Научная статья на тему 'ВЗГЛЯДЫ НА ПСАЛМЫ-ПРОКЛЯТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ БИБЛЕИСТОВ'

ВЗГЛЯДЫ НА ПСАЛМЫ-ПРОКЛЯТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ БИБЛЕИСТОВ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
928
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСАЛТЫРЬ / ПСАЛМЫ ПРОКЛЯТИЙ / ЭКЗЕГЕТИКА / ОТЦЫ ЦЕРКВИ / ТЕКСТОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Зайчикова Наталья Олеговна

В статье предпринята попытка анализа псалмов проклятий, содержащихся в книге Псалтырь. Автором представлен подробный текстологический анализ псалмов проклятий на примере 34, 108, 139 псалмов. Особое внимание автор уделяет толкованию текстов псалмов проклятий в святоотеческой традиции, он указывает различия и сходства в понимании содержащегося в них смысла. Также представлено современное понимание псалмов проклятий в контексте исследований отечественных и зарубежных библеистов по указанной проблематике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВЗГЛЯДЫ НА ПСАЛМЫ-ПРОКЛЯТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ БИБЛЕИСТОВ»

ВЗГЛЯДЫ НА ПСАЛМЫ-ПРОКЛЯТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ БИБЛЕИСТОВ

Зайчикова Н.О.

Зайчикова Наталья Олеговна - студент-бакалавр, кафедра теологии,

Тульский государственный университет, институт гуманитарных и социальных наук, г. Тула

Аннотация: в статье предпринята попытка анализа псалмов проклятий, содержащихся в книге Псалтырь. Автором представлен подробный текстологический анализ псалмов проклятий на примере 34, 108, 139 псалмов. Особое внимание автор уделяет толкованию текстов псалмов проклятий в святоотеческой традиции, он указывает различия и сходства в понимании содержащегося в них смысла. Также представлено современное понимание псалмов проклятий в контексте исследований отечественных и зарубежных библеистов по указанной проблематике.

Ключевые слова: Псалтырь, псалмы проклятий, экзегетика, Отцы Церкви, текстология.

УДК 291.2

Псалтирь или Псалтырь (от греч. yaXтqpюv, струнный щипковый музыкальный инструмент) - каноническая книга Ветхого Завета, состоящая из 151 песни (псалмов, греч. уо&дос;). Без преувеличения можно сказать, что для христианина она является одной из самых важных книг. Псалтырь — это сборник молитвословий на все случаи: в скорби, в чувстве безысходности, в боязни, в бедствиях, в слезах покаяния и в радости после полученного утешения, в потребности благодарения и для вознесения чистой хвалы Богу. Недаром свят. Амвросий Медиоланский пишет: «Во всем Писании дышит благодать Божия, но в сладкой песне псалмов она дышит преимущественно»

Толковательная литература на книгу псалмов своим количеством превосходит все ветхозаветные книги. Общее число толкований обычно выражается словами «бесчисленное множество», «тысяча и более» и т.п. И такое число, по счету Калмета, было еще в XVIII веке. Лелонг насчитывал более 1200 толкований, а за XVIII и XIX века появилось также не менее сотни [7, с. 124]. Возможно, именно поэтому в данной книге переплетаются различные молитвы, в том числе и о проклятии [4].

Факт проклятий - призыва Суда Божьего, по мнению литургиста, канониста и церковного историка А.И.Алмазова (1859-1920) и протоиерея, богослова А.В.Меня (1935-1990) отображается в следующих псалмах: 34, 108 и 139. Именно в данных текстах содержится акт проклятия и скорейшего призыва Божьей кары над грешником. Стоит обратить внимание на исагогические, текстологические и богословские аспекты возникновения данных псалмов.

