Научная статья на тему 'ВЗАИМОСВЯЗЬ СУБЪЕКТИВНОГО ПЕРЕЖИВАНИЯ СЧАСТЬЯ И КАЧЕСТВА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ'

ВЗАИМОСВЯЗЬ СУБЪЕКТИВНОГО ПЕРЕЖИВАНИЯ СЧАСТЬЯ И КАЧЕСТВА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
счастье / субъективное переживание счастья / благополучие / качество жизни студентов / взаимосвязь счастья и качества жизни / система ценностей / состояние здоровья студентов / happiness / subjective experience of happiness / well-being / quality of life of students / interrelation of happiness and quality of life / value system / state of health of students

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Котова Елена Владиславовна, Соловей Лариса Болеславовна, Митрофанов Евгений Петрович, Соболь Татьяна Сергеевна

Качество жизни – это сложная, многоуровневая проблема, это определенный критерий материального благосостояния населения страны. В настоящее время, нет четкого понимания определения «качество жизни» и «счастья жизни». Это послужило темой многочисленных исследований, рассмотрение ее с разных точек зрения. Проблема счастья, благополучия и удовлетворённости жизнью активно исследуется философами, психологами и социологами. В последние десятилетия создаются и разрабатываются самые различные параметры для исследования уровня счастья у населения, такие как международный индекс счастья, валовое национальное счастье и другие. Качеству жизни как одному из возможных компонентов счастья человека исследователи также уделяют большое внимание. Цель исследования изучение взаимосвязи субъективного переживания счастья и качества жизни у студентов. В статье приводятся результаты эмпирического исследования переживания счастья студентами, их качества жизни, а также результаты изучения взаимосвязи их субъективного переживания счастья и качества жизни. Исследование выявило тесную взаимосвязь между субъективным переживанием счастья и их качеством жизни: чем выше качество жизни, тем выше уровень счастья; чем выше уровень счастья, тем выше качество жизни. Наиболее сильные корреляции были обнаружены между уровнем счастья и такими сферами как физическая, психологическая, а также между уровнем счастья и оценкой общего качества жизни. Результаты исследования можно транслировать и на другие образовательные учреждения не только города Москвы, но России и мира. Полученные результаты могут найти применение в разработке программ обучения различных образовательных учреждений для существенного роста качества жизни студентов. Авторы также предполагают, что полученные результаты исследования могут быть использованы для построения прогнозов развития

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Котова Елена Владиславовна, Соловей Лариса Болеславовна, Митрофанов Евгений Петрович, Соболь Татьяна Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RELATIONSHIP BETWEEN THE SUBJECTIVE EXPERIENCE OF HAPPINESS AND THE QUALITY OF LIFE OF STUDENTS

The quality of life is a complex, multi–level problem, it is a certain criterion of the material well-being of the country's population. Currently, there is no clear understanding of the definition of "quality of life" and "happiness of life". This has been the subject of numerous studies, considering it from different points of view. The problem of happiness, well-being and life satisfaction is actively explored by philosophers, psychologists and sociologists. In recent decades, a variety of parameters have been created and developed to study the level of happiness among the population, such as the international happiness index, gross national happiness and others. Researchers also pay great attention to the quality of life as one of the possible components of human happiness. The purpose of the study is to study the relationship between the subjective experience of happiness and the quality of life of students. The article presents the results of an empirical study of students' experience of happiness, their quality of life, as well as the results of studying the relationship between their subjective experience of happiness and quality of life. The study revealed a close relationship between the subjective experience of happiness and their quality of life: the higher the quality of life, the higher the level of happiness; the higher the level of happiness, the higher the quality of life. The strongest correlations were found between the level of happiness and such areas as physical, psychological, as well as between the level of happiness and the assessment of the overall quality of life. The results of the study can be broadcast to other educational institutions not only in Moscow, but also in Russia and the world. The results obtained can be used in the development of training programs of various educational institutions for a significant increase in the quality of life of students. The authors also suggest that the results of the study can be used to make forecasts of development

