http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2226-7425-2017-19-11-286-290
УДК 316.74
ВЗГЛЯД МОЛОДЕЖИ К ИСЛАМУ: КЕЙС РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) Михайлова А.В., ПоповаЛ.Н., СолдатоваМ.С.
ФГАОУ ФЭИ Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск, Российская Федерация
Аннотация. Социологическое исследование исламской конфессиональной культуры основывается на междисциплинарном подходе и предполагает рассмотрение вопросов исторического развития исламской культуры в конкретных географических и социальных условиях. Ислам наиболее политизированная из всех мировых религий. Ислам развивается: есть исламские государства, исламская экономика и вопросы социальной справедливости. В настоящее время неодназчное отношение к исламу. Общемировой феномент - политизация ислама. Цель статьи показать на примере субъекта Республики Саха (Якутия) отношение молодежи к этой мировой религи. Отношение к исламу неоднозначное в совреенном обществе. Новизна исследования в изучении отношения молодежи к исламу на примере самого крупного региона Российской Федерации (Республики Саха (Якутия)), в разработке рекомендаций для повышения толерантности. Авторы сделали вывод о том, что исламская религия является наиболее чуждой для якутских студентов. Исследование показало, что об исламской конфессиональной культуре молодёжь имеет низкие представления и знания. Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные теоретические и практические результаты в дальнейшем могут быть использованы для разработки рекомендаций по различным вопросам межрелигиозных отношений.
Ключевые слова: социология религии, ислам, отношение молодежи к исламу, социальное взаимодействие в обществе, социология культуры, общество.
Введение. Религия - настолько сложная и непостижимая до конца тема, что некоторые современные исследователи всерьёз сомневаются, возможно ли вообще ее изучение. В 28 странах ислам признан государственной религией. Павловский В. П., Эриашвили Н. Д., Щеглов А. В. отмечают, что в России сторонники ислама составляют вторую по численности конфессию [1, с. 211]. В мире ислама религия и политика находятся, как правило, в гораздо более тесной взаимосвязи, чем в регионах традиционного преобладания христиантсва. Шахнович М. М отмечает, что "её спецификой является отстутствие теоретического отделения религии от власти и политики" [2, с. 356]. Мы думаем, что исходя из этого не приходится отрицать важность и влияние Исламского мира на культурную, духовную и экономическую жизнь во всем мире.
Международная политическая система в современном мире в основном является светской, но не смотря на это, религиозность народов играет огромную роль, а иногда и решающую во внутриполитических делах государств так и во внешних. Необходимо добавить, что в последние десятилетия в мире наблюдается усиление религиозности населения. В связи с этим, по всему миру увеличивается количество различных
религиозных организаций и движений, а от сюда растёт и влияние религии на политическую жизнь. Усилившиеся процессы миграции, высокая степень мобильности населения, стирание привычных границ социально-культурных образований приводит к смешению населения в религиозном плане. В связи с этим нередко происходят напряжения в обществе. В России же и не только, сформировалась новая религиозная ситуация, в СМИ и других источниках можно увидеть, что исламская религия терпит своё возрождение в современном мире. Однако, отношение к исламу в обществе несколько неоднозначно. Именно то явление обуславливает актуальность исследования.
В настоящей статье мы хотим на примере кейса Республики Саха (Якутия) показать отношение к данному направлению культуры и разработать практические рекомендации к повышению толерантоности. Объект исследования: молодежь самого крупного региона Российской Федерации -Республики Саха (Якутия). Предмет исследования: отношение к исламской конфессиональной культуре. Гипотезы исследования: в современных условиях развития общества уровень религиозности среди студентов низкий; на формирование отношения к исламской конфессиональной культуре влияют СМИ и интернет. В связи с происходящими в мире
The Journal of scientific articles "Health and Education Millennium", 2017. Vol. 19. No 1
—--—
событиями и низкого опыта общения с представителями ислама, отношение студентов к исламской культуре в целом отрицательное.
Методы исследования: социологические методы (анкетный опрос, экспертное интервью ), сравнительный анализ, синтез и анализ. Анкета авторская и состояла из 23 вопросов. Анкета разработана на основании исследования, проведённого Молодёжным советом статистиков Центрального аппарата Росстата в 2013 на тему: «Отношение российской молодёжи к религиям».
