Научная статья на тему 'ВЗГЛЯДЫ НИЗАМИ И НАВОИ НА ОТНОШЕНИЯ ОТЦА И СЫНА'

ВЗГЛЯДЫ НИЗАМИ И НАВОИ НА ОТНОШЕНИЯ ОТЦА И СЫНА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
94
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Низами / Навои / «Хусрав и Ширин» / «Фарход и Ширин» / совершенное человеческое воспитание / отношения отца и сына. / Nizami / Navoi / “Khusrav and Shirin” / “Farhod and Shirin” / perfect human upbringing / father-son relations

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Рахманова Нафиса Азатбековна

В статье проводится сравнительный анализ тем воспитания праведного ребенка, отношений отца и сына, написанных в эпосах Низами Гянджеви «Хусрав и Ширин», Алишера Навои «Фарход и Ширин».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Рахманова Нафиса Азатбековна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VIEWS OF THE LOWER CLASSES AND NAVOI ON THE RELATIONSHIP BETWEEN FATHER AND SON

The article provides a comparative analysis of the themes of the upbringing of a righteous child, father-son relations, written in the epics of Nizami Ganjavi "Khusrav and Shirin", Alisher Navoi "Farhod and Shirin".

Текст научной работы на тему «ВЗГЛЯДЫ НИЗАМИ И НАВОИ НА ОТНОШЕНИЯ ОТЦА И СЫНА»

ВЗГЛЯДЫ НИЗАМИ И НАВОИ НА ОТНОШЕНИЯ ОТЦА И СЫНА Рахманова Нафиса Азатбековна

преподаватель Чирчикского государственного педагогического института https://doi.org/10.5281/zenodo.6612863

Аннотация. В статье проводится сравнительный анализ тем воспитания праведного ребенка, отношений отца и сына, написанных в эпосах Низами Гянджеви «Хусрав и Ширин», Алишера Навои «Фарход и Ширин».

Ключевые слова: Низами, Навои, «Хусрав и Ширин», «Фарход и Ширин», совершенное человеческое воспитание, отношения отца и сына.

VIEWS OF THE LOWER CLASSES AND NAVOI ON THE RELATIONSHIP BETWEEN FATHER AND SON

Abstract. The article provides a comparative analysis of the themes of the upbringing of a righteous child, father-son relations, written in the epics of Nizami Ganjavi "Khusrav and Shirin", Alisher Navoi "FarhodandShirin".

Keywords: Nizami, Navoi, "Khusrav and Shirin", "Farhod and Shirin", perfect human upbringing, father-son relations

ВВЕДЕНИЕ

Низами Гянджеви - великий поэт, открывший своими произведениями новую страницу в общественно-художественном мышлении Востока. Его творчество было предметом исследования на протяжении девяти столетий. В эпосе Низами «Хосров и Ширин», помимо тем чистой любви и справедливого царя, воспитания подрастающего поколения, родительско-сыновьих отношений прекрасно освещены в связи с темой совершенного человека. Взаимоотношения Кисро-Ормуза и Хормуза-Хосрова дают читателю XXI века ясное представление о том, как в Средние века исполнялись обязанности отца по отношению к ребенку и обязанности ребенка по отношению к отцу. Алишер Навои, написав татаббуъ в ответ на «Пандж Гандж» Низами, также избрал главной темой всех эпосов «Хамсы» воспитание совершенного человека. Он считал, что отец несет ответственность за воспитание сына, а мать - за воспитание дочери. Сравнивая и анализируя образ отцов в «Хамсе» Низами и Навои, можно выяснить отношение двух великих мыслителей к вопросам идеального восточного воспитания, идеального отца, идеального ребенка.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Основные события в эпосе Низами «Хосрав и Ширин» начинаются с рассказа о смерти Кисры и воцарении на престоле его сына Хормуза:

Обычаи отца на месте он держал.