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОСВЯЗЬ СУБЪЕКТИВНОГО ПЕРЕЖИВАНИЯ СЧАСТЬЯ И КАЧЕСТВА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ»

УДК 308

ВЗАИМОСВЯЗЬ СУБЪЕКТИВНОГО ПЕРЕЖИВАНИЯ СЧАСТЬЯ И КАЧЕСТВА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ

Л. Б. Соловей,

Московский политехнический университет, Московский международный университет, Москва,

\arisa311@гатЬ1ег. ги

Е. В. Котова,

Академия гражданской защиты МЧС России, г. Химки,

в.коОуа@,атеки. ги

Е. П. Митрофанов,

Российский государственный университет социальных технологий,

[email protected]

Т. С. Соболь

Московский международный университет, Московский университет им. С.Ю. Витте,

tsobol@muiv. ги

Качество жизни - это сложная, многоуровневая проблема, это определенный критерий материального благосостояния населения страны. В настоящее время, нет четкого понимания определения «качество жизни» и «счастья жизни». Это послужило темой многочисленных исследований, рассмотрение ее с разных точек зрения. Проблема счастья, благополучия и удовлетворённости жизнью активно исследуется философами, психологами и социологами. В последние десятилетия создаются и разрабатываются самые различные параметры для исследования уровня счастья у населения, такие как международный индекс счастья, валовое национальное счастье и другие. Качеству жизни как одному из возможных компонентов счастья человека исследователи также уделяют большое внимание.

Цель исследования - изучение взаимосвязи субъективного переживания счастья и качества жизни у студентов. В статье приводятся результаты эмпирического исследования переживания счастья студентами, их качества жизни, а также результаты изучения взаимосвязи их субъективного переживания счастья и качества жизни. Исследование выявило тесную взаимосвязь между субъективным переживанием счастья и их качеством жизни: чем выше качество жизни, тем выше уровень счастья; чем выше уровень счастья, тем выше качество жизни. Наиболее сильные корреляции были обнаружены между уровнем счастья и такими сферами как физическая, психологическая, а также между уровнем счастья и оценкой общего качества жизни.

Результаты исследования можно транслировать и на другие образовательные учреждения не только города Москвы, но России и мира. Полученные результаты могут найти применение в разработке программ обучения различных образовательных учреждений для существенного роста качества жизни студентов. Авторы также предполагают, что полученные результаты исследования могут быть использованы для построения прогнозов развития.

Ключевые слова: счастье, субъективное переживание счастья, благополучие, качество жизни студентов, взаимосвязь счастья и качества жизни, система ценностей, состояние здоровья студентов.

Для цитирования: Взаимосвязь субъективного переживания счастья и качества жизни // Системная психология и социология.

Котова Елена Владиславовна, кандидат психологических наук, доцент Академии гражданской защиты МЧС России E-mail: e [email protected] ORCID: 0000-0002-2436-5325

Соловей Лариса Болеславовна, кандидат психологических наук, доцент Центра проектной деятельности Московского политехнического университета, доцент кафедры психологии и педагогики Московского Международного университета E-mail: [email protected] ORCID: 0000-0001-7973-4696

Митрофанов Евгений Петрович, кандидат экономических наук, заведующий кафедрой цифровых технологий и кибербезопасности, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение инклюзивного высшего образования "Российский государственный университет социальных технологий» E-mail: [email protected] ORCID: 0000-0002-8722-2321

Соболь Татьяна Сергеевна, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры «Юриспруденция» Московского Международного университета, доцент кафедры экономики городского хозяйства и сферы обслуживания E-mail: [email protected] ORCID: 0002-2436-5325

THE RELATIONSHIP BETWEEN THE SUBJECTIVE EXPERIENCE OF HAPPINESS AND THE QUALITY OF LIFE OF STUDENTS

L.B. Solovey,

Moscow Polytechnic University, Moscow International University, Moscow, [email protected] E.V. Kotova,

