 (94). P. 131-139. УДК 37
DOI:10.24412/2071-6427-2024 —6-131-139
Взгляды В. Я. Стоюнина на роль семьи в педагогическом процессе
Уба Екатерина Владимировна
Кандидат филологических наук, доцент, руководитель Центра развития образования Российской академии образования, г. Москва, Россия E-mail: [email protected]
Аннотация. Статья посвящена педагогическому наследию русского педагога второй половины XIX столетия В. Я. Стоюнина и поднимает вопрос о роли семьи в педагогическом процессе, занимающий среди многообразия поднятых Стоюниным тем свое особое место. Необходимость подобного рода исследования объясняется, с одной стороны, обостренным вниманием к проблематике российской семьи, объективно нарастающим сегодня в связи с реализацией Указа Президента Российской Федерации № 875 от 22 ноября 2023 года «О проведении в Российской Федерации года семьи», с другой стороны — показательно малым количеством работ, рассматривающих идеи выдающегося педагога-просветителя.
Ценность и востребованность теоретического наследия В. Я. Стоюнина обозначается во введении данной статьи. На примере воззрений педагога актуализируется проблема взаимоотношений семьи и школы. В качестве материала исследования выбраны труды В. Я. Стоюнина, в которых наиболее ярко представлены его взгляды по данному вопросу: «Заметки о русской школе» (1881-1882 гг.), «Наша семья и ее исторические судьбы» (1884 г.), «Луч света в педагогических потемках» (1884 г.). В ходе анализа установлено, что ключевые вопросы образования рассматриваются Стоюниным в тесной связи с представлениями о социально-политическом состоянии России и приводят к пониманию солидарной ответственности семьи, общества и школы за воспитание подрастающего поколения.
Ключевые слова: В.Я. Стоюнин, семья, педагогический процесс, история педагогики.
Для цитирования: Уба Е. В. Взгляды В. Я. Стоюнина
Е. В. Уба
© Уба Е.В., 2024
131
на роль семьи в педагогическом процессе // Ценности и смыслы. 2024. № 6 (94). С. 131-139.
V. YA. STOYUNIN'S VIEWS ON THE ROLE OF THE FAMILY IN THE PEDAGOGICAL PROCESS
Ekaterina V. Uba
PhD in Philology, Associate Professor, Head of the Center for Educational Development of the Russian Academy of Education, Moscow, Russia E-mail: [email protected]
Abstract: The article is devoted to the pedagogical heritage of the Russian teacher of the second half of the XIX century К Ya. Stoyunin and raises the question of the role of the family in the pedagogical process, which occupies a special place among the variety of topics raised by Stoyunin. The need for this kind of research is explained, on the one hand, by the increased attention to the problems of the Russian family, objectively increasing today in connection with the implementation of Decree of the President of the Russian Federation No. 875 of November 22, 2023 "On holding the Year of the Family in the Russian Federation", on the other hand, by the significantly small number of works considering the ideas of an outstanding educator.
The value and relevance of V. Ya. Stoyunin's theoretical heritage is indicated in the introduction of this article. Using the example of the teacher's views, the problem of the relationship between family and school is actualized. The research material is the works of V. Ya. Stoyunin, in which his views on this issue are most vividly presented: "Notes on the Russian school" (1881-1882), "Our Family and its historical destinies" (1884), "A ray of Light in the pedagogical darkness" (1884). During the analysis It is established that the key issues of education are considered by Stoyunin in close connection with the ideas about the socio-political state of Russia and lead to an understanding of the joint responsibility of the family, society and school for the upbringing of the younger generation.
Keywords: V. Ya. Stoyunin, family, pedagogical process, history of pedagogy.
For citation: Uba E. V. V. Ya. Stoyunin's views on the role of the family in the pedagogical process // Values and Meanings. 2024. No.6 (94). P. 131-139. (In Rus).
