236 Вестник Марийского государственного университета
Серия «Исторические науки . Юридические науки». Т. 8. № 3. 2022
Взгляд философа
Павел Альбертович Романов
кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры философии и социально-культурных технологий, Марийский государственный университет, выпускник биолого-химического факультета Марийского государственного университета 1975 года
В Марийский государственный университет я был переведен на 2-м курсе в 1972 г. из Марийского педагогического института им. Н. К. Крупской вместе со своим факультетом естествознания. На выбор будущей специальности повлияла любовь к природе Марийского края. Из первой встречи с университетом запомнилась беседа на экзамене по химии с В. И. Лесиным. 1970-1980-е годы - это время моей молодости, а значит, самый замечательный период жизни. Возможно, поэтому у меня сохранились только светлые воспоминания о городе и университете. Город быстро развивался, в частности, строился заречный микрорайон Сомбатхей, а вместе с городом развивался и наш родной университет. Период перестройки был действительно сложным. Уже в 1986 году у меня появилось предчувствие, а к 1988, после принятия Закона СССР «О кооперации в СССР», ясное понимание и убеждение в неизбежности грядущей катастрофы советской цивилизации. Вместе с тем, данный период запомнился немыслимой прежде гласностью и замечательной, потрясающей «перестроечной» литературой. Я, мои родные, друзья и коллеги «взапой» читали разнообразные «толстые журналы». Произведения тех авторов, которые раньше были доступны только в спецхранах библиотеки им. В. И. Ленина или ИНИОНа, стали свободно продаваться. Образ самой читающей страны мира - это прежде всего образ СССР эпохи перестройки. Я с великой теплотой и бесконечной благодарностью вспоминаю моих замечательных преподавателей: В. И. Лесина, Н. А. Помряскинскую, Л. И. Шаба-лина, А. А. Камаеву, П. Г. Ефремова, Ю. Н. Шкля-ева, А. С. Сергеева, Н. П. Ихонькину, З. В. Сурья-
нинову, Р. И. Гаврилова, В. В. Кроткова, Н. В. Абрамова, П. Ф. Полевщикова, С. Я. Файзуллину, Х. Ф. Балдаева, Г. И. Казаринову, А. В. Тарасову, М. П. Рехлицкую, М. Г. Григорьева, В. Ф. Пашу-кова, Н. М. Гаранина, А. Ф. Ярыгина, Г. И. Кириллова, В. П. Васильева, В. В. Васильева, А. Л. Бесе-дина, Н. П. Грошеву, А. Я. Кожевникову, М. П. Ал-макаева, И. А. Лобанову, М. М. Кошпаеву и многих других.
В. В. Кротков и П. А. Романов
Любимыми моими предметами были «физиология высшей нервной деятельности», «органическая химия» и все общественные науки, а тему дипломной работы я не выбирал, ибо мы сдавали выпускные экзамены. Традиции, которые были заложены во время моего студенчества (например, СТЭМ - студенческий театр миниатюр), к сожалению, не сохранились. Я помню всех своих сокурсников, многих уже нет в живых, а с большинством из тех, кто жив, мы регулярно (раз в 10 лет) встречаемся.
© Романов П. А., 2022
Vestnik of the Mari State University Chapter "History. Law", vol. 8, no. 3, 2022
Последняя намеченная нами встреча в 2020 году не состоялась из-за СОУГО-19.
Я со школьных лет мечтал заниматься наукой. Наряду с естественными науками меня всегда влекла философия. В итоге тяга к философии оказалась настолько сильной, что позволила мне совершить практически невозможное: не имея базового философского образования и не будучи членом КПСС, я в 1979 году поступил в аспирантуру кафедры философии естественных факультетов МГУ им. М. В. Ломоносова и по ее окончании защитил кандидатскую диссертацию.
О научной исследовательской деятельности
Поскольку философия является относительно самостоятельным по отношению к науке феноменом духовной культуры, постольку и философская исследовательская деятельность отличается от научной. Отличие состоит, прежде всего, в том, что в философском познании нет эмпирического уровня. Иными словами, философ не занимается наблюдениями, измерениями, экспериментами и так далее. Основным, а по сути, единственным его методом является философская рефлексия. Именно она определяет специфику философского познания, которое всегда имеет форму творческого акта. В XIX веке
Г. В. Ф. Гегель, характеризуя историю философии, сравнил ее с «пантеоном божественных образов» (Гегель Г. Энциклопедия философских наук. М, 1974. Т. 1. С. 219). Так вот, философское исследование, на мой взгляд, - это прежде всего «путешествие» по бесконечному, как космос, «пантеону божественных образов», которое заключается в знакомстве с носителями мнений, представляющих эти образы. Эти мнения и являются основным содержанием философского исследования. Конечная цель этого «путешествия» состоит в попытке «увеличить» имеющееся философское содержание «пантеона», то есть создать что-то новое, хотя бы отдаленно напоминающее «божественный образ». В этом, собственно, и состоит смысл и особенность философского познания-творчества.
Результат моего философского творчества -множество статей. Мне не стыдно ни за одну из них, ибо в каждой представлена оригинальная филосфская идея. Особо могу выделить последнюю серию статей ВАК.
Самый яркий момент?
Наверное, встреча с однокурсниками в 1985 году. Десять лет со дня выпуска. Все еще молодые, красивые, исполненные планов и надежд. И все еще живы.
10-летие выпуска 1975 года, биолого-химический факультет
Project "Universitypeople":
the years of formation of the Mari State University in the memoirs of graduates
P. A. Romanov