Academy of Civil Protection of the Ministry of Emergency Situations of Russia, Khimki,

[email protected] E.P. Mitrofanov, Russian State University of Social Technologies,

[email protected] T.S. Sobol

Moscow International University, Witte Moscow State University,

[email protected]

The quality of life is a complex, multi-level problem, it is a certain criterion of the material well-being of the country's population. Currently, there is no clear understanding of the definition of "quality of life" and "happiness of life". This has been the subject of numerous studies, considering it from different points of view. The problem of happiness, well-being and life satisfaction is actively explored by philosophers, psychologists and sociologists. In recent decades, a variety of parameters have been created and developed to study the level of happiness among the population, such as the international happiness index, gross national happiness and others. Researchers also pay great attention to the quality of life as one of the possible components of human happiness.

The purpose of the study is to study the relationship between the subjective experience of happiness and the quality of life of students. The article presents the results of an empirical study of students' experience of happiness, their quality of life, as well as the results of studying the relationship between their subjective experience of happiness and quality of life. The study revealed a close relationship between the subjective experience of happiness and their quality of life: the higher the quality of life, the higher the level of happiness; the higher the level of happiness, the higher the quality of life. The strongest correlations were found between the level of happiness and such areas as physical, psychological, as well as between the level of happiness and the assessment of the overall quality of life.

The results of the study can be broadcast to other educational institutions not only in Moscow, but also in Russia and the world. The results obtained can be used in the development of training programs of various educational institutions for a significant increase in the quality of life of students. The authors also suggest that the results of the study can be used to make forecasts of development.

Keywords: happiness, subjective experience of happiness, well-being, quality of life of students, interrelation of happiness and quality of life, value system, state of health of students.

For citation: The relationship between the subjective experience of happiness and the quality of life // Systemic Psychology and Sociology.

Kotova Elena Vladislavovna, Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Academy of Civil Protection of the Ministry of Emergency Situations of Russia

E-mail: [email protected]

ORCID: 0000-0002-2436-5325

Solovey Larisa Boleslavovna, Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor at the Center for Project Activities of Moscow Polytechnic University, Associate Professor at the Department of Psychology and Pedagogy of Moscow International University

E-mail: [email protected] ORCID: 0000-0001-7973-4696

Mitrofanov Evgeny Petrovich, PhD in Economics, Head of the Department of Digital Technologies and Cybersecurity, Federal State Budgetary Educational Institution of Inclusive Higher Education "Russian State University of Social Technologies" E-mail: [email protected] ORCID: orcid.org/0000-0002-8722-2321

Tatyana Sergeevna Sobol, PhD in Economics, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Jurisprudence at Moscow International University, Associate Professor of the Department of Urban Economics and Service Sector E-mail: [email protected] ORCID: 0002-2436-5325

Введение

В настоящее время особенно много внимания уделяется учеными-экспертами исследованиям счастья и качества жизни, в том числе молодежи. Однако при этом нет четкого понимания определений «качество жизни» и «счастье». Эти понятия рассматривают с разных точек зрения.

Отражение студенческого счастья может дать прогнозы развития общества на годы вперед, так как нынешние студенты -это наше будущее.

Целью данного исследования является изучение взаимосвязи субъективного переживания счастья и качества жизни у студентов на примере Государственного бюджетного профессионального

образовательного учреждения города Москвы «Колледж Архитектуры, Дизайна и Реинжиниринга № 26» и возможности транслирования результатов исследования на образовательные организации страны и мира.

Авторами статьи проведено эмпирическое исследование переживания счастья студентами, их качества жизни, также изучена взаимосвязь субъективного переживания счастья и качества жизни студентов.

Исследованиями счастья и

благополучия занимались многие ученые: М. Чиксентмихайи, А. Маслоу, К. Роджерс, Г. Олпорт, К.-Г. Юнг, Э. Эриксон и др [1]. Под счастьем эти авторы понимают:

1. «позитивное психоэмоциональное состояние»;

2. «яркую положительную эмоцию»;

3. «аналог субьективного благополучия».

