Научная статья на тему 'Взаимосвязь субъективной оценки качества жизни личности и ее субъективной активности в плане собственного развития'

Взаимосвязь субъективной оценки качества жизни личности и ее субъективной активности в плане собственного развития Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1908
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / СУБЪЕКТНАЯ АКТИВНОСТЬ / САМОРАЗВИТИЕ / LIFE QUALITY / SUBJECTIVE ACTIVITY / SELF-DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Фризен Марина Александровна

В статье рассматривается взаимосвязь саморазвития личности и ее субъективной оценки качества жизни; субъектность личности в плане собственного развития анализируется в системе субъективных факторов качества жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Фризен Марина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERRELATION BETWEEN SUBJECTIVE PERSONALITY LIFE QUALITY ASSESSMENT AND SUBJECTIVE ACTIVITIES IN TERMS OF OWN DEVELOPMENT

The article envisages the interrelation between personality’s self-development and subjective life quality assessment; the subjectivity of an individual in terms of own development is analyzed within the system of subjective factors of life quality.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь субъективной оценки качества жизни личности и ее субъективной активности в плане собственного развития»

УДК 159.922

М. А. Фризен

ВЗАИМОСВЯЗЬ СУБЪЕКТИВНОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ ЛИЧНОСТИ И ЕЕ СУБЪЕКТИВНОЙ АКТИВНОСТИ В ПЛАНЕ СОБСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ

В статье рассматривается взаимосвязь саморазвития личности и ее субъективной оценки качества жизни; субьекгность личности в плане собственного развития анализируется в системе субъективных факторов качества жизни.

Ключевые слова: качество жизни, субъектная активность, саморазвитие

М. A. Frizen

INTERRELATION BETWEEN SUBJECTIVE PERSONALITY LIFE QUALITY ASSESSMENT AND SUBJECTIVE ACTIVITIES IN TERMS OF OWN DEVELOPMENT

The article envisages the interrelation between personality’s self-development and subjective life quality assessment; the subjectivity of an individual in terms of own development is analyzed within the system of subjective factors of life quality.

Keywords', life quality, subjective activity, self-development

Бесспорным является тот факт, что продуктивность, позитивность функционирования личности существенным образом зависит от качества ее жизни. По определению Всемирной организации здравоохранения, «качество жизни — это характеристика физического, психологического, эмоционального и социального функционирования, основанная на его субъективном восприятии, то есть — это восприятие человеком своего положения в обществе» [3, с. 214]. Несмотря на то, что феномен качества жизни имеет достаточно длительную традицию исследования в рамках целого спектра научных дисциплин, его субъективные составляющие требуют более детального изучения, в особенности, во взаимосвязи с разного рода проявлениями личностной активности.

Исследователи, разрабатывающие проблематику качества жизни, указывают, что оно включает в себя как объективные, так и субъективные параметры (А. С. Ахременко, В.Н. Бобков, Б.В.Бойцов, В.В.Богатырев, А.Л.Васи-льев, Э.В.Галажинский, Г.Е. Глезерман, А.В.Гли-чев, Л.А. Гордон, В.Г.Горшков, С.А. Евтушенко, А.Ю.Земченков, Т.И. Ионова, В.Е. Клочко,

С.В.Кондуров, Л.И.Конча, О.М.Краснорядце-ва, Я.И.Коц, Ю.В.Крянев, Р.А.Либец, А.А. Новик, Г.В. Осипов, В.Ф. Петренко, М.Б. Плущев-ский, В.МПолтерович, С.И. Попов, Н.М.Рима-шевская, А.И.Татаркин, А.С.Тодоров, В.И.Толстых, В. Н. Федосеев и др.). Авторы указывают, что феномен качества жизни представляет собой систему, функционирующую как результирующая специфики личности, характеристик жизнедеятельности и условий жизнеобеспечения.

На наш взгляд, важно рассмотреть такой фактор субъективной оценки качества жизни личности, как возможность осуществления ею осознанного и целенаправленного саморазвития. Традиционно внимание исследователей фокусируется на объективных параметрах качества жизни людей; возможность осуществлять самоизменение, самореализовываться относится к второстепенным параметрам; кроме того, эти критерии гораздо сложнее формализовать и измерить.

