ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 33 ББК 65
ВЗАИМОСВЯЗЬ УЧЕТНО-ФИНАНСОВОЙ ИНФОРМАЦИИ С УПРАВЛЕНИЕМ ЭКОНОМИЧЕСКИМ СУБЪЕКТОМ
АНГЕЛИНА ФЕДОРОВНА ДЯТЛОВА,
доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и бухгалтерского учета Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя Научная специальность 08.00.12 — бухгалтерский учет, статистика
E-mail: [email protected] Рецензент: кандидат экономических наук, профессор Ф.И. Васькин
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Рассмотрены проблемы учетно-финансового информационного обеспечения управленческой деятельности экономического субъекта и их взаимосвязи. Представлены основные аспекты формирования учетной информации, ее использования в системе управления и их взаимосвязи с системой регулирования производственной деятельности экономических субъектов.
Ключевые слова: учетно-финансовая информация, планирование, бюджетирование, управленческие решения, бюджет (смета).
Annotation. The article is devoted to problems of accounting and financial information support the management activities of the economic entity and their relationships. The main aspects of formation of accounting information, its use in the management system and their interaction with the control system of the production activity of economic entities.
Keywords: accounting and financial information planning, budgeting, management decisions, budget (cost estimate).
Информация представляет собой сведения, содержащиеся в сообщениях, принятые, понятные и оцененные как полезные для решения тех или иных управленческих задач, а также предотвращения и устранения негативных явлений в хозяйственной деятельности экономического субъекта.
Учетно-финансовая информация охватывает следующие основные группы объектов:
1) сведения о конечном продукте и его качестве;
2) данные о технологии и организации производства;
3) расчетные и фактические данные о сроках наполнения работ и о количестве и качестве производимой продукции;
4) сведения о планируемых и фактических затратах на производство продукции экономического субъекта.
Данная информация является предметом сбора, преобразования, передачи, обработки, хранения, поиска и представления. С ее помощью решаются задачи, связанные с планово-экономической, учетно-финансовой, административно-управленческой и хозяйственной деятельностью экономического субъекта.
Источниками информации являются: бухгалтерский финансовый учет, бухгалтерский управленческий учет, налоговый учет и статистический учет.
Наибольший удельный вес в управлении занимает учетно-финансовая информация. Она характеризует конкретные факты хозяйственной жизни, состояние производственной и административно-хозяйственной деятельности экономического субъекта.
Классификация учетно-финансовой формации возможна по следующим признакам:
1) отношению к экономическому субъекту — входящая и исходящая;
2) срочности принятия решения — требующая непременного вмешательства и не требующая срочного вмешательства;
3) сложности — простая, представленная в показателях первичных документов и сложная (расчетно-аналитическая) — оценка рентабельности, производительности труда и др.;
4) фазам кругооборота воспроизводства хозяйственных средств — производство, распределение, потребление;
5) элементам производства — о трудовых ресурсах, о средствах и предметах труда, о продукции и услугах;
6) отраслям — сельское хозяйство, промышленность, строительство и др.;
7) истинности — достоверная и недостоверная;
8) полезности — полезная и бесполезная;
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
9) полноте отражения объектов и процессов — достаточная, недостаточная, избыточная;
10) времени отражения — о прошлых, текущих и будущих событиях;
11) способу участия в обработке — условно постоянная и переменная;
12) стадиям обработки — первичная, промежуточная, результатная;
13) форме представления — документ, показания приборов, устная речь, таблицы и др.
Классификационные признаки непрерывно расширяются. Это углубляет знания в информации, т.е. дает информацию об информации. Каждый объект управления неисчерпаем по своим свойствам и может быть охарактеризован мерами этих свойств. Но максимально детализируя информацию об объекте управления, следует жестко придерживаться принципов достоверности, качества, полноты, рациональности и экономичности бухгалтерского учета.
Каждый показатель, с одной стороны, определяет количественную сторону процесса, а с другой, — дает ему качественную характеристику, указывает время и место его совершения. Количественная характеристика выражается только в цифровой форме (натуральные измерители), а качественная—может быть представлена в алфавитно-стоимостной форме (денежный измеритель и пояснения). Следовательно, показатель учетной информации представляет собой определенную совокупность, содержащую количественную и качественную характеристику данного процесса или явления.
