Научная статья на тему 'ВЗАИМОСВЯЗЬ СУБЪЕКТНОСТИ СО СТЕПЕНЬЮ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ЖИЗНЬЮ ЖЕНЩИН: АНАЛИЗ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ'

ВЗАИМОСВЯЗЬ СУБЪЕКТНОСТИ СО СТЕПЕНЬЮ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ЖИЗНЬЮ ЖЕНЩИН: АНАЛИЗ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
91
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТНОСТЬ / АКТИВНОСТЬ / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ЖИЗНЬЮ / МАТЕРИНСТВО

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Круглинская Т.В., Вахидова Л.В.

В статье авторы представляют результаты исследования уровня субъектности и степени удовлетворенностью жизнью женщин 25-35 лет: матерей детей дошкольного возраста и женщин, не имеющих детей. Субъектность - это способность быть субъектом деятельности, быть рефлексивным, решительным, самостоятельным и свободным в своих действиях в достижении целей. Предпосылкой исследования является гипотеза, что субъектность может иметь влияние на удовлетворенность жизнью, ведь она связана с феноменальной стороной жизни. Человек, рефлексируя свой опыт, осмысливает ценностное наполнение событий и это имеет отражение на субъективном ощущении удовлетворенности. Понимание взаимосвязи этих категорий выявляет механизмы влияния субъектности на удовлетворенность жизнью для возможных разработок программ, направленных на повышение удовлетворенности жизнью женщин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Круглинская Т.В., Вахидова Л.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RELATIONSHIP OF SUBJECTIVITY WITH THE DEGREE OF SATISFACTION WITH WOMEN'S LIVES: AN ANALYSIS OF EXPERIMENTAL WORK

In the article, the authors present the results of a study of the level of subjectivity and the degree of life satisfaction of women aged 25-35: mothers of preschool children and women without children. Subjectivity is the ability to be a subject of activity, to be reflexive, decisive, independent and free in their actions in achieving goals. The premise of the study is the hypothesis that subjectivity can have an impact on life satisfaction, because it is associated with the phenomenal side of life. A person, reflecting on his experience, comprehends the value content of events and this is reflected in the subjective feeling of satisfaction. Understanding the relationship between these categories reveals the mechanisms of subjectivity's influence on life satisfaction for possible development of programs aimed at increasing women's life satisfaction.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОСВЯЗЬ СУБЪЕКТНОСТИ СО СТЕПЕНЬЮ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ЖИЗНЬЮ ЖЕНЩИН: АНАЛИЗ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ»

ВЗАИМОСВЯЗЬ СУБЪЕКТНОСТИ СО СТЕПЕНЬЮ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ЖИЗНЬЮ ЖЕНЩИН: АНАЛИЗ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Т.В. Круглинская1, магистрант Л.В. Вахидова2, канд. пед. наук, доцент 1Московский институт психоанализа

2Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы 1(Россия, г. Москва) 2(Россия, г. Уфа)

DOI:10.24412/2500-1000-2022-6-1-116-123

Аннотация. В статье авторы представляют результаты исследования уровня субъ-ектности и степени удовлетворенностью жизнью женщин 25-35 лет: матерей детей дошкольного возраста и женщин, не имеющих детей. Субъектность - это способность быть субъектом деятельности, быть рефлексивным, решительным, самостоятельным и свободным в своих действиях в достижении целей. Предпосылкой исследования является гипотеза, что субъектность может иметь влияние на удовлетворенность жизнью, ведь она связана с феноменальной стороной жизни. Человек, рефлексируя свой опыт, осмысливает ценностное наполнение событий и это имеет отражение на субъективном ощущении удовлетворенности. Понимание взаимосвязи этих категорий выявляет механизмы влияния субъектности на удовлетворенность жизнью для возможных разработок программ, направленных на повышение удовлетворенности жизнью женщин.

Ключевые слова: субъектность, активность, удовлетворенность жизнью, материнство.

