Научная статья на тему 'Григорий Богослов и Эрвин Шредингер - симфония, а не противостояние'

Григорий Богослов и Эрвин Шредингер - симфония, а не противостояние Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
55
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНОЕ ЗНАНИЕ / БОГОСЛОВСКОЕ ЗНАНИЕ / СИМФОНИЯ / ТЕОЛОГИЯ / SCIENTIFIC KNOWLEDGE / THEOLOGICAL KNOWLEDGE / SYMPHONY / THEOLOGY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ильяшенко А. С.

В статье сравниваются точки зрения Григория Богослова и Эрвина Шредингера. Несмотря на разделяющее их полтора тысячелетия, эти великие люди демонстрируют удивительное единство взглядов на божественное происхождение законов природы. Это дает нам основание надеяться по мере накопления и углубления знаний на сближение естественных и богословских наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Gregory the Theologian and Erwin Schrödinger - not opposition but symphony

The article compares the points of view of Gregory the Theologian and Erwin Schrödinger. Despite the millennium and a half dividing them, these great people demonstrate an amazing unity of views on the divine origin of the laws of nature. This gives us reason to hope on the convergence of the natural and theological sciences along with the further accumulation and deepening of knowledge.

Текст научной работы на тему «Григорий Богослов и Эрвин Шредингер - симфония, а не противостояние»

Humanity space International almanac VOL. 7, No 5, 2018: 858-861

Григорий Богослов и Эрвин Шредингер -симфония, а не противостояние

А.С. Ильяшенко протоиерей

храм Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря 127055, г. Москва, ул. Новослободская, д. 58, стр. 5 Temple of the All-Merciful Savior of the former Sorrowful Monastery Novoslobodskaya str., 58, building 5, Moscow 127055 Russia e-mail: [email protected]

Ключевые слова: научное знание, богословское знание, симфония, теология. Key words: scientific knowledge, theological knowledge, symphony, theology. Резюме: В статье сравниваются точки зрения Григория Богослова и Эрвина Шредингера. Несмотря на разделяющее их полтора тысячелетия, эти великие люди демонстрируют удивительное единство взглядов на божественное происхождение законов природы. Это дает нам основание надеяться по мере накопления и углубления знаний на сближение естественных и богословских наук. Abstract: The article compares the points of view of Gregory the Theologian and Erwin Schrödinger. Despite the millennium and a half dividing them, these great people demonstrate an amazing unity of views on the divine origin of the laws of nature. This gives us reason to hope on the convergence of the natural and theological sciences along with the further accumulation and deepening of knowledge. [Iliashenko A.S. archpriest Gregory the Theologian and Erwin Schrödinger - not opposition but symphony]

Периодически в обществе, в СМИ возникает полемика о соотношении науки и веры. Как правило, полемика носит негативный характер, раздаются взаимные обвинения. Но, ведь для того, чтобы полемика вела к позитивным результатам, надо опираться на то, что объединяет, а не разделяет.

История Церкви знает многих великих людей, которые своей жизнью, своими подвигами, знаниями и умом смогли проникнуть в суть вещей, украсили человеческие обычаи, сделали неоценимый вклад в создание культуры, плодами которой мы пользуемся до сих пор. Одним из таких великих святых был святитель Григорий Богослов. Этот учитель Церкви жил в четвертом веке и обладал самым полным образованием, которое могла ему дать эллинистическая эпоха. Его перу принадлежит следующее изящное рассуждение:

«Ибо чем приведены в устройство небесное и земное,

заключающееся в воздухе и под водою, лучше же сказать, то, что и сего первоначальнее, - небо, земля, воздух и водное естество? Кто смешал и разделил это? Кто содержит во взаимном общении, сродстве и согласии (хвалю сказавшего это, хотя он и не наш!)? Кто привел сие в движение и ведет в непрерывном и беспрепятственном течении? Не художник ли всего, не тот ли, кто во всё вложил закон, по которому всё движется и управляется? Кто же художник сего? Не тот ли, кто сотворил и привел в бытие? Ибо не случаю должно приписывать такую силу. Положим, что бытие от случая; от кого же порядок? Если угодно, и то уступим случаю; кто же блюдет и сохраняет те законы, по которым произошло всё первоначально? Другой ли кто, или случай? Конечно, другой, а не случай. Кто же сей другой, кроме Бога? Так от видимого возвел нас к Богу богодарованный и всем врожденный разум - сей первоначальный в нас и всем данный закон!» (Св. Григорий Богослов: Слово 43).

Какая красота мысли, какое свободное пользование диалектикой: если все произошло случайно, то «кто же блюдет и сохраняет те законы, по которым произошло всё первоначально?»

