Научная статья на тему 'Взаимосвязь ценностных ориентаций и ответственного отношения предпринимателей к участникам делового взаимодействия'

Взаимосвязь ценностных ориентаций и ответственного отношения предпринимателей к участникам делового взаимодействия Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
245
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЯ ОТНОШЕНИЙ / PSYCHOLOGY OF RELATIONS / ПСИХОЛОГИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / PSYCHOLOGY OF ENTREPRENEURSHIP / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / RESPONSIBILITY / ОТВЕТСТВЕННОЕ ОТНОШЕНИЕ / RESPONSIBLE ATTITUDE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Никуло Екатерина Александровна

В настоящем сообщении излагаются результаты исследования взаимосвязи ценностных ориентаций с ответственным отношением предпринимателей к другим участникам делового взаимодействия. В центре исследования стоят проблемы, связанные с изучением ответственности как психологического отношения к другим людям в деловом взаимодействии. Ценностные ориентации личности, в рамках данного исследования рассматриваются как основание, критерий ответственного отношения предпринимателей к участникам делового взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Никуло Екатерина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Relationship values and responsible attitude entrepreneurs to participants of business interaction

In the present report they describe results of the research of interrelation between values orientations and entrepreneurs responsible attitude to other participants of business interaction. In the center of the research there are problems connected with study of responsibility as a psychological attitude to other people in a business interaction. In the framework of this research they examine personal values orientations as a basis and a criterion of entrepreneurs responsible attitude to the participants of a business interaction.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь ценностных ориентаций и ответственного отношения предпринимателей к участникам делового взаимодействия»

УДК 159.9 + 316.6 ББК 88.5

Е.А. ниКУЛО

ФГБУН Институт психологии РАН,

г. Москва e.gruzdeva@gmail.com

взаимосвязь ценностных ориентаций и ответственного отношения предпринимателей к участникам делового

взаимодействия1

E.A. Nikulo

Institute of Psychology of Russian Academy of Sciences,

Moscow

RELATIONSHIP VALUES AND RESPONSIBLE ATTITUDE ENTREPRENEURS TO PARTICIPANTS OF BUSINESS INTERACTION

Аннотация: В настоящем сообщении излагаются результаты исследования взаимосвязи ценностных ориентаций с ответственным отношением предпринимателей к другим участникам делового взаимодействия. В центре исследования стоят проблемы, связанные с изучением ответственности как психологического отношения к другим людям в деловом взаимодействии. Ценностные ориентации личности, в рамках данного исследования рассматриваются как основание, критерий ответственного отношения предпринимателей к участникам делового взаимодействия

Ключевые слова: психология отношений, психология предпринимательства, ответственность, ответственное отношение.

Annotation: In the present report they describe results of the research of interrelation between values orientations and entrepreneur's responsible attitude to other participants of business interaction. In the center of the research there are problems connected with study of responsibility as a psychological attitude to other people in a business interaction. In the framework of this research they examine personal values orientations as a basis and a criterion of entrepreneurs' responsible attitude to the participants of a business interaction.

Keywords: psychology of relations, psychology of entrepreneurship, responsibility, responsible attitude.

Современные социально-политические изменения требуют от экономически активной личности самостоятельности, инициативности и необходимости относиться ответственно не только к различным аспектам экономической деятельности, но и к другим людям в деловом взаимодействии. Отношения с другими людьми, наряду с социально-экономическими условиями и финансовыми возможностями, воспринимаются предпринимателями в качестве необходимого ресурса

для эффективности бизнеса. В процессе экономической активности отношение к другим людям, может определять цели, критерии результата, выбор формы деловой активности, что неизбежно оказывает влияние на формирование культуры делового взаимодействия российского предпринимательства. В рамках настоящего исследования мы рассматриваем ответственность как вид психологического отношения, выполняющий регулирующую функцию в деловом взаимодействии

1 Исследование проводится при финансовой поддержке РГНФ (Грант № 13-36-01275, Социально-психологические факторы ответственного отношения в деловом взаимодействии).

психология в ЭКОНОМИКЕ и УПРАВЛЕНИИ 2014, №1

предпринимателей с другими его участниками [9]. Теоретическую основу исследования составили: положения субъектно-деятельностного подхода, положения комплексного и системного подходов, представления о категории «психологическое отношение», а также концепция психологических отношений индивидуальных и групповых субъектов совместной жизнедеятельности

[5, 6].