Часть ученых рассматривает счастье как «эмоциональную составляющую субьективного благополучия», другие -сопоставляют счастье с «полной удовлетворенностью жизнью» [12; 14].

Селигман в качестве аналога счастья использует термин «процветание» [13].

И. А. Джидарьян считает, что «процесс поиска и обретения счастья является актуальным для каждого нового поколения, этноса, социальной среды и каждой личности. Каждое новое поколение людей заново ставит и решает для себя проблему счастья, соглашаясь или не соглашаясь и даже отвергая многое из того, что утверждали и говорили их предшественники» [3].

Студенты, проходя юношеский возраст становления, определения личности, сталкиваются с трудностями

профессионального самоопределения,

построения внутренней системы ценностей, принятия собственной внешности и другими не менее важными задачами [5,8,10]. «Студенты колледжа интересуются и проблемами подросткового возраста, но при этом уже имеют право на определение своего места во взрослом мире. Они особенно заинтересованы в собственном «Я». Формирование образа Я в той или иной мере будет связано с переживаниями человеком счастья, восприятия собственной жизни и ее оценкой» [5].

С понятиями благополучия и счастья человека тесно взаимосвязано качество жизни. Качество жизни - это сложная, многоуровневая проблема, это определенный критерий материального благосостояния населения страны. Всемирная организация здравоохранения определяет качество жизни как «индивидуальное соотношение положения в жизни общества в контексте культуры и системы ценностей этого общества с целями данного индивидуума, его планами, возможностями и степенью общего неустройства» [2]. Критерии качества жизни и их составляющие по ВОЗ: «физические, психологические, уровень независимости, общественная жизнь, окружающая среда, духовность» [4, 7]. Е.В. Литягина отмечает, что «качество жизни - это междисциплинарное понятие, входящее в круг интересов таких наук о человеке, как психология, экономика, социология, медицина» [9].

Исследованиями качества жизни занимались А.А. Новик, В. Б. Рябов, Е.А. Петренко, О. Митин, Н. А. Бердяев, Т. И. Ионова, А. Кемпбелл, П. Конверс, В. Роджерс, Ф. Эндрьюс, С. Витни, Р. Инглхарт, Дж. Рабье и др.

В студенческом возрасте личность уже постепенно приближается к осознанности, пониманию своей идентичности, устойчивой Я-концепции, а соответственно рефлексии и глубокому самоанализу, что дает перспективы для более точного изучения качества жизни.

Последние десятилетия

сопровождаются ростом заболеваний и ухудшением здоровья, а соответственно качества жизни молодого поколения. Постоянные нарушения режимов сна, отдыха, питания, обучения приводят организм студента в стресс, на который необходимо много ресурсов. Студенты старших курсов особенно подвержены развитию заболеваний нервной системы, системы кровообращения и ухудшению зрения [6].

Методика исследования

Базой для нашего исследования явилось Государственное бюджетное

профессиональное образовательное

учреждение города Москвы «Колледж Архитектуры, Дизайна и Реинжиниринга № 26». В исследовании приняло участие 47 девушек и 37 юношей. Возраст испытуемых 16 - 25 лет.

В качестве эмпирического метода исследования нами использовался Оксфордский опросник счастья OHQ Аргайл М. (адаптация А. М. Голубева, Е. А. Дорошевой), а также краткая версия опросника качества жизни Всемирной организации здравоохранения WHOQOL-BREF (ВОЗКЖ-26).

Оксфордский опросник счастья OHQ Аргайл М. [11] был сформирован для определения уровня счастья в целом. Он включает в себя единый фактор, показывающий разнообразные аспекты субъективного благополучия личности: позитивное отношение к окружающим; положительная оценка себя и собственных способностей; удовлетворенность собой, наличие интересов, увлечений; позитивная установка к жизни в целом, энергия, здоровье и другие.

