5. Недоспасова, Е.И. История педагогического образования в Восточной Сибири (1872-1919 гг.) [Текст] : дис ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Е.И. Недоспасова. — Иркутск, 1949. — 700 с.
6. Очерки по истории русской педагогики [Текст] / сост. М.И. Демков. — М. : Тип. Т-ва И.Д. Сытина, 1909. — 144 с.
7. Памятная книжка управления гражданскими учебными заведениями Восточной Сибири на 1899-1900 учебный год [Текст]. — Иркутск : Тип. П.И. Макушина, 1900. — 438 с.
8. Полное собрание законов Российской империи: (собрание 2-е с 12 дек. 1825 г. — 1 марта 1881 г.) [Текст] : в 55 т. — СПб. : Тип. 2-го отд-ния собств. Е.И.В. канцелярии, 1875. — Т. 47: 1-е отд-ние 1872 г. от п. 50383-51051. — 1047 с.
9. Полное собрание законов Российской империи: (собрание 2-ое с 12 дек. 1825 г. — 1 марта 1881 г.) [Текст] : в 55 т. — СПб. : Тип. 2-го отд-ния собств. Е.И.В. канцелярии, 1876. — Т. 47: 1-е отд-ние 1873 г. от п. 51724-52436. — 911 с.
10. Полное собрание законов Российской империи: (собрание 3-е с 1 марта 1881 г. до конца 1913 г.) [Текст] : в 33 т. — СПб. : Гос. тип., 1900. — Т. 20: отд-ние 1-е п. 17968-19504. — 1168 с.
11. Свод законов Российской Империи [Текст]. — СПб. : Тип. 2-го отд-ния собств. Е.И.В. канцелярии, 1893. — Т. 11, ч. 2 : Свод уставов ученых учреждений и учебных заведений Министерства народного просвещения. — 645 с.
12. Служба государственная [Текст] // Энциклопедический словарь / Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. — СПб., 1900. — Т. 30, [кн. 59]. — С.436-442.
13 Турбовская, Я. С. Концепция высшего профессионального педагогического образования [Электронный ресурс] // Информационнопросветительский портал Ханты-Мансийского автономного округа - ЮГРЫ / Я. С. Турбовская. - 2002. - ЦКЬ : ЫИр: //www.eduhmao .ги/тАз/1/3853/24666/ (дата обращения: 09.01.2012).
14 . Шешунов, И. Некоторые данные об Иркутской учительской семинарии за двадцать пять лет ее существования (1872-1897 гг.) [Текст] / И. Шешунов. — Иркутск : Тип. П.И. Макушина, 1897. — 40, 13 с.: прил.
15 . Щеблякова, Е. Н. Состояние образования и проблемы учительства Восточной Сибири (вторая половина XIX - начало XX века) [Текст] : дисс.канд. пед. наук: 13.00.01 / Е. Н. Щеблякова. - Иркутск, 2006. - 242 с.
16 . Щеблякова, Е.Н. Проблемы учительства Восточной Сибири (исторический аспект) [Текст] / Е.Н. Щеблякова // Вестник Иркутского государственного технического университета. - 2006. - № 4 (28). - С. 173-177.
Жукова Ольга Владимировна
Специалист по учебно-методической работе Центра средовых исследований и развития инклюзивного образования ОГ АОУ ДПО «ИРО Иркутской области», г. Иркутск, Россия
УДК 37.015 ББК 74.03
ВЗГЛЯД ИЗ XXI ВЕКА: ОБРАЗОВАНИЕ И РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ
Данная статья включает аналитический материал, касающийся вопроса взаимодействия Русской Православной Церкви и правительства в области образования. Для анализа автор выбрал период с середины 19 века, так как считает, что это наиболее значимый период в решении вопроса духовнонравственного воспитания. В данной статье используются материалы из Г ос-ударственного архива Иркутской области, что позволяет рассмотреть проблему статьи на определенном регионе России.
Ключевые слова: Русская Православная Церковь; православная культура; духовно-нравственное воспитание; светский характер образования.
LOOK AT XXI CENTURY: EDUCATION AND RUSSIAN ORTHODOX
CHURCH
This article includes analytical material, referring to the question of co-operation of Russian Orthodox Church and the government in the sphere of education. The author analyses the period from XIX century, because it is believed to be one of the most important periods for spiritual and moral education. In this article the author uses materials of the State Archives of Irkutsk area that allows the reader to consider the article problem taking any region of Russia as an example.