В рамках данного исследования ценностные ориентации личности рассматриваются в качестве критерия выбора личностью определенного отношения к участникам делового взаимодействия. В результате эмпирического исследования сформулирована вывод о том, что ответственное отношение к участникам делового взаимодействия в большей степени определяется ценностными ориентациями, предполагающими межличностные отношения, способствующие сохранению отношений с другими людьми и внутреннее развитие личности. При этом в большей степени ценностными ориентациями определяется аффективный компонент ответственного отношения к другим участникам делового взаимодействия. Данный эмпирический факт косвенно подтверждает предположение о возможном ценностном основании аффективного компонента психологических отношений, сделанное в рамках концепции психологических отношений индивидуальных и групповых субъектов совместной жизнедеятельности в изменяющихся социально-экономических условиях [6].

Существуют ценностные ориентации, высокая значимость которых связана со снижением уровня ответственного отношения к другим участникам делового взаимодействия. В настоящем исследовании в их число входят ценностные ориентации: «активная, деятельная жизнь», «здоровье», «материально обеспеченная жизнь». С другой стороны, ценностные ориентации: «любовь», «счастливая семейная жизнь», «творчество» характеризуются наиболее высокими значениями коэффициентов корреляции и отражают повышение уровня ответственного отношения предпринимателей к участникам делового взаимодействия. Таким образом, можно предположить, что ответственное отношение предпринимателей к участникам делового взаимодействия в большей степени основано на альтруистических ценностных ориентациях, а также ориентациях, связанных с самореализацией.

Более подробный корреляционный анализ показал, что выделенные ценностные ориентации связаны с различными содержательными характеристиками (элементами ответственного отношения). Для отражения

данной взаимосвязи нами были выбраны ценностные ориентации, которые вносят наибольший вклад в определение уровня ответственного отношения.

Ценностная ориентация «творчество» взаимосвязана с «ориентацией на сотрудничество», «ориентацией на понимание», «ориентацией на толерантное, терпимое отношение» и «ориентацией на ограничение доминирования».

Анализ выявленных взаимосвязей показывает, что чем выше ориентация на творчество, тем выше понимание необходимости прогнозировать последствия своих действий и действий другого участника делового взаимодействия в реализации общего ответственного дела. Ориентация на творчество также связана с позитивным отношением к учету потребностей другого участника делового взаимодействия, нейтральным отношением к конфликтам на почве несовпадения интересов. Высокая ориентация на творчество связана с нейтральным отношением и принятием возможности совершения ошибок и позитивным отношением к привлечению других участников делового взаимодействия для совместного поиска способов повысить качество в рамках общего ответственного дела.

Понимание необходимости и готовность оказывать помощь, поддержку, содействие другому участнику делового взаимодействия, а также стремление понимать его эмоциональное состояние также положительно взаимосвязаны с ценностной ориентацией «творчество». Предпринимая попытку проинтерпретировать данные взаимосвязи, мы обратились к содержанию данной ценностной ориентации личности, которая отражает потребность, с одной стороны, реализации себя, своего внутреннего мира, а с другой стороны, учет своих внутренних потребностей.

Логично предположить, что предприниматели, уделяющие внимание своим внутренним потребностям, также готовы знать и учитывать такие же потребности и интересы работающих с ними людей, с уважением к ним относиться. Предположительно, предприниматели, придающие значение личной самореализации, лояльно относятся к появлению собственных ошибок и их значения для творческого процесса, что позволяет им проявлять ту же позицию во взаимодействии с другими людьми. Вероятно, ориентация на самореализацию, раскрытие своего потенциала позволяет более чутко относиться к своеобразию других, быть более толерантным к чужим ошибкам.

Важно учитывать, что в большинстве случаев для предпринимателя творческий процесс как реализация потенциала связан с его бизнесом и может заключаться

ПСИХОЛОГИЯ В ЭКОНОМИКЕ И УПРАВЛЕНИИ 2014, №1

Ориентация в Ценностные ориентации личности

деловом взаимодействии Элементы ответственного отношения Творчество Любовь Счастливая семейная жизнь Материально-обеспеченная жизнь

отношение к необходимости

делиться информацией в дело- 0,33* 0,41** 0,36**

вом взаимодействии.

