Научная статья на тему 'ВЗАИМОСВЯЗЬ ТОЛЕРАНТНОСТИ К НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ И СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ КАК ЛИЧНОСТНЫХ КОМПОНЕНТОВ МОТИВАЦИОННО-НРАВСТВЕННОЙ СФЕРЫ'

ВЗАИМОСВЯЗЬ ТОЛЕРАНТНОСТИ К НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ И СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ КАК ЛИЧНОСТНЫХ КОМПОНЕНТОВ МОТИВАЦИОННО-НРАВСТВЕННОЙ СФЕРЫ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
231
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА / МОТИВАЦИОННО-НРАВСТВЕННАЯ СФЕРА / ПОТРЕБНОСТЬ / МОТИВ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ К НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ / ЛИЧНОСТНЫЙ СМЫСЛ / СМЫСЛ / ЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Коршак А.А.

Введение. В статье рассмотрены особенности взаимосвязи смысложизненных ориентаций личности и компонентов толерантности к неопределенности как личностных компонентов мотивационно-нравственной сферы. Обосновывается роль данных компонентов как определяющих направленность личности и участвующих в формировании нравственных ориентаций личности. Целью статьи является изучение взаимосвязи компонентов смысложизненных ориентаций и толерантности к неопределенности как личностных компонентов мотивационно-нравственной сферы личности. В статье осуществлён теоретический анализ исследований по проблеме особенностей развития мотивационно-нравственной сферы личности. Материалы и методы. Основными методами исследования являются анализ научной литературы, посвященной изучению взаимосвязи толерантности к неопределённости и смысложизненных ориентаций как личностных компонентов мотивационно-нравственной сферы. Применялся корреляционный анализ, благодаря которому удалось выяснить взаимосвязи между данными характеристиками. Результаты. Представлены итоги собственного исследования взаимосвязи компонентов смысложизненных ориентаций и толерантности к неопределённости как личностных компонентов мотивационно-нравственной сферы личности, проведенного в 2022 году. Выборку составили 100 респондентов, обучающиеся образовательных учреждений Республики Крым. Полученные результаты показали влияние толерантности к неопределенности на смысложизненные ориентации молодежи. Обсуждение. В статье обосновывается тезис о том, что толерантность к неопределённости и смысложизненные ориентации, могут рассматриваться как личностные компоненты мотивационно-нравственной сферы личности. Представленные результаты исследования доказывают существующую взаимосвязь между толерантностью к неопределенности и смысложизненными ориентациями личности как личностными компонентами мотивационно-нравственной сферы. Заключение. В результате исследования обнаружены взаимосвязи между толерантностью к неопределенности и смысложизненными ориентациями личности. Определено, что при межличностной интолерантности к неопределённости отмечается снижение восприятия собственной жизни как независимей и стабильной. Основные положения: - толерантность к неопределённости и смысложизненные ориентации могут рассматриваться как личностные компоненты мотивационно-нравственной сферы; - представлено использования метода корреляционного анализа для изучения взаимосвязей между толерантностью к неопределенности и смысложизненными ориентациями личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERRELATION OF TOLERANCE TO UNCERTAINTY AND MEANINGFUL-LIFE ORIENTATIONS AS PERSONAL COMPONENTS OF THE MOTIVATIONAL-MORAL SPHERE

Introduction. The article discusses the features of the relationship between the meaning of life orientations of the individual and the components of tolerance for uncertainty, as personal components of the motivational and moral sphere. Substantiating the role of these components as determining the orientation of the personality, determining the development of the moral orientations of the personality. The purpose of the article is to study the relationship between the components of meaningful life orientations and tolerance for uncertainty, as personal components of the motivational and moral sphere of the individual. The article carried out a theoretical analysis of research on the problem of the features of the development of the motivational and moral sphere of the individual. Materials and Methods. The main research methods are the analysis of scientific literature devoted to the study of the relationship between tolerance for uncertainty and meaningful life orientations, as personal components of the motivational and moral sphere. Correlation analysis, thanks to which it was possible to find out the regular relationships between these characteristics. Results. The results of our own study of the relationship between the components of meaningful life orientations and tolerance for uncertainty, as personal components of the motivational and moral sphere of the personality, conducted in 2022, are presented; the sample consisted of 100 respondents studying educational institutions of the Republic of Crimea. The results obtained showed the decisive role of tolerance for uncertainty on the meaning of life orientations of young people. Discussion . The article emphasizes that tolerance for uncertainty and meaningful life orientations can be considered as personal components of the motivational and moral sphere. The thesis is put forward that there is a certain relationship between tolerance for uncertainty and the meaning of life orientations of the individual as personal components of the motivational and moral sphere Conclusion. As a result of the study, relationships were found between tolerance for uncertainty and meaningful life orientations of the individual. It was determined that with interpersonal intolerance to uncertainty, there is a decrease in the perception of one's own life as independent and stable. Highlights: The thesis is formulated that tolerance for uncertainty and meaningful life orientations can be considered as personal components of the motivational and moral sphere; Presents the use of the method of correlation analysis to study the relationship between tolerance for uncertainty and meaningful life orientations of the individual.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОСВЯЗЬ ТОЛЕРАНТНОСТИ К НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ И СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ КАК ЛИЧНОСТНЫХ КОМПОНЕНТОВ МОТИВАЦИОННО-НРАВСТВЕННОЙ СФЕРЫ»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Научная статья УДК 159.923.2 ББК 88.3

