УДК 378 ББК 74
DOI 10.24412/2414-3995-2021-4-319-322
NIION: 2015-0066-4/21-062 MOSURED: 77/27-011-2021-04-261
© Гончарова Е.М., Савина А.С., 2021
ВЗАИМОСВЯЗЬ ТРЕВОЖНОСТИ СО СТИЛЕМ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ У КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ
Елизавета Михайловна Гончарова,
старший преподаватель кафедры юридической психологии УНК ПСД,
кандидат психологических наук (123298, Москва, ул. Ирины Левченко, д. 1, издательство «Юнити-Дана»)
E-mail: goncharova_e_79@mail.ru; Алена Сергеевна Савина, слушатель 5 курса, 262 учебного взвода ФПСППООП (123298, Москва, ул. Ирины Левченко, д. 1, издательство «Юнити-Дана»)
E-mail: Alyona.savina2016@mail.ru
Аннотация. Представлен теоретический анализ проблемы взаимосвязи тревожности со стилем поведения личности в конфликтных ситуациях. Особое внимание уделено результатам исследования уровня реактивной и личностной тревожности курсантов, проявляющиеся в процессе обучения.
Ключевые слова: тревожность, тревога, конфликт, конфликтная ситуация, переживания
THE RELATIONSHIP BETWEEN ANXIETY AND STYLE OF BEHAVIOR IN CONFLICT SITUATIONS AMONG CADETS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA
Elizaveta M. Goncharova,
Senior Lecturer Departments of Legal Psychology, Candidate of Psychological Sciences, Lieutenant (123298, Moscow, ul. Irina Levchenko, d. 1, Unity-Dana publishing house);
Aliona S. Savina,
Listener of the 5th course, 262 training platoon FPSPOOP (123298, Moscow, ul. Irina Levchenko, d. 1, Unity-Dana publishing house)
Abstract. Presented a theoretical analysis of the problem of the relationship between anxiety and the style of personal behavior in conflict situations. Special attention is paid to the results of the study of the level of reactive and personal anxiety of cadets, manifested in the learning process.
Keywords: anxiety, anxiety, conflict, conflict situation, experiences
Для цитирования: Гончарова Е.М., Савина А.С. Взаимосвязь тревожности со стилем поведения в конфликтных ситуациях у курсантов образовательных организаций МВД России. Вестник экономической безопасности. 2021;(4):319-22.
Большинство ученых приходят к единому мнению относительно тревожности, а именно к тому, что тревожность является безобъектным переживанием (комплексным или монолитным), то есть считается переживанием неопределенной, диффузной, неосознаваемой угрозы, не имеющей четко осознаваемого объекта, и зачастую являющейся мнимой. Различается нормальная и патологическая (невротическая) тревога [7]. Стимулы тревожности имеют более общий, неопределенный и абстрактный характер. Тревожность - социально об-
условленная форма психического реагирования на угрозу.
Термин «тревожность» нередко используют и для обозначения достаточно широкого круга переживаний, которые формируются автономно от определенной ситуации. Многогранность и семантическая неразбериха понятий тревоги и тревожности в психологических исследовательских работах считается следствием применения их в различных значениях. Психологическая лексика позиционирует эти два термина следующим образом [4]: тревога - не-
гативные чувственные треволнения, которые обоснован^! ожиданием угрозы, не связанной с определенными событиями; тревожность - персональная психическая индивидуальность, проявляющаяся в склонности человека к частым и активным переживаниям состояний напряжения, обеспокоенности, беспорядка, и еще в невысоком пороге их появления. Неспокойные состояния обуславливаются как кратковременные эпизодические чувственные состояния человека, которые появляются в критериях возможных неожиданностей как при отсрочке, задержке приятных обстановок, например, и при ожидании неприятных. Беспокойные треволнения бывают осознаваемые человеком и неосознаваемые. Как правило, они играют всевозможные значения в структуре самой личности.