И веру с милостями вместе он держал. [4,42]

Фраза «Обычаи отца на месте он держал» показывает, что отношения между отцом и сыном были положительными. Хормуз, как и его отец, был справедливым и честным королем, который во всем придерживался религии. Он дает обет и просит у Бога ребенка. Со дня рождения ребенка он серьезно относится к его воспитанию. Он отдает своего сына самому могущественному учителю своего времени и военным инструкторам. В возрасте четырнадцати лет Хосров достиг уровня праведного ребенка, который мог различать

черное и белое. Серьезный подход Хормуза к воспитанию сына и достижения Хосрова до четырнадцатилетнего возраста напоминают Фархада Алишера Навои. В следующей таблице показано, какие черты Хосрова присутствуют в образе Фархада:

Хосров Фархад

Желанный ребенок Желанный ребенок

Он был жемчужиной из царственного моря. Как Светоч, он светил, светилам божьим вторя. Сказало небо: «Царь скорбящих он». Сказал архангел: «Царь горящих он».

Судьба создала его наследным принцем. Был гороскоп хорош и благостен престол: Соизволеньем звезд свой трон он приобрел На лице ребенка было отражено королевское сияние. С царевичем (так было суждено) И счастье государства рождено.

Отец нарекает его Хосровом Парвизом:Хосров-«царь»,Парвиз — «висящий у груди придворных кормилиц» Хакан подумал:«В этом смысл найди: Блеск — это «фарр», а знак судьбы — «хади» (Хади (арабское) — водитель, указывающий путь к истине)

Уста из сахара так молоко любили! И сахар с молоком младенцу пищей были. Он не любил пить молоко, он находил свою пищу в любви.

Он был прекрасен, как Иосиф Луна родилась в ночном покое Хакана, не луна, а солнце, встрево -жившее мир. От блеска красоты его — Луне Прибавлен блеск и Рыбе в глубине.

Он научился светским и религиозным знаниям у своего учителя. Он вырос мастером слова. Учитель (перед ним Аристотель как бы школьник) обучал Фархада религиозным и светским знаниям.

SCIENCE AND INNOVATION 2022

№ 2

INTERNATIONAL SCIENTIFIC JOURNAL

Девятилетним он покинул школу; змея Он побеждал, со львом идти на схватку смея. В десятилетнем возрасте не было на свете науки, которую бы он не освоил и не изучил. Он начал изучать боевые навыки.

Когда ж он кирпичи десятилетья стлал, — Тридцатилетних ум он по ветру пускал. В десять лет он был таким же сильным, как двадцатилетний юноша.

Он был искусным лучником, сильным метателем копья. Он был искусным лучником и фехтовальщиком. Когда он трениро- вался с шашпаром и гурзи, ничто не выдерживало его ударов.

В четырнадцать лет «Он мог различать в мире хорошее и плохое...» К четырнадцати годам он овладел светскими, религиозными и воен - ными науками.

Низами подчеркивает необходимость того, чтобы родители были снисходительны с детьми, цитируя поучительную историю из жизни Хормуза и Хосрова. Хормуз гордился мудрым везирем Бузург-умидом, горячо любил его и все делал, советуясь с ним, потому что:

Все небо по частям постичь он был во власти,

И вся земля пред ним свои вскрывала части.

И были тайны тайн даны ему в удел.

Сокровищниц небес ключами он владел.[4,45]

Даже принц Хосров стал его учеником и просветил свое сердце; и достиг до уровня ученого, который владел всеми тайнами мира. Царь Хормуз, переживая о жизни своего мудрого везиря-турка, «у длинноруких всех он руки обкарнал» и издал указ. Указ гласил: «Пасти коней в чужих полях нельзя, К плодам чужих садов заказана стезя. Смотреть на жен чужих — срамнее нету срама. Не пребывай в дому турецкого гуляма».

Беззаботный по натуре Хосров возвращается с охоты и ночует со своими людьми в турецком селении. Всю ночь он пьёт с друзьями, а утром опохмеляется. Конь царевича за потраву пойман жителями соседнего селения. Один из рабов Хосрова срывает в чужом винограднике несколько кистей незрелого винограда, думая, что он созрел. Музыкант громко играл на инструменте чанг (орган), нарушая покой жителей деревни. Шаху доносят, что Хосров творит беззакония и не страшится царя царей. Хормуз повелевает подрезать коню сухожилия, виновного раба выдать владельцу виноградника, а трон царевича передать владельцу дома, давшего приют гулякам. приказывает вырвать ногти музыканта. Правосудие — одно для всех.

