ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Вестник ПСТГУ
Серия IV: Педагогика. Психология.
Забегайлова Ирина Валерьевна, аспирант,
Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, Россия, Москва Irina_butovo@mail.ru
2022. Вып. 65. С. 11-28
Б01: 10.15382Миг^202265.11-28
Идеи нравственного развития личности
в педагогическом наследии В. Я. &оюнина
Аннотация: Отечественные педагоги при рассмотрении проблем духовно-нравственного становления личности зачастую обращаются к теоретическому наследию ученых прошлого. Одним из выдающихся представителей отечественной педагогики пореформенной России второй половины XIX в. был Владимир Яковлевич Стоюнин. На современном этапе развития педагогической науки особую значимость приобретают взгляды ученого на решение проблем поиска и формирования идеала духовно-нравственного развития личности, а также определения конкретного содержания нравственного воспитания ребенка. В статье представлен обзор педагогических взглядов В. Я. Стоюнина по вопросам духовно-нравственного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста. Показана актуальность идей ученого о составляющих нравственного воспитания личности через стремление к самосовершенствованию, нравственному идеалу. Определена и осмыслена роль христианского учения о вере в нравственном воспитании ребенка. Автор статьи акцентирует внимание на разработанной В. Я. Стоюниным развернутой характеристике качеств нравственной личности и условиях их совершенствования.
Цель статьи — изучение педагогических идей В. Я. Стоюнина о формировании идеала духовно-нравственного развития личности для выявления подходов к проблеме профессионального и личностного роста педагогов. В результате были проанализированы педагогические взгляды В. Я. Стоюнина на проблему духовно-нравственного воспитания детей в период дошкольного и младшего школьного детства, систематизированы педагогические рекомендации В. Я. Стоюнина по развитию положительных и нивелированию негативных личностных качеств воспитанников. Представлена позиция ученого по вопросу личностных качеств педагогов, оказывающих значимое влияние на развитие духовной сферы ребенка. Акцентировано внимание на понимании В. Я. Стоюниным личных моральных качеств как исполнении педагогами основных христианских этических норм — христианских заповедей.
И. В. Забегайлова
© Забегайлова И. В., 2022.
Ключевые слова: В. Я. Стоюнин, духовно-нравственное развитие, нравственный идеал, христианское учение о вере, нравственные качества личности, содержание нравственного воспитания, христианские этические нормы.
Современные педагоги, акцентируя внимание на решении актуальных вопросов обучения и воспитания личности, нередко обращаются к теоретическому наследию ученых прошлого. Одним из выдающихся представителей отечественной педагогики второй половины XIX в. является Владимир Яковлевич Стоюнин (1826—1888). В настоящее время особую значимость, на наш взгляд, приобретают взгляды ученого на решение проблемы поиска духовно-нравственного идеала и нравственного развития личности на пути к нему.
Становление педагогических взглядов В. Я. Стоюнина связано с фило-софскорелигиозными и педагогическими изысканиями второй половины XIX в., которая в России была ознаменована реформированием системы образования. В этот исторический период в пореформенной России ставилась задача распространения образования среди народа, педагоги и широкая общественность находились в процессе поиска идеала воспитания духовно-нравственной личности. Владимир Яковлевич Стоюнин в этом контексте был близок к либеральным идеям, органично впитав и воплотив в своих трудах «аксиологические идеи» и «нравственно-этические ценности постреформенного периода»1.
В центре внимания ученого были следующие педагогические проблемы:
• содействие нравственному воспитанию личности через стремление к самосовершенствованию, своему «нравственному идеалу»2;
• осмысление роли христианского учения о вере в нравственном воспитании ребенка;
• определение составляющих нравственного поведения личности и их развитие.
Проблема цели воспитания и формирования «нравственного идеала» занимала значимое место в трудах ученого. В. Я. Стоюнин понимал, что не может быть полноценного воспитания без конкретной цели и идеала. Он рассматривал процесс воспитания как движение, стремление к идеалу. «Без идеала нет воспитания»3, — писал педагог. В свою очередь, идеал воспитания В. Я. Стою-нин отождествлял с просвещенным человеком и гражданином, имеющим высокие моральные и духовные качества. Основополагающую роль в становлении нравственного идеала В. Я. Стоюнин отводил просвещению, дающему «свет разуму и указывающему тот прямой путь, по которому следует идти человеку»4. Поясная свою позицию, автор подчеркивал, что в ходе просвещения ребенок воспринимает и присваивает духовно-нравственные, морально-этические и ин-
1 Богуславский М. В. Формирование аксиологических основ российского образования в педагогической деятельности В. Я. Стоюнина (к 190-летию со дня рождения) // Проблемы современного образования. 2016. № 5. С. 104.
2 Стоюнин В. Я. Заметки о русской школе // В. Я. Стоюнин. Избранные педагогические сочинения / сост. Г. Г. Савенок. М., 1991. С. 164.
3 Стоюнин В. Я. О воспитании // Там же. С. 118.
4 Он же. Заметки о русской школе... С. 193.
теллектуальные ценности, развивает в себе «высшие понятия, которые определяют человеческую жизнь в ее отношениях ко всему окружающему, т. е. к природе и к обществу»5. По мнению ученого, просвещение «вызывает присущие человеку стремления к истине, правде, добру и изящному»6. Таким образом, стремление ребенка к идеалу должно осуществляться в ходе воспитывающего обучения, целью которого является развитие личности. Вместе с тем В. Я. Стою-нин предостерегал педагогов от практики навязывания воспитанникам какого-либо идеала. Исследователь трудов ученого Л. Н. Беленчук акцентирует внимание на идее мыслителя об опосредовании процесса становления идеала творчеством. В частности, автор приводит высказывание В. Я. Стоюнина о важности освоения учащимися навыка формирования своего собственного идеала в ходе творческой деятельности путем обращения к историческим фактам, рассказывающим о том, «какими идеалами жило человечество в своей истории»7.