DOI 10.25588/CSPU.2023.175.3.013

А. А. Коршак

ORCID № 0000-0002-1838-962X

Преподаватель кафедры психологии, Крымский инженерно-педагогический

университет имени Февзи Якубова, г. Симферополь, Российская Федерация. g

E-mail: anyaturmasova@ya.ru |

о

ВЗАИМОСВЯЗЬ ТОЛЕРАНТНОСТИ Ц

К НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ И СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ о

ОРИЕНТАЦИЙ КАК ЛИЧНОСТНЫХ КОМПОНЕНТОВ g |

х а л 5 5 s

5 о 2 о

© Коршак А. А., 2023

МОТИВАЦИОННО-НРАВСТВЕННОИ СФЕРЫ и

л ж

Аннотация |

Введение. В статье рассмотрены особенности взаимосвязи смысложизненных ориентаций личности и компонентов толерантности к неопределенности как личностных компонентов мо-тивационно-нравственной сферы. Обосновывается роль данных компонентов как определяющих направленность личности и участвующих в формировании нравственных ориентаций личности. Целью статьи является изучение взаимосвязи компонентов смыс-ложизненных ориентаций и толерантности к неопределенности как личностных компонентов мотивационно-нравственной сферы личности. В статье осуществлён теоретический анализ исследований по проблеме особенностей развития мотивационно-нрав-ственной сферы личности.

s к н *

X н

к

о § е

О д не

ел 5 ft:

S 5

№ 0 * с

U с

g k

-К £

ис

л

н о н У

- и |н

№ н

CS Ж сн

S £

№ X

ео н

ое * ' н

I -и £ §<

Материалы и методы. Основными методами исследования являются анализ научной литературы, посвященной изучению взаимосвязи толерантности к неопределённости и смысложиз-ненных ориентаций как личностных компонентов мотивационно-нравственной сферы. Применялся корреляционный анализ, благодаря которому удалось выяснить взаимосвязи между данными характеристиками.

Результаты. Представлены итоги собственного исследования взаимосвязи компонентов смысложизненных ориентаций и толерантности к неопределённости как личностных компонентов мо-тивационно-нравственной сферы личности, проведенного в 2022 году. Выборку составили 100 респондентов, обучающиеся образовательных учреждений Республики Крым. Полученные результаты показали влияние толерантности к неопределенности на смысло-жизненные ориентации молодежи.

Обсуждение. В статье обосновывается тезис о том, что толерантность к неопределённости и смысложизненные ориентации, могут рассматриваться как личностные компоненты мотивационно-нравственной сферы личности. Представленные результаты исследования доказывают существующую взаимосвязь между толерантностью к неопределенности и смысложизненными ориентациями личности как личностными компонентами мотивационно-нрав-ственной сферы.

Заключение. В результате исследования обнаружены взаимосвязи между толерантностью к неопределенности и смысло-

^ жизненными ориентациями личности. Определено, что при межа

Ер личностной интолерантности к неопределённости отмечается

^ бильной.

снижение восприятия собственной жизни как независимей и ста-

Ключевые слова: личность; мотивационная сфера; моти-вационно-нравственная сфера; потребность; мотив; толерантность к неопределенности; личностный смысл; смысл; жизненные ориентации.

Основные положения:

- толерантность к неопределённости и смысложизненные ориентации могут рассматриваться как личностные компоненты мотивационно-нравственной сферы;

- представлено использования метода корреляционного анализа для изучения взаимосвязей между толерантностью к не- ^

а

определенности и смысложизненными ориентациями личности. I

о §

1 Введение (Introduction) |

Мотивационно-нравственная сфера личности — это слож- 0

- л

ная компонентная структура, определяющая направленность дея- * а

I s

а а

5 о

С с

§ S

всей жизни, различные мотивы могут как определять усвоение но- | к

* а

к ^

0 о

тельности. Данная сфера личности формируется на протяжении

вых нравственных идеалов, так и разрушать уже сформировавши-

сферы, и то, какое влияние оказывают иные структуры личности.