Обзор литературы. Исследователи социологии религии говорят не только о разнообразии религиозных форм, сколько о многообразии форм проявления религиозности и религии в современной культуре. Процесс секуляризации не привёл к элиминации религиозности и религии, но изменил её роль и функции в современном обществе. Ёвкочев Ш. (2008), Житенев Т. Е. (2010), Кофанова Е. А., Мчедлова М. М. (2017) анализируют, усилившиеся процессы миграции, высокая степень мобильности населения, стирание привычных границ социально-культурных образований приводит к смешению населения в религиозном плане. В связи с этим нередко происходят напряжения в обществе. В России же и не только, сформировалась новая религиозная ситуация, в СМИ и других источниках можно увидеть, что исламская религия терпит своё возрождение в современном мире. Мы находим у ученого Яблокова И. Н., что «религия как социальный институт, имеющая свою структуру и институт, выполняющая свои функции, отнюдь не случайно становится всё более пристального внимания исследователей и широкой общественности» [3]. Особенно актуальными такого рода исследования являются в России. Либерализация отношений сделала её открытой для мировых трендов, новых явлений религиозного характера. Гаврилов Е. О. рассуждает, что «вместе со свободой вероисповедания и возрождением религиозных институтов мы получили и целый клубок противоречий, конфессиональные конфликты, требующие скорейшего решения» [4].
Среди различных видов капиталов П. Бурдье [5, с. 60] выделяет «экономический, символический, социальный и культурный капиталы». В культурном капитале он рассматривает три его состояния: «Культурный капитал может выступать в трех состояниях: инкорпорированном состоянш [embodied state], т.е. в форме длительных диспозиций ума и тела, объективированном состоянии [objectified slate] - в форме культурных товаров (картин, книг, словарей, инструментов, машин и т. д.), являющих собой отпеч аток или воплощение теорий или их критики некоторого круга проблем и т.д.; наконец институциализированном состоянии [institutionalized state], т.е. в форме объективации (ее следует
рассматривать отдельно, поскольку она, как будет видно на примере образовательных квалификаций, наделяет культурный капитал совершенно оригинальными св ойствами, которые, как предполагается, тот сохраняет)».
Alkan, Burcu (2012) исследуя вопросы, отмечает, что роль и значение влияния ислама в глобальном контексте очень велико. Charilaos Mertzanis (2017) описал результаты проведенного исследования по изучению исламских организаций и сделан вывод о факторах эффективности на мировом рынке, об отношении в организации и культуре. Mohamed Ismail Ahamad, Amira Mohd Yusof A Genre (2012) проанализировал результаты исследования изучения ислама и описания поведения. Rosenow-Williams, Kerstin (2014) в своем исследовании в отличие от существующих исследований расс матривает перспективы ислама в меняющей ся политической и институциональной среды. Анализирует
организационное поведение с точки зрения инновационной среды, опираясь на социологические методы . На основе сравнительного анализа трех основных исламских организаций в Германии, описаны различные модели организационного поведения. Zeynep B. Gürtin (2016) описал результаты исследования, посвященные взаимоотношениям мужчин и женщин, вопросам супружеских отношений и влияния ислама на брачные и семейные отношения.
Вышеописанные исследования демонстрируют, что проводятся много исследований, посвященных разным аспектам влияния ислама на экономику, организационное поведение, культуры и устойчивость взаимоотношений.
На другом уровне, более широком, конфессиональная культура представлена участниками поля религии, которые участвуют в культурной практике. Как замечает Н. А. Шматко: «Принцип относительности - важнейший для понимания теории полей и всей концепции П. Бурдье в целом. Агенты определяются через занимаемые ими в поле позиции, отличающиеся друг от друга сочетанием объективированных в них капиталов и, как следствие, специфической властью и влиянием, получаемой материальной и символической прибылью, ценой, которую надо заплатить, чтобы их занять...» [6].
Мусульманское сообщество в Якутии, по мнению автора фундаментального труда «Новейшая история исламскою сообщества России» Р.А. Силантьева, является наиболее хорошо организованным по сравнению с другими региональными общинами Вост очной Сибири и Дальнего Востока [7, с. 125].