Женщина выполняет множество значимых ролей в разных областях жизни государства: экономической, политической, научной, общественной, она рождает и воспитывает детей. Социальные роли женщины сегодня претерпевают значительные изменения, поэтому вопросы, связанные с её субъектностью, входят в число наиболее обсуждаемых в современном обществе. Учение о субъекте в отечественной психологии рассматривается в работах К.А. Абульхановой, Б.Г. Ананьева, А.В. Брушлинского, А.Н. Леонтьева, Д.А. Леонтьева, А.К. Осницкого, В.А. Петровского, С.Л. Рубинштейна, В.И. Слобод -чикова и других [3].

Субъектность - это интегративная системная характеристика рефлексивной активности личности, включающая такие компоненты, как активность, свободу выбора и ответственность, саморазвитие, самоконтроль, осознанность, мотивацию, личностную автономию. Субъектность -это и особое психическое явление, связанное со способностью индивида жить «подлинной жизнью», направленной на само-

совершенствование и достижение идеала. Субъект - это индивид, который говорит: «Я хочу» или «Я не хочу», «Я могу и сделаю» или «Я не буду этого делать», «Я выбираю» или «Я отказываюсь», «Я решаю» и «Я влияю». Обладать субъектно-стью - значит поступать так, как желает сам субъект, отвечать за свои действия, добиваться целей, развиваться и реализо-вывать свои возможности, справляться со своим состоянием и оказывать влияние на окружающую среду. В конечном счете быть субъектным - это значит быть творцом своей жизни [6, 9, 11].

Удовлетворенность жизнью связана с результатами деятельности и с привычной стратегией и тактикой достижения поставленных целей, что включает структурирование деятельности и организацию входящих в нее этапов действий. Система удовлетворенности жизнью отдельного взятого человека довольно сложна и имеет индивидуально определенную специфику, ведь каждый человек по-разному определяет способ достижения исходя из наличного уровня субъектности как способности

отвечать на сопротивление внешней среды. Субъектный человек выражает личную настойчивость, уверенность, умение контролировать ситуацию и события, проявляет способность к саморегуляции: как именно субъект действует в жизненных условиях, как проявляет свои субъектные качества - настолько от их проявления и степени выраженности будет зависеть его общая удовлетворенность своей жизнью [8].

Гулякиной В.В. была составлена иерархия составляющих удовлетворенности женщины своей жизнью, которые оценивали представители разного пола. Выявлено, что женские составляющие удовлетворенности - это семья, здоровье, любовь, материальное положение, любимая работа, свое жилье, друзья. Но зачастую женщина выбирает в приоритете материнскую роль, теряя контроль над остальными сферами, что может приводить к снижению удовлетворенности жизнью в этот период [1]. Психологическое состояние матери, ее удовлетворенность текущими условиями жизни оказывает огромное влияние на развитие и формирование психики ребенка [5]. Ведущая роль в обеспечении здорового развития психики ребенка принадлежит матери, удовлетворенность жизнью которой играет важную роль в обеспечении психологического состояния, дающего ребенку опору в сложных ситуациях преодоления негативных факторов. Многими учеными, в частности А.В. Либиной, ОБ. Подобиной, Г.В. Залевским, И.Л. Ше-леховым, Н.Н. Васягиной, Н.А. Цветковой, психологическое благополучие и удовлетворенность жизнью родителя рассматривается как самый значимый, первичный фактор, способный обеспечивать оптимальные детско-родительские отношения даже при негативном влиянии на ребенка остальных моментов [2]. Чем выше степень самореализации и успешности матери в разных жизненных и социальных контекстах, помимо выполнения материнской воспитательной роли, тем выше её субъективное ощущение удовлетворенности жизнью [10]. Зачастую женщина выбирает в приоритете материнскую роль, теряя контроль над остальными сферами, что

приводит к низкой удовлетворенности жизнью в этот период. Поиск баланса между областями и контекстами жизни определяется субъектным выбором отдельного индивида, который обладает тем или иным уровнем субъектности. Субъ-ектность как способность личности искать и осознавать собственный смысл, формулировать индивидуальные жизненные цели, направленные в сторону оптимизации бытия, реализовывать их и анализировать результаты своей деятельности, способность противостоять вызовам внешней среды будет способствовать повышению уровня удовлетворенности жизнью женщин через активизацию позитивного социального самочувствия и формирования развитой субъектной жизненной позиции.