р

а

I Л

еся. Также интересны механизмы, влияющие на развитие данной о д

не

ел

н Л:

т нн ов о

На развитие данной сферы оказывают влияние различные струк- М |

от и

туры личности, но в рамках данной статьи рассматривается влия- и с

а ы

ние смысложизненных ориентаций и толерантности к неопределен- ио с

нн о

ности как личностных компонентов мотивационно-нравственной - и

рн

ав ен сн

3 ы

в X

ео

нн р

недостатка информации и невозможности спрогнозировать свою о е

н

о а

р -к и

Й!

сферы. В частности, толерантность к неопределенности выражающаяся в способности личности сохранять равновесие в ситуа-ции

деятельность, оказывает влияние на формирование мотивацион- е ного компонента, формируя особенности деятельности в ситуации

«

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

а S

I

нестабильности. Сформированная личностная толерантность к неопределенности является важным качеством для поддержания равновесия всех личностных структур в условиях кризиса. Сформи-рованность данного качества является важным компонентом для личности в современных условиях.

Смысложизненные ориентации, отражающие структуру личностных смыслов, определяют направленность личности на ту или иную сферу, что оказывает влияние на нравственную составляющую. Изучение взаимосвязи данных компонентов в структуре личности позволяет изучить особенности развития нравственных ориентаций личности в условиях неопределенности и кризиса. Развитость данного конструкта демонстрирует, насколько жизнь человека осмысленна и наполнена, насколько человек удовлетворён процессом жизни, есть ли в его смыслах цели, связанные с самореализацией и будущим. Данная структура показывает, насколько человек готов брать ответственность за свою жизнь на себя. Система смысложизненных ориентаций способствует развитию личностных нравственных ориентаций, так как личность осознает важность данных ориентиров для построения собственной траектории личностного пути.

2 Материалы и методы (Materials and Methods)

Основу для изучения смысложизненных ориентаций как отдельного компонента личности заложили такие зарубежные и отечественные психологи, как В. Франкл, В. С. Братусь, А. Н. Леонтьев, Д. А. Леонтьев.

В. Франкл большое внимание уделил изучению личностных смыслов, смысл в его концепции выступает основным компонентом, направляющим деятельность человека. Смысл не дается чело-

веку извне, а формируется внутри него, причиной же фрустраций является подавление стремления к смыслу [1; 2].

В. С. Братусь выделяет смысл как отдельную динамическую систему и подразделяет ее на уровни. Ученый выделяет нулевой уровень, характеризующийся ситуационными смыслами, которые выполняют регулятивную функцию. На первом уровне представлены эгоцентрические смыслы, это те смыслы, которые представляют личную выгоду. Второй уровень включает в себя группоцен-трические смыслы, это смыслы, формирующиеся внутри группы и выступающие значимыми для личности, они ставятся выше своих в

а

эгоцентрических смыслов. Третий уровень включает в себя обще- |

л е

о

с

человеческие или нравственные смыслы, на данном уровне это §

3 о*

смыслы, определяющие деятельность человека, они направлены т на создание общего блага для всего человечества, а не только для ак ра

ли нт

референтной группы. Таким образом, В. С. Братусь обосновывает н о

ос с

стн ти

Ы X

X н

к

о оп мр

е д не ел

н Л

т нн

ов о в с мт ои

и с а м

к ы

ис

л

но

компонентом мотивационной сферы личности [5]. - У

рн

ав ен сн

3 ы

в X

ео

нн р

жизненных отношений, в картине мира, в смысловых структурах о е

с нт

и деятельности [5]. Таким образом, система смыслов определяет е 1

роль смысловых конструктов в формировании мотивационно-нравственной сферы личности. Направленность деятельности человека определяется развитостью его смысловой сферы [3; 4].

А. Н. Леонтьев наделяет личностный смысл функцией, детерминирующей развитие личности. Личностный смысл в понимании ученого — это отношение между мотивом деятельности и целью. Таким образом, система личностных смыслов является

Д. А. Леонтьев понимает смысл как особую психологическую реальность, проявляющуюся в нескольких формах: в системе

деятельность личности, особенности формирования представлений

р1 и

Й

о мире, отношения с социумом. Также развитость смысловой регуляции является показателем зрелости личности

С. В. Персиянцева и Я. В. Митяева, исследуя гендерные особенности смысложизненных ориентаций, пришли к выводу о том, что женщинам в большей мере чем мужчинам свойственна осмысленность жизни. В их системе смысложизненных ориентаций отмечаются духовные и философские смыслы, смысложизненные ориентации мужчин в большей мере направлены на поддержание безопасной среды для близких [6, 173].