Вместе с тем, Л. А. Коростылевой качество жизни рассматривается как определенный индикатор удовлетворенности самореализацией личности и ее психологического здоровья, то

есть феномены качества жизни и возможности самореализации ею связываются. На наш взгляд, саморазвитие выступает одним из деятельностных контекстов самореализации; авторы указывают на взаимосвязанность данных феноменов. В подходах, разрабатываемых

Э.В. Галажинским, В. Е. Клочко, Л. А. Корос-тылевой, И. О. Логиновой и другими исследователями, саморазвитие рассматривается в одном ряду с такими понятиями, как самоосу-ществление, самореализация, самоактуализация. Э.В. Галажинский [2] разработал концепцию системной детерминации самореализации, согласно которой самореализация есть интегрирующий фактор, с которым связаны решения проблем выбора жизненных сред, наиболее адекватных для самоосуществления. Таким образом, жизненное самоосуществле-ние соотносится с феноменом выбора и с процессом саморазвития: человек ищет контекст для продуктивного самоизменения.

Авторы указывают, что решающим показателем качества жизни должна быть субъективная удовлетворенность человека собой и миром, эмоциональный статус, самочувствие (И.Ю.Петрушина, Ю.А.Крючков, М.Г.Чопо-рова и др.). В случае осознания несоответствия между целью и собственными возможностями ее достижения личность либо отказывается от цели, либо осуществляет саморазвитие; среда, условия деятельности, которые не позволяют личности меняться в соответствии с ее целями, бесспорно, выступают факторами, обуславливающими негативную субъективную оценку качества жизни личностью. Вместе с тем, депривирующая среда может стимулировать активность личности в плане задействования ее ресурсов; саморазвитие может приобретать форму сопротивления среде, совладания со сложной жизненной ситуацией. При этом крайне важно, чтобы такого рода ресурсы присутствовали у личности. «В депри-вирующих условиях сред, когда объективные факторы (природные и антропогенные) приводят к снижению качества жизни, повышению уровня неудовлетворенности населения средой проживания, возрастает значение субъективных критериев. В случае дефицита лич-

ностных ресурсов негативные оценки качества жизни генерализуются, что в частности выражается в том, что даже нейтральные стимулы окружающей среды начинают восприниматься как негативные» [10].

Авторский коллектив Лаборатории психологических исследований проблем развития личности НИИ РГП КамГУ им. Витуса Беринга при рассмотрении феномена качества жизни исходит из того, что и среда, и отдельный индивид (или группа как целостное образование) выступают как равнозначные компоненты единой системы, построенной на принципе обратной связи (система «человек — среда»). Как один из наиболее значимых для обеспечения качества жизни рассматривается фактор активности личности, определяющий выбор человеком стратегии взаимодействия со средой, и, как следствие, формирования образа жизни в пределах области реализации возможностей среды и индивида. Данное предположение, по мнению исследователей, подтверждает тот факт, что при положительном отношении индивида к среде на основе адекватной оценки им внешних условий и собственных внутренних ресурсов сохраняется возможность оптимального функционирования личности и достижения ею субъективной удовлетворенности качеством жизни даже в экстремальных условиях жизнедеятельности.

В данной статье нас интересуют ресурсы личности, способствующие поддержанию положительной субъективной оценки качества жизни личностью, а также деятельностные контексты, в которых такие ресурсы личностью могут задействоваться. Одним из таких ресурсов, на наш взгляд, является активность личности в построении самой себя — саморазвитие.

Теоретический анализ научных источников по проблематике качества жизни показывает, что на первичном этапе описания его феноменологии авторы не включали возможность саморазвития в спектр факторов, его обуславливающих. Так, с точки зрения А. Кемпбелла, Ф. Конверса, В. Роджерса, качество жизни связано с достигнутым обществом уровнем благосостояния, с субъективным восприятием

индивидуального благополучия, как жизни в целом, так и в отдельных жизненных областях (в качестве измеряемых признаков предлагались следующие: удовлетворенность материальным положением, межличностными отношениями, уровнем самооценки) [3, с. 23].