Данные обстоятельства актуализируют интерес к изучению удовлетворенности жизнью женщин в его взаимосвязи с уровнем субъектности, позволяющим ставить цели, принимать решения, разрешать проблемные ситуации и предвосхищать их возникновение и снимать напряжение в результате воздействия различных факторов.

Целью исследования является выявление и обоснование психологических особенностей взаимосвязи между уровнем субъектности женщин 25-35 лет с детьми и без детей со степенью их удовлетворенности жизнью.

Методологическую основу исследования составили положения деятельностного подхода К.А. Абульхановой, Е.Н. Волковой, Н.Н. Мельниковой, И.А. Серегиной, В.И. Слободчикова, М.А. Щукиной и др. В рамках исследования применены психодиагностические методики «Опросник удовлетворенности жизнью» Мельниковой Н.Н. и «Уровень развития субъектности личности» Щукиной М.А. [4, 12].

В рамках исследования был проведен опрос аудитории исследуемых в количестве 126 человек от 25 до 35 лет, женского пола, замужних, оценивающих свое финансовое положение на уровне среднего достатка (хватает на все, кроме крупных покупок типа новой машины или недвижимости), с высшим образованием, проживающие в городах России с населением

более 100.000 жителей. Из них у 81 человека есть ребенок в возрасте от 3 до 6 лет, у 45 женщин детей нет. Исследование проводилось в сети Internet.

Мы провели сравнение субъектности женщин без детей и матерей с одинаковыми половозрастными и социальными показателями. Сравнительные данные представлены в таблице.

Таблица 1. Сравнительный анализ показателей субъектности матерей детей дошкольного возраста и женщин, не имеющих детей__

Показатели субъектности Показатели матерей Показатели женщин, не имеющих детей

М SD n Me CV М SD n Me CV

Активность 29,4 7,78 81 29 0,26 33,27 6,32 45 33 0,19

Автономность 29,7 8,51 81 30 0,29 35,11 5,87 45 34 0,17

Целостность 34,09 5,85 81 34 0,17 36,04 5,49 45 36 0,15

Опосредованность 33,09 7,54 81 32 0,23 36,18 5,49 45 35 0,15

Креативность 30,53 8,58 81 33 0,28 35,1 6,65 45 36 0,19

Самоценность 31,28 8,35 81 32 0,27 35,45 7,15 45 35 0,20

Суммарный балл 188,08 39,98 81 192 0,21 211,15 28,19 45 216 0,13

Kruskal-Wallis, p-value=0.001258

-1-1-

Женщины Женщины без детей с детьми

Рис. 1. Непараметрический критерий Краскела-Уоллеса распределения данных показателей субъектности матерей детей дошкольного возраста и женщин, не имеющих детей

Согласно представленным данным уровень субъектности матерей детей в ниже этого показателя женщин, не имеющих

детей, где этот показатель 211,15 баллов, при этом разница составляет 12,27%. Мы представили результаты на графике.

Средний показатель матерей детей Средний показатель женщин, не дошкольного возраста имеющих детей

300

250

200

50

Рис. 2. Уровень субъектности матерей детей дошкольного возраста и женщин, не имеющих детей

Далее были проанализированы составляющие компоненты субъектности матерей и женщин, не имеющих детей и представили данные на рисунке 3.

40

35

30

25

20

mm

f J? .S jf jf

# jr ¿г у

<r <f & с/

□ Средний показатель матерей

□ Средний показатель женщин, не имеющих детей

Рис. 3. Значения выраженности компонентов субъектности матерей детей дошкольного

возраста и женщин, не имеющих детей

По вертикальной шкале представлены значения выраженности компонентов субъектности, и мы можем наблюдать, что у матерей все они находятся на менее выраженном уровне. Показатели у женщин, не имеющих детей, более сбалансированы благодаря меньшей разнице в выраженности компонентов автономности и креативности, которые имеют значимые отличия в 18,22% и 17,97% соответственно. Мы

предполагаем, что снижение компонента автономности и креативности связано с необходимостью выполнения материнской роли и ряда особенностей, связанных с распределением компонентов в процессе деятельности матерей, однако это требует дальнейших исследований.

Далее мы сопоставили данные об удовлетворенности жизнью матерей и женщин без детей.

