Научная статья на тему 'ВЗГЛЯД НА МИР ЭРВИНА ШРЕДИНГЕРА'

ВЗГЛЯД НА МИР ЭРВИНА ШРЕДИНГЕРА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
6
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВЗГЛЯД НА МИР ЭРВИНА ШРЕДИНГЕРА»

КРУГЛЫЙ СТОЛ

ЧЕЛОВЕК И СВЕТ В ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ И ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КАРТИНЕ МИРА

ВЗГЛЯД НА МИР ЭРВИНА ШРЕДИНГЕРА

Б.А. Медведев

Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского, Саратов, Россия Б01:

«Я иду против течения, но направление потока изменится» /Э. Шредингер/

Доклад посвящен Эрвину Шредингеру (нобелевская премия по физике1933 года за открытие новых форм атомной теории) одному из великих физиков XX века. Кроме выдающихся трудов по квантовой механике, Шредингером были опубликованы около100 работ на общенаучные и философские темы, в том числе, известные всему научному сообществу книги: «Природа и греки», «Наука и гуманизм», «Разум и материя», «Что такое жизнь с точки зрения физики» и «Мой взгляд на мир». Последняя книга, над которой он закончил работать за несколько месяцев перед смертью, представляет Его философское завещание. Э. Шредингер был неординарной и всесторонне развитой личностью. Именно о нем можно сказать словами П. Флоренского «Человек есть бесконечность». В течение всей жизни Шредингера его мысль была направлена на необъятное! Он владел шестью языками - древнегреческим и латынью, французским и английским, итальянским и испанским. Им был опубликован сборник стихов. Его фундаментальные знания вмещали, как европейскую, так и восточную философию. В 1948 году он читал лекции по древнегреческой философии в Юниверсити - Колледже в Лондоне.. .Раскрывая содержание эпиграфа, подчеркнём: Эрвин Шредингер шёл против течения «варварства узкой специализации» и потребительского, коммерциализированного отношения к науке, стирающему её духовные истоки. Взгляду на мир Шредингеру открывались космические идеи мироздания античных мыслителей - Ксенофана и Парменида, Протагора, Левкиппа и Демокрита, Гераклита и Платона. Проходят тысячелетия, но нить познания не рвется, и Шредингер пишет статью «2400 лет квантовой теории», а в его книгах продолжается диалог между разумом и чувством, обсуждаются метафизические вопросы: Кто мы? Куда мы идем? Что есть реальность? Существую ли «Я»? Что такое жизнь и смерть? И, наконец, - воплотим ли мы в жизнь этический императив сохранения цивилизации? Боль и переживание Шредингера в представленном им принципе Объективации. Речь о том, что,

мир, который мы открываем и объясняем, мир, который мы создаем в своём сознании становится, спонтанно, нам чуждым и холодным. Мысль отбрасывает тень отвергнутого чувства. Шредингер: «Мы ставим лично себя на позицию наблюдателя, который не является частью мира, и тем самым превращаем этот мир в объективный». Как же уместна здесь, метафорически высказанная мысль Эйнштейна: «Что может знать рыба о воде, в которой плавает всю жизнь?» Цена за плату, созданной картины мира - жертва чувством. Беспристрастность, рациональность и строгая логика делают природу обездушенной. Но апологией нашего мира с красотой восходов солнца и звёздного неба, -выступает поэзия: «Не то, что мните вы, природа /Не слепок, не бездушный лик/ В ней есть душа, в ней есть свобода, / В ней есть любовь, в ней есть язык». /Ф.И. Тютчев/. Да, нить познания не рвётся, и мы все в Афинской школе Рафаэля в соавторстве с ушедшими и с теми, кто придёт. Мы все в соавторстве с Природой. -Взгляд на мир Эрвина Шредингера» предлагает совершить глубокое погружение в мир его мыслей, идей и размышлений. Что есть Истина? Не скрывается ли истина под маской заблуждения? Или - заблуждение под маской истины? Ведь словами Тейяра де Шардена «там, где вершина там и пропасти». Размышления Э. Шредингера о механизмах наследственности и её носителях, при всей критике в его адрес, предшествовали открытию Ф. Крика, Д. Уотсона и М. Уилкинса. А обсуждение органического и неорганического сознания и памяти ярко вписываются в попытки приблизиться к фундаментальной проблеме «Редукции от живого к неживому» В.Л. Гинзбурга. И в заключение, введение Шредингером понятия отрицательной энтропии, поддерживающей гомеостаз в живых организмах, предполагает переход к гениальным работам И.Р. Пригожина, знаменующим новый диалог человека с природой, содержащим «возвращённое очарование мира» [1].

Литература

1.Пригожин И., Стенгерс И. Природа. 1986; №2, 86-95.

КВАНТОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СЕТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИХ РАЗВИТИЯ В

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

А.В. Горохов

Самарский университет имени академика С.П. Королёва, Самара, Россия

Б01:

В докладе на Круглом Столе представлен краткий обзор использования квантовых

коммуникаций на основе методов современной квантовой оптики [1]. Квантовые каналы

129

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.