Научная статья на тему 'ВЗАИМОСВЯЗЬ САМООЦЕНКИ И СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ В СТРЕССЕ'

ВЗАИМОСВЯЗЬ САМООЦЕНКИ И СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ В СТРЕССЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
170
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
самосознание / самооценка / поведение в стрессе / модель преодоления стресса / self-awareness / self-esteem / stress behavior / stress coping model

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Зимина Наталия Александровна

Изучение самооценки – актуальная область психологических исследований в виду значимости оценивания личностью своих действия, качеств, чувств и достоинств для ее дальнейшего построения отношений с окружающими, принятия решений, выстраивания своего поведения, эмоционального фона. Самооценка является базисом системы самосознания личности, которая включает Я-концепцию, состоящую из когнитивного, эмоционально-ценностного и поведенческого блоков. Благодаря когнитивному блоку происходит самопознание личностью себя и формирование многопланового образа «Я». В эмоционально-ценностном блоке происходит самооценивание результатов познания себя, что далее становится регулятором поведения личности. Помимо рассмотрения структуры, функций, механизмов самооценки, достаточно большой интерес ученых вызывает изучение самооценки и в качестве важного условия успешности/неуспешности личности в различных областях. В данной работе изучалась взаимосвязь самооценки и использования различных стратегий преодоления стрессовых ситуаций. Исследование проходило при помощи методики изучения самооценки по Дембо-Рубинштейн и теста «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций» С. Хобфолла в адаптации Н.Е. Водопьяновой и Е.С. Старченковой. В исследовании приняли участие 82 человека, из них 39 руководителя и 43 подчиненных (специалисты). Все опрошенные являлись слушателями курсов повышения квалификации «Академии ФНС ЛАБ – Волга». В результате выяснилось, что большинство испытуемых имеет нормальную самооценку (средний уровень высоты), причем уровень самооценки руководителей не отличается от уровня самооценки подчиненных. Частные самооценки (оценка своего здоровья, ума, характера, счастья, удовлетворенности собой) являются взаимосвязанными между собой. Испытуемые для преодоления стрессовых ситуаций выбирают разные модели поведения, использование которых также находится в рамках нормы (согласно методики, все значения соответствуют средней степени выраженности). Различий в применении данных стратегий руководителями и подчиненными не обнаружено. Были определены лишь две значимые взаимосвязи самооценки и поведения в стрессе: субъекты с «плохим» характером склонны вести себя асоциально демонстрировать власть и превосходство, использовать слабости других в своих целях, причинять ущерб другим, если это необходимо для достижения своей цели. Субъекты, удовлетворенные собой, в поведении проявляют настойчивость, твердость намерений, не бояться ответственности, отстаивают свою позицию, уверены в себе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RELATIONSHIP BETWEEN SELF-ESTEEM AND STRESS BEHAVIOR STRATEGIES

The study of self–esteem is an urgent area of psychological research in view of the importance of evaluating a person’s actions, qualities, feelings and virtues for her further building relationships with others, making decisions, building her behavior, and emotional background. Self-esteem is the basis of a personality’s self-awareness system, which includes a self-concept consisting of cognitive, emotional, value and behavioral blocks. Thanks to the cognitive block, a person’s self-knowledge of himself and the formation of a multidimensional image of the «I» takes place. In the emotional-value block, self-assessment of the results of self-knowledge occurs, which further becomes a regulator of personality behavior. In addition to considering the structure, functions, and mechanisms of self-esteem, scientists are quite interested in studying self-esteem as an important condition for the success/failure of a personality in various fields. In this paper, the relationship between self-esteem and the use of various strategies to overcome stressful situations was studied. The study was conducted using the Dembo-Rubinstein self-assessment methodology and the test «Strategies for overcoming stressful situations» by S. Hobfall in adaptation by N.E. Vodopyanova and E.S. Starchenkova. 82 people participated in the study, including 39 managers and 43 subordinates (specialists). All the respondents were students of advanced training courses at the Academy of the Federal Tax Service LAB – Volga. As a result, it turned out that most of the subjects have normal self-esteem (average height level), and the level of self-esteem of managers does not differ from the level of self-esteem of subordinates. Private self-assessments (assessment of one’s health, mind, character, happiness, self-satisfaction) are interrelated. To overcome stressful situations, the subjects choose different behaviors, the use of which is also within the norm (according to the methodology, all values correspond to an average degree of severity). There were no differences in the application of these strategies by managers and subordinates. Only two significant relationships between self-esteem and behavior under stress have been identified: subjects with a «bad» character tend to behave antisocially to demonstrate power and superiority, use the weaknesses of others for their own purposes, and harm others if necessary to achieve their goals. Subjects who are satisfied with themselves show perseverance, firmness of intentions in their behavior, are not afraid of responsibility, defend their position, and are confident in themselves.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОСВЯЗЬ САМООЦЕНКИ И СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ В СТРЕССЕ»

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

ВЗАИМОСВЯЗЬ САМООЦЕНКИ И СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ В СТРЕССЕ

Зимина Наталия Александровна

Кандидат психологических наук, доцент, Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет (г. Нижний Новгород), e-mail: n.a.zimina@ yandex.ru

