Научная статья на тему 'Взгляд из Украины на Проблемы истории бухгалтерского учета как учебной дисциплины'

Взгляд из Украины на Проблемы истории бухгалтерского учета как учебной дисциплины Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
122
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА / ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ / ПРЕПОДАВАНИЕ ИСТОРИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Козлова М.О.

В статье выявлено и освещено отношение зарубежных коллег к преподаванию истории бухгалтерского учета как дисциплины, поставлены и раскрыты проблемные вопросы, связанные с формированием компетентных и заинтересованных преподавательских кадров, уровнем готовности студентов, рассмотрены подходы к структурированию курса и отдельные моменты изложения материала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взгляд из Украины на Проблемы истории бухгалтерского учета как учебной дисциплины»

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

УДК 657.1

I*

ВЗГЛЯД ИЗ УКРАИНЫ НА ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА КАК УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

М. о. КОЗЛОВА,

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры фундаментальных экономических дисциплин E-mail: MO_Kozlova@mail. ru Житомирский государственный технологический университет, Украина

В статье выявлено и освещено отношение зарубежных коллег к преподаванию истории бухгалтерского учета как дисциплины, поставлены и раскрыты проблемные вопросы, связанные с формированием компетентных и заинтересованных преподавательских кадров, уровнем готовности студентов, рассмотрены подходы к структурированию курса и отдельные моменты изложения материала.

Ключевые слова: история бухгалтерского учета, зарубежный опыт, преподавание истории бухгалтерского учета, методика преподавания.

Важность изучения истории любой науки для специалистов в этой сфере следует признать аксиоматичной.

Процессы реформирования бухгалтерского учета и его гармонизации с мировым опытом приводят к осознанию насущной необходимости иметь устойчивые исторические ориентиры при

* Статья предоставлена Информационным центром Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» при Житомирском государственном технологическом университете, Украина.

выборе вариантов развития. Представления о теории бухгалтерского учета существенно расширяются при изучении различных взглядов на сущность современных бухгалтерских категорий [1, с. 3]. Указанное реализуется за счет получения глубоких знаний по истории бухгалтерского учета, что в свою очередь может быть достигнуто исключительно за счет методически грамотной подачи материала, его логического структурирования, применения передовых и инновационных методик преподавания.

Актуальность статьи определяет существование целого комплекса организационных и методических проблем в сфере преподавания истории бухгалтерского учета как учебной дисциплины. Более того, во многих странах неясен статус истории бухгалтерского учета.

Целью статьи является выявление и анализ подходов зарубежных авторов к преподаванию истории бухгалтерского учета как учебной дисциплины.

Первоочередной задачей является рассмотрение статуса истории бухгалтерского учета как учебной дисциплины в Украине и зарубежных

странах. Также в статье планируется выявить и осветить отношение зарубежных коллег к истории бухгалтерского учета, поставить и раскрыть проблемные вопросы, связанные с формированием компетентных и заинтересованных преподавательских кадров, уровнем готовности студентов, подходами к структурированию курса и отдельными моментами подачи материала.

История бухгалтерского учета имеет давние традиции, но в последние годы она расширила сферу свои интересов и набор подходов. Ранние работы в сфере истории учета, которые стремились прославить практику бухгалтерского учета и статус бухгалтера, были дополнены сначала более утилитарным подходом, рассматривающим прошлое как «базу данных» для углубления понимания современной практики и для выявления прошлых удачных решений проблем учета, которые могут иметь отношение к актуальным проблемам, а затем и работами, освещающими более критический подход, который стремится понять прошлое бухгалтерского учета через призму целого ряда социальных и политических теорий [14].

Согласны с канадским коллегой Эланом Дж. Ричардсоном, что «история дает ощущение стабильности, связь с традицией и, как правило, рассказывает о том, что есть «прогресс» [21, с. 255].

Как четко сформулировал профессор Я. В. Соколов в своих широкоизвестных и часто цитируемых учебниках, история бухгалтерского учета позволяет:

- «раскрыть динамику протекающих процессов, описать их закономерности;

- представить имеющиеся связи и разрывы в процессе развития;

- рассмотреть эволюцию применяемых методов и формирование категорий;

- проследить смену общих концепций;

- показать не столько историю людей, сколько историю проблем и решений, раскрыть «драму идей»;

- научить специалистов объективно оценивать новое или то, что предлагается под видом последнего понимать;

- дать практикам обзор уже решенных задач, ибо вне истории бухгалтер осужден снова и снова решать одни и те же проблемы;

- оставить будущим поколениям научное наследство и облегчить тем самым им поиск новых идей;

- освоить технику научного предвидения;

- привить себе, коллегам, ученикам любовь и гордость за свою профессию;

- открыть многовековые тайны, ибо бухгалтерские документы вскрывают подлинную историю» [4, с. 4; 3, с. 5]. Обоснование значения и важности истории

бухгалтерского учета может быть отражено в соответствии с одним из трех подходов, описанных в 1989 г. К. Дж. Напье: 1) понимание прошлого;

2) контекстуализация бухгалтерского учета;

3) новый позитивизм [18, с. 237-254].

Сформулируем аргументы в пользу истории бухгалтерского учета как учебной дисциплины, что позволит реанимировать интерес к ней в профессиональной среде.

Прежде всего целью изучения истории бухгалтерского учета является формирование качественных и полных знаний о закономерностях развития учета, а также приобретение навыков использования исторического опыта для совершенствования современной теории и практики бухгалтерского учета. Более того, творческое восприятие студентами бухгалтерского учета как эволюционной системы перманентного развития является важной составляющей системы знаний и умений, позволяющих проводить научные исследования при написании выпускных квалификационных работ, а для отдельных одаренных студентов - обязательной ступенью для проведения дальнейших исследований с целью получения степени кандидата наук по направлению «Бухгалтерский учет, анализ и аудит».