Введение
Имя одного из видных педагогов второй половины XIX столетия, ученого, практика, методиста, публициста и незаурядного общественного деятеля, Владимира Яковлевича Стоюнина (1826-1888 гг.) до недавнего времени было значимо для довольно узкого круга исследователей истории российской педагогики. Сегодня же оно все чаще и чаще появляется на страницах профильных журналов, монографий и диссертаций. Нарастание интереса к педагогическому наследию В. Я. Стоюнина явно связано со знаменательной датой, сравнительно недавно отмеченной научно-педагогическим сообществом,— 190-летием со дня его рождения [8]. Однако причины этой востребованности не исчерпываются естественным пиететом к прошлому и очевидны для каждого иссле-
дователя, обратившегося к педагогическим трудам Стоюнина: многое из того, о чем он писал, воспринимается сегодня так, как будто бы их автор — наш современник, размышляющий о современной педагогике. И в этом утверждении нет преувеличения, часто рождаемого в подобных ситуациях просто фигурой речи, автоматически повышающей статус автора. Теоретическое наследие В. Я. Стоюнина, без всяких скидок, сегодня востребовано не только из-за актуальности звучания обсуждаемых им тем, но и как практическое руководство к их решению.
Чтобы не быть голословными, отметим лишь несколько затрагиваемых Стоюниным тем, не потерявших актуальность и сегодня. Владимир Яковлевич, например, выступал против школы, «дрессирующей» своих подопечных для сдачи экзаменов.; предостерегал от механического переноса педагогической опыта западных стран в российское образование; особое место в образовательном процессе отводил изучению литературы, считая ее самым главным предметом, формирующим духовно-нравственный потенциал ребёнка; призывал к взаимосвязи умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания; определял ключевую роль учителя в формировании национального сознания учеников, подготовке гражданина своей страны.
Что же касается непосредственно темы данной статьи, в первую очередь нужно отметить, что все теоретические умозаключения В. Я. Стоюнина о роли семьи в педагогическом процессе рождались у него по мере приобретения личного практического опыта: вначале это был опыт преподавания русского языка и словесности в ряде учебных заведений, потом — руководство частной женской гимназией, открытой его женой Марией Николаевной Стоюниной в Санкт-Петербурге,— это, несомненно, говорит об их особой ценности.
Постановка проблемы с позиции В. Я. Стоюнина
Знакомясь с трудами Стоюнина, мы видим, как он (по свидетельству П. Ф. Каптерева, отечественного педагога рубежа Х1Х-ХХ веков, многие страницы в своих монографиях посвящавшего анализу педагогической деятельности В. Я. Стоюнина) «пришел к заключению, что русская семья складывалась при неблагоприятных условиях, а потому не является помощницей или сотрудницей в деле воспитания настолько, насколько это желательно» [цит. по 4, с.31]. Стремление Стоюнина внести ясность в суть этого дела максимально обостряет тему: «Не лучше ли оставить совсем в стороне семью при воспитании и вести воспитание детей со-
вершенно независимо от нее? ... школа во всяком случае будет действовать так, как будто семьи нет» [цит. по 4, с. 31]. П. Ф. Каптерев спорит и категорически не соглашается с такой постановкой вопроса, но, по всей видимости, понимает его провокационность, т.к. в итоге своих рассуждений приводит нас к закономерному выводу, сформулированному самим Стоюниным: «Школа должна соединиться с семьей одной целью, разделяя с ней воспитательный труд, но таким образом, чтобы одна не могла мешать другой» [цит. по 4, с. 33]. Именно это убеждение В. Я. Стоюнина, близкое, понятное современному педагогу, но так непросто реализуемое в живом педагогическом процессе, звучит лейтмотивом во всех работах педагога, где он обращается к вопросам семьи.
