нии зарубежного опыта подготовки спортсменов; изучении средств психологической подготовки спортсменов; биомеханики сноубординга; организации тренировочного процесса в период межсезонья.
ЛИТЕРАТУРА
1. Методические рекомендации Министерства спорта РФ по совершенствованию системы дополнительного профессионального образования тренеров и иных специалистов физической культуры и спорта от 17 января 2020 г.. URL: https://minsport.gov.ru/2019/doc/Met-rek-po-soversh-sist-obr.pdf (дата обращения: 10.10.2021)
2. Машков К.Ю. Некоторые аспекты профессиональной подготовки будущих специалистов к тренерской работе / К.Ю. Машков // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. - 2016. - № 1 (35). - С.182-186.
3. Михайлова Т.В. Перспективы подготовки кадров в области физической культуры и спорта с учетом необходимости консолидации всех заинтересованных сторон / Т.В. Михайлова, К.Н. Епифанов, А.Г. Морозов // Олимпийский спорт и спорт для всех: сб. ст. по материалам международного научного конгресса. - Казань : Поволжский гос. ун-т, 2020. - С. 441-444.
4. Носов С.М. Необходимость повышения квалификации тренеров спорта высших достижений / С.М. Носов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 2 (180). - С. 301-304.
5. Андрющенко Л.Б. Разработка дополнительной профессиональной программы обучения тренеров / Л.Б. Андрющенко, Т.Н. Шутова, Т.П. Высоцкая // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 7 (173). - С. 6-9.
REFERENCES
1. Methodical recommendations of the Ministry of Sports of the Russian Federation to improve the system of additional professional education for coaches and other specialists of physical culture and sports from January 17, 2020, available at: https://minsport.gov.ru/2019/doc/Met-rek-po-soversh-sist-obr.pdf (date of reference: 10.10.2021).
2. Mashkov, K.Y. (2016), "Some aspects of professional training of future specialists for coaching", News of the Baltic State Academy of Fishing Fleet: Psychological and Pedagogical Sciences. No. 1 (35), pp.182-186.
3. Mikhaylova, T.V., Epifanov, K.N. and Morozov, A.G. (2020), Prospects of training in physical culture and sports with regard to the need to consolidate all stakeholders, Olympic sport and sport for all: collection of articles international scientific congress, Krasnodar, рp. 441-444
4. Nosov, S.M. (2020), Necessity of raising the qualification of coaches of sport of the highest achievements, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 180, No. 2, pp. 301-304.
5. Andryushchenko, L.B., Shutova, T.N., Vysotskaya, T.P. (2019), "Development of additional professional training program for trainers", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 173, No. 7, pp. 6-9.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 18.02.2022
УДК 378.14
ВЗГЛЯДЫ СТУДЕНТОВ НА ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ВЫСШЕЙ
ШКОЛЕ
Арина Алексеевна Волостных, Геннадий Николаевич Германов, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник физической культуры РФ. Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма,
Москва
Аннотация
Инклюзия (от inclusion - включение) - процесс увеличения степени участия граждан в культурно-образовательной и социальной деятельности, возможность каждого человека равноправно
участвовать в академической и общественной жизни, и в первую очередь - людей, имеющих трудности в физическом развитии (ограниченные возможности здоровья - ОВЗ). Инклюзия подразумевает расширение доступа к образованию (widening participation), где лица с ОВЗ правомочны иметь доступ к обучению в обычных школах, вузах. Им должна быть создана доступная и доброжелательная атмосфера, преодолены барьеры среды и общественного сознания. Через уважение и принятие индивидуальности каждого из них происходит формирование личности обучающихся в данной образовательной среде, формирование индивидуальной образовательной траектории. Можно с уверенностью сказать, что инклюзивное образование расширяет индивидуальные возможности всех студентов, помогает выработать такие качества, как гуманность, толерантность, готовность к помощи.