Key words: Russian Orthodox Church; orthodox culture; spiritual and moral education; secular character of education.
XXI век - это время серьезного пересмотра жизненных ориентиров и ценностей россиян. Реформированию подвергаются все социальные сферы Российской Федерации, включая образование. На современном этапе все заметнее становится роль Русской Православной Церкви (далее РПЦ) в жизни российского общества. Проблеме роли православной культуры для образовательного пространства регулярно посвящаются конференции, семинары, тематические программы.
Одним из показателей возросшего интереса российского общества к православной культуре является развитие сети православных общеобразовательных учреждений. Например, в Иркутской области на данный момент существуют четыре таких учреждения:
1. Церковно-приходская общеобразовательная школа имени святителя Софрония епископа Иркутского.
2. Православная женская гимназия в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
3. Ангарская православная школа во имя Святой Троицы.
4. Братская православная гимназия во имя святителя Иннокентия Московского.
Особенностью этих учреждений является гармоничное сочетание общеобразовательных дисциплин с предметами, реализующими принцип православной педагогики и обеспечивающими формирование православного сознания обучающихся, становление духовной, нравственной, творческой личности.
21 сентября текущего года НОУ «Православная женская гимназия во имя Рождества Пресвятой Богородицы» отпраздновала 15-летие. В своем поздравлении архиепископ Иркутский и Ангарский Вадим отметил: «Открытию гимназии предшествовали многие проблемы, которые мы видели в современном обществе и в современном образовании. Эти существующие проблемы как раз и сподвигли нас к тому, чтобы создать учреждение, которое некоторым образом в мировоззренческом порядке отличалось бы от практики, сложившейся за советский период идеологии. И одним из таких решений для нас стало создание гимназии, в которой бы обучались дети, получая среднее образование и вместе с тем получая и православное мировоззрение. Людей, желающих получить таковое образование, оказалось немало» [Иркутской Православной Женской гимназии, 2011, с. 1].
В действительности, образовательные учреждения такой направленности на современном этапе являются достаточно востребованными, и скорее всего их количество в ближайшем будущем будет увеличиваться.
Веками церковь была неразрывно связана с государством, считала своим долгом нести духовность своему народу. В своей статье «Идеи православной культуры в контексте школьного образования» профессор Московского государственного социально-гуманитарного института, доктор филологических наук О. Г. Егоров отмечает: «Православная культура как важная историческая составляющая российской цивилизации, по мнению политически активной части населения, может положительно повлиять на сложные процессы, происходящие в стране. К этой проблеме повернулась лицом государственная власть и образовательное ведомство» [Егоров, 2011, с. 250].
Развернувшаяся полемика вокруг вопроса взаимодействия РПЦ и государства в сфере просвещения и духовно-нравственного воспитания детей является следствием того, что после советского периода церковь стала чем-то чуждым для сферы образования и России в целом. На данный момент, как государство, так и РПЦ осознают необходимость взаимодействия, но до сих пор относятся друг к другу с некой осторожностью, стараясь предотвратить отрицательные последствия своих действий и решений. Именно поэтому мы вынуждены оглядываться назад, изучая и переоценивая опыт прошлого. При этом безусловного внимания заслуживает вопрос содержания, организации образовательного процесса и юридических статус дореволюционных учебных заведений.
Особо важным представляется период с середины XIX в. (времени правления Александра II) до 20-х гг. XX в. Данный отрезок времени являлся наиболее значимым для развития образовательной структуры Российского государства. Именно в этот период подготовку и проведение реформы образования Министерство Народного Просвещения (далее МНП) осуществляло в
тесном сотрудничестве с РПЦ. Ключевым начальным моментом явилось утверждение Положения о начальных народных училищах 14 июня 1864 г., которое на тот момент существенно изменило систему народного просвещения. Благодаря данному закону дело начального образования в Российской империи было поставлено на прочную законодательную основу. Указанное Положение четко обозначало цель, с которой открывались начальные народные училища «утверждать в народе религиозные и нравственные понятия и распространять первоначальные полезные знания» [Овчинников, 2009, с. 81]. На первое место ставилась определяющая цель всего государства, желавшего воспитать верноподданного Российской империи. На тот момент это могло быть осуществлено только в рамках нравственного воспитания, базирующегося в то время на религиозной основе.