Анализ воззрений В. Я. Стоюнина на семью и ее отношения со школой
В фундаментальной работе В. Я. Стоюнина «Заметки о русской школе», опубликованной в 1881-1882 годах в журнале «Вестник Европы», в главе «Школа и семья» подробнейшим образом изложено понимание рассматриваемой темы. В частности, читаем: «У нас семья насильственно подчинена школе, а школа стоит вне контроля семьи. Ученик же должен стоять между ними в положении, крайне неопределенном и часто двусмысленном» [7, р.2, с. 366]. Двусмысленность положения, по мнению Владимира Яковлевича, порождается вынужденным лукавством или, как это он называет, «увертливостью» ученика, неизбежно произрастающих на почве недовольства школой со стороны семьи, которое он слышит и знает, но о котором семья школе не заявляет в силу «разных опасений за своего учащегося члена» [7, р.2 с. 366]. Вопрос о нравственном влиянии на молодую натуру такого положения вещей ставится Стоюниным во главу угла, решение его — в осмыслении и создании «правильных отношений» [7, р.2, с. 367] между семьей и школой.
«Школа должна искать себе помощи в семье, призывать её на свои совещания, выслушивать её требования. Семья же должна смотреть на школу как на свою помощницу в деле, которое ей ближе всего, но которого она одна не может выполнить. Отсюда: и та, и другая должны признать свои права совершенно равными» [7, р.2, с. 367],— пишет В. Я. Стоюнин. Это значит, что школа должна приложить все возможные усилия для выстраивания и поддержки постоянной связи с родителями, встречаясь с ними, проводя индивидуальные и общие беседы, постоянно обмениваясь своими впечатлениями и наблюдениями за процессом становления каждого ученика, побуждая к поиску нестандартных
решений в трудных вопросах образования и воспитания. Таковы были требования Стоюнина к организации сотрудничества школы и семьи, не только прописанные, что говорится, на бумаге, но и воплощенные на деле в одном из самых заметных учебных заведений России второй половины XIX столетия — в гимназии Стоюниных. И, к слову, не тем ли самым сегодня так гордятся передовые отечественные школы?
При этом Стоюнин предостерегает от искусственного «выдумывания форм взаимоотношений» [7, р.2, с. 370] этих двух субъектов: «Нужно сначала только поставить их в близкие взаимные отношения и найти им возможность часто соприкасаться друг с другом...» [7, р.2, с. 370]. Одной из таких форм взаимодействия семьи и школы, приведенной в качестве примера Владимиром Яковлевичем, мог бы стать совет родителей, имеющий полномочия обращаться за разного рода разъяснениями к педагогическому совету школы,— форма хорошо известная, но нередко формально проработанная в массовой современной нам школе.
Глубину и сложность поставленной проблемы В. Я. Стоюнин осознает сполна. Со свойственной ему прямотой он говорит в «Заметках о русской школе», с одной стороны, о неготовности школы к выстраиванию «правильных отношений» с семьей, о явно недостаточном знакомстве педагогов и руководителей школ с «законами духовного развития. при невежественном отношении к науке о природе и человеке» [7, р.2, с. 370]; с другой стороны — отмечает «неразвитость большей части русских семей, которые относятся легкомысленно к воспитанию своих детей и даже портят их. в действительности школе до сих пор приходилось больше бороться с дурными влияниями семьи, а не вступать с нею в союз» [7, р.2, с. 370]. Стоюнин пишет об ответственном поведении и взаимном уважении интересов семьи и школы, о том, что глубокое понимание русской семьи и постоянный поиск воспитательных средств воздействия через ученика и на его семью должны стать истинными педагогическими стремлениями школы. Благотворное воздействие, которое школа может и должна оказывать на семью, по мысли Стоюнина, возможно «тогда, когда отцы и матери не будут бояться школы и в сношениях с нею будут руководствоваться полной откровенностью. Семья привяжется к школе тогда, когда увидит бескорыстные заботы и сердечное участие школы в деле, самом близком семье. Вот нравственное влияние, какое школа может иметь на семью» [7, р.2, с. 365].
