Научная статья на тему 'Взаимосвязь жизнестойкости и экзистенциальной исполненности у студентов разного возраста психолого-педагогического направления подготовки'

Взаимосвязь жизнестойкости и экзистенциальной исполненности у студентов разного возраста психолого-педагогического направления подготовки Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Ключевые слова
жизнестойкость / экзистенциальная исполненность / фактор развития / студенты / возрастные этапы

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Куликова Татьяна Ивановна

Вопросы экзистенциального развития студентов в процессе профессионального обучения представляют особый интерес для исследователей с точки зрения изучения личностных свойств, особенностей и ресурсов будущих специалистов. Жизнестойкость понимается как важное личностное качество студента, способствующее эффективному использованию человеком своих возможностей и, как желаемый жизненный итог, достижению экзистенциальной исполненности. Целью статьи является проверка и обоснование наличия связи между показателями жизнестойкости и экзистенциальной исполненности у студентов на разных этапах обучения. Исследование показало, что у студентов с возрастом повышается степень выраженности экзистенциальной исполненности. Выявленная закономерность обусловлена возрастными особенностями проявления жизнестойкости, которая повышается за счет факта вовлеченности в учебно-профессиональную деятельность и сопровождается переживанием экзистенциальной исполненности − самореализации, самоосуществления, призвания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Куликова Татьяна Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь жизнестойкости и экзистенциальной исполненности у студентов разного возраста психолого-педагогического направления подготовки»

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Куликова Т. И. Взаимосвязь жизнестойкости и экзистенциальной исполнен-ности у студентов разного возраста психолого-педагогического направления подготовки // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2024. - № 06 (июнь). - 0,7 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2024/242010.htm

ART 242010 DOI 10.24412/2304-120X-2024-12010 УДК 159.9.072.43

Куликова Татьяна Ивановна,

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого», г. Тула tativkul@gmail.com

Взаимосвязь жизнестойкости и экзистенциальной исполненности у студентов разного возраста психолого-педагогического направления подготовки

Аннотация. Вопросы экзистенциального развития студентов в процессе профессионального обучения представляют особый интерес для исследователей с точки зрения изучения личностных свойств, особенностей и ресурсов будущих специалистов. Жизнестойкость понимается как важное личностное качество студента, способствующее эффективному использованию человеком своих возможностей и, как желаемый жизненный итог, достижению экзистенциальной исполненности. Целью статьи является проверка и обоснование наличия связи между показателями жизнестойкости и экзистенциальной исполненности у студентов на разных этапах обучения. Исследование показало, что у студентов с возрастом повышается степень выраженности экзистенциальной исполненности. Выявленная закономерность обусловлена возрастными особенностями проявления жизнестойкости, которая повышается за счет факта вовлеченности в учебно-профессиональную деятельность и сопровождается переживанием экзистенциальной исполненности -самореализации, самоосуществления, призвания.

Ключевые слова: жизнестойкость, экзистенциальная исполненность, фактор развития, студенты, возрастные этапы. Раздел: 5.3. Психология

Введение

Обращаясь к проблемам студенческого возраста, ученые обязательно затрагивают тему образования, представляющую собой особый человеческий опыт существования. На современном этапе развития общества экзистенциальные навыки рассматриваются в числе перспективных компетенций будущего успешного профессионала. В связи с этим вопросы экзистенциального развития студентов в процессе профессионального обучения активно изучаются учеными - педагогами, психологами [1].

Важным личностным качеством студента, помогающим адекватно и соразмерно реагировать на происходящие изменения, преодолевать определенные трудности и поддерживать уровень физического и психического здоровья, необходимый для успешного обучения, является жизнестойкость. Данный психологический феномен активно изучается современными учеными в контексте исследований жизнестойкости во взаимосвязи с личностными особенностями, личностными ресурсами, копинг-стра-тегиями, ценностными ориентациями [2, 3].

Рассматривая понятие жизнестойкости с позиции С. Мади, можно говорить о том, что данный феномен представляет собой систему убеждений о себе, о мире, об отношениях с миром. Определение понятия жизнестойкости находится на пересечении теоретических воззрений экзистенциальной психологии и прикладной области психологии стресса и совладания с ним.