Ключевые слова: инклюзия, интеграция, лица с ОВЗ, студенты-инвалиды. DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.2.p75-80
STUDENTS 'VIEWS ON INCLUSIVE HIGHER EDUCATION
Arina Alekseevna Volostnykh, Gennady Nikolaevich Germanov, the doctor of pedagogical sciences, professor, honored worker ofphysical culture of the Russian Federation. Russian State University of Physical Culture, Sports, Youth and Tourism, Moscow
Abstract
Inclusion (from inclusion) is the process of increasing the degree of participation of citizens in cultural, educational and social activities, the ability of each person to participate equally in academic and public life, and first of all, people with difficulties in physical development (limited health opportunities -HIA). Inclusion implies increased access to education (widening participation), where persons with HIA are entitled to have access to education in ordinary schools and universities. They must create the accessible and friendly atmosphere, overcome the barriers of the environment and public consciousness. Through respect and acceptance of the individuality of each of them, the personality of students in a given educational environment is formed, the individual educational trajectory is formed. We can confidently say that inclusive education expands the individual opportunities of all children, helps to develop such qualities as humanity, tolerance, readiness for help.
Keywords: inclusion, integration, persons with HIA, students with disabilities.
ВВЕДЕНИЕ
Пожалуй, одним из самых актуальных и перспективных направлений научных исследований в сфере физической культуры, но в то же время мало практически и экспериментально проработанным в спортивной педагогике, является концепция инклюзии [2, 3]. Термин «инклюзия» представляется, как процесс включения, вовлечения или вхождения, как часть целого. Инклюзия - это интеграция обучающихся (студентов) с особенностями развития в систему общедоступного образования. Многие исследователи считают, что на современном этапе парадигма «инклюзии» наиболее отчетливо реализуется в системе инклюзивного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и различной степенью инвалидности, основанной на совместном обучении здоровых людей и представителей маломобильных групп [4, 6, 7]. Вместе с тем, у инклюзии более широкая область предназначения, она охватывает не только сферу образования, но и весь спектр общественных отношений: здоровье, медицину, труд, развлечения.
В одном образовательном пространстве обучающиеся и педагоги работают над общей целью - доступным и качественным обучением всех без исключения студентов. Студенты маломобильных групп в инклюзивном образовательном пространстве общаются со своими одногруппниками, обмениваются навыками взаимодействия в естественной среде и участвуют в групповой учебной деятельности. Принятие индивидуальности и уважение каждого из них воспитывает сопричастность у педагогов, студентов, формирует отношение к лицам с ОВЗ и инвалидностью как равным с позиций прав, потенциальных возможностей, социального положения в обществе. На наш взгляд, максимально каче-
ственная индивидуализация учебного процесса - единственный возможный способ реализации инклюзива. Таким студентам должна быть создана доступная и доброжелательная атмосфера, нивелированы барьеры среды и общественного сознания. Инклюзия - это не форма образовательных действий или выбор учреждения. Это современная передовая система образования. Лица с ОВЗ и студенты-инвалиды правомочны иметь доступ к обучению в обычных вузах.
Инклюзивное образование очень важно и для здоровых студентов, по той простой причине, что совместное обучение будет способствовать развитию у них толерантности, формированию умения понимать и принимать окружающих такими, какие они есть, осознанию того, что все равны. Инклюзия - не ущемление прав здоровых студентов в пользу лиц с инвалидностью, а следующая ступень развития общества, когда образование становится реальным правом для всех.
Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 №237-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» п. 27 ст. 2 «инклюзивность - не рекомендательная, а обязательная черта, которая должна быть присуща каждому уровню образования» [1]. При этом инклюзия не ограничивается обеспечением необходимых условий только для людей с ОВЗ. В процессе инклюзии участвуют люди с инвалидностью, когнитивными и ментальными особенностями, представители этнических меньшинств, лица, содержащиеся в пенитенциарных учреждениях, маргинальные слои общества, ВИЧ-инфицированные, трудовые мигранты, студенты-иностранцы, люди, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, одарённые личности, лица с различными интеллектуальными и физическими отклонениями и другие.
Если рассмотреть понятие «инклюзивное образование» в максимально широком смысле, то можно прийти к выводу, что каждый ученик нуждается в инклюзивном подходе. И эта, на первый взгляд, утопическая мысль является ключом к построению истинно гуманного и толерантного общества. Однако, к сожалению, реальный мир далек от идеалистической модели, которую мы прочитываем в научной литературе. Несмотря на гуманизм, толерантность, развитые информационные технологии и прочие достижения человечества, вопрос вседоступности образования для студентов с ОВЗ и студентов-инвалидов остается открытым и по сей день.