Краткая версия опросника качества жизни Всемирной организации

здравоохранения (WHOQOL-BREF)

(ВОЗКЖ-26) определяет уровни качества жизни человека в 4 сферах: физическая, психологическая, социальная и окружающая среда. Физическая сфера опросника связана с наличием или отсутствием физических болей, необходимостью медицинской помощи респонденту, уровнем энергии, сложностями в передвижении, качеством сна и работоспособностью опрашиваемого.

Уровень психологической сферы

раскрывается в вопросах удовлетворенности жизнью и ее осмысленности, способности в концентрации внимания, отношения к своему внешнему виду, удовлетворенности собой, а также частоте отрицательных переживаний. Социальная сфера респондента - это личные и романтические взаимоотношения, а также

поддержка от друзей и близких, сфера «окружающая среда» - это оценка безопасности окружающей физической среды, финансовой удовлетворенности, доступности информации, возможности отдыха и развлечений, удовлетворенности местом проживания, медицинского обслуживания и транспорта, которым пользуется респондент.

Распределение

Результаты и их обсуждение

Обследование студентов по Оксфордскому опроснику счастья OHQ Аргайл М. показало, что у более чем половины студентов счастье находится на повышенном уровне (58% испытуемых), у меньшего количества испытуемых (37 %) счастье находится на среднем уровне. Высокий уровень счастья был обнаружен лишь у 5% студентов. Ни у одного из испытуемых студентов счастье не находится на пониженном и низком уровнях. Результаты тестирования отражены в таблице 1.

Таблица 1

выборки студентов по опроснику OHQ М. Аргайла, в %

Уровень счастья Количество испытуемых (в %)

Низкий 0,0

Пониженный 0,0

Средний 37,0

Повышенный 58,0

Высокий 5,0

Повышенный уровень счастья студентов колледжа может выражаться в удовлетворенности собой и близкой к положительной оценке себя, своих возможностей и перспектив, преобладанием позитивных и приятных взаимоотношений с окружающими, наличием увлечений и интересов.

Средний уровень счастья студентов может заключаться в наличии некоторых из вышеперечисленных аспектов жизни «счастливых людей» либо в их выраженности на менее высоком уровне. Важно учитывать, что уровень счастья несет в себе субъективную оценку личностного благополучия, а не объективную оценку. Ощущение счастья индивидуально и состоит из множества факторов, значимых как для определенного человека, так и для человечества в целом.

Распределение качества

Анализ результатов тестирования по методике ВОЗКЖ-26 показал, что большая масса студентов относительно всех сфер качества жизни имеют средний уровень и выше. В основном преобладают средний и повышенный уровни. Это может говорить о позитивных тенденциях качества жизни студентов. Однако, средний уровень может являться промежуточным звеном

неопределенности между более высокими и более низкими показателями. Студенты, имеющие средний уровень, не могут определить качество своей жизни как повышенное или пониженное в силу определенных причин. Эти причины могут иметь как личностный (субъективный) характер, так и общий (объективный). Результаты распределения уровней качества жизни по шкалам отражены в таблице 2.

Таблица 2

студентов по уровням (методика ВОЗКЖ - 26), в %

Уровни качества жизни Сферы

Физическая Психологическая Социальная Окружающая среда

Низкий 1,0 6,0 4,0 1,0

Пониженный 12,0 7,0 6,0 1,0

Средний 35,0 37,0 27,0 29,0

Повышенный 30,0 29,0 43,0 51,0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Высокий 23,0 21,0 20,0 18,0

Физическая сфера жизни студентов преимущественно находится на среднем (35%), повышенном (30%) и высоком (23%) уровнях. Пониженный уровень физической сферы жизни был выявлен у 12% студентов. Психологическая сфера выборки также преимущественно находится на среднем (37%), повышенном (30%) и высоком (21%) уровнях. В социальной сфере жизни студенты также удовлетворены, что отражают 43% респондентов. Средний уровень имеют 27% респондентов, а высокий 20%. Положительные тенденции наблюдают в

Распределение выборки в

сфере окружающая среда, в которой одна половина студентов (51%) имеют повышенный уровень, а другая половина средний (29%) и высокий (18%). Результаты говорят о том, что в целом студенты удовлетворены уровнем безопасности, информационной обеспеченности,

инфраструктурой и прочими окружающими условиями жизни.