Нам известно, что псалом 34 был написан царём Давидом, поводом к написанию послужило его преследование Саулом в пустыне Ен-Гадди, где он скрывался от сауловых гонителей вместе со своими людьми. Важно отметить тот факт, что у Давида была возможность отомстить Саулу, но тот отказался от этого и запретил своим людям прикасаться к нему, ссылаясь на то, что царь - есть помазанник Божий. Как уже было сказано ранее - царям уделялось особое внимание со стороны Бога. В данном псалме приводится воспоминание Давида о помощи Саулу: умерщвление их общего врага - Голиафа и изгнание злого духа из Саула. В свою очередь, на благодеяние, Саул отвечал злодеянием. Царь - Давид описывает факт того, что некоторые гонители даже не знали из-за чего его погоняли (Пс. 34:15-16). По историческому свидетельству, царь Давид отрезал лишь часть одежды Саула и признался ему в том, что у него была возможность убийства, но тот не желал ему

смерти и взамен просит помощи у Бога: «Да судит Господь между мною и тобою, и да защитит мя Господь от Тебе...да будет Господь Судия и отмститель между мною и тобою, да видит Господь и судит суд мой» (1 Цар. 24:1-13,16). Именно это является посылом к суду Божию и написанию псалма. Псалом был написан в отчаянии, тревоге и желании отомстить обидчикам-гонителям от Саула, это видно по характеру письма. Давид в данном псалме излагает свою невинность перед Богом (Пс. 34:7,12-15,19-20) и незаслуженность преследования. Гонители пытались лишить его жизни (Пс. 34:4) и строили против него козни (Пс. 34:7, 20).

Авторство данного псалма Давидом, подтверждается в святоотеческой традиции, например у свят. Афанасия Великого, блаж. Феодорита Кирского. Для исследования важно отметить, что именно на слова этого псалма указывал Иисус Христос, как на пророчество о незаслуженной ненависти со стороны иудеев (Ин. 15:25). Страдания Давида, во время Саулова гонения, явились неким прообразом гонений на Мессию со стороны иудеев [5].

По толкованиям свят. Афанасия Великого и византийского экзегета Евфимия Зигабена: Давид призывает на обидчиков наказание, дабы защитись себя и свою веру от Сауловых гонителей. Стоит отметить, что имеется упоминание о бранных оружиях - «изсуни меч, и заключи сопротив гонящих мя» (Пс. 34:3). После призыва о помощи к Богу Давид начинает перечисление о том, чего желает гонителям (Пс. 34:3-8) и прибавляет - дабы враги будут наказаны так, как изложено выше, то будет он благодарен Богу [2].

Подводя итог трактовки текста 34 псалма и приведенным выше толкованиям богословов, можно сказать, что данный псалом представляет наиболее точный и безоговорочный факт призыва скорейшего Суда Божьего, который должен, несомненно, отразится на обидчиков, но не без помощи Бога. Псалом изложен в форме плача, который представляет молитвенную просьбу о наказании. Стоит отметить характер данного псалма: резкий, негативный, с призывом о помощи Божьей всеми силами (напр. Пс. 34:2). Давид, по блаж. Феодориту Киррскому , вовсе не желал смерти врагам, он просил у Бога, что он помог ему спастись и выжить от преследования[5].

Псалом, который прочитывался следом за 34 -108 - «отмщение врагам». Рассмотрим этот аспект более обширно. Исторический подтекст вытекает из вышесказанного 34-го Пс., однако Давид не позволяет себе распоряжаться жизнью человека и призывает Бога помочь ему справится с этим- проклинает своих гонителей и просит скорого суда Божьего (Пс. 108:6-18). Однако, существует также мнения, что Давид мог в псалме Доика-еврея, предавшего Давида и 300 казненных священников. Версия с предательством Доика (1Цар.22:22) соотносится с святоотеческими взглядами:

1)Казненные священники олицетворяют гонимых христиан в 1-4 вв. [3];

2)Сбывается пророчество о народе еврейском, которые изложены в Пс.108:9-10-Пускай его дети станут сиротами, а его жена - вдовой. Пусть его дети скитаются, и нищенствуют, и просят хлеба на своих развалинах. Это исторический период Иудейских войн (I в. до н. э. — II в. н. э.), когда мужчин убивали, а женщин и детей выгоняли скитаться на улице [8];

3)Предательство Иудой Иисуса Христа. Лука в Книге Деяний приводит цитату из Пс. 108:8- достоинство его да приимет другой (Деян. 1:20); говоря об этом, можно сказать, что Иисуса Христа возможно представить в образе Давида, а Иуду Искариота в образе еврея Доик [6].