Целью нашего исследования явилась оценка знаний, заинтересованности и понимания участников образовательного процесса явления инклюзии и включения людей с ОВЗ в общий образовательный процесс в рамках высших учебных заведений России.
ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В исследовании приняли участие 1747 человек, которые являлись студентами и преподавателями 23 ВУЗов России, в том числе 1639 студентов, 65 преподавателей, 31 волонтер, 12 человек из администрации ВУЗов. Возраст респондентов от 18 до 54 лет, из них 60% участвующих в анкетировании принадлежали к возрастной группе 18-20 лет, 31% - к возрастной группе 21-23 года, 9% - к возрастной группе старше 23 лет. Было проведено анкетирование задействованного контингента респондентов. К сожалению, нам не удалось представить мнение опрошенных Google-анкеты по категориям в силу автоматической обработки данных сервисом, ниже представлены средние статистические данные.
В анкету было включено 20 вопросов (из них 3 демографических), которые отражали субъективное отношение опрашиваемых к людям с ОВЗ и студентам-инвалидам, участию таких лиц в общей социальной жизни, а также личностное понимание явления «инклюзии», оценка степени реализации данной концепции обучения в высших учебных заведениях. На 12 вопросов предлагались закрытые варианты ответов, на два вопроса необходимо было дать развернутый веерный ответ с несколькими вариантами, еще три вопроса включали ответы, отображающие личную позицию.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Анкетирование показало, что:
- студенты свои ассоциативные представления о лицах, к которым может быть применим инклюзивный подход в обучении, связывают с категорией лиц с различными ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью - 46%, переживающими дезадаптацию, индивидами, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, представителями этнических меньшинств, трудовыми мигрантами, студентами-иностранцами -32%, обладающими той или иной формой одаренности - 11% (указывались, например, спортсмены высшей квалификации, рекомендуемые к обучению по индивидуальному графику), и. вообще, применим к каждому успевающему студенту - 11%;
- в ответах 36% студентов указывают, что в круге личного доступного общения присутствуют лица с ОВЗ, и 64% не имеют социального опыта взаимодействий с такими студентами в образовательном пространстве;
- в ответах 63% опрошенных при контактах с людьми с ОВЗ испытывают сочувствие, сопереживание, стремление помочь; еще 23% испытывают чувства страха, неловкости, недоверия; 14 % - не испытывают никаких эмоций, привыкли к их присутствию, индифферентны к лицам с ОВЗ;
- в ответах 83,1% респондентов толерантно, терпимо относятся к людям с ОВЗ, но в то же время 16,9% желают обособиться и не участвовать лично в интеграции, не готовы помогать данной категории людей;
- в ответах лишь 10% опрошенных указали, что допускают с «особенными» людьми близкую дружбу; 14,5% выстраивают действительные дружеские отношения; 38,5% готовы оказывать волонтерскую помощь; 37,0% предполагают представить посильную материальную и физическую поддержку;
- в ответах 60% опрошенных обозначили, что комфортным уровнем общения с данной категорией людей является отдаленное товарищество и отчужденно доброжелательные отношения. Такие данные показывают, что выдвинутая нами гипотеза о высоком уровне индифферентности общества верна. Большинство студентов, говоря о терпимости к людям с инвалидностью, не подразумевают личное участие и помощь, оставляя взамен этого сопереживание и сочувствие;
- в ответах 81% опрошенных указали, что считают возможным, при условии сохранного интеллекта, обучение лиц с ОВЗ в студенческих группах с нормотипичны-ми людьми; тогда как 7% указали, что необходимо согласие здоровых студентов обучаться в едином коллективе; 12% студентов не допускают такой возможности, указывают на необходимость раздельного обучения;
- в ответах 56% опрошенных указали на доступность очного обучения лиц с ОВЗ, тогда как 44% респондентов рекомендуют очно-заочную форму обучения, из которых 11% предлагают только заочное обучение, 20% склоняются к дистанционному, 12% отдельно от нормотипичных людей, а 1% считает, что совместное обучение в группах невозможно;