DOI: 10.24412/2541-8734-2024-2-4-17

Аннотация:

Изучение самооценки - актуальная область психологических исследований в виду значимости оценивания личностью своих действия, качеств, чувств и достоинств для ее дальнейшего построения отношений с окружающими, принятия решений, выстраивания своего поведения, эмоционального фона. Самооценка является базисом системы самосознания личности, которая включает Я-концепцию, состоящую из когнитивнго, эмоционально-ценностного и поведенческого блоков. Благодаря когнитивному блоку происходит самопознание личностью себя и формирование многопланового образа «Я». В эмоционально-ценностном блоке происходит самооценивание результатов познания себя, что далее становится регулятором поведения личности. Помимо рассмотрения структуры, функций, механизмов самооценки, достаточно большой интерес ученых вызывает изучение самооценки и в качестве важного условия успешности/неуспешности личности в различных областях. В данной работе изучалась взаимосвязь самооценки и использования различных стратегий преодоления стрессовых ситуаций. Исследование проходило при помощи методики изучения самооценки по Дембо-Рубинштейн и теста «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций» С. Хобфолла в адаптации Н.Е. Водопьяновой и Е.С. Старченковой. В исследовании приняли участие 82 человека, из них 39 руководителя и 43 подчиненных (специалисты). Все опрошенные являлись слушателями курсов повышения квалификации «Академии ФНС ЛАБ - Волга». В результате выяснилось, что большинство испытуемых имеет нормальную самооценку (средний уровень высоты), причем уровень самооценки руководителей не отличается от уровня самооценки подчиненных. Частные самооценки (оценка своего здоровья, ума, характера, счастья, удовлетворенности собой) являются взаимосвязанными между собой. Испытуемые для преодоления стрессовых ситуаций выбирают разные модели поведения, использование которых также находится в рамках нормы (согласно методики, все значения соответствуют средней степени выраженности). Различий в применении данных стратегий руководителями и подчиненными не обнаружено. Были определены лишь две значимые взаимосвязи самооценки и поведения

в стрессе: субъекты с «плохим» характером склонны вести себя асоциально -демонстрировать власть и превосходство, использовать слабости других в своих целях, причинять ущерб другим, если это необходимо для достижения своей цели. Субъекты, удовлетворенные собой, в поведении проявляют настойчивость, твердость намерений, не бояться ответственности, отстаивают свою позицию, уверены в себе.

Ключевые слова: самосознание, самооценка, поведение в стрессе, модель преодоления стресса.

THE RELATIONSHIP BETWEEN SELF-ESTEEM AND STRESS BEHAVIOR STRATEGIES

Zimina Natalia Alexandrovna

Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Nizhny Novgorod State University of Architecture and Civil Engineering (Nizhny Novgorod), e-mail: [email protected]

DOI: 10.24412/2541-8734-2024-2-4-17

Abstract:

The study of self-esteem is an urgent area of psychological research in view of the importance of evaluating a person's actions, qualities, feelings and virtues for her further building relationships with others, making decisions, building her behavior, and emotional background. Self-esteem is the basis of a personality's self-awareness system, which includes a self-concept consisting of cognitive, emotional, value and behavioral blocks. Thanks to the cognitive block, a person's self-knowledge of himself and the formation of a multidimensional image of the «I» takes place. In the emotional-value block, self-assessment of the results of self-knowledge occurs, which further becomes a regulator of personality behavior. In addition to considering the structure, functions, and mechanisms of self-esteem, scientists are quite interested in studying self-esteem as an important condition for the success/failure of a personality in various fields. In this paper, the relationship between self-esteem and the use of various strategies to overcome stressful situations was studied. The study was conducted using the Dembo-Rubinstein self-assessment methodology and the test «Strategies for overcoming stressful situations» by S. Hobfall in adaptation by N.E. Vodopyanova and E.S. Starchenkova. 82 people participated in the study, including 39 managers and 43 subordinates (specialists). All the respondents were students of advanced training courses at the Academy of the Federal Tax Service LAB - Volga. As a result, it turned out that most of the subjects have normal self-esteem (average height level), and the level of self-esteem of managers does not differ from the level of self-esteem of subordinates. Private self-assessments (assessment of one's health, mind, character, happiness, self-satisfaction) are interrelated. To overcome stressful situations, the subjects choose different behaviors, the use of which is also within the norm (according to the methodology, all values correspond to

an average degree of severity). There were no differences in the application of these strategies by managers and subordinates. Only two significant relationships between self-esteem and behavior under stress have been identified: subjects with a «bad» character tend to behave antisocially - to demonstrate power and superiority, use the weaknesses of others for their own purposes, and harm others if necessary to achieve their goals. Subjects who are satisfied with themselves show perseverance, firmness of intentions in their behavior, are not afraid of responsibility, defend their position, and are confident in themselves.

Key words: self-awareness, self-esteem, stress behavior, stress coping model.

