Научная статья на тему 'Взаимосвязь рынка труда и рынка образовательных услуг'

Взаимосвязь рынка труда и рынка образовательных услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4242
304
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гелета И.В.

В статье рассматриваются некоторые теоретические и прикладные проблемы развития рынка труда и рынка образовательных услуг. В работе сформулировано определение рынка труда, выделены его основные элементы, охарактеризованы основные количественные и качественные тенденции в сфере образования, в области формирования и использования человеческого капитала. Сформулированы конкретные предложения и рекомендации по модернизации профессионального образования, с учетом прогнозирования потребности на рынке труда региона, а также повышения эффективности профориентационной работы в Краснодарском крае.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь рынка труда и рынка образовательных услуг»

2 (95) - 2009

Поиск. Спыт. Решения

ВЗАИМОСВЯЗЬ РЫНКА ТРУДА И РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ*

И. в. гелета,

кандидат экономических наук, доцент Кубанский государственный университет, г. Краснодар

Формирование и становление рынка труда, развитие социально-трудовых отношений повышают требования к качеству рабочей силы, уровню ее подготовки и образования. Как представляется, рынок труда — это система отношений, возникающих в рамках социального мира и согласия между работодателями и наемными работниками с участием государственных и общественных организаций на основе спроса и предложения по поводу оплаты и условий труда, социальных гарантий, социальной защиты и поддержки и т. п. Необходимо подчеркнуть, что отношения на рынке труда не ограничиваются только актом купли-продажи, они затрагивают все, что связано с системой социального партнерства и защиты, образования, профессиональной подготовки и переподготовки кадров, с управлением занятостью на предприятиях на федеральном и региональном уровнях.

Представленное определение рынка труда может быть дополнено характеристикой его основных элементов, к которым относятся:

• субъекты рынка труда;

• правовые акты, нормы и правила, регламентирующие отношения субъектов на рынке труда;

• конъюнктура, спрос и предложение;

• конкуренция;

• гибкость и мобильность на рынке труда;

• инфраструктура рынка труда.

Здесь под основными элементами понимается минимальное число компонентов и признаков,

* Статья предоставлена Информационным центром Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» при Кубанском государственном университете.

наличие и взаимодействие которых необходимо для нормального функционирования рынка труда, в том числе и на региональном уровне.

Субъектамирынка труда являются работодатели (объединения и союзы работодателей), наемные работники (профсоюзы, другие объединения работников) и государство в лице его уполномоченных органов власти различного уровня.

Для нормального функционирования рынка труда необходимы четкие правовые акты, нормы и правила, которые бы регулировали отношения между субъектами рынка труда, определяли их права, обязанности и гарантии. Такие нормы предусмотрены во Всеобщей декларации прав человека, Конституции Российской Федерации, конвенциях Международной организации труда, Трудовом кодексе Российской Федерации, Законе «О занятости населения в Российской Федерации», других законах и конкретизируются в указах Президента РФ, решениях правительства, генеральных, региональных, отраслевых тарифных соглашениях, коллективных договорах, программах содействия занятости населения и др.

Конъюнктура — это временная ситуация, характеризующая совокупность признаков, выражающих текущее состояние рынка труда в определенный период. Конъюнктура связана с соотношением спроса и предложения в разрезе всех составляющих рынка труда. Спрос складывается из числа вакансий и должностей работников, которым работодатель ищет замену. Предложение формируется из тех, кто, являясь незанятым, ищет рабочее место, из тех, кто имеет работу, но не удовлетворен ею, и, наконец, занятых, но рискующих потерять

работу. Количественно спрос и предложение на рынке труда характеризуются показателями части экономически активного населения и численности занятых и свободных рабочих мест.

Важный элемент рыночного механизма — конкуренция. Конкуренция на рынке труда представляет собой наличие большого числа независимых работодателей и наемных работников, возможность для них свободно бороться за престижные рабочие места и квалифицированных работников, свободно входить на рынок и покидать его.

