Научная статья на тему 'ВЗАИМОСВЯЗЬ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ К ДОСТИЖЕНИЮ ЖИЗНЕННЫХ ЦЕЛЕЙ У ЛЮДЕЙ РАННЕГО ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА'

ВЗАИМОСВЯЗЬ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ К ДОСТИЖЕНИЮ ЖИЗНЕННЫХ ЦЕЛЕЙ У ЛЮДЕЙ РАННЕГО ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
149
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИЛА ВОЛИ / ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕЛИ / МОТИВАЦИЯ / РАННЯЯ ВЗРОСЛОСТЬ / СМЕЛОСТЬ / РЕШИТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Власова Екатерина Викторовна

Динамика нашего общества требует от людей смелости и решительности для того, чтобы достигать жизненных и профессиональных целей. Каждому человеку нужна конкретная цель. Среди основных факторов, влияющих на выбор жизненной цели, выделяют личные черты индивида и предрасположенность подвергаться чужому мнению и давлению. Предполагается, что на выбор жизненной цели влияет Интернет и СМИ - именно этот фактор особенно сильно оказывает влияние на несформировавшихся и сильно подверженных чужому мнению личностей. Человек является личностью с индивидуальными запросами, потребностями, целями, которые в течение жизни трансформируются. Возникает потребность в регулярной постановке целей, для достижения которых необходимо прикладывать усилия, поэтому эта тема актуальна в практическом плане. К сожалению, множество людей имеют сложности с прогнозированием своей жизни и, зачастую, даже не задумываются над этим.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Власова Екатерина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERCONNECTION OF VOLITIONAL QUALITIES WITH THE LIFE GOALS ACHIEVEMENT IN PEOPLE OF EARLY ADULTHOOD

The dynamics of our society require people to have the courage and determination to achieve life and professional goals. Each person needs a specific goal. Among the main factors influencing the choice of a life goal are the personal traits of the individual and the predisposition to be subject to others' opinions and pressures. It is assumed that the choice of life purpose is influenced by the Internet and the media - this factor has a particularly strong influence on the unformed and highly susceptible to the opinion of others. A person is a personality with individual requests, needs, goals, which are transformed in the course of life. There is a need for regular goal-setting, for which efforts should be made to achieve, so this topic is relevant in practical terms. Unfortunately, many people have difficulties in forecasting their lives and, often, do not even think about it.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОСВЯЗЬ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ К ДОСТИЖЕНИЮ ЖИЗНЕННЫХ ЦЕЛЕЙ У ЛЮДЕЙ РАННЕГО ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА»

Взаимосвязь волевых качеств к достижению жизненных целей у людей раннего зрелого

возраста

Interconnection of volitional qualities with the life goals achievement in people of early

adulthood

Власова Екатерина Викторовна

Магистрант Московский институт психоанализа Россия, Москва petrova. 1996@yandex.ru

Vlasova Ekaterina Viktorovna

Master's student Moscow Institute of Psychoanalysis Russia, Moscow petrova.1996@yandex.ru

Аннотация.

Динамика нашего общества требует от людей смелости и решительности для того, чтобы достигать жизненных и профессиональных целей. Каждому человеку нужна конкретная цель. Среди основных факторов, влияющих на выбор жизненной цели, выделяют личные черты индивида и предрасположенность подвергаться чужому мнению и давлению. Предполагается, что на выбор жизненной цели влияет Интернет и СМИ — именно этот фактор особенно сильно оказывает влияние на несформировавшихся и сильно подверженных чужому мнению личностей.

Человек является личностью с индивидуальными запросами, потребностями, целями, которые в течение жизни трансформируются. Возникает потребность в регулярной постановке целей, для достижения которых необходимо прикладывать усилия, поэтому эта тема актуальна в практическом плане.

К сожалению, множество людей имеют сложности с прогнозированием своей жизни и, зачастую, даже не задумываются над этим.

Annotation.

The dynamics of our society require people to have the courage and determination to achieve life and professional goals. Each person needs a specific goal. Among the main factors influencing the choice of a life goal are the personal traits of the individual and the predisposition to be subject to others' opinions and pressures. It is assumed that the choice of life purpose is influenced by the Internet and the media - this factor has a particularly strong influence on the unformed and highly susceptible to the opinion of others.

A person is a personality with individual requests, needs, goals, which are transformed in the course of life. There is a need for regular goal-setting, for which efforts should be made to achieve, so this topic is relevant in practical terms.

Unfortunately, many people have difficulties in forecasting their lives and, often, do not even think about it.

Ключевые слова: сила воли, жизненные цели, мотивация, ранняя взрослость, смелость, решительность.

Key words: willpower, life goals, motivation, early adulthood, courage, determination.