ниегп

issn 2304-120X Куликова Т. И. Взаимосвязь жизнестойкости и экзистенциальной исполнен-ности у студентов разного возраста психолого-педагогического направления подготовки // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2024. - № 06 (июнь). - 0,7 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2024/242010.htm

научно-методический электронный журнал

Понятие жизнестойкости рассматривается и во взаимосвязи с понятием личностного потенциала [4], определяется как ключевой ресурс для трансформации жизненных событий в новые возможности [5], понимается как способность личности противостоять стрессовым ситуациям, сохраняя внутренний баланс [6, 7]. Жизнестойкость способствует повышению адаптивных возможностей человека, эффективному использованию человеком своих возможностей, при этом экзистенциальная исполнен-ность понимается одновременно и как мера наполнения жизни смыслом, и как желаемый итог жизненного пути человека.

Люди с высоким уровнем жизнестойкости отличаются уверенностью, видят в себе достаточно ресурсов, чтобы самостоятельно и эффективно строить свою жизнь, в различных жизненных ситуациях ориентируются на свой жизненный опыт [8, 9]. Таким образом, жизнестойкость обеспечивает успешное противостояние человека трудным жизненным ситуациям. Жизнестойкие стратегии, жизнестойкий стиль поведения стимулируют человека к самореализации, жизненному творчеству, способствуют его экзистенциальному развитию.

Проблема формирования и развития экзистенциальной сферы, степени выраженности ее компонентов и взаимосвязь с различными психологическими феноменами в процессе профессионального обучения студентов представляет собой актуальное и перспективное направление исследований. Современные исследователи изучают различные аспекты проблемы жизнестойкости и экзистенциальной исполнен-ности. Понятие экзистенциальной исполненности описывает качество жизни и успешность человека [10, 11]. Согласно А. Лэнгле, степень выраженности экзистенциальной исполненности характеризует отношение человека к окружающему миру, которое наполнено смыслом и приближает человека к исполнению своей сущности. Если у человека высокий уровень экзистенциальной исполненности, это означает, что его жизнь имеет много смыслов, что он живет в соответствии со своими ценностями, внутренней гармонией, что его решения и действия соответствуют его сущности и что через эти решения и действия он вносит себя в этот мир.

Поиск смысла жизни - важнейшая особенность развития в юношеском возрасте, к которому относится и студенческий период. В этом возрасте перед юношами и девушками встают такие важные вопросы, как профессиональное и личностное становление, формирование мировоззрения и этических норм, расширение системы ценностей и смыслов. Оптимальное решение этих проблем не только способствует пониманию смысла жизни, но и помогает сформировать конструктивный подход к решению жизненных проблем. В этом случае мы считаем, что экзистенциальная исполненность может быть связана с жизнестойкостью личности и ее компонентами.

Методология и результаты исследования

Обзор исследований проблемы жизнестойкости и экзистенциальной исполненности личности актуализирует целесообразность определения жизнестойкости в развитии экзистенциальной исполненности в период профессионального обучения.

Мы предположили, что степень выраженности экзистенциальной исполненности студентов на разных этапах обучения в вузе повышается с возрастом и обусловлена возрастными особенностями проявления жизнестойкости; лица с разным уровнем жизнестойкости различаются по характеристикам экзистенциальной исполненности.

Цель нашей статьи - проверить и обосновать наличие связи между показателями жизнестойкости и экзистенциальной исполненности у студентов на разных этапах обучения.

ниегп

issn 2304-120X Куликова Т. И. Взаимосвязь жизнестойкости и экзистенциальной исполнен-ности у студентов разного возраста психолого-педагогического направления подготовки // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2024. - № 06 (июнь). - 0,7 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2024/242010.htm

научно-методическии электронный журнал

В соответствии с целью и гипотезой были поставлены следующие задачи:

- изучить особенности жизнестойкости и экзистенциальной исполненности студентов на разных этапах обучения;

- выявить и описать наличие связи между показателями жизнестойкости и экзистенциальной исполненности у студентов.