Образование в сфере истории бухгалтерского учета потенциально позволяет улучшить: технические навыки студентов; их способности к критической оценке альтернативных теорий, парадигм и аргументов; понимание обоснования, основ и эволюции исторического и современного опыта. Такое обучение помогает не только выстроить в систему знания о прошлом, настоящем и будущем учета [14], дать представление о взаимодействии бухгалтерского учета с другими областями, но и повысить общие компетенции студентов в общении, критическом мышлении,

анализе, социальной и культурной осведомленности и вопросах этики [11].

Именно поэтому считаем, что отсутствие этой дисциплины в обязательной программе подготовки бакалавров и магистров по специальности отрицательно сказывается на системности полученных студентами знаний.

Следует указать на наличие принципиальных различий в отношении к курсу истории бухгалтерского учета в Российской Федерации и в Украине.

В Российской Федерации история бухгалтерского учета как дисциплина получила признание, предлагаются авторские видения структуры и содержательного наполнения курса. Выходят на защиту многие глубокие работы именно по истории бухгалтерского учета с ценными научными результатами. Наработки выдающихся историков в сфере науки бухгалтерского учета, исследователей и ученых (в частности, профессоров Я. В. Соколова, В. Я. Соколова, М. И. Кутера, Т. Н. Мальковой, С. М. Бычковой и подготовленных ими ученых, трудившихся над разработками отдельных направлений истории бухгалтерского учета) выступают мощной базой формирования авторских лекционных курсов, значительного количества учебных пособий, методических материалов, а научные работы выступают литературой для самостоятельной проработки студентами в процессе подготовки к занятиям и написанию квалификационных работ.

По сути, наработки указанных ученых считаются своеобразным «справочником» для начинающих исследователей. При этом следует отметить, что отсутствует критический подход с долей скептицизма, многие положения и даты, позиции, интерпретации и трактовки, например профессора Я. В. Соколова, считаются «единственно верными и правильными» в этой сфере, с оглядкой на авторитетность и признание этой бесспорно выдающейся фигуры в вопросах развития теории бухгалтерского учета и исследований в области истории бухгалтерского учета.

Поэтому наблюдается определенная «вто-ричность», заимствования авторских трактовок и признания их конвенционально принятыми с учетом частоты цитирований.

Кстати, схожей позиции придерживается украинский профессор М. С. Пушкарь: «Ирраци-

ональная интерпретация содержания учета стала возможной вследствие психологических причин, когда большинство ученых воспринимают любые утверждения на основе общественного статуса их авторов в иерархии научного сообщества, а не критического отношения к их работам и проверки научности. Такое поведение подобно подделке данных, поскольку сомнительные утверждения «авторитетов» не поддаются принципу верификации, а принимаются на веру, тиражируются и приобретают признаки подлинности, хотя в действительности они от нее далеки» [8, с. 47].

Что касается Украины, то поскольку до сих пор история бухгалтерского учета не введена как отдельная рубрика паспорта специальности 08.00.09 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит (по видам экономической деятельности)», в Украине отмечается неудовлетворительно низкий уровень заинтересованности молодых ученых в проведении глубоких исследований в сфере бухгалтерского учета.

Для иллюстрации проанализируем наполнение секций Х Всеукраинской интернет-конференции1 студентов и молодых ученых, посвященных выдающимся ученым, докторам экономических наук, профессорам И. В. Малышеву и П. П. Нимчинову, проведенной 22.02.2012 в Житомирском государственном технологическом университете, Днепропетровском университете имени Альфреда Нобеля, Донецком национальном университете экономики и торговли имени М. Туган-Барановского, Национальном университете «Острожская академия» и Севастопольском институте банковского дела Национального банка Украины (табл. 1).

Наиболее популярными среди молодых ученых оказались секции 3 и 4, что вполне объяснимо, судя по формулировкам их названий, однако нас больше интересуют секции 1 и 2. Как видим, абсолютное количество представленных докладов очень мало, что свидетельствует о пониженном интересе среди молодых ученых к историческим аспектам формирования и развития бухгалтерского

1 Особенность данной конференции заключалась в том, что в течение 4 ч участники конференции одновременно в разных частях Украины смогли представить свое выступление и принять участие в научной дискуссии благодаря интернет-связи в on-line режиме. Всего в интернет-конференции приняли участие около 250 участников из пяти городов Украины (Житомир, Днепропетровск, Донецк, Острог, Севастополь).

Таблица 1

Наполнение секций Х Всеукраинской интернет-конференции

№ п/п Секция Количество представленных тезисов выступлений Удельный вес, %

1 Исторические аспекты формирования и развития бухгалтерского учета, финансового анализа и контроля 7 6,7

2 Проблемы преподавания учетно-аналитических, финансовых и контрольных дисциплин в высшей школе 2 1,9

3 Проблемы развития бухгалтерского учета, финансового анализа и контроля в условиях экономических и институциональных изменений 54 51,9

4 Современные междисциплинарные исследования в области бухгалтерского учета и финансов 14 13,5

5 Проблемы развития бухгалтерского учета, финансового анализа и контроля в отраслях экономической деятельности 26 25,0

6 Экономические теории как основа развития бухгалтерского учета, финансового анализа и контроля 1 1,0

Всего работ 104 100

учета, финансового анализа и контроля и в целом к проблемам преподавания учетно-аналитических, финансовых и контрольных дисциплин в высшей школе. Возможно, именно для данной конференции это можно объяснить молодым возрастом, незначительностью (либо отсутствием) преподавательского опыта, но более всего, по нашему мнению, именно нацеленностью аспирантов, студентов (преимущественно магистрантов) и молодых «остепененных» ученых на проведение и презентацию результатов собственных исследований по определенной проблематике, а не на осмысление проблем преподавания дисциплин. Однако анализ наполнения докладов еще более уменьшает количество выступлений, соответствующих тематике секций 1 и 2. Так, три из семи докладов посвящены общим обзорным вопросам - «Исторические аспекты развития бухгалтерского учета» и по сути ничего новаторского не раскрывают.