Как было рассмотрено выше, мусульманство было представлено в конфессиональной культуре города еще в коше XVIII века, но новым периодом распространения мусульманства в Якутии можно
The Journal of scientific articles "Health and Education Millennium", 2017. Vol. 19. No 11 http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2226-7425-2017-19-ll
считать 1990-е годы. В этот период стали создаваться национа льно-культурные ассоциации и общин ы города, а в 1996 г в Якутске была зарегистрирована мусульманская община. В своём интервью газете «Новое время» в апреле 2013 г. руководитель общины мусульман города Якутска Муса Сагов связывает распространение ислама с татарским и башкирским населением Якутии, «...еще, наверное, 300 лет, с того момента, как появились здесь татары и башкиры. Ведь приезжали же сюда татары... Есть упоминания, записи об имамах, например, в Олекме, этим записям лет 100-150, так что мусульмане были здесь давно. Мы зарегистрированы как местная религиозная организация в 1996 г. Через некоторое время зарегистр ировались как местная религиозная
мусульманская организация «Духовный центр» [8, с.7 ].
Действительно, существование в поле религии города мусульманской общины и принадлежность к ее членам способствует сохранению национальной самобытности. О значении общины свидетельствует тот факт, что для большинства мусульман члены общин составляют постоянный круг общения. Финансовая поддержка и участие в создании семей среди членов общины является отличительной чертой мусульманства среди всех рассмотренных конфессий.
Мусульманское население сформировалось в результате влияния главного фактора - трудовой миграции. Члены мусульманской общины заняты предпринимательством или трудятся в сфере строительства. Большинство из членов общины проживают в г. Якутске временно, но наметилась тенденция переезда на постоянное жительство. Большая часть мигрантов, прибывающих в Якутию,
«оседает» в Якутске, поскольку именно здесь высоки темпы жилищного строительства. Численность новообращенных среди местного населения - саха и русских является новым малоизученным явлением.
Результаты исследования . Дадим социально-демографический портрет и характеристику опрошенных - это 110 респондентов, выбранном методм стихийной выборки. В исследование приняло участие 66% женщин (девушек) и 34% мужчин (молодых людей) . По возрасту респонденты распределились следующим образом (рис. 2). 17 лет -1%, 18 лет - 22%, 19 лет - 16 %, 20 лет - 13%, 21 год -16%, 22 года - 16%, 23 года - 11%, 24года - 4%, 25-26 лет - 1%. Наибольшее количество респондентов в возрасте 18-19 лет. По национальной принадежности: якут (саха) - 90%, остальные 10% другие национальности. Выявили, что 49% респондентов ни одну религию не считают близкой по духу, скорее всего они явл яются неверующими. 22% считают православие наиболее близкой, 16% считают близкой по духу язычество, согласно таблице 1, 8% выбрали буддизм, 2% ислам, по 1% к атолицизм и иудаизм. Ислам для респондентов является наиболее чуждой -36%. 7% выбрали Православие, 6% буддизм, по 5% выбрали Протестантизм и Католицизм.
У респондентов спросиили об ассоциация со словом Ислам. Вопрос: «Пожалуйста, напишите 5 существительных, с которыми ассоциируется религия Ислам». На данный вопрос составлена таблица 1, в которой отражена частота асоциативного слова. Самыми часто ассоциируемыми существительными являются: Коран (26), Аллах (22), мечеть (19), терроризм (15), ИГИЛ (7).
Таблица 2.
Ассоциативные существительные с религией ислам
Слово Частота повторения
Коран 26
Аллах 22
Мечеть 19
Терроризм 15
ИГИЛ 7
Паранджа 6
Террорист 5
Молитва 4
Вера 4
Борода 4
Война 4
Теракт 3
Смерть 3
Бомба 3
Суицид 2
Взрыв 2
The Journal of scientific articles "Health and Education Millennium", 2017. Vol. 19. No 1
—--—
Джихад 2
Мусульманство 2
Восток 2
Харам 2
Мы в ходе исследования выяснили, что 52% утверждают, что имеют низкие знания об Исламе. 14% - средние знания, 27% - ничего не знают, 4% - знают много об исламе и 2% - имеют достаточно много знаний об Исламе. В результате аналииза выявили, что 43% респондента получают информацию об исламе из теленовостей, 13% из интернета, 12% из художественных фильмов, 7% из учебной литературы, по 3 % от друзей и из документальных фильмов. Надо отметить, что в Республике Саха (Якутия) ни в одной из семей опрошенных респондентов не обсуждают выопросы Ислама, никто не получает информацию от источника - семья. Далее мы выяснили, что 43% респондентов считают, что в Якутске много мусульман, 30% считают, что мало и 1% 0 нет совсем. 55% респондентов считают, что ислам сыграл отрицательную роль в истории России, 37% -нейтральную, 6% - положительную. При этом 57% респондентов считают, что Ислам играет отрицательную роль в современном мире, 32% -нейтральную и 9% - положительную.