В. Я. Стоюнин последовательно разъяснял, что педагог, имея в своем арсенале научные знания о душе и личностных качествах воспитанника, обращая внимание на наклонности и желания ребенка, пробуждая в своих подопечных любознательность, воспитывая ответственность, самостоятельность и трудолюбие, грамотно организуя учебно-воспитательный процесс, может способствовать гармоничному развитию как духовно-нравственной, так и физической сторон личности.
Важным фактором в деле формирования нравственного идеала является, по мнению ученого, включение ребенка в социально-ориентированную деятельность, цель которой — общественное благо. Автор подчеркивал, что идеал не должен быть «мечтательным» либо «болезненным», но характеризоваться как идеал, побуждающий к «энергической и небесплодной»8 деятельности. В связи с этим основную задачу воспитания В. Я. Стоюнин видел в том, чтобы «приготовить духовные силы юноши для создания идеала»9, пробудив в нем любовь к истине, правде, добру для того, чтобы воспитанник вступил в жизнь с «полной свободой, живым чувством справедливости, честности... со стремлением соединить свое благо с общим»10. Таким образом, нравственный идеал выступал для В. Я. Стоюнина нормативно-ценностным ориентиром, в свете которого воспитанник будет стремиться преобразить и усовершенствовать себя и окружающий мир.
О роли христианского православного учения в нравственном воспитании ребенка В. Я. Стоюнин писал в своих трудах «О воспитании»11 и «Педагогические заметки.»12. Современные исследователи педагогического творчества
5 Стоюнин В. Я. Заметки о русской школе... С. 193.
6 Там же.
7 Беленчук Л. Н. Национальное и общеевропейское в педагогическом творчестве В. Я. Стоюнина // Сборник научных трудов Всероссийской науч.-практ. конференции, посвященной 190-летию со дня рождения В. Я. Стоюнина. М., 2016. С. 60.
8 Стоюнин В. Я. Заметки о русской школе. С. 164.
9 Там же. С. 164.
10 Там же.
11 Он же. О воспитании. С. 111—137.
12 Он же. Педагогические заметки (в ответ разным лицам) // В. Я. Стоюнин. Избранные педагогические сочинения. С. 282—288.
В. Я. Стоюнина указывают на стремление ученого при разработке концепции народной школы и русской национальной педагогики опираться на «целостную и неповторимую национальную религиозную культуру»13. Как, в частности, считает М. В. Богуславский, православная вера являлась одной из основ аксиологического подхода В. Я. Стоюнина к русскому национальному воспитанию. Но тем не менее преподавание Закона Божия — этого основного предмета дореволюционной российской школы — он, как и многие другие представители либеральной мысли того времени, предлагал значительно видоизменить, например, «гуманизировать преподавание в гимназии Закона Божьего, перенеся все сюжеты, связанные с процедурой богослужения в духовные семинарии, и сосредоточить внимание учащихся на понятном и интересном им материале»14.
Н. Л. Шеховская также убеждена, что взгляды В. Я. Стоюнина формировались и развивались в русле христианско-гуманистической традиции, характерной для отечественной педагогической науки второй половины XIX — начала ХХ в. Данное научное направление утверждает приоритет духовности в нравственном воспитании индивида на основе христианских заповедей и рассматривает личность как духовный и нравственный феномен.
В. Я. Стоюнин рассматривал веру как «сущностное основание духовности нравственной личности»15, в свою очередь становление личности ребенка в православной вере педагог считал «доминантным, определяющим ее духовно-нравственную качественность»16. Нравственность, по утверждению Н. Л. Ше-ховской, педагог вслед за К. Д. Ушинским рассматривал как «конкретное проявление глубоко индивидуализированной духовности»17. При этом важным для достижения цели воспитания В. Я. Стоюнин считал постижение личностью евангельского идеала не таким способом, когда бы оно ложилось в душу «мертвыми холодными чертами», но «горящими чувством и желанием»18. Он, призывая ставить перед воспитанниками вопрос «Что же такое истина?», вместе с тем предлагал ответ: «Связь истины с божеством»19.
О значении христианского православного учения в нравственном воспитании ребенка В. Я. Стоюнин рассуждал, фокусируясь на вопросах:
• формирования у детей «нравственных понятий»;
• соотношения добра и зла;
• определения конкретного содержания нравственного воспитания личности.
О важности формирования у детей «нравственных понятий» В. Я. Стою-
нин говорил в контексте проблемы содержания образования на элементарной (начальной) ступени школы. Рассуждая о полученных в «элементарной» школе
13 Богуславский М. В. Идеал воспитания просвещенного человека и гражданина в концепции В. Я. Стоюнина // Отечественная и зарубежная педагогика. 2016. № 6. С. 16.
14 Там же. С. 10.
15 Шеховская Н. Л. Духовность нравственного воспитания в русской философско-педагогической мысли: вторая половина XIX — первая половина XX вв.: дис. ... д-ра пед. наук. Белгород, 2007. С. 98.
16 Там же.
17 Там же. С. 153.
18 Стоюнин В. Я. О воспитании. С. 128.
19 Там же. С. 118.
