Научная статья на тему 'ВОЗРАСТНАЯ ДИНАМИКА ВЫРАЖЕННОСТИ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЙ ИСПОЛНЕННОСТИ У СТУДЕНТОВ'

ВОЗРАСТНАЯ ДИНАМИКА ВЫРАЖЕННОСТИ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЙ ИСПОЛНЕННОСТИ У СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Endless light in science
Ключевые слова
экзистенциальная исполненность / осмысленность жизни / студенты / возрастная динамика.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Куликова Татьяна Ивановна

В статье описывается понятие экзистенциальной исполненности, а также приводятся результаты исследования степени выраженности экзистенциальной исполненности у студентов разного возраста. Вопросы экзистенциального развития студентов в процессе профессионального обучения представляют особый интерес для исследователей с точки зрения изучения личностных свойств, особенностей и ресурсов будущих специалистов. Образование предполагает формирование и развитие человека, способствует его личностному становлению и профессиональной реализации и представляет собой особый экзистенциальный опыт человека. На современном этапе развития общества «экзистенциальные навыки» рассматриваются в числе перспективных компетенций будущего успешного профессионала. В связи с этим вопросы экзистенциального развития студентов в процессе профессионального обучения являются весьма актуальными. Целью статьи является определение степени и различия выраженности экзистенциальной исполненности у студентов разного возраста. В качестве респондентов исследования выступили студенты в возрасте от 18 до 24 лет (n=69). На основе критерия среднего возраста (21 год) испытуемые были разделены на две группы. В эмпирической части исследования использовалась методика «Шкала экзистенции» А. Лэнгле (ESK). Для статистической обработки применялась программа SPSS Statistics 27 (IBM). Исследование показало, что у студентов с возрастом повышается степень выраженности экзистенциальной исполненности. Выявлен разный уровень выраженности показателей экзистенциальной исполненности у студентов в разных возрастных группах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Куликова Татьяна Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВОЗРАСТНАЯ ДИНАМИКА ВЫРАЖЕННОСТИ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЙ ИСПОЛНЕННОСТИ У СТУДЕНТОВ»

ШС 159.99

ВОЗРАСТНАЯ ДИНАМИКА ВЫРАЖЕННОСТИ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЙ ИСПОЛНЕННОСТИ У СТУДЕНТОВ

КУЛИКОВА ТАТЬЯНА ИВАНОВНА

доцент кафедры педагогики и психологии, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, Тула, Россия

Аннотация. В статье описывается понятие экзистенциальной исполненности, а также приводятся результаты исследования степени выраженности экзистенциальной исполненности у студентов разного возраста. Вопросы экзистенциального развития студентов в процессе профессионального обучения представляют особый интерес для исследователей с точки зрения изучения личностных свойств, особенностей и ресурсов будущих специалистов. Образование предполагает формирование и развитие человека, способствует его личностному становлению и профессиональной реализации и представляет собой особый экзистенциальный опыт человека. На современном этапе развития общества «экзистенциальные навыки» рассматриваются в числе перспективных компетенций будущего успешного профессионала. В связи с этим вопросы экзистенциального развития студентов в процессе профессионального обучения являются весьма актуальными. Целью статьи является определение степени и различия выраженности экзистенциальной исполненности у студентов разного возраста. В качестве респондентов исследования выступили студенты в возрасте от 18 до 24 лет (n=69). На основе критерия среднего возраста (21 год) испытуемые были разделены на две группы. В эмпирической части исследования использовалась методика «Шкала экзистенции» А. Лэнгле (ESK). Для статистической обработки применялась программа SPSS Statistics 27 (IBM). Исследование показало, что у студентов с возрастом повышается степень выраженности экзистенциальной исполненности. Выявлен разный уровень выраженности показателей экзистенциальной исполненности у студентов в разных возрастных группах.

Ключевые слова: экзистенциальная исполненность, осмысленность жизни, студенты, возрастная динамика.

Введение. Термин «экзистенция» означает по-настоящему состоявшуюся «полную» или «целостную» жизнь, ее истинную реализацию. Понятие «экзистенциальной исполненности» впервые встречается в трудах В. Франкла для описания качества человеческой жизни. Вслед за В. Франклом австрийский психолог А. Лэнгле рассматривает «целостность» человека как неразрывную связь человека с миром и другими людьми. «Исполненность» - это опыт, представляющий собой внутреннее осознание того, что было сделано или происходит. Это осознание соответствия себя своему собственному окружению и сущности. Следовательно, экзистенциальная исполненность отражает субъективную оценку человеком собственного прошлого, оценку качества своей жизни, т.е. не реальный образ жизни, а свое понимание того, как он живет. Экзистенциальная исполненность выражает внутреннюю гармонию жизни человека, его тождественность своей сущности [5].

Обращаясь к проблемам студенческого возраста, ученые обязательно затрагивают тему образования, представляющую собой особый человеческий опыт существования. На современном этапе развития общества «экзистенциальные навыки» рассматриваются в числе перспективных компетенций будущего успешного профессионала. В связи с этим вопросы экзистенциального развития студентов в процессе профессионального обучения активно изучаются учеными педагогами, психологами [3].

