ФИНАНСОВАЯ, НАЛОГОВАЯ И ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА
УДК 332.1 Ю. И. ДОМБРОВСКАЯ
ББК 65.04 Байкальский государственный университет экономики и права
ВЗАИМОСВЯЗЬ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА И ИНФРАСТРУКТУРНЫХ КОМПАНИЙ: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ И ВОЗМОЖНЫЕ РЕШЕНИЯ
Стратегическое развитие региона невозможно без скоординированного развития его инфраструктуры. Для развития последней необходима поддержка региональной, федеральной власти. На современном этапе мало изучены способы взаимодействия региона и инфраструктурных компаний. Согласование их целей и задач находится на низком уровне, что мешает эффективному стратегическому развитию региона и компаний инфраструктурного сектора. Следовательно, назрела необходимость в разработке методов и механизмов координации работы региональной власти и представителей инфраструктурных компаний, направленных на совместное развитие, что обеспечит интеграцию интересов, программ и инструментов их реализации. В статье построено дерево проблем, препятствующих взаимообусловленному стратегическому развитию региона и инфраструктурных компаний, выявлены основные факторы, на которые необходимо обратить внимание при решении обозначенных проблем. Кроме того, систематизированы и предложены подходы к взаимосвязанному стратегическому развитию, которые рекомендовано применить при реализации инфраструктурных проектов, заявленных в Стратегии социально-экономического развития Иркутской области на долгосрочную перспективу.
Ключевые слова: стратегическое развитие; интеграционный механизм; социальноэкономическое развитие; инфраструктура региона; согласование стратегий.
YU. I. DOMBROVSKAYA
Baikal State University of Economics and Law
INTERCONNECTION OF STRATEGIC REGIONAL DEVELOPMENT AND INFRASTRUCTURE COMPANIES: PROBLEM DEFINITION AND POSSIBLE SOLUTIONS
Strategic development of the region is impossible without coordinated development of its infrastructure that requires support of the regional and federal authorities. At the present stage the ways of the region and infrastructure companies' interaction are not studied properly. Alignment of their aims and objectives is at a low level and it impedes an efficient strategic development of the region and the companies in infrastructure sector. Therefore, there is a need to develop methods and mechanisms of work coordination of regional authorities and infrastructure companies' representatives. These methods and mechanisms are focused on joint development that will ensure an integration of interests, programs and tools of their implementation. The author creates a tree of problems that prevent from an interdependent strategic development of the region and infrastructure companies and determines the main factors that should be considered while solving the specified problems. The researcher also systemizes and proposes some approaches to an interrelated strategic development that are recommended to apply while implementing the infrastructure projects announced in Long-Term Strategy for Socio-Economic Development of the Irkutsk Region.
Keywords: strategic development; integration mechanism; socioeconomic development; region's infrastructure; alignment of strategies.
В современных российских условиях развитие инфраструктурных отраслей приобретает стратегическую значимость, так как создает основу для эффективного функционирования всех отраслей хозяйства.
Низкий уровень развития региональной инфраструктуры отрицательно влияет на экономику субъекта федерации, ограничивает возможности предприятий, снижает качество жизни населения. Их взаимозависимость
© Ю. И. Домбровская, 2013
делает актуальной разработку интеграционного механизма стратегического развития инфраструктурных компаний и региона.
В основе интегративности лежит не достижение целостности и единства объекта, а объединенное целевой направленностью компромиссное участие (соучастие) различных структур, достижение скоординированности действий участников процесса, поиск объединяющих начал для субъектов деятельности на разных уровнях управления [1]. Основная методологическая проблема, возникающая при разработке стратегии экономического роста объектов каждого уровня, заключается в межуровневом согласовании. По настоящему ни одна одноуровневая («плоская») стратегия не может удовлетворительно работать без согласования с соседствующими
уровнями [4]. В идеале программы развития инфраструктурных компаний должны согласовываться с программой развития региона, которая, в свою очередь, должна соответствовать программе развития федерального округа и, далее, программе стратегического развития РФ. Схема общепринятого иерархического согласования стратегий развития представлена на рис. 1, а предлагаемая схема согласования стратегий — на рис. 2.
Рис. 1. Общераспространенная иерархия
согласования стратегий развития
Рис. 2. Предлагаемая иерархия согласования стратегий развития
Рис. 3. Дерево проблем, влияющих на взаимосвязь стратегического развития инфраструктурных компаний и развитие региона
Определим проблемы, которые нужно преодолеть для обеспечения взаимообусловленного стратегического развития региона и инфраструктурных компаний (рис. 3).