В качестве испытуемых выступили студенты в возрасте от 18 до 24 лет (n = 69), обучающиеся по программам бакалавриата и магистратуры по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование». На основе критерия среднего возраста (21 год) испытуемые были разделены на две группы. Первую группу составили студенты в возрасте (<21), вторую группу - в возрасте (>22). В эмпирической части исследования, которое проводилось в режиме онлайн-взаимодействия, использовались тест жизнестойкости С. Мадди и методика «Шкала экзистенции» А. Лэнгле (ESK). Тест жизнестойкости дает представление о системе убеждений человека, о его отношении к миру, характеризует степень его вовлеченности в события собственной жизни и убежденность человека в том, что все жизненные события способствуют его развитию благодаря знаниям, полученным на основе опыта. Методика «Шкала экзистенции» позволяет выявить результаты экзистенциальной исполненности человека с точки зрения его субъективной оценки собственной жизни. В зависимости от уровня выраженности экзистенциальной исполненности мы можем судить о том, как человек осмысливает свою жизнь, насколько он гармоничен с самим собой, соответствуют ли его решения и действия его интересам и потребностям, а также о том, сможет ли он привнести в жизнь что-то новое и позитивное. При выборе методик мы учитывали их соответствие показателям надежности и валидности, позволяющим оценить адекватность и пригодность для исследуемых явлений, а также возможность качественного и количественного анализа полученных результатов.

С помощью программы обеспечения SPSS Statistics 27 (IBM) была проведена статистическая обработка данных, расчет среднего значения (M), стандартного отклонения (SD), медианы (Me), описательного анализа значимых результатов по методикам С. Мадди и А. Лэнгле двумя способами с использованием параметрического и непараметрического тестов корреляционного и регрессионного анализа. Установлено, что между двумя группами испытуемых (<21 и >22) наблюдаются различия в показателях субшкал (p-значение <0,001) (табл. 1).

Таблица 1

Средние значения показателей по методикам С. Мадди и А. Лэнгле на выборке (n = 69) с разделением на возрастные группы

Название шкалы Mean±SD p-значение t-критерий p-значе-ние U-кри-терий

(n = 69) <21 >22

Вовлеченность 36,8±19,5 33,4±18,4 42,3±20,4 <0,001 <0,001

Контроль 26,4±9,5 26,0±10,7 27,0±7,3 <0,001 <0,001

Принятие риска 16,9±6,9 16,3±6,7 18,0±7,2 <0,001 <0,001

Жизнестойкость 61,9±29,5 59,9±28,3 63,2±29,7 <0,001 <0,001

Самодистанцирование 30,10±7,0 27,49±6,4 34,42±5,8 <0,001 <0,001

Самотрансценденция 64,32±10,7 62,70±11,1 67,00±9,6 <0,001 <0,001

Свобода 41,65±9,6 39,09±8,7 45,88±9,6 <0,001 <0,001

Ответственность 42,62±8,0 41,74±7,1 44,08±9,2 <0,001 <0,001

Персональность 91,68±15,1 88,53±14,8 96,88±14,6 <0,001 <0,001

Экзистенциальность 84,83±15,8 80,58±14,9 91,85±14,9 <0,001 <0,001

Исполненность 178,04±29,2 168,95±27,6 193,08±25,6 <0,001 <0,001

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Куликова Т. И. Взаимосвязь жизнестойкости и экзистенциальной исполнен-ности у студентов разного возраста психолого-педагогического направления подготовки // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2024. - № 06 (июнь). - 0,7п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2024/242010.htm

На основании анализа результатов теста жизнестойкости С. Мадди ранее проведенного нами исследования [12] можно сделать вывод, что средний балл шкалы жизнестойкости для обеих групп находится в пределах среднего значения, а медианы показателей обеих групп близки к среднему значению (см. табл. 1).

В разных возрастных группах структурные компоненты жизнестойкости различаются по степени выраженности. При сравнении двух групп посредством тестов были обнаружены значимые различия в показателе вовлеченности. Таким образом, существует прямая зависимость между вовлеченностью и возрастом испытуемых (г = 0,428, p < 0,001). Люди с высоким уровнем вовлеченности обычно удовлетворены своей жизнью и деятельностью, полностью осознают свои жизненные ценности, понимают смысл жизни. Кроме того, с помощью коэффициента Пирсона обнаружена слабая положительная корреляция между принятием риска и возрастом студентов (Г = 0,271, p < 0,001).

Сравнивая данные двух групп по распределению средних значений и доверительного интервала по шкале жизнестойкости, мы обнаружили, что большинство студентов в группе >22 лет находятся в границах «ящика» от 38,0 до 86,0, в то время как большинство студентов в группе <21 лет сосредоточены в диапазоне от 45,0 до 86,0.