Далее в систему параметров описания качества жизни исследователи начали включать личностную динамику. Так, в концепции «базовых потребностей», предложенной Международной организацией труда в 1970 г., указывалось, что важным направлением обеспечения качества жизни, кроме всего прочего, является создание условий для развития личности путем обучения, ее участия в общественной жизни [1]. Таким образом, появилась идея о том, что возможность личности развиваться, осуществлять социальную активность, является важной для качества ее жизни.

А. И. Субетто, Дж. Ван Гиг, Дж. Форрестер такой фактор качества жизни, как свобода выбора, рассматривают в качестве основных наряду с политической и социальной стабильностью, безопасностью. На наш взгляд, свобода как пространство альтернатив, позитивно воспринимающееся личностью, выступает важным условием саморазвития, поскольку у личности есть свобода самоизме-няться, проектировать собственное развитие.

Отечественные исследователи под качеством жизни подразумевают категорию, которая включает в себя сочетание условий жизнеобеспечения и состояния здоровья, позволяющих достичь физического, психического, социального благополучия и самореализации [3]. Таким образом, отечественными авторами возможность реализации своих потенциалов личности включается в совокупность факторов, определяющих ее качество жизни. И. В. Бестужев-Лада, анализируя качество жизни, указывает, что при его исследовании должна даваться...

«...оценка содержательности труда и досуга и удовлетворенности ими, уровня комфорта в труде и быту, знания, качества уровня удовлетворения потребности в общении, творчества и других потребностей, направленных не только на самосохранение, но и на самоудовлетворение и самоорганизацию личности» [цит. по: 13, с. 19].

В данном случае понятие качества жизни предполагает уже не просто рассмотрение комфортности условий жизни, а их соответствие потребностям существования и развития личности как системы. Вслед за исследователями Всероссийского научно-исследователь-ского института технической эстетики целесообразно понимать качество жизни как...

«...результат взаимодействия объективных характеристик среды жизнедеятельности и субъективных возможностей человека, которые выражаются в уровне соответствия параметров среды и характеристик жизненных процессов потребностям, интересам, ценностям и целям человека» [цит. по: 5, с. 108].

Безусловно, связь качества жизни и субъектной активности, в том числе в плане собственного развития, взаимообратна:

«...удовлетворенность жизнью выступает в качестве важнейшего внутреннего фактора человека, определяющего его социальную активность и взаимоотношения с другими людьми, и отношение к самому себе, как к личности» [1, с. 101].

В работах Б. Г. Ананьева, С.Л. Рубинштейна, А. А. Кроника понятие «качество жизни», связано, в первую очередь, с идеей «жизненного пути». К. А. Абульханова связывает субъ-ектность личности в его построении с феноменом стратегии жизни, в основе которого лежит активность самой личности, ее стремление вырабатывать свои приоритетные ценности и преобразовывать их жизненные принципы. Таким образом, личность рассматривается как активный творец своего жизненного пути, ее возможности в плане выстраивания его во многом определяют субъективное качество жизни.

Авторским коллективом Лаборатории психологических исследований проблем развития личности НИИ РГП КамГУ им. Витуса Беринга разработана классификация компонентов (показателей) качества жизни с точки зрения субъектно-средового подхода в контексте междисциплинарных исследований, описаны содержательные характеристики ряда показателей. Показатели, относящиеся к подсистеме «Человек» (системы «человек — среда»):

1) человек — тело;

2) человек — субъект деятельности;

3) человек — субъект общения;

4) человек — субъект саморазвития;

5) человек — субъект социума.

Как мы видим, одним из компонентов выступает человек как субъект саморазвития. На базе цикла научно-психологических исследований авторы описывают совокупность переменных, определяющих оптимальное переживание субъективного качества жизни в депривирующих условиях: высокий уровень толерантности к неопределенности, высокий показатель осмысленности жизни, сбалансированная временная перспектива, высокий уровень жизнестойкости; положительная оценка среды жизнедеятельности с точки зрения наличия в ней ресурсов для личностного роста и развития; оценка профессиональной среды с точки зрения ее осмысленности, возможностей обеспечения материального благополучия, саморазвития, проявления активности и простраивания гармоничных отношений с окружающими, а также переживание семейного благополучия [10].