Проанализировав выявленные проблемы, отметим, что наиболее важной из них является недостаточная разработка механизмов взаимодействия субъектов экономического пространства региона — федеральных и региональных органов власти, а также представителей бизнеса. Для нахождения решения обозначенных ранее проблем необходимо отследить следующие факторы:
- анализ целей, поставленных перед регионом;
- определение необходимой инфраструктурной поддержки компаний для достижения этих целей;
- идентификация возможностей инфраструктурных компаний;
- переориентирование инфраструктурных компаний на запросы регионального хозяйства.
В Иркутской области одним из ключевых факторов прогрессивных изменений является преодоление проблемы инфраструктурной отсталости, решение которой возможно при обеспечении механизма взаимосвязанного стратегического развития региона и компаний, для чего в настоящее время существует несколько подходов. Самый распространенный метод согласования интересов власти региона и инфраструктурных компаний — программно-целевой. Его суть заключается в разработке программ, включающих комплекс взаимоувязанных действий, ориентированных на достижение поставленных целей, основанных на балансе интересов, взаимной
заинтересованности сторон и информационной открытости.
Еще одним методом взаимообусловленного взаимодействия региона и компаний инфраструктурного сектора является создание стратегической платформы региона, включающей пирамиду из трех базовых элементов: конкурентоспособные стратегические экономические субъекты (СЭС, или ключевые предприятия региона), привлекательный бизнес-климат и эффективная администрация, обеспечивающая конкурентоспособность региона и рост благосостояния населения. Пирамида базируется на региональном капитале (ресурсах) [3]. В процессе разработки стратегии в трех указанных проекциях анализируется состояние региона в настоящий момент времени (текущая региональная стратегическая платформа) и формулируется видение будущего состояния (определяется будущая платформа), кроме того, устанавливаются целевые показатели эффективности, которые могут быть достигнуты в случае ликвидации «стратегических» разрывов. На основе стратегической платформы (рис. 4) можно проследить взаимосвязь между ее компонентами.
Интегративное стратегическое развитие территорий базируется на понятии территориальной конъюгации (добровольное и целенаправленное взаимодействие хозяйствующих, властных, общественных и других субъектов, функционирующих на территории и порождающих в ходе творческого использования системы факторов, условий и отношений новые подходы, цели, задачи и основные направления развития территории) [2].
Благосостояние
населения
Внутренняя и внешняя среда, способствующие
Стратегические^^ развитию
экономические \ X Эффективная
субъекты \ / администрация
Региональные ресурсы и процессы
Рис. 4. Стратегическая платформа региона
Проекты снятия инфраструктурных ограничений экономического развития
Иркутской области
Проект Эффект
Развитие автомобильных и железных дорог в северных районах области: Бодайбинский, Казачинс-ко-Ленский, Катангский, Киренский, Мамско-Чуйский, Усть-Илимский, Усть-Кутский Возможность освоения новых месторождений полезных ископаемых (металлорудное сырье, углеводороды и пр.), включение трех районов (Бодайбинский, Катангский и Мамско-Чуйский) в единую дорожную сеть, улучшение ситуации со снабжением и повышение надежности сообщения с труднодоступными населенными пунктами
Строительство лесовозных дорог в северо-западной части области, Среднем Приангарье и в зоне Байкало-Амурской магистрали Доступ к новым лесным ресурсам, рост лесозаготовительной деятельности
Строительство автодороги «Вилюй» (Якутск — Ви-люйск — Мирный — Ленск — Усть-Кут — Тулун) Рост грузооборота с Якутией, усиление транзитной и распределительной функции Иркутской области
Строительство железной дороги по маршруту Киренск — Непа — Витим — Ленск Рост грузооборота с Якутией, усиление транзитной и распределительной функции Иркутской области
Строительство нового аэропорта, реконструкция существующего аэропорта Удовлетворение требований к безопасности и качеству аэропортовых сооружений, рост внутриобластного, межрегионального и международного авиасообщения
Строительство распределительных комплексов (центров логистики) регионального масштаба в г. Усть-Кут и в пос. Мегет Усиление транзитной и распределительной функции Иркутской области, концентрирование потоков межрегиональных и внутриобластных грузовых перевозок
Реализация проектов строительства сети нефте- и газопроводов: строительство нефтепровода Верхняя Чона — Усть-Кут с железнодорожным терминалом в пос. Магистральный; возможное строительство нефтепровода ЮТЗ — Тайшет (альтернатива ЮТЗ — Пойма); строительство нефтепровода Тайшет — Сковородино (нефтепровод «Восточная Сибирь — Тихий океан»); строительство газопровода Ковыкта — Саянск — Иркутск с дальнейшим продолжением до Улан-Удэ и Читы Обеспечение реализации крупных инвестиционных проектов в сфере добычи сырья необходимой инфраструктурой, налаживание экспортных поставок нефти и газа, развитие территорий
Модернизация речного и портового хозяйства области Обеспечение надежности поставок продовольствия и иных грузов в труднодоступные районы Иркутской области и в Республику Якутия; обеспечение роста речного туризма необходимой инфраструктурой
Источник: Стратегия социально-экономического развития Иркутской области на долгосрочную перспективу. — СПб., 2007.