Анализ средних значений шкал экзистенции (см. табл. 1) позволяет сделать вывод о том, что наибольшие различия между возрастными группами обнаружены по показателям персональности (г = 0,344), экзистенциальности (г = 0,347) и исполненности (г = 0,403). Так, студентов возрастной группы <21 характеризует повышенная готовность психосоматически реагировать на жизненные проблемы. Это может объясняться личностной незрелостью испытуемых. Студентам возрастной группы >22 в большей степени свойственна эмоциональная отзывчивость, внутреннее переживание и сочувствие. Заниженный показатель экзистенциальности в группе <21 указывает на то, что студенты могут проявлять неуверенность в принятии решений и осознании своего «экзистенциального места». Увеличение данного показателя в группе >22 свидетельствует о том, что студенты полны большей решимости принимать ответственность за свою жизнь. Низкий показатель исполненности в группе <21 указывает пока еще на не исполненную экзистенцию, нерешительность и стесненность. В группе >22 выраженность экзистенциальной исполненности относится к среднему уровню, что характеризуется способностью испытуемых адекватно оценивать внешние ситуации, принимать самостоятельные решения, брать на себя ответственность за свою жизнь.

Сравнив данные двух групп по распределению средних значений и доверительного интервала по шкале «исполненность», наблюдаем сосредоточенность большего числа студентов группы >22 в диапазоне от 185,0 до 215,0, тогда как основная часть возрастной группы студентов <21 располагается в границах «ящика» от 130,0 до 217,0.

Для анализа отношений между показателями исполненности, жизнестойкости и возраста студентов мы применили регрессионную модель (без разделения на группы) (см. рисунок).

В результате была выведена зависимость обоих показателей от возраста, характеризующая нелинейное изменение показателей исполненности и жизнестойкости. Нами установлено, что период от 18 до 21 года протекает с некоторым снижением показателей жизнестойкости студентов, в то время как выраженность экзистенциальной исполненности постепенно возрастает.

Обнаруженная обратная корреляция между исполненностью и жизнестойкостью, на наш взгляд, характеризует особенности возрастного периода испытуемых, а также возможное наличие дисфункциональных убеждений (дезадаптивных схем), оказыва-

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Куликова Т. И. Взаимосвязь жизнестойкости и экзистенциальной исполненности у студентов разного возраста психолого-педагогического направления подготовки // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2024. - № 06 (июнь). - 0,7 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2024/242010.htm

ющих негативное влияние на уровень жизнестойкости. Респонденты группы <21 являются студентами I-III курсов обучения. В этот период реализация смысла существования, экзистенциальной исполненности отражает субъективную оценку качества своей жизни, т. е. не то, как человек живет на самом деле, а то, как он живет по его мнению. Однако, осмысливая свою жизнь, молодые люди могут столкнуться с жесткими стандартами и оказаться более уязвимыми и зависимыми, что влечет снижение уровня жизнестойкости [13].

Регрессионная модель зависимости исполненности и жизнестойкости от возраста

в группах студентов

В возрастной группе испытуемых >22 наблюдается подъем и в дальнейшем плавное повышение и исполненности, и жизнестойкости. Полученный результат, с нашей точки зрения, акцентирует то, что испытуемые данной возрастной группы являются студентами-выпускниками и магистрантами, т. е. готовыми посвятить себя выбранной профессии, а сама профессиональная деятельность сопровождается переживанием экзистенциальной исполненности - самореализации, самоосуществления, призвания. Такой человек чувствует, что он занимается своим делом и находится на своем месте в жизни. Уровень жизнестойкости студентов в группе >22 повышается за счет вовлеченности, позволяющей человеку получать удовольствие от выполняемой деятельности; контроля, позволяющего личности сохранять активную жизненную позицию и выбирать собственный жизненный путь; принятия риска, который помогает успешно использовать полученный жизненный опыт. Если уровень экзистенциальной исполненности высокий, это означает, что жизнь человека имеет много смыслов, что он живет в соответствии со своими ценностями и в своей внутренней гармонии, что его решения и действия соответствуют его сущности и что через эти решения и действия он вносит себя в этот мир.