Арфисту ногти — прочь, чтоб голос арфы смолк, А с арфы смолкнувшей сорвать велели шелк. Опасаясь гнева отца, Хосров пришел к старейшинам и сказал: «Отведите меня к моему отцу». Одетый в саван, держа в одной руке меч, он последовал за старцами к отцу, бросился на землю, как грешник, и плакал и извинялся: Пощады! Я — дитя! Сразит меня кручина, Не в силах вынести я гнева властелина! Коль провинился я — вот шея, вот мой меч. Тебе — разить, а мне — сраженным наземь лечь.[4,49] Хосров своими мольбами заставил плакать всех вокруг себя и Хормуза. Он заверяет своего отца, что искренне каится. Низами утверждает, что хоть и Хосров был очень молод, но умом вышел из сложной ситуации и спас свою жизнь, и честь отца. Мудрый Хормуз, думая о будущем Хосрова, чтобы это не возвращался бумерангом, прощает сына: как с отцом поступит сын, он то же увидит от того, кто всех ему дороже. Нет больше счастья для праведного отца, чем успех дитя.

Отношения между Хосровом и Шируйей очень противоречивы и описываются как противоположность положительным отношениям между Хормузом и Хосровом. Огорчения приносит Хосрову Шируйе, его непутёвый и нечестивый сын от Мариам. Шируйе вырастает жестоким ребенком, который не жалеет даже свою мать. Хосров глубоко обеспокоен абстрактным будущим Шеруйи и выражает свою озабоченность мудрому везирю Бузург-умиду:

Он отвратителен, а в некие минуты И страшен. От него в грядущем ладу я смуты. Бузург-умид успокаивает Хосрова следующим образом: Когда кроят парчу, владыка, то к чему Обрезки отвергать? — Берут их на кайму. Пускай строптив твой сын, забудь свои невзгоды. Строптивость не страшна — ее смиряют годы. Он юн. Но буйных дней промчится череда, — От буйства в старости не станет и следа». [4, 382]

К сожалению, даже в плодах хорошей ветки иногда заводятся черви. Шируйе, влюбившийся в свою мачеху Ширин в возрасте девяти лет, не изменил своим отвратительным намерениям, когда достиг половой зрелости: он заключил Хосрова в храм огня и убил своего отца, чтобы жениться на Ширин. ОБСУЖДЕНИЕ

Почему у благочестивого отца, воспитанного Хормузом, родился такой злой ребенок? Ответ дан в книге «Тарихи мулуки Аджам» Алишера Навои: «Хосров убил Фархада из ревности, с тщеславием разорвал письмо Пророка Мохамеда, в последствии разорил свое имущество и государство. Правителем стал Шируйя. Господ отомстил за Фархада с помощью Шируйи» [3,230]. Несомненно, именно отец делает ребенка отцеубийцем. Хотя Хосров был хорошо образован и вырос в теплых обьятиях Хормуза, он не смог стать достойным отцом. Прежде всего, он не мог искренне полюбить своего сына, причина чего приводится в «Тарихи мулуки Аджам»: Хосров узнает со слов

прорицателей, что его убьет один из сыновей, поэтому он держал сыновей в плену и не приближал к ним женщин [3, 231]. Вместо того, чтобы растить и заниматься воспитанием ребенка, влюбляется в Шакара и Ширин. Он не смог вовремя увидеть ненависть в глазах девятилетнего мальчика.

В эпосе «Фархад и Ширин» Алишера Навои описывая отношения между Хакан и Фархад (обладающие прекрасными качествами); Хосров-Шируйя (тиранические и эгоистичные отношения отца и сына), вложил в эти образы конкретные художественные и социальные задачи. Показал идеальные отношения отца и сына через образы Хакана и его сына Фархада примером для Темуридов, и в примере Хосрова и Шеруйи показал, какие бедствия для семьи, государства и народа, приводят вражда между отцом и сыном.

Хакан - праведный отец, готовый отдать не только корону, но даже жизнь за своего ребенка. Он дает сыну красивое имя:

Так имя сыну дал хакан: Фархад... Нет, не хакан, — иные говорят,

Сама любовь так нарекла его, Души его постигнув естество.