- в ответах 14,4% опрошенных отметили снижение успеваемости в числе негативных факторов, вызванных включением людей с ОВЗ в общий процесс образования; 32,4% респондентов указали на эпизодические конфликты в группе; у 23,0% вызывает недовольство гипертрофированная помощь людям с ОВЗ, и полное невнимание к личностным обстоятельствам нормотипичных студентов; 1% указали на сложность в коммуникации, усложнение работы педагога; 29,2% - нет негативных аспектов;
- в ответах 39,4% опрошенных признают, что учебные требования преподавателей к людям с ОВЗ должны отличаться от требований к нормотипичным студентам, быть более оптимальными, соотнесенными с возможностями таких лиц; 31,4% не согласны с этим утверждением, считают, что образовательные программы ВУЗа должны быть стандартизированными, и обучающиеся вне различий должны соответствовать
требованиям высшей школы и быть способными и готовыми к освоению программ профессионального образования; 29,2% затруднились ответить;
- в ответах 17,0% студентов считают, что инклюзивное обучение в вузах находится на высоком уровне; 51,5% респондентов приходят к пониманию, что это средний уровень; 17,5% обозначают низкий уровень; и еще 14,0% разъясняют, что инклюзивное образование в вузах - это имитация, только название, а не реальная действительность;
- в веерных ответах 46,0% опрошенных в числе барьеров, препятствующих реализации качественного инклюзивно образования в вузах, выделили недостаточный уровень гуманности образовательного сообщества; 68% респондентов указывают на отсутствие материально-технических условий в вузах; 48% считают, что это связано с отсутствием квалифицированных специалистов; 54% отмечают на психологическую неготовность участников образовательного процесса к совместной учебной деятельности; 4% утверждают, что значимость инклюзивного образования преувеличена;
- в ответах 25,5% опрошенных считают, что лица с ОВЗ способны конкурировать со здоровыми в трудоустройстве; вместе с тем, 21,9% респондентов отмечают, что достижения в профессиональной деятельности у таких людей будут успешными при наличии выдающегося таланта; 39,3% сообщают, что шансы на трудоустройство лиц с ОВЗ значительно меньше, чем у нормотипичных людей; и еще 13,3% затруднились ответить;
- в ответах готовности к взаимодействию в профессиональной деятельности с лицами с ОВЗ, 41,2% опрошенных сказали да, 44,1% - скорее да, чем нет; и 14.7% отметили свою неготовность к таким взаимодействиям.
В анкете было предложено два вопроса, которые подразумевали развернутый ответ. Первый из них - «инклюзия в будущем?». Предлагалось назвать три ассоциации с выдвинутым пониманием, исходя из личностного мнения. Слово «толерантность» в ответ прозвучало 1652 раза. Слово «сочувствие» 1537 раз. В третьем вопросе «инклюзия в воспитании?» предлагалось дополнить предложение: «Своих детей я буду воспитывать ... (как?) ... по отношению к людям с ОВЗ?», прозвучали ответы - в нормотипич-ной среде и обстановке - у 67% респондентов. Это наталкивает на мысль, что нет понимания того, что уровень инклюзии и успешность интеграции людей с ОВЗ в обществе напрямую зависят от каждого члена общества, а не только от материально-технической базы или действий каких-либо учреждений. Люди не воспринимают это стремление как личную задачу, а в связи с этим не считают важным совершать какие-либо активные действия в инклюзивном пространстве, оставаясь на уровне формальной толерантности.
ВЫВОДЫ
В 21 в. мы научились сочувствовать и сопереживать, однако практика показывает, что эмоциональное отношение к «особенным» людям не помогает решить реальные проблемы. Инклюзия возможна лишь при условии причастности и личном вкладе каждого человека в решение этой проблемы, а вместе с тем и активного участия самих «особенных» людей. Включение в общий процесс обучения людей с ОВЗ есть одна из линий становления подлинно демократического, истинно гуманного и толерантного общества.
Необходимо еще в процессе обучения студентов в университетских группах формировать инклюзивную компетентность и психолого-педагогическую готовность будущих педагогов к работе в системе инклюзивного образования. С этой целью планируется изучение условий инклюзивного образования в физкультурно-спортивных вузах РФ и разработка программ подготовки с инклюзивной направленностью [5, 8, 9, 10].