Целый ряд научно-психологических исследований показал, что личностная активность, в том числе в плане саморазвития, взаимосвязана с позитивной оценкой качества жизни, с достаточной ресурсностью личности для позитивного, эффективного функционирования в сложных условиях жизнедеятельности. Среди показателей, указанных ранее, можно выделить целый ряд взаимосвязанных с личностным саморазвитием: толерантность к неопределенности, осмысленность жизни, жизнестойкость, осознание ресурсов среды, системы деятельностей для развития и саморазвития, разноплановая субъектная активность, способность проектировать жизнь.

Личность периодически попадает в сложные жизненные ситуации, ситуации, связанные с необходимостью выбора одной из альтернатив, необходимостью самоизменения, необходимостью принятия решения в неочевидной, неоднозначной ситуации. В данном случае личность может или включить защитные механизмы, или поставить цель самосовершенствоваться, осуществлять саморазвитие.

Безусловно, способность личности совладать с такого рода ситуациями выступает важнейшим ресурсом позитивного переживания качества жизни.

Анализируя защитные механизмы и совла-дающее поведение личности, М.М.Кашенкова [4] отмечает, что защитные процессы избавляют личность от рассогласованности побуждений и амбивалентности чувств, предохраняют от осознания нежелательных или болезненных эмоций, устраняют тревогу и напряженность. Конструктивное совладающее поведение повышает адаптивные возможности субъекта, оно реалистично, гибко, большей частью осознанно, активно включает в себя произвольный выбор стратегий.

Е. В. Лапкина [8] обосновывает положение о том, что поскольку поведение человека определяется одновременно сознательными и бессознательными процессами, в настоящее время среди исследователей преобладает идея о том, что в любой реакции человека сосуществуют многочисленные и неповторимые комбинации копинг-стратегий и механизмов психологической защиты (Л. И. Анцыферова, Ф.В. Бассин, Ф.Е. Василюк, Л. И. Вассерман, P.M. Грановская, Т.Л.Крюкова, А.А. Налчад-жян, И.М. Никольская, Е.С. Романова, В.С.Рот-тенберг, Е. А. Сергиенко, Л. Ю. Субботина,

Н. R. Conte, S. Folkman, S. Freud, A. Freud, N. Haan, H. Kellerman, R. Lazarus, R. Moos, R Plutchik, J. Schaefer и др.). Защитное и совладающее поведение, вслед за Е. А. Сергиенко, И. М. Никольской, Р. М. Грановской, рассматривается Е.В. Лапкиной интегративно — как единый адаптационный процесс, как разные уровни единого механизма, названного «защитная система личности». Термин был введен И. М. Никольской, которая рассматривает защитную систему как уровневую, последовательно формирующуюся в онтогенезе и, одновременно, непрерывно функционирующую у взрослого.

На основе эмпирического исследования Е. В. Лапкина обосновывает положение о том, что рефлексивная работа, интеллектуализация способствуют выбору личности в плане совладания с ситуацией, а не приспособления к ней. Следовательно, для преодоления слож-

ностей в рамках саморазвития основой выступает рефлексивная активность личности. Эмпирическим критерием адаптивного потенциала личности также может выступать жизнестойкость — особый паттерн структуры установок и навыков личности, позволяющий ей превращать изменения в возможности; это катализатор поведения, который позволяет трансформировать негативные впечатления в новые возможности.

Авторы также рассматривают как взаимосвязанные с защитным — совладающим поведением личности такие феномены, как уровень адаптивности, уровень стресса, субъективное благополучие, психологическое благополучие, удовлетворенность социальной ситуацией развития, толерантность к неопределенности, уровень алекситимии, уровень социальной фрустрации, уровень тревожности, симптомы синдрома эмоционального выгорания, жизнестойкость, параметры темперамента, социальная и творческая активность.