Итак, тревожность является переживанием человеком эмоционального неблагополучия. Оно связано в первую очередь с предчувствием какой-либо опасности или же неудачи. Следует отметить, что к развитию у человека тревожного состояния может привести даже небольшая нестабильность или просто нарушение привычного хода событий. Ученые рассматривают тревожность в качестве эмоционального состояния (ситуативная тревожность) и в качестве стойкой черты личности (личностная тревожность) [1]. Тревожность необходимо отделять от страха, порождаемого конкретными причинами и связанного в основном с угрозой самому существованию человека. Тревожность в отличии от страха чаще всего носит неопределенный характер и возникает тогда, когда появляется угроза (зачастую мнимая) человеку как личности. В научной литературе можно встретить примеры, когда тревожность и страх объединяются, однако в большей степени ученые склонны считать, что тревога и тревожность являются предвестниками страха, возникающего уже тогда, когда сама опасность уже осознана и конкретизирована [6].
Р. Мэй обрисовывает тревожность как персональную чувственную индивидуальность, которая имеет место быть в предрасположенности человека к неизменным и тяжелым переживаниям чувственного дискомфорта, неблагополучия, предчувствия угрожающей опасности, которая грозит [2, с. 215-223].
Процесс развития тревожности согласно Ч.Д. Спилбергеру [5, с. 12-14] заключается в следующих компонентах: влияние стрессогенных моментов (ситуации деятельности), восприятия угрозы и само положение волнения. Данным он демонстрирует, собственно, что психические и физиологичные изменения в организме лица происходят на стадии восприятия человеком угрозы, детерминантной тревожности является предвидение неудачи [1].
Для изучения уровня тревожности курсантов образовательных организаций МВД России мы использовали методику «Личностная и ситуативная тревожность» (Ч.Д. Спилберга и Ю.Л. Ханина). После проведении методики, мы проанализировали результаты, которые представлены в Таблице 1.
Наконец, оценивая данные табл. 1 мы можем говорить о том, что 16,7% курсантам Московского университета МВД РФ имени В.Я. Кикотя характерным является довольно возвышенная степень личной тревожности, для 33,3% респондентов -невысокий, для 50% - средний уровень тревожности. Под личностной тревожностью понимается стойкая индивидуальная черта, которая отображает предрасположенность субъекта к тревоге и учитывает присутствие у него тенденции воспринимать достаточно размашистый ряд обстановок ситуаций как угрожающих и отвечать на любую из них определенной реакцией. В качестве склонности личностная тревожность активируется при восприятии конкретных стимулов, которые человек расценивает как критические для самооценки, самоуважения. Возвышенный уровень личностной тревожности характе-
Таблица 1
Результаты исследования уровня реактивной и личностной тревожности курсантов
Уровень Вид тревожности Уровни проявления тревожности
Низкий Средний Высокий
кол-во % кол-во % кол-во %
Личностная 4 33,3% 6 50% 2 16,7%
Ситуативная 3 25% 6 50% 3 25%
320
Вестник экономической безопасности
№ 4 /2021
ризуется тем, что это состояние становится неадекватным ситуациям и объектам, теряется контроль над своим поведением [3, с. 144-148]. По нашему мнению, состояние личностной тревожности человека в значительной степени зависит от его характерологических черт и особенно от его воспитанности.
Собственно, что касается значения ситуативной (реактивной) тревожности, то для 25% курсантов характерным является высокий уровень, для 50% -средний (или умеренная тревожность) и низкий уровень наблюдается у 25%. Необходимо отметить, что ситуативная тревожность характеризуется лично пережитыми чувствами в конкретной ситуации: напряжением, обеспокоенностью, опаской, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию, которая содержит вероятность быть различной по интенсивности и динамичности во времени.
Дальше мы исследовали доминирующий стиль поведения курсантов в конфликтной ситуации. Выводы, обретенные с поддержкой способа К. Томаса в адаптации Н.В. Гришиной («Диагностика склонности личности к конфликтному поведению») представлены в Таблице 2.
Результаты, которые представлены в табл. 2, позволяют нам сделать вывод, что доминирующие стратегии поведения в конфликтах распределились между курсантами практически равномерно. К конкуренции (соперничеству) прибегают 2 курсанта, что составляет 16,7%, а приспособление выбирают 4 человека - 33,3%. С помощью компромисса разрешает конфликт только 1 респондент - 8,3%. 3 курсанта пытаются сотрудничать (25%) и 2 испытуемых старается избегать конфликтных ситуаций, что составляет 16,7%.
Исходя из результатов исследования, преобладающими стратегиями поведения курсантов в кон-
Стратегии поведения
фликтном моменте считается приспособление и сотрудничество.