отношение к необходимости

прогнозировать последствия

своих действий и действий 0,32** -0,30 **

участников делового взаимо-

Ориентация на сотрудничество действия для общего дела

отношение к совместному поиску новых путей более качественной реализации общего дела 0,41** 0,33** -0,35**

отношение к необходимости

принимать ответственность за

непредвиденные не оговорен- 0 0,37**,

ные заранее параметры ответ-

ственности

отношение к необходимости

учитывать потребности, интересы, ожидания участников 0,48** 0,36**

Ориентация на делового взаимодействия

понимание отношение к необходимости

понимать эмоциональное состояние участников делового 0,49** 0,41** -0,53**

взаимодействия

отношение к совершению

Ориентация на терпимое, толерантное отношение ошибок участниками делового взаимодействия 0,31** 0,42**, 0,35** -0,47**

отношение к использованию отличных от собственных способов реализации ответственности -0,33 **

отношение к контролю за

Ориентация на действиями участников делового взаимодействия 0,32**

ограничение до- отношение к оказанию по-

минирования мощи участникам делового взаимодействия 0,51** 0,48** 0,59**

Таблица 1. Взаимосвязь ценностных ориентаций и качественных характеристик ответственного отношения предпринимателей к участникам делового взаимодействия (коэффициенты корреляции по Спирмену). * Корреляция значима на уровне 0,05 ** Корреляция значима на уровне 0.01.

в создании инноваций или ведении необычных проектов, нетипичных форм бизнеса. При этом в случае инновации риски увеличиваются, и нередко приобретает ключевое значение человеческий фактор. При реализации бизнес-задач, предполагающих высокий риск, важна отдача каждого участника, будь то партнер, сотрудник или заказчик. Возможно, именно поэтому ориентированные на творчество предприниматели стараются относиться ответственно к участникам делового взаимодействия, тем самым обеспечивая качество социальной сети для успеха новых проектов.

Взаимосвязь ценностной ориентации «любовь» с элементами ответственного отношения предпринимателей к участникам делового взаимодействия характеризуется более высокими значениями коэффициентов корреляции. Присутствие в структуре ценностных

Психология в экономикЕ и управлении 2014, №1

ориентаций ориентации «любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком)» связано с пониманием необходимости обмена информацией, даже если это приведет к конфликту, и позитивным отношением к самому факту возникновения конфликта в процессе реализации совместного ответственного дела. Также данная ценностная ориентация связана с повышением уровня ответственного отношения в области представления о совместной активности по повышению качества. Высокие показатели по ней определяют представление о том, что сделать совместное дело более качественно можно только совместно, вовлекая другого участника делового взаимодействия, позитивное отношение к такого рода сотрудничеству и готовность вовлекать другого участника делового взаимодействия при условии наличия инициативы с его стороны. Лояльное отношение к ошибкам другого участника делового взаимодействия также связаны с данной ценностной ориентацией. Вероятно, предприниматели, в системе ценностных ориентаций которых значимое место занимает «любовь», в большей степени нуждаются в создании и поддержании межличностных отношений и потому стремятся ответственно относиться к другим участникам делового взаимодействия, в том числе реализуя эту потребность. Одновременно с этим можно предположить, что ориентация на духовную и физическую близость с любимым человеком подразумевает некую степень готовности принятия другого.

Взаимосвязи ценностной ориентации «счастливая семейная жизнь» с элементами ответственного отношения можно проинтерпретировать как большую направленность на социальное окружение со стороны предпринимателей с выраженным её приоритетом. Ориентация на «счастливую семейную жизнь» определяет понимание необходимости и позитивное отношение к необходимости предварительно согласовывать с другим участником делового взаимодействия возможность оказания ему помощи, поддержки, содействия. Понимание необходимости делиться информацией, даже если это приведет к конфликтам. Позитивное отношение к необходимости прояснять и учитывать потребности, интересы и ожидания другого участника делового взаимодействия в процессе реализации ответственного дела, а также позитивное отношение к его ошибкам.

В то же время данная ценностная ориентация личности связана с высокой готовностью приложить дополнительные усилия и личные ресурсы для того, чтобы понять эмоциональное состояние другого участника делового взаимодействия, с готовностью брать на

себя ответственность за непредвиденные обстоятельства при выполнении общего ответственного дела. Высокая ориентация на счастье в семейной жизни связана с отсутствием готовности контролировать действия другого участника делового взаимодействия. Если посмотреть на ценностные ориентации с этой точки зрения, то можно сделать предположение о том, что предприниматели в данном исследовании ориентированы одновременно на создание отношений, чуткость и кооперацию и при этом готовы отказаться от контроля за другим участником делового взаимодействия. На наш взгляд, это как раз и является показателем истинной ответственности во взаимодействии. Так как ориентация на других людей без определенного отказа от доминирования часто сопровождается стремлением к созданию зависимых отношений, построенных на взаимной манипуляции. Ориентация же на доминирование, контроль в чистом виде не учитывает потребности других людей. А сочетание двух этих ориентаций позволяет относиться к другому, как к автономному, способному к самостоятельной ответственности, принимать во внимание, интересоваться его своеобразием и взаимодействовать в рамках независимых, взаимовыгодных отношений. Предположительно также, что предприниматели с ориентацией на «счастливую семейную жизнь» много внимания уделяют партнерским отношениям. И, несмотря на то, что в целом предпочитают не выводить отношения с партнерами за рамки деловых, все же знают, каких усилий стоит поддержание долгосрочного взаимовыгодного сотрудничества.