Обратимся к анализу ситуации в Украине.

Хотя необходимость изучения истории бухгалтерского учета не вызывает сомнений, однако для Украины актуальна защита ее как учебной дисциплины, поскольку в большинстве украинских вузов ее не считают важной и необходимой, что влечет формальный и поверхностный подход.

Поскольку на сегодняшний день эта дисциплина не является нормативной, в украинских вузах она преподается по выбору учебного заведения. Большинство вузов избегают ее введения в учебные планы.

Очевидно, что навязанная необходимость преподавания курса не предполагает стремления преподавателей к совершенствованию методики, выработки авторского подхода, реализации стратегии повышения заинтересованности студентов и мотивации углубленного и основательного изучения предмета. Формальный итоговый контроль знаний в виде тестов демотивирует студентов обрабатывать большие объемы информации. Творческие задания ввиду их специфичности и сложности оценивания фактически элиминируются из учебного процесса, низкий уровень мотивации студентов и их домашней предварительной подготовки не предполагает активного обсуждения, дискуссии, глубоких оценок.

Необходимо отметить неудовлетворительно низкий интерес преподавателей украинских вузов к вопросам методики преподавания истории бухгалтерского учета. Так, анонимное анкетирование и личные беседы с участниками Всеукраинского методического семинара, проведенного на базе Института учета и финансов Житомирского государственного технологического университета осенью 2011 г., свидетельствуют о незаинтересованности преподавателей в истории бухгалтерского учета2.

В целом главным, но до сих пор не решенным вопросом является вопрос: преподавать или не преподавать в вузе историю бухгалтерского учета?

2 Детально результаты и их анализ приведены далее по тексту статьи.

Согласны с турецким коллегой Октай Гювемли, что «в стране, где проводятся исследования в сфере бухгалтерского учета, должен быть и опыт образования в сфере истории бухгалтерского учета» [19].

Однако, несмотря на кажущуюся простоту поставленного вопроса, необходимость утвердительного ответа на него для большинства вузов зарубежных стран далеко не очевидна. За рубежом также ведутся дискуссии о необходимости и целесообразности выделения истории как отдельного курса или относительно включения отдельных тем в курс финансового учета.

Рассмотрим ситуацию в англоязычных странах, проанализировав соответствующие публикации на страницах международных изданий.

Среди достаточно большого количества апологетов истории бухгалтерского учета как отдельной академической (учебной) дисциплины необходимо отметить Элана Дж. Ричардсона [21], Сатину В. Уильямс [24], Билла Н. Шварца [24], Элана Сэнгстера [22], Э. И. Эстебана [15], Д. Форрестера [15] и др.

Еще в 1980-х и 1990-х гг. в англоязычных странах многочисленные ученые, профессиональные бухгалтерские организации, а также отдельные группы работодателей выказывали обеспокоенность по поводу состояния бухгалтерского образования в целом. В 2002 г. это было актуально, по словам Ричарда Брауна и Марка Майринга: «К сожалению, очевидно, что нынешняя система не готова к будущему, не удовлетворяя потребности нашего общества. Образование в сфере бухгалтерского учета находится в беде» [12].

Эта обеспокоенность вызвана убеждением, что студенты направления подготовки «бухгалтерский учет» обладают «близоруким» взглядом на свою дисциплину, которому не хватает основы и который не связан с более широкими экономическими и социальными явлениями. В свою очередь данное убеждение побудило профессиональные организации3 принудить учебные заведения к включению более широкого спектра как связанных, так и не связанных с бизнесом курсов в

3 Например, New Zealand Society of Accountants (NZSA) (1984), American Accounting Association (AAA) (1986), The Accounting Education Change Commission (AECC) (1990), The Institute of Chartered Accountants in England and Wales (ICAEW) (1993).

учебные программы и повысить внимание к формированию у студентов общих компетенций.

Вместе с тем уже более 40 лет, с 1968 г., AAA (American Accounting Association - Американская бухгалтерская ассоциация) игнорирует призывы от нескольких своих комитетов относительно повышения внимания к области истории бухгалтерского учета. На протяжении всего этого времени комитеты утверждали, что существует необходимость ввести историю учета как учебную дисциплину, чтобы информировать студентов, каким образом развивался бухгалтерский учет. Когда AAA в конце концов уступила, истории бухгалтерского учета все же не было среди тех предметов, которые она была готова признать. В 2008 г. связь между ААА и историками учета стала прочнее, AAA дала согласие, чтобы работы по истории учета были включены в программу ежегодной конференции в Анахайме (США). Тем не менее нет никаких признаков того, что это может привести к признанию важности включения истории бухгалтерского учета в учебные планы (курсив наш. - М. К. ) [22].

История бухгалтерского учета в англоязычных странах развивалась как академическая дисциплина на протяжении последних 40 лет. В течение этих десятилетий изданы многочисленные работы о целесообразности включения истории бухгалтерского учета в программы подготовки студентов старших курсов в целях расширения опыта студентов и улучшения результатов обучения. Так, еще в 1989 г. С. А. Зефф отметил, что именно «историческая перспектива является приоритетной» в обеспечении широкоаспектного образования в области бухгалтерского учета. В середине 1980-х гг. в. комитет ААА (American Accounting Association -Американская бухгалтерская ассоциация) рекомендовал, чтобы содержание учебных программ по бухгалтерскому учету было расширено за счет включения «Истории бухгалтерского учета и его роли в качестве информационной системы в обществе». Крупные бухгалтерские фирмы и Комиссия по изменениям в бухгалтерском образовании также требовали ввести в бухгалтерские программы историю бухгалтерской профессии и историю научной мысли в сфере бухгалтерского учета (курсив наш. -М. К.). В 1989 г. С. А. Зефф,

а в 1990 г. Д. Р. Кёппен отметили, что предоставление студентам «исторической перспективы относительно событий, которые сформировали практику бухгалтерского учета, должно быть основным подходом к обучению вместо просто подготовки бухгалтеров-практиков, подходом, обеспечивающем привитие понимания и оценки «бухгалтерской культуры» [11].