знаниях, педагог отмечал, что у ребенка здесь должны развиваться «первые понятия», которые являются основой системных, обобщенных знаний «об организме, нравственности, общественности»20. Для формирования нравственных понятий ученый предлагал обучать детей Закону Божию прежде всего с целью развития у воспитанников понятия о правильном богопочитании. Сформированное понятие (представление) о правильном богопочитании проявляется, по мнению автора, в нравственной жизни человека. Средством для формирования понятия о правильном богопочитании, согласно В. Я. Стоюнину, могут стать ситуации обсуждения с детьми Евангелия и рассказов из Священной истории, а также анализ недостатков и «пороков» окружающей их среды.
Таким образом, по мнению ученого, основной задачей при изучении курса Закона Божия должно быть не усвоение ребенком каких-либо систематических научных познаний, а формирование у него такого рода понятийных основ, «с какими только и возможна разумно-нравственная жизнь»21. В результате знакомство детей с христианским учением о вере будет способствовать, по мнению педагога, развитию у них нравственных понятий, которые в дальнейшем будут мотивировать и определять деятельность и поведение ребенка.
Особое внимание В. Я. Стоюнин уделял анализу проблемы соотношения добра и зла, рассматривая их как важнейшие нравственные категории, имеющие ценностный смысл. Педагог считал, что основу нравственности составляет «правильная оценка вещей», выражающаяся в различении добра и зла, что, безусловно, было в целом характерно для отечественной философско-педагогической традиции22. В. Я. Стоюнин утверждал, что начинать нравственное воспитание необходимо с первых лет жизни, когда ребенок активно присваивает «внешние чувства» и «впечатления»; и задача воспитателя при этом состоит в том, чтобы «содействовать развитию высших и ограничивать развитие низших склонностей»23, обратить внимание на характер впечатлений. Автор определял «высшим» то «благо», которое оказывает на человека «возвышающее влияние», в противовес тому, что, называясь «величайшим злом», подавляет человека.
В. Я. Стоюнин разъяснял, что, стремясь совершать нравственные поступки, человек значительное время должен уделять своему духовному самосовершенствованию, будучи готовым пожертвовать «своей собственной выгодой ради пользы всего народа»24. Таким образом, нравственным индикатором личности является, по мнению ученого, ее отношение к «благам и бедам, добру и злу»25.
Проблема содержания нравственного воспитания рассматривалась В. Я. Стою-ниным в контексте вопроса об определении нравственных ценностей и качеств нравственной личности, которые необходимы, чтобы приблизить человека к идеалу. Основу нравственности составляли добродетели, положительные свой-
20 Стоюнин В. Я. Педагогические заметки. С. 283.
21 Там же. С. 284.
22 Шеховская Н. Л. Указ. соч. С. 153.
23 Стоюнин В. Я. О воспитании. С. 120.
24 Там же.
25 Там же.
ства личности как определенные черты ее сознания и поведения. Нравственная личность, согласно В. Я. Стоюнину, обладает следующими добродетелями: способностью к самопожертвованию, верностью долгу, готовностью быть искренним перед Богом и перед людьми, честью, дружелюбием, состраданием, совестливостью, бескорыстием, трудолюбием, развитым чувством ответственности и дисциплинированностью.
В. Я. Стоюнин, указывая на важность формирования у ребенка «хорошего характера», «добрых привычек», «хороших наклонностей» предлагал использовать следующие воспитательные приемы:
• Включение воспитанника в активную, самостоятельную деятельность. Как утверждал педагог, для того чтобы «накопить обильный материал для сильного характера, нужно более чувствовать, желать и действовать, т. е. жить практически»26. При этом лучшей средой для успешного становления характера В. Я. Стоюнин считал ту, в которой ребенку будет оказываться определенное противодействие. В результате, считал ученый, у ребенка разовьются «хорошие задатки для характера»27, а также «душевное упорство»28, необходимое для преодоления препятствий.
• Организация контроля за содержанием внешних впечатлений ребенка. В. Я. Стоюнин призывал педагогов «участвовать своею волею» в настроении души воспитанников, направлять их «душевные устремления»29, поскольку в дошкольном и младшем школьном возрасте дети особо восприимчивы к усвоению нравственных правил и обладают высоким уровнем эмоционального развития. Ученый пояснял, что, принимая участие в формировании «добрых наклонностей», воспитателю необходимо учитывать природную впечатлительность ребенка и связанные с ней чувства и эмоции. Отсюда возникает необходимость контроля за впечатлениями органов чувств: для маловпечатлительного ребенка важна эмоциональная реакция взрослого на какой-либо объект внимания. В свою очередь впечатлительному и эмоционально лабильному ребенку педагог советует «ослабить приятные впечатления. чтобы от накопления они не перешли в преждевременную страсть, и. дурные наклонности»30.
• Воспитательное воздействие нравственного идеала, или ориентацию на нравственный пример, В. Я. Стоюнин называл одним из важных воспитательных моментов. Однако данное воспитательное воздействие будет успешным и плодотворным, если с ребенком проведена предварительная работа по осознанию какого-либо положительного качества личности, носителем которой является незначительно старший сверстник. Особую роль в следовании примеру автор отводил природной склонности детей к подражанию. Нравственным образцом для ребенка, по мнению В. Я. Стоюни-на, может быть и воспитатель, если тот «будет стараться в своих поступках,
26 Стоюнин В. Я. О воспитании. С. 132.
27 Там же.
28 Там же.
29 Там же. С. 122.
30 Там же.
чувствах передать всецело свой идеал и развить в питомце стремление к
нему»31.
