Серия «Политология. Религиоведение»
Онлайн-доступ к журналу: http://isu.ru/izvestia
2017. Т. 22. С.149-154
Иркутского государственного университета
И З В Е С Т И Я
УДК 316.334.3+37.035
Взаимосвязь социальной политики и социального образования в пространстве регионального развития
Е. В. Решетникова
Иркутский государственный университет, г. Иркутск
Аннотация. Условием эффективности социальной политики в регионе является его опора на структуры социального образования. Социальное образование понимается как часть общего процесса социализации человека в пространстве региона, как одна из составляющих структур его профессионального становления и как система подготовки специалистов социальной сферы. Акцентируется внимание на необходимости разработки специального управленческого проекта по формированию системы социального образования в регионе.
Ключевые слова: социальная политика, регион, социальное образование, сообщества, университет, социальный проект.
Социальная политика в системе государственного и муниципального управления представляет собой многогранное и комплексное явление и охватывает в основном сферу жизнеобеспечения населения. Сопрягаясь с проблемой образования, социальная политика нацелена на производство и воспроизводство профессионального и общекультурного уровня людей. В таком случае говорят о социальной политике в сфере образования. Возможно и разделение этих понятий с акцентом в то же время на их взаимосвязи.
Первое, с чем сталкивается исследователь обозначенной нами проблемы, -это неясность, непроявленность самого термина «социальное образование». В определенном смысле понятие социального образования тавтологично, поскольку феномен образования в целом является социальным. И в этом смысле несоциального образования не может быть. В то же время выделяются отдельные направления образования, например профессиональное, экономическое, юридическое и т. д. Социальное образование в таком случае обозначает часть адаптационного процесса, выступает как условие вхождения человека в социум. Согласно воззрениям О. Ребуль, Дж. Файблемана, П. Эмберли, теория образовательного процесса должна учитывать два момента в понимании цели образования. С одной стороны, образование, признающее ценность индивидуального мнения, с необходимостью отказывается от доктринерства и авторитарности. Одновременно есть понимание, что культивирование личностного начала имеет смысл только в рамках некоторой «солидарности» (Г. Гадамер, К. О. Апель, К. Мэйер-Драве, Ю. Хабермас) [3].
Обзор литературы показывает наличие большого числа противоречивых точек зрения по проблеме сущности и направлений социального образования.
Актуальное значение имеют труды В. И. Жукова, И. А. Зимней, В. А. Никитина, П. Д. Павленка, Е. И. Холостовой, В. Н. Ярской-Смирновой и др. Наиболее обстоятельной работой в этом отношении является докторская диссертация Б. Д. Беспарточного [3].
Социальное образование с точки зрения объекта социальной политики можно понимать в трех аспектах: в широком смысле как процесс, способствующий становлению общественного самосознания и адаптации человека в социальной среде; как составную часть профессионального становления человека в процессе обучения; как подготовку по относительно новым социальным профессиям госслужащего, социального работника и социолога, специалиста в сфере сервиса, социального менеджмента, делового администрирования.
Социальное образование, понимаемое в широком смысле, включает в себя материальные и духовные практики в аспекте регионального пространства. Все они также являются объектами социального управления и социальной политики.
Анализ научной литературы показал, что можно выделить следующие направления социального образования в регионе: оказание поддержки различным формальным и неформальным региональным структурам, волонтёрскому движению; подготовка и переподготовка кадров системы государственного и муниципального управления; поддержка молодёжных инициатив. Ключевое и интегрирующее значение в этих проектных процессах призван сыграть университет как структура, которая располагает опытом подготовки и переподготовки кадров, а также коллективом уникальных специалистов.
1. Важным фактором региональной политики является социальное образование через формальные и неформальные региональные структуры на началах гуманистически понимаемой коллективности и солидарности. Объединения людей являются тем социальным механизмом, через который только и возможно социальное образование.
Эта проблема широко освещается в зарубежной литературе. В теории коммуникативного действия Ю. Хабермаса для характеристики автономных форм социальной жизни используется понятие общественности, которая противостоит частному интересу атомизированной индивидуальности и диктаторским устремлениям государства. В соответствии с представлениями П. Уилмо-та, различаются четыре типа местных инициатив: местная жизнь (neighbourhood life), действия внутри общества (community action), развитие сообщества (community development), местные службы (rammunity services) [6].
Главное - это живой процесс самоорганизации социального мира, порождающий порядок из хаоса. Составной частью региональной политики должно стать расширение учебной и консультативной помощи в самоорганизации людей [4].
Примером получения социального опыта и знаний для работы региональных и местных сообществ в Иркутске является проект «Неделя неформального образования». В рамках этого проекта, в частности в ИГУ, проходят различные тренинги, обучающие семинары, мастер-классы по рукодельному мастерству, вокалу и др.