Осуществленное автором данной статьи совместно с К. В. Семеновой научно-психологическое исследование пожилых людей (данный возраст сам по себе выступает сложным для оптимального функционирования личности), проживающих в г. Петропавловске-Кам-чатском и в г. Иваново Московской области (регионы существенно отличаются по параметру экстремальности природно-климатических условий) показало существенную разницу в их субъективной оценке качества жизни. Было установлено, что пожилые люди, проживающие на Камчатке, воспринимают свою жизнь как значимо более эмоционально насыщенную, интересную, событийно наполненную в сравнении с пожилыми людьми контрольной группы (г. Иваново). По результатам исследования мы пришли к выводу о том, что в экстремальном регионе проживания у людей имеются ресурсы для поддержания полноты в жизни, для сохранения ее активности, интереса к ней. Установлено, что личностная активность выступает одним из ресурсов позитивного функционирования личности в экстремальных природно-климатических условиях. Вероятно, проживание в такого рода усло-

виях выступает одним из факторов формирования и задействования всех сил организма, ресурсов для личностного роста, позитивных изменений (на это указывает значимость для респондентов творческой деятельности; это один из контекстов, который в их представлении связывается с позитивной оценкой качества жизни). Результаты исследования показывают, что проживание в экстремальных при-родно-климатических условиях Камчатского края способствует формированию у пожилых людей нацеленности в большей степени на социальный компонент жизни, чем на материальный. Таким образом, можно прийти к выводу о том, что значимость социальной активности выступает внутренним ресурсом развития для пожилых людей экспериментальной группы. В свою очередь, установлено, что пожилые люди г. Иваново в большей степени в оценке качества жизни ориентированы на состояние здоровья и материальное благосостояние; поскольку данные параметры являются проблемными, в целом, эти респонденты относительно негативно оценивают качество своей жизни.

В исследовании Ю.Ю.Неяскиной, Г.С.Ши-тиковой [10], посвященном выявлению взаимосвязи осмысленности жизни и жизнестойкости с качеством жизни сотрудников полиции, показано, что для высокой субъективной оценки качества жизни важна не просто субъектная активность, а ее характер. В данном случае авторы указывают такие направления активности, как фиксация на препятствии или на разрешении ситуации. В первом случае сложный жизненный момент рассматривается в негативном ключе, во втором — личность видит в нем потенциал для позитивного изменения жизни и себя (как показывает исследование, второй вариант активности коррелирует со значимостью ситуаций «избыточной активности», характеризующихся высокой эмоциональной насыщенностью, но не обладающих предельной необходимостью (например, поведение по принципу смысловой регуляции поведения, описанной Д. А. Леонтьевым «почему бы и нет?» — осознанное погружение себя личностью в пространство альтернатив).

В исследовании Ю.Ю.Неяскиной, В.Ф. Петровой [10], посвященном изучению сценария отложенной жизни как условия, определяющего особенности качества жизни военнослу-жащих-женщин, выявлено, что сценарий отложенной жизни связан с такой личностной стратегией, как избегание активности, не прослеживается связь результативности профессиональной деятельности с самооценкой личности, самоутверждением (что характерно для военнослужащих-мужчин). Таким образом, личность выбирает стратегию терпеливого ожидания, а не деятельного вмешательства в течение собственной жизни. Безусловно, это связано с недостаточностью соответствующих личностных ресурсов.

О.С.Ширяева, Е.А. Навроцкая в исследовании, посвященном временной перспективе личности при разных типах оценки среды жизнедеятельности, указывают:

«...ощущение человеком психологической безопасности в среде своей жизнедеятельности связано с переживанием им удовлетворенности в прошлом и эмоциональной насыщенности настоящим, что предполагает уверенность в будущем, высокую вероятность в достижении поставленных жизненных целей, защищенность идеалов и ценностей, с которыми субъект отождествляет свою жизнь. Человек, позитивно воспринимающий среду жизнедеятельности, открыт окружающему миру, доверяет окружающим людям и готов к партнерскому взаимодействию с ними, характеризуется высокой убежденностью в возможности контролировать жизненные события (управлять ими), высоко оценивает себя и склонен к оптимизму» [15, с. 110].

Таким образом, психологически безопасная среда позволяет личности более открыто и свободно проектировать собственное развитие в плане достижения тех или иных целей.

Г. Хойфт отмечает, что не столько само событие, сколько субъективное восприятие его несет основное значение, помогая или мешая индивиду справляться со своими задачами развития [16]. Авторы отмечают:

«...экстремальная ситуация в случае наличия личностных ресурсов способствует их мобилизации, что является значимым для психологического благополучия и личностного роста в среде жизнедеятельности» [15, с. 109].

