Научная статья на тему 'Взаимовлияние понятийнотерминологических систем сфер труда и профессионального образования'

Взаимовлияние понятийнотерминологических систем сфер труда и профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
59
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КВАЛИФИКАЦИЯ / QUALIFICATION / НАЦИОНАЛЬНАЯ РАМКА КВАЛИФИКАЦИЙ / NATIONAL QUALIFICATIONS FRAMEWORK / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / PROFESSIONAL (OCCUPATIONAL) STANDARD / ВИД ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / TYPE OF LABOR ACTIVITY / ТРУДОВАЯ ФУНКЦИЯ / LABOR FUNCTION / КОМПЕТЕНЦИЯ / COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Есенина Е.Ю.

Статья посвящена анализу особенностей взаимовлияния понятийнотерминологических систем сфер труда и профессионального образования в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyzes the interference features of conceptual and terminological systems of labor and professional education spheres in modern conditions.

Текст научной работы на тему «Взаимовлияние понятийнотерминологических систем сфер труда и профессионального образования»

ВЗАИМОВЛИЯНИЕ ПОНЯТИЙНО-ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ СФЕР ТРУДА И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Е.Ю. Есенина

Аннотация. Статья посвящена анализу особенностей взаимовлияния понятийно-терминологических систем сфер труда и профессионального образования в современных условиях.

Ключевые слова: квалификация, национальная рамка квалификаций, профессиональный стандарт, вид трудовой деятельности, трудовая функция, компетенция.

Summary. The article analyzes the interference features of conceptual and terminological systems of labor and professional education spheres in modern conditions.

Keywords: qualification, national qualifications framework, professional (occupational) standard,, type of labor activity, labor function, competence.

14

Современные понятия национальной рамки квалификаций, профессиональных стандартов, описания квалификации в отношении результатов обучения в целях обеспечения независимой оценки и сертификации постепенно развивались в отечественном профессиональном образовании и сфере труда. То, что в силу особенностей социально-экономического развития нашего государства в недавнем прошлом оказывалось в тени, в современных условиях приобретает приоритетное значение.

Одним из значимых этапов, сблизивших цели и интересы сферы труда и профессионального образования, стала кризисная ситуация 1990-х гг., а затем 2009 г. Тогда России впервые пришлось столкнуться с проблемой занятости населения, безработицей и необходимостью создания эффек-

тивной системы службы занятости, которой необходим был тесный контакт с системой профессионального образования.

В 1996 г. вышел толковый словарь терминов и понятий «Занятость. Безработица. Служба занятости» под научной редакцией кандидата философских наук, профессора Ю.В. Колесникова.

Если заглянуть в предисловие, мы не встретим упоминания о практике профессионального образования, хотя в словарь вошло немало терминов именно сферы образования (государственный образовательный стандарт, образовательное учреждение, аттестация, аккредитация, дистанционное обучение, модуль, непрерывное образование, рынок образовательных услуг, квалификация и др.). Но это тоже примечательный факт. В предисловии

Преподаватель XX

3 / 2013

говорится о принципиальных изменениях понятийного аппарата, «активном обращении к терминологии, которая еще недавно считалась атрибутом капиталистической хозяйственной системы... В издание впервые включен ряд понятий, используемых в международной практике, в частности Международной организацией труда» [1, с. 3]. Таким образом, словарь является свидетельством того, что в новых социально-экономических условиях профессиональное образование и социально-трудовая сфера должны быть тесно связаны и обладать общим понятийным полем.

Оно стало складываться ввиду необходимости формирования общего понимания термина «квалификация» и связанных с ним терминов и понятий, позволяющих описать квалификацию для нужд сфер образования и труда с единых методологических позиций.

Реальностью XXI в. стал негосударственный сектор экономики, появилась необходимость учета новых квалификаций, возникла система трудовых договоров и проблема конкретизации в них трудовых функций работников путем раскрытия их содержания.