• Осуществление контроля за социальным окружением ребенка, по мнению ученого, необходимо на первоначальном этапе знакомства воспитанника с окружающими, поскольку ребенок должен знакомиться с «хорошими людьми или с хорошими сторонами людей»32. В противном случае, считал педагог, ребенок не научится уважать окружающих. Причину ожесточения сердца ребенка ученый видел в том, что воспитанник уже с раннего детства «встречает враждебность, ложь, недобросовестность»33. В этой связи, заключал В. Я. Стоюнин, необходимо строго отслеживать, «какие люди окружают ребенка и с какой стороны они показывают себя»34. Поэтому важно, чтобы с «темными сторонами» людей ребенок познакомился лишь тогда, когда у него сформируются «твердые нравственные задатки»35. В результате воспитательного воздействия у ребенка должны формироваться положительные свойства личности, нравственные качества. В. Я. Стоюнин дал развернутую характеристику некоторым качествам нравственной личности, «добрым наклонностям», уделив особое внимание условиям их возрастания. Рассмотрим особенности формирования некоторых составляющих нравственности личности, систематизировав данный материал и представив его в табл. 1.
Таблица 1
Составляющие нравственности личности по В. Я. Стоюнину
Качества нравственной личности Содержательная характеристика нравственного качества Условия и особенности формирования нравственного качества
Дисциплинированность Умение соблюдать дисциплину предполагает наличие навыка соблюдать установленный порядок, упорядоченность в освоении знаний и умений Ученый настаивал на поддержании воспитателем педагогической дисциплины, строго соотносящейся «с детскою натурою и с психологическими условиями развития»36. В. Я. Стоюнин подчеркивал, что дисциплина, имеющая в своем основании излишнюю строгость и запреты, имеет опасность подавления воли и может «ломать натуру» воспитанника. Вместе с тем отсутствие «разумной педагогической дисциплины»37, определенного режима труда и отдыха развивает в детях «своенравие, своеволие, легкомыслие, распущенность, шаткость в характерах»38
31 Стоюнин В. Я. О воспитании. С. 118.
32 Там же. С. 126.
33 Там же.
34 Там же. С. 126-127.
35 Там же. С. 127.
36 Стоюнин В. Я. Воспитательницам групп малолетнего отделения Московского воспитательного дома // В. Я. Стоюнин. Избранные педагогические сочинения. С. 105.
37 Там же.
38 Там же.
Качества нравственной личности Содержательная характеристика нравственного качества Условия и особенности формирования нравственного качества
Наличие силы воли Воля ребенка, как нравственная сила, развивается в свободной деятельности, вырабатывает твердый характер и целеустремленность Переживание ребенком ситуации успеха в какой-либо деятельности является, по мнению В. Я. Сто-юнина, одним из условий развития у него «сильной воли». С другой стороны, важным в воспитании воли оказывается преодоление внутренних препятствий — лени, рассеянности. Этому может способствовать включение ребенка в трудовую деятельность. Связывая становление воли с трудовым воспитанием, В. Я. Стоюнин, в качестве основных способов ее развития в школе называл: высокое качество преподаваемого учебного материала и опосредованное влияние личностных качеств учителя, таких как целеустремленность, последовательность при решении различного рода задач, настойчивость, трудолюбие, принципиальное поведение и умение владеть собой. Также в воспитании воли имеет значение активизация потенциальных способностей воспитанника к совершению добрых дел, доброделанию. Как полагал В. Я. Стоюнин, деятельность, направленную на совершение добрых дел, ребенок может осваивать как в ходе непосредственного обучения совершению добрых поступков, так и посредством личного примера педагога
Стремление к свободе Педагог должен разделять свободу, идущую из «потребности деятельности по душе»39, т. е. свободу, основанную на нравственном выборе, и свободу, ведущую к разнузданности. В первом случае свобода служит «основой человеческого достоинства», В воспитании стремления к свободе важно, считал В. Я. Стоюнин, предоставлять ребенку свободу, исходя из его волевых, интеллектуальных и нравственных сил, иначе «возникнет или слабость, т. е. недостаток знания и умения, или воображение в себе силы, действительно отсутствующей»40. Призывая педагогов воспитывать в детях стремление к свободе, В. Я. Стоюнин вместе с тем подчеркивал необходимость разграничивать свободу от своеволия и праздности, соблюдая баланс между воспитанием стремления к свободе и контролем за своеволием. Ученый утверждал, что как ограничение свободы может привести к сопротивлению и упрямству, так и неконтролируемая свобода, превращаясь в своеволие, «переходит в страсть — деспотизм и тиранство»41
39 Стоюнин В. Я. О воспитании. С. 131.
40 Там же. С. 130.
41 Там же. С. 131
Качества нравственной личности Содержательная характеристика нравственного качества Условия и особенности формирования нравственного качества
во втором — «губит нравственного человека»42 Важным ученый также считал наличие у ребенка свободного времени, которым он мог бы свободно распоряжаться. Педагог рекомендовал воспитателям не противодействовать воспитаннику в выборе безопасных видов деятельности, поддерживать его интерес к созиданию, «выдумыванию себе работы»43 и поощрять желание опробовать свои силы в каком-либо новом занятии. Вместе с тем В. Я. Стоюнин указывал на важность контроля со стороны воспитателя за умением ребенка распоряжаться своим свободным временем, «чтобы его свобода не обратилась в праздность и недеятельность»44
Способность к самостоятельной деятельности Отмечая,что ребенок «от природы не имеет душевной лени»45, В. Я. Стоюнин призывал взрослых поддерживать «порывы» ребенка к самостоятельной деятельности Одним из важный условий развития самостоятельности, «самодеятельности» педагог называл развитие у ребенка любознательности, привитие навыка соблюдения последовательности в работе. Автор призывал взрослых не препятствовать проявлению инициативы и стремлению к самостоятельной деятельности воспитанников. В качестве способа развития самостоятельности В. Я. Стоюнин предлагал ситуацию «подсовывания деятельности», когда педагог «отступает от ребенка и представляет его самому себе»46. Самостоятельность, в свою очередь, способствует, по словам автора, развитию уверенности в своих силах, трудолюбия, находчивости и сообразительности
Чувство долга В. Я. Стоюнин определял чувство долга как «нравственное отношение к самому себе и другим»12 Долг человека, считал ученый, — «стараться по возможности умножать сумму благ и производимого ими счастья и уменьшить сумму зол и производимого ими несчастья»48. Производными долга человека ученый называл совесть и добродетели
42 Стоюнин В. Я. О воспитании. С. 131.