Стратегия приспособления характеризуется стремлением курсантов избегать конфликта, низкой направленностью на личные интересы и высокой оценкой интересов противника. Курсанты с отмеченной стратегией поведения жертвует личными интересами в пользу интересов оппонента. Такая стратегия помогает сохранить ресурсы к более благоприятному моменту, когда баланс сил складывается не в пользу лица, которое ее использует.
Так мы выяснили, что компромисс и сотрудничество являются наиболее оптимальными стратегиями поведения в конфликте для курсантов с высоким уровнем тревожности. Что касается курсантов с низким уровнем и ситуативной, и личностной тревожности, то они в основном прибегаю к стилю «соперничество» или «приспособление».
Таким образом, с одной стороны, тревожность -неотъемлемая составляющая существования человека. Основная масса курсантов испытывает тревогу, когда сталкивается с опасностью или же некоторой неизведанной ситуацией. Проверка, конкурс, собеседование, обстановка состязания или же значимая встреча зачастую вызывает ощущение беспорядка и волнения, а, значит, конкретную степень тревожности - естественный и неотъемлемый личностный компонент. У всякого учащегося есть личный оптимальный или же предпочтительная степень тревожности - это так именуемая необходимая (адаптивная) тревожность. С иной стороны, неадекватные проявления тревожности приводят к личностным дисгармониям, внутренним противоречиям в образе «Я», сопровождаются эмоциональным дискомфортом, предчувствием угрозы. Кроме того, тревожность -достаточно субъективный феномен, который базирует индивидуально значимые, интроспективные, поведенческие и физиологичные проявления.
Таблица 2
курсантов в конфликте
Стратегия поведения Кол-во %
Соперничество 2 16,7%
Сотрудничество 3 25%
Компромисс 1 8,3%
Избегание 2 16,7%
Приспособление 4 33,3%
Наконец, нынешний расклад к парадоксу тревожности базируется на том, что ее не следует рассматривать с самого сначала как неблагоприятную черту личности. Для всякого курсанта университета свойственен свой подходящий уровень тревожности, так называемая именуемая полезной тревожность, которая считается важным условием становления личности.
Литература
1. Карелин А. Большая энциклопедия психологических тестов. М.: Эксмо, 2007. 416 с.
2. Мэй Р. Краткое изложение и синтез теорий тревожности // Тревога и тревожность. СПб.: Питер, 2001.
3. Памшева Е.В., Гончарова Е.М. Влияние стрессоров, возникающих в процессе учебной деятельности курсантов, на результаты обучения //
В сб.: Прикладные аспекты диагностики и формирования психологической готовности сотрудников органов внутренних дел к выполнению оперативных служебных задач. Сб. мат. в межведомственной конференции. Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, 2018.
4. Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин. Минск: Харвест, 1998. 800 с.
5. Спилбергер Ч.Д. Концептуальные и методические проблемы исследования тревоги // Стресс и тревога в спорте. М., 1983.
6. Стресс и тревога в спорте: Международный сборник научных статей / сост. Ю.Л. Ханин. М.: Физкультура и спорт, 1983. 288 с.
7. Тревога и неврозы / Под ред. В.М. Астапова; [пер. с англ. В.М. Астапов, Ю.М. Кузнецова]. М.: ПЭРСЭ, 2008. 142 с.
Учебник Третье издание
СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
ш
* г
Социальная психология. Учебник. Под ред. А.М. Столяренко. 3-е изд., перераб. и доп. 431 с. Гриф МО РФ. Гриф УМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки.
Учебник содержит полную и четко структурированную систему современных социально-психологических знаний - важного раздела психологической науки. Это знания о психологии групп и поведения человека в группах, - знания нужные для жизни и деятельности каждому образованному человеку. Развитие человека, его права и свободы учеба, труд, семья, торговля, менеджмент, преступность, культура, досуг, жизненные кризисы, пьянство, наркомания - все так или иначе вплетено в систему социально-психологических связей и зависимостей. Понимание их и умение разбираться в них - важнейшее условие жизненных успехов.
Учебник ориентирован на широкий круг читателей, использование в вузах самого различного профиля, готовящих кадры, чья деятельность требует достаточной социально-психологической компетентности.
Содержание учебника включает весь минимум социально-психологических знаний, предусмотренных федеральными государственными образовательными стандартами. Оно открывает и возможность его профилирования при подготовке будущих профессионалов разных направлений деятельности.
Под редакцией А.М. Столяренко
322
Вестник экономической безопасности
№ 4/2021