Юждин Флегм в своей работе «Значимость истории в бухгалтерском образовании» еще 20 лет назад сделал попытку оценить существенность и важность истории бухгалтерского учета в подготовке бухгалтеров. Автор утверждает, что бухгалтерские учебные программы должны быть расширены за счет истории учета, поскольку можно почерпнуть ценную информацию из исследований развития бухгалтерского учета и его изменений под влиянием экономических, политических, социальных факторов окружающей среды. Без такой исторической точки зрения выпускники в сфере учета не будут иметь необходимого фона для критической оценки существующей практики учета и не смогут внести существенного вклада в нашу постоянно меняющуюся профессию [16].

Другие ключевые ученые (в частности Грин-вуд) также настаивали на преподавании истории бухгалтерского учета как обычного компонента программ подготовки бухгалтеров [11].

9 лет назад Международная федерация бухгалтеров (International Fédération of Accountants, IFAC) обнародовала Международные стандарты образования для профессиональных бухгалтеров (International Education Standards for Professional Accountants), в которых указано, что подготовка на получение степени бухгалтерского учета обязана включать в себя «историю бухгалтерской профессии и бухгалтерской мысли» (курсив наш. -М. К.). Многие национальные органы аккредитации программ подготовки специалистов по бухгалтерскому учету в США, Великобритании, Канаде и Австралии являются членами Международной федерации бухгалтеров и, следовательно, обязуются поддерживать и выполнять эти требования (Институт присяжных бухгалтеров Австралии (Institute of Chartered Accountants of Australia), 2008).

Однако формальное признание необходимости еще не означает внедрения на практике. Так, в 1995 г. Д. Т. Саймон отмечал, что «в большинстве учебных

планов на предметах финансовый учет, учет затрат, аудит истории уделяется очень мало внимания, либо оно не уделяется вообще» [цит. по: 11].

В 2002 г. С. В. Уильямс и Б. Н. Шварц в ходе опроса выявили, что лишь менее 10 % респондентов ввели историю бухгалтерского учета в учебные планы, и обычно это было меньше двух занятий. В целом история была введена в курсы теории бухгалтерского учета вместо того, чтобы выступать самостоятельным курсом [24, с. 198-202].

Схожая ситуация и сейчас наблюдается в украинских вузах - большинство преподавателей в лучшем случае просто ограничиваются одной-двумя лекциями, а в худшем - несколькими минутами, уделенными на лекции по теории бухгалтерского учета.

Считаем, что сужение подачи материала до одной-двух лекций неприемлемо, поскольку дает студентам фрагментарное, а не системное понимание эволюции бухгалтерского учета как практической деятельности и науки.

К сегодняшнему дню, по образному выражению Элана Дж. Ричардсона, «сформировалась «критическая масса» исследователей, специализированных журналов, конференций, значительный объем литературы, который все возрастает по количеству и глубине исследований» [21, с. 247].

Следующим немаловажным проблемным вопросом является вопрос кадрового обеспечения. Иначе говоря, кто будет преподавать историю бухгалтерского учета в вузах? Данный вопрос актуален как для Украины, так и для России, так и для других постсоветских государств, так и для стран британо-американской модели построения национальных систем бухгалтерского учета (в частности, США, Великобритании, Канады, Австралии, Новой Зеландии).

Известная австралийская исследовательница Джейн Бисман также указывает на то, что существует одна существенная проблема при включении курса в учебные планы - «всего лишь несколько университетов в Австралии и США, и в других странах обладают преподавательским составом, заинтересованным или имеющим опыт преподавания курса истории бухгалтерского учета» [11].

Ярко и емко по этому поводу высказался Элан Дж. Ричардсон: «Для того, чтобы академическая дисциплина существовала, преподаватели

обязаны идентифицировать себя как члены этой дисциплины - они должны говорить «Я - историк бухгалтерского учета» - и у них должны быть ресурсы - такие, как курсы, конференции, исследовательские гранты и специализированные научные периодические издания - для того, чтобы работать в качестве историка бухгалтерского учета, а не заниматься историей учета в качестве хобби» [21, с. 250].

Несмотря на то, что бухгалтерский учет может быть сухим и трудным для преподавания, этот предмет может представлять значительный интерес, даже азарт, для тех, кто уже посвятил себя сфере бухгалтерского учета [13].

Создание нового поколения историков учета важно не только для поддержания «активного» сообщества преподавателей и исследователей, но и для дальнейшего осуществления и распространения исторических исследований в сфере бухгалтерского учета.

Итак, вопрос в том, кто готов и будет преподавать историю учета. Для многих вузов, несмотря на относительную укомплектованность компетентными преподавательскими кадрами, часто встает вопрос: кто же возьмется за преподавание этого курса?

Очевидно, что к преподавателю истории бухгалтерского учета должны предъявляться специфические требования, отличные от требований к преподавателям других бухгалтерских дисциплин.

Что касается Украины, интересны результаты опроса по преподаванию предмета «История бухгалтерского учета», в котором приняли участие 35 преподавателей - участников Всеукраинс-кого семинара по повышению педагогического мастерства «Методика преподавания учетных дисциплин»4.

На наличие опыта преподавания истории бухгалтерского учета указали лишь 20 % опрошенных (7 человек). Относительно размещения курса в учебном плане большинство преподавателей с опытом преподавания истории бухгалтерского учета высказались за целесообразность преподавания в 1-3-м семестре, остальные - за 6-7-й

4 Проводился на базе института учета и финансов Житомирского государственного технологического университета (Украина) 09.11.2011 - 10.11.2011.