Динамика нашего общества требует от людей смелости, решительности для того, чтобы достигать жизненных и профессиональных целей. Определенная цель является неотъемлемой частью самого человека. Нужно подходить ответственно и организованно к определению своих жизненных целей. Затрагивая вопрос факторов, которые могут повлиять на выбор жизненной цели, среди основных наблюдаются личные черты индивида и подверженность чужому мнению, давлению. Существует предположение, что на выбор жизненной цели может повлиять Интернет и средства массовой информации. Этот фактор, главным образом, может оказать влияние на несформировавшихся, либо сильно подверженных чужому мнению личностей.

Так как человек - личность многогранная, в процессе жизни может происходить пересмотр жизненных целей. В этом случае возникает потребность в постановке новых целей. Для достижения целей необходимо прикладывать усилия, поэтому эта тема актуальна в практическом плане.

К сожалению, множество людей имеют сложности с прогнозированием своей будущей жизни, зачастую, они даже не задумываются над этим.

Вопросам формирования трудовых жизненных целей, профессиональной ориентации и жизненного самоопределению молодежи уделяют внимание А.В. Андреенкова, А.И. Вишняк, Ф.Ю. Гогоберидзе, Е.И. Головаха, О. А. Голубкова, Я.В. Дидковская, А.А. Матуленис, В.Г. Немировский, В.Т. Лисовский, Н.А. Лоншакова, Г.И. Осадчая, В.Л. Оссовский, О.М. Родионова, Л.Я. Рубина, М.Н. Руткевич, Э.А. Саар, М.Х. Титма, Н.О. Томилина, Ф.Р. Филиппов, В.Е. Хмелько, Г.А. Чередниченко, Н.Н. Чурилов, В.Н. Шубкин, М.С. Яницкий.

Проблемы формирования смысложизненных ориентаций, жизненных целей и стратегий молодежи представлены в работах К.А. Абульхановой-Славской, В.И. Зубкова, Ю.А. Зубок, В.Ф. Левичевой, Н.Ф. Наумовой, Е.Л Омельченко, Р. Пехунен, Т.Е. Резник, Ю.М. Резника, Е.А. Смирнова, Н.Д. Сорокиной, В.И. Чупрова и др. [51, с. 104].

Мы наблюдаем, как в рамках относительно единого методологического подхода (деятельностного), на общем теоретическом фундаменте были разработаны различные представления о смысложизненных парадигмах и смысловой сфере личности. Роднит описанные нами взгляды отечественных исследователей немногое:

- отношение к категории смысла жизни как к одному из важнейших понятий аналитической психологии;

- представление о становлении смысложизненных парадигм как об одном из наиболее значимых условий становления личности; [34]

Нами был проведен сравнительный анализ отечественных и зарубежных психологов, мы пришли к следующим выводам:

- оба подхода относятся к категории смысла жизни как к одному из наиболее важных понятий аналитической психологии;

- смысл жизни является высшей интегративной основой личности.

В нашей работе мы будем рассматривать следующее определение жизненных целей, выведенное С.Л. Рубинштейном: на протяжении жизни у человека складывается общее отношение к её целям, в котором проявляется синтез прошлого, настоящего и будущего, формируются установки и целевые ориентиры.

Достижение жизненных целей напрямую связано с наличием волевых качеств у индивида. Если волевые качества не сильно развиты, то цель может быть достигнута не в срок, либо не достигнута вовсе. [1, с. 2]

Активные исследования феномена воли и волевых качеств, как ее проявлений в отечественной науке ведутся с начала ХХ века. Наиболее известными в настоящее время являются работы А.И. Высоцкого, Е.П. Ильина, В.А. Иванникова, В.К. Калина, А.Ф. Лазурского, Б.Ф. Ломова, А.Г. Маклакова, Р.С. Немова, А.К. Осницкого, А.В. Петровского, И.К. Петрова, А.Ц. Пуни, С.Л. Рубинштейна, В.И. Селиванов, В.Н. Соколенко, И.В. Страхова, С.И. Хохлова, В.Л. Хайкина, О.В. Шишовой, Т.И. Шульги, Э.В. Эйдмана и др.