Как точно отмечено Н. М. Тупиковым [9], вопросы обучения и воспита-
ния Стоюнин, педагог-публицист, никогда не разбирает вне собственного отношения к сложившемуся укладу жизни. Это представляется особенно важным в свете того, что_зрелость педагогического творчества Владимира Яковлевича совпала с эпохальными событиями в общественно-политической жизни России — отменой крепостного права и последовавшими за ней реформами. В этой связи, безусловно, актуален и сегодня взгляд В. Я. Стоюнина на проблемы взаимоотношений семьи и школы в эпоху перемен, который он изложил в нескольких очерках, объединенных под названием «Наша семья и ее исторические судьбы» (1884 г.).
Причиной появления этой работы, как отмечает сам Стоюнин, послужила статья «Вопрос о семье в нашей современной литературе», написанная для журнала «Женское образование» (1883 г.) г. Куницким, в которой школе ставится в вину разномыслие отцов и детей в русской семье как источник существующего конфликта. Стоюнин же иначе смотрит на положение вещей: опираясь на глубокое понимание экономических, социальных и политических процессов России, он заявляет, что корень проблемы в самой семье, где «никогда не было почвы для выражения общественного идеала, всегда руководящего воспитанием» [цит. по 3, с. 32], и в обществе, «где не могло выработаться понятие об общественной нравственности и где личные интересы всегда преобладали над общими, даже над государственными» [цит. по 3, с. 32].
Эту мысль развивает в своем биографическом очерке, посвященном В. Я. Стоюнину, Б. Глинский (работа опубликована в журнале "Исторический вестникъ, № 2, 1889): «.современная русская семья, в силу своего неправильного развития с прошлого столетия, явилась и является "прежде всего с стремлением к светскости, с искаженным понятием об образовании и с уступкою своих прав над детьми, по крайней мере, над сыновьями, государственной власти", а потому тоже не нормальна и нуждается в коренном исправлении на началах общественной нравственности и истинного просвещения; для этого необходимо обратить главное внимание на образование и воспитание женщины, как центральной силы семьи; современная школа должна быть органически связанною с семьею, быть национальною и давать воспитание общественное в том смысле, что из нее должны выходить молодые люди, поставленные к общественной деятельности, с правильным понятием об общественной нравственности, без которых никакое общество не может быть крепко» [2].
Описывая подробнейшим образом русскую семью в историко-пе-дагогическом контексте, Стоюнин подходит к обоснованию мысли, что школа через семью воздействует на общество, является одним из факторов его переустройства — и это становится одной из важных идей его научно-педагогического творчества, «центральное место в котором,— как пишет М. В. Богуславский,— занимало формирование концепции идеалов воспитания человека-гражданина» [1, с. 108].
В. Я. Стоюнин осознает и декларирует высокую социальную позицию школы в образовании, но при этом убежденно говорит о существенных недостатках семейного воспитания и о незрелости общества в понимании идеала гражданина, а попытки переложить всю ответственность только на школу считает неоправданными и даже циничными. Он «выстроил,— как пишет О. Г. Гордиенко,— собственную иерархию отношений школы, семьи и общества: сначала общество должно выработать высокие идеалы воспитания, гражданские и нравственные (здесь существенна помощь и влияние литературы), затем семья должна их органично воспринять и воспитать ребенка в соответствии с этими идеалами, а школа, в свою очередь, принимая от семьи хорошо воспитанных и нравственно выдержанных детей, подготовит для общества честных и трудолюбивых деятелей» [3, с. 33].
Не менее современно сегодня звучат мысли В. Я. Стоюнина о семейном воспитании. Он, например, пишет о тех горе-родителях, которые едва ли не с самого рождения представляют своих детей великими учеными или артистами, буквально «вымучивая» их таланты и тем самым препятствуя их естественному развитию,— это, по мнению педагога, не что иное, как родительское насилие, «величайшее зло» для духовных и физических сил ребенка.