По временному признаку процесс управления реализует следующие основные функции:
♦ планирование будущей деятельности экономического субъекта;
♦ наблюдение за текущей деятельностью для регулирования отклонений от программы;
♦ анализ прошлой и текущей деятельности с целью выработки рекомендаций для будущей деятельности.
Учетная информация в системе управления обеспечивает обратную связь управляемого объекта с управляемым путем своевременного, достоверного, сплошного, непрерывного и полного отражения всех стадий производственно-хозяйственной и другой деятельности управляемого объекта. Она является обязательной предпосылкой контроля и анализа производственной деятельности, использования трудовых, материальных, финансовых и других ресурсов, выбора и принятия решений (рис. 1).
Производство
Планирование (бюджетир ование)
Управляющая система
Учет
Анализ
Контроль
- Прямая связь
■ Обратная связь
Рис. 1. Виды взаимосвязей информации в системе управления
Из рис. 1 видно, что информация представляет неотъемлемую часть процесса управления, являясь средством связи управляемого объекта с управляющим, обмен информацией между управляющими и производственными объектами выполняется с помощью системы, осуществляющей прямую (планирование) и обратную (учет) связь. Учет является подсистемой, где формируется информация о результатах производства и системы управления им, он синтезирует и дает сведения, необходимые для устранения всех негативных факторов и поддержания устойчивого равновесия всей производственной системы, создает условия для эффективного выполнения функций управления.
Одной из основных целей, стоящих перед учетом, является обеспечение скорости подготовки необходимой управленческой информации, превышающей скорость изменения состояния регулируемых параметров производства. Информация должна представляться своевременно, чтобы можно было повлиять на события в процессе производства, чтобы ею можно было пользоваться непосредственно для принятия оперативных мер.
Здесь возможны различные виды контроля информации о производственных нарушениях и их воздействии на конечный производственный результат. Например, внутри системы имеет место нарушение (Н), воздействующее на производственную систему (ПС) и регулирующую систему (РС) (рис. 2).
В первом варианте информация о нарушениях (Н) поступает в производственную систему (ПС) и регулятору (РС). Регулятор (РС) принимает первичную информацию о нарушениях и с ее помощью одновременно воздействует на производственную систему и позволяет своевременно устранять про-
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
Н
ПС
П
РС
ПР
2.
3.
Н^—► ПС
и
РС
Н-► ПС-
П
РС
ПР
ПР
Рис. 2. Способы регулирования производственных процессов
изводственные нарушения без искажения производственного результата.
Во втором варианте регулятор информируется непосредственно через производственную систему и воздействует на нее.
В третьем и наименее благоприятном случае регулятор получает информацию о производственном результате (ПР) в конце производства, т.е. с соответствующим опознанием о влиянии на регулируемое пространство, что позволяет устранению нарушений лишь в последующих процессах производства.
Действующая система информации в большинстве случаев относится последнему, наименее благоприятному типу регулирования.
Для устранения недостатков в системе регулирования производственной деятельностью необходимо, чтобы1 информационная система экономического субъекта обеспечивала получение максимума производной информации из минимума исходных данных, оперативно и достоверно обслуживала все хозяйственные процессы и быша приспособленной к комплексной обработке всех показателей, необходимых руководству для принятия оперативных управленческих решений.
Эффективность управленческих решений обеспечивается функцией обратной связи в бухгалтерском учете, суть которой заключается в том, что, с одной стороны, данные бухгалтерского учета являются исходной информацией для планирования, а с другой стороны, при помощи данных бухгалтерского учета осуществляется контроль за выполнением плановых показателей. В свою очередь, планирование, как и учет, является одной из функций управления и представляет собой совокупность действий в настоящем и будущем, направленных на рациональное использование ресурсов с целью получения доходов. Соответ-
ственно, рациональная деятельность экономического субъекта невозможна без эффективного планирования и контроля за исполнением планов. А в основе планирования и контроля лежит анализ информации, предоставляемой бухгалтерским учетом.