Оценка общего качества жизни и состояния здоровья представлены в таблицах

3, 4.

Таблица 3

зависимости от их оценок общего качества жизни, в %

Оценка общего качества жизни Количество испытуемых (в %)

Очень плохое 2,0

Плохое 2,0

Ни плохое, ни хорошее 26,0

Хорошее 60,0

Очень хорошее 10,0

Из таблицы 3 видно, что 60% студентов оценили свое качество жизни как «хорошее», что в целом свидетельствует об удовлетворенности студентов качеством своей жизни. 26% студентов описали качество своей жизни как «ни плохое, ни хорошее».

Распределение выб

Такая оценка имеет пограничный характер, это может свидетельствовать о том, что студентам не хватает некоторых переменных, условий для более высокой оценки качества жизни.

Таблица 4

в зависимости от их оценок состояния здоровья, в %

Оценка состояния здоровья Процент испытуемых

Очень неудовлетворительное 4,0

Неудовлетворительное 27,0

Ни то, ни другое 23,0

Удовлетворительное 40,0

Очень удовлетворительное 6,0

Из таблицы 4 видно, что 40% студентов оценивает свое здоровье как «удовлетворительное». У них отсутствуют жалобы или их минимальное количество. 27% респондентов определяют свое здоровье как «неудовлетворительное». Пониженные

показатели - причина для особого внимания, поскольку состояние здоровья может влиять на многие аспекты жизни человека, в том числе на счастье. 23% испытуемых не смогли точно определиться с оценкой состояния своего здоровья, что может свидетельствовать

как о тенденции к удовлетворительной оценке, так и неудовлетворительной.

Для определения наличия или отсутствия связи между субъективным

Примечание: Корреляция значима на уровне 0,01

Самая высокая связь (показатель -0,805) определилась между психологической сферой и уровнем счастья. Что свидетельствует о сильной взаимосвязи качества жизни в психологической сфере и уровня счастья человека: чем выше/ниже указанный показатель, тем выше/ниже указанный уровень. Счастье студентов колледжа имеет наибольшую связь с удовлетворенностью жизнью,

осмысленностью жизни, отношением к себе и своему внешнему виду, удовлетворенностью собой и отсутствием негативных переживаний. Взаимосвязь счастья и физической сферы составила 0,664, т.е. высокие показатели физической сферы жизни (наличие/отсутствие физических болей, энергия, работоспособность, качество сна и так далее) будут соответствовать высокому уровню переживания счастья студентов. Значимая корреляционная связь (0,571) была также обнаружена между счастьем и оценкой общего качества жизни.

Оценка состояния здоровья, социальная сфера и окружающая среда также имеют значимую корреляционную связь с уровнем переживаемого студентом счастья, но эти взаимосвязи оказались менее значимыми.

переживанием счастья и качеством жизни мы воспользовались коэффициентом корреляции г-Спирмена. Результаты представлены в таблице 5.

Выводы

Проведенное исследование показало, что у студентов имеется тесная взаимосвязь между субъективным переживанием счастья и их качеством жизни: улучшение качества жизни приводит к повышению уровня счастья; в свою очередь повышение уровня счастья приводит к улучшению качества жизни. Самая высокая корреляция были выявлена между уровнем счастья и такими сферами как физическая, психологическая, а также между уровнем счастья и оценкой общего качества жизни.