Об истинном понимании родительского предназначения Стоюнин рассуждает в труде «Луч света в педагогических потемках» (1884 г.). В частности, педагог говорит о такой особенности русской семьи, как чрезмерная любовь, «с которою не умеют справляться по бесхарактерности» [7, р.2, с. 555] многие родители. «Одна любовь,— пишет Владимир Яковлевич,— воспитатель слепой и чаще всего не достигает тех целей, какие ею намечаются» [7, р.2, с. 555]. Причина этого в бессознательном родительском не бескорыстии: наряжает ли родитель своего ребенка, как куклу, чтобы вызвать восторг посторонних людей, услаждает ли его чрезмерными и часто неоправданными похвалами или, напротив,
приучает дитя наигранными ласками выпрашивать родительского внимания и заботы, пользуется ли любым удобным и неудобным случаем, чтобы высказать очередное нравоучение о морали, не замечая при этом за самим собой и неправду, и несправедливость, опекает ли дитя в своем слепом обожании настолько, что лишает даже малой возможности быть самостоятельным, оправдывает ли своего ребенка всегда и во всем или же, наоборот, подавляет волю ребенка своей чрезмерной требовательностью и взыскательностью — все это отнюдь не бескорыстная любовь, а эгоизм и тщеславие родителей. Именно так воспитывают «честолюбцев, людей поверхностных, неспособных ни на какие движения» [7, р.2, с. 556], «холодных лицемеров, которые будут ценить не только ваше, но и всякое чувство, насколько это будет им выгодно» [7, р.2, с. 557]. «Внешняя обрядность, которая ставится в число нравственных правил и по которой прежде всего...оценивается человек» [7, р.2, с. 557] претит убеждениям Стоюнина и не отвечает главному предназначению семьи. Важнее всего, чтобы родители увидели в своем отпрыске человека, «рожденного не для чьей-либо потехи, а для самого себя, для собственного счастья, для возможно полного выражения идеи человеческой жизни, человека, которому принадлежит будущее» [7, р.2, с. 557].
Заключение
Завершая краткий экскурс в творческое наследие В. Я. Стоюнина, обращенное среди многообразия поднятых им тем и к вопросам семьи, ее роли в формировании «человека, которому принадлежит будущее» [7, р.2, с. 557], мы не можем не отметить красноречивый факт: написанное о семье Владимиром Яковлевичем (в позапрошлом веке!), сегодня довольно широко цитируется в социальных сетях обычными пользователями, далекими от академической науки (вот только один из примеров: https://vk.com/wall-137923156_36238), что безусловно говорит об актуальности его мыслей в дне сегодняшнем. И еще раз утверждает необходимость глубокого погружения, серьезного теоретического прочтения трудов, оставленных нам выдающимся педагогом. Завершим цитатой из статьи С. В. Ивановой, написанной к юбилейной дате педагога-мыслителя: «Наследие В. Я. Стоюнина не должно оставаться невостребованным. Почему? Ответ на этот простой вопрос дается одним словом — «современен» [5, с. 167].
Литература
1. Богуславский M. В. Формирование аксиологических основ российского образования в педагогической деятельности В. Я. Стоюнина (к 190-летию со дня рождения) // Проблемы современного образования. 2G16. № 5. С. 9У-110.
2. Глинский Б. Б. Владимир Яковлевич Стоюнин // Исторический вестник. 1889. Т. 35. № 2. С. 413-444. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://az.lib.ru/g/ glinskij_b_b/text_1889_stounin_oldorfo.shtml (дата обращения: 1G.1G.2G24).
3. Гордиенко О. Г. Историко-педагогическийаспект научного наследия В. Я. Стоюнина //Экономические и гуманитарные исследования регионов, 2G2G. № З. С. 29-Зб.
4. Заварзина Л. Э. Педагогические взгляды В. Я. Стоюнина в оценке П. Ф. Каптерева //Историко-педагогический журнал. 2G16. № 4. С. 29-ЗУ.