Гибкость рынка труда, будучи многоплановым понятием, затрагивает интересы всех сторон трудовых отношений и предоставляет новые возможности субъектам отношений занятости. Со стороны работодателя гибкость рынка труда в первую очередь связана со снижением расходов на наем, увольнение рабочей силы, а также на поддержание стабильности занятости и повышение эффективности деятельности предприятия. Со стороны занятых более гибкий рынок труда влечет за собой изменчивость форм и системы оплаты труда, режимов рабочего времени и форм занятости, которые способствуют оптимизации структуры их жизнедеятельности. Необходимо отметить, что гибкость рынка труда может приводить к ослаблению социальной защиты работников. К основным направлениям гибкости рынка труда относят, прежде всего, реорганизацию рабочего времени, нестандартные формы занятости, изменение системы найма и увольнения, а также совершенствование процедур определения и изменения оплаты труда [5, с. 145—146]. Наибольшая гибкость рынка труда может быть достигнута как путем сужения внутренних рынков труда, так и путем изменения механизма его действия в сторону больших изменений условий, интенсивности, содержания труда, режимов рабочего времени, а также большей мобильности на рынке труда.

Мобильность на рынке труда — это процесс перемещения рабочей силы на новые рабочие места. Переход на новое рабочее место может сопровождаться изменением вида занятости (профессии), территории, работодателя, т. е. мобильность на рынке труда отражает готовность занятого и безработного населения изменять свой статус, вид занятости, работодателя, профессиональную принадлежность и место работы, в том числе и в связи с изменением места проживания. Мобильность на рынке труда связана с миграцией. Мобильность на рынке труда выступает основой миграции, хотя миграция может происходить и по другим

причинам, а смена рабочего места уже является миграционным процессом.

Инфраструктура рынка труда — это государственные учреждения содействия занятости, кадровые службы предприятий и организаций, коммерческие и некоммерческие биржи труда, агентства по подбору персонала и другие организации, которые занимаются вопросами профориентации, повышения квалификации, подготовкой и переподготовкой, а также трудоустройством незанятых граждан, их социальной защитой и поддержкой.

В настоящее время идет активный процесс формирования рынка труда в России. И хотя рынок труда в окончательном, развитом виде еще не сформирован, на наш взгляд, имеются все его основные элементы. Именно через механизм рынка труда определяется число необходимых работников, формируется заказ на количество и качество образовательных услуг. В свою очередь рынок образовательных услуг способствует вовлечению человеческих ресурсов в образовательный процесс и определяет конкурентоспособность рабочей силы на рынке труда. В этой связи большое значение приобретают развитие и совершенствование системы образования на основе прогнозирования и регулирования спроса и предложения на рынке труда.

За последнее время система российского образования претерпела серьезные изменения в русле общих процессов развития рыночной экономики. Изменяется отраслевая направленность учебных заведений профессионального образования, которая обусловлена структурными сдвигами в экономике, развитием региональных рынков труда и конкуренции. С другой стороны, формирование спроса на выпускников учреждений профессионального образования конкретных направлений подготовки и специальностей, подчиняясь законам рыночных отношений, зависит как от общего социально-экономического положения в стране, так и от различных факторов и условий в том или ином регионе, т. е. изменения обусловлены усилением ориентации образования как на личные потребности в получении профессии, специальности, так и на спрос рынка труда. Существенные изменения произошли и в численности получающих профессиональное образование на различных уровнях. Так, наблюдается сокращение числа учреждений начального профессионального образования. Если к концу 1993 г. число учреждений начального профессионального образования составляло 4 273, то к концу 2006 г. — 3 206, в том числе дневные

учреждения — 2 851. Подготовлено (выпущено) квалифицированных рабочих в 1993 г. — 922 тыс. чел., а в 2006 г. — 681 тыс. чел. [3, с. 134—135]. В свою очередь число средних специальных учебных заведений на начало 1993/94 учебного года составляло 2 607, а на начало 2006/07 учебного года — 2 847 (негосударственные — 216), выпущено специалистов в 1993 — 546 тыс. чел., а в 2006 г. — 700 тыс. чел. [3, с. 135—136]. Число высших учебных заведений на начало 1993/94 г. составляло 626 (государственные и муниципальные — 548, негосударственные — 78), а на начало 2006/07 учебного года — 1 090 (государственные и муниципальные — 660, негосударственные — 430). Если на начало 1993/94 учебного года на 10 000 чел. приходилось 176 студентов высших учебных заведений, то на начало 2006/07 учебного года — 514 студентов [3, с. 137—138]. В целом рост числа учебных заведений, численности обучающихся и продолжительности обучения можно рассматривать как положительное явление, способствующее повышению качества рабочей силы. С другой стороны, в настоящее время наблюдается дефицит работников со средней, и прежде всего начальной, профессиональной подготовкой. Среди других факторов, влияющих на эффективность взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг, можно выделить следующие: структура экономики и рабочих мест, уровни заработной платы и доходов населения, занятости и безработицы, структура населения, развитие различных ступеней образования и цен на образовательные услуги.