семестр. Таким образом, преподаватели украинских вузов считают, что сейчас курс преподается слишком поздно. Все опрошенные выразили желание в дальнейшем читать лекции и проводить семинары по курсу. Показательно, что необходимым преподавание курса считают отнюдь не все опрошенные - 9 % против. Не обнадеживает и тот факт, что 11 % опрошенных преподавателей с опытом преподавания считают курс истории учета скучным и неинтересным для студентов направления подготовки «Учет и аудит».

Результаты опроса по преподаванию предмета «История бухгалтерского учета» среди преподавателей без опыта его преподавания не менее интересны, поскольку их среди опрошенных большинство - 80 %. Относительно размещения курса: большинство преподавателей за 1-2-й семестр, остальные - от 3-го до 10-го семестра. Единодушия нет.

Что касается желания и перспектив преподавания лекций в будущем, то почти у 20 % опрошенных преподавателей желание преподавать дисциплину отсутствует, 57 % опрошенных заявили, что, возможно, попытаются в будущем. Относительно желания преподавать семинары в будущем 1/3 ответила утвердительно. Считаем, что для достижения обеспеченности в будущем преподавательским составом этого недостаточно.

«Скучной и неинтересной» историю бухгалтерского учета считают 7 % опрошенных преподавателей без опыта преподавания этой дисциплины. Более того, даже необходимой для студентов-бухгалтеров ее считают не все опрошенные -11 % преподавателей против. Также против преподавания истории бухгалтерского учета для студентов заочной формы обучения высказались 57 % опрошенных. Однако при этом подавляющее большинство - 93 % опрошенных - считают предмет необходимым не только для магистров, но и для специалистов, и для бакалавров.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

О необходимости перестройки курса заявили 46 % анкетированных преподавателей.

Большинство - 83 % - считают курс несложным для студентов направления подготовки «Учет и аудит». На вопрос «Считаете ли Вы предмет необходимым исключительно для магистров?» -подавляющее большинство (94 %) ответили отрицательно.

О необходимости для студентов заочной формы обучения позиции разделились.

Предложения в анкетах отсутствуют, не указаны в анкетах также и темы, сложные как для изложения, так и для восприятия, по мнению преподавателей с опытом работы. Однако при этом половина опрошенных считает, что «курс нужно перестраивать». Остается открытым вопрос, в каком именно направлении?

Вопрос о том, кому преподавать, или готовы ли студенты воспринимать историю бухгалтерского учета? Проблема и в самих студентах. Часто они считают историю необязательным, скучным, неинтересным предметом. Студенты и заочной, и дневной форм обучения всячески пытаются минимизировать усилия при изучении предмета.

Однако в 1982 г., как указали Д. Д. Ван Флит и Д. А. Рэн в своем исследовании вопросов истории учета и истории экономики в бухгалтерских программах вузов США, «то, насколько много истории попадает на занятия, является непосредственно функцией знаний и интереса преподавателя» [23].

Общие причины сложности и проблемности преподавания во многом схожи с теми, перечень которых нами сформулирован для дисциплины «Международная экономика» (табл. 2) [6, с. 224].

Следующий дискуссионный проблемный вопрос, стоящий рассмотрения, касается содержания курса, структурирования материала, методик изложения, т. е. того, как именно преподавать историю бухгалтерского учета в высшей школе.

Специфика дисциплины предполагает владение и активное использование преподавателем

Таблица 2

Причины сложности и проблемных вопросов преподавания истории бухгалтерского учета

Причина Трудности для студентов Трудности для преподавателя

Объективные причины Большой объем информации для самостоятельной обработки Значительно больший объем информации для самоподготовки, необходимость выделять главное, иметь способность систематизации и обобщения данных

Трудно воспринимать на слух, а при чрезмерной визуализации подачи материала - перенасыщенность образами, быстрая утомляемость, потеря внимания Трудоемкость подготовки визуальных вспомогательных материалов, потребность в контроле степени внимания со стороны студентов, умение применять средства его активизации

Субъективные причины Для подавляющего большинства - низкий уровень общей эрудиции, нехватка знаний в рамках школьной программы Иногда вместо изложения сложных аспектов темы - необходимость объяснять материал средней школы, базовые понятия

Как правило, удовлетворительное (недостаточно высокий, а иногда и неудовлетворительный) уровень входных знаний, сформированных преимущественно из остаточных знаний предварительно изученных дисциплин (в частности, «Теория бухгалтерского учета», «Финансовый учет», «История экономики», «История экономических учений (экономической мысли)» и др.) Специфика тем предполагает апелляцию преподавателя к довольно высокому уровню входящих знаний (сформированных преимущественно из остаточных знаний предварительно изученных дисциплин)

Пассивность, отсутствие собственных оценок Необходимость формирования собственного отношения к событиям и фактам одновременно с осведомленностью о существовании и содержании альтернативных точек зрения

«Мозаичное» восприятие отдельных фактов, данных, неспособность увязать материал в систему, неспособность построить целостную картину Потребность развивать умение взаимоувязывать знания, уже полученные студентами, в целостную систему, умение показать место предмета в целом и указанных тем, в частности, в целостной картине дисциплин, что влечет необходимость осведомленности преподавателя со структурой и наполнением связанных курсов

как методик, характерных для преподавания исторических дисциплин в целом, так и методик преподавания специализированных учетных дисциплин.

Зарубежные коллеги Гарри Д. Карнеги и Кристофер Дж. Напье (из Австралии и Великобритании) не мыслят преподавание истории без «строгой архивной базы», поскольку без нее она, «скорее всего, потеряет направление» [14]. Они предлагают собственный подход (не позиционируя при этом его как единственно верный) к составляющим первоисточников, способам донесения информации до студентов, объяснению и интерпретации исторических документов.