Много внимания уделяет всестороннему воспитанию своего ребенка. Овладев светскими и религиозными знаниями, принц увлекается строительством, росписью и резьбой по камню при возведении четырех дворцов. Отец не против того, чтобы сын освоил профессию простых людей. Сын китайского правителя Фархад становится впоследствии умелым строителем, замечательным мастером созидателем. Фархад воплощает в себе те прекрасные качества, о которых столь восторженно и убежденно писал поэт в "Смятение праведных". Когда Фархад пускается в трудное греческое путешествие, отец сопровождает его, не думая о престоле: ни корона, ни государство не удерживает Хакана. Отец оказывает духовную поддержку, когда Фархад сражается с змей-драконом, великаном Ахриман, львом и железными людьми. В воспитании сына Хакан преследовал следующие цели: 1) воспитать благочестивого ребенка -мусульманина; 2) всесторонняя подготовка наследника к государственной администрации; 3) учить сына быть справедливым; 4) всегда консультироваться с умными и опытными людьми. К счастью, его сын оказался в тысячу раз лучше, чем он думал. [1,111] В то время как настоящей целью Шируйи было насильственно отобрать трон у отца, Фархад отложил предложение отца получить трон, попросив разрешения набраться опыта. Хакан Чина воспитал ребенка, который легко мог отказаться от мирских похотей, был нежадным к деньгам и просветлен.

Хосров в эпосе «Фархад и Ширин» — эгоистичный, невежественный царь. Все его действия направлены на то, чтобы потребовать от народа богатства. Навои также рассказывает о его предках, прежде чем описать зверства Хосрова в Иране и Армении. Хосров был внуком короля Кисро. После смерти Кисро его земля была завоевана его сыном Хормузом и процветала. После смерти Хормуза, трон унаследовал его сын Парвез. Он прекрасно знал, что это состояние было оставлено ему семьюдесятью отцами. Все эти предыдущие отцы любезно передали трон своим детям[2,228].

Принц Шируйя не уступает отцу в невежестве и бесчестности. «Как искра — дитя в огне, и пуля вырезается из железного прута, так и сын Хосрова был подобен ему самому. Отец не любил сына. Сыну действия отца тоже не понравились», — писал Навои [2,281]. Эгоистичный, озорной сын Шируйя убивает отца под маской влюбленного человека в Ширин: злой отец погибает от руки злого сына. Хосров однажды преследовал Фархада, и злой рок возложил свой меч на его голову. Он кровоточил раны своего народа, и его собственная кровь текла по рукам его сына. Будь убийца нищим или правителем, шариат любви говорит: «Кровь за кровь!» Хосров и Шируйя забыли правила бумеранга. Не случайно Навои уделяет пристальное внимание трагическому конфликту между Хосровом и Шируйей. Подобные конфликты были характерны для периода, в котором жил Навои. Навои осуждает ссоры между царями и их детьми, призывает к примирению.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Взаимоотношения отца и сына Хормуза и Хосрава в эпосе Низами Гянджеви «Хосрав и Ширин», вопросы воспитания совершенного ребенка получили продолжение в новой форме в эпосе А. Навои «Фархад и Ширин». Образы правителя государства Чин и Фархада стали прекрасным образцом восточных отношений отца и сына. Навои указывает правильный путь четырнадцати сыновьям и двум внукам Хусейна Бойкаро, борющегося за трон через образы благочестивого, успешного царя и царевича; подчеркивает, что они должны изучать его опыт и знания, не поднимая меча на отца.

Использованная литература

1.Навоий Алишер.Мукаммал асарлар туплами:20 томлик. Т.8.Хамса: Фарх,од ва Ширин. -Т.: Фан,1991, 554 б.

2. Навоий Алишер. Хамса. -Т.: Навруз, 2019, 711 б.

3. Навоий Алишер.Мукаммал асарлар туплами:15 томлик.Т.14.Тарихи мулуки Ажам-Т.: Фан,1967, 269 б.

4. Shayx Nizomiy Ganjaviy. Xusrav va Shirin. Jamol Kamol tarjimasi.-Т., 2018, 435 б.

5. Низами Гянжяви. Хосров вя Ширин. Бакы, "Лидер няшриййат", 2004, 392 сях.

6. Rahmanova N.A. Alisher Navoiyning "Farhod va Shirin" dostonidagi o'n go'zal qiz obrazining genezisi /Alisher Navoiy adabiy va ilmiy merosini o'rganish masalalari № 67 / - Toshkent. - 2022. - 530 b

7 .livelib.ru: https://www.livelib.ru/book/1000089331-alisher-navoi-sochineniya-v-10-tomah-tom-4-alisher-navoi

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.