На современном этапе «первоначальные полезные знания» не являются целью, которая ставится образовательной политикой Российской Федерации, однако то, что вопрос о нравственном воспитании современного молодого поколения стоит очень остро, не отрицает никто.
На данный момент Россия является многонациональным и многоконфессиональным государством. И как следствие, мы не можем выделять ни одну из религий как главенствующую. Однако, если обратиться в прошлое, оказывается интересным тот факт, что большинство населения Российской Федерации являлись именно православными, что подтверждается данными из государственных архивов. Например, в Иркутске на 1890 г. в начальных училищах по вероисповеданиям учащиеся распределялись следующим образом:
- православные-1548;
- лютеране-3;
- иудеи-77;
- магометяне-2;
- язычники-2;
- старообрядцы-1.
Исходя из этих данных, мы имеем право признать православное вероисповедание одним из базовых для российского общества, поскольку именно РПЦ имеет наиболее больший опыт во взаимодействии с государством по решению вопроса духовно-нравственного становления детей. Однако не следует забывать, что правовой статус РПЦ на современном этапе сильно разнится с тем, который был установлен в дореволюционной России.
С середины XIX века до 20-х гг. XX в. взаимоотношение государства и религиозных конфессий в Российской империи базировалось на концепции «православного конфессионализма», которая предполагала союз государства и РПЦ. Привилегированное положение последней было закреплено в «Основных законах Российской империи» Свода законов, где она провозглашалась «первенствующей» и «господствующей». Такое положение РПЦ выражалось, прежде всего, в том, что к ней должен был принадлежать император. На это указывала ст. 41 Основных законов: «император, престолом Всерос-
сийским обладающий, не может исповедовать никакой иной веры, кроме православной» [Сафонов, 2008, с. 17].
На данный момент ситуация складывается по-другому. В юридическом журнале отмечается: «В Российской Федерации по Конституции установлен светский характер государства. Светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, закрепленных в законе «Об образовании» в качестве одного из принципов государственной политики в области образования (ст. 2), подобно принципу светского характера государства, устанавливает самостоятельность, независимость функционирования государственных и муниципальных образовательных учреждений от религиозных объединений. Однако светский характер образования никоим образом не запрещает и не препятствует организации в государственных и муниципальных образовательных учреждениях религиозного образования и воспитания учащихся в них детей, молодежи, образования и воспитания на основе религиозных духовно-нравственных ценностей. Другое дело, что разговор на уроке в светской школе о Православии как о «нашей» вере и традиции не может распространяться на всех несовершеннолетних учащихся без согласия их законных представителей - родителей, семьи, ребенка [Правовые основы изучения религиозных культур, 2011, с. 61-62].
Возможно, причина неприятия многими педагогическими и политическими деятелями факта, что светскость образования не препятствует изучению православной культуры, как исторического наследия России, в общеобразовательных учреждениях кроется в нашем прошлом. Октябрьская революция 1917 г. коренным образом изменила сложившиеся в период самодержавия взаимоотношения Церкви и государства. В январе 1918 г. советское правительство издало Декрет «Об отделении церкви от государства и школы о церкви». В п. 9 Декрета провозглашалось, что «Школа отделяется от церкви. Преподавание религиозных вероучений во всех государственных и общественных, а также частных учебных заведениях, где преподаются общеобразовательные предметы, не допускается. Граждане могут обучать и обучаться религии частным образом» [ГАИО. Ф. 45. Оп. 1. Д. 4. Л. 110].
В Инструкции к постановлению комиссара просвещения (Иркутская Уездная Земская Управа) было изложено следующее обращение: «Оставаясь нейтральным в вопросах религии и предоставлял гражданам полную свободу выбора того или иного вероисповедания или совсем оставаясь вне его, государство ни одной религии не может оказывать поддержку ни морально, ни материально. Поэтому, не вмешиваясь в вопросы выбора гражданам того или иного вероисповедания, государство тем более не может оказывать давление на формирование религиозных воззрений молодежи в школах. Религиозное воспитание может быть делом только частным семьи и религиозных общин» [ГАИО. Ф. 45. Оп. 1. Д. 4. Л. 110].
Также в данном постановлении указывалось:
1. Преподавание ЗБ во всех учебных заведениях низших, высших начальных и средних общеобразовательных и специальных прекратить.
2. Всех законоучителей уволить от занимаемой должности с 1 февраля с/г с выдачей заштатного жалования в размере месячного январского вознаграждения.