Согласно нашему предположению о том, что лица с разным уровнем жизнестойкости различаются по характеристикам экзистенциальной исполненности, с целью установления тесноты связи между жизнестойкостью и компонентами экзистенциальной исполненности был рассчитан коэффициент корреляции Пирсона (см. табл. 2).

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Куликова Т. И. Взаимосвязь жизнестойкости и экзистенциальной исполнен-ности у студентов разного возраста психолого-педагогического направления подготовки // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2024. - № 06 (июнь). - 0,7 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2024/242010.htm

Таблица 2

Корреляции между компонентами экзистенциальной исполненности

и жизнестойкости у студентов

Existential Fulness

Sd St F V P E G

Hardiness Iv 0,247* 0,422** 0,476** 0,576** 0,475** 0,497** 0,436**

Cr 0,465** 0,229* 0,414** 0,349**

Ra 0,397** 0,412** 0,241* 0,284* 0,396** 0,375**

Hd 0,358* 0,481** 0,426** 0,329** 0,631** 0,504**

Примечание 1. В таблице приняты следующие обозначения: IV - вовлеченность; Сг - контроль; Ra - принятие риска; Ш - жизнестойкость; Sd - самодистанцирование; St - самотрансценденция; F - свобода; V - ответственность; P - персональность; E - экзистенциальность; G - исполненность.

Примечание 2. * Корреляция значима на уровне 0,05; **Корреляция значима на уровне 0,01.

По результатам корреляционного анализа (табл. 2) можно сделать следующие выводы:

- выявлена статистически значимая прямая взаимосвязь самодистанцирования и вовлеченности (г = 0,247, p < 0,05), самодистанцирования и жизнестойкости (г = 0,358, p < 0,05). Это означает, что студенты, способные к самодистанцированию, отличаются собственной системой убеждений о себе, об окружающем, об отношениях; следовательно, они в большей степени способны к преодолению сложных жизненных ситуаций;

- отмечается статистически значимая прямая взаимосвязь самотрансценден-ции и вовлеченности (г = 0,422, p < 0,01), самотрансценденции и принятия риска (г = 0,397, p < 0,01), т. е. испытуемые рассматривают свою жизнь как способ накопления опыта и готовы идти на риск без надежных гарантий успеха;

- выявлены сильные положительные взаимосвязи свободы и вовлеченности (г = 0,476, p < 0,01), контроля (г = 0,465, p < 0,01), принятия риска (г = 0,412, p < 0,01) и жизнестойкости (г = 0,481, p < 0,01). Свобода предполагает способность находить истинные возможности для осуществления действий, способность принимать обоснованные решения. С одной стороны, способность принимать решения зависит от особенностей личности, но, с другой стороны, чтобы сделать выбор, необходимо увидеть эти реальные возможности, увидеть для себя что-то наиболее важное и сделать свободный выбор;

- существует прямая значимая положительная взаимосвязь ответственности и показателей жизнестойкости: вовлеченности (V = 0,576), жизнестойкости (г = 0,426) при p < 0,01; контроля (г = 0,229) и принятия риска (г = 0,241) при p < 0,05, что подтверждается фактом повышения жизнестойкости с возрастом и, соответственно, принятием ответственности на себя и переходом от внешнего контроля к самоконтролю;

- обнаружена положительная значимая взаимосвязь персональности и вовлеченности (г = 0,475, p < 0,01); персональности и жизнестойкости (г = 0,329, p < 0,01); персональности и принятия риска (г = 0,284, p<0,05), что демонстрирует становление когнитивного стиля жизни, проявления открытости в отношении окружающих и готовности проявлять свои способности;

- отмечаются сильные положительные взаимосвязи экзистенциальности и всех показателей жизнестойкости: вовлеченности (г = 0,497, p < 0,01); контроля (г = 0,414, p < 0,01); принятия риска (г = 0,396, p < 0,01) и жизнестойкости (г = 0,631, p < 0,01), что

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Куликова Т. И. Взаимосвязь жизнестойкости и экзистенциальной исполнен-ности у студентов разного возраста психолого-педагогического направления подготовки // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2024. - № 06 (июнь). - 0,7п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2024/242010.htm

характеризует способность человека не просто ориентироваться в мире, а самостоятельно принимать решения и ответственно их реализовывать;

- выявлена сильная прямая взаимосвязь общего показателя исполненности и составляющих компонентов жизнестойкости: вовлеченности (V = 0,436, p < 0,01); контроля (г = 0,349, p < 0,01); принятия риска (г = 0,375, p < 0,01) и жизнестойкости (г = 0,504, p < 0,01), что свидетельствует о способности человека контролировать свою жизнь и свои потребности, соотносить требования жизненных ситуаций с собственными ценностями, осознавать собственную жизнь как полную, настоящую, счастливую, т. е. характеризует убежденность в том, что жизнью можно и нужно управлять.