В современных условиях хозяйствования разделение учетной информации на информацию, представляемую бухгалтерским финансовым и бухгалтерским управленческим учетами, стало необходимым условием развития экономического субъекта.
Общая схема формирования и использования учетно-финансовой информации приведена в табл. 1.
Важным моментом выщеления в подсистему управленческого учета является постановка бюджетирования. Бюджетирование следует рассматривать, во-первых, как инструмент планирования, во-вторых, как элемент управления экономическим субъектом, в-третьих, как метод распределения экономических ресурсов экономического субъекта. Таким образом, бюджетирование есть процесс принятия управленческих решений с целью получения доходов в будущем на основе достоверной учетно-аналитической информации, предоставляемой бухгалтерским учетом, и систематической обработки этой информации с помощью метода бухгалтерского учета и экономического анализа. С помощью бюджетирования экономический субъект определяет возможность и целесообразность притока и оттока капитала. Эффективность бюджетирования зависит от состояния текущего контроля за исполнением разработанных бюджетов, анализа причин отклонений фактических показателей от бюджетных.
Основным элементом бюджетирования является — бюджет (смета). Бюджет (смета) — это план, представленный в денежном измерителе, разработанный до наступления текущего периода и показывающий доходы и расходы экономического субъекта в будущем, а также, какую прибыль получит экономический субъект при реализации того или иного бюджета.
Основная цель бюджетирования экономического субъекта заключается, во-первых, в координации, адресности и оценке затрат, во-вторы1х, в выивлении рисков и снижении их уровня, в-третьих, в выявлении скрыпых угроз нерационального использования ресурсов и их предотвращения, в четвертых, в повышении гибкости и приспособленности к изменениям рышоч-ной экономики. Объектом бюджетирования вступает бизнес как вид или сфера деятельности.
1.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
Формирование и использование учетно-финансовой информации
Таблица I
Этапы формирования информации Стадии формирования информации
1 2
Составляются планы: - прогнозный баланс; - стратегический баланс; - плановый баланс; - бюджеты; - текущий баланс; - оперативный баланс. Планирование
Проводится анализ: - экспресс; - комплексный. Экономический анализ
Осуществляется контроль: - внутренний; - внешний. Контроль
Принятие экономических решений Регулирование деятельности
Пользователи: - внешние; - внутренние. Потребители информации
Составление отчетности: - бухгалтерской управленческой; - бухгалтерской финансовой; - налоговой; - статистической. Отчетность
Составляются: - главная книга; - оборотно-сальдовый баланс. Балансовое обобщение
Составляются учетные регистры: - бухгалтерского финансового учета; - налогового учета; - бухгалтерского управленческого учета. Группировка и свод первичной информации
Составляются: - сметы; - расчеты; - калькуляции. Оценка хозяйственных фактов
Составляются первичные документы о фактах хозяйственной жизни. Осуществляется сбор первичной информации о фактах хозяйственной жизни Первичное наблюдение фактов хозяйственной жизни
Бюджетирование базируется на системе бюджетов: бюджет запасов, бюджет общепроизводственных расходов, бюджет коммерческих и административных расходов, бюджет продаж, бюджет поступления денежных средств от продаж и другие. Система бюджетов позволяет заблаговременно оценить последствия текущего положения экономического субъекта и реализуемой стратегии оздоровления экономического субъекта путем расчета и анализа финансовых коэффициентов.
Поскольку бюджетирование представляет собой процесс постановки задач, которые должны быть решены в будущем, постольку он затрагивает все три процесса кругооборота хозяйственных средств: процесс заготовления (снабжения), процесс производства и процесс продаж. На стадии процесса заготовления (снабжения) разрабатываются бюджет материального
обеспечения, на стадии процесса производства осуществляется разработка бюджета производства затрат, на стадии процесса продаж формируют бюджет продаж, бюджет доходов и осуществляется оценка эффективности бюджетирования.
Разработка бюджетов является важнейшим средством предварительного контроля финансовых результатов (текущего финансового плана), посредством которых обеспечивается потребность в хозяйственных средствах и доходах в размерах, превышающих предельные (нормативные) значения.