43 Там же. С. 106.
44 Там же.
45 Там же. С. 124.
46 Там же.
47 Там же. С. 120.
48 Там же
Качества нравственной личности Содержательная характеристика нравственного качества Условия и особенности формирования нравственного качества
Совесть Наличие у человека совести является, по мнению педагога, индикатором нравственности В. Я. Стоюнин определял совесть через осознание «долга отдельной личностью как правила для ее собственных поступков»49. Способность индивида к опосредованию своих личных ощущений, желаний, поступков чувством долга педагог называл добродетелью. Согласно автору, совесть как личностное качество является результатом нравственного воспитания
Честность Составляющие честности — правдивость, неприятие и отторжение лжи как противоположности чести Воспитателю важно «уничтожить всякую возможность к приобретению склонности ко лжи»50, — писал ученый. В своих рекомендациях В. Я. Стоюнин призывал педагогов и родителей не принимать за ложь то, что ею не является, не вынуждать ребенка прибегать ко лжи, «не подавать. примера, что можно прибегнуть к неправде для своей выгоды»51
Добротолю-бие Личностное качество, лежащее в основе «воспитания сердца» и предполагающее любовь к людям и стремление к добру Ученый призывал взрослых постоянно указывать ребенку на добрые качества других людей, не позволяя «презрительного отношения к кому бы то ни было»52, воспитывать сочувствие к окружающим, независимо от их национальности и вероисповедания. Педагог также рекомендовал заботиться о «постоянно ясном настроении души ребенка»53, когда в ней копятся «приятные следы» и возбуждаются искренние и добрые чувства к окружающим
Наличие христианских добродетелей К христианским добродетелям В. Я. Сто- юнин прежде всего относил скромность, умеренность, человеколюбие, взаимовыручку, сострадание Для развития и сохранения в ребенке добродетелей В. Я. Стоюнин рекомендовал воспитателям избегать сравнений и не акцентировать внимание на приоритете одного ребенка над другими. В тех же случаях, когда сравнение неизбежно, педагогу важно поощрять развитие чувства взаимовыручки у детей через оказание помощи более слабым; воспитывать в детях чувство сострадания. При невозможности сокрытия недостатков других детей, когда «нельзя пособить их несчастью»54, В. Я. Стоюнин предлагал воспитателю призывать воспитанников к сопереживанию и отзывчивости
49 Стоюнин В. Я. О воспитании. С. 120-121.
50 Там же. С. 125.
51 Там же С. 125-126.
52 Там же. С. 126.
53 Там же. С. 121.
54 Там же. С. 127.
Качества нравственной личности Содержательная характеристика нравственного качества Условия и особенности формирования нравственного качества
Смелость В. Я. Стоюнин отмечал «природный», врожденный характер смелости у ребенка Ученый ставил перед воспитателем задачу: сберечь у ребенка чувство смелости вместе с «опытом преодоления страха»55, трансформировав при этом «неразумную смелость в разумное мужество»56. Автор считал, что педагогу необходимо всегда поддерживать и поощрять воспитанника, поскольку смелость и решительность ребенка в преодолении трудностей способствуют становлению его характера и «душевного упорства, направленного на борьбу. с препятствиями»57
Наличиедоб-рых привычек Склонность к поддержанию порядка и чистоты, опрятность, дружелюбие, вежливость, «внимание к приличиям»58 Добрые привычки играют, по мнению педагога, важное значение в «поддержке нравственности». В. Я. Стоюнин пояснял механизм действия «добрых привычек» следующим образом: ребенок, «строго приученный к ним, уклоняется от тех безнравственных проявлений, которые во многих случаях противоречат им»59. Автор призывал взрослых переводить установленные порядки в категорию «хороших привычек», которые сберегают здоровье, ограждают ребенка от вредоносного влияния окружающей среды и нарушение которых способно принести близким ему людям «зло физическое или нравственное»60
Послушание Послушание В. Я. Стоюнин рассматривал как важнейшую составляющую поведения ребенка младшего возраста По мнению педагога, в вопросах, касающихся жизни и здоровья, послушание со стороны детей должно быть «полное и беспрекословное»61. Послушание необходимо также в сфере, где ребенок «еще не может рассуждать, что для него добро и что зло, которые оцениваются только зрелым умом»62. По мере взросления, указывал В. Я. Стоюнин, область запретов уменьшается, «суживается», в то время как «сфера свободных действий»63 должна расширяться
55 Стоюнин В. Я. О воспитании. С. 129.
56 Там же.
57 Там же. С. 106.
58 Там же. С. 121.
59 Там же.
60 Там же. С. 105.
61 Стоюнин В. Я. Воспитательницам групп. С. 105.
62 Там же.
63 Там же.
Мы рассмотрели особенности формирования некоторых составляющих нравственности личности воспитанника. Далее остановимся на рекомендациях В. Я. Стоюнина по недопущению развития деструктивных качеств личности и противодействию «дурным наклонностям»64. Рассуждая о применении к ребенку поощрительных и порицательных мер воспитательного воздействия, В. Я. Сто-юнин указывал на их естественный характер, отмечая, что данные методы должны «содействовать возникновению естественных побуждений — приводить к тому, чтобы самим сделаться ненужными: сварливого ребенка — оставлять одного, неопрятного — не пускать в общество, небрежному и нерассудительному — не дозволять того, что требует для своего исполнения рассудительности.»65. При этом, по мере взросления ребенка, поощрения и наказания должны постепенно принимать духовный характер.