Изучение самооценки - актуальная проблема психологии, обусловленная ее важностью для формирования внутреннего мира человека, а также его поведения в социуме. Но несмотря на неподдельный интерес ученых, понятие и структура самооценки до сих пор не имеет единой концепции изучения; по словам C. Mruk каждый исследователь по-своему толкует данный термин [23].

Изучение самооценки в отечественной психологии началось с семидесятых годов ХХ века на основе исследований зарубежных психологов-гуманистов. Тема самооценки присутствует в работах Р. Бернса, Л.И. Божович, Л.В. Бороздиной, У. Джемса, И.С. Кона, А.И. Липкиной, О.Н. Молчановой, К. Роджерса, И.И. Чесноковой, J. Crocker, С. Mruk, M. Rosenberg и др. [1,2,3,5,8,11,12,17,18,20,21, 22,23].

В широком смысле самооценка представляет собой представления человека о своей важности, о важности личной деятельности в обществе, а также оценивание себя, своих личных качеств, чувств и эмоций, недостатков и достоинств [12].

Наиболее распространенной в науке является процессуальная точка зрения, рассматривающая самооценку в качестве основного компонента самосознания и изучающая вопросы ее развития, функционирования и механизмов. Самооценка рассматривается учеными в качестве сложного и многогранного процесса познания субъектом самого себя, включающего разнообразие физических, поведенческих, психологических и социальных проявлений.

Самосознание, являясь важнейшей структурой личности, представляется как восприятие, осознание, понимание индивидуальности и уникальности собственного [8,12,18]. Одним из наиболее важных компонентов самосознания является Я-концепция - развивающаяся система представлений человека о самом себе. В качестве структурных частей Я-концепции выделяют когнитивный, эмоционально-ценностный и поведенческий блок. В процессе самопознания складывается многоплановый образ «Я» - «физическое Я», «семейное Я», «Я в прошлом», «фантастическое Я» и т.д., в содержании которого выделяются знания, объединяющие субъекта с другими людьми, - или система самоидентичности, и знания, выделяющие субъекта от других людей, придающие ему ощущение своей уникальности и неповторимости, - дифференцирующая образующая. Эмоци-

онально-ценностный блок включает самооценку- особое оценочное отношение к себе и самоотношение [1,3,5,18]. Анализируя разницу между самооценкой и эмоциональным самоотношением, С.Р. Пантилеев пишет, что при самооценке субъект сравнивает себя с социальной нормой, эталоном, а при самоотношении -с «другим в себе» [14]. Л.В. Бороздина уточняет, что самооценка - это оценка знаний о себе исходя из определенной системы ценностей и уже далее она вызывает то или иное отношение к себе [3].

По мнению И.И. Чесноковой самооценка является базисом развития всей системы самосознания, так как в ней закрепляются обобщенные результаты познания себя и эмоционально-ценностного отношения к себе, что далее, в качестве одного из определяющих мотивов, становится регулятором поведения личности, за который отвечает поведенческий блок [18].

Другой взгляд- это рассмотрение самооценки как аффективной составляющей Я-концепции, выражающей в различной степени интенсивности устойчивую эмоцию, чувство принятия/непринятия, одобрения/неодобрения по отношению к своему «Я» в зависимости от характеристик, по которым происходит самооценивание. В результате самооценку можно рассмотреть как высокую и низкую, по-разному отражающую самоуважение, ощущение собственной ценности и отношение к своей личности.

Помимо рассмотренных подходов, самооценку можно представить и как структурно-итоговое образование, где она предстает в качестве важнейшего личностного конструкта, обобщающего прошлый опыт и структурирующего новую информацию о себе. В рамка данного подхода изучаются регуляционные функции самооценки и раскрывается ее влияние на поведение субъекта. Показывается, что, воздействуя на структуру и параметры самооценки, можно изменять поведение субъекта. Именно самооценка, по мнению ученых, определяет развитие способностей, проявление активности, особенности личностных смыслов и обеспечивает регуляцию поведения [11]. В данном направлении самооценка часто рассматривается через соотношение возможных «Я» (Я-реальное - Я-иде-альное, Я-актуальное - Я-возможное и др.), определяющих требования к себе, а также удовлетворенность собой. Так, например, с точки зрения К. Роджерса, образ «Я» включает в себя «Я-реальное» (то, чем человек является сейчас) и «Я идеальное» (то, каким он хотел бы быть). Позитивное самоотношение будет в случае их небольшого разрыва; вместе с тем, данное расхождение обязательно, так как обеспечивает нормальное развитие и самосовершенствование субъекта и дает возможность идеальному «Я» регулировать этот процесс [17]. Изменение «Я»-идеального в результате жизненных событий, приводящих к изменениям мотивационной сферы, к смене иерархии мотивов, к формированию конфликтного смысла «Я», может изменить и структуру самооценки, ее уровневые характеристики [12].

В рамка данного подхода уделяется особое внимание функциям самооценки - регулятивной, способствующей адаптации и мобилизации сил человека, сигнализирующей, дающей субъективную обратную связь о благополучии субъ-

екта, мотивирующей, выступающей в форме самовознаграждения или самонаказания. С практической точки зрения данные исследования представляют интерес, так как раскрывают возможности влияния на поведение и эффективность деятельности субъекта, через воздействие на его самооценку.

