УДК 346
Хмаладзе Дмитрий Зазаевич
аспирант, специальность - гражданское право, семейное право, предпринимательское право, международное частное право Московского финансово-юридического университета [email protected] 89299697344
Взаимозависимость
ЭЛЕКТРОННЫХ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ С НАЦИОНАЛЬНОЙ ВАЛЮТОЙ
Dmitrii Z. Khmaladze
graduate student.
specialty civil law, family law,
enterprise law,
international private law
Moscow Financial and Legal University
[email protected] 89299697344
Interdependence of
ELECTRONIC MONEY AND THE NATIONAL CURRENCY
Аннотация. Предметом исследования является правовое регулирование отношений, связанных с расчетами электронными денежными средствами и механизм электронных безналичных расчетов, как средства платежа. Автором проводится анализ валюты Российской Федерации как элемента денежной системы страны. Он анализирует взаимозависимость электронных денежных средств с национальной валютой.
Методы исследования составляет всеобщий диалектический метод познания. Кроме этого, были использованы формально-логический, системноструктурный, логико-юридический методы. При разработке темы использовался метод комплексного анализа, позволивший рассматривать работу шире, чем предложено гражданским правом, во взаимосвязи с другими объектами и конструкциями права, а также другими науками, такими как информатика.
Новизна и выводы. Автор приходит к выводу, что, хотя согласно трактовке Закона N 173-ФЗ сами по себе ЭДС не относятся ни к валюте РФ, ни к иностранной валюте, они широко используются государственными структурами при расчетах. Хотя, формально, переводы ЭДС нельзя отнести к валютным операциям, однако в открытой циркуляционной системе, в которой электронные деньги свободно перемещаются между агентами и возможен многократный перевод средств, в системах в которых идет привязка к рублю - национальной валюте, т.е. происходит движение электронных рублей, с точки зрения автора, налицо прямая взаимосвязь электронных денежных средств с национальной валютой.
Ключевые слова: финансовая система, электронные деньги, валюта, национальная валюта, иностранная валюта, эмиссия, денежное обращение электронных денег, законное средство платежа.
Annotation. The subject of the study is the legal regulation of relations connected with the calculation of electronic money and the mechanism of electronic non-cash payments as a means of payment. The author analyzes the currency of the Russian Federation as an element of the monetary system of the country. The author analyzes the interdependence of electronic money and the national currency.
Methods of study consists of universal dialectical method of cognition. In addition, it is used formal-logical, systematic and structural, logical-legal methods. In developing the theme of the complex analysis method is used, which allow the work to consider wider than suggested by the civil law, in conjunction with other objects and structures right, as well as other sciences, such as computer science.
Novelty and conclusions. The author concludes that, although according to the interpretation of the Law N 173-FZ themselves EMF do not refer to the currency of the Russian Federation nor to foreign currency, they are widely used by government agencies in the calculations. Although formally transfers EMF can not be attributed to currency transactions, but in an open circulation system, in which the electronic money to move freely between agents and possible multiple funds transfer systems in which there is a peg to the ruble -the national currency, ie, there is a movement of electronic rubles, from the point of view of the author, in the face of a direct relationship of electronic money from the national currency.
Keywords: financial system, electronic money, currency, national currency, foreign currency, emissions, monetary circulation of electronic money, legal means of payment.
В механизме функционирования финансовой системы имеются две важные экономические и правовые категории: это деньги и денежное обращение. Важность общественных отно-
шений, возникающих в ходе денежного обращения, обусловлена их регулированием государством, и в первую очередь Конституцией РФ (от. 71) [1]. Первым элементом денежной систе-
223
мы является валюта Российской Федерации, являющаяся денежной единицей страны. Национальная валюта - валюта, выпускаемая государством (Центральным банком) для использования внутри государства.
Уникальность валюты как денежной формы является то, что она не возникла из товарных отношений, а вводится на основании государственного акта. Валюта - разновидность договорных денег, которые являются юридически санкционированными государством. У национальной валюты, в смысле товарообмена, отсутствует возможность ее обмена на что-то другое. Каждое государство выпускает свою собственную денежную договорную валюту, которая является собственным средством государства и его денежным инструментом, в отличие от других и привязанных к ним через плавающий валютный курс.
Показателем национальной валюты как единственной формы денег, является то, что она устанавливается государством, а не рынком, и легитимность валюты закрепляется правовым актом. Валютное обращение является разновидностью денежного обращения. При этом, организация обращения национальной валюты является определенной совокупностью действий государства, определяющего правила и сферу наличного и безналичного оборота национальной валюты. Национальной валютой Российской Федерации является российский рубль, который выступает в качестве денег. Национальная валюта определяется как обязательство государственного банка (казначейства), она предназначена для обращения и имеет ряд свойств таких, как легальность и бессрочность в качестве средства обращения, монополии государства на ее выпуск и возможностью уплаты налогов исключительно с ее помощью.
В России эмиссия наличных денег (банкнот и монет) выпускается исключительно Центральным банком Российской Федерации (далее ЦБ РФ), а также им производится изъятие их из обращения [3]. В связи с выше сказанным, эмиссия наличной валюты другими субъектами невозможна. Что касается эмиссии безналичной валюты, то помимо ЦБ РФ, ее выпуск может осуществляться полномочными кредитными организациями. Следовательно, выпуск валюты, как наличной, так и безналичной может осуществляться только уполномоченными государством субъектами. Кроме того, нельзя забывать, что валютное регулирование в Российской Федерации, как таковое, имеет одной из своих главных целей обеспечение устойчивости национальной валюты - рубля. Устойчивость валюты обуславливается многими факторами, включая эмиссию наличных, а также безналичных денег, законность оборота не только национальной, но и иностранной валюты [6, с. 89].