Е. В. Тихомирова, А. Г. Самохвалова, О. Н. Вишневская подчеркивают влияние внешних факторов, связанных с ситуацией неопределенности и кризиса, на структуру внутренних смыслов личности. Изучая смысложизненные ориентации молодежи, они пришли к выводу о том, что образ будущего в смысловой структуре представлен расплывчато, нет прогнозирования своей будущей жизни. Следовательно, это оказывает влияние и на мотивационно-потребностную сферу, формирование нравственных идеалов [7, 94].

Таким образом, система смыслов оказывает влияние на формирование мотивационно-нравственной сферы, так как определяет направленность личности, выделяет основные движущие смыслы индивида. Развитость нравственного уровня смысла определяет альтруистическую направленность на достижение общего блага. Для понимания особенностей смысложизненных ориентаций личности в ситуации кризиса необходимо рассматривать данную сферу совместно с развитием такого качества в структуре личности, как толерантность к неопределённости.

Изучение толерантности к неопределенности как отдельного конструкта в структуре личности можно найти в исследованиях

К. Дальберта, Э. Франкель-Брунсвик, Д. А. Леонтьева.

К. Дальберт отмечает, что неопределенность возникает в ситуациях недостаточности входящей информации при развитости данного конструкта, недостаточность информации воспринимается как естественное состояние, в то время как личность с низкой развитостью данного конструкта, стремится выйти из сложившейся ситуации неопределённости [8].

Э. Франкель-Брунсвик определила тип личности с выраженной низкой толерантностью к неопределенности, для данной личности характерна склонность к предрассудкам, ригидности мыш- в

а

ления, неадекватность восприятия реальности, склонность к |

о

поспешным выводам без уточнения информации. Таким образом, §

о*

личность с выраженной интолерантностью к неопределенности о стремится быстрее уйти из ситуации нестабильности и недостатка | а

и I

информации, упростив и стереотепизировать ситуацию, тем самым, н О

О 0

н и

5 X

X н |

0 о

упростив ее восприятие. Таким образом, интолерантность к неоправданности формирует низкую мотивационную активность, раз-

р

а

к а

вивает стереотипное мышление, ухудшает усвоение персональных § е

не

е л н Л:

з н

в 0 X 0

к з

ж и

и о И к

-К 5

и О о Л н о

нравственных понятий [8; 9].

Д. А. Леонтьев под неопределённостью понимает естественное свойство современной жизни. Развитие толерантности к неопределённости ознаменует переход от детской модели стабиль-

спектр возможностей. Зрелый человек с развитой толерантность к неопределённости сохраняет стабильное состояние, понимая,

ности к модели зрелости, когда неопределённость раскрывает § и

н §

а н

§ н

сь Ж

о н

3 5

в х

е ж

н а

что его деятельность в определенной мере будет связана с неопре- о е

Х ' 3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

делённостью, которую он может преодолеть [10]. е К

5 §<

к а

I

А. Б. Салиханова подчеркивает связь ценностно-смысловой сферы и развитости толерантности к неопределенности. При высокой толерантности личности к ситуации неопределённости важность и доступность ценностей согласуются между собой, что повышает ценностную реализуемость [11]. Также автор выделяет группу ценностей, которые связаны с толерантностью к неопределённости. К таким ценностям А. Б. Салиханова относит ценности познания, свободы, творчества [12, 138]. О. С. Белявцева так же подчеркивает, что сформированность толерантности к неопределенности определяется системой ценностных ориентаций личности. Автор выдвигает тезис о связи толерантности к неопределенности с базовым мировоззрением личности [13].

Таким образом, мы видим определённые взаимосвязи между смысложизненными ориентациями личности и развитостью толерантности к неопределённости, как компонентами, определяющими развитость мотивационно-нравственной сферы личности.

Цель статьи заключается в эмпирическом исследовании взаимосвязей между толерантностью к неопределенности и смыс-ложизненными ориентациями как личностными компонентами мотивационно-нравственной сферы личности. Для исследования смысложизненных ориентаций личности применялась методика «Тест смысложизненных ориентацию», разработанная Д. А. Леонтьевым. Для изучения толерантности к неопределенности применялся опросник Т. В. Корниловой. Также для изучения автономии как качества определяющего независимость личности от внешних обстоятельств и, как следствие, определяющего развитие толерантности к неопределённости использовалась шкала «автономия» теста «Якоря карьеры» Э. Шейна (в переводе и адаптации В. А. Чикер,

В. Э. Винокурова). В качестве метода математической обработки полученных результатов применялся корреляционный анализ.