Результатом исследований по проблеме самооценки стало выделение следующих ее параметров и их сочетаний.

1) Самооценку можно разделить по уровню: высокая, средняя, низкая. Средняя самооценка выражается в чувстве собственного достоинства, гордости, самоуважении, любви к себе, самопринятии. Высокая самооценка основана на амбивалентных чувствах к себе — себялюбии и высокой тревожности, что может проявляться в эмоциональны срывах, конфликтах с другими людьми, неадекватном поведении. Низкая самооценка вызывает чувства собственной слабости, беспомощности, презрения к себе, недовольство собой [2].

Вместе с тем, анализ самооценивания с позиции полярных уровней, не рассматривает данный процесс как многообразный и строящийся на основе множества параметров и во множестве конкретных областей жизни, что, конечно, упрощает процесс оценки себя.

2) Самооценка может быть адекватной и неадекватной. Адекватная самооценка позволяет субъекту быть в меру критичным к себе, ставить перед собой достижимые цели. При неадекватной самооценке мнение субъекта о себе значительно не совпадает с мнением окружающих его людей и самооценка в данном случае может быть, как завышенной, так и заниженной. При этом, важно отметить, что в силу своей субъективности самооценка не может полностью совпадать с тем, что представляет собой личность на самом деле. Поэтому адекватная самооценка - это лишь наиболее приближенное к реальности представление личности о себе и своих возможностях.

3) Самооценку можно рассматривать с позиции ее дифференцированно-сти, т.е. детализированности, исходящей из количества параметров, подлежащих оцениванию. [10].

4) Анализ самооценки исходя из постоянства во времени позволяет разделять ее на устойчивую и неустойчивую [12].

5) Выделяют общую и частную самооценку. Частные самооценки возникают в результате анализа различных особенностей характера или поведения субъекта в различных по значимости областях жизнедеятельности. Общая самооценка образуется в результате сочетания наиболее важных для личности самооценок, которые определяются иерархией личностных ценностей. Изменения в жизненных обстоятельствах, состоянии здоровья и т.п. могут снижать или увеличивать значимость различных сфер жизнедеятельности и тем самым влиять на общую самооценку. В свою очередь, общая самооценка также может изменять частные самооценки, например, через ее генерализацию на конкретную область («я - хороший, следовательно, я хорош и в этом») [12].

Сформировавшись, общая самооценка устойчиво базируется на осознании собственной ценности и значимости, и может существовать относительно неза-

висимо от частных самооценок. [10,12].

Популярность темы самооценки во-многом обусловлена взглядом на нее как на важнейший психологический ресурс личности, способствующий успешности и благополучию субъекта. В этой связи, можно отметить наметившуюся с середины 1990 г. тенденцию рассматривать низкую самооценку как источник социальных и личностных проблем личности (негативные переживания, насилие, суициды, депрессия, алкоголизм, наркомания, плохая успеваемость и пр.) [16]. Однако имеются и исследования связи высокой самооценки и тех же самых проблем личности, что не позволяет делать столь однозначные выводы [12]. Таким образом, изучение механизмов взаимосвязи самооценки с различными проявлениями и характеристиками личности остаются крайне актуальными и сейчас.

Так имеются исследования, показавшие наличие взаимосвязи завышенной и адекватной самооценки и предрасположенности к лидерству; конструктивного взаимодействия в группе и адекватной самооценки; неадекватно завышенной или заниженной самооценки и показателями общей агрессии и различных ее составляющих у подростков; самооценки и успешности адаптации ребенка к условиям школы [4,6,7,15]. Выявлена положительная корреляция самооценки и стрессоустойчивости, а также мотивации достижения у студентов [9,13]. Сниженная самооценка способствует формированию аддиктивной мотивации спортивных тренировок, в то время как нормальная свойственна спортсменам с гармоничным самоотношением и рациональной мотивацией тренировок [19].

Таким образом, подобные исследования показывают взаимосвязь самооценки и различных проявлений личности, а также расширяют возможности практики в решении проблем эффективного личностного развития, самореализации, успешной профессиональной деятельности и т.д.

Данное исследование посвящено изучению взаимосвязи самооценки и использования различных стратегий преодоления стрессовых ситуаций. Заявленная цель обусловлена актуальностью проблемы совладания со стрессом в жизни современного человека. Большие нагрузки, высокие требования, интенсивность и продолжительность работы - все это накладывает повышенные обязательства к ресурсам личности и самооценка, являясь основой системы самосознания личности, опосредует выбор субъектом той или иной стратегии поведения.

Исследование проходило при помощи методики изучения самооценки по Дембо-Рубинштейн и теста «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций С. Хобфолла а адаптации Н.Е. Водопьяновой и Е.С. Старченковой.

Методика изучения самооценки относится к проективным и предполагает поиск испытуемым «своего места» на каждой из предложенных шкал по трем позициям: актуальная самооценка - «где я наужусь сейчас», идеальная самооценка - «где я в идеале мечтал бы оказаться» и оценка своих возможностей - «где я могу оказаться, если приложу силы». Всего в методике шесть шкал - «Здоровье», «Ум», «Характер», «Счастье», «Удовлетворенность собой» и «Оптимизм».