Итак, исследование показало, что респондентов (молодежь) особо не интересует тема религии ( вчастности, тема Ислама) и религиозности (выполнение особых канонов), об этом свидетельствуют результаты: 66% не изучают религию самостоятельно совсем, 49% опрошенных (по их мнению) вероятнее всего являются неверующими (здесь имеет место быть особые религиозные характеристики Якутии), 97% респондентов не посещают религиозные службы, 52% заявили, что знают мало об Исламе, а 27% вовсе ничего не знают. 82% опрошенных относятся к представителям религии Ислам отрицательно, а 11% крайне отрицательно. Возможно, это связано с отсутствием опыта общения с мусульманами: 80% опрошенных не имеют среди знакомых и друзей мусульман. 21% опрошенных, утверждают, что их отношение к исламу ухудшилось за последние 5 лет.
Экспертное интервью показало: во-первых, мо мнению экспертов - не мусульман, исламская конфессиональная культура это молодая религия, а вот для мусульманских экспертов, ислам - это вера в бога, образ и смысл жизни. Уже на данном этапе чувствуется разница в смысле ответа мусульманских и не мусульманских экспертов. Во-вторых, репутация Ислама в Якутии экспертами оценивается в целом, как положительное. Но некоторые эксперты подчёркивают, что репутацию подпорчивают исламские экстремисты. В-третьих, не мусульманские
эксперты говорят о влиянии средств массовой информации, о те ррористических актах, которые создают впечатление о мусульманах, как об отрицательных героях. Мусульманская часть экспертов говорят об исповеди, то есть непосредственно о первоисточнике - Коран. Так же отмечают, что существует много источников информации об Исламе, но подчёркивают, что необходимо фильтровать информацию и
воспринимать только реальную её часть. Эксперты считают, что в Якутии много молодёжи, исповедующих Ислам. Её основным составом являются приезжие из Таджикистана, Киргизии, Кавказа.
Таким образом, по результатам исследования, сформулированы следующие выводы: Исламская религия является наиболее чуждой для молодежи Республики Саха (Якутия). Об исламской конфессиональной культуре молодёжь имеет низкие знания. Кроме того, современную молодёжь тема религиозности в целом не интересует.
По результатам исследования, две поставленные гипотезы подтвердились:
1. В современных условиях развития общества уровень религиозности среди молодежи Республики Саха (Якутия) низкий;
2. На формирование отношения к исламской конфессиональной культуре влияют СМИ и интернет. В связи с происходящими в мире событиями и низкого опыта общения с представителями ислама, отношение молодежи к исламской культуре в целом отрицательное.
Исходя из выводов, разработаны следующие рекомендации:
1. Учебным заведениям рекомендуется внести в учебный план обязательную дисциплину «Религиоведение», «История мировых религий», «Введение в религию» и так далее. 2. Центру национальных культур Дома дружбы народов им. Кулаковского рекомендуется создать условия для межрелигиозного общения. Например, проводя выставки различных культурных конфессий. 3. К воспитанию толерантности могла бы способствовать скрытая пропаганда межрелигиозных отношений. Саха академическому театру, якутским художественным и журнальным изданиям и киностудиям рекомендуется в своих произведениях изображать в хорошем свете дружбу между людьми из различных конфессиональных культур.
The Journal of scientific articles "Health and Education Millennium", 2017. Vol. 19. No 11 http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2226-7425-2017-19-11
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИИ СПИСОК
[1] Павловский В. П., Эриашвили Н. Д., Щеглов А. В., Религиоведение. - М.:Юнити. 2012. - 458 с.
[2] Шахнович М. М., Религиоведение. - СПб.:Питер. 2011. - 398 с.