Далее авторы указывают:

«...в экстремальных условиях жизнедеятельности происходит актуализация и доминирование личностных качеств, повышение активности всех компонентов психической деятельности, уверенный выбор успешных стратегий поведения (К. Юнг,

A. Маслоу, В.Франкл, В.А. Ананьев, Л.Р.Правдина,

B.В.Сталин, В.Э.Чудновский идр.). Психологическое прошлое в данном случае по отношению к настоящему задает границы и характер саморазвития, обуславливает его успешность и эффективность, по отношению к будущему придает уверенность в реализации намеченных целей; психологическое настоящее по отношению к психологическому прошлому реализует его итог, задает осмысленность, структурированность и активность в планируемых целях будущего; психологическое будущее по отношению к настоящему мотивирует его на позитивные эмоциональные переживания происходящих в данный момент событий, а также сопоставляется с прошлым, принимается как преемственность и развитие прошлого. Таким образом, экстремальная среда жизнедеятельности может побуждать личность к самоопределению, способствовать повышению осмысленности жизни и достижению значимых целей в жизни субъекта» [15, с. 110].

Теоретические положения авторы подтверждают результатами эмпирического исследования, в рамках которого показывают:

«...психологическое благополучие и психологическая безопасность выступают критерием характера восприятия среды жизнедеятельности. Для личности, позитивно оценивающей среду жизнедеятельности, характерно положительное восприятие окружающего мира, открытость, готовность к различным обстоятельствам среды, высокая убежденность в возможности контролировать жизненные события. Все это обуславливает переживание респондентами данной группы психологической безопасности, выступающей в качестве важного условия для личностного роста, в том числе в экстремальной по объективным параметрам среде жизнедеятельности. Респонденты с менее позитивной оценкой среды жизнедеятельности склонны ощущать бессилие, неспособность изменить или улучшить обстоятельства внешней среды для того, чтобы добиться желаемого, испытывая при этом неудовлетворенность обстоятельствами собственной жизни» [15, с. 111].

Таким образом, относительно позитивная оценка региона проживания связана с успешным поиском личностью контекстов саморазвития, самоосуществления, а относительно

негативная оценка связана с неудовлетворенностью жизнью. Вместе с тем, в данном случае неудовлетворенность не становится стимулом к изменению ситуации и самого себя,

а, скорее, запускает защитные механизмы.

В совместном исследовании М. А. Фризен,

В. В. Борзых, целью которого было изучить особенности образа мира людей, проживающих в экстремальных природно-климатических условиях (на примере г. Комсомольска-на-Амуре), было установлено, что респонденты, проживающие в экстремальных природно-климатических условиях, оценивают регион своего проживания не только в плоскости благоприятности-экстремальности, но и через призму гармоничного взаимодействия с окружающими людьми (открытые отношения, гордость за свой край и силу людей, которые в нем живут). Респонденты, проживающие в г. Комсомольск-на-Амуре, в сравнении с жителями Краснодарского края, более позитивно воспринимают мир людей и это становится для них ресурсом позитивного восприятия объективно более сложных условий проживания в аспекте условий природно-климатического характера.

В цикле эмпирических исследований, осуществленных под руководством Ю.Ю. Неяс-киной, показана взаимосвязь осмысленности жизни и жизнестойкости с субъективной оценкой личностью качества жизни. В работе Ю.Ю. Неяскиной, Е.А. Некрасовой [10] показано, что респонденты...

«...имеющие более высокие показатели по критериям осмысленности жизни и жизнестойкости, в большей степени удовлетворены своей жизнью, ориентированы на будущее. В данную группу вошли люди с высокой осмысленностью прошлого, настоящего, будущего, а также с убежденностью в том, что возможно контролировать свою жизнь. Это люди целеустремленные, удовлетворенные своей прожитой и настоящей жизнью, обладающие представлением о себе, как о сильной личности, способной построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле» [10].