Опросник С. Хобфолла содержит 9 моделей преодоления стрессовых ситуаций, в основе которых лежит просоциальное или асоциальное поведение и

активность - пассивность субъекта: 1) ассертивные действия (активная стратегия); 2) вступление в социальный контакт (просоциальная стратегия); 3) поиск социальной поддержки (просоциальная стратегия); 4) осторожные действия (па-сивная стратегия); 5) импульсивные действия (прямая стратегия); 6) избегание (пасивная стратегия); 7) манипулятивные (непрямая стратегия); 8) асоциальные действия (асоциальная стратегия); 9) агрессивные действия (асоциальная стратегия).

В исследовании приняли участие 82 человека, из них 39 руководителей и 43 подчиненных (специалисты). Все опрошенные являлись слушателями курсов повышения квалификации «Академии ФНС ЛАБ - Волга». Применение ^критерия Стьюдента показало отсутствие различий в результатах изучения самооценки и моделей поведения в стрессе, поэтому обработка и анализ результатов осуществлялся на основе единой выборки.

Изучение самооценки испытуемых показало, что большинство опрошенных имеет средний уровень и одинаковое количество - низкий и высокий уровень выраженности самооценки по высоте (табл.1).

Таблица 1

Уровень самооценки испытуемых (%)

Низкая Средняя Высокая

21 58 21

Помимо общей самооценки, были рассмотрены и частные самооценки испытуемых (табл.2).

Таблица 2

Частные самооценки испытуемых (среднее значение)

Здоровье Ум Характер Счастье Удовлетворенность собой Оптимизм

6 6,2 5,9 6,8 5,8 6,6

Прим. Максимальный показатель 10, минимальный показатель 0.

Согласно полученным данным средние значения актуальной самооценки испытуемых являются нормальными. Несколько пониженным является результат по шкале «Характер» и «Удовлетворенность собой»; его можно отнести к границе между нормальной и заниженной актуальной самооценкой.

Таблица 3

Взаимосвязь между шкалами самооценки

Ум Характер Счастье Уд. собой Оптимизм

Здоровье 0.461; р<0,001 0.34;

р<0,01 0.322; р<0,01 0.307; р<0,01

Ум 0.289; р<0,01 0.309; р<0,01 0.288; р<0,01

Характер 0.302; р<0,01 0.273; р<0,05 0.305; р<0,01

Счастье 0.529; р<0,001 0.456; р<0,001

Уд. собой 0.218; р<0,05

Представленные в таблице результаты показывают наличие корреляции между шкалами самооценки. Так, шкалы «Удовлетворенность собой» и «Оптимизм» имеют взаимосвязь со всеми остальными шкалами самооценки. Шкала «Ум» и «Счастье» имеют также взаимосвязи с оценкой своего здоровья и характера.

Таблица 4

Модели преодоления стрессовых ситуаций (среднее значение)

Модель поведения Среднее значение Интервал норматива (средняя выраженность)

Ассертивные действия (руководители) 19 18-22

Вступление в социальный контакт 23 22-25

Поиск социальной поддержки 22 20-24

Осторожные действия 20 18-23

Импульсивные действия 17 16-19

Избегание 16 13-17

Манипулятивные действия 19 17-23

Асоциальные действия 15 15-19

Агрессивные действия 17 14-18

Примеч. Согласно данной методики, каждая модель поведения может иметь низкую, среднюю и высокую степень выраженности. Все приведенные в таблице значения соответствуют средней степени выраженности преодолевающих моделей поведения.

Таблица 5

Взаимосвязь самооценки и моделей преодоления стрессовых ситуаций (Спирмен)

Здоровье Ум Характер Счастье Удовлетворенность собой Оптимизм

ассертивные действия + + + + 0.334; р<0,01 +

вступление в социальный контакт + + + + + +

поиск социальной поддержки + - + + + +

осторожные действия + + + + + -

импульсивные действия - - + - + -

избегание - - - - - -

манипулятивные действия - + - - - -

асоциальные действия - - -0.272; p<0,05 - - -

агрессивные действия - + - - - +

Согласно полученным данным имеется лишь две значимые взаимосвязи самооценки и модели поведения в стрессе: асоциальные действия (демонстрация власти, превосходства, использование слабости других в своих целях, акцент на своих целях в ущерб другим и др.) чаще свойственны людям, которые оценивают свой характер как «плохой»; ассертивные действия (твердость намерений, настойчивость, ответственность, отстаивание своей позиции, уверенность в себе) чаще свойственны людям, удовлетворенным собой.

Остальные результаты можно рассматривать лишь на уровне тенденций.

Так уверенное и открытое поведение, помощь другим людям, ориентация на сотрудничество с ними, признание наличия проблем и готовность их решать, но не в ущерб другим людям, более характерны субъектам, оценивающим себя положительно по всем шкалам методики.