Проблема формирования и развития экзистенциальной сферы, степени выраженности ее компонентов и взаимосвязь с различными психологическими феноменами в процессе профессионального обучения студентов представляет собой актуальное и перспективное

ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"

направление исследований. Современные исследователи изучают различные аспекты проблемы жизнестойкости и экзистенциальной исполненности. Понятие экзистенциальной исполненности описывает качество жизни и успешность человека [1; 4]. Согласно А. Лэнгле, степень выраженности экзистенциальной исполненности характеризует отношение человека к окружающему миру, которое наполнено смыслом и приближает человека к исполнению своей сущности. Если у человека высокий уровень экзистенциальной исполненности, это означает, что его жизнь имеет много смыслов, что он живет в соответствии со своими ценностями, внутренней гармонией, что его решения и действия соответствуют его сущности и что через эти решения и действия он вносит себя в этот мир.

1. Поиск смысла жизни является важнейшей особенностью развития в юношеском возрасте, к которому относится и период студенчества. В этом возрасте перед юношами и девушками встают жизненно важные вопросы профессионального и личностного становления, формирования мировоззрения и нравственно-этических норм, расширения ценностно-смысловой сферы. Оптимальное решение этих задач не только способствует пониманию смысла жизни, но и помогает сформировать конструктивный подход к решению жизненных проблем [2].

В качестве гипотезы было выдвинуто предположение, что степень выраженности экзистенциальной исполненности у студентов имеет возрастные различия. В своем исследовании мы остановились на понимании экзистенциальной исполненности как субъективного переживания человеком качества своей жизни, своей успешности в ней [1].

Цель статьи - определить степень и различия выраженности экзистенциальной исполненности у студентов разного возраста.

В соответствии с целью и гипотезой были поставлены следующие задачи:

- изучить особенности экзистенциальной исполненности студентов в разные возрастные периоды;

- выявить и описать возрастные особенности динамики изменения показателей экзистенциальной исполненности у студентов.

Материалы и методы исследования. Выборку составили студенты в возрасте от 18 до 24 лет (n=69). В эмпирической части исследования использовалась методика «Шкала экзистенции» А. Лэнгле (ESK). Методика разработана на основе теории экзистенциального анализа А. Лэнгле и позволяет выявить результаты экзистенциальной исполненности человека с точки зрения его субъективной оценки собственной жизни. В зависимости от уровня выраженности экзистенциальной исполненности мы можем судить о том, как человек осмысливает свою жизнь, насколько он гармоничен с самим собой, соответствуют ли его решения и действия его интересам и потребностям, а также о том, сможет ли он привнести в жизнь что-то новое и позитивное. В зависимости от уровня выраженности экзистенциальной исполненности мы можем судить о том, как человек осмысливает свою жизнь, насколько он гармоничен с самим собой, соответствуют ли его решения и действия его интересам и потребностям, а также о том, сможет ли он привнести в жизнь что-то новое и позитивное.

Результаты исследования. Студенты, участвующие в исследовании, были разделены на две группы по возрасту. Критерием разделения испытуемых на две группы является средний возраст (21 год). Таким образом, первую группу составили студенты в возрасте (<21), вторую группу - в возрасте (>22). С помощью программы обеспечения SPSS Statistics 27 (IBM) была проведена статистическая обработка данных, расчет среднего значения (M), стандартного отклонения (SD), медианы (Me), описательного анализа значимых результатов по шкале экзистенции двумя способами с использованием параметрического и непараметрического тестов корреляционного и регрессионного анализа. Установлено, что между двумя экспериментальными группами (<21 и >22) наблюдаются различия в показателях субшкал (p-значение <0,001) (табл.1).

Таблица 1 . Средние значения показателей шкал экзистенции на выборке (n=69) с разделением на возрастные группы

ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"