Монах Евфимий Зигабен, также излагает тот факт, что проклятия, изложенные в настоящем псалме, есть лишь пророчества о тех несчастиях, которые постигли Иуду. Такой вид проклятий-предсказаний, по Зигавиносу, наиболее характерен для пророков. Также и Иисус Навин, при разделении колен 12-ти, при входе в землю

обетованную, получил повеление от Бога: одни племена благословлять, а другие предать проклятию.

По свят. Афанасию Великому и блаж. Феодориту - страдания Давида - это страдания Христовы и приготовляемые для Иуды и народа Иудейского наказания. Обратим внимание на текст настоящего псалма- диавол да станет одесную его (Пс. 108:6); это является неким предсказанием, или пророчеством, вместо: станет и выйдет. Давид, возможно, не желал этому случиться, а лишь пророчествовал о будущих событиях.

Блаж. Феодорит Кирский также особенно выделил часть о количестве проклятий-30 и провел параллель с числом сребреников. Напомним, что Иуда предал Иисуса Христа за 30 сребреников (Мф 26:15) — это 30 проклятий, которые воздаются Иуде за каждый сребреник.

По современному толкованию протоиерея прот. Григория Разумовского, псалмопевец изливает жалобу на коварных гонителей, призывая проклятия на них и на весь их род. Своими поступками враги Давида вызвали проклятия на себя со стороны пророка, и потому на все проклятия стоит толковать проклятия не как от частного человека; слова проклятий исходят от Бога, изреченные по воле Божией, устами пророка [6].

В тексте выявляются наиболее жестокие наговоры от Давида: .и молитва его да будет в грех (Пс. 108:7). Произнося призыв на Суд Божий, Давид апеллировал столь сильными эпитетами, что, по сути, он не давал врагам шанса на обращение к Богу -молитва в грех. Данный псалом является наиболее суровым и жестоким, но это до сих пор остается в полемиках богословов; невозможно учитывать достоверность текстов, т.к. все богословские и исторические источники датируется до Р.Х.

Псалом - плач. Именно так именуется 139 псалом, читающийся по окончанию чина проклятия. Текст псалма повествует о призыве суда Божьего на сына от отца, что противоречит Декалогу Ветхого Завета: «Почитай отца твоего и мать твою.» (Исх. 20:12). Обратимся к предыстории: Авессалом стремился занять престол своего отца-царя Давида. Подняв восстания, сын надеялся, что отец сложит полномочия и оставит престол. Давид же, с небольшим числом преданных лиц, бежал в Иерусалим (2Цар. 15 гл) [1].

Свят. Афанасий Великий, блаж. Феодорит Кирский, монах Евфимий Зигабен предполагают, что данный псалом был написан в то время, когда Авессалом уже начал собирать войско против отца в Иерусалим. Давид в то время находился в Иерусалиме и уже был готов к бегству. Царь был милостив к собственному сыну и ему оставалось только наблюдать, как тот настраивает против него людей. Именно в этот момент Давид произносит свой плач Богу с просьбой и надеждой на Его помощь справится с жестокостью сына.

Прот. Григорий Разумовский считает, что с одной стороны псалом считается некой жалобой пророка Богу, а с другой стороны - пророк усердно молится о сохранении своей жизни и избавлении от вражеских нападок со стороны Авессалома и его приверженцев.

Этот текст стоит отнести к молитвам, а не к проклятиям. В нем присутствуют слова благодарности и восхваления Бога (Пс. 139:7-8, 13-14), и слова, которые призывают скорый Божий Суд к сыну (Пс. 139:2-6,9-12).

Сохрани меня, Господи, от врага, льстивого в речах, злого в сердце, моего притеснителя, который разложил на меня сети и тенета (2-6). Покрой меня от него и да погибнет мой враг, как бы в огне (7-11). Я верю, что Господь не даст торжествовать нечестивому, защитит невинных и непорочные найдут в Нем покровительство (12-14).