В настоящее время, в связи с введением Закона о НПС, произошла модернизация денежного обращения в стране. Закон о НПС включил электронные деньги в механизм безналичных расчетов и закрепил функцию средства платежа за ними, установив, что они являются законным
средством платежа, а также установил обязанность по их приему и продолжительность признания их государством в этом качестве. При этом, в трактовке Закона N 173-ФЗ [4],сами по себе, ЭДС не относятся ни к валюте РФ, ни к иностранной валюте, так как не являются ни наличными денежными средствами, ни средствами на банковских счетах и в банковских вкладах. В то же время, перевод ЭДС - это выполнение оператором ЭДС трех действий: принятие распоряжения клиента, уменьшение остатка ЭДС плательщика и увеличение остатка ЭДС получателя средств. А так как остаток ЭДС представляет собой размер обязательств оператора ЭДС перед клиентом в сумме предоставленных им денежных средств, существуют основания для учета перевода ЭДС в единицах валюты предоставленных средств.
Формально, переводы ЭДС нельзя отнести к валютным операциям, так как ни сами ЭДС, ни остатки ЭДС не являются: валютой РФ или иностранной валютой (не относятся к денежным знакам в виде монет и банкнот и к средствам на банковских счетах и в банковских вкладах); внешними или внутренними ценными бумагами (не являются ценными бумагами вообще); валютными ценностями (не являются иностранной валютой или внешними ценными бумагами). Закон о НПС не расширяет круг валютных операций за счет включения в перечень валютных операций переводов ЭДС, а распространяет требования Закона N 173-ФЗ (и других перечисленных в Законе о НПС правовых актов) на переводы ЭДС.
Отметим, что способность выполнять функцию не означает, что в каждом конкретном отношении деньги на самом деле их выполняют в полном объеме. Как нам представляется, деньги как финансы сохраняют способность выполнять все функции, предусмотренные законом. Примером реализации функции меры стоимости и средства обращения является уплата налоговых платежей. Конституционный Суд Российской Федерации, в частности, признак фискального сбора, отметил его индивидуально-возмездный и компенсационный характер, указывая на то, что он предназначен для компенсации расходов и дополнительных затрат публичной власти [5]. Кроме того, в Налоговый кодекс РФ [2] внесены изменения, которые позволяют налоговым органам производить взыскание налогов, сборов и других обязательных платежей за счет электронных денежных средств лица (ст. 46, 48). Данный факт свидетельствует о том, что электронные деньги теперь принимаются в казну государства напрямую, и они стали законным платежным средством, а платежи, которые ими осуществляются, являются окончательными.
При этом, следует напомнить, что, в зависимости от степени открытости, их можно подразделить на закрытые или открытые циркуляционные системы электронных платежей. В закрытых системах электронные деньги не однородны, поскольку их выпускают разные эмитенты. А вот в открытой циркуляционной системе, в которой электронные деньги свободно перемещаются между агентами и возможен многократный пере-
224
вод средств, в системах в которых идет привязка к рублю - национальной валюте, т.е. происходит движение электронных рублей, с точки зрения автора, налицо прямая взаимосвязь электронных денежных средств с национальной валютой.
Таким образом, электронные деньги, выпускаемые в открытой циркуляционной системе в националь-
Литература:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства РФ, 26.01.2009, № 4, от. 445.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ // Собрание законодательства РФ», 03.08.1998. № 31, от. 3824.
3. Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» // Собрание законодательства РФ, 15.07.2002, № 28, от. 2790.
4. Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ
«О валютном регулировании и валютном контроле» // Собрание законодательства РФ,
15.12.2003, № 50, от. 4859.
5. Постановление Конституционного Суда РФ от 28 февраля 2006 г. N 2-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «О связи» в связи с запросом Думы Корякского автономного округа». Собрание законодательства РФ. 2006. № 11, от. 1230.
6. Рыбакова С.В. О предмете финансового права. Научные труды по финансовому праву: современные проблемы предмета, метода и системы финансового права // Материалы Первой международной научно-теоретической конференции «Худяковские чтения по финансовому праву» (^маты, 27 октября 2010 г.). Вып. 1. Алматы, 2011.
ной валюте, следует рассматривать как новую форму денег, которые обеспечивают окончательный расчет, а также в перспективе можно будет говорить о таких деньгах, как о национальной электронной валюте. При этом, в случае выпуска таких электронных денег уполномоченными органами государства их можно будет в полной мере отнести к национальной валюте.
Literature:
1. The Constitution of the Russian Federation (accepted by national vote 12.12.1993) // Collection of legislations of the Russian Federation, 26.01.2009. № 4, Art. 445.
2. Tax Code of the Russian Federation (part one) of 31.07.1998 N 146-FZ // Collection of legislations of the Russian Federation, 03.08.1998. № 31, Art. 3824.
3. The federal law of July 10, 2002 N 86-FZ «About the Central bank of the Russian Federation (Bank of Russia)» // Collection of legislations of the Russian Federation, 15.07.2002. № 28. Art. 2790.
4. The federal law of 10.12.2003 N 173-FZ «On currency regulation and currency control» // Collection of legislations of the Russian Federation, 15.12.2003. № 50. Art. 4859.
5. The resolution of the Constitutional Court of the Russian Federation of February 28, 2006 N 2-P «On the case of check of constitutionality of separate provisions of the Federal law «About communication» in connection with inquiry of the Duma of the Koryak Autonomous Area» // Collection of legislations of the Russian Federation. 2006. № 11. Art. 1230.
6. Rybakova S.V. About a subject of the financial right // Scientific works on financial law: modern problems of a subject, method and system of financial law // Materials of the First international scientific-theoretical conference «Hudyakov Readings by the Financial Law» (Almaty, on October 27, 2010). Iss. 1. Almaty, 2011.
225