Испытуемые, которые высоко оценивают свой ум, ведут себя открыто и уверено, готовы к сотрудничеству с другими людьми, но не советуются с ними, не ищут их поддержки и помощи, не ждут сочувствия, а больше полагаются на себя. Также они чаще использует манипуляцию в общении - подыгрывают, хитрят, действует скрытно, стараются контролировать ситуацию, но, при этом, намерения специально действовать в ущерб другим у них нет. Данным испытуемым свойственно открытое выражение своего недовольства, нетерпимость к противоположному мнению, при необходимости проявление агрессии в общении с другими людьми. Вместе с тем, «умные» испытуемые проявляют осторожность при решении задач, анализируют варианты поведения, стараются вести

себя сдержанно и не поддаваться эмоциональным порывам.

Субъекты, которые положительно оценивают свое здоровье, также, как и те, кто считает себя счастливыми, выбирают одинаковый «набор» стрессовых моделей поведения. Это уверенное, открытое поведение, готовность сотрудничать с другими людьми, учитывать и интересы, потребность получать от них эмоциональную поддержку и помощь, склонность взвешивать свои решения, анализировать ситуацию, решать, а не избегать проблем, не действовать под влиянием эмоций и порывов.

Выбор стратегий преодоления стресса также совпадает у тех, кто одинаково оценивает свой характер и удовлетворенность собой. В отличии от предыдущего описания поведения в стрессе при одинаковой оценке своего здоровья и счастья, данные испытуемые являются более импульсивными: они полагаются на свою интуицию, доверяют своим первым мыслям при принятии решения, стараются не откладывать его реализацию на потом.

«Оптимистичные» люди не склонны к тщательному взвешиванию возможных вариантов решения, не проявляют излишнюю осторожность и недоверчивость, не склонны выжидать, прежде ем действовать. Они также не намерены сдерживать себя при появлении агрессивных чувств по отношению к другим.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, по результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

1. Большинство испытуемых имеет нормальную самооценку (средний уровень высоты), причем уровень самооценки руководителей не отличается от уровня самооценки подчиненных. Испытуемых, имеющих заниженную и завышенную самооценку, одинаковое количество; полученные данные соответствуют нормальному распределению эмпирически данных.

2. В большинстве случаев частные самооценки являются взаимосвязанными между собой. В связи с этим можно предположить изменения в частных, а также общей самооценке при пересмотре эмоциональной оценки себя в какой-то конкретной сфере. Например, более оптимистичный взгляд на мир позволит субъекту стать более счастливым, довольным собой, увидеть больше положительных черт в своем характере, более высоко оценить умственные возможности и здоровье.

3. Испытуемые для преодоления стрессовых ситуаций выбирают разные модели поведения, использование которых также находится в рамках нормы (согласно методики, все значения соответствуют средней степени выраженности). Различий в применении данных стратегий руководителями и подчиненными не обнаружено.

4. Можно отметить две значимые взаимосвязи самооценки и поведения в стрессе: субъекты с «плохим» характером склонны вести себя асоциально - демонстрировать власть и превосходство, использовать слабости других в своих целях, причинять ущерб другим если это необходимо для достижения своей цели. Субъекты, удовлетворенные собой, в поведении проявляют настойчивость, твердость намерений, не бояться ответственности, отстаивают свою позицию,

уверены в себе.

Литература

1. Берне, Р. Развитие Я-концепции и воспитание /Р. Берне. - М.: «Прогресс», 1986. - 420 с.

2. Божович, Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. - М.: МПА, 1995. - 209 с.

3. Бороздина, Л.В. Теоретико-экспериментальное исследование самооценки: Автореф. дисс. ... доктора психол. Наук / Л.В. Бороздина. - М., 1999.

4. Буров, А.В. Корреляционный анализ взаимосвязей между индивидуально-психологическими особенностями детей и показателями адаптации к школьному обучению / А. В. Буров // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2014. № 7 (июль). С. 101-105. URL: http://e-koncept.ru/2014/14193. htm (дата обращения: 08.02.2024).

5. Джеймс, У. Психология. / У. Джеймс. - М.: Академический проспект, 2011. - 318 с.

6. Исакова, Е. А. Влияние самооценки на проявление агрессивности у подростков / Е. А. Исакова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. Т. 18. С. 61-65. URL: http://e-koncept.ru/2015/95164.htm (дата обращения: 05.02.2024).

7. Карделл, Ф. Психотерапия и лидерство./ Ф. Карделл. - СПб.: Речь, 2000.234 с.

8. Кон, И. С. В поисках себя. Личность и ее самосознание / И. С. Кон. - М.: «Политиздат»,1984. - 335 с.

9. Кочнева, Д. Д. Взаимосвязь самооценки личности и стрессоустойчивости в юношеском возрасте / Д. Д. Кочнева // Молодой ученый. 2016. № 14 (118). С. 505-507. URL: https://moluch.ru/archive/118/32553/ (дата обращения: 07.02.2024).

10. Курбатова, А.С. Изучение самооценки как актуальное направление психолого-педагогических исследований / А. С. Курбатова, А. Г. Пухова, Т. К. Беляева // ПНиО. 2019. №1 (37). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/izuchenie-samootsenki-kak-aktualnoe-napravlenie-psihologo-pedagogicheskih-issledovaniy (дата обращения: 23.01.2024).