Вместе с тем педагог предостерегал от запретов, «основанных на одном произволе воспитателя»66 и вызывающих «дурные наклонности», которые в дальнейшем сложно исправить, скорректировать. В их числе — сопротивление, упрямство, упорство, капризы, ложь, скрытность, нелюбовь, ненависть, являющиеся зачастую ответной реакцией ребенка на необдуманные, неактуальные запрещения со стороны педагога.
Рассмотрим выделенные автором негативные склонности ребенка и способы их коррекции. Представим данный материал в виде табл. 2.
Таблица 2
Негативные «склонности» ребенка и способы их коррекции по В. Я. Стоюнину
Негативные качества Механизмы их возникновения и воспитательное воздействие
Многожела-тельность В борьбе с многожелательностью ребенка автор призывал к немедленному удовлетворению естественных и необходимых потребностей ребенка, чтобы избежать возбуждения «ненужных желаний»67. При необходимости допустим решительный отказ от удовлетворения желания ребенка. Благодаря последовательным действиям воспитателя ребенок овладевает навыком отказывать себе в немедленном исполнении желаний. «Пусть приучится заглушать свое неудовольствие каким-либо другим самостоятельным занятием»68, — отмечал ученый. Для борьбы с многожелательностью важна и организация «регулярного образа жизни»69. Установленный режим дня, по мнению автора, позволяет сократить количество ожиданий и разочарований ребенка, а также избежать сопротивления с его стороны требованиям воспитателя
64 Стоюнин В. Я. О воспитании. С. 105.
65 Там же. С. 133.
66 Стоюнин В. Я. Воспитательницам групп. С. 105.
67 Стоюнин В. Я. О воспитании. С. 129.
68 Там же. С. 130.
69 Там же. С. 129.
Негативные качества Механизмы их возникновения и воспитательное воздействие
Упрямство По мнению В. Я. Стоюнина, упрямство ребенка является результатом ошибок воспитателя, который сам «упрямо противодействует его естественным безвредным склонностям»70. Подобное поведение педагога вызывает у ребенка раздражительность и болезненную реакцию. В этой связи задача воспитателя — отличать упрямство и капризы ребенка от «потребности свободной деятельности»71. В случае «незаконного упрямства»72 ребенка автор призывал воспитателей не делать никаких уступок, чтобы не спровоцировать повторных эпизодов упрямства у воспитанника. Примечательно, что подобная строгость педагога усилит противостояние, если причиной упрямства станут не какие-либо потребности ребенка, а такие личностные качества, как тщеславие, высокомерие. В этом случае В. Я. Стоюнин рекомендовал оказывать воспитательное воздействие на эти личностные особенности детей
Легкомысленность «Душа, переполненная следами удовольствия, сделается легкомысленной»73, — писал педагог. В. Я. Стоюнин к формам легкомыслия относил «нерассудительность, неосторожность, рассеянность, забывчивость, неумеренное увлечение предприятиями, превосходящими силы, беспорядочность, невнимательность, беспечность»74. В качестве воспитательных средств ученый предлагал создавать ситуации, в которых ребенок испытал бы «неудобства легкомыслия»75, либо организовывать занятия, требующие от него предусмотрительности и рассудительности. Причиной легкомысленности ученый называл недостаток опыта у детей, который преодолевается в процессе предоставления им большей «телесной и душевной самостоятельности»76. Задача воспитателя — ограничиться «руководством, предостережением, советом»77
Своеволие и праздность Призывая педагогов воспитывать в ребенке сильное стремление к свободе, В. Я. Стоюнин вместе с тем предостерегал от развития у воспитанника склонности к праздности, «недеятельности», своеволию или произволу, которые, укоренясь в его характере, «могут обратиться в дурные наклонности»78. В частности, ученый предлагал: наблюдение за свободной деятельностью ребенка с возможной ее корректировкой, чтобы ребенок не испытывал трудности с распределением своего свободного времени; организацию сменяемых видов деятельности. В. Я. Стоюнин называл причиной праздности воспитанника
70 Стоюнин В. Я. О воспитании. С. 130.
71 Там же.
72 Там же.
73 Там же. С. 131.
74 Там же.
75 Там же. С. 131.
76 Там же.
77 Там же.
78 Стоюнин В. Я. Воспитательницам групп. С. 105.
Негативные качества Механизмы их возникновения и воспитательное воздействие
неудовлетворенное стремление его к какой-либо деятельности, когда у ребенка «в душе нет деятельности. более сильных интересов, которые могли бы увлечь душу»79. По мнению ученого, именно неорганизованность, праздное времяпрепровождение детей является причиной безнравственных поступков: «где дети страдают от скуки, там появятся и воришки, и лгуны, и злые шалуны»80
Склонность к телесной и душевной лени Леность В. Я. Стоюнин определял как «отвращение человека от усилий, сопровождаемых неприятным чувством при всяком. произвольном действии»81. Указывая на конфликт души и тела, автор считал, что леность возникает в сфере отношений души к телу. Рассматривая физические причины лени, педагог утверждал, что они «скрываются в самом организме»82 и являются следствием процесса физического роста, либо неумеренности в питании. Ученый говорил о необходимости аскетического, сдерживающего воспитания в сфере телесных потребностей. В качестве действенных средств воспитания В. Я. Стоюнин предлагал организацию режима питания и двигательного режима, посредством гимнастических упражнений и подвижных игр в детском саду. Помимо лени физической, телесной В. Я. Стоюнин указывал на проблему лени «душевной», которая проявляется в ходе взросления воспитанника. Рассматривая механизмы возникновения душевной лени, автор указал на одну из причин ее возрастания: чрезмерное удовлетворение в детском возрасте телесных потребностей, позволяющее ребенку удовлетворить в них «потребности душевной деятельности»83. В результате у ребенка, погруженного в сферу телесной жизни, трудно «пробудить жажду жизни духовной»84. Вместе с тем ученый призывал не уравнивать «тихую умственную деятельность и упорную внутреннюю переработку»85 с леностью, отличать «действительное стремление к лени»86 от «кажущегося стремления к ней»87, когда ребенок поглощен какой-либо другой, более сложной деятельностью. Призывая не отождествлять стремление к лени с правомерным стремлением к отдыху, В. Я. Стоюнин тем не менее отмечал, что к проблеме организации отдыха необходимо подходить осмотрительно, поскольку «человек, подметив сладость отдыха, начнет гнаться за этой сладостью»88
79 Стоюнин В. Я. О воспитании. С. 128.