Название шкалы Mean±SD p-значение t-критерий p-значение U-критерий

(n=69) <21 >22

Самодистанцирование 30,10±7,0 27,49±6,4 34,42±5,8 <0,001 <0,001

Самотрансценденция 64,32±10,7 62,70±11,1 67,00±9,6 <0,001 <0,001

Свобода 41,65±9,6 39,09±8,7 45,88±9,6 <0,001 <0,001

Ответственность 42,62±8,0 41,74±7,1 44,08±9,2 <0,001 <0,001

Персональность 91,68±15,1 88,53±14,8 96,88±14,6 <0,001 <0,001

Экзистенциальность 84,83±15,8 80,58±14,9 91,85±14,9 <0,001 <0,001

Исполненность 178,04±29,2 168,95±27,6 193,08±25,6 <0,001 <0,001

Анализ средних значений шкал экзистенции (таблица 1) позволяет сделать вывод о том, что наибольшие различия между возрастными группами обнаружены по показателям персональности (г=0,344), экзистенциальности (г=0,347) и исполненности (г=0,403). Так, студентов возрастной группы <21 характеризует повышенная готовность психосоматически реагировать на жизненные проблемы. Это может объясняться личностной незрелостью испытуемых. Студентам возрастной группы >22 в большей степени свойственна эмоциональная отзывчивость, внутреннее переживание и сочувствие. Заниженный показатель экзистенциальности в группе <21 указывает на то, что студенты могут проявлять неуверенность в принятии решений и осознания своего «экзистенциального места». Увеличение данного показателя в группе >22 свидетельствует о том, что студенты полны большей решимости принимать ответственность за свою жизнь. Низкий показатель исполненности в группе <21 указывает пока еще на неисполненную экзистенцию, нерешительность и стесненность. В группе >22 выраженность экзистенциальной исполненности относится к среднему уровню, что характеризуется способностью испытуемых адекватно оценивать внешние ситуации, принимать самостоятельные решения, брать на себя ответственность за свою жизнь.

<= 21 22+ Возраст

Рис. 1. Выраженность экзистенциальной исполненности в группах студентов разного

возраста

Сравнив данные двух групп по распределению средних значений и доверительного интервала по шкале «исполненность», наблюдаем сосредоточенность большего числа студентов группы >22 в диапазоне от 185,0 до 215,0, тогда как основная часть возрастной группы студентов <21 располагается в границах «ящика» от 130,0 до 217,0 (Рис. 1).

Для определения возрастной динамики развития и становления экзистенциальной исполненности мы применили регрессионную модель (без разделения на группы), характеризующую нелинейное изменение показателя исполненности (Рис. 2).

Рис. 2. Регрессионная модель зависимости экзистенциальной исполненности от возраста (без

разделения на группы)

Нами установлено, что период от 18 до 21 года протекает со значительным ростом показателя исполненности, в то время как период от 22 до 24 лет можно охарактеризовать как относительно стабильный. В возрастной группе испытуемых >22 наблюдается подъем и в дальнейшем плавное повышение и исполненности. Полученный результат, с нашей точки зрения, акцентирует то, что испытуемые данной возрастной группы являются студентами-выпускниками и магистрантами, т.е. готовыми посвятить себя выбранной профессии, а сама профессиональная деятельность сопровождается переживанием экзистенциальной исполненности - самореализации, самоосуществления, призвания. Такой человек чувствует, что он занимается своим делом и находится на своём месте в жизни. Наиболее критическими возрастами являются 19 и 21 год.

Заключение. В результате теоретического анализа рассмотрены подходы к изучению экзистенциальной исполненности, определены взгляды современных исследователей на содержательные характеристики данного феномена. Установлено, что экзистенциальная удовлетворенность жизнью человека тесно связана с его мироощущением и убеждениями относительно смысла жизни и процесса его поиска в окружающем мире. Исследование показало, что у студентов с возрастом повышается степень выраженности экзистенциальной исполненности. Более высокие показатели экзистенциальной исполненности наблюдаются у студентов возрастной группы >22. Если уровень экзистенциальной исполненности высокий, это означает, что жизнь человека имеет много смыслов, что он живет в соответствии со своими ценностями и в своей внутренней гармонии, что его решения и действия соответствуют его сущности, и что через эти решения и действия он вносит себя в этот мир.

2. Эмпирическое исследование выявило, что показатели экзистенциальной исполненности у студентов в разных возрастных группах имеют разный уровень выраженности. Значения показателей экзистенциальной исполненности тем выше, чем старше по возрасту респонденты. Более высокие показатели экзистенциальной исполненности наблюдаются у студентов возрастной группы >22. В этот период исполненность повышается за счет факта вовлеченности в учебно-профессиональную деятельность и сопровождается переживанием экзистенциальной исполненности -самореализации, самоосуществления, призвания.

Полученные результаты позволяют утверждать, что гипотеза нашего исследования подтвердилась. Степень выраженности экзистенциальной исполненности у студентов имеет возрастные различия. Экзистенциальная исполненность жизни увеличивается пропорционально возрасту и свидетельствует о формировании взрослости студентов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Берберян А.С. Взаимосвязь экзистенциальной исполненности и тревожности у молодежи // Ярославский педагогический вестник. 2023. № 2 (131). С. 109-118.

2. Куликова Т.И. Смысложизненные ориентации и копинг-стратегии девушек разного студенческого возраста // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. 2023. № 3. С.53-61.

3. Пашкин С.Б., Кораблина Е.П., Лисовская Н.Б., Бражник Е.И., Иконникова Г.Ю. Взаимосвязь личностных особенностей и жизнестойкости у студентов педагогического вуза // Перспективы науки и образования. 2021. № 6 (54). С. 374-388.

4. Ракицкая А.В. Связь экзистенциальной исполненности и стратегий преодолевающего поведения у педагогов // Психология обучения. 2020. № 3. С. 72-83.

5. Солодовик Е.В. Условия экзистенциальной исполненности в экзистенциальной аналитической теории А. Лэнгле // Ученые заметки ТОГУ. 2019. Т. 10. № 2. С. 534-538.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.