11. Липкина, А.И. Самооценка школьника / А. И. Липкина. - М.: Знание,

1976.

12. Молчанова, О.Н. Самооценка: Теоретические проблемы и эмпирические исследования: учеб. пособие / О. Н. Молчанова. - М.: Флинта; Наука, 2010. - 392 с.

13. Неволина, В.В. Взаимосвязь мотивации достижения и самооценки на примере студентов медицинского вуза / В. В. Неволина, Е. В. Тюшевская .// Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. - Нижний Новгород, 2016. №5. 106 с. С. 94-105.

14. Пантилеев, С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система

/ С. Р. Пантилеев. - М.: МГУ, 1991. 200 с.

15. Петрова, Н.В. Исследование взаимосвязи между самооценкой и статусным положением личности в подростковом возрасте / Н. В. Петрова, З. К. Бгуашева, З. З. Шхахутова // Проблемы современного педагогического образования. 2018. №61-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-vzaimosvyazi-mezhdu-samootsenkoy-i-statusnym-polozheniem-lichnosti-v-podrostkovom-vozraste (дата обращения: 07.02.2024).

16. Ревякина, Л.В. Самооценка как сложный динамический феномен / Л. В. Ревякина // Современная психология и педагогика: проблемы и решения: сб. ст. по матер. XLVIII междунар. науч.-практ. конф. № 7(46). Новосибирск: СибАК, 2021. С. 61-73.

17. Роджерс, К.Р. Становление личности: Взгляд на психотерапию / К.Р. Роджерс. - М.: ЭксмоПресс, 2001.

18. Чеснокова, И.И. Проблема самосознания в психологии / И. И. Чесноко-ва. - М.: Прагма, 1997. - 260 с.

19. Чухрова, М.Г. Самооценка и самоотношение как факторы, формирующие мотивацию спортивной деятельности при аддикции упражнений / М. Г. Чухрова, А.С. Чухров, С. В. Пронин, Г. Э. Тошмирзаева // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум». 2019. №10-1. URL: https://cyberleninka.m/article/n/samootsenka-i-samootnoshenie-kak-faktory-formiruyuschie-motivatsiyu-sportivnoy-deyatelnosti-pri-addiktsii-uprazhneniy (дата обращения: 07.02.2024).

20. Crocker, J. Contingencies of Self-Worth in College Students: Theory and Measurement / J. Crocker, R.K. Luhtanen, M. L. Cooper, A. Bouvrette // Journal of Personality and Social Psychology. 2003. V. 85(5). P. 894-908.

21. Crocker, J. Contingencies of Self-Worth / J. Crocker, C. Wolfe // Personality and Social Psychology Re- view. 2001. V. 108(3). P. 593-623.

22. Epstein, S. The implications of cognitive-experiential self-theory for research in social psychology and personality / S. Epstein // Journal for the Theory of Social Behavior. 1985. Vol. 15. P. 283-309.

23. Mruk, C. Self-Esteem: Research, theory, and practice (2nd ed.) / C. Mruk. - New York: Springer (Also published in London by Free Association Books), 1999.

24. Rosenberg, M., Schooler C., Schoenbach C., Rosenberg F. Global self-esteem and specific self- esteem: Different concepts, Different outcomes / M. Rosenberg, C. Schooler, C. Schoenbach, F. Rosenberg // American Sociological Review. 1995. V. 60 (February: P. 141-156).

References

1. Berns, R. Razvitie Ya-kontseptsii i vospitanie [Development of self-concept and education]. Moscow: «Progress», 1986. 420 p.

2. Bozhovich, L.I. Izbrannye psikhologicheskie trudy. Problemy formirovaniya lichnosti [Selected psychological works. Problems of personality formation]. Moscow:

MPA, 1995. 209 p.

3. Borozdina, L.V. Teoretiko-eksperimental'noe issledovanie samootsenki: Avtoref. diss. ... doktora psikhol. Nauk [Theoretical and experimental study of self-esteem: Author's abstract. diss. ... Doctors of Psychology Sciences]. Moscow, 1999.

4. Burov, A.V. Korrelyatsionnyi analiz vzaimosvyazei mezhdu individual'no-psikhologicheskimi osobennostyami detei i pokazatelyami adaptatsii k shkol'nomu obucheniyu [Correlation analysis of the relationships between individual psychological characteristics of children and indicators of adaptation to school education]. Nauchno-metodicheskii elektronnyi zhurnal «Kontsept». 2014. № 7 (iyul'). P. 101-105. URL: http://e-koncept.ru/2014/14193.htm (data obrashcheniya: 08.02.2024).

5. Dzheims, U. Psikhologiya. [Psychology]. Moscow: Akademicheskii prospekt, 2011. 318 p.

6. Isakova, E. A. Vliyanie samootsenki na proyavlenie agressivnosti u podrostkov [The influence of self-esteem on the manifestation of aggressiveness in adolescents]. Nauchno-metodicheskii elektronnyi zhurnal «Kontsept». 2015. T. 18. P. 61-65. URL: http://e-koncept.ru/2015/95164.htm (data obrashcheniya: 05.02.2024).