3. Вопрос о выдаче законоучителям пенсии оставить открытым впредь до решения его в общественном масштабе.
4. Религиозные предметы сохраняются только в специальных богословских учебных заведениях, семинариях.
5. Законоучители, оказывающие противодействие настоящему Постановлению или ведущие против него в той или иной форме агитацию среди учеников, родителей и населения вообще, будут подвержены административному наказанию.
3. Заведывающие учебными заведениями за несоблюдение настоящего постановления будут отстраняться от должности и привлекаться к дисциплинарной ответственности.
6. Учителя общеобразовательных предметов, преподающие, между прочим, и религию и неподчиняющиеся настоящему постановлению, безусловно, будут подвергнуты дисциплинарной ответственности.
7. Преподаватели общеобразовательных предметов в училищах могут быть только светские лица [там же].
Интересным представляется тот факт, что данное Постановление датируется 6 февраля 1920 г., т.е. более чем на два года позднее, чем Декрет советского правительства, указанный выше. Возможно, это связано с тем, что такое «отделение» в Забайкальской области и по всей Восточной Сибири происходило намного медленнее и тяжелее, чем по стране в целом. Скорее всего, такое протекание дел было связано с глубоким уважением и привязанностью Сибирского населения к православной культуре.
Вклад РПЦ в просвещение Сибирских народов и поселенцев велик. Благодаря просветительской деятельности православных отцов в Сибири были открыты первые учебные заведения. Священники открывали на свои средства школы в общественных и частных домах, преподаватели в земских народных училищах и являлись зачастую единственным источником грамотности в деревнях и небольших поселках.
На начало XX в. в Забайкальской области насчитывалось 78 церковноприходских школ. Православие являлось неотъемлемой частью истории Сибирской культуры, что оказало значительное влияние на формирование культурного пространства указанной территории.
XXI век - время, когда необходимо решить огромное количество проблем, относящихся к сфере образования. Некоторые из них могут быть сформулированы следующим образом:
1. Социально-экономические условия современной России предъявляют высокие требования к содержанию образования в контексте его духовной составляющей, однако современные светские образовательные учреждения не могут обеспечить выполнения этих требований. В связи с этим, государство ищет сотрудничества с РПЦ по решению данной проблемы.
2. На современном этапе развития отношений церкви и государственной власти нет единства, в связи с чем, РПЦ не может в полной мере влиять на духовно-нравственное воспитание нового поколения.
3. Существует противоречие между действительным значением понятия «светскости» образования и его атеистическим пониманием многих педагогов, политических и государственных деятелей.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (утв. 09.2009 г.), входящая в стандарт второго поколения, гласит: «духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности» [Данилюк, 2009, с. 3]. На протяжении многих веков РПЦ занималась решением данной проблемы. На современном этапе, необходимо обратиться к культурному наследию нашей страны, объединить усилия всех заинтересованных лиц в воспитании молодого поколения России. Анализируя опыт прошлого, представляется возможным выработать действенную стратегию по стабилизации духовно-нравственной составляющей на современном этапе, базирующуюся на основных ценностях современного российского общества и не противоречащую статусу России как демократической, многонациональной и многоконфессиональной страны.
Библиографический список
1. Егоров, О. Г. Идеи православной культуры в контексте школьного образования [Текст] / О. Г. Егоров // Народное образование. - 2011. - № 6. - С. 250.
2. Иркутской Православной Женской гимназии в честь Рождества Пресвятой Богородицы исполнилось 15 лет [Электронный ресурс]. — Режим доступа: ШЬ : http://prav-news.ru/irkutsk/html (дата обращения: 04.11.11).
3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] / А. Я. Данилюк [и др.]. - М. : Просвещение, 2009. - 23 с.
4. Овчинников, А. В. Реформирование школы в царствование Александра II [Текст] / А. В. Овчинников // История школы и педагогики. - 2009. - № 3. -С. 79-86.
5. Правовые основы изучения религиозных культур, религиозного образования и воспитания учащихся на основе религиозных духовнонравственных традиций в светской школе [Текст] // Юридический журнал. -2011. - № 4. - С. 61-62.
6. Сафонов, А. А. Правовой статус Русской Православной Церкви в XIX -начале XX века [Текст] / А. А. Сафонов // Юридический журнал. - 2008. - №
3. - С. 17.
7. ГАИО. Ф. 45. Оп. 1. Д. 4. 110 л.