С точки зрения изучения взаимосвязи рынка труда и рынка образовательных услуг интересным представляется рассмотрение некоторых аспектов теории человеческого капитала. В содержательном отношении теория человеческого капитала позволяет объяснить инвестиционные аспекты поведения людей на рынке труда и проблемы распределения доходов и экономического неравенства, но и уяснить значение образования, как в экономическом росте общества, так и решении многих социально-экономических проблем [1, с. 58].

Человеческий капитал чаще всего определяют как совокупность знаний, навыков, способностей и мотиваций человека, которые содействуют росту его производительной силы и могут использоваться в течение определенного периода времени. Целесообразное использование перечисленных характеристик должно приносить доход. Человеческий капитал складывается из природных способностей отдельного человека. Накопление человеческого капитала состоит из определенных затрат человека

(семьи, фирмы, государства), направленных на поддержание здоровья, получение образования; профессиональную подготовку и переподготовку, на мобильность и др. Человеческий капитал может быть увеличен в процессе образования, профессиональной подготовки, приобретения опыта работы. Предполагается, что сделанные вложения должны окупиться и принести прибыль. Инвестиции в человеческий капитал характеризуют затраты времени и денежных средств, необходимые для получения образования и профессиональной подготовки. Если инвестиции приносят отдачу, окупаются, то только в этом случае они приносят более высокий доход, т. е. инвестиции окупаются в виде более высокой оплаты труда или работы, приносящей большую удовлетворенность. Нормы отдачи выступают, следовательно, как регулятор распределения инвестиций между различными типами и уровнями образования, а также между системой образования, рынком труда и в целом экономикой. В то же время нормы отдачи от образования для общества в целом отличаются от нормы отдачи для отдельного человека. В любом случае современное государство должно быть заинтересовано в инвестициях в образование. Степень отношения государства к системе образования может быть выражена через долю государственных расходов на нее в валовом внутреннем продукте. Эта пропорция в России ниже, чем в развитых странах, и составляет 3,6 %, тогда как в США — 4,8, в Канаде — 5,4, во Франции — 5,8 % [2, с. 94].

Как уже отмечалось, с точки зрения теории человеческого капитала, зависимости уровня образования и заработка работника довольно ярко выражены: чем выше уровень образования, тем выше доходы. Данные официальной статистики в России не позволяют сделать столь же однозначных выводов. Так, в 2004 г. доля работников имеющих высшее профессиональное образование в отрасли «Финансы, кредит и страхование», была достаточно высокая — 58,4 %, но ниже, чем в отрасли «Наука и научное обслуживание» — 63,9 % [4, с. 77]. В то же время среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в 2004 г. в отрасли «Финансы, кредит и страхование» составляла 16 638,2 руб., а в отрасли «Наука и научное обслуживание» — 8 724,8 руб. [4, с. 430]. Лишь 14,4 % имели высшее профессиональное образование в отрасли «Транспорт», 22,4 % — в отрасли «Связь», однако среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в 2004 г. была более чем в два раза выше, чем в отраслях «Образование» (50,1 % работников имели

высшее профессиональное образование) и «Культура и искусство» (39,9 % работников имели высшее профессиональное образование) [4, с. 77, с. 430].

В настоящее время важное значение играет становление системы информационных услуг, информатизации образования, что создает основу для развития новых форм получения образования. Такой формой образования является дистанционное обучение, сочетающее взаимодействие с преподавателем, характерное для очной формы обучения, с низкой стоимостью, свойственной самообучению. В данном случае слушателю предлагается конкретный учебный план, выполнение которого контролируется учебным заведением. Стимулом для его выполнения является результативное завершение обучения с получением соответствующих подтверждающих документов, т. е. дистанционное обучение характеризует процесс приобретения знаний и навыков, основанных на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, обеспечивающих обмен учебной информацией на расстоянии в определенной образовательной среде. В то же время систему дистанционного образования не следует рассматривать как противовес существующих систем образования. Дистанционное обучение интегрируется в эти системы и, как уже отмечалось, развивает их на основе широкого спектра современных информационных и телекоммуникационных технологий, а также базируется на современных методах обучения. Дистанционное обучение внедряется в системы образования различных стран мира практически на всех уровнях образования. Необходимо отметить, что дистанционное обучение может развиваться не только в рамках национальных систем образования, но и отдельными коммерческими организациями и компаниями.