Заключение

Исследование показало, что у студентов с возрастом повышается степень выраженности экзистенциальной исполненности. Выявленная закономерность обусловлена возрастными особенностями проявления жизнестойкости. Однако в регрессионной модели связи между кривой исполненности и кривой жизнестойкости имеют разную направленность в зависимости от возраста. В возрастной группе <21 наблюдается отрицательная корреляция между исследуемыми показателями, что объясняется субъективной оценкой качества своей жизни студентами данного возраста. Тем не менее, несмотря убежденность в управляемости событиями в своей жизни, испытуемые не готовы к преодолению трудностей, оказываются более уязвимыми и зависимыми.

Более высокие показатели экзистенциальной исполненности наблюдаются у студентов возрастной группы >22. В этот период жизнестойкость студентов, так же как и исполненность, повышается за счет факта вовлеченности в учебно-профессиональную деятельность, что позволяет проявлять активную жизненную позицию и успешно использовать полученный жизненный опыт.

Полученные нами данные об особенностях взаимосвязи экзистенциальной исполненности и жизнестойкости у студентов разного возраста согласуются с мнением отдельных авторов о том, что жизнестойкость можно понимать как основу существования личности [14, 15]. Высокий уровень установки на преодоление жизненных трудностей приводит к формированию решительности и ответственности в различных жизненных ситуациях и обстоятельствах, поиску реальных возможностей для действий и выстраиванию собственной иерархии ценностей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Изучение взаимосвязи экзистенциальной исполненности и жизнестойкости студенческой молодежи представляется значимым для понимания динамики проявления данных феноменов у студентов в период профессионального обучения, формирования их жизненной позиции, обретения жизненного смысла и достижения экзистенциальной исполненности, что способствует разработке практических мер по повышению жизнестойкости, развитию ценностно-смысловой сферы студентов, включая реализацию ими способности принимать жизненные вызовы, формировать конструктивный подход к решению жизненных проблем и содействовать их экзистенциальному развитию.

В результате теоретического анализа рассмотрены подходы к изучению экзистенциальной исполненности и жизнестойкости, определены взгляды современных исследователей на содержательные характеристики данных феноменов. Установлено, что экзистенциальная удовлетворенность жизнью человека тесно связана с его мироощущением и убеждениями относительно смысла жизни и процесса его поиска в окружающем мире. Изучение научно-теоретических работ по проблеме исследования позволило теоретически обосновать взаимосвязь жизнестойкости и экзистенциальной исполненности жизни личности.

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Куликова Т. И. Взаимосвязь жизнестойкости и экзистенциальной исполнен-ности у студентов разного возраста психолого-педагогического направления подготовки // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2024. - № 06 (июнь). - 0,7п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2024/242010.htm

Эмпирическое исследование было направлено на изучение возрастной динамики изменения показателей экзистенциальной исполненности и жизнестойкости у студентов и выявление взаимосвязи компонентов экзистенциальной исполненности и жизнестойкости у студентов. В качестве инструментов для диагностики были применены тест жизнестойкости С. Мадди и методика «Шкала экзистенции» А. Лэнгле (ESK).

Определено, что показатели экзистенциальной исполненности и жизнестойкости у студентов в разных возрастных группах имеют разный уровень выраженности. Отрицательная корреляция между исследуемыми показателями наблюдается в возрастной группе <21, что объясняется субъективной оценкой качества своей жизни и неготовностью студентов к преодолению трудностей.

Значения показателей экзистенциальной исполненности и жизнестойкости тем выше, чем старше по возрасту респонденты. Более высокие показатели экзистенциальной исполненности наблюдаются у студентов возрастной группы >22. В этот период жизнестойкость студентов, так же как и исполненность, повышается за счет факта вовлеченности в учебно-профессиональную деятельность и сопровождается переживанием экзистенциальной исполненности - самореализации, самоосуществления, призвания.