Украинский ученый В. Г. Швец одной из задач дальнейшего развития бухгалтерского учета также считает именно «применение наиболее достоверных и важных исторических источников, которые оставили нам отдельные фрагменты истории. Слабость источникового обеспечения в изучении исторического опыта часто является причиной сомнений среди сегодняшних ученых-экономистов о необходимости изучения исторического опыта учета... Исследование вопросов истории бухгалтерского учета ставит свои предметные требования к поиску, выбору, объективной оценке и применению источниковой базы для дальнейшего развития формирования современной парадигмы учета» [9, с. 342-343].

В своей совместной интернациональной работе под названием «Имеет ли значение история бухгалтерского учета?» [ 17] Дельфина Гомес (Португалия), Гарри Д. Карнеги (Австралия), Кристофер Дж. Напье (Великобритания), Ли Д. Паркер (Австралия) и Брайан Уэст (Австралия) аргументированно отстаивают позицию относительно важности и значимости истории бухгалтерского учета.

Освещение информации о полученных результатах архивных исследований должно иметь первоочередную важность. Такие публикации позднее активизируют сравнения, тесты, оценки и теоретические исследования. Изучение национальных ресурсов имеет приоритетный характер в отношении бухгалтерского образования [19].

Элан Сенгстер утверждает, что отсутствие изучения истории двойной записи в учебных планах подготовки бакалавров по бухгалтерскому учету влечет «слепое» принятие учетной

информации в качестве «истины» и не поощряет студентов-бухгалтеров критически судить о бухгалтерской информации на более поздних этапах их обучения. Элан Сенгстер полагает, что с применением подхода, базирующегося на внедрении истории бухгалтерского учета, студенты получат контекст, который на ранней стадии обучения бухгалтерскому учету поможет им преодолеть традиционные трудности с пониманием темы двойной записи [22].

Проведенный анализ наполнения статей англоязычного журнала международного значения Accounting Education («Бухгалтерское образование») как ключевого в вопросах освещения проблемных вопросов образования в сфере бухгалтерского учета позволил сформулировать вывод о полном отсутствии публикаций относительно конкретных вопросов преподавания истории бухгалтерского учета.

Так, в тексте лишь 24 % (85 статей) из 350 проанализированных статей за 2000-2008 гг. поиск по ключевому слову history (история) оказался успешным. Ключевые слова historical (исторический) и evolution (эволюция) были найдены в тексте соответственно в 16 % (55 статей) и 7 % (25 статей) публикаций. При этом следует иметь в виду, что ни одна из статей за рассмотренный период не касалась отдельных вопросов методики преподавания истории бухгалтерского учета. Кроме того, позитивный результат поиска по ключевому слову отнюдь не означает, что в статье шла речь о вопросах истории.

Интересное исследование наполнения журнала Accounting Education: an International Journal за период 1992-2001 гг. проведено в обзорной статье К. Пейси и Н. Дж. Пейси [20, с. 69-99], посвященной анализу исследований в сфере бухгалтерского образования, опубликованных на страницах журнала. В частности, авторы систематизировали публикации по тематике, а именно статьи, посвященные содержанию дисциплин по бухгалтерскому учету (по подрубрикам «Информационные системы бухгалтерского учета», «Аудит», «Этика», «Финансы», «Финансовый учет», «Международный учет», «Финансовый менеджмент», «Управленческий учет», «Методы исследований», «Социальный и экологический учет», «Налоги»), а также статьи о других аспек-

тах развития навыков. История бухгалтерского учета в перечень не была вынесена, что свидетельствует об отсутствии соответствующих публикаций.

При этом, как отмечают авторы, «сферы, которые не были освещены до 2001 года, включают преподавание критического учета (critical accounting), бухгалтерский учет и общество, а также бухгалтерский учет и корпоративное управление. Также недостаточно исследованными являются вопросы преподавания обслуживающих дисциплин (service subjects), которые изучают студенты-бухгалтеры, а именно экономической теории, права и статистики» [20, с. 75]. Однако ни слова об истории бухгалтерского учета опять не сказано.

Показательно, что в необычной по форме публикации [10, с. 1-24], представляющей собой перечень из 2 000 статей, посвященных вопросам истории бухгалтерского учета, опубликованных в реферируемых англоязычных журналах за период до 2000 г., практически отсутствуют публикации по тематике преподавания истории бухгалтерского учета как учебной дисциплины.

Говоря о диспропорции и перекосах в подаче материала, необходимо отметить, что как учебная дисциплина история бухгалтерского учета должна рассматриваться в двух аспектах: история учета как история практической деятельности (счетоводства), а также как история науки бухгалтерский учет (счетоведения). Считаем целесообразным при преподавании истории бухгалтерского учета выделить два смысловых блока: развитие учета как практической деятельности - тесная взаимосвязь с экономической историей и развитие учета как науки - с рассмотрением вклада выдающихся персоналий, их основного наследия и коротким контент-анализом важнейших работ.

Методически грамотный подход обязан сочетать в разумных пропорциях изложение обоих аспектов. Недостаточное внимание к темам истории науки бухгалтерского учета, убежденная позиция относительно их высокой сложности вплоть до недоступности для понимания студентами существенно обедняют и ограничивают кругозор будущих специалистов. Также это приводит к догматичности мышления, неспособности осмыслить альтернативы развития бухгалтерского учета,

вырабатывает подход к оценке существующего положения вещей в национальной системе бухгалтерского учета как единственно правильного и возможного.

В то же время чрезмерное акцентирование внимания на аспекте развития учета как практической деятельности граничит с дублированием материала «Экономической истории», поскольку учет вторичен по отношению к степени развития экономики и хозяйственных связей, и обеспечение понимания тонкостей организации и ведения учета на определенном этапе обязано сочетать глубокий экскурс в развитие экономических практик, принимая во внимание и локально-этнические вариации.