Важность бюджетирования заключается в том, что речь идет о разработке планов деятельности экономического субъекта в целом (генеральный бюджет), отдельных структурных подразделений экономического субъекта (частные, функциональные бюджеты) и от-
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
дельных сегментов деятельности (бюджет доходов, бюджет затрат и др.). Контрольная функция бюджетирования заключается в том, что целью разработки бюджетов является не столько планирование деятельности экономического субъекта, сколько анализ результатов выполнения или невыполнения бюджетов (планов). В основу исполнения бюджетов (планов) положены следующие принципы: сочетание текущего и итогового контроля, обеспечение контроля исполнения бюджетов в целом по экономическому субъекту и по отдельным центрам финансовой ответственности, определение причин и виновников неисполнения бюджетов, и как следствие — выявление отклонений от бюджета, сочетание персональной и коллективной ответственности за реализацию бюджета, персональная ответственность руководящих лиц за соблюдением контрольных показателей и экономичное и рациональное представление результатов исполнения бюджетов в отчетах.
С целью своевременного принятия управленческих решений экономическим субъектом учетно-фи-нансовая информация должна обеспечить решение следующих задач:
♦ обеспечить оперативное и объективное обеспечение учетно-аналитической информацией для принятия решений в области управления и корректировки бюджетов (планов);
♦ обеспечить достоверную базу ценообразования;
♦ получить данные о результатах контроля за рациональной и экономичной деятельностью экономического субъекта;
♦ обеспечить необходимой и достоверной информацией для расчета стоимостной оценки деятельности экономического субъекта.
Учетно-финансовая информация необходима руководителям различных уровней для принятия текущих и перспективных решений, а также для разработки альтернативных вариантов получения максимальных результатов в будущем. Помимо учетной информации при разработке бюджетов имеет стратегическое значение принятие решений по следующим направлениям: определение объема производственных запасов и источники их происхождения (покупные, собственного производства), каналы поступления основных средств, используемых в деятельности экономического субъекта (собственные, арендованные), принятие решений о расширении отдельных производств или отказе от них, поиск эффективных каналов продаж продукции.
Таким образом, бюджетирование позволяет заранее оценить финансовое состояние деятельности экономического субъекта в целом, эффективность отдельных видов производств, продукции и обеспечить финансовую устойчивость экономического субъекта.
Использование экономическим субъектом системы бюджетов позволит: разработать систему показателей эффективной деятельности, систему показателей для финансового анализа и финансового менеджмента, повысить эффективность и рациональность использования имеющихся ресурсов в целом и по отдельным подразделениям, создать возможности оценки инвестиционной привлекательности сфер деятельности экономического субъекта, укрепить финансовую дисциплину, повысить стимулирование эффективной работы отдельных подразделений экономического субъекта в интересах всей организации, проводить мониторинг финансовой эффективности отдельных видов хозяйственной деятельности и структурных подразделений, осуществлять контроль за финансовой ситуацией экономического субъекта, его финансовым состоянием в целом и отдельных структурных подразделений. Таким образом, бюджетирование является основой осмысленной реструктуризации экономического субъекта и оптимизации структуры его капитала.
Учетно-финансовая информация является основой для принятия управленческих решений и бюджетирования, как управленческая технология, используемая в качестве инструмента повышения финансовой обоснованности принимаемых управленческих и экономических решений.
Литература
1. Гаррисон Р., Норин Э., Брюер П. Управленческий учет / Пер. с англ. О.В. Чумаченко. K., 2007.
2. Дятлова А.Ф. Учетно-аналитическое обеспечение деятельности интегрированных структур в системе АПК (теория, методология, практика). М.: Рако, 2008.
3. Друри К. Управленческий и производственный учет / Пер. с англ. В.Н. Егорова. М., 2007.
References
1. Garrison R., Norin E., Bryuer P. Upravlenches-kiy uchet / Per. s angl. O.V. Chumachenko. K., 2007.
2. Dyatlova A.F. Uchetno-analiticheskoe obespec-henie deyatel'nosti integrirovannykh struktur v sisteme APK (teoriya, metodologiya, praktika). M.: Rako, 2008.
3. Druii K. Upravlencheskiy i proizvodstvennyy uchet / Per. s angl. V.N. Egorova. M., 2007.