В Трудовом кодексе Российской Федерации не было четкого указания на необходимость руководствоваться при описании содержания работ в трудовом договоре материалами Единого тарифно-квалификационного справочника (ЕТКС) или Единого квалификационного справочника должностей (ЕКСД), да это уже и не могло решить проблему - их содержание во многом устарело, а некоторых профессий и специальностей просто не существовало. «В результате стремительного развития новых отраслей и внедрения новых технологий на российских пред-

приятиях ежегодно возникают новые профессии и специальности», - отмечалось в статье главного редактора журнала «Кадры предприятия» Л.В. Щур-Тру-хановича «Правовые объем и содержание, условия трудового договора. О трудовой функции». - Недостаточными темпами идет работа над подготовкой положений нового Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих <.> новые задачи, которые стоят перед работодателем в современных условиях, могут быть решены только работниками, обладающими соответствующими профессионально-квалификационными качествами <. >, например, такими, как способность к самостоятельному системному мышлению, правовая, информационная, коммуникационная культура, способность к анализу своей деятельности, творческая активность... Тесная связь между этими качествами и трудовой функцией работника не может быть выражена только через указание наименования должности, специальности или профессии и предполагает более детальное перечисление действий работника, выполнения которых ожидает от него работодатель» [2, с. 6, 7-8].

Для профессионального образования, в котором развивались понятия квалификации, результатов обучения, включающих компетенции, это стало осложняющим обстоятельством. Дело в том, что в статье 57 Трудового кодекса Российской Федерации говорилось, что «трудовая функция - работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы». В понимании сферы труда квалификация является понятием

15

16

уровневым, обозначается через разряд, категорию, класс и т.д., а в документах об образовании, за исключением рабочих профессий, этих обозначений нет. Квалификация формулируется, как правило, «на стыке» профессии и специальности - «учитель русского языка и литературы» (учитель - профессия, русский язык и литература -специальность); «техник-геодезист» (техник - профессия, геодезист - специальность) и т.п. Выпускника берут на работу на должность, например, учителя русского языка и литературы 9 разряда - так и получается должность в соответствии с профессией, специальностью с указанием квалификации. В такой логике получалось, что трудовая функция - самое широкое понятие, вбирающее в себя все остальные.

Однако в практике сферы труда возникла и другая иерархия понятий -вид трудовой деятельности, состоящий из трудовых функций.

В 1995 г. (интересно, что именно тогда появилась первая редакция рамки квалификаций Австралии) была предпринята попытка найти основание для описания и упорядочивания всех видов деятельности, для чего был введен в действие Общероссийский классификатор занятий (ОКЗ). Он был разработан в рамках государственной программы перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики.

«Классификационной единицей ОКЗ является вид трудовой деятельности (занятие), основу которого составляет квалификация (профессиональное мастерство) и профессиональная специализация. В отличие от профессии, подразумевающей обязательную профессиональную подготовку, под занятием понимают любой вид

деятельности, в том числе, не требующий специальной подготовки, приносящий заработок или доход» [3]. Классификатор состоит из 9 укрупненных групп от руководителей до неквалифицированных рабочих. При классификации занятий учитывалось, что определенный уровень квалификации может быть достигнут не только профессиональным образованием или специальной подготовкой, но и опытом практической работы. Однако для занятий, требующих высокого уровня квалификации, «образование и специальная подготовка имеют определяющую роль» [там же]. Была сделана попытка при описании деятельности использовать набор трудовых функций по уровням. Тем самым, с одной стороны, нивелировались термины «разряд», «класс», «категория», а с другой стороны, отличие в описании по уровням стало свойственно всем видам деятельности, а не только тем, которые относились к рабочим профессиям. Этим ОКЗ принципиально отличается от ЕТКС и КСД. Но, тем не менее, ОКЗ имеет и ряд недостатков.

Критерием квалификации в ОКЗ был установлен уровень образования (профессиональная подготовка) и опыт (стаж) практической работы, которые сами по себе не определяют уровень квалификации работника. Этот уровень определяет результат, полученный в процессе образования (учитывая самообразование) и практического опыта. В ОКЗ выделено четыре уровня квалификации, но первый уровень объединяет основное общее и среднее полное образование, а четвертый - высшее и послевузовское профессиональное, что неминуемо приводит к смешению разных уровней квалификации. В квалификацион-

Преподаватель

3 / 2013

ных характеристиках ОКЗ дается слишком длинный (до 15-18) список трудовых функций, которые часто не рядоположены или повторяются и могут быть объединены. Тем не менее, это, несомненно, был документ прорывного характера, хотя он так и не стал активно использоваться в практике сферы труда. Одной из существенных причин является жесткая привязка (существующая по сей день) Трудового кодекса Российской Федерации к ЕТКС и ЕКСД в части финансовых вопросов, например, учета наименований профессий, должностей при оформлении пенсии работников.