Итак, основными направлениями деятельности по модернизации профессионального образования, в том числе и с учетом прогнозирования потребности на рынке труда региона, могут быть:

• разработка принципов и методологии исследования рынка труда с учетом специфики развития экономики региона, ее приоритетных направлений, в разрезе отраслей и профессионально-квалификационных групп;

• проведение комплексных социологических исследований рынка труда и формирование механизма регионального заказа на подготовку кадров в учреждениях профессионального образования;

формирование социального и экономического заказов на подготовку кадров путем заключения договоров с предприятиями всех форм собственности и физическими лицами с гарантией последующего трудоустройства; формирование регионального баланса распределения выпускников общеобразовательных школ по дальнейшим каналам обучения; организация сотрудничества с органами по труду и занятости, другими заинтересованными органами, занимающимися вопросами анализа и прогнозирования потребности в рабочей силе; установление партнерских связей с организациями различных форм собственности, проведение анализа тенденций их развития с точки зрения кадрового потенциала; участие учреждений профессионального образования в различных профессиональных ассоциациях, союзах работодателей, поддержка различных форм взаимодействия с работодателями; формирование и совершенствование системы адаптации и профессионального развития будущих работников с использованием потенциала учреждений профессионального образования;

включение в государственные образовательные стандарты за счет региональных компонентов и факультативных дисциплин соответствующих дисциплин, ускоряющих адаптацию выпускников к реальным производственным условиям конкретного заказчика (работодателя); широкое использование информационных систем с применением компьютерных технологий для формирования базы данных о запросах рынка труда;

доведение уровня заработной платы педагогических работников учреждений профессионального образования до уровня средней заработной платы в промышленности, производство компенсационных выплат (доплат) за счет региональных, местных бюджетов, работодателей, предпринимателей и других заинтересованных партнеров; создание на уровне регионов учреждений дополнительного образования — повышения квалификации инженерно-педагогических и руководящих кадров учреждений профессионального образования;

создание на базе крупных учреждений профессионального образования «ресурсных центров» — центров по обучению, переобучению и повышению квалификации кадров;

• разработка новой структуры сочетания профессиональной и общеобразовательной подготовки в учреждениях профессионального образования в связи с новой структурой образования, ориентация на международный уровень качества;

• формирование механизма коррекции содержания, форм и методов профессионального образования, направлений подготовки и структуры набора, государственных образовательных стандартов, основывающегося на прогнозах взаимосвязанного развития рынка труда и образовательных услуг.

Важным направлением повышения конкурентоспособности молодежи на рынке труда в современных условиях является профессиональная ориентация. Проведенная нами работа по изучению проблем профориентации молодежи в Краснодарском крае позволила выявить некоторые региональные особенности этого процесса:

• подавляющее число выпускников школ на момент проведения исследования определились с будущей профессией;

• больше половины выпускников школ определили свой профессиональный выбор под влиянием неформального окружения, причем одним из определяющих факторов при выборе является мнение родителей, что может косвенно свидетельствовать о том, что представители социальных государственных институтов недостаточно используют каналы воздействия на профориентацию молодежи;

• высшее и среднетехническое образование имеет наиболее высокую ценность для учащихся, они стремятся получить специальности экономического, инженерного, медицинского, юридического и прикладного профилей;

• при выборе профессии преобладает материальная мотивация, хотя для определенной части выпускников школ (20 %) важна «интересная работа»;

• проведенное исследование не выявило существенных различий в готовности к профессиональному самоопределению между городскими и сельскими выпускниками школ.