Таблица 2. Сравнительный анализ показателей удовлетворенности жизнью матерей де-

тей дошкольного возраста и женщин, не имеющих детей

Показатель удовлетворенности Показатели матерей Показатели женщин, не имеющих детей Разница, %

n M SD n M SD

Жизненная включенность 81 48,72 12,32 45 55,31 11,45 13,53%

Неудовлетворенность жизнью 81 -94,41 26,24 45 -83,33 22,86 -11,74%

Уровень удовлетворенности жизнью 81 54,31 34,29 45 71,98 32,31 32,54%

Общий показатель удовлетворенности жизнью в 54,31 из 180 баллов говорит, что в среднем удовлетворенность жизнью расценивается матерями детей дошкольного возраста ниже средней. Показатель удовлетворенности жизнью женщин, не имеющих детей, выше на 32% и составляет

71,98 баллов. При этом у женщин с детьми позитивный аспект удовлетворенности ниже, и негативный аспект также более выражен. В целом удовлетворенность жизнью матерей ниже, чем у женщин, не имеющих детей.

Рис. 4. Непараметрический критерий Краскела-Уоллеса распределения данных показателей удовлетворенности жизнью матерей детей дошкольного возраста и женщин, не имеющих детей

Обе выборки имеют значимые отличия и мы можем говорить о достоверности полученных различий показателей удовлетворенности жизнью. Мы представили

наглядно данные о субъектности и удовлетворенности жизнью матерей детей дошкольного возраста и женщин, не имеющих детей.

100%

0%

188 211

_____ 72

54

----- ----

Уровень субъектности □ Матери с детьми

Уровень удовлетворенности жизнью

■ Женщины без детей

Рис. 5. Показатели субъектности и удовлетворенности жизнью матерей детей дошкольного возраста и женщин, не имеющих детей

На рисунке 5 мы преобразовали в процентную шкалу данные для сравнения, фактические показатели в баллах указаны на самих графиках. Показательно, что уровень субъектности матерей несколько ниже, чем уровень субъектности женщин, не имеющих детей дошкольного возраста, эта разница значима и составляет 12,27%. Разница в удовлетворенности жизнью состав-

ляет 32,54% (54,31 и 71,98 баллов соответственно).

Для выявления связи уровня субъектно-сти с удовлетворенностью жизнью был проведен статистический корреляционный анализ и получены значимые корреляции, данные о которых представлены в таблице 3.

Таблица 3. Данные корреляции уровня субъектности и показателей удовлетворенности жизнью

Критерии удовлетворенности жизнью Жизненная включенность Показатели матерей Показатели женщин, не имеющих детей

rs tsT n rs tsT n

0.715*** 6.2e-14 81 0.603*** 1.2e-05 45

Неудовлетворенность жизнью -0.649*** 5.4e-11 81 -0.596*** 1.5e-05 45

Общий показатель 0.712*** 9.4e-14 81 0.640*** 2.2e-06 45

Позитивные аспекты жизненной включенности прямо связаны с уровнем субъектности, негативные аспекты неудовлетворенности обратно пропорциональны уровню субъектности на обоих выборках. При этом отмечается большая выражен-

ность взаимосвязи у матерей детей дошкольного возраста. Результаты анализа позволяют говорить о том, что в 95% случаев мы подтверждаем наличие значимых взаимосвязей.

Степень удовлетворенности жизнью

Рис. 6. Взаимосвязь уровня субъектности и удовлетворенности жизнью женщин (вся выборка, п=126)

Коэффициенты корреляции между показателями уровня субъектности и степени удовлетворенности жизнью имеют значимость на уровне менее 5% и силу корреляции 0,709, ее можно описать как значимую и высокую по шкале Чеддока (гху > 0,7). Таким образом, может быть сделан вывод о том, что уровень субъектности женщин значимо связан и положительно коррелирует в высокой степени с уровнем удовлетворенности жизнью. Мы можем предположить, что развитие субъектных качеств женщин будет повышать их удовлетворенность жизнью.