Один из создателей квантовой механики, лауреат Нобелевской премии по физике Эрвин Шредингер в 40-х годах ХХ века написал книгу «Что такое жизнь с точки зрения физики». Идеи, выдвинутые Шредингером в этой книге, оказались исключительно плодотворными, они послужили основой современной биофизики.

В этой небольшой, но очень содержательной книге, Шредингер, привлекая квантово механические представления, пытается разобраться, как устроена жизнь на микро уровне. Хромосомные нити он называет «зубцами органической машины». Он заканчивает свою книгу следующими знаменательными словами: «Отдельный зубец - это не грубое человеческое изделие, но прекраснейший шедевр, когда-либо достигнутый по линии Господней квантовой механики». Это самые последние слова книги, значит, автор придавал им большое значение. Они свидетельствуют о том, что Шредингер, человек, открывший законы квантовой механики, веровал «Во Единого Бога Отца Вседержителя, Творца небу и

земли, видимым же всем и невидимым» и законов природы в том числе. То есть Шредингер прекрасно понимал, что он открыл законы микромира, созданные Творцом (Шредингер, 2009: 144).

Великий святой Григорий Богослов, один из создателей богословской науки, и великий физик Эрвин Шредингер, один из создателей квантовой механики, разделенные более чем полутора тысячелетиями, высказывают сходные мысли в сходной форме. Разве это не чудо? Разве это не призывает нас относиться с благодарностью и уважением к великому богослову и великому физику? А в их лице - к богословам и к физикам и, шире, и к богословию и к физике?

Специалист не позволит себе выступать по предмету, который он не изучил достаточно глубоко, чтобы не выглядеть в глазах настоящих знатоков профаном. Зачем, обсуждая то, в чем мало разбираешься, публично демонстрировать меру своего невежества и некомпетентности?

Тот, кто осуждает современную науку, не считая себя ничем ей обязанным, проявляет элементарную неблагодарность. Пусть же он проявит и последовательность: выкинет мобильный телефон и перестанет подходить к компьютеру и пользоваться Интернетом, а также и другими благами, дарованными нам последними достижениями науки. А если этот грозный и принципиальный судья еще позиционирует себя, как верующего, то пусть не забывает слова апостола, сказавшего: «За вас хулится Имя Христово». Кроме того, он демонстрирует и свою духовную ограниченность, ведь осуждение - это прямое нарушение заповеди «Не судите, да не судимы будете».

Подобное невежественное отношение к науке бытовало и во времена Григория Богослова. Он писал: «Полагаю же, что всякий имеющий ум признает первым для нас благом ученость, и не только сию благороднейшую и нашу ученость, которая, презирая все украшения и плодовитость речи, емлется за единое спасение и красоту умосозерцательную, но и ученость внешнюю, которою многие из христиан, по худому разумению, гнушаются, как злохудожной, опасной и удаляющей от Бога... Напротив, надобно признать глупыми и невеждами тех,

которые, держась такого мнения, желали бы всех видеть подобными себе, чтобы в общем недостатке скрыть свой собственный недостаток и избежать обвинения в невежестве» (Св. Григорий Богослов. Слово 43).

Это с одной стороны. С другой - будь кто-то трижды академиком и нобелевским лауреатом, но если он знаком с христианским вероучением не по первоисточникам, а только лишь по атеистической литературе, да антиклерикальным анекдотам, то он не скажет ничего нового и содержательного и не продвинет полемику в позитивном направлении. Современная наука, если вести отсчет от Ньютона, кстати, глубоко верующего христианина, существует около трехсот лет, а богословская наука - около двух тысяч лет.

Конечно, полемика необходима, но какова ее цель? Продемонстрировать свое превосходство, которое в глазах специалистов выглядит мнимым, и, тем самым, оттолкнуть их? Или же найти пути сближения естественнонаучной и богословской точек зрения? Второй путь трудный, он требует усилий, времени, глубокого образования, великодушия и широты кругозора, а также уважения и доброжелательного отношения к оппонентам, признания, что каждый человек имеет право на добросовестную ошибку.

Если лучшие умы светской и богословской науки объединят свои усилия, нас, несомненно, ожидают интереснейшие достижения, которые могут благотворно повлиять на развитие науки в целом. Попутно это даст возможность разгребать завалы, накопившиеся за столетия противостояния науки и веры. Это задача максимум.

А задача минимум - по крайней мере, не создавать новых завалов.

ЛИТЕРАТУРА

Шредингер. Э. 2009. Что такое жизнь с точки зрения физики. М.: РИМИС,

2009. 176 с.

Получена / Received: 14.10.2018 Принята/Accepted: 22.10.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.