К сожалению, сейчас из учебного процесса полностью исключен дискурс истории учета с позиций англо-американских исследователей, не даются сравнительные оценки, не проводятся параллели. Большинству преподавателей и начинающих исследователей по различным причинам недоступны англоязычные (и другие иноязычные) наработки зарубежных коллег, доступ к первоисточникам.

Уделяет внимание данному вопросу и доцент С. Ф. Легенчук: «Особенностям развития англо-американской теории учета, которая была заложена в основу МСФО, почти не уделяется внимание исследователями. Определяющей работой в данном направлении является исследование Я. В. Соколова [3], которое по-своему интерпретируется и распространяется многими другими исследователями, и уже фактически стало общей характеристикой системы учета в США и англоязычных странах в целом. Однако, не умаляя роли и значимости этой работы, в ней раскрыты лишь отдельные моменты развития теории учета в англоязычных странах на основе литературных источников, характеризующих развитие теории до 70-х гг. и не учитывают достижения «золотого века» теории бухгалтерского учета и позитивной теории учета, новых нормативных теорий. Также особенности развития англо-американской теории учета освещены в немногочисленных переводных изданиях [2, 5]» [7].

Получение доступа к англоязычной информации и критическое использование этих источников в преподавании истории поможет, по нашему

мнению, формировать у студентов критический взгляд на проводимые реформы национальной системы бухгалтерского учета, поможет раскрыть подоплеку неприемлемости и неприспособленности некоторых импортированных западных концепций к отечественной учетной практике.

Рассмотрим дальнейшие перспективы развития истории бухгалтерского учета как дисциплины.

Канадский ученый Элан Дж. Ричардсон в статье под названием «Стратегии развития истории бухгалтерского учета как академической дисциплины» [21] отслеживает три стратегии:

1) признание истории бухгалтерского учета релевантной (значимой, существенной) (в сфере образования, регламентации учета, формирования организационной памяти / идентичности);

2) история бухгалтерского учета должна стать заметной («видимой») и дискуссионной (путем определения позитивных и негативных образцов и моделей, обеспечения исторической критики исследований «мейнстрима», поощрения методологического / теоретического плюрализма в границах исследований по истории бухгалтерского учета);

3) институционализация истории бухгалтерского учета (путем создания и организации академических ассоциаций, специализированных изданий и конференций, а также путем включения истории бухгалтерского учета в сеть поддерживающих организаций, включая университеты, профессиональные ассоциации, библиотеки, издательства) [21, с. 249].

По нашему мнению, для Украины такими перспективами являются, прежде всего, введение вопросов истории бухгалтерского учета, анализа и контроля в паспорт специальности, что активизирует научные исследования в данной области, а также признание нормативного статуса учебной дисциплины, что заставит повысить внимание к качеству преподавания, увеличит количество преподавателей, готовых глубоко заниматься вопросами истории бухгалтерского учета, а также стимулирует подготовку и написание отечественных учебных пособий и учебников по истории бухгалтерского учета, освещающих, кроме общемировых тенденций эволюции учета, еще и специфику развития локальной системы

учета. В конечном итоге указанное с большой вероятностью позволяет достигнуть повышения качества подготовки профессиональных бухгалтеров, а также даст хорошую основу магистрам как начинающим ученым и позволит наиболее одаренным и заинтересованным вести научные исследования в бухгалтерском учете на основе фундаментальной исторической базы.

Кроме того, как справедливо указал Элан Дж. Ричардсон, «успех дисциплины сейчас зависит от способности «контролеров ситуации» согласовать свои роли с рыночными критериями, например, добиться того, чтобы их журналы находились в базах данных, используемых для анализа цитирования (например Thomson ISI, Web of Science), а также имели достаточно высокий рейтинг» [21, с. 269].

Для развития отечественной истории как дисциплины необходимы прежде всего внимание академического бухгалтерского сообщества и дискуссии в периодике, нацеленные на выявление и устранение проблемных моментов и достижение конвенциональности основных положений преподавания истории бухгалтерского учета. Согласны, что «по мере «созревания» истории учета открытые дебаты между представителями различных моделей и подходов к истории могут быть полезными не только для развития самой дисциплины, но и для формирования самоопределения представителей учетной профессии, включая и определение степени влияния, которое мы оказываем на функционирование организации и социума» [14].

В заключение сформулируем следующие выводы:

1. Итак, критический обзор англоязычных периодических изданий международного уровня позволил сделать вывод о том, что несмотря на то, что истории бухгалтерского учета посвящены целые отдельные журналы, вопросы методики преподавания этой дисциплины авторами статей практически не освещаются.

2. Комплекс нерешенных проблем в преподавании истории бухгалтерского учета наряду со значимостью качественной подготовки в сфере требует актуализации поиска решений, адекватных современным запросам к качеству подготовки специалистов в сфере бухгалтерского учета.

3. Вышеизложенное убедительно доказывает наличие значительного круга проблемных вопросов в преподавании истории бухгалтерского учета, которыми нельзя пренебрегать, имея целью подготовку высококвалифицированных специалистов по бухгалтерскому учету, а тем более будущих ученых - студентов с первой научной степенью «магистр».

4. От педагогического мастерства преподавателя во многом зависят восприятие и заинтересованность студентов в изучении материала и самостоятельном поиске информации. Поэтому опытным преподавателям лекционных и семинарских занятий следует делиться опытом, выступать на методических семинарах, публиковать статьи в профессиональных изданиях. Важным фактором успешной работы является развитие контактов с зарубежными коллегами, обмен информацией, проведение совместных международных конференций, в том числе интернет-конференций, ведь, как показал опыт, такие связи являются весьма плодотворными и значительно обогащают науку и практику.

5. Учитывая сложность и глубокую теоретическую подоплеку отдельных тем дисциплины, считаем, что студенты только в 1Х-Х семестре обучения способны в полной мере овладеть курсом, поэтому его смещение на более ранние курсы нецелесообразно.