Для решения стратегических задач по управлению региональными процессами нужны соответствующие структуры [5], активное формирования которых началось в 2012 г. Например, для развития Дальнего Востока учреждено Министерство РФ по развитию Дальнего Востока. В настоящее время активно создаются корпорации развития во многих регионах РФ: Калужская, Ростовская, Пензенская, Волгоградская области, Красноярский край и т. д. В начале февраля 2013 г. идею образования подобной корпорации озвучил и губернатор Иркутской области. Одной из задач ее деятельности должно стать формирование эффективной инфраструктуры региона. В таблице при-
ведены проекты по снятию инфраструктурных ограничений за счет развития сферы транспорта.
Для реализации названных проектов Правительству Иркутской области следует обеспечить межуровневое согласование стратегий государства, региона и компаний инфраструктурного сектора.
Таким образом, на развитие субъекта федерации значительное влияние оказывают прогрессивные изменения инфраструктурного сектора, которые становятся возможными при создании механизма интеграции и координации стратегических целей и инструментов развития региона и его инфраструктурных компаний.
Список использованной литературы
1. Бочко В. С. Интегративная экономика — экономика скоординированного и социально ориентированного развития / В. С. Бочко // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. — 2012. — Т. 23, № 5. — С. 48-59.
2. Бочко В. С. Теоретико-методологические основы интегративного стратегического развития территорий : автореф. дис. ... д-ра экон. наук / В. С. Бочко. — Екатеринбург, 2010. — 40 с.
3. Идрисов А. Стратегия развития региона: предпосылки для реализации проекта / А. Идрисов // Стратегия и конкурентоспособность. — 2007. — № 4. — С. 56-68.
4. Клейнер Г. Почему Стратегия 2020 не является стратегией / Г. Клейнер // Стратегия России 2020. Особое мнение : материалы круглого стола. — М. : Научный эксперт, 2011. — С. 63-68.
5. Светник Т. В. Стратегическое управление экономикой региона / Т. В. Светник. — Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2007. — 174 с.
References
1. Bochko V. S. Integrative economics — the economics of coordinated and socially oriented development. Ekonomicheskie i sotsialnye peremeny: fakty, tendentsii, prognoz — Ecomomic and social chanqes: facrs, trends, forcast, 2012, vol. 23, no. 5, pp. 48-59 (in Russian).
2. Bochko V. S. Teoretiko-metodologicheskie osnovy integrativnogo strategicheskogo razvitiya territoriy. Aftoref. doct. dis. [Theoretical and methodological background to integrated strategic development of the territories. Dr. Dis. Thesis]. Yekaterinburg, 2010. 40 p.
3. Idrisov A. Strategy for the region's development: pre-conditions for the project's implementation. Strategiya i konkurentosposobnost — Strategy and Competitiveness, 2007, no. 4, pp. 56-68 (in Russian).
4. Kleyner G. Why 2020 Strategy is not a strategy. Strategiya Rossii 2020. Osoboe mnenie [Russia's 2020 Strategy. Special opinion]. Moscow, Nauchnyy ekspert Publ., 2011. Pp. 63-68 (in Russian).
5. Svetnik T. V. Strategicheskoe upravlenie ekonomikoy regiona [Strategic management of the region's economy]. Irkutsk, BGUEP Publ., 2007. 174 p.
Информация об авторе
Домбровская Юлия Игоревна — аспирант, кафедра экономики предприятия и предпринимательской деятельности, Байкальский государственный университет экономики и права, 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11, e-mail: [email protected].
Author
Dombrovskaya Yuliya Igorevna — PhD student, Department of Enterprise Economics and Entrepreneurship, Baikal State University of Economics and Law, 111 Lenin st., 664003, Irkutsk, Russia, e-mail: [email protected].