Таким образом, позитивная оценка качества жизни связана с возможностью личности проектировать собственную жизнь, свое развитие (поскольку для достижения целого ряда

целей жизни нужно уметь применять ресурсы среды, жизненной ситуации для совершенствования себя (по Э.В. Галажинскому, гомео-рез, самоорганизация). Анализируя феномен саморазвития, И.О. Логинова указывает:

«Системообразующим основанием для системной антропологической психологии... выступает представление о человеке как сложной самоорганизующейся системе, режимом существования которой является саморазвитие, обеспечивающее поступательное движение человека в направлении усложнения его системной организации. В результате перевода личностью присущих ей возможностей в действительность происходит дальнейшее развитие возможностей и становление (формирование, открытие для себя) того уникального пространства, которое К.Левин называл „пространством свободного движения", В.Е.Клочко определяет как „многомерное пространство жизни", а В.В.Знаков как „внутреннюю вселенную личности", особую интрапсихическую реальность, делающую человека свободным от жесткой зависимости перед постоянно меняющимися ситуациями» [14, с.5].

Далее Ю.Ю.Неяскина, Е.А. Некрасова убедительно обосновывают положение о том, что при сохранении значимости вовлеченности и эмоциональной насыщенности настоящего, удовлетворения базовых потребностей, отмечается снижение у респондентов

«...гедонистической направленности, некий переход с „ориентации на потребность" на „ориентацию на реализацию значимых ценностей". Важным остается принцип активности самой личности, проблема самооценки, самореализации. При этом более высоким субъективным оценкам качества жизни соответствует направленность на саморазвитие (значимость ценностей самооценки и обучения), межличностные отношения (дети, дом), в то время как для низких оценок качества жизни характерно повышение приоритета материальных ценностей, которые, вероятно, первоначально носили инструментальный характер, однако в условиях высокой неудовлетворенности реализацией ключевых ценностей личности при снижении осмысленности жизни и активности, становятся доминирующими („сдвиг мотива на цель")».

В данном случае, на наш взгляд, можно говорить о двух стратегиях функционирования личности, описанных Э. Фроммом — стратегии бытия и стратегии обладания.

В исследовании, осуществленном Ю.Ю.Не-яскиной, В. В. Тесленко, выявлено, что респондентам с высоким уровнем осмысленности жизни и жизнестойкости помимо представлений о контролируемости жизни свойственно рассматривать саму жизнь как процесс приобретения опыта. Респонденты «убеждены в том, что сами выбирали свой путь». В данном случае следует указать на такие аспекты, выступающие как субъективными факторами качества жизни, так и важными условиями саморазвития, как рефлексивность личности и ее ответственность за свой жизненный путь, качество самой себя (экзистенциальная ответственность). У респондентов с высоким уровнем осмысленности жизни и жизнестойкости в ходе исследования была выявлена выраженность «принятия риска» наряду с относительно высокой самооценкой, что может говорить об убежденности личности в самоэффективности, позволяющей ей комфортно ощущать себя в пространстве альтернатив, стремиться к самоосуществлению в условиях новизны, к осознанному и целенаправленному саморазвитию.

Значимым также является такой параметр, как «принятие риска», высокие показатели которого характерны для респондентов, дающих более высокие оценки качеству жизни.

В работе А. А. Бучек, В.Е. Мяги исследовалась взаимосвязь толерантности к неопределенности и субъективной оценки качества жизни. На основе комплекса эмпирических данных авторам удалось обосновать положение о том, что...

«...повышенный уровень толерантности к неопределенности обуславливает наличие более позитивной субъективной оценки качества жизни, что выражается в более ярком ощущении счастья, эмоциональной наполненности жизни, творческом подходе к жизни, стремлении к самореализации, высокой самооценке; пониженный уровень толерантности к неопределенности обуславливает наличие менее позитивной субъективной оценки качества жизни, что проявляется в беспокойстве и страхе перед неизвестностью, повышенном количестве потребностей, которые необходимо удовлетворить, зависимости от окружения, сниженной самооценке».

Таким образом, мы видим, что личности, комфортно ощущающей себя в пространстве альтернатив, свойственна позитивная оценка качества жизни, поскольку она находит разнообразные контексты для самореализации, саморазвития. Творческий подход к жизни, безусловно, основывается на представлениях личности о ее контролируемости; новизна жизненных условий воспринимается личностью положительно, как возможность менять жизненную ситуацию и саму себя. Личность с низким уровнем толерантности к неопределенности воспринимает реальность как угрожающую, стремится приспособиться к ней, адаптироваться (адаптивная активность личности, гомеостаз); личность с высокой толерантностью к неопределенности, стремится использовать разнообразные жизненные контексты для самоосуществления (неадаптивная активность личности, гетеростаз, гомеорез).