3 Результаты (Results)

На рисунке представлены значения коэффициента корреляции между шкалой «автономия» и шкалами «толерантность к неопределенности», «интолерантность к неопределенности». Между показателями шкал «толерантность к неопределенности» и «автономия» существует умеренная прямая корреляционная связь:

rs = 0,366, при p < 0.05, что подтверждает предположение о том, что развитие личностной |

о

о

S So

з

толерантности к неопределенности развивает способность личности к проявлению самостоятельности, способности действовать независимо от поставленных рамок, формировать свои границы и правила.

Также наблюдается умеренная взаимосвязь между значениями автономии и интолерантности к неопределенности:

rs = 0,320, при p < 0.05,

л

ке р

к а

лн

чи т

нн нсо ос стн ти

Ы X к

0 оп мр

е д не ел

3 н

что можно объяснить следующим: в ситуациях неопределённости I §

с

мт ои

и с

1ва см

1 ы ио сл

и независимость, создав условия, при которых нет зависимости нн о

о- и

от внешних обстоятельств. (рисунок 1). р н

ав ен сн

3 ы в х ео

нн ори

о ие

X ' § р1

и й

личность воспринимается как враждебная и угрожающая, тем самым стремится отделиться от общества, развив свою автономию

Автономия

Толерантность к неопределенности

Интолерантность к неопределенности

Рисунок 1 — Корреляционная плеяда связей автономии и толерантности к неопределенности Figure 1 — Correlation galaxy of connections of autonomy and tolerance with uncertainty

Обнаружены прямые корреляционные связи между значениями толерантности к неопределённости и смысложизненными ориентациями личности. Мы видим, что развитие толерантности к неопределённости оказывает влияние на формирование смысло-жизненных ориентаций личности. Так как сегодняшнее общество находится в ситуации кризиса и недостатка информации, можно сказать, что оно находится в ситуации неопределенности. Развитие способности устойчиво мыслить и действовать в ситуации нехватки информации и возможности спрогнозировать развитие событий способствует сформированности таких компонентов смысложиз- ^ ненных ориентаций, как цели в жизни, то есть, несмотря на невозможность прогнозировать свою жизнь, личность способна находить цель жизни, что способствует развитию ее удовлетворенности.

л е

Также развитие толерантности к неопределенности способствует | а

а

лн

развитию локуса контроля «Я», то есть толерантность к неопре- н о деленности способствует формированию ответственности за свою жизнь, пониманию того, что эта ответственность принадлежит самому индивиду (рисунок 2).

Выявлена обратная взаимосвязь между смысложизненными

о с н и

н5 |

X н е

о а

о §

к а е

О д не

ел

н Л 3 н ов о

ориентациями и межличностной интолерантностью к неопреде-

ои

ленности. Показатель межличностной интолерантности к неопре-

деленности характеризуется стремлением индивида к комфорту в межличнос (рисунок 3).

ис

вс а

К 5

ис

л

но

в межличностных отношениях, ясности в ситуации коммуникации § У

н §

а н

ав ен

Ой Ж сн

35

в х ео

н и

о ие X ' н

а к и

Й

к неопределённости ............................................................ Процесс жизни

....... ■

0,337 Результат жизни

Рисунок 2 — Корреляционная плеяда связей между толерантностью к неопределенности и смысложизненными ориентациями

Figure 2 — Correlation galaxy of connections between tolerance for uncertainty and meaningful life orientations

Рисунок 3 — Корреляционная плеяда связей между межличностной интолерантность к неопределённости и смыс-ложизненными ориентациями

Figure 3 — Correlation galaxy of connections between interpersonal intolerance to uncertainty and meaningful life orientations

Выявленная тенденция свидетельствует, что при повышении межличностной интолерантности к неопределенности снижается удовлетворённость жизнью и восприятие жизни как яркого эмоционально насыщенного процесса. Это объяснятся тем, что ситуация неопределенности в межличностных отношениях фрустрирует личность, негативно окрашивает эмоциональную составляющую жизни.

4 Обсуждение (Discussion)

Проведенное исследование показало существующие взаимосвязи между толерантностью к неопределённости и смысло-жизненными ориентациями личности. Таким образом, толерантность к неопределённости и смысложизненные ориентации могут рассматриваться как личностные компоненты мотивационно-нравственной сферы личности. Исследование показало взаимосвязи между автономией и показателями толерантности к неопределённости, что объясняется восприятием ситуации нехватки информации о происходящем как враждебной и, как следствие, возрастает стремление личности отделиться от общества, создав условия, в которых снизится показатель неопределенности. Было определено, что при межличностной интолерантности к неопределённости отмечается снижение восприятия собственной жизни как независимой и стабильной.