Ссылки на источники

1. Пашкин С. Б., Кораблина Е. П., Лисовская Н. Б. и др. Взаимосвязь личностных особенностей и жизнестойкости у студентов педагогического вуза // Перспективы науки и образования. - 2021. -№ 6(54). - С. 374-388.

2. Петросянц В. Р. Особенности жизнестойкости студентов-психологов в зависимости от курса обучения // Психологическая наука и образование. - 2017. - Т. 22. - № 6. - ^ 109-117.

3. Рассказова Е. И. Психологические факторы саморегуляции на разных этапах выполнения учебного задания // Психологический журнал. - 2011. - Т. 32. - № 2. - С. 36-47.

4. Леонтьев Д. А., Рассказова Е. И. Жизнестойкость как составляющая личностного потенциала // Личностный потенциал: структура и диагностика. - М.: Смысл, 2011. - 680 с.

5. Климов А. А. Жизнестойкость и ее взаимосвязь с личностными ценностями студентов // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Психология». - 2011. - № 2(10). - С. 14-23.

6. Логинова М. В. Жизнестойкость как внутренний ключевой ресурс личности // Вестник Московского университета МВД России. - 2009. - № 6. - С. 19-22.

7. Фоминова А. Н. Развитие жизнестойкости учащегося в школе. - М.: Сентябрь, 2014. - 160 с.

8. Фризен М. А. Жизнестойкость как внутренний ресурс профессиональной деятельности педагога // Организационная психология. - 2018. - Т. 8. - № 2. - С. 72-85.

9. Виничук Н. В. Выраженность жизнестойкости у молодых людей России и Израиля в ситуации самоизоляции периода распространения коронавируса // Национальный психологический журнал. -2020. - № 3(39). - С. 22-29.

10. Берберян А. С. Взаимосвязь экзистенциальной исполненности и тревожности у молодежи // Ярославский педагогический вестник. - 2023. - № 2 (131). - С. 109-118.

11. Ракицкая А. В. Связь экзистенциальной исполненности и стратегий преодолевающего поведения у педагогов // Психология обучения. - 2020. - № 3. - С. 72-83.

12. Куликова Т. И. Изучение взаимосвязи жизнестойкости и копинг-стратегий у студентов разного возраста в период пандемии // Научно-педагогическое обозрение. - 2022. - № 3 (43). - С. 168-175.

13. Куликова Т. И., Филиппова С. А. Исследование адаптационного потенциала в разных ворастных группах студентов в период пандемии // Российский психологический журнал. - 2022. - Т. 19. - № 1. - С. 6-18.

14. Корякина Ю. М. Условия исполненной жизни: описание и измерение экзистенциальных мотиваций // Национальный психологический журнал. - 2015. - № 4(20). - С. 49-65.

15. Несына С. В. Динамика экзистенциальной сферы индивидуальности студентов в процессе профессионального педагогического образования // Ярославский педагогический вестник. - 2020. -№ 5(116). - С. 46-52.

Tatyana I. Kulikova,

Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Department of Psychology and Pedagogy, Tula

State Pedagogical University named after L. Tolstoy, Tula, Russian Federation

tativkul@gmail.com

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Куликова Т. И. Взаимосвязь жизнестойкости и экзистенциальной исполнен-ности у студентов разного возраста психолого-педагогического направления подготовки // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2024. - № 06 (июнь). - 0,7п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2024/242010.htm

Relationship of hardiness and existential development in students at different stages of higher education Abstract. The issues of existential development of students in the process of professional training are of special interest to researchers from the point of view of studying personal properties, characteristics and resources of future specialists. Hardiness is an important personal quality of a student, which contributes to the effective use of personal capabilities and, as a desired life outcome, to the achievement of existential development. The aim of the article is to verify and justify the existence of a relationship between the indicators of hardiness and existential development in students at different stages of education. The research has shown that the degree of existential development manifestation increases in students with age. The revealed regularity is conditioned by the age peculiarities of hardiness manifestation, which increases due to the fact of involvement in educational and professional activity and is accompanied by the experience of existential development - self-realization, self-fulfillment, vocation.