Механизм удовлетворенности жизнью отдельного взятого человека довольно сложен и обусловлен факторами, включа-

ющими комплекс индивидуальных особенностей, социальных условий взросления, функционирования в разных контекстах жизни, от его личного миропонимания и культурных ценностей социума, физического состояния, от значимого социального окружения и экономических аспектов среды и т.д. Эти факторы могут определять и развитие субъектных свойств личности. Наше исследование раскрывают понятие субъектности в ее связи с удовлетворенностью жизнью значимой для общества социальной группы - женщин в социально активном возрасте 25-35 лет, которым наиболее важно благополучие в выполнении жизненно важных задач по воспитанию детей и самореализации.

Полученные результаты могут иметь вышения удовлетворенности жизнью и практическую значимость при разработке осуществления ими успешной деятельно-программ, направленных на развитие сти. субъектных качеств женщин с целью по-

Библиографический список

1. Гулякина, В. В. Удовлетворенность жизнью у мужчин и женщин // Образование и общество. - 2019. - № 4 (117). - с. 119-127.

2. Еремина, Ю.А. Копинг-поведение матерей, воспитывающих детей раннего возраста с разноуровневым психосоциальным развитием: Диссертация канд. психол. наук 19.00.13 / Еремина, Юлия Анатольевна. - Москва, 2019. - 236 с.

3. Ершова, О. В. Понятие субъектности / О. В. Ершова // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. - Т. 12. - № 6. - 2018. - с. 113-115.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Мельникова, Н.Н. Диагностика социально-психологической адаптации личности // Учебное пособие. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2004. - 57 с.

5. Нурматова, Ю. А. Российские женщины. Удовлетворённость работой и жизнью после рождения ребенка // Психология, социология и педагогика. - № 5. - 2012. - URL: https://psychology.snauka.ru/2012/09/1080 (дата обращения: 17.12.2021)

6. Петровский В. А. Субъектность как состоятельность: «Психология». Журнал Высшей школы экономики. Т. 12. № 3. - 2015. - С. 86-130.

7. Савенышева, С. С. Удовлетворенность жизнью, психологическое благополучие и удовлетворенность браком в период взрослости / С.С. Савенышева, М.Д. Петраш, О.Ю. Стрижицкая // Интернет-журнал «Мир науки». - 2017. - Т. 5. - №1. - С. 48-65.

8. Сергиенко, Е.А. Ценность категории субъекта для психологии и некоторые дискуссионные вопросы ее разработки//Ценностные основания психологической науки и психология ценностей. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН». - 2008. - с.62 - 82.

9. Стахнева, Л. А. Понимание субъекта и субъектности в современной психологии // Ученые записки ОГУ. Серия: «Гуманитарные и социальные науки». - № 1. - 2010. - С. 345-349.

10. Тимербулатова, Э. С. Влияние профессиональной деятельности женщин-матерей на уровень их удовлетворенности жизнью // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2012. №3.

11. Щукина, М. А. Субъектный подход к саморазвитию личности: возможности теоретического понимания и эмпирического изучения: «Психология»: Журнал ВШЭ. - № 2. -2014. - 321 с.

12. Щукина М. А. Опросник «Уровень развития субъектности личности (УРСЛ)»: руководство по применению. Методическое пособие. - Тюмень: Изд-во Тюменского госуниверситета, 2005. - 45 с.

THE RELATIONSHIP OF SUBJECTIVITY WITH THE DEGREE OF SATISFACTION WITH WOMEN'S LIVES: AN ANALYSIS OF EXPERIMENTAL WORK

T.V. Kruglinskaya1, Graduate Student

L.V. Vakhidova2, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor

1Moscow Institute of Psychoanalysis

2Bashkir State Pedagogical University M. Akmully

1 (Russia, Moscow)

2 (Russia, Ufa)

Abstract. In the article, the authors present the results of a study of the level of subjectivity and the degree of life satisfaction of women aged 25-35: mothers of preschool children and women without children. Subjectivity is the ability to be a subject of activity, to be reflexive, decisive, independent and free in their actions in achieving goals. The premise of the study is the hypothesis that subjectivity can have an impact on life satisfaction, because it is associated with the phenomenal side of life. A person, reflecting on his experience, comprehends the value content of events and this is reflected in the subjective feeling of satisfaction. Understanding the relationship between these categories reveals the mechanisms of subjectivity's influence on life satisfaction for possible development ofprograms aimed at increasing women's life satisfaction. Keywords: subjectivity, activity, life satisfaction, motherhood.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.