5. Иванова C. В. Современность и своевременность идей В. Я. Стоюнина // Ценности и смыслы. 201У. № 1 (4У). С. 1бб-1б9.
6. КаптеревП. Ф. Педагогические идеи В. Я. Стоюнина // Русская школа. 1892. № 1G. С. 4б-б1.
У. Cтоюнин В. Я. Педагогические сочинения. СПб.: тип. Училища глухонемых, 1892 г. 65g с.
8. В. Я. Стоюнин — видный отечественный просветитель, ученый-педагог и методист-словесник: Сборник науч. трудов Всеросс. Науч.— практ. конференции с международным участием, посвященной 190-летию со дня рождения В..Я. Стоюнина (19 декабря 2016 г.) / Под общей ред. М. В. Богуславского. М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2016. 308 с.
9. Тупиков H. М. Стоюнин, Владимир Яковлевич // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона в 86 т. (82 т. и 4 доп.). СПб., 1890-190У. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.vehi.net/brokgauz (дата обращения: 10.10.2024)
References
• Boguslavskij M.V. Formirovanie aksiologicheskih osnov rossijskogo obrazovaniya v peda-gogicheskoj deyatel'nosti VYa. Stoyunina (k 190-letiyu so dnya rozhdeniya) // Problemy sovre-mennogo obrazovaniya. 2016. № 5. S. 9У-110. [In Rus].
• Glinskij B.B. Vladimir Yakovlevich Stoyunin // Istoricheskij vestnik. 1889. T.35. №2. S. 413444. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://az.lib.ru/g/glinskij_b_b/text_1889_stounin_ oldorfo.shtml (data obrashcheniya: 10.10.2024). [In Rus].
• Gordienko O.G. Istoriko-pedagogicheskij aspekt nauchnogo naslediya V.Ya. Stoyunina // Ekonomicheskie i gumanitarnye issledovaniya regionov, 2020. № 3. S. 29-36. [In Rus].
• Zavarzina L.E. Pedagogicheskie vzglyady V.Ya. Stoyunina v ocenke P.F. Kaptereva // Istoriko-pedagogicheskij zhurnal. 2016. № 4. S. 29-ЗУ. [In Rus].
• Ivanova S.V. Sovremennost' i svoevremennost' idej VYa. Stoyunina // Cennosti i smysly. 201У. № 1 (4У). S.166-169. [In Rus].
• KapterevP. F. Pedagogicheskie idei V Ya. Stoyunina // Russkaya shkola. 1892. № 10. S. 46-61. [In Rus].
• Stoyunin V.Ya. Pedagogicheskie sochineniya. SPb.: tip. Uchilishcha gluhonemyh, 1892 g. 650 s. [In Rus].
• VYa. Stoyunin - vidnyj otechestvennyj prosvetitel, uchenyj-pedagog i metodist-slovesnik: Sbornik nauch. trudov Vseross. Nauch.-prakt. konferencii s mezhdunarodnym uchastiem, posvyashchennoj 190-letiyu so dnya rozhdeniya V.Ya. Stoyunina (19 dekabrya 2016 g.) / Pod obshchej red. M.V Boguslavskogo. M.: FGBNU «Institut strategii razvitiya obrazovaniya RAO», 2016. 308 s. [In Rus].
• Tupikov N.M. Stoyunin, Vladimir Yakovlevich // Enciklopedicheskij slovar' Brokgauza i Efrona v 86 t. (82 t. i 4 dop.). SPb., 1890-190У. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http:// www.vehi.net/brokgauz// (data obrashcheniya: 10.10.2024). [In Rus].
Статья поступила в редакцию 15.1Q.2Q24; одобрена после рецензирования Q1.11.2Q24; принята к публикации Q3.11.2Q24.
tte article was submitted 15.10.2024; approved after reviewing 01.11.2024; accepted for publication Q3.11.2Q24.