Key words: hardiness, existential development, development factor, students, age stages. References

1. Pashkin, S. B., Korablina, E. P., Lisovskaya, N. B. et al. (2021). "Vzaimosvyaz' lichnostnyh osobennostej i zhiznestojkosti u studentov pedagogicheskogo vuza", Perspektivy nauki i obrazovaniya, № 6 (54), pp. 374-388 (in Russian).

2. Petrosyanc, V. R. (2017). "Osobennosti zhiznestojkosti studentov-psihologov v zavisimosti ot kursa obucheniya", psihologicheskaya nauka i obrazovanie, t. 22, № 6, pp. 109-117 (in Russian).

3. Rasskazova, E. I. (2011). "Psihologicheskie faktory samoregulyacii na raznyh etapah vypolneniya uchebnogo zadaniya", Psihologicheskijzhurnal, t. 32, № 2, pp. 36-47 (in Russian).

4. Leont'ev, D. A., & Rasskazova, E. I. (2011). "Zhiznestojkost' kak sostavlyayushchaya lichnostnogo potenciala", Lichnostnyj potencial: struktura i diagnostika, Smysl, Moscow, 680 p. (in Russian).

5. Klimov, A. A. (2011). "Zhiznestojkost' i ee vzaimosvyaz' s lichnostnymi cennostyami studentov", Vestnik Samarskojgumanitarnoj akademii. Seriya "Psihologiya", № 2(10), pp. 14-23 (in Russian).

6. Loginova, M. V. (2009). "Zhiznestojkost' kak vnutrennij klyuchevoj resurs lichnosti", Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii, № 6, pp. 19-22 (in Russian).

7. Fominova, A. N. (2014). Razvitie zhiznestojkosti uchashchegosya v shkole, Sentyabr', Moscow, 160 p. (in Russian).

8. Frizen, M. A. (2018). "Zhiznestojkost' kak vnutrennij resurs professional'noj deyatel'nosti pedagoga", Or-ganizacionnaya psihologiya, t. 8, № 2, pp. 72-85 (in Russian).

9. Vinichuk, N. V. (2020). "Vyrazhennost' zhiznestojkosti u molodyh lyudej Rossii i Izrailya v situacii samoizolyacii perioda rasprostraneniya koronavirusa", Nacional'nyj psihologicheskij zhurnal, № 3(39), pp. 22-29 (in Russian).

10. Berberyan, A. S. (2023). "Vzaimosvyaz' ekzistencial'noj ispolnennosti i trevozhnosti u molodezhi", Yaro-slavskijpedagogicheskij vestnik, № 2 (131), pp. 109-118 (in Russian).

11. Rakickaya, A. V. (2020). "Svyaz' ekzistencial'noj ispolnennosti i strategij preodolevayuShchego povedeniya u pedagogov", Psihologiya obucheniya, № 3, pp. 72-83 (in Russian).

12. Kulikova, T. I. (2022). "Izuchenie vzaimosvyazi zhiznestojkosti i koping-strategij u studentov raznogo voz-rasta v period pandemii", Nauchno-pedagogicheskoe obozrenie, № 3 (43), pp. 168-175 (in Russian).

13. Kulikova, T. I., & Filippova, S. A. (2022). "Issledovanie adaptacionnogo potenciala v raznyh vorastnyh gruppah studentov v period pandemii", Rossijskij psihologicheskij zhurnal, t. 19, № 1, pp. 6-18 (in Russian).

14. Koryakina, Yu. M. (2015). "Usloviya ispolnennoj zhizni: opisanie i izmerenie ekzistencial'nyh motivacij", Nacional'nyj psihologicheskij zhurnal, № 4(20), pp. 49-65 (in Russian).

15. Nesyna, S. V. (2020). "Dinamika ekzistencial'noj sfery individual'nosti studentov v processe profession-al'nogo pedagogicheskogo obrazovaniya", Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik, № 5(116), pp. 46-52 (in Russian).

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

Поступила в редакцию Received 14.03.24 Получена положительная рецензия Received a positive review 30.04.24

Принята к публикации Accepted for publication 30.04.24 Опубликована Published 30.06.24

ISSN 2304-12DX

9 772304 120241

www.e-koncept.ru

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Куликова Т. И., 2024

977230412024106

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.