Данные результаты можно транслировать и на другие образовательные учреждения не только города Москвы, но России и мира. Полученные результаты могут найти применение в разработке программ обучения различных образовательных учреждений для существенного роста качества жизни студентов. Авторы предполагают, что полученные результаты исследования могут быть использованы для построения прогнозов развития общества.

Заключение

В настоящее время особенно много внимания уделяется учеными- экспертами исследованиям счастья и благополучия, в том числе молодежи. Отражение студенческого

Таблица 5

Корреляционный анализ взаимосвязи субъективного переживания счастья и качества жизни студентов

^-критерий Спирмена)

Качество жизни Уровень счастья

Оценка состояния здоровья 451*10-3

Оценка общего качества жизни 571*10-3

Физическая сфера 664*10-3

Психологическая сфера 805*10-3

Социальная сфера 476*10-3

Окружающая среда 338*10-3

счастья может дать прогнозы развития общества на годы вперед, так как нынешние студенты - это наше будущее.

В результате проведенного исследования следует выделить: понятия «качество жизни» и «счастье» являются субъективными. Эти понятия часто подменяют понятием «уровень жизни», которое базируется именно на материальных благах.

Авторами статьи проведено эмпирическое исследование переживания счастья студентами, их качества жизни. В конечном итоге результаты исследования

способствуют формированию механизмов влияния на уровень счастья и качество жизни студентов.

Данная работа показала, что увеличение показателя качества жизни студентов приводит к повышению уровня счастья; в свою очередь повышение уровня счастья вызывает увеличение показателя качества жизни. Наиболее сильные корреляции были обнаружены между уровнем счастья и такими сферами как физическая, психологическая, а также между уровнем счастья и оценкой общего качества жизни.

Литература

1. Булкина Н. А. О феномене счастья: обзор зарубежных и отечественных исследований // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. №5.

2. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ). WHOQOL: Measuring Quality of Life [Электронный ресурс]. URL: https://www.who.int/tools/whoqol, (дата обращения 25.02.2024)

3. Джидарьян И. А. Психология счастья и оптимизма. М.: Изд-во Института психологии РАН, 2013. 268 с.

4. Евсина О. В. Качество жизни в медицине - важный показатель состояния здоровья пациента (обзор литературы) // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2013. №1.

5. Комиссарова Л. Г. Психологические особенности личности студента колледжа / Л.Г. Комиссарова, Т.Л. Миронова // Вестник БГУ. Образование. Личность. Общество. 2011. №5.

6. Макарова А. Ю. Исследование качества жизни студентов медицинского вуза / Макарова А. Ю., Малащенкова А. В. // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2017. № 3. С. 47-51.

7. Перельман, Н. Л. История и методологические основания представлений о качестве жизни // Бюл. физ. и пат. дых. 2019. №72.

8. Петренко, Е. А. Личностные особенности учащихся колледжа // Педагогика и психология образования. 2015. №3.

9. Психологические аспекты качества жизни: учебное пособие / Е.В. Литягина. Самара: Издательство Самарского университета, 2023. 96 с.

10. Шаповаленко И. В. Психология развития и возрастная психология: учебник и практикум для вузов. 3-е изд., перераб. и доп. Москва: Юрайт, 2023. 457 с.

11. Argyle M. (1999) in Well-Being: The Foundations of Hedonic Psychology, eds. Kahneman D., Diener E., Schwarz N. (Russell Sage, New York). P. 353-373

12. Diener Ed., Chan M.Y. (2011). Happy People Live Longer: Subjective Well-Being Contributes to Health and Longevity. Applied Psychology: Health and Well-Being, 3(1). P. 1-43. http://dx.doi.org/10.llll/j.1758-0854.2010.01045.x.

13. Seligman M.E., Steen, T.A., Park N., Peterson C. (2005). Positive psychology progress: Empirical validation of interventions. American Psychologist, 60, 410-421.

14. Veenhoven R. (2010). World database of happiness: Continuous register of research on subjective enjoyment of life. Rotterdam: Erasmus University Rotterdam. Available at: http://worlddatabaseofhappiness.eur.nl.