Проблема соотнесения понятий квалификация, вид трудовой деятельности, трудовая функция, компетенция в сферах труда и профессионального образования не решена окончательно до сих пор, но развитие самой практики использования этих понятий постепенно ведет к выводу о том, что наиболее широким и одинаково значимым для обеих сфер является понятие квалификации, которое может быть поступательно описано с помощью указанных остальных. При этом для сферы труда описание происходит через трудовые функции как объективные характеристики самой деятельности, а для сферы образования - через виды деятельности и компетенции как результаты обучения, объективно значимые для трудовой деятельности и которых должен достичь обучающийся, чтобы получить определенную квалификацию. Такая трактовка постепенно сложилась в процессе развития понятий «национальная рамка квалификаций» и «профессиональный стандарт».

С 90-х гг. прошлого века внутри бизнес-сообществ, негосударственно-

го сектора экономики стали складываться прообразы профессиональных стандартов в современном их понимании, которые использовались для корпоративных целей, в том числе для развития корпоративного обучения. Многие образовательные учреждения профессионального образования стали получать лицензии на право ведения обучения взрослого населения и разрабатывать программы, востребованные на региональном рынке труда. В российский бизнес стали вливаться зарубежные компании, во многих отраслях стали ориентироваться на международные стандарты качества, международные отраслевые рамки и профессиональные стандарты.

Под влиянием внутренних и внешних причин стало складываться понимание необходимости обновления национальной системы квалификаций, в которой должны были в равной степени найти себе место система стандартов сферы труда и образования (профессиональные и образовательные стандарты), системы классификации образовательных программ и квалификаций открытого типа (допускающие обновление программ и квалификаций, оперативное внесение новых, удаление устаревших), независимая система оценки качества образования и сертификации квалификаций.

Национальная система квалификаций от параллельного типа должна постепенно преобразоваться в единую, в которой сферы труда и профессионального образования строятся на одних принципах и тесно взаимодействуют друг с другом. Основой и инструментом такого преобразования должна была стать национальная рамка квалификаций Российской Федерации (НРК РФ).

17

18

С лета 2006 г. началась разработка проекта НРК РФ. Официальным основанием этой деятельности стало поручение Правительства Российской Федерации МФ-П44-2848 от 21 июня 2006 г. «О разработке проекта национальной системы квалификаций Российской Федерации с учетом Европейской системы квалификаций и определения в ней места начального и среднего профессионального образования». Подобные работы в западноевропейских странах тоже только начинались в связи с появлением проекта Европейской рамки квалификаций по непрерывному образованию.

Проект НРК РФ основан на дескрипторах - качественном описании общих требований к квалификациям, которые можно отнести к определенному уровню. Описания квалификационных уровней отличаются степенью проявления ответственности, самостоятельности и широты полномочий, это отличие задает уровень требований к характеру умений и знаний.

В практике взаимодействия отдельных организаций и представителей сфер труда и образования, в рамках отдельных инициатив, возглавляемых государственными и негосударственными органами проект НРК РФ получил довольно обширное применение. Он использовался при разработке профессиональных стандартов и пилотных проектов отраслевых рамок квалификаций, для описания требований к компетенциям выпускников во ФГОС ПО всех уровней, внедрение которых ведется в настоящее время.

В декабре 2012 г. проект национальной рамки квалификаций был направлен Минобрнауки России в Минтруда и социальной защиты России в качестве основы для создания

уровней квалификаций в целях подготовки профессиональных стандартов в соответствии с пунктом 6 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. № 23. Решение об утверждении данного документа было принято приказом министра труда и социальной защиты Российской Федерации «Об утверждении уровней квалификаций в целях разработки проектов профессиональных стандартов» от 12 апреля 2013 г. № 148н. В настоящее время Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации координирует деятельность по разработке профессиональных стандартов, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. № 23 «О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов».

Обеспечению взаимодействия сфер труда и образования способствует принятие Федерального закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации (в части законодательного определения понятия профессионального стандарта, порядка его разработки и утверждения)», а также Макет профессионального стандарта (Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 12 апреля 2013 г., № 147-М); План разработки профессиональных стандартов на 2012-2015 гг. (распоряжение Правительства РФ от 29 ноября 2012 г. № 2204-р).