Отдельного внимания в рамках социального образования заслуживает проект Педагогического института ИГУ «Высшая народная школа». Школа
была открыта в 2009 г. Это инновационная модель педагогического взаимодействия, ориентированная на саморазвитие личности пожилого человека. Желающие могут овладеть компьютерной грамотностью, разговорным английским, научиться рисовать, укрепить здоровье и т. д.
Авторы проекта активно сотрудничают с ветеранскими организациями и проводят работу по распространению опыта ВНШ в Иркутске и Иркутской области. К участию в реализации проекта в качестве волонтеров привлекаются студенты, обучающиеся по профилю «Социальная педагогика» (20 человек), студенты факультета художественного и музыкального образования (6 человек) и студенты факультета журналистики ИГУ (10 человек). Профессорско-преподавательский состав участников проекта, включая его руководителей, -20 человек.
В ИГУ функционирует также Центр инноваций социальной сферы, который организовывает и проводит лекции, вебинары, мастер-классы по социальному предпринимательству. Ярким проектом в Центре является Школа социального предпринимательства. По программе Школы уже прошли обучение 55 слушателей, разработано 52 социально-предпринимательских проекта, 20 из которых запущены в качестве бизнес-структур, разработаны необходимые методические материалы и программы консультационного сопровождения социальных предпринимателей. Ключевое значение имеет работа слушателей над собственной проектной идеей, которая должна стать основой их будущего социального бизнеса.
Еще одним примером можно считать организацию в 2001 г. на базе Юридического института ИГУ юридической клиники. Студенты и преподаватели ЮИ в рамках производственных практик и кейсов оказывают бесплатную консультационную, юридическую помощь малоимущим гражданам, проводят правовые экспертизы документов и т. д., в том числе и онлайн.
2. Значимым механизмом региональной политики выступают детские и молодежные общественные объединения. Эта форма практического социального образования является эффективной площадкой для выработки профессиональных и социальных компетенций.
Институт социальных наук ИГУ готовит ежегодный доклад для органов власти о состоянии и проблемах региональной и молодежной политики.
По состоянию на 23 декабря 2015 г., в банке данных о детских и молодежных общественных объединениях Иркутской области содержится информация о 907 организациях, из них: военно-патриотических - 85, досуговых - 124, информационных - 4, медицинских - 4, образовательных - 50, общественно-политических - 53, организаций инвалидов и организаций, работающих с инвалидами, - 18, профсоюзных - 10, спортивно-туристических - 128, социальных (добровольчество, благотворительность, профилактика социально негативных явлений) - 35, творческих - 163, экологических - 46, многопрофильных -98. Участниками этих организаций являются 94 004 молодых людей.
Продолжена реализация государственной программы Иркутской области «Молодежная политика», утвержденная постановлением правительства Иркутской области от 24 октября 2013 г. № 447-пп.
Сегодня появляются новые формы социального образования, например: школа социального лидерства, социально-тренинговые группы, общественные инициативы молодёжи по оказанию помощи детям с проблемами в развитии. Институт социальных наук ИГУ ежегодно проводит анализ и готовит доклад о состоянии молодёжной политики.
3. Волонтерство - это сфера деятельности, актуализации собственной инициативы и интеллектуального и социального творчества молодых людей. Иркутский госуниверситет исторически выступал одним из инициаторов волонтерского движения в области. Сегодня традиции продолжает Волонтерский центр ИГУ, организованный при ППОС студентов ИГУ.
На региональном уровне деятельность по развитию волонтерства осуществляют: областное государственное казенное учреждение «Центр социальных и информационных услуг для молодежи» (далее - ОГКУ ЦСИУМ), областное государственное казенное учреждение «Центр профилактики наркомании» (далее - ОГКУ ЦПН).
В реестре объединений по направлению «Добровольчество», пользующихся государственной поддержкой, зарегистрировано 14 организаций. В открытом доступе существует региональный реестр волонтёрских объединений, в котором представлена 41 организация добровольческой направленности. По направлению «Добровольчество» в области принята ведомственная целевая программа «Выявление, поддержка и обеспечение самореализации талантливой и социально-активной молодежи» на 2014-2018 гг., утвержденная приказом министерства по физической культуре, спорту и молодежной политике Иркутской области от 21 октября 2013 г. № 91-мпр.
Социальное образование реализуется через проект «Добровольческий актив», в рамках которого в 2015 г. подготовлены 224 добровольца. В настоящее время волонтерские отряды созданы и работают в 284 образовательных организациях области. В состав этих волонтерских отрядов входят 3813 обучающихся.