[3] Яблоков И. Н. Социология религии: теоретические аспекты. М. : макс Пресс, 2014. 260 с // Вестник СПбГУ. Серия 17: Философия. Конфликтология. Культурология. Религиоведение. 2015. №3. URL: http://cyberleninka.ra/article/n/yablokov-i-n-sotsiologiya-religii-teoreticheskie-aspekty-m-maks-press-2014-260-s (дата обращения: 22.09.2017)
[4] Гаврилов Е. О. Метаморфозы религиозности в современной России в контексте глобальных социальных изменений // Вестник. Томского
государственного университета. 2011. №352. URL: http://cyberlemrika.ru/article/nme1amorfozy-religioznosti-v-sovremennoy-rossii-v-kontekste-globalnyh-sotsialnyh-izmeneniy (дата обращения: 23.09.2017).
[5] Бурдье П. Формы капитала. Экономическая социология. - Том 6, №3. - 2005. - 345 с.
[6] Шматко Н. А. Анализ культурного производства Пьера Бурдье [Электронный ресурс]: http : // ecsoeman.hse.ru/ data /.SHMATK0.pdf2003. - С. 115 (дата обращения 15.09.2017)
[7] Силантьев Р. А. Новейшая история исламского сообщества в России. 2-е изд. испр. и доп.-М.:ИХТИОС. 2006. - 612 с.
[8] Ефимова Н. Муса Сагов: «Нам и десяти мечетей будет мало» - Наше время. - 19-25 апреля, 2013 г. - №15. - С. 7-9.
YOUTH LOOK TO ISLAM: CASE OF THE REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA)
Mikhaylova A. V., Popova L.N., Soldatova M. S.
Northeast federal university of M. K. Ammosov, Yakutsk, Russian Federation
Annotation. Sociological research of Islamic confessional culture is based on interdisciplinary approach and assumes consideration of questions of historical development of Islamic culture in specific geographical and social conditions. Islam the most politized from all world religions. Islam develops: there are Islamic states, Islamic economy and questions of social justice. Now neodnazchny relation to Islam. A universal fenoment - politicization of Islam. The purpose of article to show the youth relation to this world religion on the example of the subject of the Republic of Sakha (Yakutia). The relation to Islam ambiguous in sovreenny society. Novelty of research in studying of the relation of youth to Islam on the example of the largest region (Republic of Sakha (Yakutia)) of the Russian Federation, in development of recommendations for tolerance increase. Authors drew a conclusion that the Islamic religion is the most alien for the Yakut students. Research showed that the youth has low ideas and knowledge of Islamic confessional culture. The practical znachimostyissledovaniya consists that the received theoretical and practical results can be used further for development of recommendations about various questions of the interreligious relations.
Key words: religion sociology, Islam, the youth relation to Islam, social interaction in society, culture sociology, society.
REFRENCES
[1] Pavlovskii V. P., Eriashvili N. D., Shcheglov A. V., Religiovedenie. - M.:Yuniti. 2012. - 458 p.
[2] Shakhnovich M. M., Religiovedenie. - SPb.:Piter. 2011. -398 p.
[3] Yablokov I. N. Sotsiologiya religii: teoreticheskie aspekty. M. : maks Press, 2014. 260 p // Vestnik SPbGU. Seriya 17: Filosofiya. Konfliktologiya. Kul'turologiya. Religiovedenie. 2015. №3. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/yablokov-i-n-sotsiologiya-religii-teoreticheskie-aspekty-m-maks-press-2014-260-p (data obrashcheniya: 22.09.2017)
[4] Gavrilov E. O. Metamorfozy religioznosti v sovremennoi Rossii v kontekste global'nykh sotsial'nykh izmenenii // Vestnik. Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. 2011. №352. URL: http://cyberleninka.ru/article/n7metamorfozy-
religioznosti-v-sovremennoy-rossii-v-kontekste-globalnyh-sotsialnyh-izmeneniy (data obrashcheniya: 23.09.2017).
[5] Burd'e P. Formy kapitala. Ekonomicheskaya sotsiologiya. - Tom 6, №3. - 2005. - 345 p.
[6] 6.
Shmatko N. A. Analiz kul'turnogo proizvodstva P'era Burd'e [Elektronnyi resurs]: http: //
ecsoeman.hse.ru/data/.SHMATK0.pdf2003. - p. 115 (data obrashcheniya 15.09.2017)
[7] Silant'ev R. A. Noveishaya istoriya islamskogo soobshchestva v Rossii. 2-e izd. ispr. i dop.- M.:IKhTIOS. 2006. - 612 p.
[8] Efimova N. Musa Sagov: «Nam i desyati mechetei budet malo» - Nashe vremya. - 19-25 aprelya, 2013 g. - №15. -p. 7-9.