7. Kardell, F. Psikhoterapiya i liderstvo [Psychotherapy and leadership ]. SPb.: Rech', 2000. 234 p.

8. Kon, I. S. V poiskakh sebya. Lichnost' i ee samosoznanie [In search of oneself. Personality and its self-awareness]. Moscow: «Politizdat»,1984. 335 p.

9. Kochneva, D. D. Vzaimosvyaz' samootsenki lichnosti i stressoustoichivosti v yunosheskom vozraste [The relationship between personality self-esteem and stress resistance in adolescence]. Molodoi uchenyi. 2016. № 14 (118). P. 505-507. URL: https://moluch.ru/archive/118/32553/ (data obrashcheniya: 07.02.2024).

10. Kurbatova, A.S. Izuchenie samootsenki kak aktual'noe napravlenie psikhologo-pedagogicheskikh issledovanii [The study of self-esteem as a current direction of psychological and pedagogical research]. PNiO. 2019. №1 (37). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/izuchenie-samootsenki-kak-aktualnoe-napravlenie-psihologo-pedagogicheskih-issledovaniy (data obrashcheniya: 23.01.2024).

11. Lipkina, A.I. Samootsenka shkol'nika [Self-esteem of a schoolchild]. Moscow: Znanie, 1976.

12. Molchanova, O.N. Samootsenka: Teoreticheskie problemy i empiricheskie issledovaniya: ucheb. posobie [Self-esteem: Theoretical problems and empirical research: textbook. Allowance]. Moscow: Flinta; Nauka, 2010. 392 p.

13. Nevolina, V.V. Vzaimosvyaz' motivatsii dostizheniya i samootsenki na primere studentov meditsinskogo vuza [The relationship between achievement motivation and self-esteem on the example of medical university students]. Mir pedagogiki i psikhologii: mezhdunarodnyi nauchno-prakticheskii zhurnal. Nizhnii Novgorod, 2016. №5. 106 p. P. 94-105.

14. Pantileev, S.R. Samootnoshenie kak emotsional'no-otsenochnaya sistema [elf-attitude as an emotional-evaluative system]. Moscow: MGU, 1991. 200 p.

15. Petrova, N.V. Issledovanie vzaimosvyazi mezhdu samootsenkoi i statusnym polozheniem lichnosti v podrostkovom vozraste [Study of the relationship between

self-esteem and the status position of an individual in adolescence]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2018. №61-1. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-vzaimosvyazi-mezhdu-samootsenkoy-i-statusnym-polozheniem-lichnosti-v-podrostkovom-vozraste (data obrashcheniya: 07.02.2024).

16. Revyakina, L.V. Samootsenka kak slozhnyi dinamicheskii fenomen [Self-esteem as a complex dynamic phenomenon]. Sovremennaya psikhologiya i pedagogika: problemy i resheniya: sb. st. po mater. XLVIII mezhdunar. nauch.-prakt. konf. № 7(46). Novosibirsk: SibAK, 2021. P. 61-73.

17. Rodzhers, K.R. Stanovlenie lichnosti: Vzglyad na psikhoterapiyu [Formation of personality: A look at psychotherapy]. Moscow: EksmoPress, 2001.

18. Chesnokova, I.I. Problema samosoznaniya v psikhologii [The problem of self-awareness in psychology]. Moscow: Pragma, 1997. 260 p.

19. Chukhrova, M.G. Samootsenka i samootnoshenie kak faktory, formiruyushchie motivatsiyu sportivnoi deyatel'nosti pri addiktsii uprazhnenii [Self-esteem and self-attitude as factors that form the motivation of sports activity during exercise addiction ]. Materialy Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii «Nauka i sotsium». 2019. №10-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/samootsenka-i-samootnoshenie-kak-faktory-formiruyuschie-motivatsiyu-sportivnoy-deyatelnosti-pri-addiktsii-uprazhneniy (data obrashcheniya: 07.02.2024).

20. Crocker, J. Factors of self-esteem among college students: theory and measurement / J. Crocker, R.K. Luhtanen, M. L. Cooper, A. Bouvrette // Journal of Personal and Social Psychology. 2003. V. 85(5). P. 894-908.

21. Crocker, J. Factors of self-esteem / J. Crocker, K. Wolf // Review of personality and social psychology. 2001. V. 108(3). pp. 593-623.

22. Epstein, S. The significance of the cognitive-empirical theory of the self for research in social psychology and personality / S. Epstein // Journal of the Theory of Social Behavior. 1985. Volume 15. pp. 283-309.

23. Mruk, S. Self-assessment: research, theory and practice (2nd ed.) / S. Mruk. - New York: Springer (also published in London by Free Association Books), 1999.

24. Rosenberg, M., Skuler S., Schoenbach S., Rosenberg F. Global self-assessment and specific self-assessment of personality: different concepts, different results / M. Rosenberg, S. Skuler, S. Schoenbach, F. Rosenberg // American Sociological Review. 1995. vol. 60 (February: pp. 141-156).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.