Восхваление Бога и молитвенный плач о помощи объединились в одном псалме: данную систему можно изложить исходя из текста настоящего псалма. Давид в

отчаянии, ведь ему приходится прятаться от сына, который жаждет его смерти. Однако он не поскупился на проклятия и изложил их таким образом, что они хоть и переплетаются с молитвой Господу, но и не являются поощрительными: да падут на них горящие угли; да будут они повержены в огонь (Напр. 139:11). По Лопухину, 139 псалом по содержанию схож с 57 и 63 псалмами; заключение во всех трех псалмах почти одинаковое. Также отображение врагов Давида в данном псалме схоже с теми чертами, которые были разобраны из псалмов эпохи гонений - 34 и 108, которые указаны выше в настоящей работе. Враги у Давида изображаются коварными, алчными, жестокие и преследующие его.

Стоит отметить, что псалмы были выбраны не случайно именно в таком порядке. 34 псалом несёт посыл о предательстве и нападках со стороны Саула, которому сам Давид неоднократно помогал, но тот подверг его гонению. Давид с плачем молит Бога о спасении своем, излагая то, чего он возжелал бы Саулу. Или же Бог говорит устами Давида, как рассуждалось выше, дабы защитить праведного царя.

Исторический подтекст 108 псалма неоднозначен, но если излагать его, как пророческий, который будет преисполнен, например, в Новом Завете, то псалом действительно несёт в себе самые страшные слова наказаний.

139 псалом, на первый взгляд прост в понимании: сын пошёл на отца против заповеди Божией. Или же, если взглянуть с иной точки зрения, то псалом больше похож на молитву, в которой слова проклятий почти не встречаются. Скорее всего именно из-за этих факторов псалмы были выбраны А.И. Алмазовым и А.В. Менем, как «псалмы-проклятий», хотя в Псалтыри таких псалмов немало.

Резюмируя проведенные исследования, стоит отметить, что систематическому анализу были подвержены псалмы, которые использовались при богослужении чина псалмокатара. Факт их избрания из Псалтыри обоснован: 34 псалом о предательстве и молитве, 108 псалом содержит пророчество и самые изощрённые слова проклятий, 139 псалом содержит сюжет о сыне Авессаломе, который стремился убить отца Давида. В свою очередь тот бежал и молился Богу о своём спасении. Думается, никто не станет оспаривать то, что христианская вера эсхатологична по своей природе. Иными словами, вектор устремлений верующего человека всегда направлен в будущее, к полной реализации всех намерений Бога через Его Сына Иисуса Христа. Именно это больше всего отличает христианскую веру от других религий. Если же утрачивается эсхатологический стержень христианской веры, выхолащивается суть Евангелия - оно становится кодексом этических норм, очень близким и нередко даже пересекающимся с моральными истинами других мировых религий, но не более того.

Список литературы

1. Бажанов Н. Библейская энциклопедия архимандрита Никифора. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblejskaja-entsiklopedija/ (дата обращения: 10.10.2019).

2. Зигавинос (Зигабен) Е. Толковая псалтирь. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigaben/tolkovaja-psaltir/ (дата обращения: 29.10.2019).

3. Кирский Ф. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirskij/tolkovanie_na_sto_pjatdesat_psalmov/ (дата обращения: 03.11.2019).

4. Милеант А. Общие сведения и история возникновения Псалтыри (статья) [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.fatheralexander.org/booklets/russian/psalm.htm/ (дата обращения: 27.11.2019).

5. Псалтирь в святоотеческом изъяснении. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/psaltir-v-svjatootecheskom-izyjasnenii/ (дата обращения: 13.11.2019).

6. Разумовский Г. Объяснение священной книги псалмов. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Razumovskij/objasnenie-svjashennoj -knigi-psalmov/ (дата обращения: 19.11.2019).

7. Романов А.А. Особенности толкования Псалтири в раннехристианской экзегетической традиции.// Православные христианские ценности и духовно-нравственные константы: потенциал диалога в полиэтническом и поликонфессиональном пространстве: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием и VIII Региональных Рождественских образовательных чтений «Молодежь: свобода и ответственность» (4 ноября - 14 декабря 2018 г.) / под ред. В.В. Андреева, Д.Н. Нестеренко. Чебоксары: ООО «ИД «Пегас», 2018. C. 124.

8. Флавий И. Иудейская война языка [Электронный ресурс] Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/iudeiskaya_voina/ (дата обращения: 30.11.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.