В работах В.И. Селиванов, А.К. Осницкий рассматриваются отдельные волевые качества; волевые усилия рассматриваются в работах В.А. Иванникова, В.Л. Хайкина; волевые качества людей разных профессиональных и возрастных групп рассматривают А.В. Петровский, В.Н. Соколенко; выявляется связь волевых проявлений с другими психологическими процессами - мышлением в трудах В.Н. Казанцева, В.В. Находкин, вниманием в трудах Т.С. Коноревой, С.И. Хохлова, эмоциями - Т.И. Шульги; сущностью воли как личностным феноменом и фактором жизнедеятельности человека занимались Е.П. Ильин, В.К. Калин; теоретические и методологические основы исследования волевых проявлений изучали Р.В. Ершова, М.А. Макарушкина, А.Ш. Мкрытычан; генезис становления сильной воли - А.Г. Маклаков, К. Макгонигал, А.К. Осницкий; структура волевого усилия - Ю.Я. Горбунов, С.Г. Занин. [34, с. 4]

Период ранней взрослости очень важный этап в становлении личности. Основными жизненными задачами становятся овладение профессией и создание семьи. Непосредственное влияние на это оказывают волевые качества и именно от их развитости зависит успешное достижение целей, которые окажут влияние на всю их дальнейшую жизнь. [44, с. 169]

Несмотря на то, что про волевые качества писали многие ученые, мы пришли к выводу, что нет чёткой значимости особенностей и волевых качеств ранней зрелости.

В целом, анализ зарубежной и отечественной литературы показал, что понятия волевые качества и воля изучены достаточно глубоко, зависимость жизненных целей и силы воли обозначена в теоретическом аспекте. Существует противоречие между большой изученностью в теоретическом плане и недостаточностью применения на практике технологий по достижению жизненной цели с учетом уровня развития воли и волевых качеств у людей в ранней зрелости. В нашей работе мы будем опираться на следующее определение воли, принадлежащее В.И. Селиванову: «Воля - это качественно особое психическое образование, позволяющее личности как субъекту сознания, опираясь на запас мотивационных установок, избирательно и целенаправленно определять свои решения и действовать с учетом необходимости.» Мы будем рассматривать следующие волевые черты: инициативность, смелость, решительность, потому что именно они в ранней зрелости имеют отношение к достижению жизненных целей.

Целью нашего исследования является выявление взаимосвязи силы воли и достижение жизненных целей в ранней зрелости, разработка авторской программы с использованием коуч-технологий по эффективному достижению жизненных целей.

В качестве объекта в нашем исследовании выступают жизненные цели.

Далее был выделен предмет нашего исследования. Им являются особенности волевых качеств у людей раннего зрелого возраста в процессе достижения жизненных целей.

Мы предполагаем, что существует взаимосвязь между уровнем развития волевых качеств и постановкой жизненных целей у людей ранней зрелости. Это является гипотезой нашего исследования.

Исследование предполагает решение следующих задач:

1. Проанализировать основные подходы к определению понятий «воля» и «волевая регуляция» в отечественной и зарубежной психологии;

2. Проанализировать исследования закономерностей достижения жизненных целей и функционирования волевой регуляции в отечественной и зарубежной психологии;

3. Рассмотреть основные закономерности развития волевой регуляции в раннем зрелом возрасте;

4. Провести диагностику взаимосвязи достижения жизненных целей и волевых качеств у людей раннего зрелого возраста.

5. Разработать программу и провести формирующий эксперимент в контрольной и экспериментальной группах и на основание полученных результатов сделать выводы.

В исследовании приняло участие 70 человек в возрасте от 20 до 35 лет. Исследование проводилось с использованием технологий удаленной групповой работы (Google-Forms, Zoom).

Под ранней зрелостью мы будем подразумевать возраст от 20 до 35 лет, опираясь на периодизацию Д. Векслера.

Нами были использованы следующие методы исследования: теоретические: анализ, синтез и обобщение материала по теме исследования; практические: тестирование, опрос, методы количественной и качественной обработки данных.

Согласно выделенным объекту и предмету мы подобрали следующий диагностический аппарат: методика «Уровень смелости» Е.П. Ильина и Е.К.Фещенко; методика «изучения Решительности» И. П. Петяйкина; методика «Ценностные ориентиры» М. Рокича; методика «Изучение образа возможного будущего» В.Н. Петрова.

Теоретическая значимость состоит в изучении взаимосвязей и влияния волевых качеств на достижение жизненных целей, а также описание существующих коучинговых технологий, применимых для достижения жизненных целей.

На констатирующем этапе мы сделали следующие выводы: значимых различий не было выявлено, ценности в контрольной и экспериментальной группах примерно одинаковые.

Нами была разработана программа, основная на мотивационном подходе, которая нашла свое применении на формирующем этапе исследования. Продолжительность программы 3 месяца, в программе были задействованы коучинговые технологии.

Анализ результатов контрольного эксперимента показал, что есть значительные различия между контрольной и экспериментальной группой по всем показателям временной жизненной перспективы: смысловая жизненная перспектива, уровень самосознания, социальная зрелость, временная и жизненная перспектива. Также выявлены значимые различия по показателям решительности и смелости.