Взаимосвязь ценностной ориентации на «материально обеспеченную жизнь» с компонентами ответственного отношения к другим участникам делового взаимодействия можно отметить как описывающую максимальную ориентацию предпринимателя на свои интересы при реализации общего ответственного дела. Данная ценностная ориентация связана с недоверием к отличным от собственных способам реализации ответственности, с негативным отношением к необходимости прогнозировать последствия своих действий для себя, другого участника делового взаимодействия и общего ответственного дела. Также данная ориентация характеризуется негативным отношением к поиску дополнительных путей решения совместного ответственного дела и низкой готовностью допускать, что другой участник делового взаимодействия может совершать ошибки.

Вероятно, предприниматели, ориентированные на материальную обеспеченность в большой степени настроены прагматично и предпочитают направлять

свои усилия не на отношения, а на деловую активность и рациональное достижение тех или иных целей.

Проведенный анализ позволяет сделать предположение о том, что ценностные ориентации выступают в роли критерия выбора личностью определенного отношения к участникам делового взаимодействия. Вероятно, структурные элементы психологических отношений, в частности аффективный компонент, имеют ценностное основание. Ответственное отношение к участникам делового взаимодействия в большей степени определяется ценностными ориентациями, предполагающими активную позицию в межличностных отношениях, вносящие определенный вклад в личное развитие предпринимателя. Ценностные ориентации, отрицательно взаимосвязанные с ответственным отношением («материально-обеспеченная жизнь», «здоровье», «активная, деятельная жизнь»), в большей степени связаны с прагматичным подходом, предполагающим реализацию в сфере деловых отношений, направленность на взаимодействие, подразумевающее экономическую выгоду. Предприниматели, руководствующиеся прагматичными ценностными ориентаци-ями, возможно, уделяют меньше внимания отношениям с другими участниками делового взаимодействия, сосредоточены на деле и достижении исключительно практически выгодных результатов.

жизнедеятельности / Психологический журнал. 2012г. Т. 33. №5. С. 5-15.

7. Позняков В.П. Динамика доверия российских предпринимателей к различным организациям / Доверие и недоверие в условиях развития гражданского общества // Отв. ред. А.Б. Купрейченко, И.В. Мерсиянова. М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2013. С. 305-332.

8. Позняков В.П., Вавакина Т.С. Деловое партнерство как одна из форм деловой активности предпринимателей // Знание. Понимание. Умение. 2009. №4. С. 36-43.

9. Позняков В.П. Груздева Е.А. Социально-психологические факторы ответственного отношения предпринимателей к другим участникам делового взаимодействия. // Знание. Понимание. Умение. - №3, 2013 г. - С. 226-235.

10. Трофимова Е.Л., Данильчук Т.И. Проблемы адаптации новых сотрудников в системе управления персоналом на малых предприятиях общественного питания // Известия Иркутской государственной экономической академии (Электронный журнал). 2013. №2.

Библиографический список

1. Журавлев А.Л., Позняков В.П. Социальная психология российского предпринимательства: Концепция психологических отношений // М.: Издательство «Институт психологии РАН», 2012. - 480 с.

2. Журавлев А. Л., Позняков В. П., Титова О. И. Гендерные особенности конкуренции и партнерства // Наука. Культура. Общество. 2008. №4. С. 102-115.

3. Журавлева Н. А. Динамика ценностных ориентаций различных социальных групп в изменяющихся экономических условиях // Социально психологические исследования руководства и предпринимательства / Отв. Ред. Журавлев А.Л., Шорохова Е. В. Изд-во «Институт психологии РАН», 1999. С. 228-262.

4. Позняков В.П. Психологические отношения и деловая активность российских предпринимателей. М. : Изд-во ИП РАН, 2001. 240 с.

5. Позняков В.П. Психологические отношения в условиях изменения форм собственности. Дисс... д-ра психол. наук. М.: ИПРАН, 2002.

6. Позняков В.П. Психологические отношения индивидуальных и групповых субъектов совместной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.