References

1. Bulkina N. A. O fenomene schast'ya: obzor zarubezhnyx i otechestvenny'x issledovanij [On the Phenomenon of Happiness: A Review of Foreign and Domestic Research] // Mir nauki. Pedagogika i psixologiya [World of Science. Pedagogy and Psychology]. 2020. No. 5.

2. Vsemirnaya organizaciya zdravooxraneniya (VOZ). WHOQOL: Measuring Quality of Life [E lektronny j resurs] [World Health Organization (WHO). WHOQOL: Measuring Quality of Life [Electronic resource]]. URL: https://www.who.int/tools/whoqol, (accessed 02/25/2024)

3. Dzhidaryan, I. A. Psixologiya schastya i optimizma [Psychology of Happiness and Optimism]. Moscow: Publishing House of the Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences, 2013. 268 p.

4. Evsina O. V. Kachestvo zhizni v medicine - vazhnyj pokazatel' sostoyaniya zdorovya pacienta (obzor literatury) [Quality of Life in Medicine - an Important Indicator of a Patient's Health (Literature Review)] // Personality in a Changing World: Health, Adaptation, Development [Lichnosk v menyayushhemsya mire: zdorov'e, adaptaciya, razvitie]. 2013. No. 1.

5. Komissarova L. G. Psychological Characteristics of a College Student's Personality [Psixologicheskie osobennosti lichnosti studenta kolledzha] / L. G. Komissarova, T.L. Mironova // Vestnik BGU. Obrazovanie. Lichnosk. Obshhestvo [Journal of BSU. Education. Personality. Society]. 2011. No. 5.

6. Makarova A. Yu. Issledovanie kachestva zhizni studentov medicinskogo vuza [Study of the quality of life of medical university students] / Makarova A. Yu., Malaschenkova A. V. // Voprosy' shkoknoj i universitetskoj mediciny' i zdorovya [Issues of school and university medicine and health]. 2017. No. 3. Pp. 47-51.

7. Perelman N. L. Istoriya i metodologicheskie osnovaniya predstavlenij o kachestve zhizni [History and methodological foundations of ideas about the quality of life] // Byul. fiz. i pat. dy x. Respiratory [Journal of Phys. and Path]. 2019. No. 72.

8. Petrenko E. A. Lichnostnye osobennosti uchashhixsya kolledzha [Personal characteristics of college students] // Pedagogika i psixologiya obrazovaniya [Pedagogy and Psychology of Education]. 2015. No. 3.

9. Psixologicheskie aspekty' kachestva zhizni: uchebnoe posobie [Psychological aspects of the quality of life: a tutorial] / E.V. Lityagina. Samara: Samara University Publishing House, 2023. 96 p.

10. Shapovalenko I. V. Developmental Psychology and Age Psychology: textbook and practical course for universities [Psixologiya razvitiya i vozrastnaya psixologiya: uchebnik i praktikum dlya vuzov]. 3rd ed., revised and enlarged. Moscow: Yurait, 2023. 457 p.

12. Argyle M. (1999) in Well-Being: The Foundations of Hedonic Psychology, eds. Kahneman D., Diener E., Schwarz N. (Russell Sage, New York). P. 353-373

13. Diener Ed., Chan M.Y. (2011). Happy People Live Longer: Subjective Well-Being Contributes to Health and Longevity. Applied Psychology: Health and Well-Being, 3(1). P. 1-43. http://dx.doi.org/10.llll/j.1758-0854.2010.01045.x.

14. Seligman M.E., Steen, T.A., Park N., Peterson C. (2005). Positive psychology progress: Empirical validation of interventions. American Psychologist, 60, 410-421.

15. Veenhoven R. (2010). World database of happiness: Continuous register of research on subjective enjoyment of life. Rotterdam: Erasmus University Rotterdam. Available at: http://worlddatabaseofhappiness.eur.nl.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.