В Ангарске в 2015 г. был проведен слет волонтерских отрядов, в его работе приняли участие 300 человек. Программа слета включала тренинги для его участников: «Функции волонтеров», «Поведение волонтеров», «Командообра-зование», «Доверие, единство, многообразие», «Социальное проектирование», «Информационная культура» и т. д. 16 марта 2015 г. впервые в Братске прошел «Урок толерантности». В 2015 г. проведено 9 занятий по подготовке добровольцев для пропаганды здорового образа жизни из числа подростков и молодежи. Количество участников - 50 человек. Занятия проводились на базе образовательных, культурно-досуговых учреждений.
4. В социальном образовании нуждаются и кадры государственных и муниципальных служащих. Не секрет, что большинство из них не имеют даже управленческой подготовки. В дореформенный период существовала широкая сеть профсоюзного, партийного, комсомольского просвещения и образования. В совокупности все это и ряд других форм образовывали разветвленную систему адаптации управленцев к реальностям советского общества. Реформы разрушили эту систему. Образовавшийся вакуум стал постепенно заполняться
иными формами социального образования, которые еще не сложились в целостную систему [1].
Свой вклад в становление новой системы переподготовки кадров вносит и ИГУ. Так, например, в Институте социальных наук ИГУ за 2016 г. было реализовано несколько программ повышения квалификации для работников органов государственного управления: «Актуальные проблемы государственного и муниципального управления» для сотрудников министерства образования Иркутской области, «Современные технологии работы с молодёжью» для сотрудников министерства по молодёжной политике Иркутской области, а также две программы профессиональной переподготовки. Всего прошли профессиональную переподготовку и повышение квалификации 122 сотрудника органов государственного и муниципального управления.
Иркутский госуниверситет реализует также важное для региональной политики направление - подготовку профессиональных управленцев, способных осуществлять социальное развитие общества. Это специалисты по рекламе, общественным связям, социальные работники, социологи, социальные менеджеры, юристы и т. д.
Проведенный анализ доступных нам материалов, в том числе выводов ежегодных докладов по молодежной политике Иркутской области, показывает, что система социального образования в регионе только начинает формироваться. Социальная политика в этом отношении с необходимостью должна включать в себя аналитическую деятельность [2].
На основании изложенного представляется возможным поставить вопрос о необходимости разработки комплексного проекта формирования системы социального образования в регионе. Его смыслообразующим ядром и центром мог бы стать классический университет.
Список литературы
1. Государственный доклад «Молодёжь Иркутской области» [Электронный ресурс] // М-во по молодеж. политике : офиц. сайт. - URL: http://mmp38.ru/activities/the-report-is-of-great/ (дата обращения: 10.06.2017).
2. Полюшкевич О. А. Основные направления социального образования [Электронный ресурс] / О. А. Полюшкевич, В. А. Решетников, В. С. Федчин // Социодина-мика. - 2016. - № 4. - С. 52-58. - DOI: 10.7256/2409-7144.2016.4.17740. - URL: http://e-notabene.ru/pr/article_17740.html_(дата обращения: 10.06.2017).
3. Решетников В. А. Специфика современного гуманизма как культуры / В. А. Решетников // Современный гуманизм: проблемы и перспективы : сб. науч. тр. / под общ. ред. В. А. Решетникова. - Иркутск : Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2004. - С. 227-247.
4. Решетникова Е. В. Биосоциальные функции молодежи и их трансформация в условиях городского образа жизни в контексте социальной реабилитации / Е. В. Решетникова, Е. А. Туринцева // Знание. Понимание. Умение. - 2015. - № 1. - С. 134-143.
5. Tracy M. B. Social Insuarance Research International / M. B. Tracy, D. N. Loeffler, R. L. Ersing. - Lexington, 2004. - 123 p.
6. Willmott P. Community initiatives: patterns and prospects / Peter Willmott - London : Policy Studies Institute (PSI) Research Report, 698, 1989. - 110 p.
Interrelation of Social Policy and Social Education in Regional Development
E. V. Reshetnikova
Irkutsk State University, Irkutsk
Abstract. Social education is the foundation of an effective regional social policy. Social education is an integral part of person's socialization in a region, an element of their professional formation, and a system that prepares professionals in the social area. The need for development of a management project that would establish a regional social education system is emphasized.
Keywords: social policy, region, social education, communities, university, social project.
Решетникова Екатерина Владимировна Reshetnikova Ekaterina Vladimirovna
кандидат философских наук, доцент, Candidate of Sciences (Philosophy), Associate
кафедра социальной работы Professor, Department of Social Work
Иркутский государственный университет Irkutsk State University
664003, г. Иркутск, ул. К. Маркса, 1 1, K. Marx st., Irkutsk, 664003
тел.: 8(3952)203556 tel.: 8(3952)203556
e-mail: [email protected] e-mail: [email protected]