Жизнь настойчиво требует усиления профо-риентационной работы именно в школе. Практика прошлых лет показывает, что эффект работы по профессиональной ориентации достигается тогда, когда школа заранее знает примерный план дальнейшего обучения выпускников средних классов и соответственно строит свою работу, сообразуясь

с интересами общества и учитывая личные намерения школьников. Важным путем для решения указанных проблем является наличие системы наиболее эффективно действующих мероприятий профессиональной ориентации. В связи с этим мы сформулировали ряд предложений и рекомендаций, а также конкретные мероприятия, с помощью которых, с нашей точки зрения, будет осуществляться более эффективная работа по профессиональной ориентации со школьной молодежью в Краснодарском крае:

• помощь школам в организации, проведении и обеспечении передовыми методиками мероприятий по профессиональной ориентации, используя потенциал Кубанского государственного университета (КубГУ) и его филиалов (на 1.06.2008 в Краснодарском крае функционирует 14 филиалов Кубанского государственного университета), расположенных достаточно равномерно на территории Краснодарского края. Это позволит охватить всю территорию региона, проводя единую политику профессиональной ориентации и, с одной стороны, — повысить конкурентоспособность молодежи на рынке труда и решать проблему занятости, а с другой — регулировать процесс трудоустройства (занятия вакантных мест) в так называемых «непривлекательных» сферах экономики;

• организовать обязательную работу школьных психологов, как со школьниками, так и с их родителями (это и другие мероприятия должны и могут осуществляться на базе КубГУ и его филиалов);

• включить в школьное расписание и обеспечить кадрами спецкурсы по основам выбора профессии, теории и практики поиска работы (как факультатива для желающих вследствие загруженности школьной программы), причем с применением современных технических средств и обязательным наличием экскурсионных программ, отражающих особенности отраслевой структуры экономики конкретного района края и основывающихся на посещении наиболее типичных и преуспевающих предприятий;

• организовать профессиональное обучение для учителей трудового обучения, при котором будет преподаваться специальная методика профессиональной ориентации школьников;

• обеспечить помощь школам в организации и проведении мероприятий по профессиональной ориентации со стороны представителей

государственных социальных институтов, а также предприятий и организаций. Профессиональная ориентация молодежи должна стать одним из основных направлений деятельности центра занятости района;

• проводить регулярное информирование школьной молодежи через центры занятости, средства массовой информации о потребностях рынка труда, о возможности профессионального обучения;

• направлять усилия пропаганды на вытеснение престижа и хорошей оплаты труда как основных составляющих профессий. Это приведет к постепенной утрате их способности становиться главными факторами профессиональной ориентации, в то время как интерес, физические данные, предрасположенность к выполнению тех или иных профессиональных обязанностей станут важнее для школьников;

• обобщить имеющийся опыт установления связей школы с производственной сферой, разработать концепцию активного взаимодействия учебных заведений и рынка труда для решения задач повышения кадрового потенциала региона. Итак, существующие проблемы взаимосвязи

рынка труда и рынка образовательных услуг требуют целого комплекса продуманных мер долгосрочного характера. И именно образование — тот социальный институт, который способен предоставлять разнообразные наборы образовательных услуг в соответствии с требованиями рынка труда. Анализ опыта работы образовательных учреждений

в странах с развитой рыночной экономикой показывает почти повсеместное наличие специализированных систем, включающих нормативно-правовое обеспечение, финансовый механизм, наличие специализированных служб, обеспечение тесных связей с работодателями, функционирование системы социального и экономического партнерства и т. п. Модернизация системы профессионального образования и адаптация ее к рынку труда позволят повысить уровень социально-экономической отдачи системы профессионального образования, создадут условия для реструктуризации кадрового состава организаций, профессионального и социального развития молодых людей, снизят уровень социальной напряженности на рынке труда и в обществе в целом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Васильев В. Н., Гуртов В. А., Питухин Е.А. и др. Рынок труда и рынок образовательных услуг в субъектах Российской Федерации. — М., 2007 — 680 с.

2. Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации за 2004 год. / Под общ. ред. С. Н. Бобылева. — М., 2004. — 160 с.

3. Россия в цифрах: Краткий стат. сб. / Рос-стат. - М. , 2007. - 494 с.

4. Труд и занятость в России. Стат. сб. / Рос-стат. - М. , 2006. - 502 с.

5. Экономика труда и социально-трудовые отношения. / Под ред. Г. Г. Меликьяна, Р. П. Колосовой. - М. , 1996. - 623 с.

Подписка eUBRARy.RU

Теперь журналы Издательского дома «Финансы и Кредит» стали доступны в электронном виде в Научной Электронной Библиотеке (eLIBRARY.RU).

На сайте eLIBRARY.RU можно оформить годовую подписку на текущие и архивные выпуски журналов, приобрести отдельные номера изданий или статьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.