Таким образом, исследование показало важность развития такого конструкта как толерантность к неопределенности для личности, находящейся в ситуации кризиса, так как способствует сохранению и развитию осмысленности жизни, сохраняет восприятие жизни как эмоционально насыщенного процесса, формирует цели, связанные с будущим, способствует усвоению новых

нравственных идеалов с учетом изменяющихся условий.

В рамках дальнейшего исследования необходимо рассмотреть роль толерантности к неопределённости в развитии иных компонентов мотивационно-нравственной сферы. Увеличение выборки может показать более высокие корреляционные связи между изучаемыми компонентами. Мотивом для дальнейшего исследования может стать изучение взаимосвязи толерантности к неопределённости с иными компонентами, определяющими развитие мотивационно-нравственной сферы личности.

5 Заключение (Conclusion) ^

а

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В современной науке проблема изучения толерантности к |

о

о

неопределенности и смысложизненных ориентаций личности g

з

о*

разрабатывается достаточно полно, но существует недостаточность исследований по изучению роли данных компонентов в формировании мотивационно-нравственной сферы личности. | О Нами была предпринята попытка проанализировать различность подходов в изучении понятий «толерантность к неопредел ённо-

Л

S I

а а « а g S

0 о S I

« ж к го 0 о

р

а

мосвязи между данными структурам, их роль в формировании

5 кй

сти» и «смысложизненные ориентации», изучить возможные взаи- § го

о ^

н го го ^ н Л: то нно

нравственных ориентиров личности. 5 3

ои

Проведенный теоретический анализ позволил сделать вывод

ис вс

а 5

1 ы ис

о ^ но

том структуры личности и тесно взаимосвязана с системой лич- о

н

рн § н

Ой X сн

3 ы вх

го о

нн р

ющихся социальных условиях. Ситуация неопределенности оказы- о к

н

ст

вает влияние на систему внутренних смыслов личности, высокий го 1

ы й

уровень развитости данного качества, что способствует сохранению

о том, что толерантность к неопределенности является компонен-

ностных смыслов. В данном случае толерантность к неопределенности способствует сохранению стабильности личности в изменя-

и развитию системы смыслов, в свою очередь интолерантность к

а

I

неопределенности разрушает данную систему.

Исследование подтвердило выдвинутый тезис о роли толерантности к неопределенности и смысложизненных ориентаций в структуре мотивационно-нравственной сферы личности. Толерантность к неопределенности как качество личности накладывает отпечаток на развитие смысловой сферы и формирование внутренних смыслов, которые определяют развитие нравственных ориентиров, направленность и мотивы деятельности.

Библиографический список

1. Замалиева С. А. Основные концепты учения В. Франкла о человеке [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 1. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=5563 (дата обращения: 09.05.2023).

2. Уколова Е. М. Категория личности в экзистенциальном анализе и логотерапии В. Франкла [Электронный ресурс] // Вестник ГУУ. 2015. № 11. URL: https://cyberlemnka.m/artide/n/kategoriya-Hchnosti-v-ekzistentsialnom-anaHze-i-logoterapii-v-frankla (дата обращения: 09.05.2023).

3. Братусь Б. С. К изучению смысловой сферы личности // Вестник Московского университета. 1981. № 2. С. 46-56. (Серия 14. Психология).

4. Куриленко Ю. А. Смысловая сфера как структурный элемент личности // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2014. № 2 (57). С. 20-23.

5. Кособукова О. В. Развитие представлений о смысле и личностном смысле в отечественной психологии // Вестник КГПУ им. В. П. Астафьева. 2009. № 1. С. 93

6. Персиянцева С. В., Митяева Я. В. Гендерные особенности смысложизненных ориентаций // Смыслообразование и его контексты: жизнь, структура, культура, опыт. 2022. № 1. С.170-174.

7. Тихомирова Е. В., Самохвалова А. Г., Вишневская О. Н. Психологическое благополучие студентов в условиях высокой неопределенности будущего // Ярославский педагогический вестник. 2021. № 4 (121). С. 88-96.

8. Леонов И. Н. Толерантность к неопределенности как психологический феномен: история становления конструкта // Вестник Удмуртского университета. 2014. № 4. С. 43-52. (Философия. Психология. Педагогика).

9. Матушанская А. Г Толерантность к неопределеннсоти и смежные психологические конструкты когнитивной психологии // Ученые записки казанского университета. Гуманитарные науки. 2011. Т.53, кн. 5. С. 25-33.