Обобщая сказанное ранее, следует, с одной стороны, указать на значимость личностных ресурсов для субъективной оценки качества жизни, с другой стороны, значимость того, какую логику построения жизни личность выбирает; адаптивную или неадаптивную. В данном случае представляется корректным осмысление активности личности в плане построения жизни, саморазвития как экзистенциальной ответственности. Гуманистический подход к личности предполагает, что саморазвитие — один из ключевых компонентов ее бытия; одним из базовых теоретических положений современной психологической науки является положение о субъект-ности личности, ее самодетерминирующей природе, креативной направленности. Вместе с тем, психологическому сообществу, на наш взгляд, еще только предстоит описать эмпирические критерии личностной свободы и ответственности, а также факторы их формирования, определяющие, в конечном счете, стратегию построения личностью своего жизненного пути, восприятие окружающей реальности как системы контекстов для этого, зависимости от характера этого восприятия субъективной оценки качества жизни личности.

Библиографии

1. Вега А. Ю., Боголюбове. В. Экологическая и социальная составляющая качества жизни населения: теорет. аспекты // Уровень жизни населения регионов России. — 2012. — №5. —С. 99-104.

2. Галажинский Э. В. Системная детерминация

самореализации личности: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. — Барнаул, 2002. — 42 с.

3. Зараковский Г. М. Качество жизни населения

России: психологические составляющие. — М.: Смысл, 2009. — 319с.

4. КашенковаМ.М. Психологическая характерис-

тика защитных механизмов и совпадающего поведения личности, пережившей сложную жизненную ситуацию: автореф. дис. ... канд. психол. наук. — Ярославль: Яросл. гос. пед. ун-т им. К. Д. Ушинского, 2012, —24с.

5. КондрашенковаС.В. Феномен качества жизни

с точки зрения субъектно-средового подхода // Вестн. КРАУНЦ. Гуманитар, науки. — 2012, —№2(20). —С. 107-113.

6. Кулик А. А. Исследование взаимосвязи качества

жизни личности с субъективной оценкой региона // Вестн. КРАУНЦ. Гуманитар, науки. — 2012. — №2(20). — С. 128-132.

7. Куликова Н. А. Повышение качества жизни на-

селения как функция социального государства // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 18: Социология и политология. — 2010. — №4. —

С. 33-46.

8. ЛапкинаЕ.В. Защитная система личности в раз-

ные периоды взрослости: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01. — Ярославль: Яросл. гос. пед. ун-т им. К. Д. Ушинского, 2012, — 24с.

ескии список

9. Михалева А. В. Социально-экономические аспек-

ты положения людей старшего возраста // III Всероссийский социологический конгресс: тез. докл. — Н. Новгород: НИСОЦ, 2008, — С. 211-221.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Специфика функционирования системы «чело-

век — среда» как условие обеспечения качества жизни: отчет о науч.-исслед. раб. — Рег. №01201263343, —244с.

11. НеяскинаЮ.Ю., Петрова В. Ф. Временная

перспектива в контексте изучения качества жизни военнослужащих-женщин // Вестн. КРАУНЦ. Гуманитар, науки. — 2013. — №1 (21). —С. 41^19.

12. РусалиноваА.А. Влияние образа жизни трудо-

вого коллектива на развитие личности. — М., 1987, — 187 с.

13. ФахрутдиноваЕ. В. Сущностная характерис-

тика качества жизни населения // Современное искусство экономики. — 2011. — №1, —С. 18-22.

14. Четошиикова Е. В. Эмоционально-ценностные

основания рефлексивной оценки жизненного самоосуществления: автореф. дис. ... канд. психол. наук. — Томск, 2008. — 23 с.

15. Ширяева О. С., Навроцкая Е. А. Временная

перспектива личности при разных типах оценки среды жизнедеятельности // Вестн. КРАУНЦ. Гуманитар, науки. — 2011. — №2(18). —С. 108-118.

16. ШкороповП.Б. Психологическое пространство

личности и гипотеза проникновения в среду: теорет. анализ // Социально-психологи-ческие основы средообразования / под ред. Т. Нийта, М. Хейдметса, Ю. Круусвалла.— Таллин, 1985. — С. 106-108.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.