80 Там же. С. 128.
81 Там же. С. 123.
82 Там же.
83 Там же.
84 Там же. С. 124.
85 Там же. С. 125.
86 Там же.
87 Там же.
88 Там же. С. 125.
Негативные качества Механизмы их возникновения и воспитательное воздействие
Склонность ко лжи Для искоренения в детях склонности ко лжи педагог рекомендовал взрослым: не принимать за детскую ложь «игру словами», детские фантазии и нечаянную, бессознательную ложь; не ставить ребенка в ситуации, в которых он может прибегнуть ко лжи; показывать позитивный пример, не позволяя думать, «что можно прибегать к неправде для своей выгоды»89; отслеживать и предотвращать ситуации, побуждающие ко лжи: «ложь из страха... желания что-либо приобрести... из злости. из легкомыслия»90, либо из-за необходимости помочь сверстнику
Себялюбие, эгоизм В. Я. Стоюнин причинами развития данных личностных черт у ребенка видел следующие: гиперопеку, которая проявляется в излишней заботе о ребенке; гипоопеку, когда ребенок «постоянно предоставлен самому себе и во всем должен о себе заботиться сам»91. В последнем случае происходит взросление ребенка без «любви и многостороннего содействия»92, при отсутствии заботы и необходимой помощи. Результатом подобного стиля родительского поведения является себялюбие, которое не позволяет «смотреть беспристрастно на своего ближнего»93 и относиться с сочувствием к сверстнику. Средством борьбы с себялюбием и эгоизмом является ограничение внимания ребенку со стороны взрослого. В. Я. Стоюнин советовал «не любоваться им, как можно меньше говорить о нем в его присутствии»94
Осуждение других и превозношение себя Причинами подобного поведения детей, по мнению В. Я. Стоюнина, являются следующие действия взрослых: обсуждение в присутствии ребенка чужих недостатков и пороков; сравнение ребенка с другими детьми, в результате чего у воспитанника возрастают «гордость, тщеславие, честолюбие, славолюбие, злорадство, зависть, недружелюбие, самоунижение»95. В. Я. Стоюнин рекомендовал воспитателям избегать всякого рода сравнений и руководствоваться в своей деятельности «строгой справедливостью»96, ставить воспитанников в такие условия, при которых сравнение между детьми приводило бы к противоположным результатам: чтобы «склонный к самопревознесению»97 осознал свои недостатки, а «привыкший к самоунижению»98 почувствовал поддержку и одобрение окружающих. Необходимо избегать раздора, зависти, противостояния, отчуждения между детьми, способствуя их «сближению», дружескому общению и сотрудничеству — такие задачи ставил ученый перед воспитателем в данной ситуации
89 Стоюнин В. Я. О воспитании. С. 125.
90 Там же. С. 125-126.
91 Там же. С. 126.
92 Там же.
93 Там же.
94 Там же.
95 Там же. С. 127.
96 Там же.
97 Там же.
98 Там же.
Таким образом, предлагаемые В. Я. Стоюниным меры воспитательного воздействия, имея естественный характер, направлены на искоренение, нивелирование деструктивных личностных качеств воспитанников. В связи с этим, разрабатывая для педагогов систему рекомендаций, направленных на возрастание положительных и изживание негативных личностных качеств воспитанников, В. Я. Стоюнин призывал взрослых быть для детей личным примером. Особое внимание ученый уделял личностным качествам учителей и воспитательниц, оказывающих большое влияние на развитие духовной сферы ребенка. Под личными моральными качествами В. Я. Стоюниным понималось исполнение педагогами основных христианских этических норм — христианских заповедей.
В заключение статьи целесообразно привести слова В. Я. Стоюнина из статьи «Заметки о русской школе», которые в полной мере могли бы быть отнесены к целевым ориентирам дошкольного возраста данного исторического периода: «Школа должна. принять ребенка с здоровыми нервами, с неразвращенным воображением, с возбужденной любознательностью, с незабитой откровенностью, без наклонности к лжи, с привычкой к некоторому порядку»99.