Профессиональные стандарты должны стать следующим шагом в создании единой национальной системы квалификаций и наряду с рамкой ква-

Преподаватель

3 / 2013

лификаций превратиться в инструмент сопряжения сфер труда и образования, так как заключенная в них информация явилась основой для разработки требований к результатам обучения в документах образования - образовательных стандартах, а также программах всех уровней профессионального образования, включая программы обучения персонала на предприятиях, а также для разработки учебно-методических материалов к этим программам. Довольно важной частью совместной работы в сферах образования и труда, где могли бы использоваться профессиональные стандарты, является профессиональное самоопределения и сопровождение профессионального выбора в течение жизни.

Кроме этого, профессиональные стандарты предполагается использовать как основу для создания оценочных средств при проведении оценки квалификации и сертификации работников, а также выпускников учреждений профессионального образования.

В современности для обеспечения механизмов взаимодействия сфер труда и образования требуется несравнимо более обширная и сложная нормативная база. Преимущественно государственный характер профессионального образования и негосударственный характер экономики требуют гибких мер и многостороннего сотрудничества: государства, образования, бизнеса, общественности.

Примерами создания совместно признаваемого нормативного поля государственной структурой и общественной организацией являются следующие документы: Положение о формировании системы независимой оценки качества профессионального образования (утверждено Министер-

ством образования и науки РФ и РСПП № АФ-318/03 от 31.07.2009); Положение об оценке и сертификации квалификации выпускников образовательных учреждений профессионального образования и других категорий граждан, прошедших профессиональное обучение в различных формах (утверждено Министерством образования и науки РФ и РСПП № АФ-317/03 от 31.07.2009).

Статьи Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273 во многом носят рамочный характер, открывая возможности для инициативы заинтересованных в сотрудничестве сторон. В соответствии со статьями 95 и 96 закона закрепляются понятия независимой оценки качества образования, общественной и профессио-наль но-общественной аккредитации, что дает возможность бизнес-структурам стать участниками, субъектами образовательного процесса, заказчиками и экспертами формирующихся в профессиональном образовании квалификаций и деятельности образовательных организаций.

Эти шаги должны стать основой для преобразования национальной системы квалификаций параллельного типа в единую, где свое место должна занять система профессионального образования.

На федеральном уровне постепенно формируется общее нормативное поле, в котором отражены основные понятия, но их теоретическое осмысление и нормативное закрепление часто происходит непоследовательно, без взаимосвязи.

Анализ процесса взаимовлияния понятийно-терминологических систем сфер труда и профессионального

19

образования дает основания сделать выводы, что происходит их сближение и формируется общее поле, представленное таким понятиями, как квалификация, национальная рамка квалификаций, профессиональный 5 стандарт, вид трудовой деятельности, сертификация квалификаций. Есть термины, характерные только для сферы труда, например, трудовая функция, есть - характерные только 6 для сферы образования, например, компетенция. Но формируется общее их понимание.

Однако часть понятийно-термино- 7. логической системы профессионального образования, связанная с взаимодействием со сферой труда, хотя и 8 определилась, но не устоялась и находится в стадии развития.

1.

2.

20

3.

4.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Занятость. Безработица. Служба занятости. Толковый словарь терминов и понятий. - М.: «Нива России», 1996. - 288 с.

- С. 3.

Щур-Труханович Л.В. Правовые объем и содержание, условия трудового договора. О трудовой функции // Кадры предприятия. - 2007. - № 11/12. - С. 6. Общероссийский классификатор занятий.

- Утвержден Постановлением Госстандарта России от 31 декабря 1993, № 298. Поручение Правительства Российской Федерации МФ-П44-2848 от 21 июня

2006 г «О разработке проекта национальной системы квалификаций Российской Федерации с учетом Европейской системы квалификаций и определения в ней места начального и среднего профессионального образования». Правила разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г № 23.

Приказ министра труда и социальной защиты Российской Федерации «Об утверждении уровней квалификаций в целях разработки проектов профессиональных стандартов» от 12 апреля 2013 г. № 148н. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 12 апреля 2013 г, № 147-М.

План разработки профессиональных стандартов на 2012-2015 гг. (распоряжение Правительства РФ от 29 ноября 2012 г. № 2204-р).

Положение о формировании системы независимой оценки качества профессионального образования (утверждено Министерством образования и науки РФ и РСПП № АФ-318/03 от 31.07.2009). Положение об оценке и сертификации квалификации выпускников образовательных учреждений профессионального образования и других категорий граждан, прошедших профессиональное обучение в различных формах (утверждено Министерством образования и науки РФ и РСПП № АФ-317/03 от 31.07.2009). Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273. ■

Преподаватель ^

3 / 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.