ЛИТЕРАТУРА
1. Об образовании в Российской Федерации : Федеральный закон Российской Федерации, от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ // КонсультантПлюс : [справочно-правовая система]. - URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_140174/ (дата обращения: 28.01.2022).
2. Аксенов А.В. Повышение эффективности процесса физического воспитания детей младшего школьного возраста в условиях инклюзивного образования : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Аксенов Андрей Владимирович. - Санкт-Петербург, 2011. - 25 с.
3. Модель инклюзивного педагогического подхода к физическому воспитанию студентов с ограниченными возможностями здоровья и различной степенью инвалидизации / А.С. Болдов, В.А. Карпов, Э.А. Аленуров, М.Р. Шакиров // Ученые записки университета им П.Ф. Лесгафта. - 2020. -№ 6 (184). - С. 27-33.
4. Гильмутдинова, Н.И. Создание безбарьерной среды в высших учебных заведениях города Владивостока / Н.И. Гильмутдинова, П. Ю. Гвоздков, УС. Рябинина // Ученые записки университета им П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 7 (197). - С. 63-68.
5. Карынбаева, О.В. Формирование инклюзивной компетентности у педагогов в системе повышения квалификации / О.В. Карынбаева // Ученые записки университета им П. Ф. Лесгафта. -2020. - № 10 (188). - С. 155-160.
6. Мёдова Н.А. Модель инклюзивного образования в условиях муниципальной образовательной системы : автореф. дис ... канд. пед. наук / Мёдова Наталия Анатольевна. - Томск, 2013. -23 с.
7. Олтаржевская Л.Е. Развитие адаптивно-воспитательной среды в инклюзивном образовательном учреждении : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Олтаржевская Любовь Евгеньевна. - Москва, 2012. - 23 с.
8. Хафизуллина И.Н. Формирование инклюзивной компетентности будущих учителей в процессе профессиональной подготовки : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Хафизуллина Ильмира Наильевна. - Астрахань, 2008. - 22 с.
9. Черкасова С.А. Формирование психолого-педагогической готовности будущих педагогов-психологов к работе в системе инклюзивного образования : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Черкасова Светлана Александровна. - Москва, 2012. - 23 с.
10. Шумиловская Ю.В. Подготовка будущего учителя к работе с учащимися в условиях инклюзивного образования : автореф. дис. ... канд. пед. наук : / Шумиловская Юлия Валерьевна. -Шуя, 2011. - 26 с.
REFERENCES
1. State duma of Russian Federation (2012), "On education in the Russian Federation", Federal Law of the Russian Federation, dated December 29, 2012 N 273-FZ, available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_140174/ (case date: 28.01.2022).
2. Aksenov, A.V. (2011), Improving the effectiveness of the process of physical education of children of primary school age in an inclusive education, dissertation, St. Petersburg.
3. Baldov, A.S., Karpov, V.A., Alenurov, E.A. and Shakirov, M.R. (2020), "Model of inclusive pedagogical approach to physical education of students with disabilities and different degrees of disability", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 184, No. 6, pp. 27-33.
4. Gilmutdinova N.I., Gvozdkov P.Yu., Ryabinina U.S. (2021), "Creation of barrier-free environment in higher educational institutions of Vladivostok", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 197, No. 7, pp. 63-68.
5. Karynbaeva, O.V. (2020), "Formation of inclusive competence among teachers in the system of advanced training", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 188, No. 10, pp. 155-160.
6. Myodova, N. A. (2013), Model of inclusive education in the conditions of the municipal educational system, dissertation, Tomsk.
7. Oltarzhevskaya, L.E. (2012), Development of adaptive and educational environment in an inclusive educational institution, dissertation, Moscow.
8. Hafizullina, I.N. (2008), Formation of inclusive competence of future teachers in the process of professional training" dissertation, Astrakhan.
9. Cherkasova, S.A. (2012), Formation of psychological and pedagogical readiness of future teacher-psychologists to work in the system of inclusive education, dissertation, Moscow.
10. Shumilovskaya, Yu.V. (2011), Preparation of the future teacher for work with students in an inclusive education, dissertation, Shuya.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 31.01.2022