10. Леонтьев Д. А. Вызов неопределенности как центральная проблема психологии личности [Электронный ресурс] // Психологические исследования. 2015. Т. 8, № 40. Б01 10.543597ps.v8i40.555. |

11. Салихова А. Б. Реализуемость личностных ценностей при разном Л уровне толерантности к неопределённости // Вестник Удмуртского университета. 2020. № 2. С.156-160. (Философия. Психология. Педагогика).

12. Салихова А. Б. Ценностные основания толерантности личности к неопределенности // Вестник ВятГУ. 2020. № 2. С. 132-141.

13. Белявцева О. С. Толерантность и интолерантность к неопределен- ^ ности в современной отечественной и зарубежной психологии // Наука и социум. Коррекционно-развивающая среда и инклюзивная практика помощи детям с ОВЗ : материалы XVII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием и VIII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, 17 марта - 05 июня 2021 ^ года. Новосибирск : АНО ДПО «СИПППИСР», 2021. С. 107-111. Б01 | 10.381637978-5-6045317-3-0 2021 107. 3

A. A. Korshak

AS PERSONAL COMPONENTS OF THE MOTIVATIONAL-MORAL SPHERE

о a

ORCID No. 0000-0002-1838-962X Lecturer at the Department of Psychology, Crimean i

Engineering and Pedagogical University the name of Fevzi Yakubov, §

Simferopol', Russia. |

E-mail: anyaturmasiva@ya.ru

s

INTERRELATION OF TOLERANCE TO UNCERTAINTY J AND MEANINGFUL-LIFE ORIENTATIONS I

a

<—i

о о

о

Abstract I

Introduction. The article discusses the features of the re- ^ lationship between the meaning of life orientations of the individual and the components of tolerance for uncertainty, as personal components of the motivational and moral sphere. Substantiating the role of these components as determining the orientation of the personality, determining the development of the moral orientations of the personality. The purpose of the article is to study the relationship between the components of ^ meaningful life orientations and tolerance for uncertainty, as

a 1!

personal components of the motivational and moral sphere of the individual. The article carried out a theoretical analysis of research on the problem of the features of the development of the motivational and moral sphere of the individual.

Materials and Methods. The main research methods are the analysis of scientific literature devoted to the study of the relationship between tolerance for uncertainty and meaningful life orientations, as personal components of the motivational and moral sphere. Correlation analysis, thanks to which it was possible to find out the regular relationships between these characteristics.

Results. The results of our own study of the relationship between the components of meaningful life orientations and tolerance for uncertainty, as personal components of the motivational and moral sphere of the personality, conducted in 2022, are presented; the sample consisted of 100 respondents studying educational institutions of the Republic of Crimea. The results obtained showed the decisive role of tolerance for uncertainty on the meaning of life orientations of young people.

Discussion. The article emphasizes that tolerance for uncertainty and meaningful life orientations can be considered as personal components of the motivational and moral sphere. The thesis is put forward that there is a certain relationship between tolerance for uncertainty and the meaning of life orientations of the individual as personal components of the motivational and moral sphere

Conclusion. As a result of the study, relationships were found between tolerance for uncertainty and meaningful life orientations of the individual. It was determined that with interpersonal intolerance to uncertainty, there is a decrease in the perception of one's own life as independent and stable.

Keywords: Personality; Motivational sphere; Motivational and moral sphere; Need; Motive; Tolerance for uncertainty; Personal meaning; Meaning; Life orientations.

^ Highlights:

The thesis is formulated that tolerance for uncertainty and meaningful life orientations can be considered as personal components of the motivational and moral sphere;

Presents the use of the method of correlation analysis to study the relationship between tolerance for uncertainty and meaningful life orientations of the individual.

C6 r

a

o s

f

s

C6

i

References c

1. Zamalieva S.A. (2012), Osnovnye koncepty uchenija V. Frankla ° o cheloveke [Basic concepts of V. Frankl's teaching about man], Sovremen- c nye problemy nauki i obrazovanija, no 1. Available at: https://science-ed- t ucation.ru/ru/article/view?id=5563 (Accessed: 09.05.2023). (In Russian). n

2. Ukolova E.M. (2015) Kategorija lichnosti v jekzistencial'nom a analize i logoterapii V. Frankla [The category of personality in existential d analysis and logotherapy by V. Frankl], Vestnik

universiteta (Vestnik e

GUU), no. 11. Available at: https://cyberleninka.ru/article/nZkategoriya- S.