6. Учитывая незначительное количество диссертационных работ в Украине по истории бухгалтерского учета, можно смело утверждать непопулярность исследуемой тематики, что доказывает высокую актуальность и перспективность дальнейших исследований в данной области.

Список литературы

1. Лупикова Е. В. История бухгалтерского учета: учеб. пособие. М.: КноРус, 2006. 240 с.

2. МэтьюсМ. Р. Теория бухгалтерского учета: учебник / пер. с англ.; под ред. Я. В. Соколова, И. А. Смирновой / М. Р. Мэтьюс, М. Х. Б. Перера. М.: Аудит, ЮНИТИ, 1999. 663 с.

3. Соколов Я. В. Бухгалтерский учет: от истоков до наших дней: учеб. пособие для вузов. М.: Аудит, ЮНИТИ, 1996. 638 с.

4. Соколов Я. В., Соколов В. Я. История бухгалтерского учета: учебник. М.: Финансы и статистика, 2004. 272 с.

5. Хендриксен Е. С. Теория бухгалтерского учета: пер. с англ. / под ред. проф. Я. В. Соколова / Е. С. Хендриксен, М. Ф. Ван Бреда. М.: Финансы и статистика, 2000. 576 с.

6. КозловаМ. ^.«^¡жнародна економiчна ш-тегращя» та «Участь Укра!ни в штеграцшних про-цесах» як теми курсу «Мiжнародна економша»: проблемш аспекти структурування та викладення матерiалу // 1нтеграцшний вибiр Украши: iсторiя, сучасшсть, перспективи: Збiрник матерiалiв Всеукра!нсько! науково-практично! конференци з мiжнародною участю, м. Вшниця, 10 квггня 2012 р. Т. I. Тернопшь: Крок, 2012. 330 с.

7. Легенчук С. Ф. 1сторичш аспекти розвит-ку теорп бухгалтерського облшу в англомовних кра!нах. Частина 1. / С. Ф. Легенчук // Вюник Жи-томирського державного технологiчного утверси-тету / Економiчнi науки. 2010. № 1. С. 63-70

8. ПушкарМ. С. Метатеорiя обл^ або якою повинна стати теорiя: монографiя. Тернопiль: Карт-бланш, 2007. 359 с.

9. Швець В. С. 1сторичш джерела у формуван-ш сучасно! парадигми бухгалтерського облiку // Удосконалення облiку, аналiзу, аудиту i звiтностi у сучасних умовах глобалiзацiйних процесiв у свi-товiй економщ [Текст]: Матерiали першо! мiжна-родно! науково-практично! конференцil: Ужгород, 26-28 квггня 2010 р. / М-во освгги i науки Укра!ни, Ужгородський нацiональний унiверсигет; вГдповГд. ред. Й. Я. Даньюв. Ужгород: УжНУ, 2010. 378 с.

10. Anderson M. Analysis of the first ten volumes of research in Accounting, Business and Financial History. Accounting, Business and Financial History. March 2002. Pp. 139-148.

11. Bisman J. Making accounting historians. URL: http://www. allbusiness. com/humanities-social-science/history/13782057-1.html.

12. Brown R. E., Myring M. J. A novel approach to accounting education // The CPA Journal. March 1. 2002.

13. Bull I. Do academic traditions undermine teaching? URL: http://www. allbusiness. com/human-resources/employee-development/316964-1.html.

14. Carnegie G. D., Napier C.J. Critical and interpretive histories: insights into accounting's present and future through its past. URL: http://www. emeraldinsight. com/journals. htm?articleid=869669 &show=pdf.

15. Esteban H. E. Prologue to An Invitation to Accounting History by David Forrester. URL: http://www. monografias. com/trabajos89/prologue-invitation-to-accounting-history/prologue-invitation-to-accounting-history. shtml.

16. Flegm E.H. The relevance of history in accounting education: Some observations // Journal of Accounting Education. 1992. URL: http://www. sciencedirect. com/science/article/pii/ 0748575191900100.

17. Gomes D., Carnegie G. D., Napier C.J., ParkerL. D., WestB. Does accounting history matter? URL: http://ach. sagepub. com/content/16/4/389.

18. Napier C.J. Research Directions in Accounting History // British Accounting Review. 1989. Pp. 237-254.

19. Oktay G. Education of History and Education of Accounting History. MUFЭTAD DERGЭSЭ. January 2012. URL: http://www. mufitad. org/index. php/en/journal/904-tarih-egitimi-ve-muhasebe-tarihi-egitimi. html.

20. Paisey C., Paisey N.J. An analysis of accounting education research in Accounting Education:

an international journal. 1992-2001. Accounting Education 13 (1), 69-99 (March 2004). Pp. 69-99.

21. Richardson A.J. Strategies in the development of accounting history as an academic discipline // Accounting History. 2008. № 13. Pp. 247-280.

22. Sangster A. Using accounting history and Luca Pacioli to put relevance back into the teaching of double entry. Middlesex University. Business School. September 2009. URL: http://www. anpcont. com. br/site/docs/... /472.pdfhttp://www. google. com. ua/ search?hl=ru&biw=1920&bih=985&q=related:www. anpcont. com. br/site/docs/congressoIII/03/472. pdf+Alan+Sangster+USING+ACCOUNTING+HI STORY&tbo=1&sa=X&ei=XVuaT-iuB8_O4QTU8 cT4Dg&ved=0CCsQHzAB.

23. Van Fleet D.D., Wren D. A. History in today's business school // The Accounting Historians Journal. 1982. № 9 (1). Pp. 111-118.

24. Williams S. V, Schwartz B. N. Accounting History in Undergraduate Introductory Financial Accounting Courses: An Exploratory Study // Journal of Education for Business. 2002. Vol. 77. No. 4. Pp. 198-202.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.