Список литературы
Беленчук Л. Н. Национальное и общеевропейское в педагогическом творчестве В. Я. Стоюнина // Сборник научных трудов Всероссийской науч.-практ. конференции, посвященной 190-летию со дня рождения В. Я. Стоюнина. М., 2016. С. 46-62. Богуславский М. В. Идеал воспитания просвещенного человека и гражданина в концепции В. Я. Стоюнина // Отечественная и зарубежная педагогика. 2016. № 6. С. 7-18. Богуславский М. В. Формирование аксиологических основ российского образования в педагогической деятельности В. Я. Стоюнина (к 190-летию со дня рождения) // Проблемы современного образования. 2016. № 5. С. 97-110. Стоюнин В. Я. Воспитательницам групп малолетнего отделения Московского воспитательного дома // В. Я. Стоюнин. Избранные педагогические сочинения / сост. Г. Г. Са-венок. М., 1991. С. 104-110. Стоюнин В. Я. Заметки о русской школе // В. Я. Стоюнин. Избранные педагогические
сочинения / сост. Г. Г. Савенок. М., 1991. С. 148-199. Стоюнин В. Я. О воспитании // В. Я. Стоюнин. Избранные педагогические сочинения /
сост. Г. Г. Савенок. М., 1991. С. 111-137. Стоюнин В. Я. Педагогические заметки (в ответ разным лицам) // В. Я. Стоюнин. Избранные педагогические сочинения / сост. Г. Г. Савенок. М., 1991. С. 282-288. Шеховская Н. Л. Духовность нравственного воспитания в русской философско-педагогической мысли: вторая половина XIX — первая половина XX вв.: дис. . д-ра пед. наук. Белгород, 2007.
99 Стоюнин В. Я. Заметки о русской школе. С. 172-173.
26
Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriia IV: Pedagogika. Psikhologiia.
Irina Zabegaylova, Graduate Student, St. Tikhon's Orthodox University for Humanities, Moscow, Russia Irina_butovo@mail.ru
2022. Vol. 65. P. 11-28
DOI: 10.15382/sturIV202265.11-28
Ideas on Moral Personal Development in V. Stoyunin's Pedagogical Legacy
I. Zabegaylova
Abstract: In discussions about issues of spiritual and moral personal development, Russian educationalists often address theoretical legacy of previous scholars. Vladimir Yakovlevich Stoyunin was a prominent representative of pedagogy of post-reform Russia of the latter half of the 19th century. In the current period of development of the pedagogical science, this scholar's views are acquiring particular significance in the search for and development of the ideal of spiritual and moral personal development, as well as in determining the specific moral content of children's education. The article outlines Stoyunin's educational views on young children's spiritual and moral development. It shows the relevance of his ideas about the elements of moral personal development through the desire for self-improvement and for the moral ideal. The article also determines and analyses the role of the Christian teaching about faith in the child's moral education. It highlights Stoyunin's detailed characterisation of moral qualities of the person and conditions for their improvement.
The aim of the article is to study Stoyunin's educational ideas about the formation of the ideal of spiritual and moral personal development in order to identify approaches to the issue of professional personal development of teachers. In connection with this, the article analyses Stoyunin's educational views on the development of the positive and levelling the negative personal qualities of pupils. The article also describes the scholar's ideas about personal qualities of teachers who have a significant influence on developing children's spiritual sphere. It accentuates Stoyunin's understanding of moral personal qualities as the actualising by the teachers of main Christian ethical standards, i.e. the Christian commandments.
Keywords: V. Stoyunin, spiritual and moral development, moral ideal, Christian doctrine of faith, moral qualities of person, content of moral education, Christian ethical norms.
References
Belenchuk L. (2016) "Natsional'noe i obshcheevropeiskoe v pedagogicheskom tvorchestve V. Ia. Stoyunina" [The national and the common European in V. Ia. Stoyunin's educational work], in Sbornik nauchnykh trudov Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, posviashchennoi 190-letiiu so dnia rozhdeniia V.Ia. Stoyunina [Proceedings of the conference on the occasion of the 190th anniversary of V. Ia. Stoyunin]. Moscow, pp. 46-62 (in Russian).
Boguslavskii M. (2016) "Ideal vospitaniia prosveshchennogo cheloveka i grazhdanina v kontseptsii V. Ia. Stoyunina" [An ideal of educating an enlightened man and citizen in V. Stoyunin's teaching]. Otechestvennaia izarubezhnaiapedagogika, 2016, 6, pp. 7-18 (in Russian).
Boguslavskii M. (2016) "Formirovanie aksiologicheskikh osnov rossiiskogo obrazovaniia v pedagogicheskoi deiatel'nosti V. Ia. Stoyunina (k 190-letiiu so dnia rozhdeniia)" [Providing axiological foundations for the Russian education in V. Stoyunin's educational work]. Problemy sovremennogo obrazovaniia, 2016, 5, pp. 97-110 (in Russian).
Stoyunin V. (1991) "Vospitatel'nitsam grupp maloletnego otdeleniia Moskovskogo vospitatel'nogo doma" [To the nursery teachers of groups of the underage department of Moscow educational house], in G. Savenok (ed.) V. Ia. Stoyunin. Izbrannyepedagogicheskie sochineniia [Selected works on education]. Moscow. Pp. 104-110 (in Russian).
Stoyunin V. (1991) "Zametki o russkoi shkole" [Notes on the Russian school], in G. Savenok (ed.) V. Ia. Stoyunin. Izbrannye pedagogicheskie sochineniia [Selected works on education]. Moscow. Pp. 148-199 (in Russian).
Stoyunin V. (1991) "O vospitanii" [On education], in G. Savenok (ed.) V. Ia. Stoyunin. Izbrannye pedagogicheskie sochineniia [Selected works on education]. Moscow. P. 111-137 (in Russian).
Stoyunin V. (1991) "Pedagogicheskie zametki (v otvet raznym litsam)" [Pedagogical notes (as an answer to various persons)], in G. Savenok (ed.) V. Ia. Stoyunin. Izbrannye pedagogicheskie sochineniia [Selected works on education]. Moscow. Pp. 282-288 (in Russian).
Статья поступила в pедакцию 10.03.2022
The article was submitted 10.03.2022