lichnosti-v-ekzistentsialnom-analize-i-logoterapii-v-frankla (Accessed: U

09.05.2023). (In Russian). l

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Bratus' B.S. (1981), K izucheniju smyslovoj sfery lichnosti [To £ the great meaning of the limits of personality], Vestnik Moskovskogo uni-versiteta, "Seriya 14. Psihologija ", 2, 46-56. (In Russian). H

4. Kurilenko Ju.A. (2014), Smyslovaja sfera kak strukturnyj jelement o lichnosti [Semantic sphere as a structural element of personality], Psi-hopedagogika v pravoohranitel'nyh organah, 2 (57). 20-23. (In Russian). p

5. Kosobukova O.V. (2009), Razvitie predstavlenij o smysle i lich- 3 nostnom smysle v otechestvennoj psihologii [Development of ideas about a feeling and personal feeling in domestic psychology], Vestnik Krasnoyar- o skogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. V. P. Astafyeva, p 1, 93. (In Russian). §

6. Persijanceva S.V. & Mitjaeva Ja.V. (2022), Gendernye osoben-nosti smyslozhiznennyh orientacij [Gender Features of Meaningful Life ff Orientations], Smysloobrazovanie i ego konteksty: zhizn', struktura. kul'tura, opyt, 1, 170-174. (In Russian).

7. Tihomirova E.V., Samohvalova A.G. & Vishnevskaja O.N. a (2021), Psihologicheskoe blagopoluchie studentov v uslovijah vysokoj ne- g-opredelennosti budushhego [Psychological well-being of students in con- l ditions of high uncertainty of the future], Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik, 4 (121), 88-96. (In Russian). |

8. Leonov I.N. (2014), Tolerantnost'k neopredelennosti kakpsiholog- p

o

icheskij fenomen: istorija stanovlenija konstrukta [Tolerance to uncertainty as r a psychological phenomenon: the history of the formation of the construct]

а 1!

Vestnik Udmurtskogo universiteta, "Seriya. Filosofija. Psihologija. Peda-gogika", 4. 43-52. (In Russian).

9. Matushanskaja A.G (2011), Tolerantnost' k neopredelennsoti i smezhnye psihologicheskie konstrukty kognitivnoj psihologii [Uncertainty tolerance and related psychological constructs of cognitive psychology], Uchenye zapiski kazanskogo universiteta. Gumanitarnye nauki, 53, 5, 2533. (In Russian).

10. Leont'ev D.A. (2015), Vyzov neopredelennosti kak central'naja problema psihologii lichnosti [The challenge of uncertainty as a central problem of personality psychology], Psihologicheskie issledovanija, 8-40. Available at: http://psystudy.ru (Accessed: 10.05.2023). (In Russian).

11. Salihova A.B. (2020), Realizuemost' lichnostnyh cennostej pri raznom urovne tolerantnosti k neopredeljonnosti [The Realizability of Personal Values at Different Levels of Tolerance to Uncertainty], Vestnik Udmurtskogo universiteta, "Seriya. Filosofija. Psihologija. Pedagogika", 2, 156-160. (In Russian).

12. Salihova A.B. (2020), Valuable foundations of personal tolerance for uncertainty [Cennostnye osnovanija tolerantnosti lichnosti k neopredelennosti], Vestnik Vyatskogo gosudarstvennogo universiteta, 2,132141. (In Russian).

13. Beljavceva O.S. (2021), Tolerance and intolerance to uncertainty in modern domestic and foreign psychology [Tolerantnost' i intoler-antnost' k neopredelennosti v sovremennoj otechestvennoj i zarubezhnoj psihologii], Materialy XVII Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konfer-entsii s mezhdunarodnym uchastiyem i VIII Vserossiyskoy nauchno-prak-ticheskoy konferentsii s mezhdunarodnym uchastiyem "Nauka i sotsium. Korrektsionno-razvivayushchaya sreda i inklyuzivnayapraktikapomoshchi detyam s OVZ (s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya)", 17 marta - 05 iyunya 2021 goda [Materials of the XVII All-Russian scientific and practical conference with international participation and the VIII All-Russian scientific and practical conference with international participation "Science and society. Correctional and developmental environment and inclusive practice of helping children with disabilities"], Avtonomnaya nekommercheskaya organizatsiya dopolnitel'nogo professional'nogo obra-zovaniya "Sibirskiy institut prakticheskoy psikhologii, pedagogiki i sotsi-al'noy raboty", Novosibirsk, March 17 - June 05, 2021, pp. 107-111. DOI 10.38163/978-5-6045317-3-0_2021_107. (In Russian).

Статья поступила в редакцию 16.05.2023; одобрена после рецензирования 18.05.2023; принята к публикации 25.05.2023.

The article was submitted 16.05.2023; approved after reviewing 18.05.2023; accepted for publication 25.05.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.