Критерий Вилкоксона был использован для парных выборок для проверки гипотезы о значимости различий показателей жизненных перспектив, решительности, смелости и оценки ценностных ориентаций в экспериментальной группе до и после прохождения коучинговой программы. Вилкоксон показал значимость полученных изменений в контрольной и экспериментальной группах.

Таблица 1. Анализ различий средних показателей жизненных перспектив, решительности, смелости и приоритетных _ ценностях у респондентов экспериментальной группы до и после коучинговой программы

Методика Показатель Среднее значение Значение W Вилкоксона р уровень значимост и

До После

Временная жизненная перспектива Смысловая жизненная перспектива 3,55 4,45 -2,58** 0,01

Уровень самосознания 4,00 4,85 -3,75** 0,00

Социальная зрелость 5,73 6,64 -5,17** 0,00

Продолжение таблицы 3

Методика Показатель Средние значение Значение W Вилкоксона Р

До После

Временная жизненная перспектива 7,67 9,52 -3,58** 0,00

Уровень решительности 10,09 11,88 -0,38** 0,70

Уровень смелости 7,64 9,76 -4,56** 0,00

М.Рокич Инструментальные ценности Аккуратность 0,00 0,00 0,00 1,00

Воспитанность 0,03 0,03 0,00 1,00

Высокие запросы 0,09 0,06 -1,41 0,16

Жизнерадостность 0,06 0,03 -,447с 0,65

Исполнительность 0,06 0,06 0,000 1,00

Независимость 0,00 0,00 0,000 1,00

Нетерпимость к недостаткам 0,06 0,03 -0,447 0,65

Образованность 0,09 0,09 0,000 1,00

Отвественность 0,06 0,06 0,000 1,00

Рационализм 0,00 0,00 -1 0,32

Самоконтроль 0,09 0,12 -0,302 0,76

Смелость 0,09 0,15 -0,707 0,48

Твердая воля 0,06 0,09 0-,577 0,56

Терпимость 0,06 0,06 -00,577 0,56

Честность 0,06 0,03 -0,577 0,56

Чуткость 0,06 0,03 -0,816 0,41

Широта взглядов 0,03 0,06 0,000 1,00

Эффективность в делах 0,09 0,09 -0,58 0,56

Продолжение таблицы 3

Методика Показатель Среднее значение Значение W Вилкоксона р

До После

М.Рокич Терминальные Активная деятельная жизнь 0,09 0,03 -1,41 0,157

ценности Жизненная мудрость 0,03 0,06 -0,58 0,56

Здоровье 0,18 0,06 -1,9 0,051

Интересная работа 0,06 0,06 0,000 1

Красота природы и искусства 0,00 0,00 0,000 1

Любовь 0,12 0,06 -1,414 0,157

Материально обеспеченная жизнь 0,06 0,12 -1,414 0,157

Общественное признание 0,09 0,09 0,000 1

Познание 0,06 0,06 0,000 1

Продуктивная жизнь 0,09 0,09 0,000 1

Развитие 0,09 0,09 0,000 1

Развлечения 0,06 0,03 -1,000 0,317

Свобода 0,00 0,03 -1,000 0,317

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Счастливая семейная жизнь 0,06 0,06 0,000 1

Счастье других 0,00 0,00 ,000с 1,000

Творчество 0,03 0,03 ,000с 1,000

Уверенность в себе 0,06 0,12 -1,414b 0,157

Наличие хороших и верных друзей 0,06 0,03 -,577a 0,564

Примечание: ЭГ - экспериментальная группа; КГ - контрольная группа * Различия достоверны на уровне значимости p <0,05 ** Различия достоверны на уровне значимости p <0,01

Полученные результаты эмпирического исследования могут быть использованы психологами и коучами в построении тренинговых программ и несут в себе практическую значимость.

Научная новизна так же присутствует в исследовании, нами обобщен подход к пониманию и определение жизненных целей.

Список используемой литературы:

1. Абдулахатов, А. Р. Образование, развитие и физическое воспитание в дидактических процессах [Текст] / А. Р. Абдулахатов, М. Ш. Яхшиева, Каримова Н. О. кизи // Образование и воспитание, 2016. - №1 (6). - 124 с.

2. Машинистов А. В. Проблема смысложизненных ориентаций личности в истории психологии [Текст] / Машинистов А. В. // Горловка: Гуманитарный вестник, 2019. - С. 70-74.

3. Сидоренко С. А. Профессионально-личностное самоопределение учащихся в условиях допрофессионального педагогического образования [Текст]: дис. канд. пед. наук / Сидоренко С. А. -Владикавказ, 2004. - 189 с.

4. Шляпников В.Н. Воля: потерянное звено современной зарубежной психологии [Текст] / Шляпников В.Н. // Экспериментальная психология, 2022. - Т. 15. - № 1. - С. 72-87.p bizkit rollin live

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.